X. Закрепление изученного материала — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

X. Закрепление изученного материала

2017-09-28 1305
X. Закрепление изученного материала 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Работа по учебнику №4 (с. 83).

III. Прочитайте задачу.

IV. Как оформим краткую запись? (С помощью таблицы.)

V. Что обозначает число 15? {Общую массу пакетов.)

VI. Что обозначают числа 5, 2? (Количество пакетов.)

VII. Как назовем первый столбец? (Масса одного пакета.)

  Масса одного пакета Количество пакетов Общая масса картофеля
Купил дедушка ? (одинаковая) 5 шт. 15 кг
Нес Витя 2 шт. ?

 

VIII. Запишите решение и ответ задачи самостоятельно.

(Со слабоуспевающими учащимися задачу следует разобрать подробно.)

IX. Что надо узнать в задаче? (Сколько килограммов картофеля нес Витя.)

X. Как это узнать 1 (Количество пакетов умножить на массу одного пакета.) \

XI. Что нам известно? (Количество.)

XII. Чего мы не знаем? (Массу одного пакета.)

XIII. Как найти массу одного пакета? (Общую массу купленных пакетов разделить на их количество.)

XIV. После этого мы сможем узнать, сколько килограммов кар­тофеля нес Витя? (Да.)

XV. Каким действием? (Умножением.)

XVI. Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных,

дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 83).)

№ 3 (с. 83).

XVII. Прочитайте задачу.

XVIII. Составим краткую запись. Назовите ключевые слова. (Ут­ром и вечером.)

XIX. Что надо узнать в задаче? (Сколько ведер израсходовали за не­делю.)

XX. Что значит «за неделю»? (За 7дней.) Утро —?, 7 д. по 6 в. ?

Вечер —?, 7 д. по 9 в. / '

XXI. Сколько способов решения задачи предлагают найти авто­ры учебника? (Два.)

XXII. Разберем первый способ. Что можно узнать сначала? (Сколько литров воды расходовали утром и сколько вечером.)

XXIII. Что нужно сделать дальше? (Сложитьрасход воды за 7дней утром и вечером.)

XXIV. Запишите выражение для этого способа. (6 - 7+9- 7—105(л).)

XXV. Разберем второй способ. Что узнаем сначала? (Скольколи­тров воды расходовали за один день.)

XXVI. Как ответим на вопрос задачи? (Умножим расход за один день на количество дней в неделе.)

XXVII. Запишите выражение для этого способа. ((6 + 9) - 7= 105(л).) 2. Выполнение заданий в рабочей тетради

№2 (с. 59).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №3 (с. 59).

(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданиями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание учебника: № 6 (с. 83).)

1. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 83). Самостоятельное выполне­ние. Взаимопроверка.)

XXVIII. Оцените свою работу на уроке.

Подведение итогов урока

XXIX. Какие математические свойства мы повторили на уроке?

XXX. Как их можно применить при умножении и делении трех­значных чисел?

Урок 121. Приемы устных вычислений

Цели: познакомить с приемом устного деления трехзначных чисел методом подбора; закреплять вычислительные навыки, уме­ние решать задачи и уравнения изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять умножение и деление трехзначных чисел, используя взаимосвязь умножения и деления; формулировать вопрос задачи поданному решению; решать задачи и уравнения изученных видов; выпол­нять задания творческого и поискового характера; анализировать и делать выводы; работать в парах и группах.

Ход урока

XCIII Организационный момент

XCIII Актуализация знаний

1. Устный счет

XCIV Выполните вычисления. Расставьте слова в порядке воз­растания соответствующих ответов, расшифруйте загадку и отгадайте ее.


 

 


960:2 (от)

(32 + 48) • 4(посинели) 150-2 (шары)

(200 + 70): 3 (на суках) 4 • (30 + 100) (жары) 5-(120-70) (висят)


Ответ: на суках висят шары, посинели от жары. (Слива.) 2. Работа над задачами — Послушайте условие задачи.

На первом участке посадили 25 гряд, по 5 луковиц на каждой,

а на второй — 18 гряд, по 6 луковиц на каждой.

— Поставьте вопрос к задаче, чтобы она решалась так: 26-4+18-6 18-6-26-4 26-4 18-6 5 + 6

Урок 121. Приемы устных вычислений

3. Минутка для любознательных

(Работа в группах.)

— Поставьте знаки действий и скобки так, чтобы получились верные равенства.


9 О 9 О 9 = 9 9 О 9 О 9 = 90 9 О 9 О 9 = 729
90909=2 90909= 10 909 09 = 162

 

 


III. Самоопределение к деятельности

— Рассмотрите группы выражений, вставьте пропущенные

числа.


□ • 3 = 600 200 •□ = 600 600:□ = 200 600: □ = 3
□ • 4 = 48 12 ■□ = 48 48: □ = 12 48: □ = 4

 

 


XCV Что помогло вам выполнить задание? (Знание перемести- тельного закона умножения и взаимосвязи умножения и де­ления.)

XCVI Как найти неизвестный множитель? (Произведение разде­лить на известный множитель.)

XCVII Как найти неизвестное делимое? (Частное умножить на де­литель.)

XCVIII Как найти неизвестный делитель? (Делимое разделить на частное.)

XCIX Посмотрите на следующее выражение.

900: 300

C Кто догадался, как найти значение этого выражения, ис­пользуя взаимосвязь умножения и деления? (300 ■ 3 = 900, значит, 900:300 = 3.)

CI Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

CII Прочитайте текст рядом с красной стрелкой на с. 84.

CIII Как найти частное 800: 200? (Надо найти число, при умно­жении которого на 200 получится 800.)

№ 1 (С. 84).

(Устное выполнение по цепочке. Для наглядности учитель может записывать рассуждения учащихся на доске. Решение по­следнего примера учащиеся объясняют в парах.)

№2 (с. 84).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)

V. Физкультминутка

Руки в стороны и вверх, И потянемся теперь. (Потягивания —руки вверх.) Чтобы спинка не болела, Мы наклоны будем делать. (Наклоны вперед и назад.)

VI. Закрепление изученного материала

VI. Работа по учебнику

, №5 (с. 84).

43 Прочитайте задачу.

44 Составим краткую запись. Первая столовая —?, 40 б. по 5 кг. Вторая столовая —?, 50 б. по 3 кг.

45 Объясните, что означают выражения.

46 Выберите одно выражение, дополните краткую запись условными обозначениями и запишите ответ к задаче.

№ 3 (с. 84).

(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданием бы­стрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 7 (с. 84).) №4 (с. 84).

(Самостоятельное выполнение. Проверка.)

II. Выполнение заданий в рабочей тетради №6 (с. 60).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) № 7 (с. 61).

(Работа в парах. Один ученик объясняет решение задачи 1, второй — решение задачи 2. Проверка. Тем, кто справится с за­даниями быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание учебника: № 6 (с. 83).)

II. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 84). Самостоятельное выпол­нение. Взаимопроверка. Можно использовать тетрадь для само­стоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 21, с. 74-75),).

• Оцените свою работу на уроке.

8. Подведение итогов урока

• Чему мы учились сегодня на уроке?

• Кто хорошо понял тему?

• Кому нужна помощь?

• Какие задания было интересно выполнять?

Домашнее задание

Учебник: № 6 (с. 84). Рабочая тетрадь: № 8 (с. 61).

Урок 12 2. Виды треугольников

Цели: учить различать треугольники по видам углов; закреп­лять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся различать тре­угольники по видам углов; строить треугольники заданных видов; составлять условие и вопрос задачи по данному решению; решать задачи изученных видов; читать равенства, используя математи­ческую терминологию; выполнять деление с остатком; анализи­ровать и делать выводы.

Ход урока

- Организационный момент

- Актуализация знаний

1. Математический диктант

I. Найдите произведение чисел 220 и 4. (880.)

II. Во сколько раз 500 больше, чем 5? (В 100.)

III. Увеличьте 305 в 3 раза. (915.)

IV. Найдите частное чисел 960 и 2. (480.)

V. Уменьшите 840 в 7 раз. (120.)

VI. Какое число разделили на 2 и получили 304? (608.)

VII. Делимое 800, делитель 400. Чему равно частное? (2.)

VIII. На сколько нужно умножить 500, чтобы получилась 1000? (На 2.)

IX. Умножьте разность чисел 340 и 200 на 5. (700.) 10. Разделите 600 на 3. (200.)

2. Работа над задачами

• А сейчас с нами порешают задачки Смешарики. Послушай­те условие и назовите решение к каждому вопросу.

(На доске картинки со сказочными героями. Учитель в про­цессе чтения задачи записывает под рисункам числовые данные.)

 

Лосяш и Кар Карыч подарили Нюше букеты. Лосяш подарил 2 букета по 16 ромашек и по 7 васильков, Кар Карыч - 3 букета по 12 ромашек и по 9 васильков.

I. Сколько васильков подарил Кар Карыч?

II. Сколько всего ромашек подарили Нюше?

III. На сколько ромашек больше подарил Кар Карыч, чем Лосяш?

IV. На сколько цветов больше подарил Кар Карыч, чем Лосяш?

V. Сколько всего цветов подарили Нюше?

VI. На сколько ромашек подарили больше, чем васильков?

III. Самоопределение к деятельности

(На доске выставлены геометрические фигуры.)


 

VII. Найдите лишнюю фигуру. ( Фигура 3 — это круг, а осталь­ные — многоугольники.)

(Учитель убирает круг.)

VIII. На какие группы можно разделить оставшиеся фигуры? (Четырехугольники и треугольники.)

(Учитель убирает четырехугольники.)

IX. На какие группы можно разделить треугольники? (Разно­сторонние, равнобедренные, равносторонние.)

X. Назовите номера треугольников, у которых все углы острые. (5, 7.)

XI. Как вы думаете, как можно назвать треугольники с острыми углами? (Ответы детей.)

XII. Назовите номера треугольников, которые имеют тупые углы. (2, 8.)

XIII. Как можно назвать эти треугольники? (Ответы детей.)

XIV. У какого треугольника есть прямой угол? (Утреугольника 9.)

XV. Как может называться этот треугольник? (Ответы детей.)

XVI. Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

XVII. Прочитайте теоретический материал на с. 85.

(Работа в парах.)

XVIII. С какими видами треугольников вы познакомились?

XIX. Приведите примеры предметов из окружающего мира, ко­торые имеют форму таких треугольников. (Ответы детей.)

Урок 122. Виды треугольников

№ 1 (с. 85).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка с помощью чертежного угольника.)

XX. Как с помощью чертежного угольника проверить вид угла? (Если угол меньше прямого, это острый угол, если больше — тупой.)

5. Физкультминутка

Ровным кругом, Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, Дружно вместе Сделаем вот так...

(Дети смотрят на водящего, тот показывает какие-либо движения, дети повторяют их.)

6. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№2 (с. 85).

XXI. Прочитайте задачи.

XXII. Что значит «сравнить задачи»? (Надо сравнить числовые дан­ные, условия, вопросы.)

XXIII. Составим краткие записи задач и сравним их. Как удобнее выполнить краткую запись? (С помощью таблицы.)

Задача 1

  Расход ткани Количество Общий расход
  на одно платье платьев ткани
Первый кусок 4 м   24 м
Второй кусок ? ?, на 8 м <
Задача 2
  Расход ткани Количество Общий расход
  на одно платье платьев ткани
Первый кусок 4 м ?   24 м
Второй кусок ?   ?, на 8 м <

 

XXIV. Что вы можете сказать о числовых данных? (Они одинаковые.)

XXV. Чем различаются условия? (В первой задаче платья сшили из второго куска, а во второй — из двух кусков.)

 

XXVI. Чем различаются вопросы? (В первой задаче надо узнать, сколько платьев сшили из второго куска, а во второй — сколь­ко платьев сшили из двух кусков.)

XXXIV. Сравним решения задач. Разберем первую задачу. Что обо­значает число 24? (Это длина первого куска.)

XXXV. Что обозначает число 4? (Расход ткани на одно платье.)

XXXVI. Что надо узнать в задаче? (Сколько платьев сшили из второго куска.)

XXXVII. Что необходимо для этого знать? (Расход ткани на одно пла­тье и общую длину ткани.)

XXXVIII. Расход ткани на платье известен? (Да, 4 м.)

XXXIX. Что сказано об общей длине ткани второго куска? (Она на 8м меньше, чем длина первого куска.)

XL. Каким действием найдем длину второго куска? (Вычитанием.)

XLI. После этого сможем ответить на вопрос задачи? Какое дей­ствие выполним? (Да, надо выполнить деление.)

XLII. Разберем вторую задачу. Что обозначает число 24? (Длину первого куска.)

XLIII. Что обозначает число 4? (Расход ткани на одно платье.)

XLIV. Что надо узнать в задаче? (Сколько платьев сшили из всей ткани.)

XLV. Что для этого надо знать? (Расход ткани на одно платье и об­щую длину всей ткани.)

XLVI. Что известно? (Расход ткани на платье.)

XLVII. Что надо узнать? (Общую длину двух кусков ткани.)

XLVIII. Длина первого куска известна? (Да, 24м.)

XLIX. А длина второго куска? (Нет.)

L. Каким действием ее можно узнать? (Вычитанием.)

LI. Что теперь можем узнать? (Общую длину ткани.)

LII. Каким действием? (Сложением.)

LIII. После этого сможем ответить на вопрос задачи? Какое дей­ствие выполним? (Да, надо выполнить деление.)

LIV. Чем отличаются краткие записи?

LV. Чем отличаются решения?

LVI. Запишите решения обеих задач самостоятельно. (Два ученика работают у доски. Взаимопроверка.) №3 (с. 85).

(Устное выполнение.) №5 (с. 85).

(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданием бы­стрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 84).)

2. Выполнение задания в рабочей тетради №9 (с. 61).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

7. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 85). Самостоятельное выполне­ние. Взаимопроверка.)

LVII. Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

LVIII. По какому признаку вы сегодня на уроке научились разли­чать треугольники?

LIX. Какие задания было интересно выполнять?

LX. О чем вы расскажете дома?

Домашнее задание

Учебник: № 4 (с. 85). Рабочая тетрадь: № 10 (с. 63).

Урок 12 3. Закрепление изученного

Цель: закреплять изученные приемы устных вычислений, умения различать треугольники по видам углов, решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять из­ученные приемы устных вычислений; различать треугольники по видам углов; решать задачи изученных видов; анализировать и делать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет Игра «Баскетбол»

 

(Класс делится на две команды. Игроки каждой команды называют примеры с ответом, записанным в воротах команды противника. Выигрывает команда, быстрее забившая все мячи.)

 

 

2. ицтурнир

(Учитель читает задачу. Учащиеся записывают решение.)

VI. В кондитерский отдел завезли Ь кг сладостей: 6 коробок мармелада по с кг в каждой и пастилу. Сколько килограм­мов пастилы привезли в кондитерский отдел? (Ь — с - 6.)

VII. В санатории занято отдыхающими к комнат. Из них 80 двух­местных комнат, а остальные — трехместные. Сколько че­ловек живет в трехместных комнатах? (к — 2- 80.)

VIII. Мама истратила на фрукты т руб. Она купила п кг яблок по 40 руб. за килограмм, с кг бананов по 50 руб. за ки­лограмм и апельсины. Сколько денег потратила мама на апельсины? (/я — (40- п + 50- с).)

3. Минутка для любознательных (работа по учебнику)

№ 1 (С. 87).

(Работа в парах. Проверка.)

№2 (с. 87).

IX. Прочитайте задачу.

X. Что нужно сделать сначала? ( Выразить все данные в одина­ковых единицах измерения.)

XI. Выполните необходимые преобразования. (2 м 70 см = -270 см, 4 дм = 40 см.)

XII. Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? ( Вы­числить длину прыжка каждого мальчика и сравнить полу­ченные данные.)

XIII. Решите задачу самостоятельно.

(Проверка.)

XIV. Какой получился ответ? ( Кирилл занял первое место, Глеб — второе, Борис — третье.)

№ 3 (с. 87).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику

№ 1 (с. 86).

XV. Прочитайте задание.\

XVI. Какое первое удобное слагаемое можно выделить в числе 720 при делении на 3? (600.)

XVII. На 6? (600.)

XVIII. На 2? (600.)

XIX. Назовите первое удобное слагаемое в виде трехзначного числа, которое легко делится на 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9? (300, 400, 500, 600, 700, 800, 900.)

№2 (с. 86).

(Первая строка — коллективно, с комментированием, вто­рая и третья — самостоятельно, по вариантам. Проверка, анализ ошибок.)

IV. Физкультминутка

Каждый день по утрам Делаем зарядку. Очень нравится нам Делать по порядку: Весело шагать, (Шаги на месте.) Руки поднимать, (Руки вверх.) Приседать и вставать, (Приседания.) Прыгать и скакать. (Прыжки.)

V. Продолжение работы по теме урока

1. Работа по учебнику

№3(с. 86).

XX. Прочитайте задание. Что нужно сделать?

XXI. Прочитайте условие задачи. Как удобнее записать его крат­ко? (С помощью ключевых слов.)

XXII. Сколько было бригад?

XXIII. Сколько заасфальтировала первая? (Неизвестно, это вопрос задачи.)

XXIV. Сколько заасфальтировала вторая? (230м.)

XXV. Сколько заасфальтировала третья? (Столько же — 230м.)

XXVI. Что обозначает число 700? ( Это общая длина заасфальтиро­ванной дороги.)

Первая бригада —?

Вторая бригада — 230 м ^700 м

 

Третья бригада — 230 м ^

?

(Можно также сделать схематический чертеж.)

230 м 230 м


 


 

700 м

— Разберем разные способы решения задачи. Как могут рабо­тать бригады? ( Могут работать на разных участках одновре­менно. Могут вместе одновременно сначала на одном участке.

потом на втором. Могут по частям, например по сменам — сначала вторая и третья, а потом первая.)

— Сколько способов решения может быть? {Три.)

— Решите задачу разными способами. Решение

Первый способ:

I. 230 + 230 = 460 (м) — заасфальтировали вторая и третья бригады, работая одновременно на разных участках;

II. 700 - 460 = 240 (м)., Второй способ:

1. 230 • 2 = 460 (м) — заасфальтировали вторая и третья брига­ды, работая вместе;

2. 700 - 460 = 240 (м). Третий способ:

1. 700 — 230 = 470 (м) — осталось заасфальтировать первой и третьей бригаде;

2. 470 - 230 = 240 (м).

Ответ: первая бригада заасфальтировала 240 м дороги.

— Чем похожи и чем отличаются способы решения?

Запишите выражения ко всем способам. ( 700 — (230 + 230) - = 240(м), 700 - 230-2 = 240(м), 700- 230- 230 = 240(м).)

№4 (с. 86).

(Работа в парах. Проверка. Тем, кто справится с заданием бы­стрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание на полях (с. 86).)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради №14 (с. 63).

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.) №15 (с. 63).

(Работа в парах. Проверка.)

VI. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 86). Самостоятельное выполне­ние. Один ученик работает на откидной доске. Проверка.) Решение: N.

Первый способ: 860 - (150 + 150 • 3) = 260. Второй способ: 860 - 150 - 150 • 3 = 260. (Можно использовать тетрадь для самостоятельных и кон­трольных работ (самостоятельная работа 22, с. 75—78).)

— Оцените свою работу на уроке.

VII. Подведение итогов урока

 

— Какой вычислительный прием мы закрепляли на уроке?

17. Как научились вычитать из суммы трех слагаемых два сла­гаемых разными способами?

18. Какие задания было интересно выполнять?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 11, 12 (с. 63).

ПРИЕМЫ ПИСЬМЕННЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ

Урок 12 4. Приемы письменного умножения в пределах 10ОО

Цели: познакомить с приемом письменного умножения трех­значного числа на однозначное без перехода через разряд в стол­бик; развивать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять письменное умножение трехзначного числа на однозначное; сравнивать разные способы записи умножения и выбирать наиболее удобный; решать задачи изученных видов; читать ра­венства, используя математическую терминологию; выполнять задания творческого и поискового характера; анализировать и делать выводы.

Ход урока

18. Организационный момент

18. Актуализация знаний

18. Устный счет (работа по учебнику)

□ Решите цепочку примеров на полях на с. 88.

(Работа в парах. Учащиеся поочередно выкладывают на партах карточки с промежуточными ответами. Выигрывает пара, которая выполнит задание быстрее остальных и не допустит ошибок.)

2. Работа над задачами

(На доске записаны выражения для решения задач под номе­рами выражений. Учитель читает задачу, учащиеся поднимают карточку с номером выражения.)

 

• На склад в школьную столовую привезли 150 кг картофе­ля. В первый день потратили 50 кг, во второй день - 30 кг. Сколько килограммов картофеля осталось? (150—(50 + 30).)

□ Для школьного праздника купили красные, синие и белые шары — всего 150 штук. Красных шаров было 50, синих — в 2 раза меньше. Сколько было белых шаров? (150 — 50 — -50:2.)

□ У Димы было 150 руб. Он купил два альбома по 50 руб. и блокнот за 30 руб. Сколько денег осталось у Димы? (150— -50-2 - 30.)

□ В питомнике вырастили 150 саженцев черной смородины, 50 саженцев красной смородины и 30 саженцев белой смо­родины. Сколько саженцев смородины вырастили в питом­нике? (150 + 50 + 30.)

□ В первый день секретарь напечатала 150 страниц книги, во второй - 50 страниц до обеда и 30 страниц после обеда. На сколько страниц больше она напечатала в первый день, чем во второй? (150 - (50 + 30).)

□ В доме 150 квартир. Из них 50 квартир однокомнатные, по 30 квартир двухкомнатных и трехкомнатных, остальные квартиры — четырехкомнатные. Сколько в доме четырех­комнатных квартир? (150 — 50 — 30-2.)

3. Минутка для любознательных

(Работа в группах.)

— Как расставить 12 флажков по периметру квадратной кры­ши дома, чтобы на каждой стороне было по 4 флажка?

Ответ:


 

 


 

III. Самоопределение к деятельности

- Объясните, как можно вычислить ответ в примере. 234-2

(Учащиеся могут предложить известный им способ вычисле­ния. Один ученик записывает выражение на доске.)

234- 2 = (200 + 30 + 4) • 2 = 200 ■ 2 + 30 • 2 + 4 ■ 2 = 400 + 60 + + 8 = 468

- Как представили число 234? (200 + 30 + 4.)

- В каком порядке выполняли умножение? ( Сначала умно­жили на сотни, потом на десятки, потом на единицы. Потом сложили результаты.)

- Какой способ записи умножения вы выбрали? (В строчку.)

- Какой еще способ вычислений и записи существует? (В столбик.)

- Запишите вычисления в столбик. (Желающий ученик записывает пример на доске.)

х234 2

- Какой способ вам кажется удобнее? ( Второй, так как запись получается короче.)

- Как умножали 234 на 2? (Поразрядам.)

- В каком порядке выполняли вычисления? (Сначала умно­жали сотни, потом единицы, потом десятки.)

- Сформулируйте тему и задачи урока.

4) Работа по теме урока

Работа по учебнику

- Прочитайте теоретический материал на с. 88. (Учащиеся по цепочке читают объяснение.)

- Чем отличаются записи в первом выражении 01 шписсй во втором? (Записи второго выражения длиннее.)

- Почему? (Число трехзначное, надо сложить результаты умножения на сотни, десятки, единицы.)

- Сделайте вывод: почему запись в столбик удобнее? (Запись получается короче, не нужно запоминать и складывать про­межуточные результаты.)

№ 1 (с. 88).

(Коллективное выполнение с комментированием и записью на доске.) №2 (с. 88).

(Первая строка — коллективно, с комментированием, вторая и третья — самостоятельно, по вариантам. Два ученика работают у доски. Взаимопроверка.)

— Физкультминутка

 

Руки на пояс поставьте вначале, Влево и вправо качайте плечами. Вы дотянитесь мизинцем до пятки. Если сумели, все в полном порядке.

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику №3(с. 88).

IX. Прочитайте задачу.

X. Сделаем схематический чертеж к первому вопросу.

XI. Что известно в задаче? (5 рулонов по 20 м и 4 теплицы по 16м.)

16 ■ 4? ь 1----- ч

20-5

Сделаем схематический чертеж ко второму вопросу. 25-4?

20-5

XII. Что значит «хватит ли пленки»? (Останется пленка или нет?)

XIII. Как узнать остаток? (Из общей длины пленки вычесть длину пленки, необходимой на теплицы.)

XIV. Что необходимо знать, чтобы ответить на вопрос задачи? (Сколько купили метров, сколько надо на теплицы.)

XV. Каким действием можем это узнать? (Умножением.)

XVI. Что сделаем после вычислений? ( Сравним ответы. Если количество пленки, необходимой на теплицы, будет меньше, то ее хватит.)

XVII. Запишите решения и ответы самостоятельно.

(Два ученика работают у доски. Проверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить № 5 (с. 88).) Решение:

1. 20-5 = 100 (м)-купили;

2. 16 • 4 = 64 (м) — нужно на теплицы;

3. 100 >64.

Ответ: пленки хватит. Решение:

3. 20 • 5 = 100 (м) - купили;

3. 25 • 4 = 100 (м) — нужно на теплицы;

3. 100 = 100. Ответ: пленки хватит.

2. Выполнение задания в рабочей тетради

№17 (с. 64).

(Работа в парах. Проверка.)

3. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 88). Самостоятельное выполне­ние. Один ученик работает на откидной доске. Проверка. Можно использовать тетрадь для самостоятельных и контрольных работ (самостоятельная работа 23 (с. 78—79).)

21) Оцените свою работу на уроке.

8. Подведение итогов урока

22) С каким способом записи умножения трехзначного числа на однозначное вы познакомились на уроке?

23) Почему этот способ записи удобнее?

24) Какое задание сегодня на уроке было самым интересным?

Домашнее задание

Рабочая тетрадь: № 16 (с. 63), 18 (с. 64).

Урок 125. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа на однозначное

Цели: познакомить с алгоритмом письменного умножения трехзначного числа на однозначное с переходом через разряд; развивать устные и письменные вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.

Планируемые результаты: учащиеся научатся умножать трех­значное число на однозначное с переходом через разряд по алго­ритму; решать задачи изученных видов; выполнять задания твор­ческого и поискового характера; анализировать и делать выводы.

Ход урока

— Организационный момент

— Актуализация знаний

I. Устный счет (работа по учебнику)

25) Прочитайте задание на полях на с. 89.

26) На какое число надо умножить 12, чтобы получилось число меньше 40?

27) Какое произведение получится?

28) Какой остаток надо прибавить, чтобы получилось 40?

29) Назовите выражение, которое получилось. (Аналогично разбираются остальные выражения.)

II. Работа над задачами

(Учитель читает задачу. Учащиеся показывают карточку с от­ветом и объясняют выбор действия.)

Приемы письменных вычислений

— На ветке сидели 24 птицы. Одна шестая часть улетела. Сколько птиц улетело?

— Ученик исписал в тетради 4 страницы, что составляет одну восьмую всех страниц. Сколько страниц в тетради?

—Дочери 7 лет, что составляет одну пятую возраста папы. Сколько лет папе?

• Как узнать часть от числа?

• Как узнать число по его части?

3. Минутка для любознательных (работа по учебнику) ' №6 (с. 89).

(Для решения задачи можно сделать схематический чертеж.)

• Сколько распилов надо сделать, чтобы распилить бревно на 10 частей? (Р.)

Почему? ( Последний распил делит бревно сразу на девятую и десятую часть.)

• Как узнать, сколько времени необходимо, чтобы 9 раз рас­пилить бревно? (9 ■ 3 = 27 (мин).)

• Решите аналогичные задачи.

— Сколько раз надо разрезать батон, чтобы получилось 8 бу­тербродов?

—Для забора поставили 10 столбов, расстояние между кото­рыми 2 м. Какой длины забор должен получиться?

— На планке рубашки длиной 40 см надо сделать петли для пуговиц через каждые 5 см. Сколько петель получится?

III. Самоопределение к деятельности

• Запишите решение примера двумя способами.

325-3

(Учащиеся комментируют решение примера, один ученик работает у доски.)

325 • 3 = (300 + 20 + 5) • 3 = 300 • 3 + 20 • 3 + 5 • 3 = 900 + 60 + + 15 = 975

• Как выполняли умножение (Яо разрядам.)

В каком порядке вычисляли? ( Сначала умножали сотни, потом десятки, потом единицы.)

Почему в десятках получилось 7? ( При умножении единиц получился 1 десяток и 5 единиц. К 6 десяткам прибавили 1 де­сяток.)

 

• Кто хочет попробовать выполнить умножение в столбик?

Урок 125. Алгоритм письменного умножения трехзначного числа.

(Желающий ученик выходит к доске.)

В каком порядке вычисляли по разрядам в столбик? (Сна­чала умножали единицы, потом десятки, потом сотни.)

Почему в десятках получилось 7? ( При умножении единиц получилось 15, единицы записали под единицами, десяток запо­мнили. Потом к 6 десяткам прибавили 1 десяток. Получилось 7 десятков.)

• Что нужно знать, чтобы не ошибаться в решении таких примеров? (Алгоритм умножения трехзначного числа на од­нозначное.)

• Сформулируйте тему и задачи урока.

IV. Работа по теме урока

Работа по учебнику

• Прочитайте алгоритм умножения трехзначного числа на од­нозначное на с. 89.

(Алгоритм можно вывесить на доске или раздать учащимся на карточках.)

• Какой прием можно использовать, чтобы не забыть приба­вить единицу в следующем разряде? (Можно записать над десятками цифру 1.)

№ 1 (с. 89).

(Коллективное выполнение с комментированием. Учащиеся по цепочке работают у доски.) №3 (с. 89).

(Самостоятельное выполнение. Вариант 1 — первая строка, вариант 2 — вторая строка. Два ученика работают у доски. Про­верка.)

V. Физкультминутка

Руки ставим мы вразлет:

Появился самолет.

(Руки в стороны.)

Мах крылом туда-сюда,

(Наклоны в стороны.)

Делай раз и делай два.

(Повороты туловища вправо и влево.)

Раз и два, раз и два!

(Хлопки в ладоши.)

Руки в стороны держите,

(Руки в стороны.)

Друг на друга посмотрите.

(Повороты туловища вправо и влево.)

Раз и два, раз и два!

(Прыжки на месте.)

Опустили руки вниз, (Руки вниз.) И на место все садись! (Сесть за парту.)

VI. Закрепление изученного материала

1. Работа по учебнику

№2 (с. 89).

— Прочитайте условие задачи.

Какой вопрос надо поставить к задаче? ( Сколько школьников в каждом маленьком автобусе?)

— Сделаем схематический чертеж. Какое число обозначает целый отрезок? (100 школьников.)

Как ехали школьники? (В одном большом автобусе и 3ма­леньких.)

— Сколько человек было в большом автобусе? (40.)

Что сказано о маленьких автобусах? (Их 3, и школьников в них поровну.)

100 ш.

 

— Как узнать, сколько школьников в каждом из маленьких автобусов? (Разделить общее количество детей в них на 3.)

— Как узнать общее количество детей, ехавших в трех автобу­сах? (Из общего числа детей вычесть 40.)

— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Один ученик работает у доски. Проверка. Дополнительно

можно дать задание составить обратную задачу и записать ее ре­шение выражением.) №4 (с. 89).

Что значит «третья часть»? (Отрезокразделили на 3равные части и взяли одну такую часть.)

Как найти длину всего отрезка? (Умножить часть на коли­чество частей в целом числе.)

— Выполните задание. (Взаимопроверка.)

2. Выполнение заданий в рабочей тетради №19 (с. 64).

(Работа в парах. Проверка.) №21 (с. 65).

 

(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка.)

VII. Рефлексия

(«Проверь себя» (учебник, с. 89). Самостоятельное выполне­ние. Один ученик работает на откидной доске. Проверка.)

— Оцените свою работу на уроке.

VIII. Подведение итогов урока

— С каким приемом умножения трехзначного числа на одно­значное вы познакомились на уроке?

— Что надо помнить при решении таких примеров?

— Как обозначить в записи, что десятки, получившиеся в пре­дыдущем разряде, надо запомнить?

Домашнее задание

Учебник: № 5 (с. 89). Рабочая тетрадь: № 20 (с. 65).

Урок 12 6. Закрепление изученного

Цель: закреплять изученные приемы письменных вычисле­ний, умения решать задачи и уравнения изученных видов, раз­личать виды треугольников.

Планируемые результаты: учащиеся научатся применять из­ученные приемы письменных вычислений; решать задачи изучен­ных видов; составлять уравнения по математическим высказы­ваниям и решать их; различать виды треугольников; выполнять задания творческого и поискового характера; анализировать и де­лать выводы.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Устный счет

(На доске таблица. Учитель показывает пустую клетку, уча­щиеся поднимают карточку с ответом и объясняют решение.)

Множитель                  
Множитель                  
Произведение                  

 

2. Геометрический материал

— Назовите виды треугольников, которые изображены на чертеже.


 

3. Минутка для любознательных

— Решите логическую задачу.

Черепаха Тортила вынесла Буратино три коробочки: красную, синюю и зеленую. На них были надписи:

Красная: «Здесь лежит золотой ключик».

Синяя: «Зеленая коробочка пуста».

Зеленая: «Здесь лежит гадюка».

Черепаха Тортила сказала: «Действительно, в одной из этих коробочек лежит золотой ключик, в другой — гадюка, а третья пуста. Но все надписи неверные. Отгадаешь, в какой коробочке лежит золотой ключик, — он твой». Где лежит золотой клю­чик? (В зеленой коробочке, потому что она не пуста и в ней нет гадюки.)

III. Работа по теме урока

Работа по учебнику


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.324 с.