Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Топ:
Определение места расположения распределительного центра: Фирма реализует продукцию на рынках сбыта и имеет постоянных поставщиков в разных регионах. Увеличение объема продаж...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Отражение на счетах бухгалтерского учета процесса приобретения: Процесс заготовления представляет систему экономических событий, включающих приобретение организацией у поставщиков сырья...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Уполаживание и террасирование склонов: Если глубина оврага более 5 м необходимо устройство берм. Варианты использования оврагов для градостроительных целей...
Дисциплины:
2017-10-11 | 663 |
5.00
из
|
Заказать работу |
Содержание книги
Поиск на нашем сайте
|
|
Мораль – это совокупность правил, норм, принципов, которые определяют поведение людей. В отличие от правовых, нравственные нормы фиксируются только в традициях, обычаях, в сознании, в привычном поведении и тем не менее имеют силу требований, предписаний.
Нравственным считают того, для кого нормы морали выступают как его собственные убеждения и привычные формы поведения. Мотивы нравственности: страх наказания, чувство долга, стремление к добру,…
Цели и задачи нравственного воспитания личности.
Цель нравственного воспитания школьников: 1) формирование у детей ценностных ориентаций в области морали, моральных убеждений (рациональная форма проявления):
- развитие нравственных чувств (эмоциональная форма);
- выработка нравственно необходимых навыков и привычек поведения (поведенческая форма).
Задачи нравственного воспитания (стратегия деятельности педагога):
- выработать внутреннюю позицию, такую, чтобы объективные требования нравственности стали субъективной нормой поведения ребенка. Т.е. чтобы человек сам себя регулировал, сам себя «держал в руках».
Содержание нравственного воспитания.
Содержание воспитания – это совокупность знаний, норм поведения, ценностей, идей и идеалов, элементов материальной и духовной культуры общества, которые подлежат усвоению, интериоризации, превращению в индивидуальный внутренний мир личности.
Базовая культура личности – система норм, убеждений, ценностей, стиля жизни, поведения.
Нравственное воспитание – формирование у детей системы моральных отношений к себе, к другому, к ячейке, к стране, обществу, к другим народам, к труду, к материальным ценностям, к искусству.
|
Содержание нравственных стержневых качеств личности. Насчитывают свыше 260 нравственных качеств личности. Их можно сгрупировать следующим образом:
1) Отношение субъекта к себе. В психологии самооценка – стержневая характеристика личности. Такой объект, как собственная персона, не может избежать никто. Как это отношение проявляется? Когда отношение к себе проявляется в превосходной степени, речь идет о таких качествах, как гордость, высокомерие, чванливость и т.п. Какое из этих качеств имеет место, зависит от степени и качеств проявления. (На доске: «отношение к себе} гордость, высокомерие,…»). Когда у человека наблюдается адекватность собственных заслуг, то такое отношение к себе называют чувством собственного достоинства. Когда человек сдержан в признании своих заслуг, говорят о скромности. Отсутствие достоинства порождает холопство, хамство, и.т.д.
2) Отношение к другому как к наивысшей ценности – гуманности, гуманность проявляется в доброте, отзывчивости, внимательности, великодушии, в ориентации на интересы другого человека в сопереживании его состоянию.
3) Отношение к труду: добросовестность, инициативность.
Уровни нравственного развития.
1) Доморальный уровень: ребенок и многие взрослые исполняют требования морали под страхом наказания (внешний контроль). Дети действуют часто подражательно.
2) Конвенциональный уровень: Мораль соблюдают, подчиняясь требованиям общества, чтобы успешно жить с окружающими, это тоже внешний контроль, хотя и более сознательный.
3) Автономный уровень: Моральные нормы являются жизненными принципами, человек служит им добровольно, даже если это угрожает его жизни. Это внутренний контроль.
В процессе нравственного воспитания широко применяются такие методы, как убеждение и личный пример, совет, пожелание и одобрительный отзыв, положительная оценка действий и поступков, общественное признание достижений и достоинств человека. Также целесообразно проведение этических бесед и диспутов на примерах художественных произведений и практических ситуаций. Одновременно спектр нравственного воспитания предполагает как общественное порицание, так и возможность дисциплинарных и отсроченных наказаний
|
Понятие эстетики.
Слово «эстетика» происходит от греческого слова, которе в переводе означает ощущение, чувство. Это слово употребляют в плане чувственного воспитания, формирования чувств в области прекрасного. Область прекрасного может распространяться на природу, труд, отношение людей, на быт, на все, с чем сталкивается человек. Но основным носителем, агентом формирования эстетической культуры является искусство.
Эстетические категории – все, что характеризует прекрасные и безобразные проявления, возвышенные и низменные.
Эстетические категории | Антиэстетические категории |
Прекрасный Возвышенный Изящный | Низменный Безобразный Грубый …… |
2. Цель эстетического воспитания – формирование эстетической культуры личности, которая включает в себя такие компоненты:
- эстетическое восприятие – способность выделять в искусстве и жизни эстетические свойства, образы.
- эстетические чувства – эмоциональные состояния, вызванные оценочным отношением человека к явлениям действительности и искусстве.
- эстетические потребности – нужда в общении художественно – эстетическими ценностями, в эстетических переживаниях.
- эстетические вкусы – способность оценивать произведения искусства.
- эстетические идеалы – социально и индивидуально - психологически обусловленные представления о совершенной красоте в природе, быту, человеке, искусстве.
Содержание эстетического воспитания.
Поскольку эстетическое воспитание осуществляется с помощью искусства, через познания прекрасного в жизни, природе, в нравственном облике человека, в общественных отношениях, то оно реализуется прежде всего в процессе обучения на уроках литературы, музыки, изобразительного искусства. Содержание эстетического воспитания должно охватывать изучение и приобщение к различным жанрам искусства- к литературе, музыке.
Литература:
Основная:
1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005. -427с(117-121)
2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с 25-27.-516 с.
Контрольные вопросы:
1. Понятие и виды мировоззрения.
|
2. Структурные компоненты мировоззрения
3. Понятия: «мораль», «этика», «нравственность»
4. В чем отличие административных, юридических и нравственных норм поведения.
5. Назвать нравственные качества личности.
6. Как проявляются доморальный, конвенциональный и автономный уровни нравственности
7. Понятие эстетики.
8. Назвать эстетические категории
9. Способы осуществления эстетического воспитания
Лекция № 3
Тема: Методы и средства воспитания.
Цель: Дать характеристику методов и средств воспитания.
План лекции:
1. Понятие о методах и средствах воспитания.
2. Функции методов воспитания
3. Классификация методов воспитания.
4. Характеристика методов воспитания.
1.Понятие о методах и средствах воспитания Методы воспитательного воздействия - это конкретные пути влияния на сознание, чувства, поведение воспитанников. Методы воспитания следует отличать от средств воспитания, с которыми они связаны. Метод воспитания реализуется через деятельность педагога-воспитателя, средство же (книга, кинофильм и пр.) может влиять и вне деятельности педагога, без педагога. Метод- инструмент прикосновения к личности (А.С. Макаренко)
Средство воспитания – это то, через что реализуется метод.
Средства воспитания могут быть самыми разнообразными по характеру и форме:
-формы воспитательной работы (предметные кружки, утренник, вечер клубная работа)
-виды деятельности (труд, художественно-эстетическая деятельность)
- предметы материальной и духовной культуры различная наглядность(художественные картинки, книги,журналы)
- технические возможности (интерне т, школьное радио, учебное телевидение)
- живое слово педагога
- в целом личность учителя
2. Функции методов воспитания.
Даже добрые поступки, не говоря уже о плохих, дети совершают неосознанно, неадекватно оценивают происходящее события. Даже эмоционально реагируя на них, они не дают себе отчета в их значении. Дело здесь очевидно, в том, что имеющихся у них знания недостаточны для анализа реальных отношений. Школьнику не удается выделить и осознать те этические и нравственные понятия и нормы, которые утверждаются или нарушаются в данной конкретной ситуации. Неустойчивы система мотивации и ценностных ориентаций. И все это – следствие того, что сознание школьников, их убеждения сформированы недостаточно. Они нуждаются в духовном наставнике.
|
Функции методов воспитания:
- способствовать формированию понятий, представлений, принципов, оценок, взглядов и убеждений.
- содействовать образованию, социально ценных мотивов и способов поведения.
Итак, сознание школьников сформировано недостаточно. Неустойчива мотивация и способы поведения. Их необходима помощь духовного наставника.
3.Классификация методов воспитания.
В педагогике нет строго научной классификации методов. Большинством специалистов выделены и наиболее изучены 5 методов: убеждение, упражнение, предмет, поощрение, наказание и их конкретные варианты, которые иногда называют примерами.
Известна следующая классификация:
а) методы формирования сознания – это методы словесного разъяснения и воздействия на чувства. Рассказ, беседа, лекция, пример.
б) методы убеждений, с помощью которых формируются взгляды, представления, понятия воспитуемых, (внушение, повествование, диалог, доказательство, призывы, убеждение);
в) методы формирования опыта поведения- методы организации деятельности учащихся: приучение, упражнение, поручение, требование, создание воспитывающих ситуаций.
в) методы стимулирования и коррекции поведения и деятельности: требование; постановка перспективы, соревнование, поощрение, наказание.
Методы самовоспитания- личные обязательства, самоотчет, самоанализ, самоконтроль, самооценка.
Методы контроля, самоконтроля и самооценки: наблюдение, опросные методы (беседы, анкетирование),тестирование, анализ результатов деятельности (сочинений, рисунков)
|
|
Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...
Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...
Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!