Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...
Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...
Топ:
Оценка эффективности инструментов коммуникационной политики: Внешние коммуникации - обмен информацией между организацией и её внешней средой...
Особенности труда и отдыха в условиях низких температур: К работам при низких температурах на открытом воздухе и в не отапливаемых помещениях допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие...
Интересное:
Искусственное повышение поверхности территории: Варианты искусственного повышения поверхности территории необходимо выбирать на основе анализа следующих характеристик защищаемой территории...
Подходы к решению темы фильма: Существует три основных типа исторического фильма, имеющих между собой много общего...
Наиболее распространенные виды рака: Раковая опухоль — это самостоятельное новообразование, которое может возникнуть и от повышенного давления...
Дисциплины:
2017-09-27 | 130 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Антропология
Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)
Вологда – 2015
Антропология: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 13 с.
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).
Разработчик программы:
А.В. Платонов – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат биологических наук, доцент
Рецензенты программы:
М.С. Коданева – начальник кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы.
Ж.А. Морозова – психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-17 УФСИН по Вологодской области, старший лейтенант внутренней службы.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии 20.03.2015 г., протокол № 9.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.
©ВИПЭ ФСИН России, 2015
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Антропология» – обязательный предмет подготовки специалистов-психологов. Психика человека является закономерным результатом развития биологической формы материи и взаимодействия последней с социальными структурами. Необходимость антропологического знания для этого направления подготовки обусловлена следующим: во-первых, объектами профессиональной деятельности психолога являются отдельные индивиды, группы, семьи. Данный курс дает теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, этнических, генетических, конституциональных и т.п.) перечисленных объектов. Знание психологом специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида, учета индивидуальных различий и сходства. Во-вторых, человек как клиент психолога представляется во всем разнообразии его социальных, семейных и других связей. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов развития общества, исследование моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно ее создатель.
|
Цель данного курса состоит в том, чтобы раскрыть специфику человека как биосоциального существа и подготовить обучающихся к осознанному восприятию психических процессов и их механизмов. Владение антропологическими знаниями позволит психологу значительно расширить рамки своей профессиональной компетентности; вести эффективную практическую работу; оказывать персонифицированную психологическую помощь и услуги половозрастным, этническим и другим группам населения; развивать личностные качества, необходимые специалисту, работающему с людьми.
Задачи курса:
- образовательная: усвоение знаний по антропологии, а также основ для практического применения этих знаний;
- практическая: умение применять антропологические знания для понимания и учета биологических возможностей человека;
- воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте антропологического знания наук о человеке. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно-временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.
|
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Антропология» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.17) по направлению подготовки 37.03.01. «Психология».
Приступая к изучению данной учебной дисциплины слушатель должен обладать комплексом биологических знаний в пределах школьной программы по биологии.
Дальнейшее получение знаний в области биологии человека осуществляется в ходе обучения по дисциплинам: «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Психофизиология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование следующей компетенции:
– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
- знать антропометрические параметры жизнедеятельности в фило– и онтогенезе;
- соотношение биологических и социальных закономерностей развития человека;
- сущность антропогенеза;
- расовые, возрастные и конституционные особенности человека;
- антропологические аспекты адаптации, изменчивости и генетические процессы в популяциях современного человека;
- уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;
- пользоваться антропологической терминологией;
- составлять антропологический портрет человека;
- конструировать модели социального поведения человека с учетом его антропологических и культурных особенностей;
- строить профессиональную деятельность на основе гуманного отношения к человеку независимо от его половозрастных, статусных, этнических, религиозных и других различий;
- владеть навыками нахождения и использования информации о современных исследованиях в области антропологии;
|
- навыками применения методов антропологического анализа.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зач. ед. (72 акад. ч)
Учебно-тематический план, заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по уч. пл. | Из них аудиторных: | СР | ||||
Всего часов | Лк | СЗ | ПЗ | Др. | ||||
Введение. Морфофизиологическая характеристика человека | ||||||||
Человек как примат. Уникальность человека | ||||||||
Этапы антропогенеза | ||||||||
Движущие силы антропогенеза. Социогенез | ||||||||
Учение о расах | ||||||||
Возрастная антропология | ||||||||
Конституционная антропология | ||||||||
Экология человека | ||||||||
Зачет | ||||||||
Всего по курсу: |
5. Содержание дисциплины
Тема 3. Этапы антропогенеза
Третичный период (палеоген и неоген), его основные подразделения. Время и место выделения человеческой линии эволюции: важнейшие гипотезы. Критерий гоминизации: его философский, археологический, морфологический (палеонтологический), таксономический аспекты. Проблема «грани» между первыми гоминидами и их обезьяньими предками. Состав семейства гоминид. Четвертичный период – антропоген, его характеристика и подразделения. Ранние гоминиды. Австралопитеки Южной и Восточной Африки, австралопитек афарский. Находки Л. Лики и его последователей. Первые представители рода «человек». Homo habilis и древнейшая культура человека (олдувайская). Прародина человечества, homo erectus. Основные варианты архантропов, их морфологическая и археологическая характеристики. Происхождение homo sapiens: время, место, предок. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиентации. Палеантропы и неандертальцы, проблема неандертальской фазы в эволюции человека. Древнейшие представители сапиенса (неоантропы).
|
Литература: [1,2,5,10].
Тема 5. Учение о расах
Понятие о популяции и расе. Популяционный полиморфизм и механизмы его появления и поддержания. Изменчивость. Расовые признаки и их адаптивное значение. Признаки с непрерывной и дискретной изменчивостью. Возрастная изменчивость признаков. Биологические и социальные термины описания человеческих общностей, «раса» и «нация». Особенности типологического и популяционного подхода при классифицировании. Морфологическое описание «больших» рас и антропологических типов, их географическая локализация. Современные количественные методы классификации и их сопоставление с традиционными методами. Происхождение полиморфизма и политипии у современного человека. Значение изоляции и дрейфа генов в происхождении политипии у человека. Миграции, смешение и генный поток как формообразующие факторы у современного человека. Древние формы человека современного вида. Теории моно– и полицентризма. Генетико-популяционные, демографические и экологические механизмы в развитии человека современного вида. Адаптация и антропологические особенности. Научная несостоятельность расизма.
Литература: [1,2,10].
Использование ЭБС «Знаниум»
1. Лукьянова И. Е.Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко; под ред. Е.А. Сигиды. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 240 с. http://znanium.
com/catalog.php?bookinfo=374416
2. Клягин, Н. В. Современная антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Клягин. М.: Логос, 2014. 625 с. http://znanium.com/catalog.php?
bookinfo=468829
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Для материально-технического обеспечения дисциплины «Антропология» используются учебные аудитории, оснащенные мультимедийной установкой, биологическая лаборатория, оснащенная средствами наглядности, муляжами и препаратами.
Содержание
1. Цели освоения дисциплины.. 3
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 4
4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4
5. Содержание дисциплины.. 5
6. Рекомендуемые образовательные технологии. 7
7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 8
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 11
9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 12
Антропология
Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)
Вологда – 2015
Антропология: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 13 с.
|
Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).
Разработчик программы:
А.В. Платонов – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат биологических наук, доцент
Рецензенты программы:
М.С. Коданева – начальник кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы.
Ж.А. Морозова – психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-17 УФСИН по Вологодской области, старший лейтенант внутренней службы.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии 20.03.2015 г., протокол № 9.
Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.
©ВИПЭ ФСИН России, 2015
1. Цели освоения дисциплины
Дисциплина «Антропология» – обязательный предмет подготовки специалистов-психологов. Психика человека является закономерным результатом развития биологической формы материи и взаимодействия последней с социальными структурами. Необходимость антропологического знания для этого направления подготовки обусловлена следующим: во-первых, объектами профессиональной деятельности психолога являются отдельные индивиды, группы, семьи. Данный курс дает теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, этнических, генетических, конституциональных и т.п.) перечисленных объектов. Знание психологом специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида, учета индивидуальных различий и сходства. Во-вторых, человек как клиент психолога представляется во всем разнообразии его социальных, семейных и других связей. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов развития общества, исследование моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно ее создатель.
Цель данного курса состоит в том, чтобы раскрыть специфику человека как биосоциального существа и подготовить обучающихся к осознанному восприятию психических процессов и их механизмов. Владение антропологическими знаниями позволит психологу значительно расширить рамки своей профессиональной компетентности; вести эффективную практическую работу; оказывать персонифицированную психологическую помощь и услуги половозрастным, этническим и другим группам населения; развивать личностные качества, необходимые специалисту, работающему с людьми.
Задачи курса:
- образовательная: усвоение знаний по антропологии, а также основ для практического применения этих знаний;
- практическая: умение применять антропологические знания для понимания и учета биологических возможностей человека;
- воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте антропологического знания наук о человеке. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно-временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.
2. Место дисциплины в структуре ОП ВО
Дисциплина «Антропология» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.17) по направлению подготовки 37.03.01. «Психология».
Приступая к изучению данной учебной дисциплины слушатель должен обладать комплексом биологических знаний в пределах школьной программы по биологии.
Дальнейшее получение знаний в области биологии человека осуществляется в ходе обучения по дисциплинам: «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Психофизиология».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование следующей компетенции:
– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9).
В результате изучения дисциплины обучающийся должен:
- знать антропометрические параметры жизнедеятельности в фило– и онтогенезе;
- соотношение биологических и социальных закономерностей развития человека;
- сущность антропогенеза;
- расовые, возрастные и конституционные особенности человека;
- антропологические аспекты адаптации, изменчивости и генетические процессы в популяциях современного человека;
- уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;
- пользоваться антропологической терминологией;
- составлять антропологический портрет человека;
- конструировать модели социального поведения человека с учетом его антропологических и культурных особенностей;
- строить профессиональную деятельность на основе гуманного отношения к человеку независимо от его половозрастных, статусных, этнических, религиозных и других различий;
- владеть навыками нахождения и использования информации о современных исследованиях в области антропологии;
- навыками применения методов антропологического анализа.
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины – 2 зач. ед. (72 акад. ч)
Учебно-тематический план, заочная форма обучения
№ п/п | Наименование тем | Всего часов по уч. пл. | Из них аудиторных: | СР | ||||
Всего часов | Лк | СЗ | ПЗ | Др. | ||||
Введение. Морфофизиологическая характеристика человека | ||||||||
Человек как примат. Уникальность человека | ||||||||
Этапы антропогенеза | ||||||||
Движущие силы антропогенеза. Социогенез | ||||||||
Учение о расах | ||||||||
Возрастная антропология | ||||||||
Конституционная антропология | ||||||||
Экология человека | ||||||||
Зачет | ||||||||
Всего по курсу: |
5. Содержание дисциплины
Тема 1. Введение. Морфофизиологическая характеристика человека
Предмет антропологии, ее место в системе наук. Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние, основные разделы и методы. Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения. Актуальные проблемы исследования человека во всем многообразии его социальных, культурных, экономических, политических и др. связей. Развитие представлений о происхождении человека: борьба научных и религиозных конфессий. Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук, в педагогической, медицинской и юридической практике.
Общее знакомство со строением и функционированием организма человека. Определение анатомии как науки о происхождении и развитии, формах и строении тела человека. Определение физиологии как науки о функциях клеток, тканей, органов, систем и целого организма. Системный подход к физиологическим явлениям. Описательное, сравнительно-анатомическое и возрастное направления нормальной анатомии. Основные методы и принципы анатомических и физиологических исследований. Эмбриогенез человека. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Ткани. Общая характеристика и классификация тканей. Понятие об органах, системах и аппаратах органов. Общий обзор систем органов организма человека, нейрогуморальная регуляция функций.
Литература: [1,2,5,10].
|
|
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...
Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначенные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...
Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!