Государство в системе макроэкономического регулирования (выводы) — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...

Государство в системе макроэкономического регулирования (выводы)

2017-09-27 381
Государство в системе макроэкономического регулирования (выводы) 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Система взаимодействия рыночной экономики и государства Обе системы обусловливают друг друга. Институты оказывают друг на друга позитивное влияние. Каждый из двух институтов обладает относительной самостоятельностью, что обусловливает наличие различных, иногда противостоящих интересов
Система сбоев рыночной экономики как основа государственного вмешательства Позиция институциональной школы: ― создание институтом рынка стимула к монополизации; ― отсутствие у субъектов рынка экономического интереса к производству «общественных благ»; ― возникновение в ходе производства и потребления «негативных внешних эффектов, или экстерналий»
Содержание экономической политики Комплексная система мер, проводимая государством в экономике. Содержание, цели и средства экономической политики определяются характером общественного строя, внутренними и международными условиями развития страны. Для современной экономической политики характерны такие черты, как усиление экономической роли государства, которое активно вторгается в процесс воспроизводства, осуществляет антикризисные и антиинфляционные меры, регулирование внешнеэкономической деятельности. Формы и методы экономической политики во многом зависят от состояния экономики, сочетания рыночной экономики с государственным регулированием процессов воспроизводства
Механизмы экономической политики Финансовая (в том числе фискальная) политика. Монетарная (денежно-кредитная) политика
Субъекты экономической политики Государство и его институты («…Современное государство организовано одновременно и как иерархическая структура, и как система уровней и элементов, между которыми разделены полномочия (или которые связаны отношениями политической конкурентной борьбы)»./Механизм регулирования экономики в Германии: как он функционирует. М.: ВлаДар, 1995. С. 15). Негосударственные субъекты (союзы фирм, профсоюзы, СМИ, партии)
Направления экономической политики Конъюнктурная политика Структурная политика Региональная политика Социальная политика (в том числе в области сохранения занятости) Политика по поддержанию национальной валюты (антиинфляционная политика)
Слабости, сбои государственной политики «Растущее» государство как причина налогового давления на фирмы и домашние хозяйства. Бюрократизм, ведущий к замедлению принятия решений. Реализация собственных интересов «под крышей» государственных структур. Слабые финансовые ограничения, ведущие к перерасходу ресурсов

۩ Нормативно-правовая база функционирования рыночных отношений в России

Основополагающим компонентом системы правовых актов, создающих нормативно-правовую базу для функционирования и развития рыночных отношений в России, является содержание 34 статьи Конституции РФ, согласно которой за каждым гражданином России закреплено право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской деятельности и иной не запрещенной законом экономической деятельности.

Данное конституционное право конкретизируется в текстах статей следующих правовых актах, знание которых (как минимум) необходимо рассматривать каждым гражданином Росси как условие формирования экономической культуры:

а) всех четырех частей Гражданского кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 1 сентября 2014 г.),

б) части первой Налогового Кодекса Российской Федерации, (с изменениями и дополнениями на 9 июля 2002 г.),

в) Земельного кодекса Российской Федерации (с изменениями и дополнениями на 22 июля 2005 г.),

г) Трудового кодекса Российской Федерации (в новой редакции на 01.01.2009 г.);

д) федерального закона от 6 октября 2003 года №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

е) федерального закона от 7 февраля 1992 г. «О правах потребителя» (с изменениями и дополнениями на 23 июля 2008 г.);

ж) федерального закона от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изменениями и дополнениями на ноябрь 1995 г.), в котором введено понятие «недобросовестная конкуренция» в следующей редакции: под недобросовестной конкуренции на территории РФ предусматривается «совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную предпринимательскую деятельность, и потребителей»;

з) федерального закона от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и др.

Основные понятия:

Государство Регулирование экономики, государственное
Либерализм Смешанные блага
Монетарная (денежно-кредитная) политика Собственность государственная
Недобросовестная конкуренция Финансовая (фискальная/налоговая) политика
Общественные блага Частные блага
Предпринимательство государственное Экстерналии (внешние эффекты)

Рынок и конкуренция

۩ Классификация рынков

1) по экономическому назначению объектов рыночных отношений (товарный признак) необходимо различать:

1.1 рынки благ (1.1.1. потребительские товары, включая услуги; 1.1.2. инвестиционные товары: сырье, оборудование);

1.2. на рынке факторов производства функционируют: 1.2.1. рынок услуг труда; 1.2.2. рынок услуг капитала: займы, ссуды, ипотека, ценные бумаги, валюта; 1.2.3. рынок услуг земли: участки земли, природные ресурсы, производственные здания, офисные помещения, жилье;

1.3. финансовый (денежный) рынок;

1.4. рынок интеллектуальной собственности: 1.4.1. рынок патентов, лицензий, ноу-хау, то есть инновационный рынок; 1.4.2. рынок научно-технической информации;

1.5. рынок информации;

2) по территориальному охвату различают: мировой, национальный, региональный, местный рынки;

3) в соответствии с действующим законодательством рынки классифицируются либо как легальный (официальный), либо как нелегальный (теневой) рынки;

4) по степени насыщенности объекта рынка необходимо различать либо равновесный, либо дефицитный, либо избыточный рынки;

5) по степени ограничения конкуренции, или механизму функционирования, различают:конкурентный рынок либо монопольные рынки, или рынки несовершенной конкуренции.

Выделяют различные виды и типы рынков.

Конкурентный рынок ― форма существования открытого для конкуренции рынка, при которой нет входных барьеров, сговоров между субъектами экономических отношений, безвозвратных издержек и др.

Рынок «быков» ― рынок с твердой тенденцией к повышению цен (от образного названия биржевых маклеров, играющих на повышение).

Рынок «медведей» ― рынок с твердой тенденцией к понижению цен (от образного названия биржевых маклеров, играющих на понижение).

Распыленный рынок ― это такой рынок, на котором функционируют главным образом мелкие потребители.

Рынок спот ― тип рынка, на котором производится торговля реальной продукцией с немедленной доставкой.

***

На рынке несовершенной конкуренции по степени убывающей власти над ценой различные типы несовершенной конкуренции, или виды монополизма, можно расположить в следующем порядке:

чистая монополия положение на рынке товаров и услуг, характеризуемое наличием одного продавца данного вида товара или услуги. Как следствие, одна фирма, производящая однородную продукцию, не имеющую субститутов, осуществляет полный контроль над ценой, так как аккумулирует все предложения, а для вступления других фирм в отрасль существуют высокие барьеры;

чистая монопсония ― ситуация на товарном рынке, когда множеству продавцов одного товара противостоит единственный покупатель. Так, например, все предприятия СССР должны были продавать свою продукцию единственному покупателю ― государству. Сегодня монопсония, но уже на рынке труда, наблюдается в 333-х моногородах России;

дуополия ― один из случаев ограниченной конкуренции, в условиях которого на рынке осуществляют свою деятельность два независимых продавца идентичной продукции, имеющих частичный контроль над ценой, при высоких входных барьерах и множестве потребителей (покупателей);

олигополия ―рыночная структура, в условиях которой доминирует малое количество фирм при реализации однородной или с незначительной дифференциацией продукции при высоких входных барьерах и частичным контролем над ценой (как правило, в пределах от двух до десяти фирм, производящих более половины общих продаж продукта). Как следствие, возникает взаимозависимость фирм в принятии решения о ценах на свою продукцию;

монополистическая конкуренция с дифференциацией продукта ― рыночная структура, имеющая место на рынке с большим количеством продавцов и покупателей при значительном разнообразии уникальных, но взаимозаменяемых товаров, продаваемых по разным ценам. Как следствие, контроль над рыночными ценами ограничен, вход и выход с рынка свободен, а экономическое соперничество основано не только по цене, но и на основе неценовой конкуренции (например, предложения послепродажного обслуживания, доставки товара до места жительства покупателя и т.п. и т.д.).

Отдельно можно выделить естественную монополию ― функционирование одного предприятия в отрасли, в которой по технологическим и/или экономическим причинам нецелесообразно функционирование двух и более предприятий. К таким отраслям принято относить большинство предприятий так называемого общественного пользования, осуществляющих коммунальное обслуживание (электро―, газо―, водоснабжение, канализация), предприятия телефонной связи, железнодорожного и трубопроводного транспорта, кабельное телевидение и др.

Возникновение естественной монополии имеет место в таких отраслях, где деятельность единственной фирмы более эффективна в силу наличия существенной экономии от масштаба, сопровождающей рост производства. Другими словами, ситуация естественной монополии порождается технологией, использующей значительный объем постоянного компонента издержек производства, что сопровождается существенной экономией на масштабе выпуска. Разделение выпуска между 2―3 или большим количеством фирм приведет к тому, что масштабы производства каждой будут неэффективно малы и наличие более чем одного продавца приведет к росту издержек.

***

۩ Функции конкуренции. Экономические и социальные последствия конкуренции. Добросовестная и недобросовестная конкуренция: основания различия

Роль конкуренции в функционировании рыночной системы лучше всего раскрываетсяв еефункциях, среди которых мы выделяем следующие функции:

а) стимулирующая повышение производительности труда и эффективность использования ресурсов (факторов производства);

б) согласования частных и общественных интересов, которое поддерживается антимонопольным законодательством государства (см. ниже);

в) санирования ― ликвидация неэффективных предприятий;

г) регулирования распределения ресурсов по отраслям и сферам экономики и многие другие.

Подчиняясь диалектике перехода количества в качество, и наоборот, конкуренция имеет как позитивные, так негативные черты (см. таблицу 11).

Таблица 11

Позитивные и негативные черты конкуренции

Позитивные черты конкуренции Негативные черты конкуренции
1.Ограничивает возможность возникновения монополий. 2. Создает возможность выбора для потребителя. 3. Заставляет экономику гибко реагировать на изменение спроса. 4. Способствует внедрению технических достижений в производство, обновлению ассортимента и улучшению качества продукции. 1. Постоянное разорение многих товаропроизводителей и, как следствие, рост безработицы. 2. Отвлечение неоправданно больших средств на рекламу. 3. Использование недобросовестных (нечестных) методов соперничества: подкуп работников конкурентов, шантаж, промышленный шпионаж и др.

 

Конкурирующие предприятия применяют в соперничестве разнообразные методы, которые можно подразделить на две группы ― методы ценовой и неценовой конкуренции (см. таблицу 12).

 

 

Таблица 12


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.