Политическая власть должна быть максимально рассредоточена. — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Политическая власть должна быть максимально рассредоточена.

2017-10-11 227
Политическая власть должна быть максимально рассредоточена. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При этом нас не должно вводить в заблуждение какое-либо лсевдорассредоточение власти. Если, исходя из принятой структуры, какой-либо


субъект политической власти может произвольно формировать и/или расформировывать другие субъекты или давать им обязательные для исполнения непосредственные повеления, в таком случае, несмотря на то, что субъектов больше одного, никакого рассредоточения власти не происходит. Власть сосредоточена у того субъекта, кто имеет право произвольного формирования -расформирования и право непосредственных повелений. Те субъекты, которые обязаны исполнить повеления или могут быть расформированы - являются для него подвластными субъектами (Определение 29).

Способов рассредоточения политической власти как минимум два.

Первый - разделение по функциям.

(Здесь и далее привычный термин "разделение" употребляется в смысле -"рассредоточение",).

Мы помним, что внешняя свобода предоставляется и ограничивается нормой. Таким образом, одна из важнейших функций государства - это создание норм. Один, особый орган создания норм мы уже описали. Это народ, собравшийся на референдум для принятия конституции. Референдум - штука дорогая, сложная, его нельзя использовать часто. Мы считаем, что в подавляющем числе случаев его вообще нельзя использовать. Значит обязательно нужен орган (органы) для создания норм, орган - нормотворец, законодательный орган (органы). Этот орган должен заниматься провозглашением и ограничением внешней свободы.

Обеспечением возможности осуществления внешней свободы гражданами, т.е. непосредственным исполнением норм должен заниматься другой орган (органы). Органы полиции должны следить, чтобы нашей жизни ничего не угрожало, а в случае возникновения опасности принять все меры для её предотвращения. Армия должна готовиться к отражению любой опасности, какая только может угрожать нам из-за границ территории нашей страны, а в случае необходимости отразить любую такую опасность. Органы налоговой службы должны точно и вовремя собирать налоги и сборы. Органы пенсионной службы должны точно и в срок выплачивать пенсию всем пенсионерам. И т.д. и т.п. "Тот, кто повелевает людьми, не должен властвовать над законами, тот, кто властвует над законами, не должен повелевать людьми" [71, с.231]. Здесь нужно обратить внимание на очень важное обстоятельство. Создание норм, предоставляющих и ограничивающих внешнюю свободу граждан, - прерогатива исключительно законодательного органа. Для управления государством (Определение 26) одним органам исполнительной власти более высокого уровня может понадобиться создать нормы для других органов исполнителькой власти более низкого уровня, расписав в этих нормах алгоритмы их поведения на все (желательно) случаи жизни. И это не будет вторжением в сферу деятельности законодательной власти. Важно, чтобы должностные лица исполнительной власти ясно понимали, что такие нормы для граждан порождают только права, а для них самих - только обязанности.

Отметив в Аксиоме 8 и Следствии 11 склонность к выходу за пределы внешней свободы, мы констатируем, что жизнь не может протекать гладко и бесконфликтно. До тех пор, пока люди не превратятся в ангелов, конфликты в нашей жизни неизбежны. Следовательно, нужен государственный орган (органы), который и будет заниматься разрешением любых конфликтов. Конфликтов между отдельными лицами, конфликтов между отдельными лицами и обществом, конфликтов между отдельными лицами и государством, конфликтов между обществом и государством, конфликтов между отдельными органами государства. Таким органом (органами) по разрешению консрликтов является суд.

Фемида не напрасно чаще всего изображается с завязанными глазами. Но и не только от того, что лицезрение тяжущихся может помешать принятию справедливого решения. Суд может и должен разрешить конфликт только тогда, когда конфликт стал ему известен. Однако, Фемида не должна иметь возможности самостоятельно выискивать нарушения, конфликты. В значительной части случаев существует заинтересованная сторона, которая в состоянии довести конфликт до рассмотрения суда. Но не всегда. Во всех остальных случаях это должен делать


специальный орган (органы), призванный контролировать соблюдение законов всеми, и, главным образом, другими органами государства.

Таким образом, структура государства должна содержать органы как минимум четырех принципиально разных функций (законодательный, исполнительный, судебный, контрольный) и, согласно Следствию 12, сосредоточение значительной части этих функций в распоряжении одного субъекта недопустимо. При этом не нужно строить иллюзий, что все четыре вида срункций можно разделить абсолютно строго.

Законодательный орган всегда одновременно является и органом представительным. Как следствие этого, он не может избежать исполнения функций по сформированию других органов, а также по осуществлению части контрольных функций.

Исполнительный орган не сможет функционировать, не обладая правом детализации законов для своих должностных лиц в своих подзаконных актах. Кроме того, право вето и право законодательной инициативы (если они есть) - также являются элементами законодательного процесса.

Контрольный орган для эсрфективного исполнения своей функции должен иметь возможность в определенном виде проводить расследование, что в целом является функцией исполнительного органа.

Суд, создавая прецеденты, творит нормы права, т.е. в какой-то части выполняет законотворческую функцию.

Все перечисленные взаимопроникновения говорят о том, что так называемый "принцип разделения властей" вообще-то не совсем принцип. Более того, это даже не идеал, к которому нужно стремиться, поскольку перечисленные функции никогда не смогут быть абсолютно разделены. Описанные выше взаимопроникновения неустранимы. Важно понимать, какой субъект является основным носителем конкретной функции, а какой вынужденно, по необходимости принимает на себя часть из них. Принципиально важно, чтобы функции, принадлежащие одному субъекту как основному носителю, не переходили в значительной части к другому субъекту, являющемуся основным носителем других функций. Принципиально важно, чтобы никакой субъект с одними функциями не мог подчинить себе субъект с другими функциями. Принципиально важно, чтобы субъект, не являющийся основным носителем функций, всегда находился в части осуществления этих функций в подчиненном положении по отношению к субъекту, являющемуся их основным носителем. Для того, чтобы это осуществить, полезно, чтобы ни у какого субъекта функций не было слишком много. Даже однородных функций. Этого позволяет достичь способ

Второй - разделение по уровням.

Любая страна, размером чуть больше Ватикана, Монако или Андорры, не может иметь только один уровень власти, а уж такая большая, как Россия, и подавно. Но и само по себе разделение, в принципе, уже полезно, так как позволяет дополнительно разрешить проблему, заданную Следствием 12 о необходимости рассредоточения политической власти. "Правительство становится хорошим не в результате сосредоточения или укрепления его власти, а в результате её правильного распределения. Если бы наша страна (США - С.Е.) уже не делилась на штаты, её необходимо было бы разделить" [21, с.57]. Таких уровней деления для России должно быть не менее трех - государственная власть Российской Федерации, государственная власть субъектов Российской Федерации, местное самоуправление. Причем местное самоуправление также не может быть только одноуровневым. Каждый населенный пункт просто обязан иметь орган местного самоуправления. При этом крупные города могут иметь районное деление, а крупные субъекты Российской Федерации могут делиться на муниципальные образования, включающие в себя по несколько населенных пунктов.

Возможно, найдутся и другие, кроме приведенных двух, способы рассредоточения политической власти. Ну, а пока, мы можем сформулировать


Следствие 13.

Политическая власть должна быть разделена (рассредоточена) по функциям и

Уровням.

Мы уже говорили о том, какие функции политической власти должны исполняться, по возможности, самостоятельными основными носителями. Обязательный набор функций, на которые должна быть разделена политическая власть, необходимо закрепить в

Аксиоме 18.


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.