Документирование управленческой деятельности — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Документирование управленческой деятельности

2017-09-28 225
Документирование управленческой деятельности 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Цель дисциплины – сформировать у студентов комплекс знаний необходимых для организации делопроизводства на предприятиях, в том числе - для документирования управленческой деятельности и договорно-правовых отношений, для ведения претензионной документации и деловой корреспонденции с российскими и иностранными партнерами.

Задачи дисциплины – научить студентов:

- ориентироваться в современном законодательстве по делопроизводству и архивному делу;

- понимать, что такое единая государственная система делопроизводства в Российской Федерации, основные этапы ее развития, система документации, классификация документов;

- правилам составления и оформления организационно-распорядительных документов, в том числе деловой и коммерческой корреспонденции;

- составлению учредительных документов, ведению документации по личному составу, по документированию предпринимательской и внешнеэкономической деятельности, по претензионной документации, по охране и защите коммерческой тайны;

- технологии работы с документацией и организации документооборота в фирме.

Знание делопроизводства позволит специалисту рационально организовать работу с документами и информацией, поможет повысить эффективность управления фирмой, предохранит от штрафов и финансовых потерь при решении производственно-хозяйственных споров и трудовых конфликтов. Знание законодательства в области делопроизводства и архивного дела облегчит взаимоотношения с налоговой инспекцией, аудиторскими фирмами и органами государственного контроля.

Дисциплина основывается на знаниях полученных при изучении экономической теории, правоведения, иностранного языка и информационных технологий в экономике.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Документирование управленческой деятельности» студент должен:

· знать:

- принципы организации делопроизводства на предприятиях с различной структурой и технические средства для работы с документами;

- системы документации, современные способы и технику создания документов, машинописные правила оформления документов;

- правила и формы деловой и коммерческой корреспонденции;

· уметь:

- организовывать документооборот на предприятии;

· получить навыки:

- составления документов, необходимых для документирования управленческих процессов, ведения кадровой и бухгалтерской документации.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
Раздел 1: Развитие делопроизводства в России. Современные требования к составу и оформлению управленческой документации
1. Введение. Современное законодательство по делопроизводству архивному делу.   -   -    
2. История развития системы государственного делопроизводства в России   - - -    
3. Основные классификации документов   - - -    
4. Принципы организации службы Документационного обеспечения управления   -   -    
5. Требования к составлению и оформлению организационно-распорядительной документации   -   -    
6. Машинописные правила оформления документов. Библиографическое описание документа   -   -    
7. Составление и оформление основных документов ОРД   -   -    
8. Технология работы с документами. Организация документооборота на предприятии   -   -    
Раздел 2: Особенности делопроизводства в различных управленческих структурах. Документы с ограниченным доступом. Деловая корреспонденция
9. Особенности делопроизводства в кадровой службе, в бухгалтерии, в органах государственной власти и управления   - - -    
10. Организация работы с документами, имеющими ограниченный доступ   -   -    
11. Документирование экономической деятельности   -   -    
12. Деловая корреспонденция   -   -    
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   -   -    
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -   -  

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Раздел 1: Развитие делопроизводства в России. Современные требования к составу и оформлению управленческой документации.

Введение

Предмет и содержание дисциплины. Требование программы, структура и порядок изучения курса, содержание разделов и методические основы их изучения.

 

Тема 1. Современное законодательство по делопроизводству и архивному делу

Источники законодательства по делопроизводству и архивному делу; классификация источников по юридической силе, характеристика отдельных источников. Единая государственная система документационного обеспечения управления Документирование управленческой деятельности и основные задачи документационного обеспечения управления (ДОУ). Единая государственная система документационного обеспечения управления (далее - ЕГСДОУ). Основные принципы работы ЕГСД: централизация, унификация, стандартизация. Роль государственной системы документационного обеспечения управления в совершенствовании управления предприятиями и учреждениями.

Единая система классификации и кодирования информации (далее ЕСКК). Классификаторы информации. Системы стандартизации. Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно - распорядительной документации (далее - УС ОРД).

Практическое занятие:

Построение схемы ЕГСДОУ, унифицированные системы документации; унифицированная система организационно - распорядительной документации (УС ОРД); классификаторы информации; системы стандартизации. ГОСТы, ОСТы, СТП.

Знакомство и анализ источников законодательства по делопроизводству.

 


Тема 2. История развития системы государственного делопроизводства в России

Основные этапы ее формирования единой государственной системы делопроизводства в России: приказное, коллежское, исполнительное делопроизводство. Современное делопроизводство.

 

Тема 3. Основные классификации документов

Понятие документа в информации. Классификации документов: по материальному носителю, по виду деятельности, по форме документов, по срокам хранения и исполнения, по ограничению доступа к документам, по степени доверенности. Характеристика наиболее важных общероссийских и общесоюзных классификаторов информации «Единой системы классификации кодирования информации» (далее ОК ЕСКК).

 

Тема 4. Принципы организации службы документационного обеспечения управления

Выбор рациональной структуры службы документационного обеспечения управления. Распределение обязанностей между сотрудниками, нормирование труда, регламентация должностного состава. Организация труда и отдыха. Условия работы. Техническое обеспечение службы ДОУ. Особенности управленческой структуры.

Практическое занятие:

Разработка структуры службы документационного обеспечения управления (ДОУ). Примеры выбора рациональной структуры службы документационного обеспечения управления. Образцы документирования распределения обязанностей между сотрудниками, нормирование труда, регламентации должностного состава. Эргономика и техническое обеспечение.

 

Тема 5. Требования к составлению и оформлению организационно-распорядительной документации

Форматы. Бланки. Требования к составлению и оформлению организационно-распорядительной документации в соответствии с ГОСТ Р 6.30-2003. Формуляр-образец. Состав и расположение реквизитов. Характеристика реквизитов. Обязательные реквизиты.

Практическое занятие:

Составление образцов бланков. Анализ нового ГОСТ Р 6.30-2003. Применение формуляра-образца на практике. Состав и расположение реквизитов на конкретных документах. Примеры реквизитов.

 

Тема 6. Машинописные правила оформления документов. Библиографическое описание документа

Средства организационной техники. Машинописные правила. Правила написания символов, оформление заголовков, примечаний, сносок, приложений, таблиц. Библиографическое описание.

Практическое занятие:

Знакомство со средствами автоматизации делопроизводства. Программное обеспечение делопроизводства. Правила написания символов, оформление заголовков, примечаний, сносок, приложений, таблиц. Упражнения по библиографическому описанию.

 

Тема 7. Составление и оформление основных документов ОРД

Составление и оформление учредительных документов: устав, учредительный договор.Составление и оформление организационных документов: штатное расписание, структура и штатная численность, положение о структурном подразделении, должностная инструкция. Составление и оформление распорядительных документов: приказ, указание, распоряжение, решение, постановление, выписки из них. Оформление справочно-информационных документов: протокол, выписки из протокола, акт, гарантийное письмо, телефонограмма, служебных записок, справок и документов личного происхождения. Составление и оформление договоров, контрактов. Составление и оформление научных отчетов, дипломов, курсовых работ, рефератов, обзоров.

Практическое занятие:

Разделение документов ОРД на учредительные, организационно-распорядительные, справочно-информационные. Составление образцов учредительных, организационно-распорядительных, справочно-информационных документов. Основные ошибки при составлении и оформлении документов ОРД.

 

Тема 8. Технология работы с документами. Организация документооборота на предприятии

Организация делопроизводства на предприятиях различного профиля. Обработка входящей, исходящей, внутренней документации. Регистрация, индексация, систематизация документов. Составление номенклатуры дел. Правила формирования дел. Контроль за исполнением документов. Требования к оформлению дел. Оперативное хранение. Передача дел в архив. Архивное хранение документов и дел. Составление описей дел. Уничтожение документов. Электронный документооборот. Обзор рынка программ автоматизированного документооборота.

Практическое занятие:

Оформление журналов для обработки входящей, исходящей внутренней документации. Практика составления номенклатуры дел. Закрепление навыков по формированию дел. Требования к оформлению дел. Образцы документов для передачи дел в архив, архивного хранения документов, уничтожения документов.

Раздел 2: Особенности делопроизводства в различных управленческих структурах. Документы с ограниченным доступом. Деловая корреспонденция.

Тема 9. Особенности делопроизводства в кадровой службе, в бухгалтерии, в органах государственной власти и управления. Документирование движения персонала (прием, увольнение, перевод, отпуск, командировки). Основные журналы для документирования движения персонала. Ведение трудовых книжек, личных дел. Приемы охраны и защиты конфиденциальных документов.

 

Тема 10. Организация работы с документами, имеющими ограниченный доступ

Виды документов с ограниченным доступом. Информация, доступ к которой не может быть ограничен. Организация работы с документами, содержащими конфиденциальные сведения. Понятие государственной тайны, три степени секретности документации, содержащей государственную тайну. Понятие коммерческой тайны. Признаки охраноспособности коммерческой тайны. Способы охраны и защиты коммерческой тайны. Отличие коммерческой тайны от других видов тайн. Документирование сведений, составляющих коммерческую тайну.

Практическое занятие:

Практика организации работы с документами ограниченного доступа. Обсуждение проблем гласности и ограниченности документооборота. Примеры документирования сведений, составляющих коммерческую тайну.

 

Тема 11. Документирование экономической деятельности

Составление договоров. Реквизиты договора и их расположение на договоре. Основные стадии заключения договора. Оферта и акцепт. Протокол разногласия. Претензия и ответ на претензию.

Практическое занятие:

Упражнения по составлению договоров, оферты, акцепта, протокола разногласия, претензии и ответ на претензию.

 

Тема 12. Деловая корреспонденция

Деловые и коммерческие письма: классификация, структура, стандартные фразы и выражения. Тон и стиль деловой корреспонденции. Правила и формы коммерческой переписки с зарубежными партнерами.

Практическое занятие:

Традиции ведения переписки. Письмовник. Составление образцов деловых и коммерческих писем.

 


ОРГАНИЗАЦИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА

 

Самостоятельная работа студентов по дисциплине включает:

- повторение и углубленное изучение материала на основе конспектов лекций и учебно-методической литературы;

- выполнение домашних заданий (решение практических задач, составление документов ОРД);

- выполнение контрольной работы;

- подготовку к экзамену.

 

ТЕМАТИКА КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ

(для студентов заочного обучения)

 

Контрольная работа должна включать две части: теоретическую и практическую.

Темы для теоретической части:

1. История делопроизводства в России.

2. Анализ законодательства по делопроизводству и архивному делу.

3. Характеристика «Единой системы классификации и кодирования» в РФ.

4. Характеристика унифицированных систем документации.

5. Организация документооборота на предприятии.

6. Документирование трудовых отношений.

7. Деловые и коммерческие письма: классификация, структура, стандартные фразы и выражения.

8. Организация работы с документами, имеющими ограниченный доступ.

9. Организация службы документационного обеспечения управления, ее задачи и функции на современном этапе.

10. Составление договоров. Документирование предварительной стадии заключения договора. Ведение претензионной работы.

11. Составление положения о структурном подразделении.

12. Должностная инструкция, ее важность, правила составления.

13. Составление инструкции по делопроизводству на предприятии.

14. Составление номенклатуры дел.

15. Особенности организации автоматизированных систем документооборота на большом и малом предприятии.

16. Организация электронного документооборота.

В практическую часть работы должны входить следующие самостоятельно составленные документы:

1. Штатное расписание.

2. Положение о структурном подразделении.

3. Должностная инструкция.

4. Приказ.

5. Протокол.

6. Акт.

7. Договор.

8. Деловое письмо.

 

ФОРМЫ И ВИДЫ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ

 

1. Текущий контроль:

─ опрос на практических занятиях;

─ выполнение контрольных заданий;

─ защита контрольной работы;

─ рубежный контроль.

2. Промежуточная аттестация – зачетно-экзаменационная сессия:

─ экзамен проводится в устной или письменной форме при условии выполнения всех форм текущего контроля и в соответствии с учебным планом;

3. Контроль остаточных знаний студентов (тесты).


ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЭКЗАМЕНУ

 

1. История делопроизводства в России.

2. Современное законодательство по делопроизводству.

3. Современное законодательство по архивному делу.

4. Юридическая ответственность за нарушение законодательства по делопроизводству и архивному делу.

5. Современная государственная система документационного обеспечения управления (ГСДОУ).

6. Основные принципы единой государственной системы документационного обеспечения управления (ГСДОУ): централизация, унификация, стандартизация.

7. Краткая характеристика законодательства о стандартизации.

8. Виды стандартов их назначение.

9. Органы, ответственные за проведение стандартизации в РФ, их компетенция.

10. Стандарты на документацию (ГОСТ Р 6. 30 - 2003).

11. Унифицированные системы документации.

12. Унифицированная система организационно- распорядительной документации.

13. Единая система классификации и кодирования информации (ЕСКК).

14. Виды классификаторов технико-экономической и социальной информации.

15. Характеристика классификаторов ОКУД, ОКОК и ОКПО

16. Понятие информации и документированной информации (документа).

17. Основные классификации документов.

18. Задачи, функции службы документационного обеспечения управления.

19. Структура службы документационного обеспечения управления.

20. Выбор рациональной управленческой структуры службы документационного обеспечения управления предприятия СКСиТ.

21. Документирование распределения обязанностей между сотрудниками.

22. Организация труда и отдыха работников службы документационного обеспечения управления.

23. Условия работы работников службы документационного обеспечения управления.

24. Техническое обеспечение службы документационного обеспечения управления.

25. Понятие документооборота предприятий и учреждений СКСиТ.

26. Типовые делопроизводственные операции для входящих, исходящих и внутренних документов.

27. Учет документооборота предприятий и учреждений СКСиТ. Журналы учета документов

28. Организация документооборота предприятий СКСиТ.

29. Составление проекта документа, его визирование и подписание. Исправление ошибок на документе до и после подписания документа руководителем.

30. Резолюция руководителя и ее назначение.

31. Регистрация и индексация документов.

32. Систематизация документов и составление номенклатуры дел.

33. Правила формирования дел.

34. Правила оформления дел.

35. Правила хранения и передачи дел в архив. Составление описи.

36. Процедура уничтожения документов.

37. Машинописные правила составления документов.

38. Форматы и бланки организационно-распорядительной документации.

39. Формуляр-образец. Расположение реквизитов на документе.

40. Перечень документов, на которых ставится печать.

41. Перечень документов, на которых ставится гриф утверждения.

42. Организационные документы, их основные реквизиты.

43. Распорядительные документы, их основные реквизиты.

44. Справочно-информационные документы, и основные реквизиты.

45. Документирование трудовых отношений.

46. Виды информации с ограниченным доступом.

47. Особенности организации документооборота при наличии информации с ограниченным доступом

48. Понятие коммерческой тайны. Признаки охраноспособности. Способы охраны и защиты коммерческой тайны.

49. Правила составления договора и расположение основных реквизитов на договоре.

50. Основные стадии заключения договора. Предварительные стадии заключения договора: оферта и акцепт.

51. Правила составления протокола разногласий и протокола согласования разногласий при заключении и изменении договора.

52. Правила составления претензии при нарушении условий договора.

53. Классификация и основная характеристика деловых писем.

54. Части делового письма и их расположение. Построение текста письма.

55. Тон и стиль деловой корреспонденции. Стандартные фразы и выражения. Особенности коммерческой корреспонденции на иностранном языке.

56. Особенности делопроизводства в органах исполнительной власти.

57. Особенности делопроизводства в кадровой службе.

58. Особенности делопроизводства в бухгалтерии.

 

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

Основная:

1. Делопроизводство: Организация и технологии документационного обеспечения управления: учебник / под ред. Кузнецовой Т.В. – М: МЦФЭР, 2007.

2. Кирсанова, М. В. Курс делопроизводства: Документационное обеспечение управления: учеб. пособие / М. В. Кирсанова, Ю. М. Аксенов. – 6-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2007.

3. Крылова, И. Ю. Документирование управленческой деятельности: учеб. пособие /
И. Ю. Крылова. – СПб.: Бизнес-пресса, 2004.

Дополнительная:

1. Борискин, В. В. Официальное делопроизводство: виды и формы документов: учеб.- практ. пособие / В. В. Борискин, Н. М. Поликарпова. – 2-е изд., стер. – М.: Омега-Л, 2006.

2. Демин, Ю. М. Делопроизводство. Подготовка служебных документов / Ю. М. Демин. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Питер, 2008.

3. Ермолаева, А. В. Документы субъектов Российской Федерации / А. В. Ермолаева. – М.: Юристъ, 2005.

4. Корнийчук, Г. А. Краткий справочник кадрового работника / Г. А. Корнийчук. – СПб.: Питер, 2006.

5. Панасенко, Ю. А. Делопроизводство: Документационное обеспечение управлении / Ю. А. Панасенко. – М.: ПРИОР, 2005.

6. Соколова, Н. В. Делопроизводство. Документирование управленческой деятельности. Документационное обеспечение управления. Документационное обеспечение социально-культурного сервиса и туризма: метод. указ. по выполнению контрольной работы / Н. В. Соколова. - СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

7. Соколова, Н. В. Документационное обеспечение управления: метод. указ. по курсу / Н. В. Соколова. - СПб.: СПбГАСЭ, 2005.

8. Спивак, В. А. Документирование управленческой деятельности / В. А. Спивак. – СПб.: Питер, 2007.

 

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

Практические занятия проводятся в специализированном классе «Информатика», укомплектованном учебно-наглядными материалами (классификаторы ЕСКК ТЭСИ, Госты, схемы и образцы документов) и оснащенном соответствующим стандартным программным обеспечением. По данной дисциплине используются электронные средства обучения справочно-правовая база данных «Консультант +», лекции – презентации и электронный учебник «Документационное обеспечение управления» Соколова Н.В.

 

Составители: к.э.н., доц. О.Л. Ким, ст. преподаватель Н.В. Соколова кафедры «Государственное и муниципальное управление».

Рецензент: д.э.н., проф. кафедры «Государственное и муниципальное управление» А.В. Лабудин.

 


ХОЗЯЙСТВЕННОЕ ПРАВО

 

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

Основные цели дисциплины – сформировать у студентов представление о теории хозяйственного права, о действующем законодательстве в области хозяйственного права.

Задачи дисциплины:

– дать представления студентам о трудовой и коммерческой деятельности в ее различных формах, о взаимосвязи трудового и коммерческого права со смежными отраслями права;

– научить студентов определять сущности организационно-правовой деятельности юридических лиц различной формы собственности;

– ознакомить студентов с основными нормативно-правовыми актами в сфере регулирования труда и коммерции.

 

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ОСВОЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

 

В результате изучения дисциплины «Хозяйственное право» студент должен:

· знать:

– сущность хозяйственной деятельности в ее различных формах;

– виды юридических лиц различной формы собственности;

– основные нормативно-правовые акты в сфере регулирования хозяйственной деятельности субъектов;

– взаимосвязь хозяйственного права со смежными отраслями права и разграничении по предмету и методам правового регулирования;

· уметь:

– давать объективную оценку практической деятельности субъектов хозяйственного права, толковать нормы хозяйственного права;

· получить навыки:

– свободного и правильного ориентирования в действующем законодательстве и научной литературе, а также в составлении юридических документов при возникновении правоотношений.

 

ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКАЯ КАРТА ДИСЦИПЛИНЫ

 

№ п/п Наименование темы Объем аудиторных занятий (в часах) Объем сам. раб. студентов (в час.)
лекции лаб. раб. пр. зан. сем. зан. итого
1. Понятие хозяйственного права, предмет и метод правового регулирования   - -      
2. Хозяйственные правоотношения и источники хозяйственного права   - -      
3. Субъекты хозяйственного права   - -      
4. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов   - -      
5. Правовое положение акционерного общества   - -      
6. Государственно-правовое регулирование хозяйственной деятельности   - -      
7. Право на имущество субъектов хозяйственной деятельности   - -      
8. Обязательства в хозяйственном праве   - -      
9. Понятие и виды договоров в хозяйственном праве   - -      
10. Несостоятельность (банкротство) хозяйствующих субъектов   - -      
11. Средства правовой защиты и ответственность в хозяйственном праве   - -      
12. Правовое регулирование инвестиционной деятельности.   - -      
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: - - -  
  Для заочной формы обучения
  Всего:   - -      
  Формы итогового контроля: Курс. работа (проект) Контр. работа Зачет Экзамен
  Семестры: -   -  
                 

 

СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ

 

Тема 1. Понятие хозяйственного права, предмет и метод правового регулирования

Понятие хозяйственного (предпринимательского) права. Хозяйственная деятельность как предмет предпринимательского права (в условиях рыночной экономики). Хозяйственная деятельность и ее признаки. Предпринимательское право как хозяйственное право в условиях рыночных отношений. Предмет правового регулирования. Методы правового регулирования предпринимательской деятельности. Принципы хозяйственного права. Структура и содержание норм предпринимательского права, особенности правового регулирования норм хозяйственного права. Отграничение хозяйственного права от гражданского, административного, трудового, финансового права и др. отраслей права. Значение хозяйственного права для подготовки специалиста.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие хозяйственного права и его соотношение с другими отраслями права.

2. Предмет и метод правового регулирования в хозяйственном праве.

3. Принципы хозяйственного права.

4. Структура и содержание норм предпринимательского права.

Литература:

1. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право: учеб. пособие / С. Э. Жилинский. – М.: Норма, 2004.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2005.

3. Круглова, Н. Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н. Ю. Круглова. – М.: РДЛ, 2006.

4. Предпринимательское право: учебник / под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2004.

5. Сорк, Д. М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник /Д. М. Сорк. – М.: Мастерство, 2003.

 

Тема 2. Хозяйственные правоотношения и источники хозяйственного права

Понятие и виды хозяйственных правоотношений. Состав и содержание хозяйственных правоотношений, основания их возникновения. Юридический факт как предпосылка возникновения хозяйственных правоотношений. Виды юридических фактов в хозяйственном праве. Абсолютно вещные правоотношения. Абсолютно относительные вещные правоотношения. Абсолютные правоотношения по поводу ведения собственной хозяйственной деятельности. Относительные и неимущественные хозяйственные правоотношения. Понятие, виды и специфика источников хозяйственного права. Особенности и состав законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность. Гражданский кодекс, как основной источник хозяйственного права. Федеральные законы и международные договоры. Постановления высших судебных органов как источник предпринимательского права. Возрастающая роль законов в правовом регулировании предпринимательской деятельности. Указы Президента и постановления правительства нормативного содержания. Подзаконные нормативные акты органов исполнительной власти. Обычаи делового оборота и локальные акты в сфере предпринимательства.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие, виды хозяйственных правоотношений.

2. Основания возникновения хозяйственных правоотношений.

3. Понятие и виды юридических фактов в хозяйственном праве.

4. Состав и содержание хозяйственных правоотношений.

Литература:

1. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право: учеб. пособие / С. Э. Жилинский. - М.: Норма, 2004.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2005.

3. Круглова, Н. Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н. Ю. Круглова. – М.: РДЛ, 2006.

4. Предпринимательское право: учебник / под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2004.

5. Сорк, Д. М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник /Д. М. Сорк. – М.: Мастерство, 2003.

 

Тема 3. Субъекты хозяйственного права

Понятие, признаки и виды субъектов хозяйственного права. Классификация субъектов хозяйственного права по различным основаниям. Граждане как субъекты гражданского и хозяйственного права. Юридические лица. Юридические лица как субъекты хозяйственных отношений: понятие и виды. Отличие правового статуса гражданина предпринимателя от статуса физического лица. Понятие и виды эмансипации. Ответственность гражданина предпринимателя и ее виды. Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя. Образование юридического лица. Ответственность юридических лиц. Реорганизация и ликвидация юридических лиц субъектов хозяйственного права.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие предпринимательской деятельности.

2. Понятие субъектов хозяйственного права.

3. Правоспособность и дееспособность в гражданском и хозяйственном праве.

4. Граждане как субъекты гражданского и хозяйственного права.

5. Юридические лица как субъекты хозяйственных отношений.

6. Правоспособность и дееспособность юридических лиц.

7. Виды юридических лиц.

8. Государственная регистрация юридических лиц.

Литература:

1. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право: учеб. пособие / С. Э. Жилинский. - М.: Норма, 2004.

2. Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2005.

3. Круглова, Н. Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н. Ю. Круглова. – М.: РДЛ, 2006.

4. Предпринимательское право: учебник / под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2004.

5. Сорк, Д. М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник /Д. М. Сорк. – М.: Мастерство, 2003.

 

Тема 4. Организационно-правовые формы хозяйствующих субъектов

Правовое положение хозяйствующих субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Предпринимательство в форме хозяйственных товариществ и обществ. Общие черты и различия. Общество с ограниченной ответственностью и общество с дополнительной ответственностью. Учредительные документы ООО и ОДО. Производственные кооперативы и унитарные предприятия. Государственные и муниципальные предприятия как субъекты хозяйственного права. Правовое положение предприятия, кооперативных организаций, общественных объединений. Особенности правового положения отдельных видов производственных кооперативов. Законодательство о малом предпринимательстве и коммерческой деятельности. Коммерческая деятельность некоммерческих организаций. Товарные и фондовые биржи как особые субъекты предпринимательской деятельности. Правовое положение биржи. Понятие банка и банковской системы. Правовое положение банков. Правовое регулирование банковской деятельности. Особое правовое положение Центрального банка РФ. Банковские операции.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Понятие и виды организационно-правовых форм юридических лиц.

2. Общие и особенные черты хозяйственных товариществ и обществ.

3. Полное товарищество.

4. Товарищество на вере.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч. - М.: Омега-Л, 2005.

2. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право: учеб. пособие / С. Э. Жилинский. - М.: Норма, 2004.

3. Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2005.

4. Круглова, Н. Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н. Ю. Круглова. – М.: РДЛ, 2006.

5. Об акционерных обществах: [федер. закон от 26 дек. 1995 г., № 208-ФЗ] // Собр. законодательства Рос. Федер. - 1996. - № 1. - Ст. 1

6. Об обществах с ограниченной ответственностью: федер. закон от 8 февр. 1998 г., № 14 // Собр. законодательства Рос. Федер. - 1998. - № 7. - Ст. 785.

7. Предпринимательское право: учебник / под ред. Н. М. Коршунова, Н. Д. Эриашвили. – М.: Юнити, 2004.

8. Сорк, Д. М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: учебник /Д. М. Сорк. – М.: Мастерство, 2003.

Тема 5. Правовое положение акционерного общества

Понятие и виды акционерного общества. Основные источники акционерного права. Акционерное право как институт хозяйственного права. Порядок создания, реорганизации и ликвидации АО. Уставной и резервный капитал, фонды АО. Акции и облигации АО, их виды и способы размещения. Порядок приобретения и выкупа акций АО. Порядок выплаты дивидендов и ограничение на их выплату. Органы управления АО, порядок формирования и компетенция. Характеристика общего собрания акционеров и их представителей.

Семинарское занятие:

Вопросы для обсуждения:

1. Акционерное право как институт хозяйственного права.

2. Основные источники акционерного права.

3. Понятие и виды акционерного общества.

4. Управление акционерным обществом.

Литература:

1. Гражданский кодекс Российской Федерации: в 3 ч. - М.: Омега-Л, 2005.

2. Жилинский, С. Э. Предпринимательское право: учеб. пособие / С. Э. Жилинский. - М.: Норма, 2004.

3. Конституция Российской Федерации. - М.: Омега-Л, 2005.

4. Круглова, Н. Ю. Хозяйственное право: учеб. пособие / Н. Ю. Кругло<


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.196 с.