Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Воспитание личности. Принципы, формы и методы воспитания.

2017-09-28 656
Воспитание личности. Принципы, формы и методы воспитания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вверх
Содержание
Поиск

http://blog.sch55.minsk.edu.by/en/main.aspx?guid=2211

В отличие от социализации, в процессе которой влияние на личность происходит во многом неорганизованно или стихийно, воспитаниеэто целенаправленное действие на личность.

Воспитание в узком смысле слова направлено на достижение определенной воспитанности человека, то есть оно связано со специфическим процессом формирования нравственных, эстетических, санитарно-гигиенических и других свойств личности.

Различные типы обществ в различные времена по-разному понимали смысл и цель воспитания. В современную эпоху целью воспитания является формирование личности, которая высоко ставит идеалы свободы, демократии, гуманизма, справедливости и имеет научные взгляды на окружающий мир.

Ориентированная на идеал всесторонне и гармонично развитой личности, воспитательная работа в образовательно-воспитательных учреждениях Республики Беларусь призвана сосредоточиться на достижении следующих целей:

- формирование самосознания гражданина, ответственного за судьбу своей Родины;

- приобщение воспитанников к общечеловеческим ценностям, формирование соответствующего поведения;

- р азвитие у подрастающего человека креативности, то есть способности к творчеству;

- помощь в формировании «Я-концепции» личности, в ее самореализации.

В отличие от технократической, авторитарной педагогики гуманистическая система воспитания провозглашает следующие принципы:

- уважительные отношения между педагогами и воспитанниками, терпимость к мнению воспитанников, доброе и внимательное отношение к ним. Это создает психологический комфорт, в котором развивающаяся личность чувствует себя защищенной, нужной, значимой;

- природосообразность воспитания, которая предполагает обязательный учет половозрастных и других природных особенностей воспитанников;

- культуросообразность воспитания, то есть опора в воспитательном процессе на национально-культурные традиции своего народа, национально-этническую обрядность, привычки;

- гуманизация и эстетизация внутренней и внешней среды образовательно-воспитательного заведения, среды жизнедеятельности и развития воспитанников.

Основу содержания такой системы воспитания, по мнению известного российского педагога В. А. Караковского, должны составлять общечеловеческие ценности: Человек, Семья, Труд, Знания, Культура, Отечество, Земля, Мир. Усвоение этих ценностей должно рождать в человеке добрые черты, высоконравственные потребности и поступки.

Суть подлинно гуманистического отношения к воспитанию ребенка выражена в тезисе его активности как полноправного субъекта, а не объекта воспитания. Собственная активность ребенка - есть необходимое условие воспитательного процесса. Важно так строить педагогический процесс, чтобы воспитатель руководил деятельностью ребенка, организуя его активное самовоспитание путем совершения самостоятельных и ответственных поступков. Условие эффективности воспитания - самостоятельный выбор или осознанное принятие детьми содержания и целей воспитания. Воспитывать – это значит направлять развитие субъективного мира человека, с одной стороны, действуя в соответствии с тем нравственным образцом, идеалом, который воплощает требование общества к растущему человеку, а с другой стороны, преследуя цель максимального развития индивидуальных особенностей каждого ребенка.

Современные подходы к воспитанию. В современной педагогике существуют следующие подходы к воспитанию: системный, деятельностно-отношенческий, личностно-ориентированный и другие.

Системный подход к воспитанию заключается в том, что воспитательная деятельность рассматривается и организуется как система взаимосвязанных условий и факторов формирования личности. Целесообразность его применения объясняется следующим образом:

- поскольку формирующаяся личность – это целостное образование, то и воспитываться она должна в интегрированном педагогическом процессе, где целевой компонент, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-результативный в максимальной степени взаимосвязаны;

- при таком подходе специально моделируется система условий, необходимых и достаточных для самореализации, творческого самовыражения и личностного роста воспитанников;

- формируется неповторимый облик образовательно-воспитательного учреждения за счет расширения природной и социальной среды жизнедеятельности воспитанников;

- оптимально используются кадровые, финансовые и материально-технические ресурсы воспитательного заведения.

Деятельностно-отношенческий подход состоит в том, что включая воспитанника в разнообразные виды деятельности по овладению общественным опытом и умело стимулируя его активность или отношение к этой деятельности, можно осуществлять его эффективное воспитание.

Сторонники этого подхода (Харламов И.Ф. и др.) считают, что само собой по себе внешнее воспитательное воздействие не всегда ведет к желательному результату. Оно может вызывать у воспитываемого как положительную, так и отрицательную реакцию, или может быть нейтральным. Только при условии, когда воспитательное воздействие вызывает у личности внутреннее эмоционально-чувственное переживание (отношение) и возбуждает ее собственную активность в работе над собой, оно оказывает на личность развивающее влияние. Закрепляясь и становясь привычными, такие отношения определяют устойчивое поведение человека в любых условиях, то есть становятся личностными качествами.

Личностно-ориентированный подход основан на идеях гуманистического направления в психологии и педагогике. Например, К. Роджерс, выражая свои педагогические взгляды, утверждал, что основой изменений в поведении человека является его способность расти, развиваться и обучаться, опираясь на собственный опыт. Нельзя кого-либо изменить, передавая ему готовый опыт. Можно создать атмосферу, способствующую развитию человека.

Личностно-ориентированный подход обеспечивает и поддерживает процессы самопознания, самосозидания, самореализации личности, развитие ее неповторимой индивидуальности. Воспитатель в русле данного подхода побуждает воспитанников к нравственному выбору, представляя материал для анализа. При этом средствами воспитания являются дискуссии, ролевые игры, обсуждения ситуаций, анализ и разрешение моделируемых конфликтов.

Несмотря на то, что любое воспитание ориентировано на личность, правомерность названия данного подхода оправдана тем, что здесь приоритет отдается не внешним факторам воспитательного воздействия, а развивающейся, самоактуализирующейся личности в процессе воспитания.

Методы воспитания – это пути достижения заданной воспитательной цели. Это способы воздействия воспитателя на сознание, волю, чувства, поведение воспитанников с целью выработки у них убеждений и навыков поведения.

В соответствии с одной из существующих классификаций методов воспитания выделяют три группы методов:

1) методы формирования сознания личности (рассказы на этические темы, беседы, внушения, диспуты, пример и др.);

2) методы организации деятельности (упражнение, требование, приучение, метод поручений и др.);

3) методы стимулирования (соревнование, поощрение, наказание и др.).

К использованию каждого метода воспитания выдвигаются отдельные правила и условия, при этом необходимо учитывать индивидуальные особенности воспитанника, чтобы последовал положительный воспитательный эффект. Так, например, существуют правила грамотного использования такого метода как наказание:

- ребенок должен понимать, за что его наказывают;

- наказание должно быть соразмерно проступку;

- наказание не должно оскорблять достоинство ребенка (не должно быть унизительным);

- если есть выбор наказывать или нет, лучше не наказывать;

- наказание не должно наносить физического вреда.

Педагогика рекомендует тем, кто стремится стать хорошим воспитателем, следовать последовательно и неукоснительно следующим заповедям.

Заповеди современного воспитателя:

- никогда не занимайтесь воспитанием в плохом настроении;

- ясно определите, что вы хотите от ребенка и объясните ему, узнайте, что он думает по этому поводу;

- предоставляйте самостоятельность. Воспитывайте, но не контролируйте каждый шаг;

- лучше всего не подсказывайте готового решения, а показывайте пути к нему;

- когда достигается успех, не забывайте хвалить ребенка. Хвалите не вообще – а конкретно;

- любое замечание надо делать сразу после ошибки;

- главное – оценить поступок, а не личность;

- прикоснитесь к ребенку и тем самым дайте почувствовать, что сочувствуете его ошибке, верите в него несмотря на оплошность;

- воспитание должно быть поэтапным. Задача воспитателя – своевременно и точно поднимать планку, руководствуясь системой перспективных целей;

- воспитатель должен быть строгим, но добрым.

 


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.