Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с умственной отсталостью лёгкой степени — КиберПедия 

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с умственной отсталостью лёгкой степени

2017-09-28 387
Обобщенная краткая психологическая характеристика обучающихся группы компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с умственной отсталостью лёгкой степени 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

При обследовании и наблюдении детей выявляются нарушения психофизического развития, как характерные для детей данной группы, так и индивидуальные. Ниже приводится краткая обобщенная характеристика особенностей психофизического развития обучающихся по направлениям развития в соответствии с образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие

В целом эмоциональные проявления детей данных групп адекватно ситуации. Эмоциональное состояние большинства детей данных групп можно охарактеризовать как неустойчивое, лабильное, непластичное, импульсивное. Наблюдается повышенная тревожность, ранимость, возбудимость. У некоторых детей часто случаются реакции активного негативизма, неадекватные проявления гнева, астеничные состояния с плаксивостью и капризами. При выявленном очень низком развитии произвольности всех психических процессов, а также значительно сниженной критичностью восприятия как ситуации, так и собственного поведения, возникают большие трудности в социализации и адаптации к условиям ДОУ, проявленные у большинства обучающихся.

Не все дети отзываются на имя и реагируют на словесные обращения адекватно. Некоторые из обучающихся не способны к установлению визуального и речевого контакта. Многие дети группы с радостью воспринимают взаимодействие со взрослым, однако организация совместной деятельности обучающихся затруднена по причине их неумения согласовывать свои действия с действиями других людей, а также сниженной мотивации общения со сверстником и мотивации социально-одобряемого поведения.

Игровая деятельность носит в основном предметно-манипулятивный характер, некоторые обучающиеся могут принимать ненадолго роль и выстраивать несложную процессуальную деятельность (кормить кукол, ловить рыбку, строить гараж для машины). Во всех случаях игра в данных группах не предусматривает продуктивного и конструктивного контакта детей между собой. При организации ролевого взаимодействия со стороны взрослого многие дети вовлекаются и принимают собственную роль. Однако взаимодействие в ролевых парах возможно лишь при организующей помощи педагога. Иначе большинство обучающихся теряют роль и игровую задачу, а остальные продолжают действовать в одиночку. Игра рядом нередко перетекает в агрессивные действия «соседей» из-за неумения согласовывать действия, делить пространство и предметы, а также по причине моторной расторможенности. Игра нескольких детей, освоивших сюжетно-ролевого уровня, отличается стереотипностью, скудностью и негибкостью сюжета, небольшим набором атрибутов, комментариев и реплик.

Развитие эмоционального интеллекта затруднено по причине очень низкого уровня развития самосознания и саморегуляции. Многие дети способны выбрать по заданию картинку с определённым эмоциональным состоянием (базовые эмоции). Некоторые могут называть настроение на картинке словом. Собственное настроение неосознанно и не озвучивается. Часть детей соотносит своё настроение с картинкой по заданию. Для большинства детей собственные чувства не понятны и нераздельны с поведением, неконструктивным в негативном их проявлении. Эмоциональные проявления импульсивны, спонтанны.

Поведение обучающихся в большинстве случаев адекватно ситуации, регулируется требованиями взрослых, нуждается в непрерывном контроле со стороны взрослого. Дети затрудняются в удержании алгоритма действий в течении режимных моментов, принятии и усвоении групповых норм и правил.

Познавательное развитие

Все дети проявляют активность в исследовании предметно-пространственной среды. Часть детей внимательно рассматривает предметы, совершает специфические манипуляции, другие дети могут перебирать игрушки, взаимодействовать с ними неспецифическим образом. У большинства обучающихся наблюдается грубое недоразвитие сенсорной сферы. Восприятие характеризуется замедленностью и фрагментарностью. Страдает зрительное и слуховое внимание, сосредоточение, идентификация и группировка объектов по различным признакам. У некоторых детей не сформированы сенсорные эталоны. Большинство детей способны показать на картинке названный предмет по заданию. Часть обучающихся называет базовые цвета и основные фигуры. Представления об окружающем в основном ограничены предметно-бытовой средой. Память обучающихся в основном снижена, особенно вербальная.

Дети затрудняются в организации собственной деятельности, действуют нецеленаправленно, спонтанно, порой хаотически. Не все обучающиеся принимают задание, многие теряют задачу в процессе выполнения. Несколько детей способны переносить алгоритм действий на подобную задачу, исправлять ошибки. Многие дети остаются равнодушными как к результату, так и к процессу решения задачи.

Мышление детей отличается слабой способностью к оперированию представлениями и созданию новых образов, к переносу имеющихся знаний в новые условия, к обобщению и сравнению (установлению сходства и различия) по существенным признакам и т. п., неумением решать задачи на уровне наглядно-действенного мышления, не критичностью. Дети затрудняются в понимании смысла рассказа, установлению причинно-следственных связей по серии сюжетных картин.

Некоторые дети испытывают положительные эмоции от результатов продуктивной деятельности. Графо-моторные навыки у большинства обучающихся не сформированы.

Речевое развитие

У многих детей данных групп выявлено грубое недоразвитие речи и всех ее функций: слабо выражена самостоятельность речевого творчества, наблюдаются стойкое фонетическое недоразвитие, доминирование в речи имен существительных, недостаточное употребление слов, обозначающих действия, признаки и отношения, снижена речевая активность, недоразвитие понимания речи. Активная речь у небольшой части детей фразовая, в большинстве – неразборчивая, состоящая из очень ограниченного количества отдельных слов, у остальных – не фиксируется. В единичных случаях присутствует диалоговая речь. Налаживание контакта с использованием речи в группе в основном не проявлено.

Не все дети называют своё имя, пол, возраст. Говорящие обучающиеся очень мало используют речь по собственной инициативе. Обучающиеся затрудняются в налаживании контактов посредством речи в быту и в самостоятельных играх, практически не умеют договариваться, выражать чувства словами, делиться своими впечатлениями и переживаниями, выражать дружеское отношение или просьбу.

У многих детей игра сопровождается звукоподражанием. Другие лишь иногда произносят отдельные слова фиксирующего характера. Многие из детей пользуются жестами, мимикой, движениями головы с целью сообщить о своих потребностях, желаниях, положительных или отрицательных впечатлениях о происходящих вокруг них событиях и т. д.

Художественно-эстетическое развитие

Большинство детей оживляются при восприятии знакомой музыки, наблюдают за игрушками или би-ба-бо во время театрализации, способны непродолжительное время фиксировать внимание на иллюстрированном художественном произведении. Изобразительно-графическая деятельность у большей части детей развита недостаточно: умеют рисовать простые фигуры и линии, рисунок человека схематичен и упрощен (головоног). У части детей рисунок в стадии чирканья. Всем детям очень нравится рисовать линии и раскрашивать фигуры явкой краской, работать с цветным тестом, рваной аппликацией.

Многие дети групп старшего возраста владеют элементарным конструированием по подражанию и образцу, некоторые способны конструировать по памяти. Постройки часть детей обыгрывает при незначительной организующей деятельности взрослого.

Физическое развитие

Все дети проявляют самостоятельную двигательную активность. Движения в основном характеризуются как скованные, неритмичные, хаотичные, неловкие, расторможенные. Обучающиеся испытывают трудности при перемещении в пространстве, не умеют удерживать дистанцию относительно друг друга и окружающих предметов, что нередко приводит к столкновениям, а в крайних случаях и к падениям. Наблюдается очень низкий контроль движений, страдает подражание, воспроизведение по заданию. Тонкая моторика развивается медленно, движения ладоней и пальцев рук у большинства детей неточные, несогласованные, слабые.

Развитие навыков самообслуживания у большинства обучающихся соответствует более раннему возрасту. Уровень развития тонкой и общей моторики, а также нарушение зрительно-моторной координации, саморегуляции и моторная расторможенность не позволяет реализовать многие операции в одевании. Кроме этого дети затрудняются в организации собственной деятельности. У некоторых обучающихся наблюдается полная пассивность при одевании. Необходима организующая, направляющая и практическая помощь.

Заключение

Большинство обучающихся группы нуждаются в создании развивающей социокультурной, в т. ч. предметно-пространственной и среды, способствующей социализации, посредством развития социально-бытовых навыков, конструктивных моделей поведения, основой освоения которых может являться повышение уровня развития произвольности всех психических процессов и познавательной сферы. В группе возможны совместные коммуникативные игры, а также игры и упражнения, способствующие снятию эмоционально-мышечного напряжения, формированию сенсорных эталонов, игровой и других видов детской деятельности, развитию всех психических процессов.

 

1.1.6. Сроки реализации рабочей программы

Программа рассчитана на реализацию в течение учебного года: с сентября 2017 по июнь 2018 года.

 

1.2. Целевые ориентиры и планируемые результаты освоения программы

 

Согласно ФГОС ДОопределены целевые ориентиры дошкольного образования, к которым относятся следующие социально-нормативные характеристики возможных достижений ребенка:

Целевые ориентиры образования в младенческом и раннем возрасте:

· ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними; эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий;

· использует специфические, культурно фиксированные предметные действия, знает назначение бытовых предметов (ложки, расчески, карандаша и пр.) и умеет пользоваться ими. Владеет простейшими навыками самообслуживания; стремится проявлять самостоятельность в бытовом и игровом поведении;

· владеет активной речью, включенной в общение; может обращаться с вопросами и просьбами, понимает речь взрослых; знает названия окружающих предметов и игрушек;

· стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях; появляются игры, в которых ребенок воспроизводит действия взрослого;

· проявляет интерес к сверстникам; наблюдает за их действиями и подражает им;

· проявляет интерес к стихам, песням и сказкам, рассматриванию картинки, стремится двигаться под музыку; эмоционально откликается на различные произведения культуры и искусства;

· у ребенка развита крупная моторика, он стремится осваивать различные виды движения (бег, лазанье, перешагивание и пр.).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

· ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др.; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности;

· ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты;

· ребенок обладает развитым воображением, которое реализуется в разных видах деятельности, и прежде всего в игре; ребенок владеет разными формами и видами игры, различает условную и реальную ситуации, умеет подчиняться разным правилам и социальным нормам;

· ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности;

· у ребенка развита крупная и мелкая моторика; он подвижен, вынослив, владеет основными движениями, может контролировать свои движения и управлять ими;

· ребенок способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены;

· ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать. Обладает начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы, естествознания, математики, истории и т.п.; ребенок способен к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности.

На основе данных целевых ориентиров, исходя из результатов первичного психологического обследования детей, в программе сформулированы предполагаемые результаты её освоения детьми.

 

Планируемые результаты освоения программы детьми групп компенсирующей направленности старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями с умственной отсталостью лёгкой степени

Направления развития образования ребёнка Планируемые результаты освоения программы
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Социальное развитие Проявляет положительное отношение к себе, к сверстникам, взрослым людям и окружающему миру.
Участвует в совместной деятельности. Организованной взрослым.
Обращается за помощью.
Выражает негативные эмоции социально-приемлемым способом.
Устанавливает новые контакты.
Знает свой пол.
Умеет приветствовать и прощаться.
Умеет присоединяться к игре, вовлекать в игру сверстника или взрослого.
Старается соблюдать правила.
Регулирует собственное поведение согласно требованиям взрослого.
Проявляет доброжелательное отношение.
Ручной труд С удовольствием участвует в продуктивной деятельности.
Радуется результатам продуктивной деятельности и иного ручного труда.
Хозяйственно-бытовой труд Участвует в уборке игрушек после игры при организации взрослым.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Сенсорное восприятие Выбирает, соотносит предметы по величине, форме и цвету.
Мышление Устанавливает элементарные причинно-следственные связи.
Использует предметы по назначению.
Обобщает предметы и картинки по внешнему виду и функциональному признаку.
Организация деятельности Понимает задание.
Удерживает задание до получения результата.
Радуется познавательной деятельности и её результатам.
Обучение игре Выполняет специфические действия с игрушками.
Организует процессуальные действия с игрушками.
Использует ролевые атрибуты
Образовательная область «Речевое развитие»
Развитие импрессивной речи Отзывается на имя.
Адекватно реагирует на обращенную речь, выполняет простые инструкции.
Выбирает карточку с базовым эмоциональным состоянием по заданию.
Развитие экспрессивной речи Называет собственное имя.
Устанавливает вербальный контакт в доступной форме.
Развитие альтернативных способов коммуникации (для неговорящего ребёнка) Использует жест приветствия и прощания.
Использует жесты "дай», «возьми", "пойдём".
Использует жесты "хорошо", "плохо".
Использует жесты согласия и отрицания.
Использует жесты "кушать", "спать", "гулять".
Использует жесты и мимику для выражения собственного настроения, и отношения к происходящему.
Развитие моторики кистей и пальцев рук Подражает движениям кистей и пальцев рук, при выполнении пальчиковой гимнастики.
Управляет движениями кистей и пальцев рук при выполнении рисунка в песке и пальчиковыми красками.
Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Музыкальное воспитание Проявляет эмоциональную отзывчивость при восприятии музыкальных произведений
Художественное творчество Участвует в творческой продуктивной деятельности
Ознакомление с художественной литературой Внимательно слушает сказки и рассказы, рассматривая иллюстрации
Участвует в драматизации сказки при организации педагогом.
Образовательная область «Физическое развитие»
Развитие двигательных навыков Произвольно меняет темп двигательной активности по заданию взрослого «двигаемся», «остановились».
Участвует в совместной двигательной деятельности.
Воспитание культурно-гигиенических навыков Старается осваивать культурно-гигиенические навыки.
Стремится к самостоятельности

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.032 с.