Тема 1. Экология как область научного знания — КиберПедия 

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Тема 1. Экология как область научного знания

2017-09-27 515
Тема 1. Экология как область научного знания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема 1. Экология как область научного знания

1. Экология как наука. Объект, предмет, цель, задачи экологии. Методология.

2. Структура современной экологии.

3. История становления современной экологии (дополнительно к материалу читать историю в учебнике Степановских А.С.).

4. Характеристика существующих подходов к проблеме взаимоотношений Человека и Природы.

Экология как наука. Объект, предмет, цель, задачи экологии. Методология.

Экология (от греч. «oikos» — дом, жилище, убежище, местообитание и «логос»-— учение, наука) — наука о взаимоотношениях живых существ между собой и с окружающей их средой, о структуре и функционировании надорганизменных систем (любые объединения организмов, пример: популяции, биотические сообщества, экосистемы, биосфера).

Термин ввел в 1866 году нем. биолог-эволюционист, профессор Йенского университета Эрнст Геккель (1834-1919) (труд «Всеобщая морфология организмов»). Считал, что экология должна изучать различные формы борьбы за существование, по Геккелю: Экология – это познание экономики природы, наука о взаимоотношениях организмов с органическими и неорганическими компонентами среды.

Экология как наука характеризуется наличием собственного объекта, предмета, цели, задач и методов.

Объект – часть окружающего мира, который изучается наукой, предмет – наиболее главная существенная сторона ее объекта.

Объектом экологии являются биологические системы организменного и надогранизменного уровня. Главный объект изучения в экологии экосистемы, представляющие собой единые природные комплексы, образованные живыми организмами и средой их обитания. Кроме того, в область ее компетенции входит изучение отдельных видов организмов (организменный уровень), их популяций, т. е. совокупностей особей одного вида (популяционно-видовой уровень), биотических сообществ, т.е. совокупностей популяций (биоценологический уровень) и биосферы в целом (биосферный уровень).

Предметом экологии является взамоотношения организмов и надорганизменных систем с окружающей их средой.

Цель и важнейшая проблема экологии - вывести человечество, из глобального экологического кризиса на путь устойчивого развития, при котором достигается удовлетворение жизненных потребностей нынешнего поколения без лишения такой возможности будущих поколений.

Задачи экологической науки состоят в следующем:

1. разработка теории и методов оценки устойчивости экологических систем на всех уровнях, включая биосферный.

2. исследование регуляции численности популяций, биотического разнообразия и механизмов его поддержания, регулирующего воздействия биоты на окружающую среду.

3. изучение и прогнозирование изменений биосферы под влиянием естественных (природных) и антропогенных факторов и оценка их экологических последствий.

4. оценка состояния и динамики природных ресурсов и экологических последствий их потребления.

5. разработка и совершенствование методов управления качеством окружающей среды.

6. формирование биосферного уровня мышления экологизация сознания людей, выработка норм экологической этики и морали

7. оптимизация экономических, социальных и иных решений для обеспечения экологически безопасного устойчивого развития.

8. стратегическая задача – развитие теории взаимодействия природы и общества на основе нового взгляда, рассматривающего человеческое общество как неотъемлемую часть биосферы.

Методы экологических исследований подразделяются на неспецифические (использует методы биологических и небиологических наук, н-р математики, физики, генетики, цитологии и т.п.), специфические (пример, количественный анализ структуры и функционирования надорганизменных систем).

Методическую основу экологии составляет сочетание системного подхода, натурных наблюдений (полевые методы) (это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов естественной среды на естественные биологические системы и установить общую картину существования и развития системы), эксперимента (это методы, позволяющие изучить влияние отдельных факторов естественной или моделированной среды на естественные или моделированные биологические системы. Они применяются в сочетании как с полевыми, так и с лабораторными методами), лабораторных исследований (это методы, позволяющие изучить влияние комплекса факторов моделированной в лабораторных условиях среды на естественные или моделированные биологические системы. Эти методы дают возможность получить приблизительные результаты, которые требуют дальнейшего подтверждения в полевых условиях и моделирования), моделирования и прогнозирования.

 

Третий этап — с 50-х гг. XX в. и до настоящего времени. Превращение экологии в комплексную науку, вобравшую в себя не только биоэкологию, но и разделы географии, геологии, физики, социологии, теории культуры и экономики (по Реймерсу, 1994), а также включившую в себя науки об охране окружающей среды.

Современный период развития экологии связан с именами таких крупных зарубежных ученых, как Ю. Одум, Дж. М. Андерсен, А. Швейцер, Т. Миллер и др.Среди отечественных ученых следует назвать И.П. Герасимова, A.M. Гилярова, В.Г. Горшкова, В.И. Данилов-Даниляна, и Ю.А. Израэля, Ю.Н. Куражковского, К.С. Лосева, Н.Н. Моисеева, Н.Ф. Реймерса-взаимооотношения человека и природы, Ю.М. Свирижева, В.Д. Федорова, С.С. Шварца, А.В. Яблокова, А.Л. Яншина и др.

Одновременно с развитием теоретических основ решались и прикладные вопросы экологии. В конце XIX — начале XX вв. трудами выдающихся ученых В.В. Докучаева, Г.А. Кожевникова, И.П. Бородина, Д.Н. Анучина, С.В. Завадского и др. были заложены научные основы охраны природы, которая как основной вид природоохранной деятельности получила законодательное выражение в «Декрете о земле» от 26 октября 1917 г. и в -40-е гг. в связи с ростом индустриализации страны в Россию возникает новый вид природоохранной деятельности — рациональное использование природных ресурсов, а в 50—60-е возникла необходимость создания еще одной формы, регулирующей взаимодействие общества и природы — охраны среды обитания человека.

В 60—80-е гг. практически ежегодно принимались правительственные постановления об усилении охраны природы, издавались земельные, водные, лесные и иные кодексы, но антропогенное воздействие на природу продолжалось! В 1986 г. на Чернобыльской АЭС произошла крупнейшая за всю историю человечества техногенная экологическая катастрофа.

Сегодня Россия переживает тяжелый экологический кризис. Около 15% территории — фактически зоны экологического бедствия, 85% населения дышит воздухом, загрязненным различными вредными веществами выше допустимых санитарных норм, растет количество «экологически обусловленных» заболеваний, наблюдается деградация и сокращение природных ресурсов и т. п. Выход из этого кризиса на путь устойчивого развития — важнейшая задача нашего общества.

I часть

1. Прочитать Тему 1 и по истории Степановских А.С.

2. Ознакомиться с Федеральным законом № 7 «Об охране окружающей среды» (есть в эл. виде в лаборантской папка Нормативная документация)

II часть

1. ФЗ №7 “Об охране окружающей среды” знать понятия: окружающая среда, природная среда, природный объект (2 примера), антропогенный объект (2 примера), природно-антропогенный объект (2 примера), экосистема, загрязнение, загрязняющее вещество.

2. Понятие глобальный экологический кризис.

3. Классификации загрязнения (примеры) и загрязняющих веществ (примеры). Иметь понятие об источнике загрязнения с примерами и о последствиях загрязнения (для человека и для окружающей среды).

4. Экосистема, биогеоценоз. Определения, кто ввел понятия, в каком году, виды, структура (для экосистемы - биотический и абиотический компонент, биогеоценоз – экотоп и биоценоз), различия между экосистемой и биогеоценозом, продуктивность экосистем (первичная, вторичная, чистая первичная, валовая первичная - определения), экологические пирамиды (определение, виды и их характеристики), закономерности характерные для экосистем или свойства природных экосистем (открытость, целостность и т.д.), правило 1 %, принцип Ле Шателье-Брауна.

5. Агроценоз. Определение и отличия от природных экосистем.

6.Экологические факторы (среда обитания определение, определение экофакторов). Классификации экофакторов с примерами: 1. по происхождению: природные (биотические (подвиды с примерами) и абиотические (подвиды с примерами)) и антропогенные (примеры); 2. по природе: экзогенные (определение, примеры) и эндогенные (определение, примеры).

Тема 1. Экология как область научного знания

1. Экология как наука. Объект, предмет, цель, задачи экологии. Методология.

2. Структура современной экологии.

3. История становления современной экологии (дополнительно к материалу читать историю в учебнике Степановских А.С.).

4. Характеристика существующих подходов к проблеме взаимоотношений Человека и Природы.


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.015 с.