Тема 1. Введение. Морфофизиологическая характеристика человека — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Тема 1. Введение. Морфофизиологическая характеристика человека

2017-09-27 130
Тема 1. Введение. Морфофизиологическая характеристика человека 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Антропология

Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)

 

 

Вологда – 2015


Антропология: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 13 с.

 

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).

 

Разработчик программы:

А.В. Платонов – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат биологических наук, доцент

 

Рецензенты программы:

М.С. Коданева – начальник кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы.

Ж.А. Морозова – психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-17 УФСИН по Вологодской области, старший лейтенант внутренней службы.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии 20.03.2015 г., протокол № 9.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.

 

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2015


1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Антропология» – обязательный предмет подготовки специалистов-психологов. Психика человека является закономерным результатом развития биологической формы материи и взаимодействия последней с социальными структурами. Необходимость антропологического знания для этого направления подготовки обусловлена следующим: во-первых, объектами профессиональной деятельности психолога являются отдельные индивиды, группы, семьи. Данный курс дает теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, этнических, генетических, конституциональных и т.п.) перечисленных объектов. Знание психологом специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида, учета индивидуальных различий и сходства. Во-вторых, человек как клиент психолога представляется во всем разнообразии его социальных, семейных и других связей. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов развития общества, исследование моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно ее создатель.

Цель данного курса состоит в том, чтобы раскрыть специфику человека как биосоциального существа и подготовить обучающихся к осознанному восприятию психических процессов и их механизмов. Владение антропологическими знаниями позволит психологу значительно расширить рамки своей профессиональной компетентности; вести эффективную практическую работу; оказывать персонифицированную психологическую помощь и услуги половозрастным, этническим и другим группам населения; развивать личностные качества, необходимые специалисту, работающему с людьми.

Задачи курса:

- образовательная: усвоение знаний по антропологии, а также основ для практического применения этих знаний;

- практическая: умение применять антропологические знания для понимания и учета биологических возможностей человека;

- воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте антропологического знания наук о человеке. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно-временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Антропология» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.17) по направлению подготовки 37.03.01. «Психология».

Приступая к изучению данной учебной дисциплины слушатель должен обладать комплексом биологических знаний в пределах школьной программы по биологии.

Дальнейшее получение знаний в области биологии человека осуществляется в ходе обучения по дисциплинам: «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Психофизиология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование следующей компетенции:

– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9).

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать антропометрические параметры жизнедеятельности в фило– и онтогенезе;

- соотношение биологических и социальных закономерностей развития человека;

- сущность антропогенеза;

- расовые, возрастные и конституционные особенности человека;

- антропологические аспекты адаптации, изменчивости и генетические процессы в популяциях современного человека;

- уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

- пользоваться антропологической терминологией;

- составлять антропологический портрет человека;

- конструировать модели социального поведения человека с учетом его антропологических и культурных особенностей;

- строить профессиональную деятельность на основе гуманного отношения к человеку независимо от его половозрастных, статусных, этнических, религиозных и других различий;

- владеть навыками нахождения и использования информации о современных исследованиях в области антропологии;

- навыками применения методов антропологического анализа.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зач. ед. (72 акад. ч)

 

 

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по уч. пл. Из них аудиторных: СР
Всего часов Лк СЗ ПЗ Др.
  Введение. Морфофизиологическая характеристика человека              
  Человек как примат. Уникальность человека              
  Этапы антропогенеза              
  Движущие силы антропогенеза. Социогенез              
  Учение о расах              
  Возрастная антропология              
  Конституционная антропология              
  Экология человека              
  Зачет              
  Всего по курсу:              

 

5. Содержание дисциплины

Тема 3. Этапы антропогенеза

Третичный период (палеоген и неоген), его основные подразделения. Время и место выделения человеческой линии эволюции: важнейшие гипотезы. Критерий гоминизации: его философский, археологический, морфологический (палеонтологический), таксономический аспекты. Проблема «грани» между первыми гоминидами и их обезьяньими предками. Состав семейства гоминид. Четвертичный период – антропоген, его характеристика и подразделения. Ранние гоминиды. Австралопитеки Южной и Восточной Африки, австралопитек афарский. Находки Л. Лики и его последователей. Первые представители рода «человек». Homo habilis и древнейшая культура человека (олдувайская). Прародина человечества, homo erectus. Основные варианты архантропов, их морфологическая и археологическая характеристики. Происхождение homo sapiens: время, место, предок. Миграционная и эволюционная гипотезы сапиентации. Палеантропы и неандертальцы, проблема неандертальской фазы в эволюции человека. Древнейшие представители сапиенса (неоантропы).

Литература: [1,2,5,10].

Тема 5. Учение о расах

Понятие о популяции и расе. Популяционный полиморфизм и механизмы его появления и поддержания. Изменчивость. Расовые признаки и их адаптивное значение. Признаки с непрерывной и дискретной изменчивостью. Возрастная изменчивость признаков. Биологические и социальные термины описания человеческих общностей, «раса» и «нация». Особенности типологического и популяционного подхода при классифицировании. Морфологическое описание «больших» рас и антропологических типов, их географическая локализация. Современные количественные методы классификации и их сопоставление с традиционными методами. Происхождение полиморфизма и политипии у современного человека. Значение изоляции и дрейфа генов в происхождении политипии у человека. Миграции, смешение и генный поток как формообразующие факторы у современного человека. Древние формы человека современного вида. Теории моно– и полицентризма. Генетико-популяционные, демографические и экологические механизмы в развитии человека современного вида. Адаптация и антропологические особенности. Научная несостоятельность расизма.

Литература: [1,2,10].

Использование ЭБС «Знаниум»

1. Лукьянова И. Е.Антропология: учеб. пособие / И.Е. Лукьянова, В.А. Овчаренко; под ред. Е.А. Сигиды. М.: НИЦ Инфра-М, 2013. 240 с. http://znanium.
com/catalog.php?bookinfo=374416

2. Клягин, Н. В. Современная антропология [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н. В. Клягин. М.: Логос, 2014. 625 с. http://znanium.com/catalog.php?
bookinfo=468829

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для материально-технического обеспечения дисциплины «Антропология» используются учебные аудитории, оснащенные мультимедийной установкой, биологическая лаборатория, оснащенная средствами наглядности, муляжами и препаратами.

 

 

Содержание

1. Цели освоения дисциплины.. 3

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО.. 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины.. 4

4. Объем дисциплины и виды учебной работы.. 4

5. Содержание дисциплины.. 5

6. Рекомендуемые образовательные технологии. 7

7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы обучающихся. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины.. 8

8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 11

9. Материально-техническое обеспечение дисциплины.. 12


 

Антропология

Рабочая программа
для направления подготовки 37.03.01 – Психология
(заочная форма обучения)

 

 

Вологда – 2015


Антропология: Рабочая программа для направления подготовки 37.03.01 – Психология (заочная форма обучения). – Вологда: ВИПЭ ФСИН России, 2015. – 13 с.

 

Рабочая программа составлена с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (Приказ Министерства образования и науки РФ от 7 августа 2014 г. № 946) по направлению подготовки 37.03.01 – «Психология» (уровень бакалавриата).

 

Разработчик программы:

А.В. Платонов – доцент кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат биологических наук, доцент

 

Рецензенты программы:

М.С. Коданева – начальник кафедры общей психологии ВИПЭ ФСИН России, кандидат психологических наук, доцент, подполковник внутренней службы.

Ж.А. Морозова – психолог психологической лаборатории ФКУ ИК-17 УФСИН по Вологодской области, старший лейтенант внутренней службы.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры общей психологии 20.03.2015 г., протокол № 9.

 

 

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании методического совета ВИПЭ ФСИН России, протокол № 7 от 26.03.2015 г.

 

 

©ВИПЭ ФСИН России, 2015


1. Цели освоения дисциплины

Дисциплина «Антропология» – обязательный предмет подготовки специалистов-психологов. Психика человека является закономерным результатом развития биологической формы материи и взаимодействия последней с социальными структурами. Необходимость антропологического знания для этого направления подготовки обусловлена следующим: во-первых, объектами профессиональной деятельности психолога являются отдельные индивиды, группы, семьи. Данный курс дает теоретические и методологические возможности расширения характеристик (физических, этнических, генетических, конституциональных и т.п.) перечисленных объектов. Знание психологом специфики формирования и развития человеческих популяций дает необходимые представления биологических возможностей человека как вида, учета индивидуальных различий и сходства. Во-вторых, человек как клиент психолога представляется во всем разнообразии его социальных, семейных и других связей. Социокультурная природа человека раскрывается через понимание процессов развития общества, исследование моделей развития общества и человека, особенностей формирования социальных институтов. Человек в социоантропологическом измерении представляется как продукт культуры и одновременно ее создатель.

Цель данного курса состоит в том, чтобы раскрыть специфику человека как биосоциального существа и подготовить обучающихся к осознанному восприятию психических процессов и их механизмов. Владение антропологическими знаниями позволит психологу значительно расширить рамки своей профессиональной компетентности; вести эффективную практическую работу; оказывать персонифицированную психологическую помощь и услуги половозрастным, этническим и другим группам населения; развивать личностные качества, необходимые специалисту, работающему с людьми.

Задачи курса:

- образовательная: усвоение знаний по антропологии, а также основ для практического применения этих знаний;

- практическая: умение применять антропологические знания для понимания и учета биологических возможностей человека;

- воспитательная: формирование научного мировоззрения по вопросам о роли и месте антропологического знания наук о человеке. Эта цель особенно важна в рамках реалистического понимания происхождения и развития психических способностей человека и животных, поскольку прогнозируемость психических процессов построена на материальном анатомическом субстрате пространственно-временной организации нервной системы, которая является структурной основой для осуществления физико-химических преобразований статистических событий в мышление.

 

2. Место дисциплины в структуре ОП ВО

Дисциплина «Антропология» относится к базовой части образовательной программы (Б1.Б.17) по направлению подготовки 37.03.01. «Психология».

Приступая к изучению данной учебной дисциплины слушатель должен обладать комплексом биологических знаний в пределах школьной программы по биологии.

Дальнейшее получение знаний в области биологии человека осуществляется в ходе обучения по дисциплинам: «Анатомия ЦНС», «Нейрофизиология», «Физиология высшей нервной деятельности и сенсорных систем», «Психофизиология».

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины обеспечивает формирование следующей компетенции:

– способность к реализации базовых процедур анализа проблем человека, социализации индивида, профессиональной и образовательной деятельности, функционированию людей с ограниченными возможностями, в том числе и при различных заболеваниях (ПК-9).

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

- знать антропометрические параметры жизнедеятельности в фило– и онтогенезе;

- соотношение биологических и социальных закономерностей развития человека;

- сущность антропогенеза;

- расовые, возрастные и конституционные особенности человека;

- антропологические аспекты адаптации, изменчивости и генетические процессы в популяциях современного человека;

- уметь использовать основные биологические параметры жизнедеятельности человека при выявлении специфики его психического функционирования;

- пользоваться антропологической терминологией;

- составлять антропологический портрет человека;

- конструировать модели социального поведения человека с учетом его антропологических и культурных особенностей;

- строить профессиональную деятельность на основе гуманного отношения к человеку независимо от его половозрастных, статусных, этнических, религиозных и других различий;

- владеть навыками нахождения и использования информации о современных исследованиях в области антропологии;

- навыками применения методов антропологического анализа.

 

4. Объем дисциплины и виды учебной работы

Общая трудоемкость дисциплины – 2 зач. ед. (72 акад. ч)

 

 

Учебно-тематический план, заочная форма обучения

№ п/п Наименование тем Всего часов по уч. пл. Из них аудиторных: СР
Всего часов Лк СЗ ПЗ Др.
  Введение. Морфофизиологическая характеристика человека              
  Человек как примат. Уникальность человека              
  Этапы антропогенеза              
  Движущие силы антропогенеза. Социогенез              
  Учение о расах              
  Возрастная антропология              
  Конституционная антропология              
  Экология человека              
  Зачет              
  Всего по курсу:              

 

5. Содержание дисциплины

Тема 1. Введение. Морфофизиологическая характеристика человека

Предмет антропологии, ее место в системе наук. Краткий очерк развития антропологии, ее современное состояние, основные разделы и методы. Специфика человека как объекта естественнонаучного изучения. Актуальные проблемы исследования человека во всем многообразии его социальных, культурных, экономических, политических и др. связей. Развитие представлений о происхождении человека: борьба научных и религиозных конфессий. Общепознавательное и прикладное значение антропологии в системе естественных наук, в педагогической, медицинской и юридической практике.

Общее знакомство со строением и функционированием организма человека. Определение анатомии как науки о происхождении и развитии, формах и строении тела человека. Определение физиологии как науки о функциях клеток, тканей, органов, систем и целого организма. Системный подход к физиологическим явлениям. Описательное, сравнительно-анатомическое и возрастное направления нормальной анатомии. Основные методы и принципы анатомических и физиологических исследований. Эмбриогенез человека. Уровни организации организма человека как целостной биологической системы. Ткани. Общая характеристика и классификация тканей. Понятие об органах, системах и аппаратах органов. Общий обзор систем органов организма человека, нейрогуморальная регуляция функций.

Литература: [1,2,5,10].

 


Поделиться с друзьями:

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.051 с.