Аксиологические основы формирования — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Аксиологические основы формирования

2017-09-27 274
Аксиологические основы формирования 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ РАБОТНИКОВ АТОМНОЙ ОТРАСЛИ В УСЛОВИЯХ ВВЕДЕНИЯ ФГОС

В СарФТИ НИЯУ МИФИ.

О.В. Савченко

III международный конгресс:

Образование личности: стандарты и ценности.

НИЯУ МИФИ, 2015 г.

В условиях модернизации современной российской системы образования мы видим, что федеральные государственные образовательные стандарты всех уровней значительное внимание уделяют вопросам воспитания, духовно-нравственного развития, формирования личности и российской гражданской идентичности обучающихся. Определяя личностные характеристики и компетенции выпускников, стандарты подчеркивают необходимость осознания и принятия целого ряда ценностей. Таким образом, антропологический контекст ФГОС ставит серьезные аксиологические задачи перед современным ВУЗом.

Модернизация требует ценностной мобилизации, особенно в условиях современного демографического кризиса. Многие эксперты сегодня говорят о ХХI веке как о веке аксиологических, информационных, психологических, религиозных войн, подчеркивая, что основой национальной безопасности в современном мире является система духовно-нравственных ценностей.

Требования, предъявляемые к подготовке кадров для ЯОК и ЯЭК сегодня, предполагают не только высокий уровень научно-технического образования, т.е. формирование узкопрофессиональных компетенций. В современной России одним из важнейших направлений в развитии атомной отрасли становится социальное строительство, то есть, целенаправленное формирование социального слоя специалистов с высоким творческим потенциалом и устойчивыми позитивными ценностными ориентациями, высоким уровнем развития личности. Все компетентности социальны и аксиологичны, они формируются в едином процессе обучения и воспитания совместной деятельности субъектов образовательного процесса [1,2]. Особое внимание должно уделяться подготовке профессионалов отраслей, связанных с национальной безопасностью. Поэтому образовательный процесс, направленный на формирование профессиональной компетентности будущих работников атомной отрасли, должен опираться на такую систему ценностей, которая проверена временем и отечественной культурой.

Кафедра теологии СарФТИ НИЯУ МИФИ (создана в 2001 г.) разрабатывает проект «Аксиологическая безопасность в ЯОК и ЯЭК» с 2007 г. [5]. Концепция аксиологической безопасности рассматривается как основа социализации будущих работников атомной отрасли и ответственных граждан России и состоит из двух содержательных направлений: духовное наследие отечественной культуры (Православный Саров) и корпоративная культура атомной отрасли (Саров - Ядерный центр России: нравственное наследие советского атомного проекта, ценности ГК «Росатом»).

Работа по этим направлениям предполагает организацию образовательного процесса на основе ценностного ориентирования на занятиях по гуманитарным, социальным и экономическим дисциплинам, проведения студенческих научно-практических конференций по гуманитарным и социальным наукам, встречи с духовенством РПЦ и ветеранами атомной отрасли, культурно-просветительские мероприятия, экскурсии по святым местам Сарова и Дивеево, в музее ядерного оружия РФЯЦ-ВНИИЭФ и других музеях города, региона, страны, связанные с тематикой отрасли.

Благодаря организации на базе кафедры теологии курсов повышения квалификации для педагогов города «Педагогический потенциал духовно-нравственных ценностей отечественной культуры в условиях введения ФГОС» и городских педагогических конференций этот опыт распространяется на единое образовательное пространство ЗАТО г. Саров (за шесть лет работы курсов обучено 484 педагога, это каждый четвертый педагог города).

Структура компетентности специалиста представлена когнитивным, мотивационным, деятельностным, аксиологическим и социальными аспектами, т.е. профессиональные компетентности многоаспектны, сложны по структуре, поэтому их эффективное формирование невозможно в рамках и средствами традиционного объяснительно-иллюстративного типа обучения. [1]. В курсе изучения гуманитарных и социальных дисциплин важно так организовать образовательный процесс, чтобы изучение предмета было переведено с уровня потребления зрелища на уровень синергетически построенного исследования. Студент должен иметь возможность получить навыки такого исследования для того, чтобы лучше понимать, как получается научное знание.

Многолетние исследования студентов по истории атомной отрасли и города Сарова (история семьи, интервью с ветеранами отрасли, социологические опросы горожан) сделали необходимым презентацию результатов на студенческих конференциях по гуманитарным и социальным наукам в рамках проекта «Ядерный университет и духовное наследие Сарова». Научный руководитель проекта – О.В. Савченко, к.и.н., доцент, зав. кафедрой теологии (с 2001 г.). В ходе подготовки конференции на протяжении семестра команды студентов готовят на конкурс доклады с презентациями. Работы выполняются на основе интервью с учеными, ветеранами атомной отрасли, священниками, на основе социологических опросов горожан. Конференция проходит как праздник общения представителей разных поколений, с чаепитием, с последующими статьями в газетах города и на сайтах, подготовленными самими студентами. Организация студенческих конференций направлена на духовно-нравственное развитие студентов, повышение личностной и профессиональной мотивации выпускников СарФТИ.

С ноября 2010 г. по май 2015 г. прошло 15 студенческих конференций по истории, социологии, экономике: «Россия в ХХ веке – советский проект: за и против» (12 05 2011г.), «Русская интеллигенция: за и против» (22 05 2012г.), «Ядерный университет и духовное наследие Сарова: знаменательные даты года» (23,24 04 2013г.), онлайн-конференция НИЯУ МИФИ «К 400-летию Дома Романовых» (15 05 2013г.), «Ядерный университет и духовное наследие Сарова: 260 лет преподобному Серафиму Саровскому, 60 лет городу Сарову, 65 лет испытанию РДС-1» (22,23 04 2014г.), онлайн-конференция НИЯУ МИФИ «Год культуры в России» (22 05 2014г.), «Россия – 2030: как мы будем жить через 20 лет» (8 11 2010г.), «Ядерный университет и духовное наследие Сарова: 60 лет СарфТИ и 70 лет МИФИ» (29 11 2011г.), «Личность, свобода, ответственность в эпоху высоких технологий» (11 12 2012г.), «Наука, религия, безопасность» (26 11 2013г.), «Социальная справедливость и рыночная экономика» (4 12 2013г.), «Человек в закрытом городе» (26 11 2014г.), «Социальная справедливость и рыночная экономика» (2 12 2014г.), онлайн-конференция НИЯУ МИФИ «Великая Отечественная война 1941- 1945 гг. в памяти народа»(9 04 2015г.), «Ядерный университет и духовное наследие Сарова: 70 лет Победе» (21,22 04 2015г.). В конференциях приняло участие более 800 студентов, более 190 команд.

Молодое поколение должно знать те ценности отечественной культуры, которые помогли выстоять нашему народу в ХХ веке. Особенно ярко это проявилось в период Великой Отечественной войны и в истории советского атомного проекта.

Опыт показывает, что результативным является изучение персональной истории. Через исследование судеб простых людей молодой человек лучше понимает великие события, происходившие в нашей стране за последнее столетие и коренным образом изменившие жизнь россиян. Изучение биографий выдающихся и рядовых работников атомной отрасли помогают осваивать систему ценностей научных и инженерных работников, эффективно способствуя формированию профессиональной компетентности.

Изучение личного опыта людей старшего поколения (в процессе живого зафиксированного на видео диалога) способствует личностному росту студентов, помогает сформировать верную идентичность и адекватную самооценку. Это способствует формированию у молодого поколения чувства сопричастности, и через это - гуманистического отношения к культурно-историческому наследию предыдущих поколений, преодолению максимализма идеологического отношения, и, в конечном счете, патриотическому сознанию.

Многолетний опыт по ценностному ориентированию показывает, что важно научиться верно выбирать систему духовно-нравственных ценностей. В этом нам помогает духовное наследие преподобного Серафима Саровского. Наставления преподобного задают верный вектор размышлениям об отечественной истории и проблемах современного российского общества. Преподобный Серафим Саровский сегодня многими работниками атомной отрасли считается небесным покровителем работающих в этой отрасли. Есть понимание того, что Саров был выбран не случайно. Современные многочисленные исследования истории советского атомного проекта показывают, что у истоков отрасли стояли выдающиеся профессионалы, люди с крепкими, по сути – христианскими, нравственными устоями. Поэтому одна из важнейших задач образовательного процесса СарФТИ НИЯУ МИФИ – ориентирование студентов как будущих работников атомной отрасли на высокие духовно-нравственные ценности отечественной культуры, в которой духовное наследие Сарова занимает достойное место [4].

 

Список литературы:

1. Вербицкий А.А., Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. М., 2009.

2. Равен Д. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация. М., 2002.

3. Савченко О.В. Молодежь XXI века: духовно-нравственные ценности и ориентиры // Саровский летописец. Материалы и статьи Х исторической конференции. Саров, 2013.

4. Савченко О.В. Духовное наследие Серафима Саровского в образовательном процессе СарФТИ НИЯУ МИФИ // http://iupr.ru/domains_data/files/sborniki_jurnal/Zhurnal%20_3(8).pdf, с.567.

5. Савченко О.В. Концепция аксиологической безопасности в ЯОК и ЯЭК как основа социализации будущих работников атомной отрасли // Социально-психологические аспекты духовно-нравственного воспитания личности. Материалы Пятой межрегиональной научно-практической конференции. Дивеево, 2013.

 

 


ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

ОСВОЕНИЯ КУРСА СОЦИОЛОГИИ

Курс социологии ставит своей целью дать студенту знания об основных понятиях и принципах современной социологии, сформировать научное представление о социальных проблемах современного российского общества, тем самым способствовать формированию личности студента, его социального и эмоционального интеллекта, повышения креативного потенциала активного члена современного информационного общества.

Задачи:

· раскрыть содержание важнейших областей социологического исследования социальных групп и процессов,

· показать роль социальных институтов в функционировании и развитии общества,

· дать знания о взаимодействии личности и общества.

 

Дисциплина Социология являются обязательной дисциплиной вариативной части ООП ВПО направлений бакалавриата СарФТИ НИЯУ МИФИ.

 

КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ и ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБРАЗОВАНИЯ И КОМПЕТЕНЦИИ СТУДЕНТА ПО ЗАВЕРШЕНИИ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ:

Изучение дисциплины Социология способствует формированию следующих компетенций:

способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения, культурой мышления;

способностью логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

способностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе;

способностью находить организационно - управленческие решения в нестандартных ситуациях и готовностью нести за них ответственность;

способностью использовать нормативные правовые документы в своей деятельности;

способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства;

способностью критически оценивать свои достоинства и недостатки, намечать пути и выбирать средства развития достоинств и устранения недостатков;

способностью осознавать социальную значимость своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности;

способностью использовать основные положения и методы социальных, гуманитарных и экономических наук при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально-значимые проблемы и процессы;

осознанием значения гуманистических ценностей для сохранения и развития современной цивилизации; готовностью принять нравственные обязанности по отношению к окружающей природе, обществу, другим людям и самому себе;

способностью использовать свои права и обязанности как гражданина своей страны, демонстрировать готовность и стремление к совершенствованию и развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии;

способностью к социальному взаимодействию на основе принятых в обществе моральных и правовых норм, уважением к людям, толерантностью к другой культуре; готовностью нести ответственность за поддержание партнёрских, доверительных отношений;

способностью понимать сущность и значение информации в развитии современного информационного общества, сознавать опасность и угрозы, возникающие в этом процессе; соблюдать основные требования информационной безопасности, в том числе защиты государственной тайны;

способностью применять основные методы, способы и средства получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером как средством управления информацией;

способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях.

 

Ожидаемые результаты:

В результате изучения курса социологии студент должен знать объект, предмет и методологию социологической науки, основные социологические категории и их характеристики, историю становления и развития социологии; иметь научное представление о социологическом подходе к личности, к проблемам культуры и цивилизации, к закономерностям массового поведения людей; понимать п рироду возникновения социальных общностей и социальных групп, специфику их интересов и формы социального взаимодействия; уметь научно анализировать социально значимые проблемы и процессы, факты и явления; владеть навыками использования полученных знаний в различных видах социальной и профессиональной деятельности.

 

ФГОС и ОС НИЯУ МИФИ по отдельным направлениям бакалавриата СарФТИ НИЯУ МИФИ в общекультурных компетенциях выделяют следующие компетенции, формируемых в ходе освоения курса социологии:

 


Поделиться с друзьями:

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.025 с.