Тема 5. Взаимодействие некоммерческих организаций и государства в системе социального партнерства — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Тема 5. Взаимодействие некоммерческих организаций и государства в системе социального партнерства

2017-09-28 335
Тема 5. Взаимодействие некоммерческих организаций и государства в системе социального партнерства 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. Становление III сектора в России относится к концу 1980-х годов, но и в настоящее время он все еще находится в стадии формирования.

Проблема социального партнерства является многослойной и складывается из взаимоотношений органов власти и бизнеса, бизнеса и населения, а также органов власти и населения. Субъекты социального партнерства состоят в сложных взаимоотношениях, регулируемых законодательством, традициями, практикой, интересами и т.п.

На практике субъектами взаимодействия могут выступать представители всех ветвей государственной власти и местного самоуправления, отдельные работники и их представители (профсоюзы), работодатели и их представители (союзы промышленников и предпринимателей), ведущие научные учреждения, общественные академии и учебные заведения, политические партии, социальные фонды, женские, молодежные, ветеранские организации и другие общественные объединения, средства массовой информации, а также граждане. В ряде случаев следует отнести к субъектам взаимодействия международные организации и их представителей, специалистов в области построения социального государства и системы социального партнерства.

Представители каждого сектора могут по-разному осознавать свою ответственность за участие в решении социально-экономических проблем. Они имеют разные возможности и ресурсы. Зачастую у них разные интересы и представления о самой природе социальных проблем. Тем не менее, несмотря на все различия и противоречия, сотрудничество необходимо, поскольку ни государство, ни бизнес, ни общественность не могут “в одиночку” преодолеть социальные проблемы общества. В промышленно развитых странах давно созданы и успешно действуют механизмы, обеспечивающие баланс интересов между участниками социального партнерства. В российской практике достичь подобного долгосрочного совпадения интересов субъектов системы социального партнерства не всегда удается. Чаще всего наблюдаются краткосрочные «социальные союзы», когда усилия и ресурсы трех секторов объединяются для достижения какой-то конкретной цели. Локальный характер современного российского социального партнерства обусловлен, прежде всего, тем, что оно пребывает в начале своего развития, и каждый из его субъектов находится в состоянии перманентной динамической трансформации. Кроме того, формирование системы социального партнерства в России осложняется:

- отсутствием достаточной и адекватной законодательной базы;

-высокой степенью экономического неравенства и несформирован­ностью среднего класса, составляющего, как правило, костяк добровольцев третьего сектора;

- низким уровнем социальной ответственности всех групп и слоев общества в современных экономических, политических условиях при отсутствии свободного времени.

Тем не менее, интерес к расширению и укреплению сотрудничества, созданию и продвижению работоспособных механизмов взаимодействия, в настоящее время проявляется со стороны каждого субъекта социального партнерства. Представители российских деловых кругов начинают понимать, что для того чтобы быть успешным в бизнесе, уже недостаточно честно платить налоги, обеспечивать достойную заработную плату сотрудникам и доход акционерам. К ним приходит осознание своей социальной ответственности и необходимости вклада в развитие общества в социальной, экономической и экологической сферах, связанного напрямую с основной деятельностью компании и выходящего за рамки определенного законодательного минимума [103]. Это позволило осенью 2003 г Российскому союзу промышленников и предпринимателей заявить о помощи государству в четырех направлениях: медицине, образовании, развитии жилищного и потребительского кредитования. По сути дела, бизнес становится активным участником в борьбе с бедностью, что является новой тенденцией не только в России, но и за рубежом. Признание российским бизнесом своей социальной ответственности стало серьезным шагом в построении отношений нового типа, более гармонизированных и доверительных.

Наиболее удачное схематичное отображение межсекторного социального партнерства представлено Якимцом В.Н.[128] (рисунок 1).

 


Рисунок 1 – Пространства двухсекторного и трехсекторного партнерства.

На данном рисунке цифрами соответственно обозначены: I – первый сектор (государство), II – второй сектор (бизнес), III – третий сектор (некоммерческий сектор). Наглядно из рисунка видно, что существует три двухсекторных пространства взаимодействия: бизнес – государство, бизнес – некоммерческий сектор, государство – некоммерческий сектор, а также пространство трехсекторного партнерства. Эти пространства существенно отличаются друг от друга по ряду параметров, однако для любого двух- или трехсекторного межсекторного взаимодействия характерно наличие одного и того же перечня так называемых функциональных полей [127](рисунок 2).

 

 

Рисунок 2 – Поля в пространстве межсекторного социального партнерства.

Пространство межсекторного взаимодействия характеризуется представленным набором функциональных полей, в многомерной вариации которых формируется и реализуется тот или иной вариант межсекторного социального партнерства [86].

Остановимся на краткой характеристике каждого функционально-значимого поля.

1. Поле идентификации субъектов взаимодействия — каждый участник процесса межсекторного партнерства идентифицирует себя в соответствии со своими ожиданиями, потребностями, возможностями в процессе выстра­ивания взаимодействия. Можно выделить параметры, в соответствии с которыми происходит идентификация участников межсекторного взаимодействия:

• стратегическое видение — представление о развитии всех секторов экономики;

• миссия — предназначение субъектов взаимодействия в локальном и глобальном масштабах, их социально-значимая роль;

• система ценностей и норм поведения — базис корпоративной куль­туры;

• имидж — определенное восприятие субъекта межсекторного взаимодействия другими участниками межсекторного партнерства.

Проблемы российских предпринимательских структур связаны с само­иден­тификацией, так как при­надлежность к бизнес-сообществу осоз­нается через социальный статус, а не через определенную деятельность [49]. В ряде случаях бизнес может себя идентифицировать с властными структурами.

Необходимо отметить, что проблема корпоративной идентичности возникает в частности у бизнеса и НКО при взаимодействии со всеми участниками социального партнерства.

2. Поле взаимных ожиданий — это со­вокупность факторов, оказывающих влияние на содержание и процесс поведения участников МСП, объясняющих их готов­ность к осуществлению взаимодействия.

В случае межсекторного социального партнерства возникает проблема взаимных меж­секторных ожиданий. Любая из трех названных сторон, осоз­на­вая наличие других секторов на территории своего присутствия и сферы дея­тель­ности и преследуя свои интересы, имеет определенную совокупность ожиданий в отно­шении развития своего сектора и реакции и действий со сто­роны других секторов.

В таблице 1 представлено отображение характера взаимных ожиданий между парами названных секторов.

Данные представленные в таблице 1 можно рассматривать в качестве определенной базы для изучения взаимо­отношений между секторами и построения работоспособных механизмов взаимодействия с учетом взаимных ожиданий.

3. Нормативно-правовое поле охватывает всю совокупность за­конов, иных нормативных документов, которые делают или на основе которых возникают легитимные МСП. Это поле регулирует поведение секторных участников МСП и иных участников, а также задает нормы совместного использования всех ресурсов.

4. Поле ресурсов и возможностей включает в себя всю совокупность материальных и нематериальных ресурсов субъектов взаимодействия, в том числе, иму­щество, находящееся в собственности организаций или переданное им в управление, трудовые ресурсы, добровольческие ресурсы, технологии и ноу-хау и иные ресурсы, а также систему мер, принятых в рамках каждо­го сектора относительно нормирования, учета, использования ресурсов, а также возможностей их применения в условиях межсекторного взаимодействия.

5. Поле механизмов взаимодействия — это весьма важное с практической точки зрения поле, которое содержит описа­ние механизмов межсекторного взаимодействия, отражающих способы воздействия участников межсекторного партнерства друг на друга с целью влияния на результат совместной деятельности.

6. Коммуникационное поле — это система сбора, обработки, обмена и распространения информации, необходимой для реализации межсекторного партнерства. В рамках этого поля формируется единое информационное пространство межсекторного взаимодействия

 

Задания для обсуждения


Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.