Заочная форма обучения 3 года — КиберПедия 

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Заочная форма обучения 3 года

2017-09-28 145
Заочная форма обучения 3 года 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
               
Аудиторные занятия (всего) 10/0,3     10/0,27          
В том числе:     -   -        
Лекции 4/0,11     4/0,11          
Практические занятия (ПЗ) 2/0,05     2/0,05          
Семинары (С) 4/0,11     4/0,11          
Лабораторные работы (ЛР) -     -          
Самостоятельная работа (всего) 130/3,6     130/3,6          
В том числе:     -   -        
Курсовой проект (работа) 60/1,7     60/1,7          
Расчетно-графические работы -     -          
Реферат (при наличии) -     -          
Другие виды самостоятельной работы 70/1,9     70/1,9          
Подготовка к выступлению на семинаре 24/0,7     24/0,7          
Выполнение практического задания 33/0,9     33/0,9          
Написание эссе 13/0,3     13/0,3          
Вид промежуточной аттестации зачет 4 /0,1     4 /0,1          
Общая трудоемкость часы зачетные единицы                  
                 

5. Содержание дисциплины.

Раздел 1. Психология зрелости и старения как междисциплинарная область знания.

Тема 1.1. Предмет, цели, задачи и основные понятия психологии зрелости и старения. Психология зрелости и старения как раздел возрастной психологии. Развитие взрослого человека в онтогенезе как предмет исследования. Взаимосвязь с общей психологией. Специфика использования терминов и понятий в психологии зрелости и старения. Период развития как единица анализа. Психологический, социальный, биологический возраст. Понятие возрастных часов (А. Реан).

Тема 2. Проблемы возрастной периодизации индивидуального развития взрослого человека. Различные подходы к проблеме периодизации жизненного цикла взрослого человека: Д.Б.Бромлей, Дж.Биррен, В.В. Бунак, Б.Г. Ананьев, Р.М. Грановская, Г.С. Абрамова, М.В.Гамезо, Б. Ливехуд. Соотношение хронологического, биологического, психологического и социального возрастов. Этапы психосоциального развития взрослого человека (по Э.Эриксону).

Тема 3. Акмеология, как наука об этапе жизненного расцвета человека. Феномен «акме» и некоторые общие условия его формирования и развития. Личностные «акме» и факторы, которые его определяют. Социальные макрофакторы, помогающие или мешающие достижению «акме» человеком в период зрелости. «Акме», как особое состояние духа, расцвета зрелой личности. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии.

Раздел 2. Общая характеристика зрелых возрастов.

Тема 2.1. Психологические аспекты молодости как начального этапа зрелости и вступления во взрослую жизнь. Социальная ситуация развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей. Ведущая деятельность: овладение профессией, формирование образа и стиля жизни и круга общения. Новообразования возраста: готовность принять на себя ответственность, поиск, интимной близости. Молодость как «время путешествий» – поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Формирование отцовской и материнской позиции. Закладка основных фундаментов жизни: семейных. Материально-бытовых, профессионально-производственных. Семья как условие эмоциональной зрелости личности.

Тема 2.2. Психологические особенности зрелости и кризисы возраста. Критерии выделения периодов зрелости (Д. Левинсон). Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты», образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Средняя зрелость (середина жизни). Социальная ситуация развития: расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Относительная стабильность психосоматических функций, развитие эволюционных процессов. Ведущая деятельность: производительность. Генеративность, как новообразование возраста. Основные задачи развития – сохранение супружеских отношений, воспитание детей, начало осознания окончательного призвания жизни.

Десятилетие «роковой черты» – 30-40 лет. Переход к зрелости около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни» (Д. Левинсон). Осознание утраты молодости и реальности смерти. Кризис «ипохондрии» и «идентичности». Поиск смысла жизни. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Основные задачи развития: достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие ответственности за стареющих родителей, принятие изменений в организме и приспособление к ним; потеря друзей; отделение детей («синдром опустевшего гнезда»). Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Развитие познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости.

Кризис как преодоление важного жизненного рубежа. Протекание кризиса во внутреннем плане личности – основное отличие кризисов взрослости от детских возрастных кризисов. Характеристика двух моделей переходного возраста: модель перехода и модель кризиса (Г.Крайг). Выделение периодов взрослости и кризисов – актуальная проблема дискуссии современных психологов. Кризис взрослости – разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.

Тема 2.3. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения в предпенсионный период (50-55 лет). Пресенильный возраст (последние пять лет перед уходом на пенсию). Социальная ситуация развития: ожидание пенсии, как прекращение активной трудовой деятельности и неясность с одной стороны и построение новых жизненных планов и надежд - с другой. Ведущая деятельность: стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане); «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане. Личностные новообразования: смена ценностных ориентаций, поиск смыслов в новой жизнедеятельности, представление себя в новой роли, передача опыта ученикам. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма).

Тема 2.4. Психологические особенности пожилых людей в первые годы после выхода на пенсию (55-65 лет). Социальная ситуация развития: освоение новых социальных ролей – пенсионер, нового статуса, сохранение старых контактов и постепенное появление новых в лице пенсионеров; особая близость с детьми и внуками. Ведущая деятельность: «поиск себя» в новом качестве, проба сил в разных видах деятельности; продолжение работы по своей основной профессии. Личностные новообразования: осознание себя в новом качестве («бывшего специалиста»); чувство целостности и гармоничности жизни – с одной стороны и чувство «незавершенности», дисгармонии – с другой (с внутренними переживаниями); все возрастающее чувство «незавершенности», «нереализованности», «забыстости» со стороны бывших коллег.

Раздел 3. Геронтопсихология как область знаний о старении и долгожительстве.

Тема 3.1. Предмет, задачи геронтопсихологии, ее место в возрастной психологии. Предмет геронтопсихологии - психическое развитие в период старения и старости. Проблемный характер геронтопсихологии: предметом является будущее самого исследователя. Социокультурные традиции отношения к старости. Задачи геронтопсихологии. Факторы, обусловившие бурное развитие геронтопсихологии: демографический взрыв (возрастание числа пожилых и старых людей); логика развития самой науки психологии: трансформация психологи детских и юношеских возрастов в психологию развития, охватывающую весь жизненный цикл. Основные перспективы рассмотрения процесса старения: биологическое, социальное и психологическое старение. Отношение к старости в обществе. Смена социальных ролей: прав, экспектаций, привилегий.

Тема 3.2. Характеристика взрослого человека в период собственно старости (65-75 лет). Содержание темы: Социальная ситуация развития: общение с такими же старцами, с членами своей семьи; изменение отношений с другими людьми: друзьями, коллегами, освоение новых ролей. Ведущая деятельность: поиск себя; досуговое увлечение; участие в совместной деятельности. Основные новообразования возраста: жизненная мудрость; формирование компенсаторных механизмов, эгоцентрическая стагнация. Психологическая характеристика разных видов старости. Типология старости (Ф. Гизе, И.Кон, Д.Бромлей, Б.Г. Ананьев). Основные этапы старения: нормальное, патологическое, терминальное. Роль биологического, психологического и социального факторов в процессе старения. Влияние физиологических изменений, сенсорных дефектов на успешность в интеллектуальной деятельности. Возрастные изменения в познавательной сфере старых людей. Противоречивость и неоднозначность результатов исследований характера изменений интеллектуальных функций. Модели когнитивного старения: снижение, стабильность, прогресс. Личностные особенности в период старости: изменения временной транспективы, самооценки, характера, личностного самоопределения; появление скупости эгоцентризма. Особенности структуры эмоциональных переживаний: ранимость, тревожность, подозрительность, подверженность стрессу; эмоциональная стагнация. Проблема психологического витаукта в старости. Кризис идентичности.

Тема 3.3. Психологические особенности личности в глубокой старости и долгожительство. Социальная ситуация развития: общение с родными и близкими, врачами. Ведущая деятельность: с одной стороны – активизация деятельности, оптимизм, с другой - лечение, борьба с болезнями, пессимизм; воспитание внуков и правнуков. Личностные новообразования: философский взгляд на все явления жизни, сопричастность к миру, природе, культуре, обществу, богу – с одной стороны, понимание ограниченности и безнадежности своей жизни – с другой; компенсаторные механизмы; страх одиночества, смерти. Культурные традиции отношения к смерти и подготовка к ней. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.

5.1. Содержание разделов и тем дисциплины.

5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин № № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
1. Основы консультативной психологии (Б3.Б20) Раздел 1 Тема 1.1. Раздел 1 Тема 1.2. Раздел 2 Тема 2.1. Раздел 3 Тема 3.3
2. Возрастно-психологическое консультирование (Б3.В.ДВ5) Раздел 1 Тема 1.1. Раздел 1 Тема 1.2. Раздел 2 Тема 2.1  
3. Организация труда практического психолога (Б3.В.ДВ5.2) Раздел 1 Тема 1.1. Раздел 1 Тема 1.2. Раздел 2 Тема 2.1 Раздел 3 Тема 3.2

5.3. Разделы и темы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела Наименование темы Виды занятий в часах
Лекц. Практ. зан.   Семин Лаб. зан. СРС Всего
1. Раздел 1. Психология зрелости и старения как междисциплинарная область знаний Тема 1.1. Предмет, цели, задачи и основные понятия психологии зрелости и старения   - -      
Тема 1.2. Проблемы возрастной периодизации индивидуального развития взрослого человека            
Тема 1.3. Акмеология, как наука об этапе жизненного расцвета человека            
2.   Раздел 2. Характеристика зрелых возрастов   Тема 2.1. Психологические аспекты молодости как начального этапа зрелости и вступления во взрослую жизнь (от 20 до 40 лет)            
Тема 2.2. Психологические особенности зрелости и кризисы возраста            
Тема 2.3. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения в предпенсионный период (50-55 лет)            
Тема 2.4. Психологические особенности пожилых людей в первые годы после выхода на пенсию (55-65 лет)              
3.   Раздел 3. Геронтопсихология как область знаний о старении и долгожтительстве Тема 3.1. Предмет, задачи геронтопсихологии, ее место в возрастной психологии            
Тема 3.2. Характеристика взрослого человека в период собственно старости (65-75 лет)            
Тема 3.3. Психологические особенности личности в глубокой старости и долгожительство (от 75 до 90 и далее)            

Поделиться с друзьями:

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.