Возрастные особенности формирования личности старшеклассников — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Возрастные особенности формирования личности старшеклассников

2017-09-27 455
Возрастные особенности формирования личности старшеклассников 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Возраст старшего школьника соответствует периоду ранней юности, когда происходят существенные морфофункциональные изменения, завершаются процессы физического созревания человека. Социальное положение старшеклассников представляется неоднородным, насыщенным множеством критических социальных событий.

Социальная ситуация развития.

Юношеский период - это переход к самостоятельной взрослой жизни, чем и определяется социальная ситуация развития в этом возрасте. Многие молодые люди в этом возрасте уже начинают активную трудовую деятельность, перед каждым встает задача определения своего жизненного пути. Наряду с утверждением самостоятельности личности юноша все же сохраняет определенную степень зависимости от взрослых, что сближает его с положением подростка.

Ведущая деятельность.

Ведущей деятельностью в юности является учебно-профессиональная деятельность. В большинстве случаев юноша продолжает оставаться школьником, при этом учебная деятельность в старших классах несет собой иную, более новую направленность, содержание, ориентированное на будущее. Например, избирательное отношение к некоторым учебным предметам, которые имеют связь с потенциально планируемой профессиональной деятельностью.

Формируется психологическая готовность к самоопределению. Готовность к самоопределению означает не завершенные в своем формировании психологические структуры и качества, а определенную зрелость личности, т.е. сформированность психологических образований и механизмов, обеспечивающих возможность роста личности сейчас и в будущем.

В раннем юношеском возрасте профессиональное самоопределение составляет важный момент личностного самоопределения, но не исчерпывает его. Видение себя будущим профессионалом является показателем связи молодого человека с обществом, вхождения в общество.

Выбор профессии фактически означает проецирование в будущее определенной социальной позиции.

В современном понимании профессиональное самоопределение рассматривается не только как конкретный выбор профессии, но как непрерывный процесс поиска смысла в выбираемой, осваиваемой и выполняемой профессиональной деятельности. При этом чем старше юноша, тем острее и настоятельнее необходимость выбора. Решение о выборе профессии принимается в течение нескольких лет.

Познавательное развитие в старшем школьном возрасте.

В юности мышление становится формально-логическим, формально-операциональное. К концу подростничества в целом умственные способности уже сформированы, но продолжают совершенствоваться. При этом обучение в старших классах школы связано со значительным усложнением учебного материала, что повышает требования к учащимся, где требуется новый, более совершенный уровень подхода к решению познавательных задач.

Повышается интерес к учению, так как оно приобретает непосредственный жизненный смысл, связанный c будущим. Индивидуальная направленность и избирательность интересов связана с жизненными планами.

В это время происходит совершенствование памяти школьников, владение сложными интеллектуалъными операциями (абстрагирование, синтез, анализ, обобщение и т.п.). Быстро развиваются специальные способности, которые часто связаны с потенциальной профессиональной деятельностью.

В целом познавательная сфера в юности приобретает сложное индивидуальное своеобразие.

Развитие личности.

По мере взросления формируется более реалистичная оценка собственной личности и возрастает независимость от мнения окружающих, в т.ч. родителей и учителей. Часто встречаются переоценка собственных возможностей, «юношеская самоуверенность», что порой приводит к неоправданным поступкам. Развитию самосознания и личности отводится в юности центральная роль. В этом возрасте происходит открытие Я, собственною мира мыслей, чувств и переживаний. Стремление познать себя как личность приводит к рефлексии, к углубленному самоанализу. Познание других и самопознание приводит к постановке задач самосовершенствования. В юности вырабатываются ценностные ориентации, в которых выявляется самая сущность человека.

Складывается мировоззрение. Формируется осознанное отношение к жизни, которое позволяет подойти к решениям проблем смысла человеческой жизни.

Эмоциональная сфера в юности становится богаче насыщеннее по оттенкам переживаний, растет эмоциональная восприимчивость и способность к эмпатии.

Основные новообразования.

Потребность самоопределения; оценочные суждения, принципы, идеалы, убеждения, формы самосознания; готовность к личностному и профессиональному самоопределению; критическое отношение к взрослым; профессиональная ориентации самоопределение, жизненный смысл, ценностные ориентации, мировоззрение, планирование достижений.

 


Поделиться с друзьями:

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.