Изучение эпических произведений в средних классах. Моделирование уроков — КиберПедия 

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Изучение эпических произведений в средних классах. Моделирование уроков

2017-09-28 599
Изучение эпических произведений в средних классах. Моделирование уроков 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: ЛИТЕРАТУРА

IV курс, РО, 7 семестр

Преподаватель: Бурцева Е.А.


МОиВ: литература IV\7

Л-16

Пр-16

Кр – презентация

Методическая копилка

Дневник профессиональных наблюдений

ЭКЗАМЕН

МОиВ: литература IV\8

Л-16

Пр-16

Кр – проект

Методическая копилка

Дневник профессиональных наблюдений

ЭКЗАМЕН


Практическое занятие № 1 (2 часа)

Изучение эпических произведений в средних классах. Моделирование уроков

Вопросы и задания

1. Проанализируйте федеральные программы (под ред. Г.И. Беленького; под ред. В.И. Коровиной; под ред. А.Г. Кутузова, под ред. Т.Ф. Курдюмовой и др.) с точки зрения представления в них эпических произведений (для примера возьмите только один из классов). Какова логика, критерии включения эпических произведений в программу? На какие наиболее важные родовые признаки эпоса и жанровые признаки эпических произведений обращает внимание программа?

 

Результаты выполнения задания оформите в таблицу:

– Какова логика изучения теоретико-литературных понятий?

– Насколько оправдано введение того или иного понятия при изучении эпического произведения?

 

 

2. Проанализируйте методические рекомендации Т.Г. Соловей к изучению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (см.: Уроки литературы (прилож. к журн. "Литература в школе"), 2008. № 7).

3. Составьте на основе рекомендаций Т. Г. Соловей планирование темы "Н.В. Гоголь. "Тарас Бульба"" (программа – по выбору студента; возможно использование дополнительной методической литературы).

 

Результаты выполнения задания следует оформить в таблицу:

 

 

4. Познакомьтесь с фрагментом работы Л.С. Выготского "Психология искусства", в которой представлен анализ произведения лиро-эпического (басенного) жанра с точки зрения "психологического диалога" (см.: Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. С. 122–123). Составьте на основе данного фрагмента 4–5 вопросов и заданий для анализа басни И.А. Крылова "Волк и Ягненок" (5 класс; программа – по выбору студента).

Методическая рефлексия

Дневник профессиональных наблюдений

Литература

Основная:

2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вуза / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. (Электронный вариант учебника см. на сайте: http://metlit.nm.ru).

3. В мире литературы: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. / под ред. А.Г. Кутузова. М., 2005 (или другой год изд.).

4. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. (базовый и профильный уровни) / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2007.

5. Литература: программа для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11 кл.) / под ред. М.Б. Ладыгина. М., 2006 (или другой год изд.).

6. Курдюмова Т.Ф. Литература. 6 кл.: метод, рекомендации. 2-е изд., стереотип. М., 2001.

7. Практикум по методике преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.

8. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2003 (или более позднее изд.).

9. Программы общеобразовательных учреждений. Программа литературного образования 5-11 кл. / под ред. В.Я. Коровиной. М., 2006 (или более позднее издание).

10. Программа по литературе (5-11 классы) / науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. М., 2005 (или более позднее изд.).

11. Уроки литературы. 6 класс: пособие для учителей / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2009.

Дополнительная:

1. Соловей Т.Г. Изучение повести И.В. Гоголя "Тарас Бульба". 7 класс // Уроки литературы (прилож. к журн. "Литература в школе"). 2008. № 7. С. 2–15.

 

 

Практическое занятие № 2 (2 часа)

Методическая рефлексия

Литература

Основная:

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вуза / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. (Электронный вариант учебника см. на сайте: http://metlit.nm.ru)

2. Браже Т.Г. Целостное изучение эпического произведения. СПб., 2000 (можно более раннее издание).

3. В мире литературы. 5–11 кл.: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Г. Кутузова. М., 2006 (можно любое другое издание).

4. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. (базовый и профильный уровни) / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2007.

5. Литература: программа для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11 кл.) / под ред. М.Б. Ладыгина. М., 2006 (или другой год изд.).

6. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (базовый уровень); 10–11 кл. (профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. М., 2008 (или другое издание).

7. Программа по литературе (5-11 кл.) / науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. М., 2006 (или более позднее издание).

8. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2003 (или более позднее издание).

Дополнительная:

1. Практикум по методике преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.

2. Методические рекомендации по использованию учебников: В.И. Сахаров, С.А. Зинин "Литература XIX века" (10 кл.); В.А. Чалмаев, С.А. Зинин "Русская литература XX века" (11 кл.) при изучении предмета на базовом и профильном уровнях. 2-е изд. М., 2005. С. 8–10.

 

 

Практическое занятие № 3-4 (4 часа)

Группа 1.

Чем отличается настроение стихотворений? (В первом стихотворении главное чувство – умиротворение, когда после трудового дня можно "забыть заботы и печали" и умчаться "без цели на коне". Во втором – настроение более тревожное. Это уже не спокойный летний вечер, а ветреная, ненастная ночь, когда мир охватила "буря злая", которая "ревет, бушует", тучи льют дождем).

 

Группа 2.

Каково отношение лирического "я" к миру природы и человеку в нем? (В первом стихотворении лирический герой призывает умчаться в туман "навстречу ночи и луне", потому что в мире природы тишина и ничто не предвещает беды. Но намек на тревожное мироощущение все же есть: диск луны "красный", а путь всадника неясен из-за тумана. Во втором – лирический герой одинок и думает о несчастных, которые в ненастную ночь "лишены крова". Чувство жалости к ним "гонит" его "прочь", и он готов разделить "участь страдальцев").

 

Группа 3.

Какие способы создания поэтических образов использованы поэтом?

(Звукопись. Аллитерации на "л" в первом стихотворении рисуют картину ясного вечера, которым любуется поэт, а обилие глухих согласных передает тишину и шорохи наступающей ночи. Ассонансы на "у" и "о" во втором стихотворении напоминают завывание ветра, бури, шум дождя.

Глагольная лексика. В первом стихотворении ее немного, природа лишена динамики, и легкий порыв ощущается только в последней, самой динамичной строфе, где использованы глаголы в императиве. В ней же и единственное в тексте восклицание. Второе стихотворение наполнено глагольными формами, эмоциональными синтаксическими оборотами и восклицаниями, которые передают смятение и тревогу лирического "я".

Зрительные и слуховые образы. В "Летнем вечере" розовые тучи заката отражены в красном диске луны, и если в начале стихотворения мир еще различим, то в конце – он как бы "гаснет": нет цветных картин, а вокруг туман, ночь и луна. Наступившую тишину, когда нет "ни ветерка, ни крика птицы", нарушает единственный звук – замирающая песня жницы. В стихотворении "О, как безумно за окном…" вообще нет "цветных" образов, а слова тучи, дождь, ночь, мрак передают ощущение темноты и душевного дискомфорта.

Чувственность восприятия усиливают "осязательные" образы: "объятья холода сырого", порывы ветра и злой бури, наполненной "мраком и дождем". "Звучащая" лексика дополняет ужасную картину разбушевавшейся стихии: буря реве т, ветер воет, повторяются одни и те же слова: бушует, безумно, ночь, ветер, дождь.

 

Сопоставительный анализ выявляет общность человека с природой, которая вызывает эмоциональный отклик и приводит к размышлениям о жизни и смерти, о временном и вечном, о радости, когда мир природы созвучен душе, и страхе, когда стихия явно сильнее людей[47]. (Указанные произведения А. Блока входят в программу под ред. В.Я. Коровиной.)

Методическая рефлексия

Литература

Основная:

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: кн. для учителя. М., 2004.

2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. (Электронный вариант учебника размещен на сайте: http://metlit.nm.ru)

3. В мире литературы. 5-11 кл.: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Г. Кутузова. М., 2006 (можно любое другое издание).

4. Давыдова Т.Т. Целостный анализ поэтического произведения // Русская словесность. 2003. № 4. С. 18–22.

5. Зуев Н.Н. Уроки на трудную тему: Лирика в средних классах // Литература в школе. 2000. № 5. С. 117–122.

6. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч. Ч. 1. М., 1999.

7. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. (базовый и профильный уровни) / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2007.

8. Литература: программа для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11 кл.) / под ред. М.Б. Ладыгина. М., 2006 (или другой год изд.).

9. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1985.

10. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 классы / под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2003 (или более позднее издание).

11. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (базовый уровень); 10–11 кл. (профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. М., 2008 (или другое издание).

12. Программа по литературе (5-11 кл.) / науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. М., 2003 (или более позднее издание).

Дополнительная:

1. Беляева Н.В. Уроки по лирике А.А. Фета // Литература. 2006. № 15.

2. Беляева Н.В. Человек и природа в стихотворениях Ф.И. Тютчева // Литература. 2006. № 14.

3. Практикум по методике преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. С. 36–37.

4. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997.

5. Чернобай Е.Н. Сравнительный анализ поэтичесих текстов на уроках литературы // Русская словесность. 2001. № 4. С. 21–29.

6. Шелестова З.А. Выразительное чтение лирических произведений на уроках литературы // Литература в школе. 2001. № 1. С. 37–39.

Интернет-ресурсы:

1. http://rifma.com.ru ("Лаборатория рифмы" – все о рифме и стихосложении; Справочник по стихосложению; Словарь рифм русского языка; Словарь поэтических терминов);

2. kulichki.rambler.ru/centrolit/cgi/br.cgi (интернетовская версия поэтической игры "Буриме");

3. http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists (фонозаписи художественных произведений).

Практическое занятие № 5-6 (4 часа)

Методическая рефлексия

Литература

Основная:

1. Беляева Н.В. Уроки изучения лирики в школе: Теория и практика дифференцированного подхода к учащимся: кн. для учителя. М., 2004.

2. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. (Электронный вариант учебника размещен на сайте: http://metlit.nm.ru).

3. В мире литературы. 5-11 кл.: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Г. Кутузова. М., 2006 (можно любое другое издание).

4. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. (базовый и профильный уровни) / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2007.

5. Литература: программа для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11 кл.) / под ред. М.Б. Ладыгина. М., 2006 (или другой год изд.).

6. Медведев В.П. Изучение лирики в школе. М., 1985.

7. Практикум по методике преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. С. 36–37.

8. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2003 (или более позднее издание).

9. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (базовый уровень); 10–11 кл. (профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. М., 2008 (или другое издание).

10. Программа по литературе. 5-11 кл. / науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. М., 2003 (или более позднее издание).

Дополнительная:

1. Давыдова Т.Т. Целостный анализ поэтического произведения // Русская словесность. 2003. № 4. С. 18–22.

2. Карсалова Е.В. "Стихи живые сами говорят…": кн. для учителя. М., 1990.

3. Маранцман В.Г. Изучение творчества А.С. Пушкина в школе: пособие для учителя и учащихся: в 2 ч. Ч. 2. М., 1999.

4. Пугач В.Е. Русская поэзия на уроках литературы: 9-11 классы: метод, пособие. СПб., 2003.

5. Смелкова З.С. Литература как вид искусства. М., 1997.

6. Сухарина О. Анализ лирического стихотворения на уроках литературы // Литература. 2005. № 7.

Интернет-ресурсы:

1. http://rifma.com.ru ("Лаборатория рифмы" – все о рифме и стихосложении; Справочник по стихосложению; Словарь рифм русского языка; Словарь поэтических терминов);

2. http://poetry.hl.ru/ (Библиотека русской поэзии "Ковчег": стихи русских и советских поэтов; рецензии и статьи читателей);

3. http://www.russia.uthscsa.edu/music/artists (фонозаписи художественных произведений).

Тема 7-8 (4 часа)

Методическая копилка

Варианты планирования системы уроков по изучению комедии Н.В. Гоголя "Ревизор" предложенных в пособии Докусова, Маранцмана

При составлении методических комментариев необходимо акцентировать внимание на

– количестве часов, предлагаемых на изучение темы;

– выборе пути анализа в каждом из вариантов;

– методах и приемах анализа драматического произведения;

– теоретико-литературных понятиях, осваиваемых или закрепляемых в процессе разбора пьесы и методику работы с ними;

– работе над характеристикой образов литературных персонажей;

– видах чтения, используемых на уроке;

– организации самостоятельного (домашнего) чтения учащихся;

– роли проблемных ситуаций, приемов скрытого анализа;

– специфике работы по развитию речи школьников;

– формах организации самостоятельной деятельности учащихся;

– использовании наглядности на уроках;

– работе со сценической историей пьесы;

– видах художественно-творческой интерпретации комедии.

 

Представление и обсуждение системы вопросов для анализа 6 явления из III действия комедии Н.В. Гоголя "Ревизор".

• Предлагаемый для рассмотрения фрагмент является кульминацией пьесы. Особое внимание при его анализе следует обратить на образы персонажей, изображение которых в драматическом произведении имеет свою специфику. Некоторые из возможных подходов к характеристике героев гоголевской комедии вы можете проследить в методических рекомендациях, предлагаемых в кн.: Пранцова Г.В. Уроки литературы: метод, рекомендации по развитию речи учащихся: 5-11 кл. С. 159–167; см. Тему 1, Раздел5.

 

Анализ вариантов планирования системы уроков по изучению пьесы А.Н. Островского "Гроза", составленных студентами.

Планирование следует представить в виде таблицы:

Методическая рефлексия

Литература

Основная:

1. Богданова О.Ю. и др. Методика преподавания литературы: учебник для студ. пед. вузов / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999. (Электронный вариант учебника размещен на сайте: http://metlit.nm.ru)

2. В мире литературы. 5–11 кл.: программа по литературе для общеобразоват. учрежд. / под ред. А.Г. Кутузова. М., 2006 (можно любое другое изд.).

3. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Драматурги, драматургия, театр. М., 2001. С. 294–308.

4. Демидова Н.А. Изучение художественных произведений в их родовой специфике (драматические произведения) // Проблемы преподавания литературы в средней школе. М., 1985. С. 114–126.

5. Докусов A.M., Маранцман В.Г. "Ревизор" Н.В. Гоголя в школьном изучении. Л., 1975 (или более раннее издание).

6. Литература: программа для общеобразоват. учрежд.: 5-11 кл. (базовый и профильный уровни) / под ред. В.Ф. Чертова. М., 2007.

7. Литература: программа для школ и классов с углубленным изучением литературы (5-11 кл.) / под ред. М.Б. Ладыгина. М., 2006 (или другой год изд.).

8. Методика преподавания литературы: учебник для пед. вузов / под ред. О.Ю. Богдановой, В.Г. Маранцмана. Ч. 2. М., 1994. С. 46–69.

9. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. / под ред. Г.И. Беленького и Ю.И. Лыссого. М., 2003 (или более позднее изд.).

10. Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл. (базовый уровень); 10–11 кл. (профильный уровень) / под ред. В.Я. Коровиной. М., 2008 (или другое издание).

11. Программа по литературе (5-11 кл.) / науч. ред. Т.Ф. Курдюмова. М., 2003 (или более позднее издание).

12. Практикум по методике преподавания литературы / под ред. О.Ю. Богдановой. М., 1999.

13. Смирнова О. Как провести уроки по пьесе "Гроза". М., 2009. (Библиотечка "Первого сентября", серия "Литература". Вып. 26).

Дополнительная:

1. Медведев В.П. Пьесы А.Н. Островского в школьном изучении. М., 1978.

2. Пранцова Г.В. Уроки литературы: метод, рекомендации по развитию речи учащихся: 5-11 кл. М., 2003.

3. Рыжкова Т. Проектирование уроков литературы. Лекция 6. Проектирование этапа изучения драматического произведения // Литература. 2007. № 22.

 

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ: ЛИТЕРАТУРА

IV курс, РО, 7 семестр

Преподаватель: Бурцева Е.А.


МОиВ: литература IV\7

Л-16

Пр-16

Кр – презентация

Методическая копилка

Дневник профессиональных наблюдений

ЭКЗАМЕН

МОиВ: литература IV\8

Л-16

Пр-16

Кр – проект

Методическая копилка

Дневник профессиональных наблюдений

ЭКЗАМЕН


Практическое занятие № 1 (2 часа)

Изучение эпических произведений в средних классах. Моделирование уроков

Вопросы и задания

1. Проанализируйте федеральные программы (под ред. Г.И. Беленького; под ред. В.И. Коровиной; под ред. А.Г. Кутузова, под ред. Т.Ф. Курдюмовой и др.) с точки зрения представления в них эпических произведений (для примера возьмите только один из классов). Какова логика, критерии включения эпических произведений в программу? На какие наиболее важные родовые признаки эпоса и жанровые признаки эпических произведений обращает внимание программа?

 

Результаты выполнения задания оформите в таблицу:

– Какова логика изучения теоретико-литературных понятий?

– Насколько оправдано введение того или иного понятия при изучении эпического произведения?

 

 

2. Проанализируйте методические рекомендации Т.Г. Соловей к изучению повести Н.В. Гоголя "Тарас Бульба" (см.: Уроки литературы (прилож. к журн. "Литература в школе"), 2008. № 7).

3. Составьте на основе рекомендаций Т. Г. Соловей планирование темы "Н.В. Гоголь. "Тарас Бульба"" (программа – по выбору студента; возможно использование дополнительной методической литературы).

 

Результаты выполнения задания следует оформить в таблицу:

 

 

4. Познакомьтесь с фрагментом работы Л.С. Выготского "Психология искусства", в которой представлен анализ произведения лиро-эпического (басенного) жанра с точки зрения "психологического диалога" (см.: Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1986. С. 122–123). Составьте на основе данного фрагмента 4–5 вопросов и заданий для анализа басни И.А. Крылова "Волк и Ягненок" (5 класс; программа – по выбору студента).

Методическая рефлексия


Поделиться с друзьями:

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.083 с.