Понятие о закономерностях воспитания — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Понятие о закономерностях воспитания

2017-09-27 327
Понятие о закономерностях воспитания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Процесс воспитания осуществляется на основе определенных закономерностей. Закономерность воспитанияэто объективно существующие связи между педагогическими явлениями, устойчивые зависимости между компонентами воспитательного процесса, которые оказывают наибольшее влияние на эффективность и качество воспитания.

Важнейшие закономерности воспитания.

Социальная обусловленность воспитания.

Цель, задачи, содержание, методы и формы воспитательной работы определяются объективными потребностями общества, социально-культурными нормами и традициями. Характер воспитания присуще конкретной эпохе, стране, нации.

Взаимосвязь воспитания и самовоспитания.

Логика воспитания заключается в том, что процесс воспитания должен переходить в самовоспитание. Собственная деятельность по саморазвитию, по формированию положительных качеств и искоренению отрицательных, является необходимым условием воспитательного процесса. «Никто не может воспитать человека, если он сам себя не воспитывает» (В. А. Сухомлинский). Жизнь постоянно убеждает, что любое личностное новообразование – результат собственных усилий человека: каждый достигает в жизни столько, сколько усилий, стараний он приложит для собственного созидания. Поэтому задача школьного воспитания – стимулировать внутренние силы ученика и направлять их на интеллектуальное, духовное, физическое развитие, оказывать педагогическую поддержку и помощь в работе растущего человека над собой.

Зависимость результатов воспитания от гармоничной связи всех компонентов воспитательного процесса: цели, задач, содержания, форм, методов, средств.

При организации воспитательной работы в школе, классе ставится цель как идеально представленный результат. На пути от цели к результату «выстраиваются» задачи и содержание воспитания. Содержание воплощается в конкретную организацию – соответствующие формы, способы и средства взаимодействия воспитателей и воспитанников.

 

Зависимость результатов воспитания от учета влияния на личность школьника объективных и субъективных факторов.

Объективными факторами в воспитательном процессе можно считать материальную базу школы, санитарно-гигиенические условия, в которых живут и учатся дети, социально-событийное окружение и т.д. Субъективные факторы, как известно, определяются самими взрослыми и детьми, складываются в результате их взаимодействия. Это могут быть: преобладающие ценности в детском коллективе, правила, законы школьной жизни; образцы поведения, такта, этики общения; способы оценки определенного типа поведения и т.д. В каждом конкретном случае сочетание объективных и субъективных факторов, порой разнонаправленных, сильно влияет на результаты воспитания, часто осложняет решение воспитательных задач. Личность, подвергаясь одновременному воздействию разнохарактерных влияний, накапливает не только положительный, но и отрицательный опыт, требующий корректировки.

 

Зависимость продуктивности процесса воспитания от сложившихся воспитательных отношений.

В процессе общения и взаимодействия между воспитателями и воспитанниками возникают определенные отношения, которые могут способствовать или затормаживать решение стратегических и тактических задач воспитания. Воспитательные отношения могут быть негативными, когда воспитанник не воспринимает ни воспитателя, ни его права влиять и воздействовать. «Сопротивление воспитанию» может проявляться по-разному: неприятие требований, игнорирование рекомендаций, советов, противостояние той модели поведения, которую предлагает педагог. Напротив, воспитанник с самого начала, принявший позицию и требования педагога, привыкает к ним и не подвергает их сомнению, считает их разумными и обоснованными.

 

Зависимость успешности решения воспитательных задач от оптимальной организации деятельности и общения. Педагогическое воздействие воспитателей на воспитанников предполагает организацию разнообразных видов их деятельности. Чем более разнообразные дела предлагаются ребенку (познавательные, спортивные, трудовые), тем больше шансов для его разностороннего развития. Ребенок успешно развивается в деятельности при условии его позитивного внутреннего состояния (наличии интереса, уверенности в уважении окружающих, при поддержке и доверии взрослых, испытании успеха, радостных достижений и т.д.).

Зависимость качества воспитания от активности участников воспитательного процесса. Чем активнее развивается процесс взаимодействия, чем больше воспитатель и воспитанники проявляют интерес к предстоящим делам, событиям, мероприятиям, участвуют в их подготовке и проведении, совместно решают постоянные задача и идут к намеченным перспективам, тем выше продуктивность процесса воспитания.

Зависимость планируемых результатов воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей детей. Даже при очень хорошей организации воспитательного процесса в школе рассчитывать на быстрые успехи нельзя, так как воспитание – это непрерывное, систематическое взаимодействие воспитателей и воспитанников. Нужно изучать проявления характера, интересы, привычки своих воспитанников, знать реальный уровень сформированности их личностных качеств и постоянно привлекать каждого воспитанника к посильной для него и все усложняющейся воспитательной деятельности, обеспечивающей интеллектуальное, физическое, нравственное, эстетическое развитие.


Поделиться с друзьями:

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.01 с.