История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...
Топ:
История развития методов оптимизации: теорема Куна-Таккера, метод Лагранжа, роль выпуклости в оптимизации...
Техника безопасности при работе на пароконвектомате: К обслуживанию пароконвектомата допускаются лица, прошедшие технический минимум по эксплуатации оборудования...
Интересное:
Влияние предпринимательской среды на эффективное функционирование предприятия: Предпринимательская среда – это совокупность внешних и внутренних факторов, оказывающих влияние на функционирование фирмы...
Мероприятия для защиты от морозного пучения грунтов: Инженерная защита от морозного (криогенного) пучения грунтов необходима для легких малоэтажных зданий и других сооружений...
Инженерная защита территорий, зданий и сооружений от опасных геологических процессов: Изучение оползневых явлений, оценка устойчивости склонов и проектирование противооползневых сооружений — актуальнейшие задачи, стоящие перед отечественными...
Дисциплины:
2017-09-28 | 145 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Вид учебной работы | Всего часов / зачетных единиц | Семестры | |||||||
Аудиторные занятия (всего) | 10/0,3 | 10/0,27 | |||||||
В том числе: | - | - | |||||||
Лекции | 4/0,11 | 4/0,11 | |||||||
Практические занятия (ПЗ) | 2/0,05 | 2/0,05 | |||||||
Семинары (С) | 4/0,11 | 4/0,11 | |||||||
Лабораторные работы (ЛР) | - | - | |||||||
Самостоятельная работа (всего) | 130/3,6 | 130/3,6 | |||||||
В том числе: | - | - | |||||||
Курсовой проект (работа) | 60/1,7 | 60/1,7 | |||||||
Расчетно-графические работы | - | - | |||||||
Реферат (при наличии) | - | - | |||||||
Другие виды самостоятельной работы | 70/1,9 | 70/1,9 | |||||||
Подготовка к выступлению на семинаре | 24/0,7 | 24/0,7 | |||||||
Выполнение практического задания | 33/0,9 | 33/0,9 | |||||||
Написание эссе | 13/0,3 | 13/0,3 | |||||||
Вид промежуточной аттестации зачет | 4 /0,1 | 4 /0,1 | |||||||
Общая трудоемкость часы зачетные единицы | |||||||||
5. Содержание дисциплины.
Раздел 1. Психология зрелости и старения как междисциплинарная область знания.
Тема 1.1. Предмет, цели, задачи и основные понятия психологии зрелости и старения. Психология зрелости и старения как раздел возрастной психологии. Развитие взрослого человека в онтогенезе как предмет исследования. Взаимосвязь с общей психологией. Специфика использования терминов и понятий в психологии зрелости и старения. Период развития как единица анализа. Психологический, социальный, биологический возраст. Понятие возрастных часов (А. Реан).
|
Тема 2. Проблемы возрастной периодизации индивидуального развития взрослого человека. Различные подходы к проблеме периодизации жизненного цикла взрослого человека: Д.Б.Бромлей, Дж.Биррен, В.В. Бунак, Б.Г. Ананьев, Р.М. Грановская, Г.С. Абрамова, М.В.Гамезо, Б. Ливехуд. Соотношение хронологического, биологического, психологического и социального возрастов. Этапы психосоциального развития взрослого человека (по Э.Эриксону).
Тема 3. Акмеология, как наука об этапе жизненного расцвета человека. Феномен «акме» и некоторые общие условия его формирования и развития. Личностные «акме» и факторы, которые его определяют. Социальные макрофакторы, помогающие или мешающие достижению «акме» человеком в период зрелости. «Акме», как особое состояние духа, расцвета зрелой личности. О перспективах использования идей А.Маслоу при решении некоторых проблем акмеологии.
Раздел 2. Общая характеристика зрелых возрастов.
Тема 2.1. Психологические аспекты молодости как начального этапа зрелости и вступления во взрослую жизнь. Социальная ситуация развития: осознание себя во взрослом статусе и принятие социальной ответственности, прав и обязанностей. Ведущая деятельность: овладение профессией, формирование образа и стиля жизни и круга общения. Новообразования возраста: готовность принять на себя ответственность, поиск, интимной близости. Молодость как «время путешествий» – поиски себя и переход к стабильному образу жизни. Формирование отцовской и материнской позиции. Закладка основных фундаментов жизни: семейных. Материально-бытовых, профессионально-производственных. Семья как условие эмоциональной зрелости личности.
Тема 2.2. Психологические особенности зрелости и кризисы возраста. Критерии выделения периодов зрелости (Д. Левинсон). Переход к средней зрелости как нормативный кризис (около 30 лет), обусловленный расхождением между идеальной моделью «мечты», образа жизни и реальностью. Переживание чувства утраты жизни и давления времени. Средняя зрелость (середина жизни). Социальная ситуация развития: расцвет творческой активности и профессиональной деятельности. Относительная стабильность психосоматических функций, развитие эволюционных процессов. Ведущая деятельность: производительность. Генеративность, как новообразование возраста. Основные задачи развития – сохранение супружеских отношений, воспитание детей, начало осознания окончательного призвания жизни.
|
Десятилетие «роковой черты» – 30-40 лет. Переход к зрелости около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни» (Д. Левинсон). Осознание утраты молодости и реальности смерти. Кризис «ипохондрии» и «идентичности». Поиск смысла жизни. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Основные задачи развития: достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие ответственности за стареющих родителей, принятие изменений в организме и приспособление к ним; потеря друзей; отделение детей («синдром опустевшего гнезда»). Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Развитие познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости.
Кризис как преодоление важного жизненного рубежа. Протекание кризиса во внутреннем плане личности – основное отличие кризисов взрослости от детских возрастных кризисов. Характеристика двух моделей переходного возраста: модель перехода и модель кризиса (Г.Крайг). Выделение периодов взрослости и кризисов – актуальная проблема дискуссии современных психологов. Кризис взрослости – разрыв личного и общечеловеческого смыслов жизни.
Тема 2.3. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения в предпенсионный период (50-55 лет). Пресенильный возраст (последние пять лет перед уходом на пенсию). Социальная ситуация развития: ожидание пенсии, как прекращение активной трудовой деятельности и неясность с одной стороны и построение новых жизненных планов и надежд - с другой. Ведущая деятельность: стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане); «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане. Личностные новообразования: смена ценностных ориентаций, поиск смыслов в новой жизнедеятельности, представление себя в новой роли, передача опыта ученикам. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма).
|
Тема 2.4. Психологические особенности пожилых людей в первые годы после выхода на пенсию (55-65 лет). Социальная ситуация развития: освоение новых социальных ролей – пенсионер, нового статуса, сохранение старых контактов и постепенное появление новых в лице пенсионеров; особая близость с детьми и внуками. Ведущая деятельность: «поиск себя» в новом качестве, проба сил в разных видах деятельности; продолжение работы по своей основной профессии. Личностные новообразования: осознание себя в новом качестве («бывшего специалиста»); чувство целостности и гармоничности жизни – с одной стороны и чувство «незавершенности», дисгармонии – с другой (с внутренними переживаниями); все возрастающее чувство «незавершенности», «нереализованности», «забыстости» со стороны бывших коллег.
Раздел 3. Геронтопсихология как область знаний о старении и долгожительстве.
Тема 3.1. Предмет, задачи геронтопсихологии, ее место в возрастной психологии. Предмет геронтопсихологии - психическое развитие в период старения и старости. Проблемный характер геронтопсихологии: предметом является будущее самого исследователя. Социокультурные традиции отношения к старости. Задачи геронтопсихологии. Факторы, обусловившие бурное развитие геронтопсихологии: демографический взрыв (возрастание числа пожилых и старых людей); логика развития самой науки психологии: трансформация психологи детских и юношеских возрастов в психологию развития, охватывающую весь жизненный цикл. Основные перспективы рассмотрения процесса старения: биологическое, социальное и психологическое старение. Отношение к старости в обществе. Смена социальных ролей: прав, экспектаций, привилегий.
|
Тема 3.2. Характеристика взрослого человека в период собственно старости (65-75 лет). Содержание темы: Социальная ситуация развития: общение с такими же старцами, с членами своей семьи; изменение отношений с другими людьми: друзьями, коллегами, освоение новых ролей. Ведущая деятельность: поиск себя; досуговое увлечение; участие в совместной деятельности. Основные новообразования возраста: жизненная мудрость; формирование компенсаторных механизмов, эгоцентрическая стагнация. Психологическая характеристика разных видов старости. Типология старости (Ф. Гизе, И.Кон, Д.Бромлей, Б.Г. Ананьев). Основные этапы старения: нормальное, патологическое, терминальное. Роль биологического, психологического и социального факторов в процессе старения. Влияние физиологических изменений, сенсорных дефектов на успешность в интеллектуальной деятельности. Возрастные изменения в познавательной сфере старых людей. Противоречивость и неоднозначность результатов исследований характера изменений интеллектуальных функций. Модели когнитивного старения: снижение, стабильность, прогресс. Личностные особенности в период старости: изменения временной транспективы, самооценки, характера, личностного самоопределения; появление скупости эгоцентризма. Особенности структуры эмоциональных переживаний: ранимость, тревожность, подозрительность, подверженность стрессу; эмоциональная стагнация. Проблема психологического витаукта в старости. Кризис идентичности.
Тема 3.3. Психологические особенности личности в глубокой старости и долгожительство. Социальная ситуация развития: общение с родными и близкими, врачами. Ведущая деятельность: с одной стороны – активизация деятельности, оптимизм, с другой - лечение, борьба с болезнями, пессимизм; воспитание внуков и правнуков. Личностные новообразования: философский взгляд на все явления жизни, сопричастность к миру, природе, культуре, обществу, богу – с одной стороны, понимание ограниченности и безнадежности своей жизни – с другой; компенсаторные механизмы; страх одиночества, смерти. Культурные традиции отношения к смерти и подготовка к ней. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
5.1. Содержание разделов и тем дисциплины.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п | Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин | № № разделов и тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин | |||
1. | Основы консультативной психологии (Б3.Б20) | Раздел 1 Тема 1.1. | Раздел 1 Тема 1.2. | Раздел 2 Тема 2.1. | Раздел 3 Тема 3.3 |
2. | Возрастно-психологическое консультирование (Б3.В.ДВ5) | Раздел 1 Тема 1.1. | Раздел 1 Тема 1.2. | Раздел 2 Тема 2.1 | |
3. | Организация труда практического психолога (Б3.В.ДВ5.2) | Раздел 1 Тема 1.1. | Раздел 1 Тема 1.2. | Раздел 2 Тема 2.1 | Раздел 3 Тема 3.2 |
5.3. Разделы и темы дисциплин и виды занятий
|
№ п/п | Наименование раздела | Наименование темы | Виды занятий в часах | |||||
Лекц. | Практ. зан. | Семин | Лаб. зан. | СРС | Всего | |||
1. | Раздел 1. Психология зрелости и старения как междисциплинарная область знаний | Тема 1.1. Предмет, цели, задачи и основные понятия психологии зрелости и старения | - | - | ||||
Тема 1.2. Проблемы возрастной периодизации индивидуального развития взрослого человека | ||||||||
Тема 1.3. Акмеология, как наука об этапе жизненного расцвета человека | ||||||||
2. | Раздел 2. Характеристика зрелых возрастов | Тема 2.1. Психологические аспекты молодости как начального этапа зрелости и вступления во взрослую жизнь (от 20 до 40 лет) | ||||||
Тема 2.2. Психологические особенности зрелости и кризисы возраста | ||||||||
Тема 2.3. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения в предпенсионный период (50-55 лет) | ||||||||
Тема 2.4. Психологические особенности пожилых людей в первые годы после выхода на пенсию (55-65 лет) | ||||||||
3. | Раздел 3. Геронтопсихология как область знаний о старении и долгожтительстве | Тема 3.1. Предмет, задачи геронтопсихологии, ее место в возрастной психологии | ||||||
Тема 3.2. Характеристика взрослого человека в период собственно старости (65-75 лет) | ||||||||
Тема 3.3. Психологические особенности личности в глубокой старости и долгожительство (от 75 до 90 и далее) |
|
|
Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...
Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!