Слушание и чтение как виды речевой деятельности — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Слушание и чтение как виды речевой деятельности

2017-09-28 953
Слушание и чтение как виды речевой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Культура слушания

! Речевое общение предполагает не только умение говорить, но и слушать. Для этого недостаточно одной физиологической функции – слуха, нужно еще пристальное комплексное внимание к говорящему, нужно уметь видеть и понимать его жест, взгляд, понимать даже молчание. Существует три психологических типа людей: аудиалы, визуалы и кинестетики. Аудиалы – это люди, которые лучше запоминают и усваивают информацию, когда слышат и внимательно слушают ее. Визуалы предпочитают чтение – такова специфика их восприятия. Кинестетикам запоминание гарантирует записанный собственными руками конспект, составленная схема, таблица, матрица и т.д.

 

Упражнение 1. Всегда ли мы слышим и слушаем собеседника? Всегда ли хотим слышать его? Почему?

К одесситу подходит прохожий и спрашивает:

– Извините, вы не знаете, где улица Дерибасовская?

– Я?! Я не знаю, где улица Дерибасовская?! Это я-то не знаю, где улица Дерибасовская?! Я не знаю, где улица Дерибасовская…

!Функции слушания. Умение слушать, вникать в содержание речи позволяет глубже понимать выступающего и мысленно вступать с ним в диалог, готовиться к обсуждению, дискуссии (выделять главное, спорное, неприемлемое). При этом моментально происходит перевод высказывания с языка выступающего на язык слушающего. Это главное условие понимания услышанного.

Существует две проблемы, возникающие в процессе слушания: всегда ли надо дослушивать до конца и можно ли, не дослушав сообщение, задавать вопросы. В конечном счете слушание можно свести к следующему: услышать без искажений, понять, правильно и точно воспроизвести.

? От каких условий зависит понимание того, что нам говорят? Слышать и понимать – это одно и то же?

Упражнение 2. С какой целью можно использовать неточность высказывания, двусмысленность в речевом поведении?

Однажды Пушкин сидел в кабинете графа С. и читал про себя какую-то книгу.

Сам граф лежал на диване. На полу, около письменного стола, играли двое его детишек.

– Саша, скажи что-нибудь экспромтом… – обращается граф к Пушкину.

Пушкин, мигом, ничуть не задумываясь, скороговоркой отвечает:

Детина полоумный лежит на диване.

Граф обиделся.

– Вы слишком забываетесь, Александр Сергеевич, – строго проговорил он.

– Ничуть… Но вы, кажется, не поняли меня… Я сказал: – дети на полу, умный лежит на диване.

(Русский литературный анекдот)

 

! Механизмы слушания (механизм слуховой памяти, механизм антиципации (предвосхищения), механизм выделения смысловых блоков и др.). Механизм слушания сложен, он включает восприятие и понимание речи.

Первая ступень – услышать сообщение без помех и искажений (зная свои возможности, выбирайте соответствующее место в аудитории), понять каждое услышанное слово (или, по крайней мере, отметить, чтобы затем получить необходимые разъяснения), наконец, понять всю фразу.

Следующая ступень – включить услышанное высказывание в контекст обсуждаемого вопроса, связать с предыдущими суждениями.

Качественно новый уровень слушания, доступный далеко не каждому – обнаружение скрытого смысла, намека, развернутой метафоры. Для этого надо иметь широкий кругозор, общекультурную эрудицию.

Еще одна функция слушания как речевой деятельности человека – эстетическая. Лекторское мастерство выступающего вызывают уважение к нему, возникает любование его искусством, яркая речь обогащает наш словарь и служит уроком речевого мастерства для слушателя.

Упражнение 3. Как следует вести себя в ситуации, когда тебя не слышат (не слушают)?

– Исполнил ли ты мои приказания? – спросила императрица.

– Нет, государыня, – отвечал Кречетников.

Государыня вспыхнула.

– Как нет!

Кречетников стал излагать причины, не дозволившие ему исполнить высочайшие повеления. Императрица не слушала, в порыве величайшего гнева она осыпала его укоризнами и угрозами. Наконец императрица умолкла и стала ходить взад и вперед по комнате. Через несколько минут государыня снова обратилась к нему и сказала уже гораздо тише:

– Скажите мне, какие причины помешали вам исполнить мою волю?

Кречетников повторил свои прежние оправдания. Екатерина, чувствуя его справедливость, но не желая признаться в своей вспыльчивости, сказала ему с видом совершенно успокоенным:

– Это совсем другое дело. Зачем же ты мне тотчас этого не сказал?

(Русский литературный анекдот)

!Процесс смыслового восприятия звучащей речи. Смысл звучащей речи складывается в сознании слушающего не только под воздействием услышанных слов, но и интонации, умолчаний, тона и тембра голоса оратора. Смысл сказанного не всегда постигается сразу, часто для этого нужно время, чтобы осмыслить все оттенки значений употребленных слов, ассоциативных связей между ними и переносных метафорических значений.

 

Упражнение 4. Только ли языковой фактор объясняет данный курьёз?

Когда Карамзин был назначен историографом, он отправился к кому-то с визитом и сказал слуге: если меня не примут, то запиши меня. Когда слуга возвратился и сказал, что хозяина нет дома, Карамзин спросил его: «А записал ли ты меня?» – «Записал». – «Что же ты записал?» – «Карамзин, граф истории».

(Русский литературный анекдот)

 

!Способы слушания ( нерефлексивное, рефлексивное, эмфатическое ). Нерефлексивное слушание предполагает молчаливое восприятие информации, без вопросов и замечаний. Рефлексивное слушание – это вмешательство в чужое выступление с целью оказания вербальной помощи (например, наводящие вопросы сильно волнующемуся учащемуся, отвечающему на уроке, кивок головой в знак одобрения, слова «да-да» и т.п.). Эмфатическое слушание – это сопереживание, эмоциональная вовлеченность в происходящее (слезы и смех у зрителя в театре), готовность к участию и состраданию при выслушивании скорбной информации или смех, вызванный рассказом о какой-либо комической ситуации [13, с. 99].

 

Культура слушания. По тому, как слушает собеседник, можно судить о понимании им сообщения. Русский речевой этикет предписывает слушать, глядя в глаза собеседнику. Поза слушающего свидетельствует о его отношении к обсуждаемой теме и докладчику. Чем богаче словарь (тезаурус) слушателя, тем глубже и полнее понимание речи.

 

Культура чтения

 

!Специфика чтения как вида речевой деятельности. Чтение – особый вид речевой деятельности. Оно позволяет, например, вступать в беседу с художником слова, почившим задолго до вашего рождения. Текст можно неоднократно перечитывать и открывать в нем все новые смыслы. Мысленный диалог с героями книги, сопоставление авторского взгляда на вещи с собственным опытом может быть отнесено во времени на неопределенный срок.

 

Функции чтения. Чтение – одна из форм культуры цивилизованного общества. Функции чтения весьма многообразны: обучающая в школе, эстетическая – открывает прекрасное в человеке, обществе и природе, познавательная – побуждает к размышлению над тайнами бытия, образовательная – сообщает, хранит и передает полезную научную и социальную информацию, чтение (например, писем и посланий) расширяет сферу общения. Кроме этого, чтение является мощным стимулом и инструментом самопознания человека.

? От чего зависит наше понимание прочитанного? Какой текст, на ваш взгляд, запоминается лучше (безукоризненно правильный или с нарушениями нормы) и почему?

Упражнение 5. Что необходимо для полноценного чтения?

Петрушка… характера… был больше молчаливого, чем разговорчивого; имел даже благородное побуждение к просвещению, то есть чтению книг, содержанием которых не затруднялся: ему было совершенно все равно, похождение ли влюбленного героя, просто букварь или молитвенник, – он все читал с равным вниманием; если бы ему подвернули химию, он и от нее бы не отказался. Ему нравилось не то, о чем читал он, но больше само чтение, или, лучше сказать, процесс самого чтения, что вот-де из букв вечно выходит какое-нибудь слово, которое иной раз черт знает что и значит (Н.В. Гоголь «Мертвые души»).

! Виды чтения (изучающее, ознакомительное и др.).Читать можно по-разному: вслух и про себя. Работа с текстом (на бумажных носителях и в электронном варианте) имеет свою специфику, которая сводится к различиям функций языка и речи.

При профессиональной работе с текстом можно прочитывать более 200 страниц в день. Традиционное чтение (построчное) достаточно медленно. В последние годы все более популярной становится техника быстрого чтения. Это требует специального обучения.

«Традиционный текст можно самостоятельно научиться читать быстрее, читая его как оркестровую партитуру (она читается одновременно и синхронически: сверху вниз, то есть колонками, столбцами и диахронически: слева направо, колонка за колонкой.) Дело в том, что все нотные знаки, расположенные на одной вертикальной линии, составляют в партитуре большую конститутивную единицу, или пучок оркестровых отношений, и воспринимаются как единое целое» (Косарев А.Ф.). Аналогичным образом можно прочитывать текст, обнаруживая при этом ключевые слова и смысловые центры. Каждый вид чтения имеет своих приверженцев. Медленное чтение обеспечивает глубину постижения смысла прочитанного. Скоростное чтение (не значит поверхностное) предпочтительно на этапе ознакомления с материалом и его классификации.

Механизмы чтения (механизм антиципации (предвосхищения), эквивалентных замен, памяти).Что происходит в сознании каждого человека в момент чтения – загадка. Мы читаем не буквы, даже не слова, даже не просто предложения. Мы читаем мысли. Слова – инструмент их выражения. Нас интересует прежде всего, что нового сказал автор по данному вопросу. Как бы человек ни читал (вслух или про себя), он прежде всего заинтересован в том, чтобы понять прочитанное. Интерес к теме питает внимание к тексту. Интерес, внимание, понимание, запоминание – таков основной вектор чтения любого текста. Механизм чтения каждого человека достаточно индивидуален: что-то читается бегло, что-то неспешно, что-то вслух, что-то с репликой восхищения, изумления, возражения, недоумения (заголовок, оглавление, просмотр всей книги или статьи, поиск новой информации в тексте, внимательное и вдумчивое чтение отдельных страниц, закладки, выписки и пр.)

Упражнение 6. Попробуйте с ходу прочитать данный текст. Затем подготовьте его должным образом для прочтения вслух (при необходимости перепишите с учетом орфографических и пунктуационных норм). Прочтите еще раз. Прокомментируйте произошедшее.

Украстьнетруднонаместоположитьвотвчемштукаимеявкарманебраунингвкобуреяприехалкмоемудругусердцемоеёкнулокогдаещесквозьдверьяуслыхалегокрикимаммашааещектоглухослышалсяголосстарушкиегоматериводопроводчикчтослучилосьспросиляснимаяпальтодругоглянулсяишепнулревольверсперлисегоднявотгадыайяйяйсказалягдевыегодержитеспрашиваляучастливовкабинетедруготкрыллевыйящикипоказалпустоеместонепонимаюсказаляпожимаяплечамидействительнозагадочнаяисториядаясночтоукралимойдругокончательнорасстроилсяавсетакиядумаючтоегонеукралисказалячерезнекотороевремяведьеслиникогонебылоктожеможетукрастьдругчтотопростоналяеговсегдакладуводноитожеместонервничаявоскликнулмойприятельивдоказательствооткрылсреднийящикстолапотомлевыйидажерукувнегозасунулазатемужеспроклятиемоткрылправыйвотштукахрипелонглядянаменявотштукамамашанашелся (М.А. Булгаков).

!Этапы работы с текстом в процессе осмысления читаемого. Содержание работы над текстом определяется заданием к упражнению. Осмысление текста, путь к собственному читательскому смыслу осуществляется путем адекватного восприятия темы прочитанного текста (о чем этот текст?), его проблематики (какие вопросы актуальны для автора?), понимания авторской позиции в решении обнаруженных проблем (основной мысли, главной идеи), выработкой собственной позиции в данной проблеме.

 

Упражнение 7. Прочитайте текст. Определите тему и проблему текста. Сформулируйте основную идею автора текста. Каково Ваше мнение по этой проблеме?

И теперь и в дальнейшем, я думаю, имеет смысл сосредоточиться на точности вашего языка. Старайтесь расширять свой словарь и обращаться с ним так, как вы обращаетесь с вашим банковским счетом. Уделяйте ему много внимания и старайтесь увеличить свои дивиденды. Цель здесь не в том, чтобы способствовать вашему красноречию в спальне или профессиональному успеху – хотя впоследствии возможно и это, – и не в том, чтобы превратить вас в светских умников. Цель в том, чтобы дать вам возможность выразить себя как можно полнее и точнее; одним словом, цель – ваше равновесие. Ибо накопление невыговоренного, невысказанного должным образом может привести к неврозу. С каждым днем в душе человека меняется многое, однако способ выражения часто остается одним и тем же. Способность изъясняться отстает от опыта. Это пагубно влияет на психику. Чувства, оттенки, мысли, восприятия, которые остаются неназванными, непроизнесенными и не довольствуются приблизительностью формулировок, скапливаются внутри индивидуума и могут привести к психологическому взрыву или срыву. Чтобы этого избежать, не обязательно превращаться в книжного червя. Надо просто приобрести словарь и читать его каждый день, а иногда – и книги стихов. Словари, однако, имеют первостепенную важность. Их много вокруг; к некоторым прилагается лупа. Они достаточно дешевы, но даже самые дорогие среди них (снабженные лупой) стоят гораздо меньше, чем один визит к психиатру. Если вы все же соберетесь посетить психиатра, обращайтесь с симптомами словарного алкоголизма (Иосиф Бродский).

 

!Роль иллюстративных компонентов (схемы, таблицы, рисунки, фотоматериалы, графики, шрифтовые выделения и т.п.)в процессе осмысления текста.

Иллюстративные материалы рассчитаны, в первую очередь, на запоминание, на механическую, зрительную память, а не на логику, не на понимание (например, вопросы и порядок падежей в русском языке). Их роль в тексте двоякая: они могут выступать средством аргументации, наглядным примером, пояснением, а могут быть и отправной точкой в процессе рождения новой мысли. Это символы проверенного опытом знания, исключающего возможность какого бы то ни было сомнения в их истинности (например, дорожные знаки, государственный флаг, формула закона Ома и пр.). Это один из способов превращения текста в гипертекст. Подобное сжатие информации в памяти можно уподобить процессу архивирования текста компьютером. При таком построении текста следует указывать источник, который позволяет восполнить недостающее звено в логике изложения и является необходимым условием понимания прочитанного текста.

 

Основные приемы совершенствования умения читать. Все прочитать невозможно. Уметь читать не значит только читать быстро. Уметь читать – значит уметь выбирать книги для чтения, уметь находить нужную литературу по электронным каталогам и в привычных библиографических отделах публичных библиотек, прайс-листам в книжных магазинах и на соответствующих сайтах в Интернете.

Работая с текстом, следует делать закладки, выписки (предпочтительно сразу со сносками), в собственных книгах можно делать пометки текст-маркером (со временем такие пометки исчезают и книга не портится).

Речевой этикет

! Речевой этикет – система правил речевого поведения и формул вежливого общения.

Специфика русского речевого этикета: тактичность, предупредительность, откровенность, участие. Понятие культуры общения шире понятия норм речевой культуры. Чеховские слова о том, что в человеке все должно быть прекрасно, по-прежнему остаются актуальными. Современный этикет – результат жесткого культурно-исторического отбора норм поведения человека в обществе. Он вовсе не исключает роль этнической традиции, а стремится к гармоничному сочетанию с ней. Различия обнаруживаются, когда мы оказываемся в иной культурной среде, и с этим следует считаться.

Русский речевой этикетрегламентирует процедуру знакомства, обращения, приветствия, приглашения, поздравления, благодарности, беседы, доклада, объяснения, извинения, отказа, протеста, прощания. При всем разнообразии форм этикетного речевого поведениярусский этикет предписывает предпочтительное использование нейтральной или положительно окрашенной лексики. Тактичность, предупредительность, откровенность – универсальные культурные ценности человеческих отношений – также свойственны русскому этикету. В этикетных ситуациях рекомендуется избегать категоричности в суждениях, чаще использовать модальные выражения и формы сослагательного наклонения (не могли бы Вы…).

 

Упражнение 1. Насколько эффективны этикетные нормы в поведении известных персонажей?

…пора возвратиться к нашим героям, которые стояли уже несколько минут перед дверями гостиной, взаимно упрашивая друг друга пройти вперед.

– Сделайте милость, не беспокойтесь так для меня, я пройду после, – говорил Чичиков.

– Нет, Павел Иванович, нет, вы гость, – говорил Манилов, показывая ему рукою на дверь.

– Не затрудняйтесь, пожалуйста, не затрудняйтесь. Пожалуйста, проходите, – говорил Чичиков.

– Нет уж, извините, не допущу пройти позади такому приятному, образованному гостю.

– Почему ж образованному?.. Пожалуйста, проходите.

– Ну да уж извольте проходить вы.

– Да отчего ж?

– Ну да уж оттого! – сказал с приятною улыбкою Манилов.

Наконец, оба приятеля вошли в дверь боком и несколько притиснули друг друга (Н.В. Гоголь).

Упражнение 2. Запишите (2-5) пословицы и поговорки, отражающие правила речевого этикета и содержащие рекомендации по речевому воздействию на собеседника.

Например: Лучше недосказать, чем пересказать.

!Техника реализации этикетных форм. Правила хорошего тона содержат рекомендации о том, как вежливо здороваться; корректно представляться, начинать разговор с незнакомым человеком.

Речевое поведение определяется ситуацией общения, правила речевого этикета советуют в деловом разговоре говорить коротко и по существу; на приеме – избегать оценочных суждений о ком-либо или о чем-либо и критического обсуждения социальных тем; заранее продумывать поздравление, не полагаясь на импровизацию; в скорбной ситуации находить слова утешения и сочувствия чужому горю.

Упражнение 3. Обратитесь к людям в разных ситуациях.

1) К маленькому ребенку с вопросом, как его зовут; 2) к группе студентов с просьбой проводить вас к декану факультета; 3) к милиционеру с вопросом, как пройти на улицу Л.Толстого; 4) к преподавателю с сообщением, что его приглашают в деканат; 5) к пожилой женщине, забывшей кошелек на прилавке; 6) к начальнику с приглашением на юбилей; 7) к делегатам конференции с приветствием; 8) к секретарю в приемной, чтобы узнать, когда начнется совещание у начальника; 9) к руководителю организации, чтобы узнать решение по вашему заявлению; 10) к приятелю, чтобы попросить у него учебник; 11) к преподавателю, чтобы попросить его принять у вас досрочно экзамен[37, с. 136]*.

 

! Речевые дистанции и табу ( запреты ) социально детерминированы и зависят от пространственной характеристики речевого общения: интимная зона занимает пространство от 15 см до полуметра; персональная зона – исчисляется расстоянием вытянутых навстречу друг другу рук – от полуметра до 1,5 м; социальная зона – от полутора до 3,5 м (возникает в общении с малознакомыми или вовсе незнакомыми людьми); общественная зона (более 3,5 м) определяется дистанцией, необходимой для комфортной работы в аудитории, классе и пр.

Табу на определенные звуки, слова (например, сквернословие), выражения и жесты существуют во всяком обществе

Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. Слова и этикетное поведение человека должны соответствовать моральным нормам, принятым в обществе. Общение должно быть комфортным для всех коммуникантов. Такую атмосферу в общении создает вежливость, такт, скромность человека и его точность во всем. Вести себя в обществе следует так, чтобы это выглядело красиво и оценивалось одобрительно окружающими (даже если вам джинсы нравятся больше, чем фрак). Мигель де Сервантес говорил: «Ничто не обходится так дешево и не ценится так дорого, как вежливость».

Упражнение 4. Есть ли в данной ситуации нарушение этикетных норм?

– Позвольте вас попросить расположиться в этих креслах, – сказал Манилов. – Здесь вам будет попокойнее.

– Позвольте, я сяду на стуле.

– Позвольте вам этого не позволить, – сказал Манилов с улыбкою. – Это кресло у меня уж ассигновано для гостя: ради или не ради, но должны сесть (Н.В. Гоголь).

Упражнение 5. Назовите ситуации общения, в которых уместно использование данных ниже формул обращения.

Товарищ, гражданин, гражданка, господин, госпожа, господа, дамы, сударь, сударыня, друзья, коллеги, юноша, молодой человек, девушка, мальчик, девочка, сынок, доченька, мужчина, женщина, дядя, тетя, барышня.

!Комплименты– одна из основных форм проявления вежливости и хорошего тона. Любезность (как одна из форм комплимента) позволяет быть приятным и полезным собеседнику. Другое дело, насколько в данный момент уместен какой-либо комплимент, сказанный, например, в адрес преподавателя на экзамене.

? Подумайте, как следует (и как не следует) отвечать на комплимент, сказанный в ваш адрес?

Упражнение 6. Каким должен быть хороший комплимент? Когда употребление комплиментов неуместно? Чем лесть отличается от комплимента?

Приезжий гость и тут не уронил себя: он сказал какой-то комплимент, весьма приличный для человека средних лет, имеющего чин не слишком большой и не слишком малый (Н.В. Гоголь).

В разговорах с сими властителями он очень искусно умел польстить каждому. Губернатору намекнул как-то вскользь, что в его губернию въезжаешь, как в рай, дороги везде бархатные, и что те правительства, которые назначают мудрых сановников, достойны большой похвалы. Полицеймейстеру сказал что-то очень лестное насчет городских будочников; а в разговорах с вице-губернатором и председателем палаты, которые были еще только статские советники, сказал даже ошибкою два раза «ваше превосходительство», что очень им понравилось. Следствием этого было то, что губернатор сделал ему приглашение пожаловать к нему того же дня на домашнюю вечеринку, прочие чиновники тоже, с своей стороны, кто на обед, кто на бостончик, кто на чашку чаю (Н.В. Гоголь).

Упражнение 7. Подберите слова, которые будут усиливать оценку события (не менее трех синонимов).

1. Вы … выглядите. 2. Примите мои самые … пожелания. 3. Я вам … сочувствую. 4. Я вам … признателен. 5. Такие ошибки … недопустимы. 6. Вы такой … человек. 7. У вас … вкус. 8. Будьте … внимательны при выполнении этого задания. 9. Вы … одеты. 10. Вы … хозяйка. Я … благодарю вас [37, с. 140].

 

Упражнение 8. Объясните, как вы понимаете значение слов: назойливый, чопорный, жеманный, прагматичный, претенциозный, чваниться, глумиться. При затруднении смотрите в толковом словаре.

! Культура критики в речевом общении. В старой шутке: критику люблю, критиков ненавижу – есть доля правды. Такое может произойти при неумелом в речевом общении использовании столь острого инструмента, как критика. Когда-то В.И. Ленин уподобил критику мечу, который сам исцеляет наносимые им раны. Хорошая метафора. «За мужеством критики должно следовать мужество похвалы», – обмолвился однажды Оноре де Бальзак. В критике, как ни в чем другом, важно проявлять деликатность, потому что настоящая критика должна быть конструктивна, критиковать следует поступки, а не человека.


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.048 с.