И тогда ты подготовишься к итоговой аттестации на «отлично». — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

И тогда ты подготовишься к итоговой аттестации на «отлично».

2017-09-29 522
И тогда ты подготовишься к итоговой аттестации на «отлично». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

РУССКИЙ ЯЗЫК: 8-11 класс

Отредактируем текст творческой работы вместе.

 

Трунцева Т.Н.

Русский язык: 8-11 класс. Отредактируем текст творческой работы вместе. Пособие предназначено для совместной работы учителя, обучающегося и родителей при подготовке к экзамену в новой форме (9 класс), а также ЕГЭ по русскому языку и литературе.

 

Данное пособие представляет собой сборник заданий, которые помогут обучающемуся избежать логических, речевых, фактических ошибок в содержании творческих заданиях, которые содержатся в контрольных измерительных материалах государственной итоговой аттестации в новой форме, а также в ЕГЭ по русскому языку и литературе. Объяснение типичных ошибок, алгоритмы работы над ошибками, памятки для редактирования творческих работ, адресованные ученику, и методические рекомендации для учителя, осуществляющего подготовку к экзаменам, станут необходимой частью самоподготовки ученика и помогут формированию профессиональной компетентности учителя-словесника.

Автор сердечно благодарит учителей русского языка и литературы Сергиево-Посадского района Московской области за активное участие в апробации данного пособия в практической деятельности.

 

Введение

Вашему вниманию предлагается сборник тестовых и творческих заданий: в нем есть не только ответы на вопросы, но и комментарии-разъяснения к выполнению работы над ошибками ученика в творческих заданиях (изложениях и сочинениях), а также рекомендации учителю и ученику к выполнению и редактированию творческой работы.

Большая часть пособия является методическим комментарием для учителя, готового оказать помощь ученику в редактировании текстов ученических сочинений. Вопросы и задания представляют собой основной круг проблем, с которыми обычно сталкивается учащийся: речевые, логические, фактические, орфографические, пунктуационные и грамматические ошибки в сочинении на проблемную тему.

Различная степень сложности заданий позволяет определить ученикам свой уровень подготовленности к выполнению творческих заданий в составе КИМов итоговой аттестации по русскому языку и литературе.

В разделах пособия внимание сосредоточено в основном на наиболее сложных темах курса «Литература»: таких, как изучение системы образов пьесы Д.И.Фонвизина «Недоросль», комедии А.С.Грибоедова, романа А.С.Пушкина «Евгений Онегин», характеристика героев произведения М.Ю. Лермонтова «Песня о купце Калашникове, молодом опричнике…» и т.д., что позволит учителю осуществить интеграцию предметов «русский язык» и «литература» и рассчитать время для подготовки учащихся к независимой экспертизе качества знаний по данным предметам.

Надеемся, что теоретические, практические и методические материалы, собранные воедино автором пособия, будут взаимодополнять друг друга и помогать в совместном решении сложных вопросов подготовки к государственной итоговой аттестации по русскому языку в новой форме (9 класс), ЕГЭ по гуманитарным предметам как ученику, так и учителю.

Успехов вам!

 

 

Если тебе трудно понять, почему написанная тобой творческая работа оценена преподавателем отметкой, на которую ты вовсе не рассчитывал;

если порой ты не знаешь, с чего начать редактирование собственной творческой работы; если ты хочешь приобрести уверенность в своих творческих способностях писать изложения и сочинения на уроках русского языка и литературы — воспользуйся практическими советами автора этого пособия.

И тогда ты подготовишься к итоговой аттестации на «отлично».

 

 

Содержание:

I. Практикум №1: работа над логическими и фактическими ошибками …………….......3

II. Практикум №2: работа над речевыми ошибками ……………………………………..48

III. Практикум №3: работа над грамматическими ошибками ……………………………76

IV. Практикум №4: работа над ошибками в цитировании ……………………………….86

V. Практикум №5: работа над ошибками при пересказе ………………………………...87

VI. Практикум №6: работа над орфографическими ошибками …………………………...88

VII. Практикум №7: работа над пунктуационными ошибками ……………………………90

 

I.

 

Содержание творческой работы оценивается по следующим критериям:

 

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения материала.

Объяснение: в работе отсутствуют логические ошибки; не нарушена последовательность изложения текста; нет нарушений абзацного членения текста.

Об идее текста.

Поскольку писатель мыслит образами, а не отдельными отвлечёнными понятиями, идея в литературном произведении неотделима от художественного образа, выступает как определённое его качество, свойство, наполнение его внутреннего содержания, как смысл, который вкладывает в образ автор. Раскрыть идею – значит осмыслить и прочувствовать образ, понять логику его развития. Герой романа «Плаха» Айтматова – Авдий Каллистратов – носитель идеи добра. Он борется с наркоманами и с потерявшими человеческий облик пьяницами, истребляющими сайгаков. Антипод Авдия – главарь анашистоа Гришан выражает идею абсолютной свободы от закона, от нравственности. Он готов признать свободу суперменов во имя личной выгоды, предавая проклятию «спасительные идеи» и «прописные истины», выработанные человечеством. Ему ненавистна сама идея общности людей на основе равенства и совести. Если Авдий призывает идти трудным, но честным путём, надеяться на себя, верить в человека, «дать людям новый взгляд на мир», если он утверждает, что «вера – продукт страданий многих поколений, над верой трудиться надо тысячелетиями и ежедневно», то Гришан, иезуит от наркомании, не только не унижает человека, но и приводит его к «безумию и окончательной деградации души». Раскрыть главную, ведущую идею – значит понять тот внутренний смысл, который заключён не в отдельном образе, эпизоде, сюжетной ситуации, а в целом произведении, во всей системе его образов, и, следовательно, понять общую оценку содержания этих образов, итог их развития

1. _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Разбивая текст на абзацы, выяви «повороты мысли» автора статьи, т. е. некоторую логическую смену объектов рассуждения. В разделе «Проверь себя» предложения, отражающие повороты мысли автора, выделены курсивом. Они содержат слова, имеющие общий смысловой стержень, что обеспечивает логическую связь частей текста.

 

Проверь себя:

Об идее текста

Поскольку писатель мыслит образами, а не отдельными отвлечёнными понятиями, идея в литературном произведении неотделима от художественного образа, выступает как определённое его качество, свойство, наполнение его внутреннего содержания, как смысл, который вкладывает в образ автор.

Раскрыть идею – значит осмыслить и прочувствовать образ, понять логику его развития.

Герой романа «Плаха» Айтматова – Авдий Каллистратов – носитель идеи добра. Он борется с наркоманами и с потерявшими человеческий облик пьяницами, истребляющими сайгаков. Антипод Авдия – главарь анашистов Гришан выражает идею абсолютной свободы от закона, от нравственности. Он готов признать свободу суперменов во имя личной выгоды, предавая проклятию «спасительные идеи» и «прописные истины», выработанные человечеством. Ему ненавистна сама идея общности людей на основе равенства и совести.

Если Авдий призывает идти трудным, но честным путём, надеяться на себя, верить в человека, «дать людям новый взгляд на мир», если он утверждает, что «вера – продукт страданий многих поколений, над верой трудиться надо тысячелетиями и ежедневно», то Гришан, иезуит от наркомании, не только не унижает человека, но и приводит его к «безумию и окончательной деградации души».

Раскрыть главную, ведущую идею – значит понять тот внутренний смысл, который заключён не в отдельном образе, эпизоде, сюжетной ситуации, а в целом произведении, во всей системе его образов, и, следовательно, понять общую оценку содержания этих образов, итог их развития

Задание №4. Внимательно прочитай текст и объясни его авторское е абзацное членение. (Почему автор именно так разбил текст на абзацы?)

 

Рыбки.

1. Человечек завёл рыбок. Ему было скучно: он жил один. А так хотелось быть кому-нибудь нужным.

2. Так хотелось знать, что в пустой квартире тебя кто-то ждёт. Теперь у него были Мокрый Палтус и Крошка Красная Шапочка…

3. Рыбки ворочались и храпели во сне. Это раздражало. Человечек привык жить некоторым образом, и дискомфорты выбивали его из колеи. Через неделю человечек отнёс рыбок на Птичий рынок.

4. Мокрый Палтус и Крошка Красная Шапочка опять стали ничьими, а человечек опять стал одиноким.

5. Проходил день, другой – в мире что – то было не так. Метались в аквариуме рыбки на Птичьем рынке, метался в комнате человечек на углу Некрасова и Суворовского… 6. Метались между этими очагами напряжённостей автобусы, трамваи и прочие виды транспорта…

7. Человечек не выдержал: рыбки замерли, транспорт судорожно задвигался – человечек полетел на Птичий рынок. Вокруг мелькали витрины, и ещё куча каких-то похожих на аквариумы объектов внизу – человечек летел. Он чувствовал, что ноги его уже давно оторвались от земли, чувствовал, что задевает размотавшимся шарфом всяческие городские неуклюжие растения, чувствовал…

8. Человечек вытянул руки.

9. На Птичьем рынке Мокрый Палтус и Крошка Красная Шапочка выпрыгнули из аквариума и … полетели Ему навстречу.

10. Шёл дождь, играли в кафе музыку Piazzolla, шуршали традиционные листья средней осени…

11. Наши герои встретились.

(Т. Петриченка)

1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________6.____________________________________________________________________________7.____________________________________________________________________________8.____________________________________________________________________________9.____________________________________________________________________________10.___________________________________________________________________________11.___________________________________________________________________________

Рекомендации к выполнению задания:

Чтобы правильно выделить абзацы текста, необходимо определить тип речи текста: повествование, описание, рассуждение. Данный текст – повествование. Попробуй добавить в начало каждого абзаца слова, организующие последовательность и развитие действия, о котором идет речь в тексте: сначала (было…) – затем (произошло…) – потом (событие развивалось так…) — вдруг (неожиданно, внезапно произошло следующее) – затем (было…) – потом… и т.д.

 

Задание №5. Внимательно прочитай текст и объясни авторское е абзацное членение.

 

Воробышки.

1. У воробышков были странные имена.. Одного звали Рубль Двадцать, так как у него не было одной ножки. Другого звали Семь Сорок, потому что у него был семитским образом сломан клювик. Третьего почему-то звали Ленин, из-за того, что был он от природы белого цвета.

2. За все эти нелепости этих воробышков не любили. И всё бы было грустно и мрачно в их воробышкиной жизни, если бы не девочка Надя.

3. Надя не знала, как зовут воробышков, почему их так зовут. Она просто любила кормить птичек. А так как наши воробышки были самые забитые среди своих собратьев, им доставалось больше всего крошек и семечек. Поэтому воробышки всегда ждали, когда приходила Надя…

4. И она приходила. Смешная, веснушчатая такая девчонка с мешочком крошек и семечек в маленькой детской руке…

5. … Надя пришла.

В такие моменты воробышкам казалось, что жизнь – не такая уж плохая штука…

 

(Т. Петриченка)

1.____________________________________________________________________________2.____________________________________________________________________________3.____________________________________________________________________________4.____________________________________________________________________________5.____________________________________________________________________________

Рекомендации к выполнению заданий:

Авторский замысел, отраженный в тексте, всегда соотнесен с понятием коннотации (субъективного осмысления происходящего в тексте). Попытайся раскрыть загадку автора, заложенную в строчках и между сток данного текста, и ты сохранишь логику повествования и рассуждения автора.

Кроме того, чтобы правильно определить количество микротем (абзацев) текста и верно их выстроить, необходимо выявить количество героев в тексте. Каждый герой «организует» свое существование в событиях, о которых повествует или рассуждает писатель. Определи круг событий, относящихся к каждому из действующих персонажей текста и происходящих последовательно (друг за другом), тогда у тебя и получится разбить текст на абзацы правильно.

Задание №6. Внимательно прочитай текст и объясни авторское е абзацное членение.

История.

1. Жила-была одна очень рыженькая девочка. Конечно же, у неё были веснушки и всё такое. Мало того – у неё ещё были немножко лопоухие ушки…

2. Смешно? А по-моему, здорово!

3. И жил-был один чернявенький (хотя в самом раннем детстве тоже рыжий) мальчик. Конечно же, у него были карие глазки и всё такое…

4. Ничего особенного? А по-моему, здорово!

5. Так вот…

6. Этот самый чернявенький мальчик очень мечтал подружиться с рыжей девочкой с именно такими ушками. Но он не знал, что она есть на свете. Все девочки были беленькие или чёрненькие. Ни одной рыженькой, и у всех ушки как ушки!

7. Смешно? А по-моему, грустно!

8. Так вот…

9. А эта самая рыженькая девочка очень стеснялась веснушек и того, что она рыженькая и ушастенькая.

10. Смешно? А по-моему, грустно!

11. Шло время…

12. Мальчик вырос. Девочка вывела веснушки и покрасила волосы. Только ушки остались теми же…

13. Однажды они встретились…

14. Что произошло дальше, как вы думаете?

15. Возможно, они и прошли бы мимо друг друга, но …

Он узнал её по ушам!

16. Смешно? А по-моему, здорово!

(Т.Петриченка)

1.____________________________________________________________________________

2.____________________________________________________________________________

3.____________________________________________________________________________
4.____________________________________________________________________________
5.____________________________________________________________________________

6.____________________________________________________________________________7.____________________________________________________________________________8.____________________________________________________________________________9.____________________________________________________________________________10.___________________________________________________________________________11.___________________________________________________________________________12.___________________________________________________________________________13.___________________________________________________________________________14.___________________________________________________________________________15._________________________________________________________________________

16._________________________________________________________________________

Задание №.7. Расположи абзацы текста в соответствии с логикой сочинения так, чтобы текст раскрывал его тему.

Портрет Петра Гринёва

(по повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»)

1. В семье Гринева девять человек детей, но все братья и сёстры Гринева «умерли во младенчестве»: «матушка была ещё мною брюхата, как уже я был записан в Семёновский полк сержантом, по милости майора гвардии князя Б., близкого нашего родственника». «с пятилетнего возраста отдан я был на руки стремянному Савельичу, за трезвое поведение пожалованному мне в дядьки. Под его надзором на двенадцатом году выучился я русской грамоте и мог очень здраво судить о свойствах борзого кобеля». Затем появился учитель – француз Бопре, который не понимал «значения этого слова», так как в своём отечестве был парикмахером, а в Пруссии – солдатом. Юный Гринев с Бопре быстро поладили, и хотя последний по контракту был обязан учить Гринёва «по-немецки, по-французски и всем наукам», он предпочёл скоро выучиться у Петруши «болтать по-русски» — «и потом каждый из нас занимался уже своим личным делом». Воспитание Гринева заканчивается изгнанием Бопре, уличённого в беспутстве, пьянстве и небрежении обязанностями учителя.

2. «Охота к литературе» пробудилась у Гринева в Белогорской крепости: «По утрам я читал, упражнялся в переводах, а иногда и в сочинении стихов». Со стихотворными опытами Гринев позже ознакомился сам Александр Петрович Сумароков, который

«очень их похвалял».

3. Гринев неоднократно подчёркивал, что записки свои он пишет во времена «кроткого царствования императора Александра». Таким образом, в романе создаётся дистанция между юным семнадцатилетним Гриневым, только что начавшим военную службу, и умудрённым житейским опытом пятидесятилетним человеком. Это объясняет и лёгкую иронию, с которой пятидесятилетний Гринев вспоминает своё детство, детство дворянского недоросля.

4. Пётр Гринёв – сын дворянина Андрея Петровича Гринёва, который в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17…году. С тех пор он жил в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина».

5. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, книжных представлений о жизни, но вместе с тем и укрепление в нём чувства личного достоинства и человечности, чести и благородства. Первое разочарование постигнет Гринева при известии о службе не в столице, а в армии. На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к весёлой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард тысячу рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием.

6. До шестнадцати лет Гринёв живёт «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать Гринев-старший, научится лишь «мотать да повесничать», а в армию «понюхать пороху» да 2потянуть лямку».

7. Но тоска Гринева вскоре сменяется другими чувствами. Не военная служба, парады, смотры, весёлые пирушки влекут к себе молодого офицера. Истинной сферой его жизни становится литература, любовные переживания, общение с простыми, милыми людьми, среди которых семья капитана Миронова, отец Герасим с женою. Поручик Швабрин, умный, светский, весёлый, единственный в крепости человек, близкий Гриневу по возрасту, образованию, роду занятий, другом Гриневу не стал. Гринёва оттолкнули в Швабрине недобрый, завистливый характер, полная безнравственность в поступках и суждениях.

8. Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринёв, встречает юношу не «грозными бастионами, башнями и валами», а оказывается деревушкой, окружённой бревенчатым забором. Вместо боевого армейского начальства юношу встречает комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате, вместо храброго гарнизона – инвалиды, не отличающие левой стороны от правой, вместо смертоносной артиллерии – старенькая пушка, забитая мусором.

9. Сердечностью и теплотою проникнуты взаимоотношения Гринева и Савельича, который за барское дитя готов смерть принять. С нежностью к своему дядьке относится Гринев и, в очередной раз обидев его несправедливо, испытывает острое раскаяние и недовольство собой. Их отношения больше родственные, чем социально обусловленные: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, не даёт своему воспитаннику денег да ещё и отчитывает.

10 Доброта и мягкость, совестливость и чувственность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обострённое чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать – добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

11. Участие Гринева в «пугачёвщине», борьба за спасение любимой девушки, способность отстоять своё счастье, сохранив свою честь, связаны с «чудесными обстоятельствам» его жизни. Но, опять же, эти «чудесные обстоятельства» обусловлены во многом характером Гринева. «странные приятельские отношения» Гринев с Пугачевым покоятся на прочном нравственном основании: заячий тулуп и стакан вина, которыми когда-то Гринев одарил мужика, во время бурана выведшего его кибитку к умёту, были восприняты этим мужиком как «добродетель».

12. Любовь Гринева к Маше Мироновой также раскрывает его высокие душевные качества. Он готов драться на дуэли со Швабриным, позволившим себе грязные намёки по поводу «нрава и обычая» девушки. Накануне сражения с пугачёвцами Гринев воображает себя её «защитником» и «рыцарем», «готовым доказать, что достоин её доверенности». Эти по-книжному романтические порывы исправляются прозой жизни – всё получается гораздо проще и столь эффектно: для простых людей дуэль – это «дурь» (так говорит Василиса Егоровна); драться на дуэли – «тыкаться железными вертелами да притоптывать», как говорит Савельич. Защита крепости заканчивается тем, что бросившегося против осаждавших Гринева почти сразу сбивают с ног, и он вынужден вместе с мятежниками вернуться в крепость.

в также платит благодарностью.

13. В диалогах Пугачева и Гринева последний раскрывается как человек мужественный, верный долгу. «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой», — вспоминает позднее Гринев. В споре Гринев отстаивает честь и правду «природного дворянина»: «я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

14. Великодушие своё Пугачев по отношению к Гриневу проявляет неоднократно. Он милует Гринева во время расправы над офицерами Белогорского гарнизона. Когда Гринев откровенно говорит Пугачеву, что не может признать в нём государя и не обещает не сражаться против него, то Пугачев, поражённый искренностью Гринева, отпускает его «на все четыре стороны». Возвращаясь в Белогорскую крепость за Машей, находящейся во власти Швабрина, Гринев захвачен казаками мятежной Бердской слободы. И на помощь ему опять приходит Пугачёв. Несмотря на предательство Швабрина, открывшего самозванцу, что маша дочь казнённого пугачёвцами капитана Миронова, он прощает Гринева и, благословляя молодых людей, отпускает их.

15. Так, на протяжении всей повести Петр Гринев проходит путь становления характера. Он с честью выдерживает все испытания, сохраняет чистой совесть, остаётся верным долгу перед Отечеством.

16. Прощаясь с Пугачевым, Гринев испытывает к нему сложные чувства: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не искать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время». Узнав позже о поимке самозванца, Гринев с горечью думает о предстоящей казни, жалея, что Пугачев попал в руки своих врагов живым, а не погиб в бою. Присутствовал Гринев и при казни Пугачёва, который его узнал и кивнул головой.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации к выполнению работы:

Чтобы выдержать логику рассуждения (верно определить начало, развитие рассуждения и вывод в тексте) необходимо соотнести данный текст с композиционной схемой текста типа речи рассуждение и определить, какой из абзацев соответствует тезису, в каких находятся аргументы и иллюстрации к аргументам, а какие части текст а являются выводом к заявленным тезисам.

Подсказка:

Тезис – утверждение автора текста какой— либо мысли, которую в дальнейшем предполагается развивать в доказательствах (аргументах). Кроме того, тезисом может быть и вопрос, риторический вопрос, риторическое восклицание, обозначающие проблему, над решением которой автор будет биться на протяжении всего дальнейшего рассуждения.

Доказательство представляет собой часть рассуждения автора и состоит из двух компонентов: собственно аргумента (общего доказательства) и иллюстрации к аргументу (примеров, деталей аргумента). Как правило, доказательство как часть текста располагается за тезисом – утверждением, которое нужно доказать.

Вывод – часть текста рассуждения, который располагается за аргументом и является следствием аргумента. Микровыводы должны быть в завершении каждой из микротем, представленных в рассуждении.

Микротема – это новый поворот ведущей темы текста рассуждения в каждом из абзацев.

Другими словами, в каждом абзаце есть своя микротема. В каждом из абзацев, как правило, должно быть утверждение мысли рассуждения или вопрос, на который должен ответить автор рассуждения. А также микровывод, соответствующий микротеме текста.

 

Проверь себя:

 

1. Пётр Гринёв – сын дворянина Андрея Петровича Гринёва, который в молодости «служил при графе Минихе и вышел в отставку премьер-майором в 17…году. С тех пор он жил в своей Симбирской деревне, где и женился на девице Авдотье Васильевне Ю., дочери бедного тамошнего дворянина».

2. До шестнадцати лет Гринёв живёт «недорослем, гоняя голубей и играя в чехарду с дворовыми мальчишками». На семнадцатом году отец решает послать Гринев-старший, научится лишь «мотать да повесничать», а в армию «понюхать пороху» да «потянуть лямку».

3.. Доброта и мягкость, совестливость и чувственность, способность судить о людях непредвзято, без сословной спеси, и вместе с тем обострённое чувство долга и чести заложены в Гриневе с детства. Его мать – добрая и сердечная женщина, а отец, несмотря на известную сухость и жесткость характера, — прямой, честный и благородный человек. Показательно его напутствие сыну: «Прощай, Петр. Служи верно, кому присягнёшь; слушайся начальников; за их лаской не гоняйся; на службу не напрашивайся; от службы не отговаривайся; и помни пословицу: береги платье снову, а честь смолоду».

4. Самостоятельная жизнь Гринева – это путь утраты многих иллюзий, книжных представлений о жизни, но вместе с тем и укрепление в нём чувства личного достоинства и человечности, чести и благородства. Первое разочарование постигнет Гринева при известии о службе не в столице, а в армии. На пути к Оренбургу, в Симбирске, Гринев приобщается к весёлой и беззаботной жизни гусар, но пьяная пирушка с ротмистром Зуриным, во время которой Гринев проигрывает гусару в биллиард тысячу рублей, завершается глубоким стыдом и раскаянием.

5. Белогорская крепость, куда из Оренбурга послан служить Гринёв, встречает юношу не

«грозными бастионами, башнями и валами», а оказывается деревушкой, окружённой бревенчатым забором. Вместо боевого армейского начальства юношу встречает комендант, вышедший на учение в колпаке и китайчатом халате, вместо храброго гарнизона – инвалиды, не отличающие левой стороны от правой, вместо смертоносной артиллерии – старенькая пушка, забитая мусором.

6. Но тоска Гринева вскоре сменяется другими чувствами. Не военная служба, парады, смотры, весёлые пирушки влекут к себе молодого офицера. Истинной сферой его жизни становится литература, любовные переживания, общение с простыми, милыми людьми, среди которых семья капитана Миронова, отец Герасим с женою. Поручик Швабрин, умный, светский, весёлый, единственный в крепости человек, близкий Гриневу по возрасту, образованию, роду занятий, другом Гриневу не стал. Гринёва оттолкнули в Швабрине недобрый, завистливый характер, полная безнравственность в поступках и суждениях.

7. Сердечностью и теплотою проникнуты взаимоотношения Гринева и Савельича, который за барское дитя готов смерть принять. С нежностью к своему дядьке относится Гринев и, в очередной раз обидев его несправедливо, испытывает острое раскаяние и недовольство собой. Их отношения больше родственные, чем социально обусловленные: барин и слуга ссорятся, мирятся, дядька ворчит, не даёт своему воспитаннику денег да ещё и отчитывает.

8. Любовь Гринева к Маше Мироновой также раскрывает его высокие душевные качества. Он готов драться на дуэли со Швабриным, позволившим себе грязные намёки по поводу «нрава и обычая» девушки. Накануне сражения с пугачёвцами Гринев воображает себя её «защитником» и «рыцарем», «готовым доказать, что достоин её доверенности». Эти по-книжному романтические порывы исправляются прозой жизни – всё получается гораздо проще и не столь эффектно: для простых людей дуэль – это «дурь» (так говорит Василиса Егоровна); драться на дуэли – «тыкаться железными вертелами да притоптывать», как говорит Савельич. Защита крепости заканчивается тем, что бросившегося против осаждавших Гринева почти сразу сбивают с ног, и он вынужден вместе с мятежниками вернуться в крепость.

9. Участие Гринева в «пугачёвщине», борьба за спасение любимой девушки, способность отстоять своё счастье, сохранив свою честь, связаны с «чудесными обстоятельствам» его жизни. Но, опять же, эти «чудесные обстоятельства» обусловлены во многом характером Гринева. «Странные приятельские отношения» Гринев с Пугачевым покоятся на прочном нравственном основании: заячий тулуп и стакан вина, которыми когда-то Гринев одарил мужика, во время бурана выведшего его кибитку к умёту, были восприняты этим мужиком как «добродетель». За доброту, сердечность, искренность чувств Гринева Пугачев также платит благодарностью.

10. Великодушие своё Пугачев по отношению к Гриневу проявляет неоднократно. Он милует Гринева во время расправы над офицерами Белогорского гарнизона. Когда Гринев откровенно говорит Пугачеву, что не может признать в нём государя и не обещает не сражаться против него, то Пугачев, поражённый искренностью Гринева, отпускает его «на все четыре стороны». Возвращаясь в Белогорскую крепость за Машей, находящейся во власти Швабрина, Гринев захвачен казаками мятежной Бердской слободы. И на помощь ему опять приходит Пугачёв. Несмотря на предательство Швабрина, открывшего самозванцу, что маша дочь казнённого пугачёвцами капитана Миронова, он прощает Гринева и, благословляя молодых людей, отпускает их.

11. В диалогах Пугачева и Гринева последний раскрывается как человек мужественный, верный долгу. «Чувство долга восторжествовало во мне над слабостию человеческой», — вспоминает позднее Гринев. В споре Гринев отстаивает честь и правду «природного дворянина»: «я природный дворянин; я присягал государыне императрице: тебе служить не могу».

12. Прощаясь с Пугачевым, Гринев испытывает к нему сложные чувства: «Не могу изъяснить то, что я чувствовал, расставаясь с этим ужасным человеком, извергом, злодеем для всех, кроме одного меня. Зачем не искать истины? В эту минуту сильное сочувствие влекло меня к нему. Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, которыми он предводительствовал, и спасти его голову, пока ещё было время». Узнав позже о поимке самозванца, Гринев с горечью думает о предстоящей казни, жалея, что Пугачев попал в руки своих врагов живым, а не погиб в бою. Присутствовал Гринев и при казни Пугачёва, который его узнал и кивнул головой.

13. Так, на протяжении всей повести Петр Гринев проходит путь становления характера. Он с честью выдерживает все испытания, сохраняет чистой совесть, остаётся верным долгу перед Отечеством.

Задание №10. Исправь ошибку, связанную с нарушением порядка, объема аргументации в тексте творческой работы.

1. Бунина можно назвать музыкальным писателем. Он талантлив в своих стихах, как и Пушкин. И философия их стихов схожа.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации к выполнению задания:

Выяви в тексте три тезиса и соотнеси с ними доказательства.

1._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________2._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________3._________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Проверь себя:

Тезис 1: Бунина можно назвать музыкальным писателем.

Доказательство: Прочитай вслух название его рассказа «Натали» или «Заря всю ночь» и ты услышишь грустную мелодию флейты или нестройный перезвон колокольчиков.

Тезис 2: Он талантлив в своих стихах, как и Пушкин.

Доказательство: Вспомним его первый сборник «Листопад», вспомним пушкинское знаменитое «Унылая пора, очей очарованье…» и т.д.

Тезис 3. И философия их стихов о природе схожа.

Доказательство: некоторые из стихотворений поэтов о природе. _______________________

 

Задание№11. Исправь ошибки, связанные с нарушением причинно-следственных связей в содержании творческой работы.

Объяснение: из причины не следует вывод; приведённое следствие не соответствует указанной причине.

1. Поэт воспринимает музыку метели сердцем, потому что она живая…

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Поэт воспринимает музыку сердцем не потому, что она живая, а потому что он любит музыку!

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Поэт воспринимает сердцем живую музыку метели.

2. «Ночь сознания» страшна, потому что не имеет границ: человек становится ближе к познанию истины.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Человек стремится познать истину, потому что «ночь сознания страшна».

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Ночь сознания страшна, она не имеет границ, поэтому человек старается познать истину «ночи сознания».

3. Герой полюбил прекрасную девушку: сердечная привязанность для Бунина всегда имела большое значение.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подсказка:

Герой произведения полюбил не потому, что Бунин сам хотел любви. Таков замысел рассказа писателя.

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проверь себя:

Сердечная привязанность для Бунина всегда имела большое значение. Так, герой его произведения Владимир полюбил прекрасную девушку…

4. «Вечность – неразгадываемая тайна» человечества, поэтому оно давно живёт мечтой найти прекрасное и вечное.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.107 с.