Особенности нравственно-этических основ взаимодействия в татарской культуре — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности нравственно-этических основ взаимодействия в татарской культуре

2017-09-28 1325
Особенности нравственно-этических основ взаимодействия в татарской культуре 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Почитание родителей, уважительное отношение к старшим, гостеприимство, доброжелательность – эти общечеловеческие ценности являются основой морали и татарского народа. Отличительное в этноэтике татар выявляется лишь в иерархической системе этих универсальных нравственных представлений и норм поведения.

Почтительное отношение к родителям, и вообще – ко всем, кто старше по возрасту, выше по общественному положению, судя по нашим опросам, и сегодня считается у татар самой большой добродетелью. К тому же эту характеристику признали наиболее отличительной чертой татарского народа, в равной мере, и сами татары, и представители других этносов. Эта черта проявляется во многих старинных обычаях, обрядах татарского народа и отчасти сохраняется в современных ритуалах.

Издавна у татар было принято, здороваясь с человеком, подавать ему обе руки. Этим демонстрировалось уважение. Сейчас же для приветствия, особенно у молодежи, достаточно протянуть одну руку. Однако почтение к старшим обязывает соблюдать старинный ритуал рукопожатия. Одна из студенток в ходе интервью описала следующую ситуацию: «Мой дедушка, как-то пожаловался мне, что один молодой человек (сын его приятеля) при встрече протянул ему лишь одну руку: “Я бы на него обиделся, если бы не понимал разницу поколений, но все равно, досадно, что друг не научил своего сына простым правилам уважительного приветствия старших”».

Как устойчивое стереотипное качество своего народа, татары отмечают добрососедство. У татар даже существует понятие о человеке, на которого всегда можно положиться, обратиться к нему в первую очередь. Таким близким человеком обычно становится сосед – «ут курше», (дословно, огненный сосед, который поделится огнем, если в твоем доме нечем разжечь очаг).

Гостеприимство татар общеизвестно. При массовых опросах эту характеристику отметили более 2/3 всех респондентов.

Уважение к пришедшему в дом, приветливость даже к незваному гостю, отражены во многих поговорках и пословицах татарского народа: «Чакырган кунакнын аты олы, чакырмаган кунакнын - хакы олы» (У званого гостя лошадь большая, у незваного гостя – большие права), «Алты яшълек юлдан кайтса, алтмыш яшълек куршэ килер» (Даже шестилетнему путнику (гостю), будет оказан достойный прием даже шестидесятилетним стариком).

Словами «Рехмет тошкере, мактап йорисен икэн» (Пусть ты будешь благословенным, ты, оказывается, ходишь и хвалишь нас) принято встречать гостей у татар. Как сообщили наши информаторы, обычай не отпускать человека, впервые пришедшего в дом, «без двух выпитых чашек чая», то есть без приглашения к столу, без угощения, стойко сохраняется и поныне. Формула гостеприимства заключена в следующей татарской пословице: «Исенлек – саулык, якты чырай, кайнар чай» (Встречают (гостя) приветливым лицом, вежливыми расспросами о его здоровье, семейных делах… и горячим чаем).

У татар принято приходить в дом с каким-нибудь подарком, гостинцем (кучтэнэч), равно как и хозяева, никогда не отпускают гостя «с пустыми руками». Гостеприимство должно быть взаимным: «Кунак ашы – кара каршы». Эта пословица относится не только к гостевому этикету. В широком смысле она трактуется как русская пословица «Долг платежом красен». За оказанное тебе добро должно ответить добром, за услугу – услугой. Эта традиция закрепилась в народных ритуалах: взаимных свадебных угощениях (не только семей жениха и невесты, но и их многочисленной родни), в главной функции народного праздника Джиен – поддержания семейно - родственных отношений и др.

Существенной характеристикой татарского социума является коллективизм. На эту особенность указывают многие современные исследователи – этнопсихологи. На уровне образов восприятия титульные народы России, по сравнению с русскими, представляют более коллективистские культуры. Коллективистская направленность татар усилена такими качествами как внутригрупповое подчинение (Солдатова Г.У., 1998).

Коллективистский характер татарского социума ярко выявляет стойко сохранившийся народный обычай взаимопомощи «эмэ» («омэ»). Из обычая, восходящего к древнему патриархально-родовому укладу, некогда выражавшему экономическое единство родовых общин, в течение веков у татар сложилась нравственная традиция оказания посильной бескорыстной помощи не только сородичам, но и друзьям, соседям.

Раньше «эмэ» устраивалось по инициативе отдельной крестьянской семьи, нуждающейся в быстром завершении трудоемких работ (жатва, обмолот хлебов, заготовка древесины, установка сруба дома, заготовка припасов на зиму и др.), а также по решению совета старейшин – аксакалов для поддержки вдов, сирот, погорельцев, для содержания в порядке местных дорог, родников, и т.п. (Гулова Ф.Ф., 1999).

Самое значительное в обрядах «эмэ» – это коллективность действия, аспект моральной поддержки. Вот какую историю записала, по рассказу своей матери, одна студентка: «Я с женихом, накануне нашей свадьбы, приехала к его родителям в татарскую деревню. Родня жениха приняла нас очень радушно. Время нашего приезда совпало с проведением осеннего обряда Каз эмэсе (обработки гусей). Меня, как будущую родственницу, тоже пригласили поучаствовать в этом обряде. В нашем доме собралась большая компания родственниц, соседок. Когда передо мной положили тушку гуся, я растерялась, не знала, как приступить к работе. Я решила отказаться от ощипывания гуся, сославшись на свое неумение. Я видела, как другие женщины – споро и ловко – делают эту работу, и боялась показаться неумёхой на их фоне. Но бабушка жениха, заметив мое замешательство, объяснила мне, что участие в обряде очень важно, так как это означает, что ты вносишь определенный вклад в благосостояние семьи, становишься ее частью, и главное – даже не реальная помощь, а искреннее желание помочь».

Многие обычаи и сопровождающие их обряды сейчас перестали существовать, но связанные с ними духовные традиции татар сохранились, перешли в психологические качества, свойства народа, определяя его национальный характер, его менталитет.

Как верно отмечено И.В. Сухановым (1976), традиции и обычаи свои общие социальные функции (быть средством стабилизации утвердившихся в обществе социальных отношений и воспроизводства этих отношений в жизни новых поколений) осуществляют различными путями. Обычай, включая в себя простые, стереотипно повторяющиеся отношения, передает новым поколениям стандарт действия, поступка в конкретной ситуации и не предъявляет требования к духовным качествам человека. Традиции, в отличие от обычаев, прямо обращены к духовному миру человека, и выполняют функции механизмов стабилизации и воспроизводства общественных отношений не непосредственно, а через формирование духовных качеств и определенной направленности поведения, требуемых этими отношениями.

Традиция взаимопомощи, как нравственная категория, у татар сохраняется и поныне. Она проявляется на самых разных уровнях: внутри семьи, в родственном клане, в землячестве, тесных контактах внутри диаспоры и т.д.

Учитывая принадлежность татарской культуры к коллективистским культурам, желательно знать общие правила поведения с представителями культур такого типа. Можно воспользоваться рекомендациями по межкультурному общению индивидуалистов и коллективистов, предложенными американским исследователем Триандисом и его коллегами (Triandis H., 1994, цит. по Н.М. Лебедевой, 1999). Одним из важных аспектов поведения в татарском социуме является соблюдение сдержанности в отношениях. Сильное проявление эмоций никогда не было в чести у татар. Как устойчивые стереотипные психологические характеристики своего народа, при опросах, татары выделяли скромность, благовоспитанность, сдержанность, деликатность. В татарской культуре есть понятие «тыйннак», означающее особую деликатность, тактичность во взаимоотношениях с людьми, меру в проявлении чувств. При воспитании детей, в первую очередь, стремились привить им послушание, скромность, почтительность к окружающим, особенно к старшим. Огромное роль в воспитании играло общественное мнение. Детей приучали жить с оглядкой на общество.

Такая традиция закреплена и в обрядах татар. Для обрядов татар характерно внешне слабое эмоциональное проявление. Не принято плакать на похоронах, голосить на свадьбе (обрядовые причитания невесты имели место только в отдельных этнических группах татар – у мишарей, кряшен) и прочее.

Наглядный пример представляет собой следующая история, рассказанная одной из респонденток: «Я была на татарской свадьбе у подруги. Меня удивило, что невеста на протяжении всего застолья не улыбалась и практически не прикасалась к пище. И я решила подойти к ней, узнать, в чем дело, поделиться своими впечатлениями о свадьбе. Улучив момент, я уже, было, приблизилась к подруге, как подошла ее бабушка и без всяких слов, но весьма решительно, оттеснила меня от невесты. Мне это показалось странным. Я подумала, что этот поступок можно объяснить только глубокой неприязнью ко мне. Я сдержала свое негодование, не хотелось портить свадьбу лучшей подруги. Но, как потом выяснилось, бабушка невесты просто придерживалась народного обычая, «оберегала» невесту. А татарской невесте приличествует сдержанность, скромность в поведении».

Как показывает последний пример, не стоит спешить выносить свое суждение о поведении людей другой национальности без знания традиций и обрядов той культуры, к которой они принадлежат. Понимание этнических обычаев другого народа помогает избежать конфликтов в общении, способствует эффективности взаимодействия в иной культурной среде.


Поделиться с друзьями:

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.011 с.