Мин) Вступительное слово учителя. — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Мин) Вступительное слово учителя.

2017-09-29 326
Мин) Вступительное слово учителя. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Гин С.И., Прокопенко И.Е.

Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. – Луганск: «Учебная книга», «Янтарь», 2003. – 72 с.

 

 

ISBN 966-678-096-8

 

Пособие представляет собой подробные поурочные разработки курса адаптации первоклассников к школе (продолжительность курса – 5 дней). В него включена отработка организационных и психологических умений и навыков, необходимых детям для дальнейшего обучения.

 

ББК 74.202.21

 

© Гин С.И., Прокопенко И.Е., 1997

© Гин С.И., Прокопенко И.Е.,

изменения и дополнения, 2000

© «Учебная книга», 2003

ISBN 966-678-096-8

 
 

СОДЕРЖАНИЕ

 


Разговор перед уроком………………………………….........  
Учебно-тематическое планирование………………………..  
Первый день: Классный час «Здравствуй, школа!»………..  
Второй день:  
Урок 1…………………………………………………….  
Урок 2…………………………………………………….  
Урок 3…………………………………………………….  
Третий день:  
Урок 1…………………………………………………….  
Урок 2…………………………………………………….  
Урок 3…………………………………………………….  
Четвертый день:  
Урок 1…………………………………………………….  
Урок 2…………………………………………………….  
Урок 3…………………………………………………….  
Пятый день:  
Урок 1…………………………………………………….  
Урок 2…………………………………………………….  
Урок 3 Праздник «Посвящение в ученики»…………...  
Приложение:  
Для классного часа «Здравствуй, школа!»……………..  
Физкультминутки для уроков…………………………..  
Для праздника «Посвящение в ученики»……………...  
Литература…………………………………………………….  

 


РАЗГОВОР ПЕРЕД УРОКОМ

 

Здравствуйте, дорогие учителя-«первоклассники!»

Завтра – 1сентября...

И вновь с радостью и волнением Вы идете «в первый раз в первый класс». Действительно, в первый раз, потому что сколько бы классов до этого у Вас ни было, этот «первый» все равно впервые...

И чтобы завтра Вы уже немного знали про своих учеников, сегодня Вам предстоит встреча с их родителями: сегодня у Вас первое родительское собрание.

На собрании Вы расскажете о себе, об учебных программах и своих требованиях; узнаете, с каким настроением дети и родители идут в школу, чего они ждут от учителя. Мамы и папы получат свое первое домашнее задание (ведь родители тоже будут учиться: учиться быть родителями ШКОЛЬНИКА). Задание такое: написать сочинение о своем ребенке – как он рос до школы, какой у него характер и привычки, как он общается со сверстниками и взрослыми, чем увлекается, что любит и что не любит, на что учителю нужно обратить особое внимание...

А Ваши завтрашние ученики так же, как и Вы, с радостью и вол­нением ожидают 1 сентября: какая она, школа?

Любая работа, любое серьезное дело требуют времени на то, чтобы в него втянуться, войти в курс дела, привыкнуть. Школа – не исключение. О необходимости периода адаптации для первоклассников сейчас много говорят и пишут. Нам известны следующие работы, наиболее подробно раскрывающие эту тему:

– Цукерман Г.А., Поливанова К.Н. «Введение в школьную жизнь». - Москва, 1992 (курс рассчитан на первые две недели обучения в классах развивающего обучения);

– Кушнир Н.Я., Максимук Н.М. «Введение в школьную жизнь».– Минск, 1995 (курс рассчитан на первые четыре недели обучения в обычном классе);

Тем не менее мы предлагаем Вам еще один вариант адаптационного курса – «Первые дни в школе», рассчитанный на одну неделю.

По нашим наблюдениям, процесс адаптации к школе идет по двум направлениям.

Первое – психологическая адаптация, или привыкание. Этот процесс проходит неоднородно и неравномерно, его сроки могут существенно различаться у разных детей, и работа в этом направлении может продолжаться учителем даже в течение первого учебного года.

Второе направление – освоение организационных навыков и умений для учебы в школе. Можно сравнить школу с производством: и ученику, и рабочему в начале трудной деятельности необходимо пройти инструктаж, изучить, с чем и какими средствами и способами предстоит работать. Для школьника это основные правила поведения на уроке, навыки индивидуальной и коллективной работы, организация обратной связи с учителем и др.

Мы предлагаем процесс освоения формализованных навыков вынести «за скобки», отвести первую учебную неделю на первичное освоение этих навыков. Наш опыт показывает, что этого времени вполне достаточно для достижения данной цели.

Наша программа рассчитана на пять дней: в первый день проводится, один урок, в остальные дни – по три урока. (Возможно проведение четвертого урока в этот период: динамическая перемена, му­зыка, рисование, труд и др.)

Цели курса «Первые дни в школе»:

– психологическая адаптация детей;

– знакомство с основными школьными правилами;

– привитие навыков индивидуальной, парной и коллективной работы;

– обучение элементарным приемам обратной связи;

– развитие внимания, памяти, мышления, воображения;

– организация классного коллектива.

Для занятий в первую школьную неделю детям необходимы:

· тонкая тетрадь в клетку (без полей);

· ручка;

· цветные карандаши.

Рекомендации по работе с тетрадью:

ü тетрадь должна быть подписана;

ü детям тетради на дом не раздаются;

ü все задания выполняются только на правой странице тетради, для того чтобы во время выполнения заданий предыдущие рисунки не отвлекали внимание учащихся;

ü на каждой странице выполняется только одно задание.

Весь учебный материал дается в виде диалогов, игр, сюжетных уроков, а также через обсуждение художественных произведений и выполнение практических работ. В приложении предлагается дополнительный литературный материал.

Успехов Вам и Вашим детям!

 

Мы благодарим учителей г.Гомеля

Ларочкину Т.П. и Павленок Т.А. (ЭШЛ №51),

Абрамову Т.Н. и Кулик Л.А. (СШ №61),

чьи замечания и пожелания помогли нам в работе.


УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 

Первый день

Классный час «Здравствуй, школа!»

 

Второй день

1-й урок. Знакомство детей с учителем и между собой.

2-й урок. Формы устного ответа.

3-й урок. Умение выражать свои эмоции.

Третий день

1-й урок. Парная форма работы.

2-й урок. Школьные правила вежливости.

3-й урок. Экскурсия по школе.

Четвертый день

1-й урок. Обратная связь на уроке.

2-й урок. Противоречие «люблю – не люблю».

3-й урок. Умение выражать свои мысли.

Пятый день

1-й урок. Выходы из спорных ситуаций.

2-й урок. Понятие содержательной оценки. Школьные принадлежности.

3-й урок. Праздник «Посвящение в ученики».

 

УСЛОВНЫЕ ОБОЗНАЧЕНИЯ

 

Слова учителя оформлены как прямая речь:

– Начинаем наш урок!

Методические рекомендации и пояснения даны курсивом:

Учитель читает стихотворение.

 

Ответы детей – знак «многоточие»:

– Для чего звенит звонок?

– …

 

Действия детей помечаются звездочками:

– Повторите это упражнение.

***

ПЕРВЫЙ ДЕНЬ

КЛАССНЫЙ ЧАС «ЗДРАВСТВУЙ, ШКОЛА!»

 

После торжественной линейки учитель вместе с детьми и родителями идет в класс, где проводится классный час «Здравствуй, школа!»

Рекомендуется в структуру классного часа включить следующие моменты:

– Поздравление с началом обучения.

(Могут принимать участие родители, старшеклассники, заранее подготовленные первоклассники).

 

– Беседа об отношении детей к школе.

(Зачем вы пошли в школу? Чему вы хотите научиться? Что вы уже умеете делать? и т.д.).

 

– Анкетирование детей. (На первой странице тетради напишите буквы и цифры, какие знаете; нарисуйте что-нибудь и подпишите свой рисунок и др.).

 

– Ознакомление с целями и содержанием первой учебной недели.

 

Литературный материал и тексты песен для проведения классного часа смотрите в приложении.

ВТОРОЙ ДЕНЬ

УРОК 1

 

ТЕМА: Знакомство детей с учителем и между собой.

ЦЕЛИ:

– познакомить детей с учителем и между собой;

– ввести правило «Хочешь говорить – подними руку»;

– учить детей задавать вопросы по теме «Знакомство»;

– развивать речь, внимание, наблюдательность.

 

ХОД УРОКА

 

Дети до урока рассаживаются кто с кем хочет. Рекомендуется, чтобы в первую школьную неделю дети сидели друг с другом по своему желанию, даже возможно, чтобы каждый день дети пересаживались на другие места (при этом учитель учитывает медицинские показания). После окончания вводного курса учитель с учетом особенностей детей рассаживает их и составляет схему посадки.

 

Мин) Знакомство с учителем.

Правило «Хочешь говорить – подними руку».

– Вы знаете, что меня зовут Ирина Евгеньевна. Но вы не можете сказать, что я люблю, чем увлекаюсь, какая у меня семья, где я живу, как я провела лето, есть ли у меня домашнее животное, какие фильмы и певцы мне нравятся. Все это вы можете узнать, задавая мне вопросы. Спрашивайте, что вас интересует, я буду отвечать.

Обычно ситуация разворачивается так: вначале несколько одиночных («пробных») вопросов, на которые учитель отвечает. А потом дети начинают задавать вопросы все одновременно, не слушая и перебивая друг друга. В этом месте учитель прекращает диалог:

– Стоп! Когда все говорят одновременно, получается шум, вы не слышите друг друга, перебиваете, и мне трудно понять, что вы говорите. Чтобы такого не было, в школе есть правило: «Хочешь говорить – подними руку» (учитель демонстрирует жест).

– А теперь будем задавать вопросы, как положено ученикам. Итак, что вы еще хотите спросить у меня?

– Вы обо мне уже много узнали, а теперь вы познакомитесь между собой.

 

3. (1 2 мин) Игра «Давайте познакомимся».

Знакомство детей проходит в виде игры: учитель называет опорное слово (например: «Имя», «Семья», «Лето» и др.), а дети должны задавать вопросы своим соседям по парте на эту тему.

В конце игры учитель дает время для «свободного» обмена вопросами: «О чем еще вы бы хотели узнать другу друга?»

Чтобы ученики смогли познакомиться не только с соседями по парте, но и с другими детьми, учитель проводит игру «Пересадки». По сигналу учителя дети пересаживаются на другие места и происходит аналогичное знакомство с новым соседом. Игра проводится 4–5 раз, после чего все возвращаются на свои первоначальные места.

– Я уверена, что вы смогли познакомиться друг с другом.

 

4. (7 мин) Чтение рассказа.

– Сейчас мы знакомились. Мы задавали различные вопросы, чтобы лучше узнать друг друга. А теперь послушайте рассказ про мальчика Дениску, который почему-то не любил знакомиться...

Учитель читает рассказ В. Драгунского «Ничего изменить нельзя» (в сокращении):

Я давно уже заметил, что взрослые люди задают маленьким очень глупые вопросы. Они как будто сговорились. Получается так, словно они все выучили одинаковые вопросы и задают их всем ребятам подряд. Я так к этому делу привык, что наперед знаю, как все произойдет, если я познакомлюсь с каким-нибудь взрослым.

Это будет так:

«Ну, Денис, как тебя зовут?»

Конечно, если бы я был невежливый человек, я бы ему сказал: «Сами знаете! Ведь вы только сейчас назвали меня по имени, зачем же вы несете несуразицу?» Но я вежливый. Поэтому я притворюсь, что не расслышал ничего такого, я просто криво улыбнусь и, отведя в сторону глаза, отвечу: «Денисом».

Он с ходу спросит дальше: «А сколько тебе лет?» Как будто не видит, что мне не тридцать и даже не сорок! Ведь видит же, какого я роста, и, значит, должен понять, что мне самое большое семь, ну, восемь от силы, – зачем же тогда спрашивать? Но у него свои, взрослые взгляды и привычки, и он продолжает приставать:

«А? Сколько же тебе лет? А?». Я ему скажу: «Семь с половиной».

Тут он расширит глаза и схватится за голову, как будто я сообщил, что мне вчера стукнуло сто шестьдесят один. Он прямо застонет, словно у него три зуба болят:

«Ой-ой-ой! Семь с половиной! Ой-ой-ой!... Что делается, что делается! Семь с половиной! Уже! – И добавит: – А я тебя вот такусеньким знал!»

И он отмерит в воздухе сантиметров двадцать. В то время, когда я точно знаю, что во мне был пятьдесят один сантиметр в длину. У мамы даже такой документ есть. Официальный. Ну, на этого взрослого я не обижаюсь. Все они такие...

Вот и сейчас я твердо знаю, что ему положено задуматься. И он задумается. Железно. Он повесит голову на грудь, словно заснул. А тут я начну потихоньку вырываться из его рук. Но не тут-то было. Просто взрослый вспомнит, какие там у него еще вопросы завалялись в кармане, он их вспомнит и наконец, радостно улыбаясь, спросит:

«Ах да! А кем ты будешь? А? Кем ты хочешь быть?»

Я-то, честно говоря, хочу заняться спелеологией, но я понимаю, что новому взрослому это будет скучно, это ему будет непривычно, и, чтобы не сбивать его с толку, я ему отвечу: «Я хочу быть мороженщиком... У него всегда мороженого сколько хочешь».

Лицо нового взрослого сразу посветлеет. Все в порядке, все идет так, как ему хотелось, без отклонений от нормы. Поэтому он хлопнет меня по спине (довольно-таки больно) и снисходительно скажет:

«Правильно! Так держать! Молодец!..»

И сейчас он мне задаст еще один вопросик. Но по его тону я догадываюсь, что дело идет к концу. Это будет такой самый смешной вопрос, вроде бы на сладкое. Сейчас его лицо изобразит сверхъестественный испуг. «А ты сегодня почему не мылся?»

Я мылся, конечно, но я прекрасно пойму, куда он клонит. И как им не надоест эта старая, заезженная игра? Чтобы не тянуть волынку, я схвачусь за лицо: «Где?! – вскрикну я. – Что?! Где?!»

Точно! Прямое попадание! Взрослый мгновенно произносит:

«А глазки? – скажет он лукаво. – Почему такие черные глазки? Их надо отмыть! Иди сейчас же в ванную!» И он наконец-то отпустит меня! Я свободен и могу приниматься за дела.

Ох, и трудненько достаются мне эти новые знакомства! Но что поделать? Все дети проходят через это! Не я первый, не я последний... Тут ничего изменить нельзя.

После чтения – краткое обсуждение: почему Дениске не нравилось знакомиться?

 

5. (7 мин) Игра «Будь внимательным».

– При разговоре люди смотрят друг на друга. Чтобы проверить вашу наблюдательность, давайте поиграем. Закройте глаза и положите голову на парту.

***

– У кого сосед по парте со светлыми волосами? Поднимите руку (с закрытыми глазами).

***

– Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого сосед с темными глазами? Поднимите руку.

***

– Откройте глаза и проверьте себя. Опять закройте глаза. У кого со­сед...

Далее учитель задает аналогичные вопросы относительно внешнего вида учеников своего класса.

 

6. (2 мин) Подведение итогов.

Проводится в виде обсуждения: что сегодня было на уроке? В конце урока учитель благодарит всех детей за работу и выражает уверенность в том, что сегодняшнее знакомство с учителем и одноклассниками всем понравилось; желает, чтобы в будущем у детей были только приятные знакомства.

 

УРОК 2

 

ТЕМА: Формы устного ответа.

ЦЕЛИ:

– ввести правила «Готов к уроку», «Урок окончен»;

– учить хоровому ответу и ответу цепочкой;

– развивать внимание и согласованность действий учащихся.

ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: колокольчик.

 

ХОД УРОКА

 

По звонку дети садятся на свои места, учитель не заостряет внимание на том, что нужно встать возле парты.

1. (5 мин) Беседа: «Начало урока». Правило «Готов к уроку».

– Для чего звенит звонок?

– Как можно показать, что ты готов к уроку?

– В школе есть правило «Готов к уроку». По звонку ученик становится возле своей парты и ждет команды учителя. Давайте потренируемся выполнять это правило.

Тренинг правила «Готов к уроку».

Учитель говорит: «Перемена» – дети свободны, а потом звенит колокольчиком – «Звонок!» – дети должны встать у своих парт. Игра проводится 2 3 раза.

 

2. (5 мин) Обучение хоровому ответу.

– На первом уроке мы с вами договорились, что при желании ответить нужно поднимать руку. Но это делается не всегда. Бывают такие вопросы, на которые ученики отвечают все вместе, хором, не поднимая руки. Давайте потренируемся отвечать хором. (Учитель может ввести определенный жест, обозначающий хоровой ответ: взмах рукой, жест дирижера или т.п.)

Учитель читает стихотворение Ю. Тувима «Про пана Трулялянского» (в сокращении). Подчеркнутые слова учитель не читает, их дети произносят хором:

 

Кто не слышал об артисте

Тралиславе Трулялянском?

А живет он в Припевайске,

В переулке Веселинском!

С ним и тётка – Трулялётка,

и дочурка – Трулялюрка,

и сынишка – Трулялишка,

и собачка – Трулялячка.

Есть у них еще котёнок

по прозванью Трулялёнок,

и вдобавок попугай –

развеселый Труляляй!

Все шофёры – Трулялёры,

почтальоны – Труляльоны,

футболисты – Трулялисты,

продавщицы – Трулялицы,

музыканты – Трулялянты,

и студенты – Труляленты,

Сам учитель – Трулялитель,

а ребята – Трулялята!

 

3. (10 мин) Различение хорового и индивидуального ответов.

– Молодцы! А теперь задание посложнее: на одни вопросы нужно будет отвечать хором, на другие – нет. Будьте внимательны:

– Скажите хором: сколько будет один плюс один?

– Скажите все вместе: у какого животного длинный хобот?

– Кто из вас знает, какие ягоды растут в лесу?

– Листья опадают, когда это бывает?

– Какие марки легковых автомобилей вы знаете?

– Как зовут сказочного героя с длинным носом, скажите дружно?

– Ваша любимая игрушка?

– Хором: какой день недели будет после понедельника?

– Какие имена мальчиков вы знаете?

– Какие имена девочек вы знаете?

– Закончите предложение: птицы умеют плавать, а рыбы –...

– Дружно: как меня зовут?

– Все вместе: кем вы хотите стать?

Последний вопрос – «ловушка»: на него нельзя ответить хором - Дети должны это заметить, и учитель исправляет вопрос:

– Кем вы хотите стать?

– …

 

4. (5 мин) Игра «Хлопки».

Правила игры.

Учащиеся передают хлопки друг другу: хлопнул один, тут же хлопает следующий. Учитель должен объяснить до игры, в каком порядке будут передаваться хлопки (т.е. кто за кем).

Рекомендуется следующий порядок: начинаем с первого ряда первой парты; вначале хлопает ученик, сидящий на первом варианте, затем хлопает ученик второго варианта; потом вторая парта – снова первый вариант, потом второй и т.д. Когда хлопнет ученик с последней парты первого ряда, наступает очередь первой парты второго ряда и т.д.

Желательно вначале провести игру с каждым рядом в отдельности, а потом – со всем классом вместе.

 

5. (7 мин) Обучение ответу по цепочке.

– В школе, кроме ответов по одному и хорового ответа, есть ответ по цепочке. В игре вы сейчас передавали друг другу хлопки, а при ответе по цепочке нужно «передавать» слова. Попробуем рассказать по цепочке стихотворение так, чтобы получилось дружно, без запинки, чтобы со стороны могло показаться, что говорит один человек.

Рекомендуется для этого упражнения использовать хорошо известные всем детям стихи, например А. Барто «Игрушки». Желательно, чтобы каждый ряд получил свое стихотворение для рассказа по цепочке.

***

6. (3 мин) Подведение итогов. Введение правила «Урок окончен».

– Давайте вспомним, что нового вы сегодня узнали на уроке?

– …

– В начале урока мы научились выполнять правило «Готов к уроку». То же самое нужно делать, когда урок закончен. Учитель по звонку говорит: «Урок закончен», и все ученики должны встать возле своих парт.

Тренинг правила «Урок закончен» (с колокольчиком):

***

– Прозвенит сейчас звонок – наш закончился... (хором!)

Дети произносят: «Урок!»

– Урок закончен!


УРОК 3

ТЕМА: Умение выражать свои эмоции.

ЦЕЛИ:

– подвести итоги первого учебного дня;

– ввести правила «Писать закончил», «Работа выполнена»;

– учить выражать настроение через цвет;

– развивать речь, внимание, память, воображение, сенсорное восприятие;

– развивать мелкие движения руки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: 5–7 кружков разного цвета (красный, желтый, синий, белый, зеленый, коричневый, черный); ученики: тетрадь, ручка, цветные карандаши.

 

ХОД УРОКА

 

1. (5 мин) Игра «Какого цвета?».

– Давайте поиграем. Я буду показывать кружки разного цвета, а вы хором называете их цвет.

– А теперь – будьте внимательны. Я буду вас запутывать, а вы не ошибайтесь: называйте правильно цвет кружка. (Учитель показывает красный, говорит «желтый»; иногда называет цвет правильно.)

 

2. (7 мин) Упражнение на развитие воображения.

– Молодцы, вы были внимательны. А сейчас посмотрим, как вы умеете фантазировать. Вот желтый кружок. Это может быть солнышко или цыпленок. А что или кто это может быть еще?

Аналогично обыгрываются остальные цвета.

– А сейчас представьте себя художником. Если бы у вас были только две краски – желтая и зеленая, вы могли бы нарисовать картину «Одуванчики в траве». А какие еще картины можно было бы нарисовать этими красками?

Таким же образом обыгрываются два кружка другого цвета, потом три (четыре) кружка.

 

Мин) Подведение итогов дня.

– Посмотрите на цветы в своих тетрадях, и по цепочке скажите, какое у вас сегодня настроение: хорошее, плохое или непонятное?

– …

– Спасибо всем за работу. Закройте тетради и уберите их на край парты. Покажите, что вы работу выполнили.

***

– Желаю хорошее настроение первого школьного дня сохранить надолго.

 

ТРЕТИЙ ДЕНЬ

 

УРОК 1

ТЕМА: Парная форма работы.

ЦЕЛИ:

– ввести правило «Мы готовы»;

– обучать работе в паре;

– развивать речь, внимание, память, наблюдательность, согласованность действий;

– расширять кругозор;

– развивать мелкие движения руки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: мяч; ученики: тетрадь, ручка, цветные карандаши.

 

ХОД УРОКА

1. (3 мин) Беседа о работе в парах.

– Есть такая пословица: «Одна голова хорошо, а две лучше». Как вы ее понимаете?

– …

– На этом уроке все задания вы будете выполнять в парах. Пара – это два человека, сидящие за одной партой. (Если у кого-то пары нет, он становится третьим в какой-нибудь паре. Желательно эту ситуацию предусмотреть до урока).

 

2. (5 мин) Рисование мячиков. Введение знака «Мы готовы».

Учитель предварительно к уроку должен в каждой тетради нарисовать круг диаметром 10–12см.

– Откройте свои тетради на странице, где нарисован круг.

***

На доске заранее нарисован мяч.

Учитель открывает доску и предлагает детям превратить круг в мяч, т.е. дорисовать необходимые линии.

– Правильность выполнения задания может проверить не только учитель, но и вы сами, работая в паре. Обменяйтесь тетрадями друг с другом и проверьте, получился ли мячик в тетради такой же, как на доске.

***

– Когда пара закончила работу, она показывает жест «Мы готовы!». Учитель на какой-нибудь паре демонстрирует жест (см. рис.).

– Снова поменяйтесь тетрадями и покажите жест «Мы готовы».

 

3. (3 мин) Игра «Зеркало».

Правила игры. Каждая пара сидя поворачивается лицом друг к другу. Один из пары показывает любое движение, а другой является «зеркалом», должен точно повторить это движение. Затем ученики меняются ролями. Игра проигрывается несколько раз.

 

4. (5 мин) Раскрашивание мячиков.

Учитель дает задание каждой паре раскрасить мячики так, чтобы они стали совершенно одинаковыми.

– Чтобы пара хорошо справилась с заданием, нужно вначале его обсудить, договориться, как сделать, чтобы мячики получились одинаковыми. При этом постарайтесь разговаривать так, чтобы не мешать другим парам. После того как мячики будут полностью раскрашены, пара показывает жест «Мы готовы».

***

5. (3 мин) Беседа «Игры с мячом».

– Какие игры с мячом вы знаете?

– …

Беседу можно провести в виде игры с мячом: учитель задает вопрос и бросает мяч. Ученик отвечает и возвращает мяч учителю.

 

6. (7 мин) Игра «Я знаю пять киваний...»

Учитель вместе с одним из учеников показывает игру: игроки должны бросать друг другу мяч, ударяя о пол, и произносить поочередно слова на каждый удар мяча. Например:

– Я!

– Знаю!

– Пять!

– Имен!

– Девочек!

– Катя!

– Раз!

– Оля!

– Два!

– …

Затем игра повторяется, но называются имена мальчиков, названия городов, цветов, птиц, растений и т.п. Предлагается парам, сидя за партами, поиграть в упрощенный вариант игры: вместо бросания мяча друг другу нужно просто закрывать ладонью рисунок мяча в тетради. Игра прекращается по команде учителя.

 

Мин) Подведение итогов.

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что сегодня было на уроке?», «Что понравилось больше всего?».

УРОК 2

ТЕМА: Школьные правила вежливости.

ЦЕЛИ:

– познакомить со школьными правилами вежливости;

– развивать речь, внимание, память, координацию движений;

– расширять кругозор;

– развивать мелкие движения руки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: мяч; ученики: тетрадь, ручка.

 

ХОД УРОКА

 

УРОК 3

TEMA: Экскурсия по школе.

ЦЕЛИ:

– познакомить со школой;

– использовать на практике правила вежливости;

– развивать мелкие движения руки.

ОБОРУДОВАНИЕ: ученики: тетрадь, цветные карандаши.

 

ХОД УРОКА

 

1. (3 мин) Беседа о школе.

Учитель рассказывает о школе, ее истории и традициях.

 

2. (20 мин) Экскурсия по школе.

Во время экскурсии ученики могут посетить:

– школьный музей;

– библиотеку;

– медпункт;

– столовую;

– вахту;

– кабинет директора; кабинет завуча начальных классов;

– кабинеты музыки, иностранного языка, рисования (если в 1 классе у детей будут уроки в этих кабинетах);

– спортивный зал;

– кабинеты, где занимаются учащиеся старших классов.

Учитель показывает, где находятся раздевалка, туалет, помещение группы продленного дня. Необходимо напомнить детям о соблюдении тишины и правил вежливости. Учитель должен заранее договориться о предстоящей экскурсии с соответствующими работниками школы.

 

3. (7 мин) Рисование «Моя школа».

После экскурсии учитель предлагает детям нарисовать, что было наиболее интересным и запоминающимся из увиденного.

4. (5 мин) Подведение итогов.

Дети по цепочке рассказывают, что они нарисовали. Учитель обобщает ответы детей и выражает уверенность, что школа станет для ребят «вторым домом».

ЧЕТВЁРТЫЙ ДЕНЬ

 

УРОК 1

ТЕМА: Обратная связь на уроке.

ЦЕЛИ:

– повторить правила дорожного движения;

– научить пользоваться «светофором» для выражения своего согласия или несогласия;

– развивать речь, внимание;

– развивать мелкие движения руки, координацию движений.

ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: карточка - «светофор»; ученики: тетрадь, ручка, карточка - «светофор».

Родители к уроку должны изготовить сигнальную карточку - «светофор» по образцу учителя (с одной стороны – красная, с другой – зеленая).

 

ХОД УРОКА

 

1. (5 мин) Беседа о правилах дорожного движения.

– Кто не знает до сих пор,

что такое светофор?

Что его предназначенье –

регулировать движенье?

Знать его обязан каждый.

Он простой, но очень важный.

Днем и ночью круглый год

у него полно забот:

днем и ночью круглый год

он сигналы подает.

– А если все светофоры вдруг исчезнут, что тогда?

– …

В конце обсуждения учитель обобщает высказывания детей:

Значит, светофор нужен для регулирования движения.

– Проверим, как вы знаете, что обозначают сигналы светофора. Ответ–хором:

– Стой! – если на светофоре

– …

–Приготовиться! – значит, на светофоре

– …

– Можно идти! – если горит

– …

– Вот вы и ошиблись. Я сама видела, как переходят дорогу на красный свет. Значит, «идите» – это тоже красный свет...

– …

– Я рада, что вы это понимаете. Лучше подождать лишнюю минуту у светофора, чем рисковать своим здоровьем. Желаю вам всем быть внимательными и умными пешеходами!

 

Мин) Игра «Пешеходы».

Правила игры.

Когда учитель говорит «Красный свет!» – дети садятся за парту. Когда «Желтый!» – встают возле парт. На «Зеленый!» – ходьба на месте. Учитель называет цвета светофора не по порядку, один и тот же цвет может называться два раза подряд. Дети должны быть внимательными.

 

Мин) Подведение итогов.

Подведение итогов проводится в виде обсуждения: «Что нового сегодня узнали на уроке?», «Что было самое интересное?», «Ответьте «светофором»: «Вам понравился урок?».


УРОК 2

 

ТЕМА: Противоречие «Люблю – не люблю».

ЦЕЛИ:

– обсудить, что любят и не любят дети;

– познакомить с понятием «Противоречие»;

– прививать терпимость к чужому мнению;

– развивать речь, внимание, память.

ОБОРУДОВАНИЕ: ученики: сигнальная карточка «Светофор».

 

ХОД УРОКА

 

1. (5 мин) Чтение сказки «Лиса и журавль».

Лиса с журавлем подружились. Вот вздумала лиса угостить журавля, пошла звать к себе в гости:

– Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж я тебя угощу!

Пошел журавль на званый пир. А лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и приговаривает:

– Покушай, голубчик куманек, – сама стряпала.

Журавль стук-стук носом по тарелке, стучал, стучал – ничего не попадает! А лисица лижет себе да лижет кашу, так все сама и съела. Кашу съела и говорит:

– Не обессудь, куманек! Больше угощать нечем. Журавль ей отвечает:

– Спасибо, кума, и на этом! Приходи и ты ко мне в гости.

На другой день приходит лиса к журавлю, а он приготовил окрошку, налил в кувшин с узким горлышком, поставил на стол и говорит:

– Кушай, кумушка! Право, больше ничего нету.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина. И так зайдет, и эдак, и лизнет его, и понюхает – никак достать не может: не лезет голова в кувшин. А журавль клюет себе да клюет, пока всё не съел.

– Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем. Взяла лису досада. Думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла – не солоно хлебавши. Как аукнулось, так и откликнулось! С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.

– Почему лиса с журавлем перестали ходить друг другу в гости?

– …

– Как им нужно было поступить, чтобы остаться друзьями?

– А может, пусть будет так: чтобы им дружить, пусть журавль научится из тарелки есть, а лиса из кувшина?

– …

– Значит, если хочешь кому-то сделать приятное, нужно выбирать не то, что ты сам любишь, а то, что любит этот человек. Не нужно переделывать другого, чтобы он стал таким, как ты, и любил то же, что и ты, а нужно постараться принимать его таким, какой он есть.

 

Мин) Беседа «Что я люблю?».

– В первый день вы знакомились между собой, узнали о семье, увлечениях; о том, как провели лето... А сегодня мы с вами узнаем, кто что любит.

Учитель называет темы, а дети в парах друг другу говорят, что они любят из названного. Примерные темы: сладости, еда, напитки, игрушки, игры, телепередачи, певцы, времена года, сказки, цветы, животные, что делать, где быть и т.п. В конце учитель делает вывод, что, узнав о предпочтениях друг друга, дети постараются это учитывать.

 

УРОК 3

 

ТЕМА: Умение выражать свои мысли.

ЦЕЛИ:

– учить четко и правильно выражать свои мысли;

– развивать речь, мышление, внимание, память;

– развивать мелкие движения руки.

ОБОРУДОВАНИЕ: учитель: фигурка (или рисунок) Карлсона; сигнальная карточка «Светофор»; 5–6 карточек с рисунками (см. текст ниже), ученики: тетрадь, ручка, цветные карандаши.

 

ХОД УРОКА

 

1. (5 мин) Работа по схеме дома.

Учитель кратко напоминает историю о Малыше и Карлсоне и открывает на доске схему дома Малыша:

– Чтобы прилететь к Малышу, Карлсон обычно облетал все окна дома по порядку. Это очень долго и опасно, ведь Карлсона могут заметить чужие. Посоветуйте, как можно запомнить окно Малыша?

(Правильный ответ: нужно запомнить этаж – ряд и окно по-порядку – столбик).

 
   
   

После обсуждения учитель «загадывает» на схеме окно Малыша и предлагает детям его найти, задавая вопросы. Причем учитель будет отвечать при помощи «светофора»: если «да» – зеленый цвет, «нет» – красный.

Если на вопрос нельзя ответить «да» или «нет», учитель вращает «светофор», и ученик должен задать свой вопрос по-другому (переформулировать его). Когда окно найдено, учитель показывает фигурку Карлсона, который прилетел в гости к Малышу.

В игру можно сыграть несколько раз.

 

Мин) Игра «Угадайка».

– Малыш и Карлсон очень любят играть в игру «Угадайка». Карлсон прячет в руке какой-нибудь предмет, и Малыш должен угадать, что там. Малыш может задавать любые вопросы, например: «Из чего это сделано?», «Какого оно цвета?», «Для чего это нужно?» и др. Нельзя только спрашивать: «Что это такое?» Малыш и Карлсон так хорошо научились играть в эту игру, что они могут угадать, что в руке, после 5–7 вопросов. Давайте и мы с вами поиграем в эту игру.

***

У учителя имеются карточки с рисунками предметов, имеющих отношение к сказке (например: щенок, булочка, кубики, варенье, краски, велосипед и т.д. – всего 5–6). Для игры в «Угадайку» учитель выбирает 2–3 карточки на разные темы, а остальные карточки используются для следующего этапа урока. После того как дети угадывают, учитель достает карточку с соответствующим изображением и ставит на доску.

 

3. (5 мин) Игра «Что изменилось?»

Учитель выставляет на доску еще несколько карточек, чтобы их стало четыре.

– Сейчас мы поиграем еще в одну игру, которую любят наши герои. Она называется «Что изменилось?». Посмотрите внимательно и постарайтесь запомнить, как стоят карточки.

***

– Положили голову на парту, закрыли глаза.

***

Учитель меняет расположение карточек, после чего дети должны восстановить первоначальный порядок. Игра проводится несколько раз. В процессе игры карточки могут заменяться на другие; некоторые карточки убираются или появляются дополнительные.

 

4. (7 мин) Рисование по инструкции.

– Сегодня на уроке мы играли в игр


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.418 с.