Субъекты экономических отношений и их функции — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Субъекты экономических отношений и их функции

2017-09-27 589
Субъекты экономических отношений и их функции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(о третьем субъектегосударстве и его экономических функциях ― смотри ниже)

Субъект экономических отношений Функции субъектов экономических отношений
Домашнее хозяйство ― 1) основная структурная единица, функционирующая в потребительской сфере экономики; 2) экономическая единица (субъект, агент) в составе одного или нескольких лиц (обычно ― семья); она владеет факторами производства, самостоятельно принимает хозяйственные решения и стремится к максимальному удовлетворению своих потребностей. Совокупность всех домашних хозяйств в стране составляет потребительский сектор экономики. 1) потребление благ и тем самым обеспечение необходимого для экономики в целом потребительского спроса; 2) участие в формировании доходной части бюджета государства через уплату налогов; 3) обеспечение экономики ресурсами/факторами производства, в первую очередь трудовыми; 4) трудовые функции ―4.1.личное подсобное хозяйство (ЛПХ) и фермерство, в котором домашнее хозяйство и фирма объединены в одном субъекте, так же как в случае индивидуальной трудовой деятельности (ИТД); 4.2. самообслуживание (уборка, готовка пищи и др.). Сфера интересов ― максимизация полезности благ, приобретаемых на доходы.
Фирма (предприятие) ―экономическая единица, которая, используя факторы производства для создания и последующей продажи благ остальным субъектам экономики, самостоятельно принимает хозяйственные решения, отвечая на три вопроса экономики ― что производить, как производить, для кого производить. Бизнес― деловое предприятие (фирма), функционирующее с целью получения дохода (прибыли). Ведение бизнеса предполагает вложение в дело собственного или заемного капитала, доход от которого расходуется не просто на личное потребление, а для расширения производственной деятельности. Бизнес является поставщиком товаров и услуг в рыночном хозяйстве. Основной мотив деятельности коммерческой фирмы (предприятия) – стремление к получению максимальных доходов от осуществления собственного производства. Совокупность фирм, реализующих такую цель, называется предпринимательским сектором экономики. 1) производство и распределение продукта и получение доходов; 2) покупка ресурсов (факторов производства); 3) создание рабочих мест; 4) распределение доходов на налоги, производственное и непроизводственное потребление, сбережения; 5) обеспечение функционирования предпринимательского сектора экономики. Сфера интересов ― максимизация прибыли, использование ее не на личное потребление, а на расширение деятельности (то есть на экспансию и укрепление экономической власти).  

Элементы рыночного механизма

1) спрос (D) ― вынесенная на рынок платежеспособная потребность;

2) предложение (S) ― совокупность находящихся на рынке товаров или способных быть доставленным на него;

3) децентрализованный ценовой сигнал ― дерерсонифицированный информатор множеств продавцов и покупателей того или иного товара;

4) рыночное равновесие и рыночная цена ― состояние рынка и уровень цен, отражающие равенство спроса и предложения. Точка равновесия Е находится в пункте пересечения кривой спроса и кривой предложения. Соответствующая точке равновесия цена PE получает название равновесной цены, ибо именно при этом ее уровне уравновешиваются объемы спроса и предложения: QE = QD = QS.

Однако точка равновесия и равновесная цена модифицируются под воздействием ряда других (неценовых) факторов, таких как изменение уровней доходов семей, наличие товаров-заменителей (субститутов) и др., цены которых могут успешно конкурировать.

Рыночное равновесие бывает мгновенным (при неизменном предложении), кратковременным (при изменении объема производства, но при том же числе фирм и предприятий) и длительным (в случае, когда фирмы и предприятия, а также экономическая конъюнктура адаптировались к новому уровню спроса).

5) Конкуренция ― поиск хозяйствующим субъектом наиболее оптимальных условий осуществления своей хозяйственной деятельности и достижении максимально возможного положительного результата, выгоды.

Источником оптимизации поиска в заявленном контексте является знание субъектами рыночных отношений рыночной конъюнктуры и конъюнктуры экономической, а условием здоровой, то есть добросовестной конкуренции является развитость и общедоступность для всех экономических агентов рыночной инфраструктуры.

Рыночная конъюнктура ― ситуация, складывающаяся на рынке определенного товара, то есть информация о: а) наличии продавцов и покупателей данного товара (услуги), б) качественных и количественных показателях рынка (цены, объемах спроса и предложения данного товара), в) тенденциях развития рынка конкретного товара (услуги) (о его движении либо к дефициту, либо к перепроизводству). В наиболее сжатом виде сведения о рыночной конъюнктуре содержатся в информации, характеризующей уровень цен на товар (услугу).

Конъюнктура экономическая ― временная экономическая ситуация, характеризующая совокупность признаков, выражающих текущее состояние мировой экономики или экономики страны, региона или рынка товаров в определенный период времени. Этими признаками являются следующие: а) динамика производства и строительства; б) движение внутренней и внешней торговли; в) движение товарных запасов; г) динамика цен; д) динамика процента; е) динамика курсов ценных бумаг; ж) динамика прибылей; з) динамика издержек производства; и) численность занятых и безработных; к) динамика денежных доходов населения и др.

Сопоставление цены и издержек на производство товара позволяет предприятию определить: а) каким образом оно будет производить товар; б) то, насколько доход от реализации возместит затраты на производство; в) величину прибыли от деятельности.

Рыночная инфраструктура ―система хозяйственных организаций и некоммерческих учреждений, оказывающих услуги фирмам и населению, необходимые для нормального функционирования производства и обращения товаров и услуг, а также жизнедеятельности людей.

В инфраструктуре выделяют 5 блоков:

1) коммерческий, включающий в себя банки и биржи; брокерские фирмы и фонды, финансовые институты, налоговую и арбитражную системы; оптовые предприятия; аукционы и ярмарки; страховые общества, консультативные, аудиторские, рекламно-маркетинговые и посреднические фирмы и др.;

2) производственный, элементами которого являются дороги и связь, транспорт и логистика, складское хозяйство, водоснабжение и внешнее энергоснабжение и др.;

3) научно-технический ― наука, информационные сети; лизинговые, инжиниринговые фирмы; система подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров;

4) социальный ― образование; здравоохранение; институты культуры и искусства, туризма и досуга; спортивные сооружения; предприятия сферы обслуживания; жилищно-коммунальное хозяйство; Центры занятости;

5) институциональный. В данном контексте под институтами понимаются ряд норм и правил, которые выполняют функцию ограничений поведения экономических агентов и упорядочивают взаимодействие между ними, а также соответствующие институты-организации и механизмы контроля за соблюдением данных правил.

Функции рыночной инфраструктуры: 1) организация заключения контрактов на поставку продукции; 2) продвижение товарных потоков по отраслям и регионам.

Функции рынка

1) информационная, или источник ценового импульса (сигнала) о достоверной рыночной конъюнктуре;

2) посредническая. Выступая в качестве посредника между производством и потреблением, товаропроизводителем и потребителем, продавцом и покупателем, рынок связывает воедино сферу производства и потребления;

3) ценообразующая. Эта функция связана с образованием на рынке товаров и услуг цен равновесия (РЕ);

4) регулирование экономических процессов на основе спроса и предложения. Рыночная экономика основана на принципе эквивалентного обмена товарами и услугами, а процесс такого обмена регулируется отношениями между спросом и предложением.

5) признание общественной полезности товаров и услуг. Данная функция проявляется, прежде всего, в таких категориях экономической теории как «стоимость» и «полезность», содержание которых есть производное двух важнейших свойств товара или услуги: потребительной стоимости, то есть свойства товара удовлетворять конкретную потребность потребителя, и меновой стоимости, то есть свойства товара или услуги обмениваться на другой товар или услугу. При этом стоить знать, что деньгиэто товар со свойством всеобщего эквивалента.

6) стимулирующее воздействие в плане снижения затрат и обновления техники и технологии. Механизм рыночных цен трансформирует индивидуальные затраты (издержки) в общественно необходимые затраты труда (ОНЗТ), разоряя и принуждая покинуть рынок (отрасль) фирмы с неэффективным производством, то есть те, у которых средние издержки (затраты) производства продукции выше, чем уровень рыночной цены. Напротив, в этих условиях выживают и процветают фирмы с высоким уровнем производительности труда, ресурсосберегающей технологией, эффективным и рациональным ведением хозяйств (см. концепцию кривой производственных возможностей (КПВ), или границ технологических возможностей);

7) санирование производства и дифференциация товаропроизводителей. Дифференциация доходов в рыночном хозяйстве ― объективный результат действия механизма цен, результат признания/непризнания общественной полезности продукта труда конкретного товаропроизводителя на рынке. Как следствие, жаловаться на несправедливость рынка, согласно Хайеку, это то же самое, что жаловаться на несправедливость солнечной системы.

При анализе рыночного механизма в целом, и его элементов в частности, принципиально характеризовать период времени, в котором они рассматриваются. Речь идет о краткосрочном и долгосрочном периодах.

Краткосрочный период, или период фиксированных мощностей, ― 1) время, в течение которого производители и потребители, продавцы и покупатели не успевают полностью приспособиться к изменившимся рыночным условиям; 2) промежуток времени слишком короткий, чтобы фирма (предприятие) смогла изменить свои производственные мощности, но достаточно продолжительный для изменения степени интенсивности использования этих фиксированных мощностей за счет трансформации умений в навыки, что высвобождает время, в течение которого и производится приростное количество продукции при той же производительности труда.

Долгосрочный период, или период изменяющихся производственных мощностей,1) время достаточное длительное, чтобы производители и потребители, продавцы и покупатели успели полностью приспособиться к новым рыночным условиям; 2) период времени, в процессе которого все факторы производства (ресурсы, издержки) становятся (являются) переменными.

***

۩ Чем определяются в рыночной экономике ответы на три главных вопроса для любой системы хозяйствования: Что? Как? Для кого производить?

Со времен Аристотеля и до наших дней теория и практика экономики пытаются ответить на три вопроса экономики:

· Что следует производить из ограниченных ресурсов и в каком количестве? Другими словами, какова должна быть оптимальнаяструктура производства.

· Как надо производить товары или услуги, из каких ресурсов, с помощью каких технологий, какая комбинация факторов производства (труда, капитала, земли, предпринимательских способностей) окажется наиболее производительной? Другими словами, какова должна быть технология производства.

Технология (от греческого tekhne, обозначавшего искусство формообразования, ремесло и loqia, означившего область познания) ― в самом широком смысле ― методы обработки, то есть изменения состава, состояния, свойства и формы природных веществ или иного сырья, полуфабрикатов для изготовления, получения необходимых средств деятельности, благ и т. п. е

Технология обозначает также и систему знаний (прикладную науку) о названных методах.

Иначе говоря, технология ― общий термин для обозначения прежде всего процессов, с помощью которых род человеческий создает все средства для улучшения понимания материальной среды своего обитания, для усиления контроля над этой средой и более разумного управления ею. Средства могут быть информационными (идеальными), в числе которых ― научные гипотезы, теории, методики расчета и т. п., а также материальными ― орудия, приборы, системы машин.

В антропологии технология ― корпус знаний, доступных цивилизации, используемых для формирования орудий, для реализации умений и навыков ручного труда, а также для получения и накопления различных материалов (веществ).

Технология и культура связаны самым тесным образом, неотделимы друг от друга: технология, с одной стороны, есть продукт культурного развития, а с другой стороны она выступает как основа дальнейшего развития культуры, а также и как необходимое условие ее совершенствования.

· Для кого производить, кому предназначаются производимые товары и услуги, как они распределяются между собой? Другими словами, какова сфера потребления произведенного продукта труда.

NB! Ответы на первый и третий вопросы экономики в своей основе востребуют философского, гуманистического, гуманитарного по своей сути образа мышления. При ответе на второй вопрос принципиальна ориентация на внедрение высокотехнологичных, ресурсосберегающих и безотходных технологий, то есть реальное желание знать и внедрять достижения естественных наук в процесс производства. Решение вопросов Что? Как? Для кого? каждая из экономических систем обеспечивает по-своему, о чем подробнее см. в Теме 1.1. «Хозяйственные системы»

۩ Ресурсы и факторы производства

Производство невозможно без определенного набора ресурсов, или факторов производства.

Ресурсы ― средства, которые могут быть используемыми для производства экономических благ.

Основными видами ресурсов производства выступают:

• трудовые ресурсы ― население в трудоспособном возрасте (оно может иметь разную социально–демографическую, профессионально–квалификационную и культурно– образовательную структуру);

• труд ― целесообразная человеческая деятельность, направленная на создание экономических благ;

• капитал ― созданные прошлым трудом (рукотворные) блага, используемые для производства товаров и услуг;

• земля, естественные ресурсы ― данные природой вещества и силы, условия, пригодные и необходимые для производства товаров и услуг (они могут быть исчерпаемыми и неисчерпаемыми, возобновляемыми и невозобновляемыми);

• предпринимательство, предпринимательские способности ― управленческие способности, а также способности создавать новшества и идти на риск;

• управленческие способности ― способность рационально и наиболее эффективно сочетать (использовать) ресурсы для производства экономических благ;

• интеллектуальный продукт ― результат духовной, интеллектуальной деятельности. В состав интеллектуального продукта входят: изобретения, открытия, патенты, научные отчеты и доклады, проекты, описание технологий; литературные, музыкальные, художественные произведения; творения искусства;

• финансовые ресурсы ― денежные средства, которые общество может выделить на нужды производства;

• информация ― сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах, которые уменьшают степень незнания.

Факторы производства ― это действительно вовлеченные, взаимодействующие между собой в процессе производства ресурсы.

Современная экономическая теория анализирует 4 фактора производства.

• «Труд» как фактор производства (L) ― комбинация физических и умственных способностей человека, которые могут быть применены для производства благ (за исключением особого вида человеческих талантов, а именно – предпринимательской способности). Собственники фактора «труд» зарабатывают доход, называемый «заработная плата» ( w).

• «Земля» как фактор производства (N) ― все естественные ресурсы, или «даровые блага природы», которые применимы в производственном процессе (пахотные земли, леса, месторождения минералов и нефти, других полезных ископаемых, водные ресурсы). Собственник фактора «земля» получает доход в виде ренты ( R).

• «Капитал» (инвестиционные ресурсы) как фактор производства (K) ― охватывает все произведенные средства производства, то есть все виды зданий, сооружений, инструментов, машины, оборудование, фабрично-заводские, складские, транспортные средства и сбытовую сеть, используемые в производстве товаров и услуг и доставке их конечному потребителю. Процесс производства и накопления этих средств называется инвестированием (I). В этом смысле термин «капитал» не подразумевает деньги: деньги как таковые ничего не производят, а, следовательно, их нельзя считать экономическим ресурсом.

Физический капитал ― то, с помощью чего можно увеличить продуктивность земли и труда.

С 1960-х годов первым среди равных объектом инвестирования стал фактор, получивший в экономической теории название «человеческий капитал», под которым понимается часть продуктивного капитала, которая может быть увеличена благодаря следствию образованности, квалификации и поддержанию физического и психологического здоровья работника.

Собственник фактора «капитал» получает доход (плату за услуги капитала), называемый процентом ( r).

• «Предпринимательские способности» как фактор производства (H) ― специальные способности людей, позволяющие собрать другие факторы производства в эффективную комбинацию. Принципиально то, что предприниматель берет на себя всю сумму риска: не только риск производить что-то, но и риск, связанный с обязанностью заплатить владельцу земли ― ренту, владельцу рабочей силы ― заработную плату, владельцу капитала ― процент. В то же время никто не гарантирует предпринимателю, что сам он не сработает в убыток, а тоже получит доход.

Доход предпринимателя называется «нормальная, или предпринимательская, прибыль».

۩ Поведенческие модели человека рынка

Потребитель, выбирая товары и услуги, своим экономическим поведением активно воздействует на производство, стимулирует его развитие. Под поведением экономическим понимается образ, способ, характер экономических действий граждан, работников, руководителей, производственных коллективов в тех или иных складывающихся условиях экономической деятельности, жизни.

Потребитель ― это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли. Потребителем выступает каждый из субъектов экономических отношений ― домашнее хозяйство, фирма и государство в целом.

Цель потребителяизвлечение максимальной полезности от потребления товаров и услуг.

Ограничения на пути достижения цели потребителя: а) семейный (потребительский) бюджет ― баланс денежных доходов и расходов семьи; б) цены на товары и услуги; в) ассортимент предлагаемых товаров и услуг. Следствием сказанного является проблема рационального выбора, присущая каждому экономическому субъекту как покупателю.

Рациональное поведение потребителя ― это продуманное поведение, предполагающее сопоставление результатов действия с затратами. Другими словами, это поведение, которому свойственно тройственное вопрошание: Хочу? Могу? Буду?

NB! Смысл рациональности ― стремление к оптимизации, к достижению наилучшего результата, максимально возможной выгоды при наименьших затратах. К условиям, без которых невозможно рациональное экономической поведение, относят: а) обладание полной (всей) информацией; б) способность правильно обработать или расшифровать информацию (например, сделать верные исчисления, прогнозы); в) свобода выбора, свобода принятия решений; г) свободный доступ к ресурсам, свободное их перемещение и др. *** Многие путают экономность с жадностью, между тем это совершенно разные понятия. Жадность ― это когда очень хочешь иметь нечто материальное, но не желаешь тратиться. А экономностьфилософия жизни: довольствуешься малым не потому, что не можешь позволить себе б о льшего, а потому что считаешь это большее неважным, незначительным и совершенно не нужным.

 

Экономическая теория интерпретирует разнообразные поведенческие модели человека рынка. К основным направлениям из них относятся следующие модели.

Первое направление связано с рациональностью.

· модель «человека экономического», или «homo economicus» ― индивид ведет себя так, чтобы максимизировать полезность (удовлетворение, благосостояние, счастье …) в условиях альтернативного выбора ограниченности ресурсов, основнымиз которых является его денежный доход;

· модель «полной рациональности» ― человек наилучшим образом из возможных условий использует всю имеющуюся информацию и достигает наивысшего разрыва между достигнутыми результатами и произведенными затратами (максимальные выгоды при минимальных затратах);

· модель «ограниченной рациональности» ― человек сознательно стремится к достижению наилучшего варианта, но не имеет при этом всей полноты информации;

· модель «органической рациональности» ― рациональность выбора может быть ограничена либо юридическими запретами, либо традициями, то есть воздействие на людей рационализируется формальными и неформальными правилами поведения.

Второе направление представлено сторонниками исторической школы экономики, институционализма и кейнсианства. Так,согласно Д. Норту, помимо индивидуальной полезности, во многих случаях следует говорить не только о личной выгоде, но и об альтруизме, то есть о бескорыстной заботе о благе других, готовности жертвовать для других личными интересами, и самоограничении, которые радикально влияют на результаты выбора.

Третье направлениемодель «социально индивидуального человека» предполагает общество, основанное на демократических и плюралистических началах с развитыми групповыми связями и размытыми, нежесткими границами между социальными общностями.

Вывод: «рациональным» экономисты считают такое поведение покупателя, когда структура и очередность его покупок отражают структуру и степень важности его личных потребностей, а выбранный им набор товаров способен обеспечить максимальное удовлетворение потребности при ограниченном размере денежного дохода.

 

 

Основные понятия

Бизнес Рыночная инфраструктура
Государство Рыночная цена
Долгосрочный период в экономике Рыночное равновесие
Домашнее хозяйство Спрос
Жадность Технология
Закон общественного труда Товарное производство
Капиталистическое товарное производство Три вопроса экономики
Конкуренция Условия рационального экономического поведения
Конъюнктура экономическая Факторы производства
Краткосрочный период в экономике Физические лица
Общественное разделение труда Физический капитал
Потребитель Фирма
Предложение Формы разделения труда
Простое товарное производство Формы общественного разделения труда
Разделение труда Функции рынка
Разделение труда общественное Функции рыночной инфраструктуры
Рациональное поведение потребителя Хозяйственная автономия субъекта рынка
Режим частной собственности Человеческий капитал
Рынок Экономическая обособленность субъектов рынка
Ресурсы Экономность
Рыночная конъюнктура Юридические лица

 


Поделиться с друзьями:

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.152 с.