Становление абсолютизма в России (XVII век). — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

История развития пистолетов-пулеметов: Предпосылкой для возникновения пистолетов-пулеметов послужила давняя тенденция тяготения винтовок...

Становление абсолютизма в России (XVII век).

2017-09-27 561
Становление абсолютизма в России (XVII век). 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Центральные органы государственной власти. Сословно-представительная монархия характеризуется прежде всего значительно возросшей властью монарха. Новый царский титул не был только терминологическим изменением наименования монарха. Он означал, что его носитель является полноправным главой государства; в противоположность многочисленным великим князьям царь являлся единоличным носителем государственного суверенитета. С новым титулом также было связано международное значение независимости Русского государства, закрепление за монархом всей полноты власти на всей территории страны.

Царю принадлежала высшая законодательная, исполнительная, судебная и военная власть. Но эта власть не была неограниченной: важнейшие вопросы внутренней и внешней политики он должен был решать совместно с Боярской думой и земскими соборами. Замещение царского престола, как правило, основывалось на монархическом принципе — наследовал престол старший сын. В соответствии с установившейся практикой достигший определенного возраста старший сын совместно с отцом-царем участвовал в решении государственных дел, а после смерти царя становился на его место. К концу XVI — началу XVII в. право избрания царей постепенно перешло к земским соборам.

Боярская дума была совещательным органом при царе. В ее состав входили бояре, думные дворяне, думные дьяки, представители городской верхушки. Компетенция думы была аналогична компетенции царя, поскольку самостоятельных полномочий она не имела. Участие Боярской думы в решении вопросов руководства государством совместно с царем было закреплено в законодательстве — в Судебнике 1550 г. и в Соборном Уложении 1649 г. Дума совместно с царем направляла внешнюю политику государства, руководила приказами, вооруженными силами, осуществляла надзор за местным управлением. Руководя Посольским приказом и направляя внешнюю политику, дума нередко непосредственно вела переговоры с иностранными послами. С этой целью при думе было создано специальное учреждение — Ответная палата, которая докладывала царю и думе о результатах переговоров, минуя Посольский приказ. Административная деятельность думы заключалась в том, что она совместно с царем назначала и увольняла должностных лиц центрального и местного управления (городских и полковых воевод, руководителей приказов и др.). Также дума осуществляла руководство важнейшими приказами — Разрядным, Поместным и другими.

Дума была и судебным органом. Она рассматривала дела в отношении своих членов и наиболее важные политические преступления. Часто она выступала и в качестве суда второй инстанции.

По мере укрепления царской власти происходило постепенное ограничение прав думы и влияния боярской аристократии.

Земские соборы — один из важнейших органов сословно-пред-ставительной монархии в России. Первый собор был созван в 1549 г., последний — в 1653 г. Созыв земских соборов был связан с тем, что крепнущая царская власть в осуществлении внутренней и внешней политики испытывала потребность заручиться поддержкой всех основных сословий, это было тем более необходимым, поскольку Боярская дума далеко не всегда оказывала такую поддержку.

Состав земских соборов отражал социальную структуру русского феодального государства. В них участвовали: Боярская дума, «Освященный собор» (высшие иерархи Русской православной церкви), выборные от средних и мелких феодалов (дети боярские и дворяне), служилых людей (стрелецкие головы, сотники), посадского населения Москвы (гости, люди торговых и суконных сотен). Земский собор 1613 г. также включал в свой состав и представителей от черносошенных крестьян. Право созыва земских соборов принадлежало, как правило, царю, но нередки были случаи, когда соборы созывались Боярской думой, патриархом (в периоды междуцарствия). Сроки деятельности земских соборов не были определены, некоторые из них заседали длительное время (например, Земский собор 1648—1649 гг.). В целях созыва соборов в уезды и города на имя воевод направлялись специальные грамоты, в которых указывалось число участников собора, посылаемых от данной местности, сроки их прибытия в Москву, изредка сообщалась и цель созыва собора. Компетенция земских соборов была довольно обширной:

1) решение вопросов войны и мира (1566—1653);

2) избрание царей (соборы 1598, 1606, 1613, 1645 гг.); занятие престола помимо Земского собора в XVII в. ставило под сомнение законность царской власти (так, незаконными царями считались Лжедимитрий I и польский королевич Владислав);

3) решение вопросов введения новых налогов, податей;

4) осуществление в периоды междуцарствия текущей исполнительно-распорядительной власти;

5) принятие важнейших законодательных актов (Судебник 1550 г. Соборное Уложение 1649 г.).

Во второй половине XVII в. при значительно возросшей царской власти земские соборы постепенно стали терять значение.

Приказы. Сословно-представительная монархия характеризуется усиливающейся бюрократизацией государственного аппарата. Усложнившиеся функции государства требовали специализации государственных органов, более четкого оформления их компетенции. Поэтому начиная с XVI в. отдельными отраслями управления стали ведать приказы, наделенные исполнительно-распорядительными и судебными функциями. Приказ — это канцелярия, имевшая постоянную резиденцию — избу, постоянный круг чиновников — подъячих. Во главе приказа стоял боярин или судья, как правило, член Боярской думы, у него имелись помощники — дьяки.

По компетенции приказы можно подразделить на следующие группы:

1) военные — Стрелецкий, Пушкарский, Рейтарский, Разрядный;

2) внутреннего управления — Поместный, Холопий, Разбойный, Ямской (транспорт и связь), Монастырский, Челобитный;

3) специальных отраслей управления — Посольский (иностранные дела), Каменный, Приказ книгопечатного дела;

4) территориальные — Земский (полицейская служба, рассмотрение важнейших уголовных дел в Москве, сбор податей с посадского населения в Москве), Нижегородский, Владимирский, Астраханский, Малороссийский, Новгородский, Казанский, Сибирский;

5) финансовые — приказ Большого прихода (таможенные пошлины, откупа, торговые сборы), приказ Большой казны (сбор прямых налогов с посадского населения);

6) дворцовые — приказ Большого дворца, Казенный, Постельничий, Ловчий, Сокольничий.

Правоохранительная деятельность. Некоторые из приказов принимали непосредственное участие в правоохранительной деятельности. Так, к 1556 г. относится упоминание о Разбойной избе (в 1571 г. — о Разбойном приказе), в задачу которой входил контроль за губными учреждениями. Возглавляла избу следственно-судебная коллегия в составе боярина, окольничьего дворянина (или стольника) и двух дьяков. В ведении Разбойного приказа находились все губные старосты и целовальники, губные дьяки и тюремные сторожа. Приказ утверждал в должности избранных на местах губных старост, санкционировал вынесенные ими приговоры, рассматривал жалобы на деятельность губных изб. Служащими приказа была составлена Уставная книга, содержащая комплекс нормативных актов, которые регламентировали расследование и суд по уголовным делам. Тексты этих документов рассылались в губные органы для использования в практической работе. В 1682 г. этот орган был переименован в Разбойный сыскной приказ, в 1687 г. — Приказ сыскных дел, в 1689 г. — вновь в Разбойный приказ (ликвидирован в 1701 г.). Разбойному приказу была подотчетна вся территория страны, кроме Москвы и Московского уезда, где правоохранительные функции выполнял Земский приказ (упоминается с 1564 г.). Земский приказ занимался рассмотрением уголовных дел, собирал налоги с посадского населения и судил его. При нем состоял штат полицейских чиновников. Правоохранительные структуры, созданные Земским приказом, представляли собой прототип городской полиции Петра I.

В конце XVI-начале XVII в. большую роль в обеспечении правопорядка в России играло стрелецкое войско. Стрельцы регулярно несли караулы на улицах и площадях. Один из стрелецких полков обеспечивал личную безопасность царя во время его поездок. В Москве постоянно находилось до 20 стрелецких полков численностью от 800 до 1000 человек каждый. Управляла стрельцами Стрелецкая изба (упоминается с 1571 г.), с 1601 г. — Стрелецкий приказ. В 1699 г. его объединили с Земским приказом в одно ведомство — Приказ земских дел, который отвечал за поддержание порядка и борьбу с преступностью в Москве.

Программа прикрепления сословий привела к необходимости организовать в стране поимку отказников. Розыск беглых крестьян, холопов и посадских людей осуществлял образованный в 1619 г. Сыскной приказ, который в 1683 г. века был объединен с Разбойным приказом. Кроме того, в розыске частновладельческих крестьян и холопов участвовали Поместный и Холопий (Приказ холопьего суда 1571—1681 гг.) приказы. В число должностных лиц, служивших в названных приказах, входили и обыщики (первые упоминания о них — в Белозерской и Каргопольской губных жалованных грамотах 1539 г.), за которыми в XVII в. закрепилось наименование «сыщики» (набирались из дворян). Их обычно направляли в те уезды, где рост преступности приобретал угрожающие масштабы. Сыщики занимались расследованием уголовных дел, розыском преступников и осуществлением суда над ними. Губные старосты должны были подчиняться сыщикам и обеспечивать его стрельцами и казаками. Сыщики приезжали из центра с дьяками и подьячими; основными приемами розыска продолжали оставаться лиховальный обыск, сбор вещественных доказательств («воровской рухляди») и пытка подозреваемых. В связи с жалобами населения на произвол обыщиков Иван Грозный временно прекратил их посылку, и функция борьбы с уголовными преступлениями на местах сосредоточилась в Разбойном приказе и губных избах. В 1584—1627 гг. и с 1630-х годов практика посылки сыщиков в города и уезды возобновлялась. С изданием в 1669 г. Новоуказных статей сыщики стали постоянными должностными лицами. Их посылкой ведал Сыскной приказ. Впервые обязанности сыщиков были специально оговорены в «Наказе сыщикам беглых крестьян и холопов» 1683 г. В этот же период стала формироваться и нормативно-правовая база деятельности органов охраны порядка: в 1649 г. был издан «Наказ о гражданском благочинии», который впервые в России регламентировал охрану общественного порядка в городе; в 1667 г. — «Наказ московским объезжим», в 1675 г. — «Наказ объезжим в Кремле». Первоначально расследование и суд по политическим делам осуществляли бояре и окольничьи, специально уполномоченные царем. Эти же задачи входили и в компетенцию Расправной палаты Боярской думы. Обширные дознавательские функции в сфере государственных преступлений при Иване IV исполнял в 1565—1572 гг. опричный двор.

С 1622 г. для обозначения государственных преступлений стали использовать выражение «слово и дело государево». На местах расследование по «слову и делу», как правило, начиналось с доноса — извета. Получив извет, воевода должен был принять меры к розыску и задержанию подозреваемого, его допросу, допросу изветчика и свидетелей. Все собранные материалы отправлялись в Боярскую думу, туда же препровождались подозреваемый и изветчик. Боярская дума или сама принимала решение по такому делу, или передавала его на рассмотрение в другие учреждения.

Вскоре после издания Соборного уложения в 1650-х был образован специализированный орган политического сыска — Приказ тайных дел. Он рассматривал дела о государственных преступлениях. Среди наиболее известных дел, расследованных Приказом тайных дел, назовем дело патриарха Никона, дело Степана Разина и его сподвижников. Кроме того, Приказ тайных дел осуществлял гласный и негласный контроль над приказами и воеводами. Тайный приказ просуществовал до 1676 г., его опыт был использован Петром I при формировании политической полиции (Преображенский приказ и Тайная канцелярия) и фискальной службы.

Органы местного управления. Губные избы (создавались на землях, где преобладало помещичье землевладение) — обладали административными, фискальными, судебными и полицейскими функциями, ведали губными тюрьмами. Возглавлял ее староста (выбирался жителями уезда из детей боярских или местных землевладельцев на один год, его полномочия закреплялись царской грамотой). При губном старосте — выборные лица — старосты, «лучшие» люди, целовальники, губной дьяк. В подчинении у губного старосты работали также приставы (недельщики), тюремные сторожа, палачи и дьяк, отвечающий за делопроизводство. К компетенции губных изб относилось расследование и рассмотрение дел о наиболее тяжких (а с XVII в. и всех иных) уголовных преступлениях. С конца XVI в. губным старостам вменили в обязанность выяснять личность каждого вновь прибывшего в данную местность и причины его переезда, регистрировать сделки купли-продажи лошадей, вести судебно-нотариальные дела по записи служилых кабал, сбору пошлин и их регистрации. Содержалась губная администрация за счет местного населения. Губным старостам оказывали содействие в борьбе с преступлениями выборные из местного населения сотские, пятидесятские и десятские. При этом устанавливалась ответственность жителей села или посада за неисполнение обязанности преследования преступников — материальная (Уставная книга Разбойного приказа 1616 г.) и уголовная (Соборное Уложение 1649 г.).

Земские избы — создавались на территории городов и волостей, где не было распространено помещичье землевладение. Состояли из выборных старост и «лучших» людей, целовальников, земского дьяка. Земские избы осуществляли розыск и суд (до XVII в.) по менее тяжким преступлениям, собирали налоги, выполняли полицейские функции. На местах избирались сотские и десятские, которые выступали в качестве помощников старост и целовальников и осуществляли на местах полицейские функции.

В начале XVII в. (период Смутного времени) в уезды и города стали назначаться на один-два года воеводы (назначались Разрядным приказом из числа бояр и дворян, утверждались царем и Боярской думой), наделявшиеся административными и военными полномочиями. К 1625 г. воеводы были назначены уже в 146 городах, во второй половине XVII в. они стали основным звеном управления на местах. На воевод возлагалось руководство всей уездной администрацией, включая суд по гражданским и уголовным делам. Губные и земские старосты сначала переходили под надзор воевод, а затем и в полное их подчинение (во второй половине XVII в.). При воеводах создавались приказные (съезжие) избы, в состав которых входили дьяки, приставы, подьячие; в слободы и волости назначались приказчики (помощники воевод). Указом 1664 г. «О сыске воеводам воров и разбойников» на воевод были возложены обязанности по организации сыска воров и разбойников (за пределами Московского уезда).

Таким образом, в XVII в. окончательно оформилась приказно-воеводская система управления, вытеснявшая выборные губные и земские избы. Данную систему можно охарактеризовать как мобилизационную. После окончания Смуты, правительство развернуло процессы национально-государственного возрождения. В его рамках предстояло решать такие задачи, как: возвращение территорий, отшедших к Швеции и Польше по Столбовскому договору и Деулинскому перемирию, обеспечение выхода и закрепления на берегах Черного и Балтийского морей, налаживание политических и экономических связей со странами Западной Европы. В историческом масштабе решение этих задач предполагало последовательную борьбу за возвращение всех территорий, утраченных в результате татаро-монгольского нашествия и ордынского ига. В немалой степени этому способствовало сохранение на этих землях населения, своими корнями восходящего еще к древнерусской народности и связанного в XVII в. общностью происхождения и вероисповедания. Причем столетия вынужденной изоляции не привели к утрате культурного и языкового единства трех восточнославянских народов: русских, украинцев и белорусов. Определенная общность в этот период прослеживается и в формах их первичной социальной организации в виде сохранявшейся у славянского населения Восточной Европы территориальной общины, с присущими ей институтами развитого самоуправления. Поэтому, именно в «бунташный век» отчетливо обозначились магистральные пути развития имперских интересов России, которые сохраняли свою актуальность на всех последующих этапах ее истории.

Общественный строй России (XVII век). Основные категории населения. Класс феодалов включал следующие категории:

1) царь и царская семья — владели дворцовыми землями (в 1627 г. был принят указ, запрещающий раздачу дворцовых земель). Царю как главе государства принадлежали и чернотягловые земли;

2) бояре — светская аристократия, владели родовыми вотчинами;

3) дворяне — владели поместьями при условии службы; царь даровал им придворные чины, вводит в состав Боярской думы;

4) духовенство — церкви принадлежало около 1/3 всех феодальных землевладений.

Городское население — посадские люди:

1) гости (почетное звание, пожалованное царем);

2) гостиные и суконные сотни (принадлежность определялись либо царем, либо приказами);

3) черные сотни;

4) служилые люди «по прибору» — стрельцы, пушкари, казаки.

Посадское население также делилось на слободы — белые (на землях феодалов) и черные (на землях государства). Соборное Уложение 1649 г. упразднило белые слободы.

С конца XV в. Законодатель начал определять к месту и службе т.н. «гулящих людей». Судебник 1497 г. установил Юрьев день (26 ноября), а Судебник 1550 г. подтвердил его и увеличил пожилое. С 1584 г. были введены заповедные лета (годы, в которые право перехода на Юрьев день отменялось). С 1597 г. в дополнение к заповедным летам вводились урочные лета — годы, в течение которых производился сыск беглых крестьян (с 1597 г. — пять лет, с 1607 г. — десять лет). Соборное Уложение 1649 г. отменило урочные лета, т.е. розыск беглых крестьян стал осуществляться бессрочно.

Существовало две категории крестьян — черносошные - несли повинности в пользу государства и частновладельческие.

ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ ОФОРМЛЕНИЕ СТАТУСА ЦАРСКОЙ ВЛАСТИ. СТАНОВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ПРАВА (XVII век).

Середина XVII столетия в отечественной истории была ознаменована принятием крупнейшего законодательного свода – Соборного Уложения 1649 г. Его создание было предопределено активизацией законодательной деятельности в период после Смуты и необходимостью систематизации законодательства. Между изданием Уложения и предшествующего ему законодательного свода – Судебника 1550 г. прошло почти 100 лет. За этот период было выявлено множество законоположений, хранившихся в разных приказах и, порой, противоречивших друг другу. Составление Уложения было поручено комиссии, состоявшей из князей и бояр Н.И. Одоевского и С.В. Прозоровского, окольничего князя Ф.Ф. Волконского, дьяков Ф. Грибоедова и Г. Леонтьева. Новый законодательный свод был обсужден на специально созванном Земском соборе 1648 г., исправлен по многим статьям и принят 29 января 1649 г. Все обсуждение и принятие нового Уложения заняло чуть больше полугода, что и по нынешним меркам является рекордно коротким сроком. В оригинале Уложение представляет собой столбец длиной в 309 м. С него была сделана книга-копия, с которой в типографии отпечатали экземпляры Соборного Уложения. Текст Уложения включает 967 статей, разделенных на 25 глав.

Этот документ появился в переходную эпоху от сословного представительства к начальному этапу становления абсолютизма. Многие статьи Соборного Уложения «работали» на усилившийся статус царской власти, создавали условия для окончательного закрепления самодержавного характера российской монархии и ее будущей абсолютизации.

Соборное Уложение впервые в истории русского законодательства содержало систематическое описание состава государственных преступлений и определило процесс по этим делам. Все преступления против личности государя были приравнены к преступлениям против государства. Посягательство на жизнь и здоровье царя непременно влекло за собой смертную казнь. Интересной особенностью русских законов являлся тот факт, что смертью карался и «голый умысел» против государя. Под «голым умыслом» подразумевалось такое состояние, когда преступление было только задумано, умысел проявил себя в словесной форме или форме приготовлений к преступлению, но само преступление не было осуществлено и не было сделано попытки к его осуществлению.

К государственным преступлениям была отнесена измена «Московскому государству». Понятие измены при этом трактовалось следующим образом: «Московским государьством завладеть и государем быть». Были перечислены и преступные средства для достижения этой цели: сбор рати, дружба с недругами царя (как из числа внешних врагов, так и внутренних претендентов на престол), сношение с ними и оказание им помощи, сдача в военное время города врагу или поджег его с этой же целью. Как измену Соборное Уложение трактовало и тайный переход через рубеж с умыслом против власти, а также временный переход на сторону противника в военной обстановке с целью сообщения сведений о состоянии русских воинских частей.

К числу государственных преступлений были отнесены «скоп и заговор», т. е. организованное выступление масс людей против царя и представителей царской администрации. Смертная казнь следовала за «скоп и заговор» вне зависимости от того, были ли они направлены против самого государя или же думных людей, воевод, приказных людей в городах. Таким образом, закон брал под защиту не только особу монарха, но и весь государственный аппарат в целом, все его звенья в равной мере. Принятие Соборного Уложения способствовало правовому оформлению понятий государственного суверенитета, государственной безопасности, подданства, воинского долга.

Соборное Уложение стало законодательным сводом, в котором впервые столь детально были разработаны нормы, направленные на охрану порядка на царском дворе, т. е. чести двора и безопасности монарха. На царском дворе нельзя было появляться с пищалью или луком. Тех, кто нарушал это правило, наказывали батогами и сажали на неделю в тюрьму. Человеку, посмевшему обнажить оружие в присутствии царя, отсекали руку. Убийство или ранение человека в присутствии государя каралось смертью. Одни и те же правонарушения, совершенные на царском дворе в присутствии государя, в его отсутствие и вне царского двора, наказывались по-разному.

 

Большое значение для развития права имела практическая деятельность приказов. Их уставные книги являлись важным источником при составлении Соборного Уложения 1649 г. Новое Уложение было необходимо для достижения определенной стабилизации в государстве и обществе.

Источниками Соборного Уложения 1649 г. было русское и зарубежное законодательство: Судебники 1497 и 1550 г., царские указы, думские приговоры, решения земских соборов, указные книги приказов, Стоглав, Литовский статут 1589 г., Кормчая книга.

Уже после 1649 г. в комплекс правовых норм Уложения вошли Новоуказные статьи о «разбоях и душегубстве» (1669), о поместьях и вотчинах (1677) и о торговле (1653 и 1677).

Уложение содержало комплекс норм, регулировавших важнейшие отрасли государственного управления (полицейско-административные нормы): прикрепление крестьян к земле (глава XI), посадская реформа, изменившая положение «белых» слобод (глава XIX), перемена статуса поместья и вотчины (главы XVI, XVII), регламентация работы органов местного самоуправления (глава XXI), режим въезда и выезда (глава VI).

В Уложении определялся статус главы государства — царя, самодержавного и наследного монарха, избираемого (утверждаемого) на Земском соборе. Даже преступный умысел против персоны монарха жестоко наказывался.

В Соборном Уложении 25 глав и 967 статей.

В целях усиления контроля за передвижением населения Соборное Уложение установило три вида документов, удостоверяющих личность (проезжих грамот): для русских подданных, выезжающих за пределы страны; для иностранцев; для служилых людей Сибири и Нижней Волги. На местах за выдачу проезжих грамот отвечали воеводы. Нарушение правил передвижения считалось преступлением и строго каралось.

Вещное право. Основными способами приобретения вещных прав считались захват (оккупация), давность, находка, пожалования и договор.

Наиболее сложными были вещные имущественные права, связанные с приобретением и передачей недвижимой собственности. Отмечался переход от фактических форм завладения землей (основанных на захвате) к формально очерченному порядку, закрепляемому жалованными грамотами, зафиксированному межевыми знаками и пр. (формализованный порядок установления вещных прав был знаком уже Псковской судной грамоте).

Пожалование земли представляло собой сложный комплекс юридических действий, включавших выдачу жалованной грамоты, составление справки, то есть запись в приказной книге определенных сведений о наделяемом лице, обыск (проводился по просьбе наделяемого землей, заключался в установлении факта незанятости передаваемой земли), ввод во владение (заключался в публичном обмере земли). Раздачу земли осуществляли Поместный приказ, Разрядный приказ, Приказ Большого дворца, Малороссийский, Новгородский, Сибирский и другие приказы.

Права на пожалованные земли впервые были сформулированы в Указе 1566 г. (право менять земли, сдавать их внаем и передавать в приданное).

Приобретательная давность как способ приобретения права собственности (в частности, на землю) устанавливалась следующим образом: четыре и пять лет — Псковская судная грамота; три года (в отношениях между частными лицами), шесть лет (в отношениях частных лиц с государством) — по Судебникам (в Судебнике 1550 г. — 40-летний срок для выкупа имений); 15 лет — по закону великого князя Василия, сына Дмитрия Донского; 40 лет — по Соборному Уложению.

Основным способом приобретения прав собственности на имущество в XVII в. являлся договор. Договорная грамота, составленная заинтересованными лицами, приобретала законную силу только после ее заверения в официальной инстанции. Первым законом, в котором закреплялась обязательная явка и запись договора в регистрационную книгу, был Указ 1558 г. В XVII в. практиковалось составление договорных грамот площадными подьячими: написанные ими грамоты заверялись печатями в Приказной палате.

Среди личных прав на различные объекты земельной собственности особенно важными являлись вотчины и поместья.

Вотчины делились на несколько видов в соответствии с характером субъекта и способом их приобретения — выделялись дворцовые, государственные, церковные и частновладельческие вотчины (в Московском государстве обладание вотчинами было привилегией класса служилых людей).

Дворцовые вотчины формировались из еще не освоенных никем земель или из частных земельных фондов князей. Долгое время различался правовой статус частновладельческих земель князя и земель государственных. Но когда в лице верховного субъекта собственности слились государство и князь, тогда на смену старому разделению пришло новое: государственные «черные» земли и дворцовые земли.

Правовой статус церковных вотчин был обусловлен особым характером субъектов собственности, которыми являлись отдельные церковные учреждения: монастыри, епископаты, приходские церкви.

Источники, порождавшие церковное землевладение: пожалования; захват пустошей; дарение; завещание со стороны частных лиц; обязательные вклады в монастырские владения при поступлении бывших собственников в монахи.

Следует отметить, что если государственные земельные владения подвергались постоянному дроблению в ходе земельных раздач, то церковь, не имевшая права отчуждать свои земли, только концентрировала их в своих руках. Уже с XVI в. государство предпринимало меры, направленные на сокращение церковного землевладения. Соборное Уложение запретило «увод» земель лицами, уходящими в монастырь.

Процесс концентрации земель в руках церкви был нарушен мерами административно-правового вмешательства: с одной стороны, прямо запрещались определенные способы приобретения недвижимостей (например, приобретение земель по дарственным, по завещаниям, купчим и закладным грамотам), с другой — государство брало на себя право контролировать имеющийся имущественный фонд церкви, мотивируя это своим сюзеренным правом.

Церковные земли раздавались на правах жалованных вотчин или поместного владения людям, выполняющим служилые функции для церкви; на церковных землях располагались крестьянские общины, наделявшиеся такими же землевладельческими правами, как и черносошенные общины.

По способам приобретения вотчинные земли делились на родовые, купленные, выслуженные.

В отношении родовых вотчин правами пользования и владения наделялись отдельные представители рода, а право распоряжения оставалось за родом (на это указывает, в частности, обязательность согласия всех родичей при отчуждении родового имущества отдельным членом рода). Проданное имущество могло быть выкуплено членами рода, которые имели на это преимущественные права перед другими покупателями. Отчуждение или приобретение (и родовой выкуп) родовых вотчин осуществлялось с учетом согласия всего рода. Соборное Уложение подтвердило право родового выкупа (вторичного приобретения проданной или заложенной вотчины); родовой выкуп осуществлялся одним лицом, но от имени рода в целом; при этом к выкупу не допускались родственники по нисходящей линии продавца. Выкуп родовой вотчины мог быть произведен в течение 40 лет с момента ее продажи. Выкупленная родичами вотчина попадала под особый режим распоряжения (отдельный член рода не мог распорядиться ею по своему произволу, родовая вотчина не могла быть выкуплена для третьего лица и на его деньги, заложена без соблюдения определенных условий и т.п.).

Кроме права родового выкупа, права на родовую вотчину ограничивалась также и правом родового наследования.

Субъектом права собственности на купленные вотчины была семья (муж и жена), этот вид вотчины приобретался супругами совместно. Поэтому после смерти одного из супругов такие вотчины переходили к пережившему супругу; а после смерти вдовы право на купленную вотчину переходило в род мужа (что тоже указывает на принадлежность купленной вотчины именно семейной паре). Купленные вотчины, перешедшие по смерти приобретших их лиц родичам, получали статус родовых. При жизни супругов отчуждение купленной вотчины совершалось солидарной волей супругов.

Статус выслуженной (жалованной) вотчины зависел от ряда конкретных фактов. Чаще всего круг правомочий вотчинника прямо определялся в самой жалованной грамоте, которая являлась и формальным подтверждением законных прав вотчинника на его имущество. В случае отсутствия грамоты вотчина могла быть изъята у наследников государством. В целом жалованные вотчины приравнивались практикой к купленным, а в начале XVII в. было уравнено правовое положение жалованных вотчин с родовыми.

Поместное землевладение складывалось в качестве особой формы землевладения уже в XVI—XVII вв. Поместья предоставлялись за службу государству. Но в XVII в. наметилась тенденция сближения поместий с вотчинами: стали разрешать обменивать вотчины на поместья и приобретать (с особого дозволения) поместья в вотчину. Соборное Уложение разрешило продавать поместья.

Первоначальным обязательным условием пользования поместьем была реальная служба (начиналась для дворян с 15 лет — с этого возраста поступивший на службу сын помещика «припускался» к пользованию поместьем). Ушедший в отставку помещик получал поместье на оброк вплоть до достижения сыновьями совершеннолетия. С середины XVI в. поместье на тот же срок оставалось в его пользовании. К наследованию поместьем стали привлекаться боковые родственники, женщины получали с него «на прожиток». Соборное Уложение разрешило сдачу поместий в аренду за деньги, к концу XVII в. установилась практика обмена поместий на денежные оклады («кормовые деньги»), что означало скрытую куплю-продажу поместий; в XVII в. была допущена продажа поместий за долги. Порядок передачи поместий по наследству мало отличался от вотчинного наследования.

Впервые в Соборном Уложении регламентировался институт сервитутов — юридическое ограничение права собственности одного субъекта в интересах права пользования других лиц. Были известны личные сервитуты — ограничение в пользу определенных лиц, специально оговоренных в законе (потрава лугов ратниками, находящимися на службе, право на их въезд в лесные угодья, принадлежащие частному лицу), и вещные сервитуты — ограничение права собственности в интересах неопределенного числа субъектов (право возводить печь у стены соседского дома или строить дом на меже чужого участка).

Обязательственное право. Развивалось по линии постепенной замены личностной ответственности по договорам имущественной ответственностью должника. Причем взыскания стали обращаться не только на дворы и скот, но и на вотчины и поместья, на дворы и лавки посадский людей.

Соборное Уложение допускало переход обязательств в случае наследования по закону, оговаривая, что отказ от наследства снимает и обязательства по долгам. Закон и практика знали случаи принудительного и добровольного принятия обязательств третьими лицами.

Одним из важнейших условий при заключении договора была свобода волеизъявления договаривающихся сторон. В качестве гарантий против насилия и обмана выступали свидетели при заключении сделки, письменная или крепостная (нотариальная) форма сделки. Обязательной крепостная форма сделки была для договоров о передаче недвижимости.

Наследственное право. При наследовании по завещанию воля завещателя ограничивалась следующими моментами: завещательные распоряжения касались лишь купленных вотчин, тогда как родовые и выслуженные вотчины переходили к наследникам по закону.

Родовые вотчины наследовали сыновья, при отсутствии сыновей — дочери. Вдова могла наследовать только часть выслуженной вотчины «на прожиток», то есть в пожизненное пользование. Родовые и жалованные вотчины наследовались только членами рода, к которому принадлежал наследодатель.

Купленные вотчины могла наследовать вдова завещателя, которая, кроме того, получала 1/4 движимого имущества и собственное приданное.

Поместье переходило по наследству к сыновьям, каждый из которых получал из него «по окладу», определенные доли выделялись «на прожиток» вдовам и дочерям.

В случае наследования по завещанию наследник мог отказаться от наследства. Принятие наследования означало переход к наследнику и обязательств по долгам наследодателя в части, пропорциональной наследственной доле.

Семейное право. Продолжали действовать принципы Домостроя — главенство мужа над женой и детьми, фактическая общность имущества и т.п.

Юридически значимым признавался только церковный брак. Закон допускал заключение одним лицом не более трех брачных союзов в течение жизни. Брачный возраст был определен еще Стоглавом: 15 лет — для жениха, 12 лет — для невесты.

Юридический статус мужа определял юридический статус жены: вышедшая замуж за дворянина становилась дворянкой, вышедшая за холопа — холопкой. Закон обязывал жену следовать за мужем — на поселение, в изгнание, при переезде.

В отношении детей отец сохранял права главы: он мог, когда ребенок достигал 15 лет, отдать его «в люди», «в услужение» или на работу, записать его в кабальное холопство. Отец мог наказывать детей, но не чрезмерно. За убийство ребенка грозило тюремное заключение (но не смертная казнь).

Закон знал понятие «незаконнорожденный» — эти лица не могли усыновляться (а следовательно, принимать участие в наследовании недвижимого имущества).

Развод допускался в ограниченном числе случаев: при уходе одного из супругов в монастырь, при обвинении супруга в антигосударственной деятельности («лихом деле»), при неспособности жены к деторождению.

Уголовное право. Уложение уточняе


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.066 с.