Окончание -у, -ю сохраняется главных образом в следующих случаях — КиберПедия 

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Окончание -у, -ю сохраняется главных образом в следующих случаях

2017-09-28 1118
Окончание -у, -ю сохраняется главных образом в следующих случаях 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

-а (-я) -у(-ю)
имена существительныес вещественным значением
без указания на количество производство чая если при существительном стоит определение стакан крепкого чая при указании на количество, т.е. для обозначения части целого стакан чаю
  существительные, имеющие в своем составе уменьшительный суффикс выпить чайку
единичные собирательныесуществительные
  при указании на количество много народу ( ср. история народа)
в некоторых фразеологических оборотах
  без году неделя, спасу нет, дать маху
при переносе ударения на предлог
  из лесу, со свету
при наличии отрицанияпри сказуемом
  износу нет, покою не было
смысловое различие форм
леса нет (отсутствует лес) проводить до дома (до определенного дома) лесу нет (отсутствует строительный материал) проводить до дому (поводить домой)

 

Упражнение 11. Вместо точек вставьте окончания и мотивируйте свой выбор.

а) Производство сахар… по сравнению с прошлым годом увеличилось в два раза. Он положил в чай ложку сахар… Передай мне, пожалуйста сахарк…

б) На рынок привезли превосходного виноград… Хозяйка выложила на блюдо гроздь виноград…

в) За ночь навалило снег… Эх, снежк… бы сейчас!

 

Упражнение 12. Составьте диалог, используя вещественные существительные мужского рода, варьируя постановку падежного окончания в соответствии с контекстом.

 

Окончания родительного падежа множественного числа

окончание нулевое окончание
имена существительные мужского рода с непроизводной основой на твердый согласный (кроме шипящих)
НО: носков, гольфов, ботфортов, аксельбантов названия предметов, употребляющихся обычно парами: (пара) валенок, сапог, чулок
названия некоторых национальностей (с основой на н и р )
НО: бедуинов, берберов, негров, киргизов, монголов, якутов. ВАРИАНТЫ: бурят – бурятов, туркмен – туркменов, уйгур – уйгуров, авар – аваров. большинство существительных: (жить среди) англичан, армян, башкир, болгар, бурят, грузин, турок, цыган и т.д.
существительные, называющие людей по мету жительства на -анин/-янин
  горожан, селян, южан
с уществительные, называющие детенышей с суффиксом –онок/-енок
  волчат, котят, цыплят
названия воинских групп, родов войск
НО: минеров, саперов ВАРИАНТЫ: гусар – гусаров, драгун – драгунов, гардемарин – гардемаринов, улан – уланов (отряд) партизан, солдат
названия единиц измерения
НО: литров, метров, ньютонов, кулонов,джоулей, гектаров ВАРИАНТЫ: граммов – грамм, килограммов – килограмм, микронов – микрон большинство имеют нулевое окончание: (количество) ампер, ватт, вольт, герц, рентген
названия некоторых плодов и овощей
апельсинов, мандаринов, помидоров, томатов допустимо в устной речи
существительные на -ко
колесико – колесиков, плечико – плечиков, очко - очков НО: войско – войск, яблоко – яблок, яблочко – яблочек
формы некоторых существительных женского рода
долей, кеглей, пеней, пригоршней, свечей, тётей вафель, домен, кочерег, кровель, оглобель, розог, свадеб, сплетен, нянь, простынь, цапель
формы некоторых существительных среднего рода
ВАРИАНТЫ: коленей – колен плеч, щупалец, полотенец, блюдец
формы некоторых существительных, употребляющихся только во множественном числе
граблей, клипсов, яслей, будней потемок, сумерек

Упражнение 13. Раскройте скобки, ставя существительные в нужной падежной форме.

1. Наступило таинственное время рождественских (сумерки). 2. Выращивание (помидоры) – процесс трудоёмкий. 3. У кочегара Василия был целый набор (кочерга), которыми он запросто управлялся в своем огненном царстве. 3. Вечером Анна принесла домой целую сетку (мандарины), и в доме запахло Новым годом. 4. Из (ясли) разносился веселый детский смех. 5. В нашем вузе вы можете встретить студентов (буряты, армяне, грузины, туркмены). 6. В магазине был представлен разнообразный ассортимент (туфли). 7. Купите мне пару (чулки) и две пары (носки).

 

Образование форм винительного падежа

! Одушевленные существительные обозначают предметы с исходным значением «живое существо», неодушевленные – «неживое существо».

Однако грамматическое понятие об одушевленности/неодушевленности не всегда совпадает с различением живого/неживого в науке:

- категория одушевленности существительных проявляет себя в совпадении формы В.п. с формой Р.п.,

- категория неодушевленности – в совпадении В.п. с И.п.

Таким образом, в русском языке к числу одушевленных могут относиться слова, которые обозначают неживые предметы, а к числу неодушевленных – слова, обозначающие живые предметы (см. таблицу).

К неодушевленным существительным относятся (В.п. =И.п.) К одушевленным существительным относятся (В.п.=Р.п.)
названия растений, деревьев, грибов и др. названия мифических существ: Нептун, Марс, дух, домовой и т.д.
названия некоторых микроорганизмов: бактерии, бациллы, микробы, зародыши, личинки, эмбрионы названия игорных терминов: валет, туз, дама и т.д.
названия, обозначающие совокупность живых существ: народ, толпа, стая, рой, отряд названия кукол: петрушка, марионетка, кукла, чебурашка и т.д.
существительное: труп названия умерших людей: мертвец, покойник, утопленник
  названия, использующиеся в метафорическом или метонимическом значении: Этого пня не убедить – На поляне я увидел старый пень
  названия живых существ, использующиеся для наименования неживых предметов: Читать «Ревизора» – Запускать бумажного змея

Примечание: У одушевленных существительных наблюдается вариативность формы В.п. в сочетании с числительными 2, 3, 4:

- если это простое числительное, то В.п.=Р.п. (поймать четырех рыб)

- если это составное числительное, то В.п.=И.п. (поймать двадцать четыре рыбы).

Упражнение 14. Выберите нужную падежную форму. Аргументируйте свой ответ.

1. Ребята играли в (казаки-разбойники – казаков-разбойников). 2. Зимой белка вытащит (боровик – боровика) из дупла и съест его. 3. Ранней весной нужно уничтожать (личинки – личинок) вредных насекомых. 4. Погодные условия не позволили сегодня наблюдать (Марс – Марса). 5. Девочка умоляла мать купить ей (все эти куклы – всех этих кукол). 6. Девочка одела (все эти куклы – всех этих кукол). 7. Мы пытались найти (адресат – адресата) письма. 8. Сергей открыл (валет – вальта – валета), и в этот момент я увидел (козыри – козырей) противника. 9. В Древнем Риме верили в (Марс – Марса). 10. Я был поражен, когда в первый раз мне пришлось пойти в морг: там я увидел (трупы – трупов). 11. Рассматривать (эти существа – этих существ) было любопытно. 12. Туристы с большим удовольствием ели (дальневосточные крабы – дальневосточных крабов). 13. Ипподром приобрел (четыре прекрасных скаковых лошади – четырех прекрасных скаковых лошадей). 14. Жюри наградило грамотами (тридцать два участника – тридцать двух участников) конкурса.

 

Упражнение 15. Различение категории одушевленности/ неодушевленности в русском языке сложилось только к 17 веку. Период ее неразличения зафиксирован в некоторых устоявшихся выражениях:

выйти в люди, идти в летчики, зачислить в студенты.

Как должны были бы звучать эти фразы, если бы они соответствовали нормам современного русского языка?

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.009 с.