Характеристика проходимых рек. — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Характеристика проходимых рек.

2017-10-11 487
Характеристика проходимых рек. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Собь - река, берущая своё начало на восточных склонах Полярного Урала. Собь проходит через п. Харп.

Собь является левым притоком Оби и впадает в неё около п. Катровож. Даль в "Толковом словаре", ссылаясь на "пермяцкий язык", толкует, как приданное, приток(большой реки)

Длина 185 км,

Площадь водосбора 5890 км2.

Питание реки преимущественно снеговое. Половодье в июне — июле.

Средний многолетний годовой расход воды (расчётный) около 50 м³/с (гидрологический пост в п.Харп).

Устье - 322 км от устья Оби, у села Катровож.

Протекает по Ямало-Ненецкому автономному округу

Объем годового стока 1,5 км.

Основные притоки: слева — Большая Пайпудына, Ханмей, справа —енга-Ю, Орехъеган, Хараматолоу, Лупанеган.. Половодье - в июне, когда в горах тает снег.

Река богата рыбой: хариус, таймень, щука.

На реке Собь в поселке Харп находится единственный на маршруте (Z-образный) порог. Категория порога - 2 (для байдарок), количество каскадов - 3. Проходится левее центра (первый каскад) и далее по струе.

Река Хараматолоу является правым притоком Соби и впадает в нее двумя руслами, разделенными галечной косой. Образуется слиянием истоков: Большая Хараматолоу — слева и Малый Хараматолоу — справа, устье находится в 74 км по правому берегу реки Собь. Длина реки 22 км, площадь водосборного бассейна — 949 км². Протекает в скальном каньоне, в наиболее узкой части которого, в 12 км от устья находятся пороги Титова и Гагарина 2-3 категории сложности. Входить в Хараматлоу нужно дальним (правым) руслом. Ориентир - высокая стоянка со столиком в лиственницах на высоком «мысу» правого берега.

Номенклатура карт:

1:1 000 000 Q-41. Воркута Q-42

1:200 000:Лист Q-41-XI,XII - Харп, Q-41-XVII,XVIII - Лохпод-Горт,

Описание препятствий водной части маршрута.

Вид препятствия Категория сложности Длина препятствия Характеристика препятствия Способ прохождения
р. Кутсайоки
Участок реки от ст.Полярный Урал до ст.Собь н/к 28 км Мелководья, перекаты Проводка или обнос препятсвий по берегу. В случае когда 1/3 участка непроходимо, прохождение нецелесообразно
Пор. «Харпский» (1 ступень) вторая 200 м Ориентир – подвесной мост, трехэтажное здание на высоком левом берегу. В русле беспорядочные камни, стоячие валы до 1 м. Проход ближе к ЛБ или в центре порога
Пор. «Харпский» (2 ступень) вторая 50 м Ориентир – высокая насыпь на левом берегу с ангаром зеленого цвета. Обливной камень справа. Косые валы в конце порога. Проход по центру.
Пор. «Харпский» (2 ступень) вторая 150 м Ориентир – мост через реку. В центре порога камень-скала. Проход по центру. Большие стоячие валы (около 1,5 м) Прохождение препятсвия после осмотра с берега, при низкой воде на разгруженных байдарках
Прп. Шивера Енга-Ю н/к 100 м Ориентир – дачный домик на высоком левом берегу. Стоячие и косые валы до 0,5 м По центру
р.Хараматлоу
Волок вверх по Хараматлоу н/к 8-12 км Движение вверх против течения реки, прохождение каньонных участков с обрывистыми скальными берегами и сильными прижимами Проводка байдарок бечевой или волок по берегу
Пор. Гагарина-Титова Вторая - третья Нет информации Нет информации Проходятчся после предварительного осмотра на разгруженных лодках, по решению руководителя похода исходя из готовности группы

Стоянки на маршруте

На маршруте большое количество мест, підходящих для организации стоянок. Проблемы с дровами возможны лиш на участе от ст..Полярный Урал до ст..Собь, в дальнейшем по берегам появляется сначала ива, потом лиственница и пихта. С водой проблем нет – можно использовать волду из Соби и притоков, в верхнем течении использовали даже без кипячения.

При прохождении маршрута ориентировались на стоянки, рекомендованные в изученных отчетах. Все они актуальны и подходят для размещения групп до 10 человек. Большинство стоянок находяться на лесистом берегу, над водой, оборудованы кострищами, некоторые – имеют оборудование для подвешивания котла и камни для бани. Такие лесные стоянки имеют один не достаток – обилие гнуса, и потому многие группы предпочитают останавливаться на каменистих отмелях и островах, которые хорошо продуваються ветром.

Еще один из вариантов разместится на стоянку – избы на берегу. Существуют избы в устье реки Лупанъеган («биостанция»), в урочище Тушгорт («старая» и «новая» изба егеря), эти избы не запираються, оборудованы печкой и в них можно переждать непогоду. Остальные избы ниже по течению Соби закрыты на замок, в них местные хранят рыболовные снасти.

Описание стоянок:

Стоянка у ручья Кузнечиковый: есть несколько стоянок как на правом, так и на левом берегу. Основная стоянка – на ЛБ, в лиственничной роще, есть место для 3-4 палаток. Еще одна стоянка на ПБ, високо над рекой на склоне горы Пуоркеу, место для 3-4 палаток.

Эти стоянки были заняты, потому стали в 300 метрах ниже по течению, на ПБ на полянке окруженной ивовыми зарослями. Место под. 1 палатку, дров достаточно – плавник и сухостой ивы. Для растопки рекомендуем воспользоваться нижними сухими веточками лиственницы (можно наломать выше по склону).

Стоянка у ручья Восточный Ныдвоменшор:

Имеется целая серия стоянок по обеим берегам реки. Ориентир стоянок – высокая каменная горка правильной конической формы на ЛБ. От горки река разделяется на 2 русла, идти можно как в левое так и в правое. ПрПр Восточный Ныдвоменшор впадает в правое русло двумя рукавами, основной – правый (нижний по тече нию).

Из тех., которые были нами осмотрены:

- На ЛБ – 2 стоянки на отмели, много места, мало дров, не обрудованы;

- На ПБ – стоянка при впадении ручья Вост.Ныдвоменшор, с воды не видна, нужно по тропе углубится на 50 м в лесную чащу, там обширкная поляна до 10 палаток, оборудованные кострища, столик;

- На ПБ – при впадении ручья Вост.Ныдвоменшор, в 100 метрах ниже предыдущей, на лсеной полянке в районе каменистого пляжика, видна с берега, кострище, место для 4-5 палаток;

- На высоком ПБ, в 150 м ниже предыдущей, поляна видна с воды, к ней поднимается тропа, на поляне кострище, столик;

- На высоком ПБ в 300 м ниже предыдущей, после соединения обеих рукавов реки. Столик, кострище. Отсутсвие тени.

Описанные стоянки были либо заняты, либо не устроили нас. Для размещения выбрали стоянку в 150 м вверх по течению ручья Восточный Ныдвоменшор, в лесу на высоком ПБ. Эта стоянка хорошо просматривается с р.Собь, для того чтобы на нее попасть нужно подняться вверх по течению ручья. На против стоянки удобный каменистый пляж для причаливания. Места для 2-3 палаток. Стоянка оборудована кострищем и столиком, на поляне нашли остатки кострового оборудования. Выкопана яма для складирования мукора. Не смотря на находжене в лесу неплохо продувается, и потому мало комаров. Дров не много, за дровами ходили на 200-300 метров в лес где нашли упавшую лиственницу.

Стоянка у мас сива Рай-из.

Хорошая большая стоянка на левом берегу в лиственничной роще, на острове примерно в 9 км ниже устья Восточного Ныдвоменшора.. В этом месте заканчивается горный участок реки, и многие группы предпочитают сделать еще одну остановку или дневку. Мы в данном месте решили не останавливаться.

Стоянка ниже пос. Харп

Удобные места для стоянки начинаються по ПБ между устьями реки Енга-Ю и ручья Енгаюшор. Мы остановились на первуй из них. Ориентир – здание с вышкой на ЛБ, практически напротив. Берег высотой до 1,5 метра покрут лиственничным лесом, поляна на 3-4 палатки, кострище с костровым. Есть подъезд с суши (колея) но судя по завалам на ней в этом сезоне ни одна машина сюда не приезжала. Судя по описаниям других групп на ПБ ниже, и выше по течению от нашей стоянки есть удобные места где можно остановиться. На ЛБ также можно стать, но там гораздо менше дров и существует проезжая дорога от п.Харп, по которой на берег приезжают отдыхать местные жители.


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.012 с.