Тема: Общие концепции процесса воспитания. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема: Общие концепции процесса воспитания.

2017-10-11 1085
Тема: Общие концепции процесса воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Цель: Раскрыть суть исторически сложившихся концепций воспитания

План лекции:

1. Исторически сложившиеся подходы к воспитанию

2 Социальная и физологическая основы воспитания.

3. Психологическая и педагогическая интерпретация процесса воспитаания.

4. Гуманистические и авторитарные воспитательные концепции.

 

1. Исторически сложились разные подходы к воспитанию:

-воспитание как своеобразное принуждение (Платон)

- воспитание как помощь ребенку в жизни (Песталоцци)

- воспитание как создание условий для свободного развития ребенка (Руссо)

- воспитание как управление и надзор (Гербарт)

- воспитание как выработка заданных норм (бихевиоризм) и др.

- и др.

2. а)Характеризуя воспитание, подчеркивают его социальную основу. Воспитание находится в глубокой зависимости от особенностей и уровня развития общества, от системы образования страны.

б) Воспитание имеет и физиологическую основу. У человека формируются условные рефлексы, реакции на воздействие окружающей среды. Это ведет к выработке стереотипов поведения. Стереотипы -это устойчивые привычные реакции, которые закрепляются и ведут к образованию характера. «Посеешь привычку – пожнешь характер». Психологи доказали связь: поступок –привычка –характер. Для педагогики важно то, что привычки, т.е. условные рефлексы, стереотипы поведения, поддаются формированию. Итак, с точки зрения физиологии воспитание – это образование условных рефлексов.

Условные рефлексы в воспитании – это социальные рефлексы, так как они приобретаются от общения в социальной среде, от воздействия окружения (семья, учителя, сверстники).

3. Психологи объясняют (интерпретируют) воспитание как процесс интериоризации: т.е. перевод социальных, внешних по отношению к личности знаний, норм, ценностей во внутренний план. Человек видит, воспринимает поведение и действия других, подражает им (или осуждает); присваивает себе нечто внешнее, имеющееся в социокультурной среде и качественно изменяется. На основе этого происходит экстериоризация – перевод из внутреннего плана во внешний, теперь он сам поступает так или иначе. Под внутренним планом понимают психические процессы (восприятие, мышление,) что способствует интериоризации. Этому способствует воспитание.

4. Гуманистические и авторитарные воспитательные концепции.

Одной из главных проблем воспитания с начала ХХ века является соотношение свободы и принуждения в воспитании. В социально-физиологическом плане это звучит так: насколько каждый человек свободен от общества в удовлетворении потребностей и реализации своих возможностей.

Сейчас выделяют 2 группы воспитательных концепций: гуманистические и авторитарные. В социологии в зависимости от степени свободы личности выделяют 2 взгляда на социализацию:

1) индивидоцентрический, когда личность – высшая цель и ценность общественного развития;

2) социоцентрический взгляд, когда личность – часть общества, и ее значимость определяется ее вкладом в общество. Отсюда говорят о двух видах воспитания: «в одном – делается акцент на индивидуальные ценности и цели, в другом – на общественно значимые». В педагогике гуманистический подход называют личностно ориентированным, авторитарную педагогику – социально ориентированной.

Система воспитания и официальная концепция в советское время называлась коммунистической, которая сегодня характеризуется как авторитарная. Дело в том, что система образования отражает социальные, политический, идеологические установки,доктрины. Вся господствующая система советского периода была авторитарной, соответствовала ей и система воспитания. Это значит, что воспитание не только школьников, но и всего населения контролировалось политической властью и носило крайне идеологизированный характер. Самой главной задачей школы считалось формирование преданности партии, способность ставить общественные интересы выше личных. Ученик и население выступали объектами воздействия. Воспитательная работа носила формальный характер, была пронизана политикой и коммунистической идеологией. Преобладали коллективные формы работы, был абсолютизирован принцип воспитания в коллективе. Учитель – проводник идеологического влияния. Учителя работали авторитарными способами, т.е. преобладали требования, контроль, подавление самостоятельности. Сегодня это воспитание называют педагогическим насилием.

Феномен «коммунистическое воспитание» - пример крайнего варианта социально ориентировано воспитания. Все воспитательные концепции в мире до начала ХХ века были приимущественно авторитарными.

В чем выражается авторитарность воспитания?

- ориентация на образование по единой программе, с некоторой дифференциацией, т.е. цели и содержание воспитания и образования были для всех едины.

- ориентация на формирования заданного уровня академических знаний.

- ориентация на формирование личности по заданному эталону.

Примером авторитарной системы воспитания можно считать воспитание в древних рабовладельческих государствах. В средневековой Европе обучение и воспитание подчинялись жесткому контролю со стороны церкви. В начале 19 века Гербарт обосновывает систему воспитания, в которой основную роль играет управление поведением ученика с помощью таких методов, как назидание, угроза, требование, наказание. Взгляды Гербарта повлияли на работу классических гимназий в Германии, России. В них преобладали формальные методы воздействия на детей, зубрежка, дисциплинарные меры, вплоть до телесных наказаний.

Амонашвили Шалва Александрович. Разработчик оригинальной концепции гуманной педагогики. Гуманная педагогика ориентирована на личность ребёнка, абсолютное отрицание авторитарной, императивной (повелительной, приказной) педагогики.

· Законы учителя: любить ребёнка, понимать ребёнка, восполняться оптимизмом к ребёнку.

· Принципы: очеловечивания среды вокруг ребёнка, уважение личности ребёнка, терпение в процессе становления ребёнка.

· Заповеди: верить в безграничность ребёнка, в свои педагогические способности, в собственное, возможно неизвестное родителям и окружающим предназначение ребёнка, в силу гуманного подхода к ребёнку.

· Опоры в ребёнке: стремление к развитию, к взрослению, к свободе.

· Личностные качества учителя: доброта, откровенность и искренность, преданность.[10]

Ш. А. Амонашвили выдвигает следующую установку в воспитании: принятие любого ученика таким, каков он есть: «мы должны быть людьми доброй души и любить детей такими, какие они есть». «Понимать детей — значит стать на их позиции»

Гуманистический подход. Реакцией на авторитарность, технологизм в педагогике, явилась гуманистическая психология. (Маслоу, Роджерс).

Личность – неповторима, высшая ценность, обладающая иерархией потребностей. Высшей потребностью личности является потребность в самоактуализации, т.е. в реализации своих возможностей.

Правила гуманистического общения:

- демонстрировать доверие детям, верить в возможность развития каждого ребенка.

- помогать детям осознавать себя, формулировать цели.

- выступать для учащихся источником опыта

- уметь придать личностную окраску преподаванию.

- неформально, тепло общаться с учащимися.

- внимание к внутреннему миру ребенка

Литература:

Основная:

1.Педагогика Под ред. Л.П. Крившенко. М, 2005.-427с

2.Харламов И.Ф. Педагогика. М. 1999 с 14-19. с

3. Волынкин В.И. Педагогика в схемах и таблицах.- М.2008.- 228 с.

Дополнительная

1. Амонашвили Ш. А. Обучение. Оценка. Отметка. — М., 1980

2. Амонашвили Ш. А. Здравствуйте, дети!: Пособие для учителя -М., 1983

3..Амонашвили Ш. А. Размышления о гуманной педагогике-М.,1996г, - 630с

2. Белухин Д.А. Основы личностно- ориентационной педагогики. М,1996, -364с

3. Никандров Н.Д. Социализация и воспитание на рубеже веков- М, 2000, -282с

Контрольные вопросы:

1. Исторически сложившиеся подходы к воспитанию

2. Социальная основа воспитания

3. Физиологическая основа воспитания

4. Психологическая интерпретация процесса воспитания

5 Понятие интериоризации и экстериоризации

6 Авторитарные концепции воспитания.

7 Феномен коммунистического воспитания

8.Гуманистический подход к воспитанию

Лекция № 2.

Тема: Содержание воспитания.

Цель: Формирование знания о сущности мировоззрения, нравственности и эстетического воспитания и др.

План лекции:

1. Понятие и сущность мировоззрения.

2. Задачи и содержание нравственного воспитания

3. Сущность эстетического воспитания.

 

1.Мировоззрение – система философских, научных, социально-политических, нравственных, эстетических взглядов и убеждений, которые отражают в сознании человека общую картину мира и определяют направленность его деятельности.

Виды мировоззрения: научные (опираются на научную картину мира), религиозная (опирается на интуитивно-эмоциональный, субъективный религиозный опыт личности) и обыденное, житейское мировоззрение (формируется под влиянием непосредственных условий жизни людей). Структурные компоненты мировоззрения: система знаний, взгляды, убеждения, идеалы.

знания – система научных истин

Взгляд – суждение субъективное, определяющее отношение человека к происходящему.

Убеждение – глубоко осмысленные, эмоционально-пережитые идеи, относящиеся к идеологии, нравственности, искусству и которые определяют твердость жизненных позиций личности.

Идеал – осмысление и эмоциональное принятие наивысшего совершенства в чем-нибудь; это то, что становится жизненным стремлением человека. Пути и средства формирования мировоззрения.

1.Обучение, воспитание.

2. Трудовая и общественная деятельность.

3. Опыт общения. Все это перестраивает внутренний мир, развивает потребность активного сознания как свойств личности.

2.Понятие нравственности. Всякой деятельности сопутствует определенный мотив, намерение. О нравственности человека судят по его поведению. Единицей поведения является поступок. Поступок выражается в каком-либо действии. Нравственная деятельность не существует в чистом виде. Нравственный аспект присущ любой деятельности, проявляется всегда и везде.В поступке можно выделить внешнюю сторону (действие) и внутреннюю, невидимую (цели, намерения, мотивы).

 
 
Поступок


 

       
   
 

 

 


С определенного возраста ребенок скрывает свои намерения, боясь быть непонятым, т.к. уже имеет опыт общения. И вот тут – первое противоречие: учитель, родители и есть как раз те самые люди, к которым он должен испытывать тягу раскрыться, объясниться, выяснить. Ведь они – духовные наставники. Груз нераскрытых побуждений давит на ребенка, создает тревожное состояние. Нельзя оценивать поступок, не зная причин, т.к. именно мотив придает смысл (нравственный или безнравственный) поступку.

Структура нравственного поступка: 1) намерение, мотив; 2) результат (социально и лично значимый); 3) эмоциональное переживание; 4) общественная оценка; 5) самооценка; Эмоциональные переживания и оценка выявляют соответствие намерения результату.

Нравственный облик человека включает в себя внутренний мир и внешние проявления и формируется всю жизнь. Внутренний мир предполагает понимание того, как и почему ему следует поступать так, а не иначе. Внешние проявления – суждения и поступки. Ребенок не рождается злым или добрым, все это – результат влияния окружения (семья, улица, школа), воспитания и разных обстоятельств.


Поделиться с друзьями:

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.028 с.