Тема 6. Возрастная антропология — КиберПедия 

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Тема 6. Возрастная антропология

2017-09-27 195
Тема 6. Возрастная антропология 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Индивидуальное развитие человека. Общая периодизация онтогенеза. Основные этапы постнатального онтогенеза, их морфофункциональная характеристика. Понятие о биологическом возрасте: морфологические, психологические критерии биологического возраста. Природа, механизмы и критерии старения. Видовая продолжительность жизни человека. Основные факторы, влияющие на рост и развитие человека: генетические, гормональные, средовые. Эпохальные изменения темпов развития. Феномен акселерации: ее морфофункциональные, психологические, медицинские аспекты. Гипотезы акселерации. Аномалии роста и развития. Половой диморфизм человека: генетические, морфологические, физиологические аспекты.

Литература: [2,3,4,10].

Тема 7. Конституционная антропология

Конституция человека как комплексная биомедицинская проблема. Морфологическая конституция (телосложение). Основные координаты и схемы телосложения, принципы и методы их построения и оценки. Понятие о функциональной конституции и биохимической индивидуальности человека. Взаимоотношения морфологической и функциональной конституции. Психологические аспекты конституции; роль нейроэндокринного статуса. Медицинские и экологические аспекты конституции.

Литература: [1,2,3,6,10].

Тема 8. Экология человека

Понятие об «адаптивных» типах. Влияние экстремальных условий среды на биоморфоз и конституцию. Адаптация человека в условиях урбанизации и искусственных экосистем. Социальная адаптация человека.

Литература: [1,2,10].

 

6. Рекомендуемые образовательные технологии

При реализации программы дисциплины «Антропология» используются различные образовательные технологии – аудиторные занятия проводятся в форме лекций с использованием мультимедийной установки, семинарские занятия проводятся с использованием видеоматериалов учебных фильмов, средств наглядности (препараты, плакаты, слайды и др.) в ходе них отрабатываются навыки проведения антропологических исследований, анализа биологического и антропологического материала. Самостоятельная работа слушателей подразумевает работу под руководством преподавателя (консультации при подготовке к семинарским занятиям и помощь при выполнении практических занятий).

 

Интерактивные образовательные технологии, используемые в аудиторных занятиях

Номер раздела Вид занятия (Л, С, ПЗ) Используемая интерактивная образовательная технология Кол-во часов
3,5,6,7 Л Чтение лекций с презентациями и видеофрагментами и их обсуждениями  
2,4,6,7 С Анализ фотографий, видеофильмов, видеофрагментов  
Итого:  

 

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины

В качестве форм самостоятельной работы используются: подготовка к семинарским занятиям (конспектирование и индивидуальное консультирование у преподавателя), выполнение домашних заданий и их анализ в рамках практических занятий, подготовка к промежуточной аттестации, написание творческих работ.

 

Примеры тестовых заданий для самопроверки и текущего контроля:

1. Раздел антропологии, который решает вопросы, связанные с индивидуальной изменчивостью физического типа, с его возрастными изменениями от стадии эмбриогенеза до глубокой старости.

a) Расоведение

б) Общая морфология человека

в) Эволюционная антропология

г) Генетика популяций человека

 

2. К древнейшим людям (архантропам) относят

a) Homo habilis

б) Homo erectus

в) Homo sapiens

г) Homo futures

 

3. Важным отличием черепа современного человека является

a) Наличие сплошного надглазничного рельефа (надбровных дуг)

б) Отсутствие сплошного надглазничного рельефа (надбровных дуг)

в) Наличие подбородочного выступа на нижней челюсти

г) Отсутствие подбородочного выступа на нижней челюсти

 

4. Половые различия в соотносительном развитии компонентов тела отчётливы начиная

a) От рождения

б) С раннего детства

в) С пубертатного периода

г) С пожилого возраста

 

5. Интермембральный показатель – это отношение

a) Длины рук к длине ног

б) Ширины плеч к ширине таза

в) Утроенная ширина плеч минус ширина таза

г) Ширины плеч к общей длине тела

 

Примерная тематика контрольных работ:

1. Происхождение отряда приматов. Стадии эволюции приматов.

2. Общая характеристика австралопитековых. Находки австралопитековых.

3. Древнейшие люди – архантропы. Начальная стадия развития человеческого общества. Культура архантропов.

4. Древние люди – неандертальцы. Культура неандертальцев.

5. Характеристика кроманьонского человека.

6. Постановка проблемы происхождения человека от античности до нашего времени.

7. Эволюция половых отношений. Переход к экзогамному браку и процесс формирования родового общества.

8. Действие основных факторов эволюции в современных человеческих популяциях.

9. Социогенез и его основные этапы.

10. Происхождение искусства в человеческом обществе.

11. Теории происхождения языка и его эволюция.

12. Мифотворчество одна из первых форм науки человечества.

13. Раса как биологическая категория.

14. Основные положения типологических концепций расы.

15. Основные положения популяционной теории расы.

16. Гипотезы о происхождении человека и его рас.

17. Основные факторы расообразования и их роль в формировании рас.

(в прошлом и настоящем).

18. Конституция и физиологические функции человека.

19. Особенности телосложения человека и их связь с психическими характеристиками.

20. Половой диморфизм человека, его генетические, морфологические и физиологические аспекты.

21. Подходы к выделению конституций человека. Схемы нормальных конституций человека.

22. Медицинские и экологические аспекты конституции человека.

23. Экологическая дифференциация человека (адаптивные типы).

24. Природа, механизмы и критерии старения человека.

25. Биологическая изменчивость современного человека. Причины изменчивости.

26. Феномен акселерации: ее морфофункциональные, психологические и медицинские аспекты. Гипотезы акселерации.

27. Адаптация человека к урбанизации и к искусственным экосистемам.

28. Предмет педагогической антропологии и ее основные направления и задачи.

29. Доказательство видового единства человечества. Расизм и его критика.

30. Человек как примат. Сходство человека с другими приматами по данным анатомии, физиологии по поведению, онтогенезу.

31. Появление человека современного типа: время и место его возникновения, основные гипотезы.

32. Предмет социальной антропологии и ее основные направления и задачи.

33. Происхождение отряда приматов и стадии эволюции приматов.

34. Общая характеристика факторов действующих на рост и развитие человека.

35. Биоритмы человека и их связь с психическими явлениями.

36. Проблема губительного воздействия современной западной цивилизации на первобытные народы. Работа К. Леви-Строса «Печальные тропики».

 

Примерный перечень вопросов к промежуточной аттестации (зачету):

1. Предмет, цели, задачи и место антропологии в системе наук. Значение антропологии в психологическом и гуманитарном образовании.

2. Место человека в природе и в семье приматов. Человек как примат.

3. Общая морфо-физиологическая и эколого-географическая характеристика приматов.

4. Факторы антропогенеза и их характеристика.

5. Действие факторов эволюции в современных популяциях человека.

6. Основные стадии антропогенеза. Австралопитек.

7. Основные стадии антропогенеза. Питекантроп.

8. Основные стадии антропогенеза. Неандерталец.

9. Основные стадии антропогенеза. Кроманьонец.

10. Закономерности биологического развития современного человека.

11. Понятие о популяции и расе.

12. Полиморфизм человека и механизм его появления и поддержания.

13. Доказательство видового единства человечества.

14. Расовые признаки. Адаптационное значение расовых признаков.

15. Классификации рас. Классификация рас по Н.Н. Чебоксарову. Характеристика больших рас.

16. Расизм и его критика.

17. Закономерности роста и развития человека.

18. Характеристика возрастных периодов (Новорожденность. Грудной возраст).

19. Характеристика возрастных периодов (Раннее детство. Первое детство. Второе детство.)

20. Характеристика возрастных периодов (Подростковый период. Половое созревание).

21. Характеристика возрастных периодов (Юность. Зрелый период).

22. Характеристика возрастных периодов. Старение. Проблемы геронтологии. Долгожительство.

23. Понятие биологического возраста. Его критерии.

24. Половой диморфизм человека: генетические, морфологические, физиологические аспекты.

25. Факторы, влияющие на рост и развитие человека.

26. Понятие о конституции человека. Подходы к выделению конституции человека.

27. Схемы конституций человека (Сиго, Кречмера, Бунака, Галанта).

28. Связь телосложения и психических свойств, астенический тип по Кречмеру.

29. Связь телосложения и психических свойств, атлетический тип по Кречмеру.

30. Связь телосложения и психических свойств, пикнический тип по Кречмеру.

31. Методы исследования в морфологии человека.

32. Феномен акселерации: её морфофункциональные, психологические и медицинские аспекты. Гипотезы акселерации.

33. Понятие об адаптивных типах людей. Характеристика человека на примере: континентального, арктического, тропического, аридного или умеренного типа (на выбор).

 

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

8.1. Рекомендуемая литература

Базовые учебники:

1. Хасанова, Г. Б. Антропология: учеб. пособие для вузов. 4-е изд., стер. М.: КНОРУС, 2011.

2. Лукьянова И.Е., Овчаренко В.А. Антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / под ред. Е.А. Сигиды. М., 2013. Режим доступа: http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=374416

Дополнительная литература:

3. Бочаров В.В. Антропология возраста. СПб., 2001.

4. Дерягина М.А. Эволюционная антропология: Биологические и культурные аспекты. М., 1999

5. Добреньков В. И., Кравченко А.И. Социальная антропология [Электронный ресурс]: учебник. М., 2009. Режим доступа: http://www.znanium.com (дата обращения 2.04.2015).

6. Кравченко А.И. Социальная антропология. М., 2003.

7. Рулан Н. Юридическая антропология. М., 1998.

8. Тегако Л., Кметинский Е. Антропология. М., 2004.

9. Тегако Л.И., Марфина О.В. Практическая антропология. Ростов н/Д, 2003.

10. Харитонов В.М., Ожигова А.П., Година Е.З. и др. Антропология. М., 2003.

11. Хрестоматия по антропологии. М., 1999.

12. Хрисанфова Е.Н., Перевозчиков И.В. Антропология. М.: Высшая школа, 2002.

Интернет-ресурсы:

13. www.koob.ru/practic_psychology

14. www.knigi.tr200.ru

 

Использование ЭБС «Знаниум»

1. Лукьянова И. Е.Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко; под ред. Е.А. Сигиды. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 240 с. http://znanium.
com/catalog.php?bookinfo=374416

2. Клягин, Н. В. Современная антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Клягин. М.: Логос, 2014. 625 с. http://znanium.com/catalog.php?
bookinfo=468829

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Антропология» используются учебные аудитории, оснащенные мультимедийной установкой, биологическая лаборатория, оснащенная средствами наглядности, муляжами и препаратами.

 

 

Содержание

1. Цели освоения дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 4

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

5. Содержание дисциплины.. 5

6. Рекомендуемые образовательные технологии. 7

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 8

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 11

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 12


 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.057 с.