Современное состояние и социальные концепции основных религиозных объединений России. — КиберПедия 

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Современное состояние и социальные концепции основных религиозных объединений России.

2017-09-27 783
Современное состояние и социальные концепции основных религиозных объединений России. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Важнейшей характеристикой состояния религиозных отношений является уровень религиозности населения. Под этим понимается совокупность определенных признаков, присущих человеку или социальной группе, проявляющихся в вере и поклонении сверхъестественному.

В современном мире подавляющее большинство верующего населения разделено между четырьмя религиями. Полностью верующими в мире считает себя около 30% населения.

Из них, к христианам относят себя 28%, мусульманам – 18%, приверженцам индуизма – 18%, буддистам – 5%, к другим конфессиям – 31%.

 


Уровень религиозности населения Земли

(число приверженцев различных религий в%)

В современной России по данным социологических исследований верующим признает себя около 70% населения.

Распределение верующих по основным конфессиям выглядит следующим образом:

 


Близкой себе по духу считают: православие – 77%; ислам – 6%; протестантизм, буддизм и другие религии – по 1%. Не являются приверженцами какой-либо религии 11% россиян и еще 3% ‑ затруднились определить свое отношение к религии[62].

В Российской Федерации в настоящее время действует ряд наиболее крупных религиозных конфессий: Русская православная церковь, Римская католическая церковь, протестанстские церкви, мусульмане и буддисты.

Русская православная церковь сегодня является наиболее массовой религиозной организацией Российской Федерации. Среди ее последователей мужчины составляют примерно 45%, а наиболее многочисленная возрастная группа – лица в возрасте 36-45 лет, составляют 30%, около 85% имеют среднее или высшее образование, свыше 80% живут в городах.

Приходы Московского патриархата имеются на всей территории России. Действует 10965 православных религиозных организаций, в т.ч. 74 епархии, 7440 приходов.

В последние годы значительно расширена подготовка кандидатов в священно- и церковнослужители. В России действует 47 духовных учебных заведений, в т.ч. 2 академии, 16 семинарий, 29 училищ. Общее количество учащихся в них составляет около 4-х тыс. человек. Увеличилось количество монашествующих священнослужителей. С 1990 года количество монастырей возросло более чем 6 раз. На территории России их насчитывается более 240.

Многие монастыри имеют подсобные хозяйство, позволяющее им не только обеспечивать себя продуктами питания, но и содержать небольшие благотворительные учреждения. В некоторых монастырях открыты иконописные и реставрационные мастерские (Свято-Данилов монастырь в Москве, Мирожский монастырь в Пскове и др.), мастерские по производству церковной утвари, налажена издательская деятельность.

После развала Советского Союза наметились центробежные тенденции и в РПЦ. В конфликтных условиях произошло фактическое отделение от Московского патриархата значительного числа приходов на Украине и образование на их основе Украинской автокефальной православной церкви (Киевский патриархат). В Молдавии часть приходов перешла в юрисдикцию Румынской патриархии. В Эстонии часть приходов также вышла из-под юрисдикции Московского патриархата, приняв покровительство Вселенского патриарха.

Современная структура РПЦ, порядок формирования ее центральных и местных органов управления, их полномочия определены «Уставом об управлении Русской Православной Церкви», принятым Поместным собором 8 июня 1988 г.

Согласно Уставу, высшим органом церковной власти и управления являются: Поместный Собор, Архиерейский Собор, Священный Синод во главе с Патриархом Московским и всея Руси, обладающие законодательными, исполнительными и судебными полномочиями – каждый в пределах своей компетенции.

Поместный собор (далее – ПС) созывается Патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в пять лет в составе архиереев, клириков, монашествующих и мирян. Собор решает все вопросы, касающиеся внутренней и внешней деятельности РПЦ, избирает Патриарха Московского и всея Руси. Решения на Соборе принимаются большинством голосов, за исключением особых случаев, когда требуется 2/3 голосов избранных делегатов, включая 2/3 всех архиереев.

Архиереейский собор (далее‑ АС) – составляют все действующие епископы церкви. Созывается патриархом и Священным Синодом не реже одного раза в два года и подотчетен Поместному Собору. Чрезвычайное заседание Собор созвано по предложению 1/3 архиереев, являющихся его членами.

Круг решаемых вопросов в основном совпадает с Поместным Собором. Кроме того АС: создает и упраздняет епархии, синодальные учреждения, духовные школы; судит о деятельности Священного Синода, рассматривает предоставляемые им финансовые отчеты и планово-бюджетные документы; является судом последней инстанции по разногласиям между архиереями, по их каноническим проступкам.

Патриарх – Предстоятель церкви имеет официальный титул «Святейший патриарх Московский и всея Руси».

Патриарх: созывает ПС и АС, заседания Священного Синода и председательствует на них; несет ответственность за исполнение принятых ими постановлений; выдает указы об избрании и назначении епархиальных архиереев и других лиц, назначаемых Священным Синодом; награждает клириков и мирян установленными титулами, церковными отличиями и наградами; утверждает присуждение ученых степеней и званий в области православного богословия. Одновременно он является правящим архиереем Московской епархии.

Патриарх представляет РПЦ во внешних сношениях и перед государственной властью.

Сан патриарха является пожизненным. Кандидатом для избрания может быть архиерей РПЦ, гражданин Российской Федерации, не моложе 40 лет. Право суда над Патриархом, а также решение о его уходе на покой принадлежит Поместному Собору. В случае его кончины или невозможности выполнения им своих обязанностей Священный Синод избирает из числа своих постоянных членов Местоблюстителя Патриаршего Престола.

Ныне действующий Патриарх Алексий II (Алексей Михайлович Ридигер) избран на Поместном Соборе РПЦ 7 июня 1990 г.

Алексий II родился в 1929 году в Таллине. В 1949 г. закончил Ленинградскую духовную семинарию, в 1955 году ‑–Ленинградскую духовную академию.

В апреле 1950 г. был рукоположен во священники и служил в храмах Эстонии. В марте 1961 г. принял монашеский постриг, а в сентябре рукоположен в епископа Таллинского и Эстонского. С 1964 г. – управляющий делами Московской патриархии. В 1986 г. назначен митрополитом Ленинградским и Новгородским с одновременным управлением Таллинской епархией. В разные годы был заместителем председателя Отдела внешних церковных сношений Московского патриархата, возглавлял Учебный и Пенсионный комитеты, являлся президентом Христианской мирной конференции. Доктор богословия. Владеет немецким и эстонским языком.

Священный Синод – осуществляет законодательную, исполнительную и судебную власть в период между ПС и АС и ответственен перед ними. Он состоит: Председатель – Патриарх; пять постоянных и шесть временных членов – епархиальных архиереев. Постоянными членами являются: митрополиты Киевский и всея Украины; Минский и Слуцкий – патриарший экзарх всея Белоруси; Санкт-Петербургский и Ладожский; Крутицкий и Коломенский, а также по должности – Председатель Отдела внешних церковных сношений.

Временные члены вызываются на полугодичные сессии из числа епархиальных архиереев в порядке очередности. Рассматриваемые вопросы решаются большинством голосов или общим согласием, воздержание от голосования не допускается.

Конкретными сферами общецерковных дел ведают синодальные учреждения. Они создаются или упраздняются по решению вышеуказанных церковных органов, координируют деятельность аналогичных им учреждений, действующих в Экзархатах или епархиях.

РПЦ разделяется на епархии – местные церкви, возглавляемые архиереями и состоящие из приходов, а также находящихся на данной территории монастырей. Границы епархий определяются с учетом административно-территориального деления субъектов РФ.

Органами епархиального управления являются Епархиальное собрание и Епархиальный совет.

Епархиальный архиерей назначает на приходы и освобождает священнослужителей, имеет право наказывать клириков, представляет церковь перед государственной властью, выполняет другие обязанности. Срок пребывания на этой должности ограничен 75 годами.

Объединения православных верующих – приходы образуются и функционируют в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также Уставом об управлении Русской Православной Церкви.

В соответствии с Уставом, приходом является община православных христиан, состоящая из клира и мирян, объединенных при храме. Во главе общины стоит настоятель храма, назначаемый епархиальным архиереем. Органами приходского управления являются Приходское собрание, Приходской совет, Ревизионная комиссия.

Католицизм. В 1990-1991 гг. Ватикан реформировал структуры РКЦ, действовавшие тогда в СССР и в России. Епископ Тадеуш Кондрусевич, апостольский администратор Минска, был возведен в сан архиепископа и назначен Апостольским администратором для католиков европейской части России с резиденцией в Москве. Священник Иозеф Верт, настоятель прихода в г. Марксе (Саратовская обл.), был возведен в сан епископа и назначен Апостольским администратором католиков азиатской части России с резиденцией в Новосибирске. Были осуществлены и другие структурные и кадровые изменения.

По данным Государственного реестра в России к 2003 году было 267 приходов РКЦ. Для сравнения в 1994 г. их насчитывалось 128.

В декабре 1990 г. при прямой поддержке Ватикана в Москве было учреждено католическое информационное агентство «Истина и Жизнь». С этого же времени выходит и одноименный ежемесячный журнал на русском языке.

В ноябре 1991 года в Москве начались занятия во вновь открытом колледже католической теологии им. св. Фомы Аквинского. Всего в России действует 3 духовных образовательных католических учреждения.

Протестантизм. В настоящее время в России существует 4 лютеранские церкви. Общее число зарегистрированных лютеранских объединений – 203, в т.ч. 5 управленческих структур, 4 миссии, 194 религиозные общины.

Буддизм. Число его последователей в России приближается к 1 млн. человек. Прежде всего это люди, проживающие в регионах традиционного распространения буддизма. По всей территории России зарегистрировано 202 буддийские общины. В Бурятии действует 20 дацанов и буддийских общин, в Читинской области 3 дацана, в Иркутской – 1. В Калмыкии построен крупный хурул, существует 14 буддийских общин. В Туве создано 9 буддийских общин, в Москве зарегистрировано тоже 9 таких религиозных объединений, в Санкт-Петербурге – 10. Имеются общины в других крупных городах России.

В регионах традиционного распространения буддийские общины формируются главным образом при монастырях (дацанах, хурулах, хурэ). Ими руководят настоятели – ширетуи и совет дацана.

Одной из главных организаций, объединяющих буддистов России является Буддийская Традиционная Сангха России, находящаяся в Бурятии. Её деятельность регламентирует Устав, принятый в 1997 г. Председатель БТСР Бандидо-хамбо-лама Дамба Аюшев (Верхняя Березовка, г. Улан-Удэ). Общее число лам – около 150 человек. В настоящее время функционирует Буддийский институт, в котором обучается 120 человек ежегодно. Часть будущих лам проходит обучение зарубежом.

Сегодня в России ислам переживает процесс возрождения. Зарегистрировано 3186 исламских религиозных организаций. Число явных и потенциальных мусульман достигает примерно 20 млн. человек. Подавляющее число российских мусульман – сунниты. Имеется 8 учебных заведений, в т.ч. Московский высший духовный исламский колледж с медресе, Московский институт исламской цивилизации, Университет исламской культуры, Исламский университет, 2 медресе в Казани, 2 исламских вуза в Дагестане и др. Восстанавливаются культовые сооружения, печатается религиозная литература. Исламские праздники в ряде регионов приобрели государственный статус.

В настоящее время на территории России действует более 30 Духовных управлений мусульман, созданных по национально-территориальному принципу. Наиболее крупные из них: Духовное управление мусульман Европейской части СНГ и Сибири (муфтий – Талгат Таджуддин) и Духовное управление мусульман Центрально-Европейской части России (муфтий – Равиль Гайнуддин).

Однако поднимает голову и исламский экстремизм, который, хотя и отвергается большинством верующих и служителей культа, однако в значительной мере отрицательно влияет на политико-психологический климат в стране и омрачает взаимоотношения между народами России.

Весьма важным во взаимоотношениях религий и государства является их социальная концепция. Она присутствует практически во всех современных религиях.

В России традиционной религией является православие – объединенное Русской Православной Церковью (далее – РПЦ). РПЦ всегда была доминирующей в нашем государстве. Все остальные конфессии имеют большой отрыв от нее по численности верующих. Значительными конфессиями являются ислам, протестантизм, иудаизм, буддизм.

В августе 2000 года Архиерейский Собор РПЦ принял основы социальной концепции Русской Православной Церкви.

В этой концепции имеется целый раздел “Церковь и государство”. В нем говорится, что “Церковь, как богочеловеческий организм, имеет не только таинственную сущность, неподвластную стихиям мира, но историческую составляющую, входящую в соприкосновение и взаимодействие с внешним миром, в том числе и с государством”.

В Концепции отмечается, что “в древнем Израиле до периода Царств существовала единственная в истории подлинная теократия, т.е. богоправление”. По мере удаления общества от послушания Богу люди начали задумываться о необходимости иметь земного властителя. “И сказал Господь Самуилу: послушай голоса народа во всем, что они говорят тебе; ибо не тебя они отвергли, но отвергли Меня, чтоб Я не царствовал над ними… Итак послушай голоса их; только представь им и объяви им права царя, который будет царствовать над ними” (1Цар., 8. 7,9).

Таким образом, православные теологи считают, что возникновение земного государства должно быть понимаемо не как изначально богоустановленная реальность, но как предоставление Богом людям возможности устроять свою общественную жизнь исходя из их свободного волеизъявления, с тем, чтобы избежать еще большего греха через противодействие ему средствами мирской власти. Т.е. констатируется известная всем нам истина, что “всякая власть от Бога”. “Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро”. Если же ты делаешь зло, то он Божий судья. Апостолы учили христиан повиноваться властям независимо от их отношения к Церкви. В апостольский век Церковь Христова была гонима и местной иудейской властью, и государственной римской властью. Это не мешало мученикам и другим христианам тех времен молится за гонителей и признавать их власть.

Православие считает, что государство, как необходимый элемент жизни в испорченном грехом мире, где личность и общество нуждается в ограждении от опасных проявлений греха, благославляется Богом. Священное Писание призывает власть имущих использовать силу государства для ограничения зла и поддержки добра, в чем и видится нравственный смысл существования государства (Рим. 13. 3-4). Исходя из этого, анархия, а равно призывы к ней и попытки ее установления противоречат христианскому миропониманию (Рим. 13. 2).

Церковь предписывает своим чадам повиноваться государственной власти, независимо от убеждений и вероисповедания ее носителей, молиться за нее, “дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте” (1 Тим. 2.2).

Одновременно христиане должны уклоняться от абсолютизации власти, от непризнания границ ее чисто земной, временной и преходящей ценности, обусловленной наличием в мире греха и необходимостью его сдерживания.

По мнению Церкви, сама власть также не вправе абсолютизировать себя, расширяя свои границы до полной автономии от Бога и установленного Им порядка вещей, что может привести к злоупотреблению властью и даже к обожествлению властителей.

Во взаимоотношениях с государством РПЦ исходит из того, что Она создана непосредственно Богом, а государство исторически богоустановленно лишь опосредованно. Целью Церкви является вечное спасение людей, цель государства заключается в земном благополучии.

В истории сложилось несколько моделей взаимоотношений между РПЦ и государством.

Идеальной формой взаимоотношений РПЦ считает те, которые сложились только в государстве, признающем ПЦ величайшей святыней, т.е. в православном государстве.

Примером таких взаимоотношений является Византия, где церковно-государственные взаимоотношения нашли свое выражение в канонах и государственных законах империи, отразились в святоотеческих писаниях. Они получили название симфонии Государства и Церкви. Суть ее составляет обоюдное сотрудничество, взаимная поддержка и взаимная ответственность, без вторжения одной стороны в сферу исключительной компетенции другой. Епископ подчиняется государственной власти как подданный, а не потому, что епископская власть его исходит от государства. Государственный чиновник повинуется епископу как член Церкви, а не потому что его власть исходит власти епископа.

Симфония государства и Церкви сформулирована в 6-й новелле Юстинианна: “Величайшие блага, дарованные людям высшей благостью Божией, суть священство и царство, из которых первое (священство, церковная власть) заботится о человеческих делах, а оба, исхояд из одного и того же источника, составляют украшение человеческой жизни.

Поэтому ничто не лежит так на сердце царей, как честь священнослужителей, которые со своей стороны служат им, молясь непрестанно за них Богу. И если священство будет во всем благоустроено и угодно Богу, а государственная власть будет по правде управлять вверенным ей государством, то будет полное согласие между ними во всем, что служит на пользу и благо человеческого рода. Поэтому мы прилагаем величайшее старание к сохранению истинных догматов Божиих и чести священства, надеясь получить через это великие блага от Бога и крепко держать те, которые имеем”.

Руководствуясь этой нормой император Юстиниан в своих новеллах при знавал за канонами силу государственных законов.

РПЦ при знает, что истиной симфонии в Византии не существовало в абсолютно чистой форме. На практике она подвергалась нарушениям и искажениям.

В силу других исторических причин, взаимоотношение Церкви и государства в России были более гармоничными. РПЦ считает, что в Синодальной эпохе было искажение симфонической нормы, связанное с влиянием протестантской доктрины на российское сознание и политическую жизнь.

Попытку утвердить идеал симфонии в новых условиях, когда империя пала, предпринял Поместный Собор 1917-1918 гг. В его постановлении говорилось, что “Постановления и узаконения, издаваемые для себя Православной Церковью в установленном ею порядке, со времени обнародования их церковной властью, равно и акты церковного управления и суда признаются Государством имеющими юридическую силу и значение, поскольку ими не нарушаются государственные законы… Государственные законы, касающиеся Православной церкви, издаются не иначе, как по соглашению с церковной властью”.

Правовой суверенитет на территории государства принадлежит его властям. Следовательно, они и определяют юридический статус Поместной Церкви или ее части, представляя им возможность нестесненного исполнения церковной миссии или ограничивая такую возможность. Церковь сохраняет лояльность государству, но выше требования лояльности стоит Божественная заповедь: совершать дело спасения людей в любых условиях и при любых обстоятельствах.

Если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, а также к греховным, душевредным деяниям, Церковь должна отказать государству в повиновении. Священоначалие может предпринять следующие действия: вступить в прямой диалог с властью по возникшей проблеме; призвать народ применит механизмы народовластия для изменения законодательства или пересмотра решения власти; обратиться в международные инстанции и к мировому общественному мнению; обратиться к своим чадам с призывом к мирному гражданскому неповиновению.

По мнению РПЦ, появление принципа свободы совести - свидетельство того, что в современном мире религия из “общего дела” превращается в “частное дело человека”. Сам по себе, считает РПЦ, этот процесс свидетельствует о распаде системы духовных ценностей, потере устремленности к спасению большей части общества, утверждающего принцип свободы совести.

Свобода совести окончательно превращает государство в исключительно земной институт, не связывающий себя религиозными обязательствами. С другой стороны, этот принцип является одним из средств существования Церкви в безрелигиозном мире, позволяющим ей иметь легальный статус в секулярном государстве и независимость от инаковерующих или неверующих слоев общества.

Церковь оставляет за собой право указывать государству на недопустимость распространения убеждений или действий, ведущих к установлению всецелого контроля за жизнью личности, ее убеждениями и отношениями с другими людьми, а также к разрушению личной, семейной или общественной нравственности, оскорблению религиозных чувств, нанесению ущерба культурно-духовной самобытности народа или возникновению угрозы священному дару жизни.

Церковь ожидает, что государство при построении своих отношений с религиозными объединениями будет учитывать количество их последователей, их место в формировании исторического культурного и духовного облика народа, их гражданскую позицию.

Областями сотрудничества с государством РПЦ видит:

а) миротворчество на международном, межэтническом и гражданском уровнях, содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами и государствами;

б) забота о сохранении нравственности в обществе;

в) духовное, культурное, нравственное и патриотическое образование и воспитание;

г) дела милосердия и благотворительности, развитие совместных социальных программ;

д) охрана, восстановление и развитие исторического и культурного наследия, включая заботу об охране памятников истории и культуры;

е) диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в т.ч. в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных актов, распоряжений и решений;

ж) попечение о воинах и сотрудниках правоохранительных учреждений, их духовно-нравственное воспитание;

з) труды по профилактике правонарушений, попечение о лицах, находящихся в местах лишения свободы;

и) наука, включая гуманитарные исследования;

к) здравоохранение;

л) культура и творческая деятельность;

м) работа церковных и светских СМИ;

н) деятельность по сохранению окружающей среды;

о) экономическая деятельность на пользу Церкви, государства и общества;

п) поддержка института семьи, материнства и детства;

р) противодействие деятельности псевдорелигиозных структур, представляющих опасность для личности и общества.

РПЦ не будет оказывать помощь государству в следующих областях:

а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;

б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;

в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственными законами сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию.

Контакты и взаимодействие с высшими органами государственной власти разрешено осуществлять Патриарху и Священному Синоду непосредственно или через представителей, на региональном уровне – епархальными Преосвященными или их представителями, с местными властями – благочинями и приходами по благословению епархальных Преосвященных.

Во избежание смешения церковных и государственных дел и для того, чтобы церковная власть не приобретала мирского характера, каноны возбраняют клирикам брать на себя участие в делах государственного управления.

Социальная доктрина ислама на протяжении многих столетий в своей основе оставалась неизменной.

Исходя из принципа абсолютного совершенства всего созданного Аллахом, богословы и религиозные организации рассматривали наличный общественный строй как установленный свыше, и всякие попытки изменить его квалифицировались как “богопротивные”. Тягчайшим преступлением против Аллаха и веры признавалось возбуждение в народе недовольство против существующей власти. Частная собственность объявлялась неприкосновенной.

В советский период нашей истории мусульманские богословы пришли к выводу, что народные выступления против эксплуататорского строя вполне законны, вытекают из учения Корана и Сунны, а строительство социализма является богоугодным делом. Принципы социализма были найдены в аятах Корана и хадисах пророка Мухаммеда.

В ряде развивающихся стран в этот период была разработана концепция “исламского социализма”, которая характеризовала его как общество вбирающее в себя все лучшее, что имеется у капитализма и социализма.

Существовали и существуют мусульманские богословские построения, утверждающие, что наилучшим образцом социального устройства, обеспечивающим мир и благоденствие для всех членов общества, является мусульманская община времен пророка Мухаммеда. По их мнению, единственный путь к самому прогрессивному и процветающему обществу лежит через введение в мусульманских странах норм права и морали, установленных Кораном и Сунной. В соответствии с этой концепцией нужно ввести шариатские установления и обеспечить их неукоснительное выполнение. К таким государствам относятся Пакистан, Саудовская Аравия, Иран и ряд других государств.

Экстремистским религиозно-политическим движением в суннитском исламе является ваххабизм. Его последователи проповедуют восстановление чистоты изначального ислама и единобожия. Они отвергают культ пророков, святых, паломничество к святым местам, отрицают суеверия, требуют от мусульман аскетического образа жизни. Наиболее ярко они проявили себя в Чечне, Афганистане.

Таким образом, всем мусульманским социальным концепциям присуще стремление увязывать земные человеческие проблемы с волей Аллаха, его установками, которые, по мнению их богословов, играют решающую роль в жизни общества.

Социальная концепция буддизма вытекает непосредственно из его вероучения. Буддисты отталкиваются в нем от земного, реального, возводят страдание в абсолют, делают его основным законом всякого бытия, обещая в качестве награды за безропотное их перенесение небытие, нирвану.

Идея равенства людей в страдании и в праве на спасение является важнейшим идейным фактором, определяющим социальную роль буддизма. Каждый человек, пользуясь всеми благами жизни может сам себя ввергнуть в пучину различных перерождений.

Наиболее действенным фактором спасения еще при жизни человека буддизм считал выход за пределы реального общества, т.е. вступление в сангху – монашеский орден.

Остальные религиозные конфессии и секты в России являются немногочисленными и существенного влияния на социальную жизнь в стране не оказывают.

Законодательство Российской Федерации о свободе совести, свободе вероисповеданий и о религиозных объединениях состоит из соответствующих норм Конституции РФ, ГК РФ и Федеральным законом от 26 сентября 1997 года “О свободе совести и религиозных объединениях”.

Конституция РФ и ФЗ от 26.9.1997 г. устанавливают светский характер нашего государства. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Светский характер Российского государства проявляется:

в гражданском характере правосудия;

в государственной регистрации актов гражданского состояния;

в отсутствии у государственных служащих обязанностей исповедовать определенную религию;

в гражданском статусе верующих.

В основе светского характера РФ лежат два основополагающих принципа;

1) Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной;

2) Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.

Государство, его органы и должностные лица не вмешиваются в законную деятельность религиозных объединений и не поручают им выполнение каких-либо государственных функций. В свою очередь религиозные объединения не могут вмешиваться в дела государства. Они не могут быть составной частью государственных органов и учреждений: школы, вузы, больницы, дошкольные учреждения, воинские части.

Конституционное право гражданина на свободу совести является логическим следствием принципа светскости государства.

Свобода совести – устойчивый международный термин. Он означает, что человек обладает правом иметь религиозные и иные убеждения, совершать определенные действия в соответствии с избранными убеждениями.

К таковым действиям Конституция относит: отправление религиозных обрядов; распространение своих убеждений как непосредственно, так и через СМИ; благотворительная и просветительская деятельность; воспитание и образование детей в соответствии с убеждениями их родителей; объединение в религиозные или атеистические организации, замена военной службы альтернативной гражданской службой и др.

Согласно закону, никто не обязан сообщать о своем отношении к религии и не может подвергаться принуждению при определении своего отношения к религии, к исповеданию или отказу от исповедания религии, к участию или не участию в богослужениях, других обрядах и церемониях, в деятельности религиозных объединений, в обучении религии. Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих.

Также запрещены публичные действия, оскорбляющие религиозные чувства граждан. Тайна исповеди охраняется законом. Священнослужитель может быть допрошен, но он не обязан давать кому-либо объяснения по обстоятельствам, ставшим известными ему на исповеди. Против него не может быть возбуждено дело за отказ от дачи показаний в этих случаях (ст. 5 УПК РСФСР).

Одной из форм осуществления права на свободу вероисповедания является создание по инициативе верующих религиозных объединений. [63]

Религиозное объединение – это добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории РФ, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Они отделены от государства и равны перед законом, т.е. государство полностью не вмешивается в их дела, а религиозные объединения не имеют каких-либо государственных функций. Деятельность органов государственной власти и местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должностные лица этих структур не вправе использовать свое служебное положение для формирования того или иного отношения к религии.

Религиозные объединения создаются в форме религиозных групп [64] и религиозных организаций [65]. Запрещено их создание в органах государственной власти и управления, местного самоуправления, воинских частях, государственных и муниципальных организациях.

Иностранная религиозная организация может иметь свое представительство на территории РФ, но не имеет права заниматься культовой и иной религиозной деятельностью, и на нее не распространяется российского статус религиозного объединения.

Религиозная группа не обязана уведомлять власти о своем образовании и деятельности. Вместе с тем, уведомление органов МСУ о начале своей деятельности с момента создания позволит избежать в дальнейшем необходимости доказывать наличие 15-летнего срока деятельности группы при рассмотрении вопроса о регистрации ее в качестве религиозной организации с правами юридического лица. Закон не устанавливает определенной численности участников, при наличии которой группа может признаваться созданной. Очевидно, что группа – это объединение, выходящее за пределы семьи и состоящее не менее чем из трех человек. Поскольку по закону для регистрации религиозной организации необходимо минимально 10 членов, то такое количество тем более достаточно для группы.

Отличительный признак религиозной организации – регистрация в качестве юридического лица. Согласно ГК РФ (ст. 48), под этим термином понимается организация, имеющее в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечающее по своим обязательствам этим имуществом, которая может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

Религиозные организации подразделяются на местные и централизованные, между ними не всегда присутствует отношения иерархии и подчиненности. Эти отношения определяются уставами религиозных организаций.

Местной организацией считается такая р/о, которая состоит не менее чем из 10 участников, достигших возраста 18 лет и постоянно проживающих в одной местности либо в одном городском или сельском поселении.

Централизованной религиозной организацией признается состоящая в соответствии со своим уставом не менее чем из 3-х местных религиозных организаций.

Использовать название Россия или российский, производные от них вправе только централизованные организации, которые имеют в нашей стране историческую основу (действуют на территории РФ не менее 50 лет). Наименование религиозной организации должно содержать сведения о ее вероисповедании.

Религиозная организация обязана ежегодно информировать регистрирующий орган о продолжении своей деятельности.

Религиозные организации в РФ могут быть ликвидированы:

по решению их учредителей или органа, уполномоченного на то уставом;

по решению суда в случае неоднократных или грубых нарушений норм Конституции РФ, ФЗ либо в случае систематического осуществления религиозной организацией деятельности, противоречащей целям ее создания (уставным целям).

Основаниями для ее ликвидации являются:

нарушение общественной безопасности и общественного порядка, подрыв безопасности государства;

действия, направленные на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности РФ;

создание вооруженных формирований;

пропаганда войны, разжигание социальной, расовой, национальной или религиозной розни, человеконенавистничества;

принуждение к разрушению семьи;

посягательство на личность, права и свободы граждан;

нанесение установленного в соответствии с законом ущерба нравственности, здоровью граждан, в т.ч. использованием в связи с их религиозной деятельностью наркотических и психотропных средств, гипноза, совершением развратных и иных противоправных действий;

склонение к сам


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.121 с.