Кафедра педагогической и возрастной психологии — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Кафедра педагогической и возрастной психологии

2017-09-28 445
Кафедра педагогической и возрастной психологии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«ИРКУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ФГБОУ ВПО «ИГУ»

Кафедра педагогической и возрастной психологии

 

  Утверждаю Проректор по учебной работе ______________ В.В. Рябчиков «____»________2015 г.  

Рабочая программа дисциплины

Психология зрелости и старения

Рекомендуется для направления

подготовки 37.03.01 «Психология»

Степень (квалификация) выпускника бакалавр

Согласовано: УМК факультета психологии   Протокол № от «» ________2015 г.   Председатель _________ Т.М. Щёголева   Рекомендовано кафедрой: педагогической и возрастной психологии Протокол № от «___» ____ 2015 г. Зав. кафедрой _________ Кедярова Е.А

Иркутск 2015 г.

Содержание

  стр.
1. Цели и задачи дисциплины  
2. Место дисциплины в структуре ООП.  
3. Требования к результатам освоения дисциплины  
4. Объем дисциплины и виды учебной работы  
5. Содержание дисциплины 5.1 Содержание разделов и тем дисциплины 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами 5.3 Разделы и темы дисциплин и виды занятий    
6. Перечень семинарских, практических занятий и лабораторных работ.  
7. Примерная тематика курсовых работ (проектов) (при наличии) -
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература; б) дополнительная литература; в) программное обеспечение; г) базы данных, поисково-справочные и информационные системы  
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины  
10. Образовательные технологии  
11. Оценочные средства. (ОС).  

1. Цели и задачи дисциплины

Цель: изучить основные содержательные аспекты этапов развития личности взрослого человека от молодости до глубокой старости.

Задачи курса:

- выделить современные подходы к проблемам возрастной периодизации взрослого человека;

- изучить основные характеристики возрастных периодов жизненного цикла: молодости, зрелости, периодов старения и старости (социальной ситуации развития ведущей деятельности, психологических новообразований возраста);

- изучить особенности протекания нормативных кризисов в периоды зрелости и старости.

2. Место дисциплины в структуре ООП

Данная дисциплина относится к вариативной части цикла дисциплин ООП в соответствии с ФГОС ВПО (Б3.В.ОД. 9).

Входные знания, умения и компетенции, необходимые для изучения данного курса, формируются в процессе изучения дисциплин базовой части ООП: «Общая психология» (Б.3.Б.1), «Психология развития. Возрастная психология» (Б 3. Б 6.), «Социальная психология» (Б.3Б.9).

Освоение данной дисциплины необходимо при последующем и параллельном изучении таких дисциплин как: «Психология личности» (Б.3.Б.5), «Акмеология» (Б1.В.ДВ.3.2). «Гендерная психология» (Б.3В.ОД.8).

Дисциплина является основой для реализации научно–исследовательской работы, необходима для освоения специальных дисциплин и выполнения выпускной квалификационной работы.

 

3. Требования к результатам освоения дисциплины

Учебный курс «Психология зрелости и старения»» призван обеспечить освоение студентами следующих групп компетенций:

- адаптации к новым ситуациям, переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей (ОК-7);

- выявлению специфики психического функционирования человека с учетом особенностей возрастных этапов, кризисов развития и факторов риска, его принадлежности к гендерной, этнической, профессиональной и другим социальным группам (ПК-5)

В результате изучения дисциплины студент должен:

- знать особенности и закономерности развития взрослого человека для более эффективной психологической помощи;

- уметь формировать свою позицию ориентированности на приоритетность интересов, потребностей и желаний личности взрослого человека; самостоятельно совершенствовать свою профессиональную компетентность и личностные качества.

- владеть методами работы с людьми зрелого, пожилого и старческого возрастов.

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Очная форма обучения

Вид учебной работы Всего часов / зачетных единиц Семестры
               
Аудиторные занятия (всего) 54/1,5           54/1,5    
В том числе: -   - - -   -    
Лекции 18/0,5           18/0,5    
Практические занятия (ПЗ) 14/0,4           14/0,4    
Семинары (С) 22/0,6           22/0,6    
Лабораторные работы (ЛР) -           -    
Самостоятельная работа (всего) 47/1,3           47/1,3    
В том числе: -   - - -   -    
Курсовой проект (работа) 24/0,7           24/0,7    
Расчетно-графические работы -           -    
Реферат (при наличии) -           -    
Другие виды самостоятельной работы 23/0,6           23/0,6    
Подготовка к выступлению на семинаре 10/0,3           10/0,3    
Выполнение практического задания 7/0,2           7/0,2    
Написание эссе 6/0,1           6/0,1    
Вид промежуточной аттестации (зачет)                  
Общая трудоемкость часы зачетные единицы                  
                 

Примерная тематика курсовых работ

№№ Примерная тема курсовой работы   Дидактические единицы
1. Проблема возрастной периодизации молодости и взрослости Понятие молодости в возрастной психологии. Общие условия психического развития молодого человека. Основные линии онтогенеза в молодости. Возрастные периоды взрослости и их социально-психологическая характеристика. Особенности проявления психофизиологических функций у взрослых. Особенности познавательной деятельности взрослого человека.
2. Проблема периодизации зрелости в онтогенезе Периодизация психического развития в зрелости: ранняя зрелость; средняя зрелость; поздняя зрелость. Различные подходы к проблеме периодизации жизненного цикла взрослого человека: Д.Б.Бромлей, Дж.Биррен, В.В. Бунак, Б.Г. Ананьев, Р.М. Грановская, Г.С. Абрамова, М.В.Гамезо, Б. Ливехуд. Соотношение хронологического, биологического, психологического и социального возрастов. Этапы психосоциального развития взрослого человека (по Э.Эриксону)
3. Психологического возраст человека в ходе его жизненного пути Соотношение психологического социального и биологического возрастов. Сохранение физического здоровья посредством сохранения психического и психологического здоровья.
4. Периодизация развития личности в период зрелости   Ранняя зрелость. Проблема близости (интимности) с другими людьми. Проявление любви, верности, са­мопожертвования и нравственной силы. Проявление истинной сексуальности. Страх потерять свое «Я». Профессионализация личности как показатель зрелости.
5. Межпоколенная коммуникация (проблема отношений родителей и подростков; отношения между молодоженами и их родителями) Динамика мировоззрения и нравственных ценностей. Моральный выбор как условие самосознания. Выработка собственного мнения и его удержание в условиях активного взаимодействия с социальными факторами. Динамика социальных ролей и процесс адаптации к ним.
6. Психологические аспекты молодости как начального этапа зрелости и вступления во взрослую жизнь Готовность принять на себя ответственность, поиск, интимной близости. Закладка основных фундаментов жизни: семейных, материально-бытовых, профессионально-производственных. Семья как условие эмоциональной зрелости личности. Время создания семьи. Любовь в эротическом, романтическом и нравственном смысле. Формирование отцовской и материнской позиции.Забота, уважение и ответственность за спутника жизни. Чувство одиночества, изоляция как результат предпочтения поверхностных контактов, неспособности любить, устанавливать близкие доверительные отношения с другими людьми.
7. Особенности кризиса тридцати лет Кризис тридцати лет и проблема смысла жизни. Деформация смысла и отклонения в поведении. Кризис возрастного развития в молодости и семейные отношения. Психологические условия преодоления кризиса тридцати лет
8. Сравнительная психологическая характеристика кризисов в период от молодости до старости Кризис 30-ти лет и проблема смысла жизни. Психологическая характеристика «кризиса середины жизни». Психологические особенности кризиса старческого возраста. Психологические условия конструктивного преодоления кризисов зрелого и старческого возраста
9. Зрелый возраст и его психологическое содержание Общие условия психического развития взрослого человека. Зрелость и психологический возраст. Критерии психологической зрелости. Идеальные и реальные цели как критерии зрелости личности. Разветвленность системы социальных связей как признак зрелости личности.
10. Поиск смысла жизни в зрелом возрасте Отношение человека к продуктам своего труда и к своему потомству, забота о будущем человечества, стремление к продуктивности и творчеству, к реализации своих возможностей, к передаче следующему поколению собственного опыта, идей, произведений искусства и т.д. Зависимость старшего поколения в семье от младшего. Потребность быть нужным другим. Застой и обеднение личной жизни как результат безразличия и сосредоточенности на себе.
11. Психологическая характеристика кризиса среднего возраста Пути преодоления кризиса среднего возраста. Кризис идентичности у лиц зрелого возраста. Пути преодоления кризиса идентичности в зрелом возрасте. Проблема кризиса в поздней зрелости и пути их преодоления
12. Переход к средней зрелости (около 40 лет) как нормативный кризис в развитии, «перелом жизни» Десятилетие «роковой черты» – 30-40 лет Осознание утраты молодости и реальности смерти по Д. Левинсону. Кризис «ипохон-дрии» и «идентичности». Поиск смысла жизни. Коллективная производительная деятельность как ведущая деятельность данного периода. Основные задачи развития: достижения в карьере, развитие форм досуга и хобби, принятие ответственности за стареющих родителей, принятие изменений в организме и приспособление к ним; потеря друзей; отделение детей («синдром опустевшего гнезда»). Критика теорий зрелости как «психической окаменелости». Развитие познавательных процессов в зрелом возрасте. Теория стадиальности развития интеллекта в зрелости.
13. Особенности самоактуализации в зрелости Ответственность личности за свои поступки. Гармония структурных сфер психического как условие зрелости. Проблема выбора между противоречивыми мотивами в деятельности. Отношения с детьми. Функциональная динамика проявлений зрелой личности в проблемно-конфликтных ситуациях. Проблемы воли, характера и способностей в зрелом возрасте
14. Возрастные периоды взрослости и их социально-психологическая характеристика Изменение психологического возраста человека в ходе жизненного пути. Основные линии онтогенеза. Профессионализация личности как показатель зрелости.
15. Психологические кризисы старости и пути их преодоления Кризис переоценки собственного «Я». Кризис осознания ухудшения здоровья и старения тела. Кризис переосмысления жизни и принятия мысли о смерти. Психологические особенности лиц старческого возраста в теории личности Э. Эриксона. Психические изменения в старости и роль психологического фактора в процессе старения. Компенсаторные механизмы в период старения. Изменение диапазона адаптивных возможностей индивида, его «жизненных ресурсов»
16. Ценностные ориентации и ценности человека в зрелом возрасте Критерии ценности жизненного пути. Конфликты и драмы в индивидуальном жизненном пути личности и их влияние на долголетие. Понятие времени в жизни человека. Проблема долголетия и жизнеспособности. Психофизиологические факторы долголетия. Психологические факторы долголетия. Профилактика старения. Конец жизни и ожидание смерти. Страх смерти. Вера в бессмертие и загробную жизнь. Стадии умирания Э. Кюблер-Росс и их характеристика: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие смерти  
17. Поздняя зрелость как интегративная стадия, предшествовавших этапов развития Принятие пройденного жизненного пути как должного и обретение целостности личности. Появление мудрости. Восприятие детей и творческих достижений как продолжение себя. Исчезновение страха смерти. Недовольство прожитой жизнью, отчаяние. Страх смерти
18. Психологические характеристики и особенности личностного самоопределения в предпенсионный период (50-55 лет). Пресенильный возраст (последние пять лет перед уходом на пенсию). Кризис ухода на пенсию. Противоречие между сохраняющейся трудоспособностью и невостребованностью. Социальная ситуация развития: ожидание пенсии, как прекращение активной трудовой деятельности и неясность с одной стороны и построе-ние новых жизненных планов и надежд - с другой. Ведущая деятельность: стремление «успеть» сделать то, что еще не успел (особенно в профессиональном плане); «наверстать упущенное» в личностно-интимном плане. Личностные новообразования: смена ценностных ориентаций, поиск смыслов в новой жизнедеятельности, представление себя в новой роли, передача опыта ученикам. Причины нормативного кризиса 50-55 лет (изменение социальной ситуации развития и возрастная перестройка организма)
19. Особенности личности в поздней зрелости (после 60-70 лет) Условия развития. Старение и психологический возраст. Кризис ухода на пенсию. Противоречие между сохраняющейся трудоспособностью и невостребованностью. Биологическое старение. Убывание физической силы, ухудшение общего состояния здоровья, снижение уровня некоторых психических функций. Соотношение хронологического и биологического возрастов. Ухудшение материального положения, уединенный образ жизни. Смерть супруги (супруга), утрата близких друзей. Увеличение психологического прошлого и сокращение временной перспективы. Появление чувства старости. Эго-интеграция – отчаяние
20. Изучение особенностей старости, старения и долгожительства   История развития геронтологии. Геронтология в России и за рубежом. Биологические и социальные факторы старения. Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия..Критерии старения. Периодизация старости: ранняя старость, средняя старость, старческий возраст, долголетие. Характеристика различных типов старых людей (И.С. Кон, Ф. Гизе). Проблема долголетия и жизнеспособности. Факторы долголетия.
21. Особенности физического и когнитивного развития в старости Основные линии онтогенеза. Доживание. Смена ведущей деятельности. Сохранение основного содержания жизни, бывшего в зрелости. Гедонистическая, эгоистическая, духовно-нравственная и сущностная направленность личности и их проявление в старости
22. Профилактика старости и старения Психологическая гигиена. Образ жизни в зрелости и его взаимосвязь с процессом старения. Различные подходы к проблеме психологического витаукта в старости.
23. Особенности эмоциональной сферы в период старения Эмоции в старости. Особенности структуры эмоциональных переживаний: ранимость, тревожность, подозрительность, подверженность стрессу; эмоциональная стагнация. Кризис идентичности
24. Личностные особенности в период старости Модели когнитивного старения: снижение, стабильность, прогресс. Изменения временной транспективы, самооценки, характера, личностного самоопределения; появление скупости эгоцентризма.
25. Культурно-исторические традиции принятия финиша жизни Проблема конца жизни и отношение к смерти в психологии. Вера в бессмертие души и загробную жизнь в соответствии с отношениями разных религий. Стоицизм. Смертельная болезнь и реакции на нее: отрицание, гнев, торг, депрессия, принятие.
26. Психологические особенности личности в глубокой старости и долгожительство Социальная ситуация развития: общение с родными и близкими, врачами. Ведущая деятельность: с одной стороны – активизация деятельности, оптимизм, с другой - лечение, борьба с болезнями, пессимизм; воспитание внуков и правнуков. Личностные новообразования: философский взгляд на все явления жизни, сопричастность к миру, природе, культуре, обществу, богу – с одной стороны, понимание ограниченности и безнадежности своей жизни – с другой; компенсаторные механизмы; страх одиночества, смерти. Культурные традиции отношения к смерти и подготовка к ней.

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

Литература основная:

1. Кедярова Е.А. Психология развития личности/Е.А. Кедярова, М.Ю. Уварова: Иркутск: Изд-во «Иркутский госуниверситет», 2012.-177 с.

2. Гуревич, П.С. Психология личности [Электронный ресурс]: учебник / П. С. Гуревич. - 2-е изд. - ЭВК. - М.: Инфра-М, 2015. - Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех".

3. Смык, Ю. В. Психология взрослого человека и основы геронтопсихологии [Текст]: учеб.-метод. пособие / Ю. В. Смык; Вост.-Сиб. гос. акад. образов. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2013.-94 с.

4. Шаповаленко И. В. Психология развития и возрастная психология [Электронный ресурс]: учеб. для бакалавров, учеб. для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. психологии / И. В. Шаповаленко. - 2-е изд., перераб. и доп. - ЭВК. - М.: Юрайт, 2012. - Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех". - Неогранич. Доступ.

5. Психология развития [Электронный ресурс]: учеб. для вузов по напр. подгот. "Психология". - ЭВК. - М.: Академия, 2014. - Режим доступа: ЭЧЗ "Библиотех".

Дополнительная:

1. Бодалев А.А. Акмеология. Настоящий человек. Каков он и как им становятся?/ А.А. Бодалев, Н.В. Васина.- СПб: Речь, 2010.- 224 с.

2. Крайг Г. Психология развития / Г. Крайг. - 9-е [межд.] изд. - СПб.: Питер, 2004. - 939 с.

3. Обухова Л. Ф. Возрастная психология: Учебник / Л. Ф. Обухова. - М.: Высш. образование: Изд-во МГППУ, 2008. - 460 с.

4. Олифирович Н.И. Психология семейных кризисов / Н. И. Олифирович, Т. А. Зинкевич-Куземкина, Т. Ф. Велента. - СПб.: Речь, 2008. - 358 с.

5. Пермякова В.А. Возрастное развитие: предпосылки, периодизация, характеристики возрастов и закономерности (внорме и при отклонениях)/ В.А. Пермякова.- Иркутск:Изд-во Иркут. Пед. Ун-та, 2006.- 184 с.

6. Стюарт - Гамильтон Я.Психология старения. 4-е изд./ Я. Стюарт-Гамильтон.- СПб:Питер, 2010.- 320 с.

7. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. - М.: Эксмо, 2010

8. Осухова, Наталия Георгиевна. Психологическая помощь в трудных и экстремальных ситуациях [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. Г. Осухова. - 5-е изд., перераб. и доп. - ЭВК. - М.: Академия, 2012.

9. Практикум по возрастной психологии: учеб. пособие / ред.: Л. А. Головей, Е. Ф. Рыбалко. - доп. и перераб. - СПб.: Речь, 2010. - 693 с.

10. Деревцова, Е. Н. Партнерство в профессии и жизни [Текст]: учеб. пособие / Е. Н. Деревцова; рец.: И. В. Федосова, Е. А. Шестакова; Вост.-Сиб. гос. акад. образования. - Иркутск: Изд-во ВСГАО, 2012. - 171 с.

 

в) Программное обеспечение

Операционная система Microsoft Windows XP / Vista / 7 / 8; программа Microsoft Office 2003 / 2007; программы для чтения аудио- и видеофайлов разных форматов.

г) Базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

1. Крупнейший российский информационный портал в области науки, технологии, медицины и образования, содержащий рефераты и полные тексты более 14 млн. научных статей и публикаций: http://elibrary.ru/.

2. Федеральный образовательный портал: http://www.edu.ru/.

3. Сайт по психологии: предлагает описание психологических тестов, тестирование он-лайн, тренинги, упражнения, статьи, советы психологов: http://azps.ru.

4. Сборник электронных курсов по психологии: http://www.ido.edu.ru/psychology/

5. Электронная библиотека портала Auditorium.ru: http://www.auditorium.ru.

6. Электронная библиотека портала Koob.ru: http://www.koob.ru.

7. Поисковые системы: Yandex, Google и др.

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Мультимедийные средства и другая техника для презентаций учебного материала, компьютеризированные методы психодиагностики (разработанные программные продукты – методики тестирования и обработки результатов), слайды, фрагменты учебных фильмов, современные лицензионные компьютерные статистические системы для анализа данных и обработки результатов эмпирических исследований.

Образовательные технологии

Лекции с проблемным изложением, лекции-дискуссии, обсуждение конкретных ситуаций, семинарские занятия, практические занятия. Самостоятельная работа студентов включает: знакомство с научной литературой, их анализ, подготовка выступлений и обсуждение на семинарских занятиях, подготовка и защита письменных работ (реферат, эссе), самостоятельный подбор методов исследования кризисов взрослости.

Доля занятий с использованием активных и интерактивных методов составляет 30%.

Оценочные средства

11.1.Оценочные средства для входного контроля

1. Вариант А. Отрасль психологической науки, изучающая закономерности этапов психического развития и формирования личности на протяжении онтогенеза человека от молодости до старости, — это:

Ответ 1. Психология зрелости и старения.

Ответ 2. Психология развития и возрастная психология.

Ответ 3. Генетическая эпистемология.

Ответ 4. Сравнительная психология.

Вариант Б. Метод, основанный на изучении закономерностей психического развития посредством моделирования его существенных условий, — это:

Ответ 1. Экспериментально-генетическая стратегия исследования.

Ответ 2. Метод возрастных поперечных срезов.

Ответ 3. Метод клинической беседы

Ответ 4. Сравнительный метод.

Вариант В. Процесс и результат усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, осуществляемый в общении и деятельности, — это:

Ответ 1. Социализация.

Ответ 2. Развитие.

Ответ 3. Воспитание.

Ответ 4. Адаптация к социальной среде.

Вариант Г. Принцип психологии развития, проявляющий себя в том, что хронологические рамки и особенности каждого возраста не явля­ются статичными, но определяются действием общественно-исторических факторов, социальным заказом общества, — это:

Ответ 1. Исторический принцип психологии развития.

Ответ 2. Принцип творческого характера развития.

Ответ 3. Принцип ведущей роли социокультурного контекста в развитии.

Ответ 4. Принцип амплификации развития.

2. Вариант А. Специфическая для каждого возрастного периода система отношений субъекта в социальной действительности, отраженная в его переживаниях и реализуемая им в совместной деятельности с другими людьми, — это:

Ответ 1. Социальная ситуация развития

Ответ 2. Социальное пространство.

Ответ 3. Уровень развития общения.

Ответ 4. Центральное новообразование возраста.

Вариант Б. Категория возрастной психологии, обозначающая отдельные временные интервалы жизни человека и выводимая из конкретной теории развития и принципа ее периодизации, — это:

Ответ 1. Психологический возраст.

Ответ 2. Хронологический возраст.

Ответ 3. Период..

Ответ 4. Кризис

Вариант В. Наука о механизмах и условиях формирования у зрелого человека различных форм и типов знаний, понятий и познавательных операций — это:

Ответ 1. Психология зрелости и старения.

Ответ 2. Психология развития и возрастная психология.

Ответ 3. Генетическая психология.

Ответ 4. Когнитивная психология.

Вариант Г. Теория психического развития, основу которой составляет пред­ставление о культурной обусловленности развития психики чело­века, о превращении натуральных форм в культурные (высшие) психические функции, — это:

Ответ 1. Культурно-историческая концепция.

Ответ 2. Эпигенетическая теория развития.

Ответ 3. Теория рекапитуляции.

Ответ 4. Теория конвергенции двух факторов.

3. Вариант А. Категория отечественной возрастной психологи и психологии развития, обозначающие главный путь онтогенетического развития человека: овладение индивидом достижениями материальной и духовной культуры человека — это:

Ответ 1. Присвоение.

Ответ 2.. Приспособление.

Ответ 3. Приобщение.

Ответ 4. Ассимиляция.

Вариант Б. Автором общепризнанной в нашей стране концепции периодизации психического развития является:

Ответ 1. П. Я. Гальперин

Ответ 2. Л.С. Выготский, Д. Б. Эльконин, П.Я. Гальперин.

Ответ 3. В. Высоцкий

Ответ 4. П. П. Блонский.

Вариант В. Особые, относительно непродолжительные по времени периоды онтогенеза, характеризующиеся резкими психологическими изменениями и относящиеся к нормативным процессам, необходимым для поступательного развития личности, — это:

Ответ 1. Возрастные кризисы.

Ответ 2. Литические периоды.

Ответ 3. Возрасты.

Ответ 4. Индивидуальные кризисы.

Номер правильного ответа —?

Вариант Г. Центральное понятие концепции Э. Эриксона, обозначающее эмоционально-когнитивное единство представлений о самом себе, своем месте в мире, в системе межличностных отношений, — это:

Ответ 1. Эгоидентичность.

Ответ 2. Самосознание.

Ответ 3. Самость.

Ответ 4. Эгоинтеграция.

4. Вариант А. Основная форма общественной жизни взрослого человека — это:

Ответ 1. Трудовая деятельность

Ответ 2.. Межличностное общение на работе и дома.

Ответ 3. Воспитание детей и создание семьи.

Ответ 4. Постоянное обновление знаний и умений.

Вариант Б. Стремление личности в своем развитии наиболее полно проявлять и использовать в деятельности свои таланты, способности, возможности — это:

Ответ 1. Самоактуализация.

Ответ 2. Достижение зрелости и автономности.

Ответ 3. Интеграция.

Ответ 4. Индивидуация.

Вариант В. Условное обозначение вершины развития, момента наибольшего расцвета человеческой личности:

Ответ 1. «Акме».

Ответ 2. «Пик развития».

Ответ 3. «Кульминация».

Ответ 4. «Равновесие».

Вариант Г. Совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций, — это:

Ответ 1. Направленность личности.

Ответ 2. Активность личности.

Ответ 3. Иерархия мотивов.

Ответ 4. Мотивационная структура.

5. Вариант А. Наука, возникшая на стыке естественных, общественных, технических и гуманитарных дисциплин и изучающая закономерности и механизмы развития человека на ступени зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии, — это:

Ответ 1. Акмеология.

Ответ 2. Психология зрелых возрастов

Ответ 3. Генетическая эпистемология.

Ответ 4. Эргономика.

Вариант Б. Социальный, деятельностно-преобразующий способ бытия человека — это:

Ответ 1. Субъектность.

Ответ 2. Направленность личности.

Ответ 3. Адаптивность.

Ответ 4. Целесообразность.

Вариант В. Значимые обстоятельства, от которых зависит достижение высокого профессионализма личности и деятельности, — это:

Ответ 1. Акмеологические условия.

Ответ 2. Условия оптимального развития.

Ответ 3. Социальная ситуация развития.

Ответ 4. Условия самоактуализации.

Вариант Г. Исследование психического развития в зрелом возрасте, предпринятое в двадцатых годах прошлого столетия, связано с именами:

Ответ 1. Э. Торндайк, Э. Бриджмен, Н.А. Рыбников.

Ответ 2. В. Шевчук, Д. Б. Бромлей, Н. Бейли.

Ответ 3. Д.И. Фельдштейн, А.И. Донцов, А.А. Деркач.

Ответ 4. А. Бандура, Дж. Гевирц, Д. Баер.

6. Вариант А. Отечественный психолог, создатель школы исследования зрелой личности, давшей новую оценку зрелости как этапа онтогенети­ческого развития:

Ответ 1. Б. Г. Ананьев.

Ответ 2. Д. Б. Эльконин.

Ответ 3. А. Блок

Ответ 4. Л. И. Божович.

Вариант Б. Ученый, который впервые (в 1928 г.) ввел понятие «акмеология» в психологическую науку, — это:

Ответ 1. Б. Г. Ананьев.

Ответ 2. Н. А. Рыбников.

Ответ 3. А. А. Бодалев.

Ответ 4. П. П. Блонский.

Ответ 5. С. Л. Рубинштейн.

Вариант В. Активность, направленная на увеличение вероятности самореализации, — это:

Ответ 1. Самоопределение.

Ответ 2. Самосовершенствование.

Ответ 3. Целеустремленность.

Ответ 4. Настойчивость.

 

Вариант Г. По мнению Б. Г. Ананьева, зрелость — это период:

Ответ 1. Противостояния инволюционным процессам в виде реституционных и конструктивных процессов.

Ответ 2. Стабилизации функциональных уровней основных деятельностей и образования неопределенно долгого стационарного состояния.

Ответ 3. «Психологического окаменения», выход на плато возможностей. Ответ 4. Начала неуклонной инволюции.

7. Вариант А. В современном понимании «акмеология» — это:

Ответ 1. Наука о высшем проявлении духовных сил человека.

Ответ 2. Способ изучения возможностей человеческой природы.

Ответ 3.. Наука о смерти и умирании

Ответ 4. Наука о поздних возрастах.

Вариант Б. По мнению Д. И. Фельдштейна, жизнь взрослого человека — это: Ответ 1. Движение, изменение, развитие.

Ответ 2. Стабилизация, закрепление на уровне достигнутого, дальнейшее развитие и изменение.

Ответ 3. Инволюционный процесс.

Ответ 4. Чередование инволюционных и стабильных периодов.

Вариант В. Социализация взрослого:

Ответ 1. Субъектна по всей сути, это саморазвитие через осуществление выборов.

Ответ 2. Объектна по всей сути, это присвоение общественного опыта.

Ответ 3. Это развитие социально значимых качеств.

Ответ 4. Это условное понятие, подлинная социализация — это задача предшествующих возрастных периодов.

Вариант Г. Важнейшими характеристиками зрелой личности являются:

Ответ 1. Самостоятельность, автономность, самоактуализация.

Ответ 2. Развитое самосознание и зрелая «Я-концепция»..

Ответ 3. Открытие собственного «Я», переживаемого в форме чувства своей индивидуальной целостности и неповторимости.

Ответ 4. Формирование рефлексии и проявление активности личности

8. Вариант А. Кризис зрелого возраста:

Ответ 1. Несет в себе положительное начало, так как способствует самопо­знанию и саморазвитию.

Ответ 2. Способствует развитию личности взрослого человека.

Ответ 3. Несет в себе разрушительное начало как результат осознания невозможности приблизиться к целям, поставленным в юности

Ответ 4. Отмечается не у всех индивидов и часто приводит к регрессу, к инфантильному уровню развития личности.

Ответ 5. Не выявлен.

Вариант Б. Порезультатам исследования школы Б. Г. Ананьева в зрелости наибольшая частота моментов принадлежит:

Ответ 1. Отрицательным сдвигам.

Ответ 2. Общая тенденция ведущая к сдвигам психофизиологических функций.

Ответ 3. Стабилизации психофизиологических функций.

Ответ 4. Стагнации психофизиологических функций.

Вариант В. Э. Эриксон считал, что основной задачей развития в зрелости является:

Ответ 1. Генеративность

Ответ 2. Формирование окончательного цельного представления о себе через передачу собственного опыта.

Ответ 3. Преодоление одиночества.

Ответ 4. Проявление инициативы.

 

Вариант Г. Впервые в зарубежной психологии зрелый возраст был наиболее полно описан как возраст развития:

Ответ 1. Э. Эриксоном

Ответ 2. Ш. Бюлер, К. Юнгом, А. Бандурой

Ответ 3. З. Фрейдом.

Ответ 4. Ж.Пиаже

9. Вариант А. Чувство завершенности на кульминационном отрезке жизненного цикла, проявляющееся в осознании человеком того, что реализовано главное дело его жизни, включая работу, достижения и семью, — это:

Ответ 1. Эгоинтеграция.

Ответ 2. Самоактуализация.

Ответ 3. Эгоидентичность.

Ответ 4. Индивидуация.

Вариант Б. Экспертная система знаний человека, ориентированная на прак­тическую сторону жизни и позволяющая выносить взвешенное суждение и давать полезные советы по жизненно важным вопросам это:

Ответ 1. Мудрость.

Ответ 2. Системность знаний.

Ответ 3. Эвристичность.

Ответ 4. Эрудированность.

ВариантВ. Ощущение внутреннего единства, основывающегося на удовлетворенности от подведения человеком итогов своей жизни и осознание ее как единого целого, — это:

Ответ 1. «Образ Я».

Ответ 2. Целостность эго.

Ответ 3. Катарсис старости.

Ответ 4. Индивидуация.

Вариант Г. Понятие «витаукта» как системы процессов, направленных на поддержание высокой работоспособности и увеличение жизни в старости, было введено в геронтологию:

Ответ 1. В. В. Фролькисом.

Ответ 2. И. В. Давыдовским.

Ответ 3. И. И. Мечниковым.

Ответ 4. В. Альперовичем

10. Вариант А. По мнению Б. Д. Карвасарского, наименее эффективными в психотерапевтической работе с пожилыми людьми являются:

Ответ 1. Глубинно-психологические и психоаналитические методы

Ответ 2. Методы бихевиоральной психотерапии.

Ответ 3. Тренинг когнитивных умений.

Ответ 4. Методы поддерживающей психотерапии.


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.238 с.