Вопрос 2. Римская республика — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Вопрос 2. Римская республика

2017-09-28 212
Вопрос 2. Римская республика 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

1. Республиканский образ правления установился в Древнем Риме
в 509 г. до н. э., после изгнания рекса Тарквиния Гордого.

Республиканский период принято делить на периоды ранней республики и поздней республики. В этот период интенсивно развивалось производство, что привело к значительным соци­альным сдвигам.

В Римской республике сочетались аристократические и демо­кратические черты, обеспечивавшие привилегированное поло­жение знатной богатой верхушки рабовладельцев.

2. Полную правоспособность в Риме имело только лицо, обладавшее тремя статусами:

ü свободы;

ü гражданства;

ü семьи.

По статусу свободы все население Рима делилось на свободных и рабов.

Свободные в Риме распадались на две социально-классовые группы:

- имущую верхушку рабовладельцев (землевладельцев, торговцев);

- мелких производителей (земледельцев и ремесленников), со­ставлявших большинство общества. К последним примыкала городская беднота.

Рабы были государственные и частные. В период республики они превращаются в основной эксплуатируемый класс. Главным источником рабства был военный плен, а к концу республикан­ского периода получила распространение самопродажа в рабство.

Независимо от того, какое место занимал раб в производстве, он являлся собственностью своего хозяина и рассматривался как часть его имущества. Власть хозяина над рабом была неог­раниченной.

По статусу гражданства свободное население Рима делилось на граждан и иностранцев (перегринов). Вольноотпущенники также относились к гражданам, но они оставались клиентами бывших хозяев и были ограничены в правах.

Полную правоспособность могли иметь только свободнорож­денные римские граждане.

К перегринам относились свободные жители провинций - за­воеванных Римом стран, находящихся вне Италии, а также свободные жители иностранных государств. Для защиты своих прав они должны были избирать себе покровителей - патронов, в отношении которых находились в положении, не отличавшемся от положения клиентов. Перегрины несли налоговые повинности.

По мере развития имущественной дифференциации возрастает роль богатства в определении положения римского гражданина. В конце III - II в. до н. э. возникают привилегированные со­словия - нобилей и всадников.

Высшее сословие - сословие нобилей - образовалось в резуль­тате слияния самых знатных и богатых патрицианских родов с верхушкой плебса. Экономической базой нобилитета было крупное землевладение.

Сословие всадников образовалось из торгово-финансовой знати и средних землевладельцев.

Статус семьи означал, что полной политической и граждан­ской правоспособностью пользовались только главы римских семей - домовладыки. Остальные члены семьи считались нахо­дящимися под властью домовладыки.

Полноправным мог быть только домовладыка, свободный и свободнорожденный римский гражданин.

В публичном праве полная правоспособность означала разре­шение участвовать в народном собрании и занимать государст­венные должности, в частном праве - разрешение вступать в римский брак и участвовать в имущественных правоотношениях.

3. Высшими государственными органами в Римской республике являлись народные собрания, сенат и магистратуры.

Существовали три вида народных собраний:

ü центуриатные;

ü трибутные;

ü куриатные.

Главную роль играли центуриатные собрания, обеспечивавшие принятие решений преобладающих аристократических и бога­тых кругов рабовладельцев. К середине III в. до н. э. с расши­рением пределов государства и увеличением числа свободных изменилась структура собрания: каждый из пяти разрядов имущих граждан стал выставлять равное количество центурий по 70, а общее число центурий было доведено до 373. В компе­тенцию центуриатного собрания входило принятие законов, избрание высших должностных лиц республики (консулов, преторов, цензоров), объявление войны и рассмотрение жалоб на приговоры к смертной казни.

Трибутные собрания в зависимости от состава жителей триб де­лились на плебейские и патрицианско-плебейские. Их компе­тенция была ограниченной. Они избирали низших должностных лиц (квесторов, эдилов и др.) и рассматривали жалобы на при­говоры о взыскании штрафа. Кроме того, плебейские собрания избирали плебейского трибуна, а с III в. до н. э. получили право принятия законов, что привело к росту их значения в политиче­ской жизни Рима.

Куриатные собрания потеряли свое значение. Они лишь формаль­но вводили в должность лиц, избранных другими собраниями, и впоследствии были заменены собранием тридцати предста­вителей курии - ликторов.

Действительно важное значение в государственном механизме Римской республики играл сенат. Раз в пять лет цензоры (спе­циальные должностные лица, распределявшие граждан по цен­туриям и трибам) составляли списки сенаторов из представи­телей знатных и богатых семей, то есть сенаторы не избирались, а назначались, что делало сенат органом, независимым от воли большинства свободных граждан.

Хотя сенат формально был совещательным органом, в его полномочия входили функции:

ü законодательные - он контролировал законодательную деятель­ность центуриатных и плебейских собраний, утверждая их реше­ния, а впоследствии предварительно рассматривая законопроекты;

ü финансовые - в распоряжении сената находилась казна государ­ства, он устанавливал налоги и определял необходимые фи­нансовые расходы;

ü по общественной безопасности, благоустройству и религиозному культу;

ü внешнеполитические - если войну объявляло центуриатное соб­рание, то мирный договор, а также договор о союзе утверждал сенат. Он же разрешал набор в армию и распределял легионы между командующими армиями.

Государственные должности именовались магистратурами.

Магистратуры делились на:

- ординарные (обычные), к которым относились должности кон­сулов, преторов, цензоров, квесторов, эдилов и др.;

- экстраординарные (чрезвычайные), которые создавались в чрезвычайных обстоятельствах - тяжелая война, восстание рабов, серьезные внутренние беспорядки. В таких обстоятельствах се­нат мог принять решение об установлении диктатуры.

Диктатор назначался по предложению сената одним из консу­лов. Он обладал неограниченной властью, которой подчинялись все магистраты. Срок диктатуры не должен был превышать шести месяцев.

Магистратуры замещались по следующим принципам:

ü выборность - все магистраты, кроме диктатора, избирались центуриатными или трибутными собраниями;

ü срочность - один год (за исключением диктатора);

ü коллегиальность;

ü безвозмездность;

ü ответственность.

4. Армия в Древнем Риме играла весьма важную роль, поскольку внешняя политика этого государства характеризуется почти непрерывными войнами.

Уже в царский период общее собрание римского народа было и войсковым собранием, смотром военной силы Рима; оно строилось и голосовало по подразделениям - куриатным комициям. Воинскую повинность обязаны были нести все граждане с 18 до 60 лет, как патриции, так и плебеи. Правда, вместо па­трона выполнять военные обязанности мог клиент.

В республиканский период, когда римский народ был разделен на имущественные разряды, каждый разряд выставлял опреде­ленное число вооруженных мужчин, из которых формировались сотни - центурии. Всадники составляли центурии конницы, первый, второй и третий разряды - центурии тяжеловооруженной пехоты, четвертый и пятый разряды - легковооруженной пехоты. Пролетарии выставляли одну невооруженную центурию. Коман­дование армией вручалось сенатом одному из двух консулов.

В 107 г. до н. э. консул Гай Марий провел военную реформу, после которой армия стала постоянной профессиональной орга­низацией. Была ограничена воинская повинность римских гра­ждан, производился набор добровольцев, получавших воору­жение и жалованье от государства. Легионеры награждались частью военной добычи, а ветераны - земельными наделами из числа конфискованных и свободных земель. Армия сделалась инструментом политики, наемной силой, содержавшейся за счет завоеванных народов.

5.Развитие рабовладельческого общества привело к обострению всех его классовых и социальных противоречий. Важнейшим явлением социально-экономической и политической жизни Древнего Рима во II в. до н. э. следует считать кризис полис­ной организации, когда старые республиканские учреждения, приспособленные к нуждам небольшой римской общины, оказались в новых условиях недостаточно действенными. Распад Римской республики отмечен следующими яркими политиче­скими событиями:

· восстания рабов - два восстания в Сицилии (138 г. и 104 - 99 гг. до н. э.) и восстание под руководством Спартака (74 -70 гг. до н. э.);

· борьба между мелким и крупным землевладением, широкое революционное движение сельского плебса, которое едва не привело к гражданской войне и возглавлялось братьями Гракхами, пытавшимися провести аграрную реформу (20-е - 30-е гг. II в. до н. э.);

· Союзническая война (91 - 88 гг. до н. э.), общеиталийское вос­стание против власти Рима, в результате чего наступила эпоха диктатур - вначале Суллы, а затем Цезаря.

 

Вопрос 3. Римская империя

1. Период Римской империи подразделяется на:

ü период принципата (27 г. до н. э. - 193 г. н. э.);

ü кризисный период (193 - 284 гг. н. э.);

ü период домината (284 - 476 гг. н. э.).

2. Принципат - форма правления, созданная Гаем Юлием Цеза­рем и окончательно установленная его преемником Октавианом Августом в 27 г. до н. э.

Принципат сохраняет видимость республиканской формы прав­ления и почти все учреждения республики: созываются народ­ные собрания, заседает сенат, по-прежнему избираются консулы, преторы и народные трибуны. Но все это только прикрытие постреспубликанского государственного строя. Фактически принципат был монархией, поскольку при сохранении старых республиканских учреждений власть была сосредоточена в ру­ках одного человека - первого сенатора, то есть принцепса.

Переход управления государством к принцепсу произошел вследствие наделения его высшей властью, избрания на важней­шие должности, создания им отдельного чиновничьего аппарата и командования всеми армиями. Император-принцепс соеди­нял в своих руках полномочия всех главных республиканских магистратур: диктатора, консула, претора, народного трибуна.

Права сената были лишь почетными, а его полномочия - ог­раниченными. Законопроекты, поступавшие на одобрение в сенат, исходили от принцепса, и их принятие обеспечивалось его авторитетом. В конце принципата общепризнанным стано­вится правило: "Все, что решил принцепс, имеет силу закона".

Народные собрания, главный орган власти старой республики, пришли в упадок. Обыкновенными явлениями стали подкуп, разгон собраний, насилие над их участниками.

В эпоху принципата завершился процесс превращения госу­дарства из органа римской аристократии в орган всего класса рабовладельцев.

Верхушку рабовладельческого класса составили два сословия:

· сословие нобилей, которое сформировалось в III - II вв. до н. э. из патрицианско-плебейской поместной знати. В Римской им­перии нобили занимали доминирующее положение как в обще­стве, так и в государстве. Экономической основой нобилитета были огромные земельные владения, обрабатываемые рабами и зависимыми крестьянами-пекулиантами. При императоре Ав­густе (63 г. до н. э. - 14 г. н. э.) нобилитет превратился в сена­торское сословие, пополняемое за счет сановников, выдви­нувшихся на государственной службе;

· сословие всадников, образовавшееся из торгово-финансовой зна­ти и средних землевладельцев. Из их среды выходили ответствен­ные чиновники и офицеры. Декурионы, состоявшие из средних землевладельцев, осуществляли управление городами империи.

В результате постоянного грабежа крестьян со стороны лати­фундий, а также из-за уменьшения притока рабов свободные крестьяне начинают превращаться в колонов - арендаторов-из­дольщиков. Колоны становятся людьми, зависимыми от земле­владельцев, которые заменяют им и местную власть, и импера­торскую администрацию; они навечно прикрепляются к земле и теряют возможность освободиться.

На самой низшей ступени социальной лестницы находились рабы. Экономическая ситуация свидетельствовала о невыгод­ности труда рабов в силу их незаинтересованности в конечном результате. Понимая это, рабовладельцы-хозяева стали предос­тавлять рабам пекулии - земельные участки, за которые хозяи­ну следовало платить определенную долю продукта. Поскольку остальное было долей крестьянина-пекулианта, он стремился увеличить ее за счет повышения общего урожая.

Армия в период Римской империи становится постоянной и наемной. Срок службы солдат определялся в 30 лет. За службу они получали жалованье, при выходе в отставку - значительный земельный участок. Командный состав армии комплектовался из сенаторского и всаднического сословий. Рядовой солдат не мог подняться выше должности командира сотни - центуриона.

3. Со 193 по 284 гг. н. э. в Римской империи был кризисный пе­риод, так называемый "кризис третьего века".

Это было время волнений крестьян, солдатских мятежей, за­хвата провинций наместниками, вторжений соседних племен.

Наступил упадок сельского хозяйства, ремесла и торговли. Обострились отношения императоров с сенатом. Широкая раз­дача римского гражданства завершилась в 212 г. н. э., когда император Каракалла предоставил права римского гражданина всему свободному населению Римской империи.

При Диоклетиане (284 - 305 гг.), во время домината, Рим окон­чательно превратился в монархическое государство. Власть императора была признана абсолютной и божественной, сам император - государем и господином (dominus, отсюда - доминат).

Старые республиканские учреждения исчезают. Управление им­перией сосредоточивается в руках нескольких основных ведомств. Руководство ими осуществляют сановники, находящиеся в не­посредственном подчинении императора. Особое положение среди этих ведомств занимали:

ü государственный совет при императоре;

ü финансовое ведомство;

ü военное ведомство.

Чиновники выделяются в особое сословие: они носят форму, их наделяют привилегиями, по окончании службы им назна­чают пенсии и пр.

После реформ, проведенных Диоклетианом и Константином I, империя была разделена на четыре части (префектуры), состо­явшие из 12 диоцезов. Гражданская власть наместников была отделена от военной. Основой налогообложения стали нату­ральные поземельные налоги и повинности.

4. При сыновьях императора Феодосия I в 395 г. произошло раз­деление Римской империи:

· Западная Римская империя со столицей в Риме; прекратила свое существование в 476 г., когда глава германских наемников Одоакр сверг римского императора Ромула-Августула и занял его место;

· Восточная Римская империя со столицей в Константинополе; существовала еще около 1000 лет под названием Византии.

 

Вопрос 4. Римское право

1.Римское право отражало и закрепляло сложившиеся в римском рабовладельческом обществе социально-экономические и политические порядки. В своем развитии оно прошло следующие стадии:

ü квиритское, или цивильное, право;

ü преторское право;

ü общенародное право;

ü собственно римское право, которое, в свою очередь, делится на публичное (право, которое относится "к положению рим­ского государства" - Домиций Ульпиан, знаменитый римский юрист) и частное (относится "к выгоде отдельных лиц").

2.В царский период источником римского права были обычаи и немногочисленные законы. Оно характеризовалось влиянием общинных отношений, примитивностью основных институтов, строгим формализмом (малейшее упущение в форме судоговорения приводило к проигрышу дела) и распространялось лишь на исконных граждан Рима - квиритов, почему и называлось квиритским, или цивильным, правом. Важнейший памятник права этой эпохи - Законы двенадцати таблиц, которые созданы согласно традиции коллегиями децемвиров в середине V в. до н. э. Название связано с тем, что они были записаны на 12 деревянных досках-таблицах, выставленных для всеобщего обозрения на главной площади Рима - Форуме.

Законы двенадцати таблиц содержали постановления, регули­рующие сферу семейных и наследственных отношений, а так­же нормы, относящиеся к займовым операциям, к уголовным преступлениям.

Жестко скованное традициями цивильное право с IV - III вв. до н. э. стало корректироваться новым источником права - преторскими эдиктами, отражавшими новые отношения, порожденные пе­реходом от древних форм купли-продажи, ссуды и займа к бо­лее сложным правоотношениям, вызванным ростом товарного производства, товарообмена, банковских операций и пр.

3. Для имущественных отношений эпохи Законов двенадцати
таблиц характерно широкое распространение частной собственности, включая земельную. Римские юристы под собственностью понимали полное и абсо­лютное право пользоваться и распоряжаться вещами с ограни­чениями, которые установлены договором или правом.

Со времен Законов двенадцати таблиц римское право подраз­деляло собственность на два типа:

ü к первому типу относились земля, рабочий скот, рабы, здания и сооружения. Для отчуждения вещей первой категории требовалось соблюдение формальностей, носивших название манципации;

ü ко второму - все прочие вещи, которые переходили от одного владельца к другому посредством бес формальной передачи на условиях, установленных договором - так называемой традиции.

Одной из форм ограничения права собственности является серви­тут - право на чужую вещь. Сервитуты подразделялись на вещные (когда один собственник поступался правом на свою собствен­ность в пользу другого) и личные (когда предоставлялось право пользования чужой вещью при сохранности самой вещи).

4. Для действительности договора согласно римскому праву необходимо:

ü согласие сторон, которые обязываются, и оно не должно быть порождено насилием или обманом;

ü его соответствие праву (закону).

Все договоры римское право разделяло на четыре группы:

ü вербальные договоры;

ü литеральные;

ü реальные;

ü консенсуальные.

Вербальный договор был древнейшим типом договора, словес­ным обязательством, на основе которого во времена Законов двенадцати таблиц совершались сделки разнообразных видов - купли-продажи, мены, займа и т. д. Для его действительности требовалось произнесение слов "даю", "сделаю". Вербальное обязательство устанавливалось посредством стипуляции (рели­гиозной клятвы).

Литеральные договоры - письменные обязательства - возникли и распространились с течением времени.

Реальные контракты, выделенные римскими юристами в осо­бую группу, характеризуются тем, что обязанность исполнения и связанная с ним ответственность наступают по реальным сделкам не с момента соглашения, а с момента передачи вещи. К таким контрактам, например, относились:

ü договоры хранения;

ü договоры займа - такие договоры, предметом которых явля­ются вещи, наделенные родовыми признаками: деньги, вино, зерно, то есть все заменимые вещи;

ü договоры ссуды, с которыми римское право связывало вещи индивидуально-определенные, незаменимые в принципе: под­лежит возврату именно то, что было дано в ссуду.

При консенсуальном договоре ответственность сторон возникает не при передаче вещи, а немедленно по заключении письмен­ного или устного соглашения. К таким договорам относился, например, договор купли-продажи, а также договор найма.

5. В Древнем Риме были известны три формы заключения брака:

ü брак, совершавшийся в форме священной клятвы и отдавав­ший жену под власть мужа;

ü брак в форме покупки невесты, также отдававший жену под власть мужа;

ü брак сине ману - без власти мужа.

В эпоху Законов двенадцати таблиц нормы семейного права основывались на безусловном господстве главы семьи - отца, pater familias.

Господствующей формой брака в период империи становится брак без власти мужа. Обязательным условием установления брачных отношений признается свободно выраженное согласие брачующихся - как жениха, так и невесты. Развод также был свободным - настолько, что император Август пытался законо­дательно ограничить право развода, установить брачный воз­раст (от 25 до 60 лет для мужчин, от 20 до 50 лет для женщин) и ввести налог на безбрачие. Однако этот закон не соблюдался.

Общим правилом стала раздельность имущества супругов. Из­держки совместной жизни нес муж, но он был вправе распо­ряжаться доходом, который приносило имущество жены. При прекращении брака по вине мужа приданое возвращалось жене. Власть главы семьи над детьми также постепенно ослабевала: убийство детей было признано преступлением, сыновьям еще при жизни отца могло предоставляться особое имущество, был упрощен порядок усыновления внебрачных детей и т. д.

6. Согласно нормам наследственного римского права:

ü первыми к наследованию призывались дети;

ü если их не было - внуки, наследники второй очереди;

ü в третью очередь наследовали братья наследодателя, его дядья и племянники;

ü если и их не было, претор предоставлял право наследования наследникам четвертой очереди - всем кровным родственни­кам умершего вплоть до шестого колена. Ближайшая степень родства исключала последующую.

Особенностью римского права являются нормы, ограничиваю­щие свободу завещательных распоряжений. Ими введен прин­цип обязательной доли наследования, сохранившийся до наших дней: ближайший родственник умершего, если его обошли на­следством, имел право на одну четвертую часть того имущества, которое он получил бы при отсутствии завещания. Само завещание подлежало составлению в письменной форме и удосто­верению свидетелями.

7. Уголовное право складывалось из множества законов, включая Законы двенадцати таблиц, из постановлений народных собраний и сената, а также законов, изданных по инициативе диктаторов и императоров.

К видам преступлений в римском праве можно отнести среди прочего:

ü преступления, непосредственно затрагивавшие интересы римского государства, - присвоение казенного имущества и расхищение го­сударственных средств, взяточничество, подлог, фальшивомонет­ничество, участие в запрещенных сборищах и объединениях, спе­куляция зерном и другими продуктами, неуплата налогов и т. п.;

ü религиозные преступления, число которых значительно воз­росло после официального признания христианства;

ü воинские преступления - измена в бою, дезертирство, утеря оружия, неповиновение командиру и т. п.;

ü преступления, относящиеся к сфере семьи и нравственности, -кровосмешение, супружеская измена, полигамия, сожительство с незамужней женщиной, мужеложство и т. д.;

ü преступления против личности;

ü преступления против собственности.

Наказание первоначально строилось на принципе возмездия, в период домината оно преследует цели устрашения. В императорском Риме происходит усиление карательной на­правленности наказания, резкое увеличение числа его видов:

ü восстанавливается смертная казнь, которая в позднюю республику не применялась к римским гражданам, причем появляются новые ее виды:

ü сожжение, повешение, распятие на кресте, утопление;

ü каторжные работы на рудниках, принудительные работы на установленный срок, отдача в гладиаторы;

ü различные виды ссылок: изгнание из Рима с потерей граждан­ства, ссылка на острова с полной изоляцией, временная ссылка;

ü по некоторым видам преступлений предусматривались телесные наказания;

ü широко практиковалась конфискация имущества осужденных.

8. В древности судебный процесс по имущественным спорам от­личался формализмом, разнообразием форм, разделением компетенции между магистратором-претором и судьей - част­ным лицом, назначенным для окончательного решения спор­ного случая. Главной судебной инстанцией по делам о тяжких преступлениях были народные собрания.

Со временем в сфере судебного устройства и судопроизводства произошли следующие перемены. Судебной компетенцией в уголовных и гражданских делах стали обладать чиновники, принадлежащие к административным органам империи. Суд и администрация представлены общими органами.

Римский суд во времена империи превратился в сословный. Лица, принадлежащие к высшим привилегированным сослови­ям империи, судились самим императором. Чиновник получил привилегию судиться в суде его собственного начальника.

Разделения на предварительное и судебное следствие не суще­ствовало. Судья сам производил дознание, сам выступал обви­нителем и сам выносил приговор. Наиболее распространенным средством установления истины была пытка.

В период республики существовало открытое, публичное рассмот­рение судебных дел, во время же империи установилась строгая тайна судопроизводства, служившая прикрытием произвола.

Высшей апелляционной инстанцией по судебным делам был им­ператор, а практически эту функцию исполняла его канцелярия.

 

 

ЛЕКЦИЯ 7.

ТЕМА: ГОСУДАРСТВО ФРАНКОВ

Цель: Изучение государственного устройства Франков

Форма занятия: лекция

Время проведения: 1 час 20 минут

Место проведения: Учебная аудитория

ВОПРОСЫ:

Образование Франкского государства


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.076 с.