Перечень отдельных программных документов по поддержке — КиберПедия 

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Перечень отдельных программных документов по поддержке

2017-09-28 176
Перечень отдельных программных документов по поддержке 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Об утверждении Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: Указ Президента Республики Беларусь, 11 апр. 2011 г., N 136.

Об утверждении мероприятий по выполнению Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11 июля 2011 г., N 942.

Об утверждении Программы деятельности Правительства Республики Беларусь на 2011 - 2015 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 18 февр. 2011 г., N 216.

Об утверждении важнейших параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011 год: Указ Президента Республики Беларусь, 19 нояб. 2010 г., N 596.

О важнейших параметрах прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь на 2012 год: Указ Президента Республики Беларусь, 23 дек. 2011 г., N 590.

Об утверждении комплекса мероприятий по достижению прогнозных параметров развития малого и среднего предпринимательства на период до 2010 года: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11 авг. 2006 г., N 1029.

Об утверждении Концепции государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002 - 2005 годы, постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11 июня 2002 г., N 760.

Концепция государственной поддержки малого и среднего предпринимательства на 2011 - 2015 годы и на период до 2020 года (планировалась к принятию в 2011 году).

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 1998 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 1 апр. 1998 г., N 511.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 1999 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 2 марта 1999 г., N 313.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2000 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 10 февр. 2000 г., N 179.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2001 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 11 дек. 2000 г., N 1885.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2002 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 30 марта 2002 г., N 389.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2004 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 12 июля 2004 г., N 846.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2005 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 26 февр. 2005 г., N 202.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2006 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 1 февр. 2006 г., N 128.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2007 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 февр. 2007 г., N 264.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2008 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 22 марта 2008 г., N 438.

О Программе государственной поддержки малого предпринимательства в Республике Беларусь на 2009 год: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 21 янв. 2009 г., N 65.

О Государственной программе поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы: постановление Совета Министров Республики Беларусь, 28 дек. 2009 г., N 1721.

Об утверждении программы государственной поддержки малого предпринимательства в г. Минске на 2009 - 2012 годы: решение Минского городского Совета депутатов, 19 сент. 2008 г., N 175 (утратило силу).

Об утверждении комплекса мероприятий по развитию и поддержке малого и среднего предпринимательства в г. Минске на 2011 год: решение Минского городского исполнительного комитета, 23 дек. 2010 г., N 3209.

О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Могилевской области на 2010 - 2012 годы: решение Могилевского областного Совета депутатов, 23 дек. 2009 г., N 17-11.

Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства Минской области на 2010 - 2012 годы: решение Минского областного Совета депутатов, 16 дек. 2009 г., N 232.

Об утверждении Программы государственной поддержки малого предпринимательства Гродненской области на 2010 - 2012 годы: решение Гродненского областного Совета депутатов, 26 февр. 2010 г., N 201.

Об утверждении Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Витебской области на 2010 - 2012 годы: решение Витебского областного Совета депутатов, 18 марта 2010 г., N 210.

О Программе государственной поддержки малого и среднего предпринимательства в Брестской области на 2010 - 2012 годы: решение Брестского областного Совета депутатов, 24 дек. 2009 г., N 259.

Об утверждении Программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства Гомельской области на 2010 - 2012 годы: решение Гомельского областного Совета депутатов, 29 янв. 2010 г., N 317.

 

1.4. Деятельность контролирующих (надзорных) органов Республики Беларусь (далее - контролирующие органы) регламентируется целым рядом нормативных правовых актов, основным из которых является Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 510).

В п. 1 Указа N 510 закреплено, что проверки организаций, их обособленных подразделений представительств иностранных организаций, индивидуальных предпринимателей, а также лиц, осуществляющих частную нотариальную деятельность, адвокатскую деятельность индивидуально, ремесленную деятельность, деятельность в сфере агроэкотуризма, временных (антикризисных) управляющих, не являющихся юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, вправе проводить только государственные органы и иные организации, уполномоченные нормативными правовыми актами на осуществление контроля (надзора) за деятельностью проверяемых субъектов и включенные в соответствующий перечень.

Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности утвержден Указом N 510.

Контрольная (надзорная) деятельность направлена на обеспечение соблюдения законодательства при распоряжении государственным имуществом, земельными участками, использовании бюджетных средств, осуществлении предпринимательской и инвестиционной деятельности, заключении и исполнении хозяйственных договоров, природопользовании, исполнении доходной части бюджета, в том числе при собирании налогов, таможенных платежей, штрафов, возмещении ущерба.

Основной целью осуществляемого контроля является обеспечение государственной исполнительской дисциплины, единства решения и исполнения, предупреждение возможных ошибок и недоработок в деятельности хозяйствующих субъектов.

Основные задачи государственного контроля заключаются в выявлении правонарушений, а также оценке законности и эффективности расходования государственных средств и использования государственной собственности в целях принятия корректирующих мер, а в необходимых случаях привлечения виновных к ответственности; оценке целесообразности и обоснованности принимаемых управленческих решений с целью предупреждения возможных неблагоприятных последствий их выполнения; анализе состояния дел в подконтрольной сфере и информировании органов государственной власти и общества о результатах проверок, выводах и мерах по результатам этих проверок; профилактике различных видов нарушений исполнительской дисциплины

Вопросы, связанные с организацией проверок контролирующими органами, урегулированы в упомянутом Указе N 510 и утвержденных им Положении о порядке организации и проведения проверок (далее - Положение N 510), Положении о порядке проведения мониторинга, а также принятых во исполнение Указа N 510 ведомственных нормативных правовых актах, регулирующих отдельные вопросы осуществления контрольной деятельности (постановлении Министерства экономики Республики Беларусь от 31.12.2009 N 204 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510", постановлении Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь от 31.12.2009 N 88 "О методах и способах проведения проверок налоговыми органами", постановлении Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь от 31.12.2009 N 75 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510", постановлении Министерства финансов Республики Беларусь от 31.12.2009 N 156 "О некоторых мерах по реализации Указа Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510" и др.).

Контрольная деятельность осуществляется также в рамках ведомственного контроля, проводимого в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 22.06.2010 N 325 "О ведомственном контроле в Республике Беларусь" (далее - Указ N 325). Указом N 325 утвержден перечень государственных органов и иных государственных организаций, республиканских государственно-общественных объединений, их структурных подразделений (подчиненных организаций), осуществляющих ведомственный контроль (далее - перечень).

Некоторые вопросы осуществления ведомственного контроля в организациях (учреждениях), включенных в перечень, регулируются отдельными нормативными правовыми актами (положениями об управлениях ведомственного контроля, утвержденными решениями областных и Минского городского исполнительных комитетов).

В рамках ведомственного контроля контролирующие органы в пределах своих полномочий и в определенных актами законодательства случаях осуществляют контроль за соответствием требованиям законодательства деятельности, осуществляемой подчиненными или входящими в их состав (систему) организациями, в том числе их обособленными подразделениями, имеющими учетный номер плательщика, нотариальными конторами.

Следует отметить, что порядок осуществления контрольной деятельности, включая также ведомственный контроль, осуществляется в соответствии с Указом N 510 с учетом специфики, установленной субъектами контрольной (надзорной) деятельности ведомственными нормативными правовыми актами.

Права и обязанности участников контрольной (надзорной) деятельности установлены в главе 2 Положения N 510.

Помимо указанных в Положении N 510 полномочия контролирующих (надзорных) органов и проверяющих закреплены также в законодательстве, регламентирующем различные сферы правоотношений. Например, полномочия финансовых органов установлены в Бюджетном кодексе Республики Беларусь, полномочия налоговых органов - в Налоговом кодексе Республики Беларусь, полномочия органов ведомственного контроля - в Указе N 325.

Нарушения законодательства при проведении контролирующими (надзорными) органами контрольной деятельности являются основаниями для обжалования проверяемыми субъектами решений контролирующих (надзорных) органов по актам проверок, требований (предписаний) об устранении нарушений, действий (бездействия) проверяющих.

К числу таких нарушений можно отнести: несоблюдение ограничений при проведении проверок (глава 3 Положения N 510); использование контролирующими (надзорными) органами при проведении проверок методов и способов, не установленных законодательством (п. 36 Положения N 510); непринятие контролирующими органами и проверяющими необходимых мер по пресечению и предупреждению фактов нарушений законодательства, привлечению к ответственности лиц, действия (бездействие) которых повлекли нарушения законодательства; непринятие необходимых мер по возмещению вреда, причиненного государству, иным лицам; несообщение об административном правонарушении в порядке, предусмотренном ст. 9.3 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях; непередача в порядке, установленном в п. 76 Положения N 510, материалов проверок в органы уголовного преследования и суды; невнесение предложений о применении мер дисциплинарного взыскания к лицам, действия (бездействие) которых повлекли нарушения (п. 6 Положения N 510); использование при проведении мониторинга полномочий, предоставленных контролирующим (надзорным) органам и их должностным лицам для проведения проверок, и другие нарушения действующего законодательства, допускаемые контролирующими (надзорными) органами и проверяющими при проведении проверок (мониторинга).

Для устранения нарушений законодательства контролирующие органы могут использовать возможности, предоставляемые Декретом Президента Республики Беларусь от 26.07.1999 N 29 "О дополнительных мерах по совершенствованию трудовых отношений, укреплению трудовой и исполнительской дисциплины" (далее - Декрет N 29).

Так, например, абз. 11 подп. 2.10 п. 2 Декрета N 29 предусмотрено, что непринятие без уважительных причин в срок, установленный законными предписаниями правоохранительных или контрольных органов, мер по устранению выявленных нарушений, а также по возмещению материального ущерба, причиненного государству в результате нарушения действующего законодательства, является дополнительным основанием досрочного расторжения контракта с работником по инициативе нанимателя.

Законодательство предоставляет право контролирующему (надзорному) органу, проводившему проверку, по ее окончании проинформировать вышестоящий контролирующий (надзорный) орган, собственника имущества проверяемого субъекта или его представителя о выявленных фактах нарушений законодательства и внести предложения о предотвращении их в будущем (п. 77 Положения N 510).

В процессе осуществления государственного контроля органами, обладающими контрольными и надзорными полномочиями, допускаются также иные нарушения законодательства, в том числе факты злоупотребления должностных лиц данных органов служебным положением и коррупционных проявлений.

Указ Президента Республики Беларусь от 26.07.2012 N 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 332) с 1 октября 2012 г. вводит новую форму контрольной (надзорной) деятельности - мониторинг, которая заключается в наблюдении, анализе, оценке условий деятельности субъектов предпринимательства. Цель мониторинга - установление соответствия деятельности требованиям законодательства, выявление и предотвращение причин и условий, способствующих совершению нарушений.

Так, в случае первичного обнаружения нарушений законодательства (недостатков), не создающих угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, контролирующий (надзорный) орган направляет (вручает под роспись) обязательные для исполнения рекомендации по устранению выявленных нарушений в установленный срок.

К субъекту, добровольно и в срок устранившему нарушения (недостатки) и проинформировавшему об этом контролирующий (надзорный) орган, меры ответственности не применяются (п. 6 Положения о порядке проведения мониторинга, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Положение о мониторинге). Однако формально отсутствует запрет на применение мер ответственности, когда нарушения устранены либо до, либо в ходе, либо после проведения мониторинга, но до получения рекомендаций.

Неустранение выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков) - основание для назначения внеплановой проверки в соответствии с подп. 9.1 п. 9 Указа N 510 и применения мер ответственности.

При этом важно различать факт неустранения нарушений (недостатков) и факт неуведомления об этом контролирующего (надзорного) органа, ведь не исключена ситуация, при которой субъект хозяйствования нарушения устранит, однако соответствующий орган об этом не уведомит. Проведение внеплановой проверки в таком случае, на наш взгляд, представляется необоснованным.

Возможна и другая ситуация. Логично предположить, что субъект хозяйствования, не желающий устранять выявленные нарушения, вряд ли будет уведомлять об этом контролирующий (надзорный) орган - он просто проигнорирует полученные рекомендации. Кроме того, субъект в силу различных причин может не получить рекомендации (например, в случае их направления по неверному адресу). Таким образом, неполучение уведомления об устранении нарушений (недостатков) не может быть расценено как их неустранение.

Поэтому для назначения внеплановой проверки необходимо установить факт неустранения выявленных в ходе мониторинга нарушений (недостатков). Указ N 510 (с учетом изменений и дополнений, внесенных Указом N 332) порядка такой перепроверки прямо не регламентировал. С учетом норм Положения о мониторинге, по нашему мнению, это возможно путем проведения повторного мониторинга.

Субъект хозяйствования, не устранивший нарушений, может своевременно уведомить контролирующий (надзорный) орган о якобы их устранении. И в этом случае необходимо проведение повторного мониторинга.

Если же в ходе первичного мониторинга будут обнаружены нарушения законодательства, создающие угрозу национальной безопасности, причинения вреда жизни и здоровью населения, окружающей среде, то должностное лицо контролирующего (надзорного) органа в порядке, установленном п. 74 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510 сразу выносит требование (предписание) о приостановлении (запрете) деятельности субъекта, цехов (производственных участков), оборудования, производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), эксплуатации транспортных средств.

При проведении мониторинга должностные лица контролирующих (надзорных) органов могут использовать доступные средства сети Интернет, видео- и телекоммуникационные ресурсы дистанционного контроля (надзора) и входить на общедоступные территорию и (или) объекты без согласия субъекта, а на иные территории и (или) объекты с его согласия)

Следует отметить противоречивость норм Положения о мониторинге. С одной стороны, должностным лицам контролирующих (надзорных) органов прямо предоставлено право входить на территорию субъекта. С другой - им запрещено использование полномочий, предоставленных для проведения проверок, к которым относится в том числе право свободно входить на территорию, в служебные, производственные и иные помещения (объекты) проверяемого субъекта (абзац второй п. 4 Положения N 510, подп. 1.9 п. 1 ст. 81 Налогового кодекса Республики Беларусь, абзац четвертый ст. 17 Закона Республики Беларусь от 01.07.2010 N 142-З "О Комитете государственного контроля Республики Беларусь и его территориальных органах" и др.).

Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. N 510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (с изменениями и дополнениями; далее - Указ N 510) впервые введено в практику работы контролирующих и надзорных органов республики использование контрольных списков вопросов, или чек-листов.

Под контрольным списком вопросов (чек-листом) понимается исчерпывающий перечень требований, которые могут быть предъявлены проверяемому субъекту в соответствии с законодательством, подлежащих проверке соответствующим контролирующим (надзорным) органом.

Следует отметить, что как механизм анализа и оценки рисков субъектов хозяйствования чек-листы используются контролирующими (надзорными) органами многих стран мира в рамках системы управления рисками. При этом их использование является одним из наиболее эффективных методов анализа рисков с точки зрения затрат времени и стоимости, так как анализ осуществляется на основании списка вопросов с четкими инструкциями, при этом результаты могут быть получены одним специалистом в течение одного дня. Чек-лист незаменим при исследовании безопасности типовых объектов с общепринятыми технологиями.

Внедрение контрольных списков вопросов (чек-листов) в деятельность контролирующих (надзорных) органов нашей страны направлено на решение следующих задач:

- систематизация требований законодательства применительно к конкретным сферам контроля (надзора) и типам объектов;

- исключение субъективизма при проведении проверок со стороны отдельных проверяющих;

- информирование проверяемых субъектов о требованиях законодательства;

- предоставление возможности субъекту самостоятельно оценить финансово-хозяйственную деятельность на предмет соответствия ее законодательству;

- предоставление возможности контролирующим (надзорным) органам оценить риск допущения проверяемыми субъектами правонарушений в рамках системы управления рисками и планирования проверок;

- придание контрольной (надзорной) деятельности профилактического и предупредительного характера.

В соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. N 489 "Об утверждении форм контрольного списка вопросов (чек-листа), перечня контролирующих (надзорных) органов и сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяется) контрольный список вопросов (чек-лист)" чек-листы использовались налоговыми органами, органами санитарного, пожарного, ядерного и радиационного надзора, а также Белорусским государственным концерном по нефти и химии.

Во исполнение абзаца третьего подпункта 5.4 пункта 5 Указа Президента Республики Беларусь от 26 июля 2012 г. N 332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" (далее - Указ N 322) разработано и принято постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 декабря 2012 г. N 1147 "Об утверждении перечня контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определении требований к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) и признании утратившим силу постановления Совета Министров Республики Беларусь от 1 апреля 2010 г. N 489" (далее - постановление).

Постановлением утвержден новый перечень контролирующих (надзорных) органов и (или) сфер контроля (надзора), которые применяют (в которых применяются) контрольные списки вопросов (чек-листы), определены отдельные категории проверяемых субъектов и места осуществления деятельности, в отношении которых применяются контрольные списки вопросов (чек-листы), регламентируются сроки и процедура их внедрения, установлены общие для контролирующих (надзорных) органов требования к форме контрольных списков вопросов (чек-листов).

Согласно утвержденному перечню чек-листы используют в своей практике следующие государственные органы: Управление делами Президента Республики Беларусь, Министерство внутренних дел, Министерство здравоохранения, Министерство по налогам и сборам, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды, Министерство сельского хозяйства и продовольствия, Министерство торговли, Министерство труда и социальной защиты, Государственный комитет по имуществу, Государственный комитет по стандартизации, Белорусский государственный концерн по нефти и химии, Государственная служба медицинских судебных экспертиз.

Специфика каждого контролирующего (надзорного) органа в рамках установленных конкретных сфер контроля (надзора), наличие множества норм и требований, в том числе в виде технических нормативных актов, применяемых ими, типов объектов проверок исключают возможность подготовки универсальной формы контрольного списка вопросов (чек-листа) для всех органов, которые будут использовать его. В связи с этим право утверждения форм контрольных списков вопросов (чек-листов) Указом N 332 делегировалось республиканским органам государственного управления, государственным организациям, подчиненным Правительству Республики Беларусь, принявшим решение об использовании контрольных списков вопросов (чек-листов) (ранее указанное полномочие предоставлялось только Совету Министров Республики Беларусь).

Постановлением установлены основные требования к форме контрольного списка вопросов (чек-листа) контролирующего (надзорного) органа, согласно которым чек-лист должен включать:

- титульный лист с указанием сведений о контролирующем (надзорном) органе и проверяемом субъекте;

- перечень требований, предъявляемых к проверяемому субъекту;

- позиции для проставления подписи, инициалов, фамилии, должности проверяющего (руководителя проверки) и представителя проверяемого субъекта, даты подписания указанными лицами контрольного списка вопросов (чек-листа);

- перечень нормативных правовых актов, в том числе технических нормативных правовых актов, в соответствии с которыми предъявлены требования к проверяемому субъекту;

- пояснения по заполнению контрольного списка вопросов (чек-листа).

Постановлением также предусмотрено, что республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, обеспечивают размещение утвержденных с учетом вышеизложенных требований форм контрольных списков вопросов (чек-листов) на официальных сайтах соответствующих контролирующих (надзорных) органов в глобальной компьютерной сети Интернет.

Местные исполнительные и распорядительные органы применяют формы контрольных списков вопросов (чек-листов), утвержденные республиканскими органами государственного управления и иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, в соответствующей сфере контроля (надзора).

Как и ранее, контрольный список вопросов (чек-лист) может использоваться при планировании проверок контролирующим (надзорным) органом. В этом случае контрольный список вопросов (чек-лист) направляется проверяемому субъекту, отнесенному к средней или низкой группе риска, для получения информации в целях анализа соблюдения проверяемым субъектом законодательства и определения необходимости назначения плановой проверки. Указом N 332 установлен срок для представления информации по контрольному списку вопросов (чек-листу): такая информация должна быть представлена не позднее десяти рабочих дней со дня получения указанного списка (чек-листа).

Контрольный список вопросов (чек-лист) является обязательным для применения при планировании проверок, если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено его использование (п. 17 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510).

Контрольный список вопросов (чек-лист) также может использоваться как форма отражения информации в процессе проведения проверки проверяющим (руководителем проверки). В данном случае контрольный список вопросов (чек-лист) или его часть заполняются проверяющим (руководителем проверки) по вопросам, подлежащим проверке, и являются неотъемлемой частью акта (справки) проверки. При этом, если Советом Министров Республики Беларусь для соответствующего контролирующего (надзорного) органа и (или) сферы контроля (надзора) предусмотрено использование контрольного списка вопросов (чек-листа), он является обязательным для применения при проведении плановой проверки, а также может применяться при проведении внеплановой проверки (п. 36 Положения о порядке организации и проведения проверок, утвержденного Указом N 510).

 

1.5. От предпринимательской деятельности, обладающей совокупностью признаков, указанных в пункте 1 статьи 1 ГК, необходимо отличать незаконное предпринимательство, признаваемое правонарушением. В зависимости от степени общественной опасности и размера причиненного ущерба данное правонарушение влечет административную или уголовную ответственность.

Ниже рассмотрим случаи, когда за осуществление незаконной предпринимательской деятельности наступает административная ответственность.

Статья 12.7 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - КоАП) предусматривает ответственность за осуществление незаконной предпринимательской деятельности в следующих случаях:

1) предпринимательская деятельность, осуществляемая без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), если в этих деяниях нет состава преступления (часть 1 статьи 12.7 КоАП);

2) предпринимательская деятельность, осуществляемая без государственной регистрации либо без государственной регистрации и специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, если в этом деянии нет состава преступления (часть 1-1 статьи 12.7 КоАП);

3) осуществление предпринимательской деятельности, когда в соответствии с законодательными актами такая деятельность является незаконной и (или) запрещается (часть 2 статьи 12.7 КоАП);

4) занятие предпринимательской деятельностью лицом, для которого установлен запрет на осуществление такой деятельности законодательными актами Республики Беларусь (часть 3 статьи 12.7 КоАП);

5) осуществление деятельности в сфере игорного бизнеса без специального разрешения (лицензии) (часть 4 статьи 12.7 КоАП).

В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее - ПИКоАП) дела, предусматривающие ответственность по частям 1 - 2, 4 статьи 12.7 КоАП, рассматривает хозяйственный суд.

В соответствии с частью 1 статьи 3.7 ПИКоАП дела, предусматривающие ответственность по части 3 статьи 12.7 КоАП, рассматривают органы Комитета государственного контроля Республики Беларусь.

1. Ответственность по части 1 статьи 12.7 КоАП наступает, когда предпринимательская деятельность осуществляется:

а) без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно.

Под осуществлением предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), когда такое специальное разрешение (лицензия) обязательно, следует понимать осуществление предпринимательской деятельности без получения специального разрешения (лицензии) до момента его получения, до наступления или по истечении срока его действия, при приостановлении, прекращении его действия, при его аннулировании, при осуществлении деятельности, не указанной в специальном разрешении (лицензии), в иных случаях постоянного или временного отсутствия специального разрешения (лицензии);

б) с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях).

Под осуществлением предпринимательской деятельности с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, предусмотренных в специальных разрешениях (лицензиях), следует понимать осуществление предпринимательской деятельности при наличии специального разрешения (лицензии), но с нарушением предусмотренных в нем правил и условий осуществления видов деятельности.

Административная ответственность по части 1 статьи 12.7 КоАП наступает только в тех случаях, когда в вышеуказанных деяниях нет состава преступления.

Следует помнить, что в соответствии с пунктом 14 Положения N 450 лицензия выдается на конкретный вид деятельности с указанием работ и (или) услуг, составляющих этот вид деятельности. Следовательно, осуществление лицензиатом не указанных в лицензии работ и услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, является незаконным и может квалифицироваться как нарушение части 1 статьи 12.7 КоАП.

Например, осуществление международных автомобильных перевозок пассажиров лицом, имеющим лицензию на деятельность в области автомобильного транспорта, однако составляющим видом деятельности лицензии указано только выполнение международных автомобильных перевозок грузов.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, являются физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, или юридические лица.

Объективная сторона правонарушения состоит в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое специальное разрешение (лицензия) для данного вида деятельности обязательно, либо с нарушением правил и условий осуществления видов деятельности, требующих лицензирования.

Из анализа объективной стороны данного правонарушения следует, что ключевой его составляющей выступает предпринимательская деятельность.

Соответственно объектом правонарушения является установленный порядок осуществления предпринимательской деятельности.

При квалификации правонарушения по части 1 статьи 12.7 КоАП необходимо исходить из того, что лицензирование - это мероприятие, связанное с предоставлением лицензий, переоформлением документов, подтверждающих наличие лицензий, приостановлением действия лицензий в случае административного приостановления деятельности лицензиатов за нарушение лицензионных требований и условий, возобновлением или прекращением действия лицензий, аннулированием лицензий, контролем лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий, ведением реестров лицензий, а также с предоставлением в установленном порядке заинтересованным лицам сведений из реестров лицензий и иной информации о лицензировании.

При решении вопроса о наличии в действиях лица признаков состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, необходимо исходить из того, что в соответствии с частью 2 пункта 3 статьи 45 ГК право осуществлять деятельность, на занятие которой необходимо получение специального разрешения (лицензии), возникает с момента получения разрешения (лицензии) или в указанный в нем срок и прекращается по истечении срока его действия, если не предусмотрено иное, а также в случаях приостановления или аннулирования разрешения (лицензии).

На практике от состава правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 12.7 КоАП, затруднительно отграничить правонарушения, предусмотренные статьей 23.56 "Нарушение законодательства о пожарной безопасности" и статьей 23.57 "Нарушение условий и правил осуществления охранной деятельности" КоАП, выразившиеся в осуществлении деятельности по обеспечению пожарной безопасности и деятельности по охране принадлежащего субъекту имущества без наличия на то специального разрешения (лицензии).

Необходимо помнить, что часть 1 статьи 12.7 КоАП предусматривает административную ответственность за незаконную предпринимательскую деятельность, осуществляемую без лицензии.

Вместе с тем исходя из положений статьи 1 ГК лицензируемая деятельность по обеспечению пожарной безопасности не может быть квалифицирована как предпринимательская, поскольку не направлена на систематическое получение прибыли.

Согласно статье 14 Закона Республики Беларусь от 15.06.1993 N 2403-XII "О пожарной безопасности" лицензирование деятельности в области пожарной безопасности введено в целях обеспечения соблюдения требований к эксплуатируемым объектам. Ответственность за нарушение требований законодательства о пожарной безопасности предусмотрена статьей 23.56 КоАП.

Правонарушение, предусмотренное указанной нормой права, направлено против порядка управления, и его объектом является законодательство о пожарной безопасности. Деятельность по обеспечению пожарной безопасности не является предпринимательской, поскольку не имеет своей целью извлечение прибыли и не предназначена для других лиц, а используется для собственных нужд.

Аналогичным образом от правонарушения, преду


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.087 с.