Раздел I. Теоретико-методологические основы социологии. — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Раздел I. Теоретико-методологические основы социологии.

2017-09-27 205
Раздел I. Теоретико-методологические основы социологии. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРАКИКУМ ПО СОЦИОЛОГИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ДНЕВНОГО ОТДЕЛЕНИЯ, СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «ИСТОРИЯ», 4 КУРС, 2017/ 2018 ГОД

Пояснительная записка

1)Общие указания (в качестве домашнего задания)

Подготовку к семинару рекомендуется начинать с доработки конспек­та лекций, а затем, с учетом имеющейся литературы, последовательно от­рабатывать учебные вопросы в соответствии с заданием.

Каждый обучаемый при необходимости может подготовить в своем конспекте краткие ответы (тезисы) на вопросы семинарского занятия.

Объем ответа, на вопрос определяет сам обучаемый. Структура от­вета на вопрос предполагает раскрытие категориальных характеристик, его содержания, выход на практику, а также краткий вывод. Продолжи­тельность ответов на вопросы задания - до 10 минут.

Время для доклада – 10-15 минут.

2) В своих конспектах сформулировать определения ключевых понятий темы;

3) Знать ответы на контрольные вопросы (в своих конспектах сформулировать ответы на контрольные вопросы) и подготовиться к дискуссии по логическим заданиям и проблемным вопросам (при необходимости в своих конспектах сформулировать краткие тезисы ответов на логические задания и проблемные вопросы).

 

 

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ

 

Номер темы Название темы 4 курс дата практического занятия Номер практического занятия по порядку
  Раздел I. Теоретико-методологические основы социологии      
  Социально-теоретические предпосылки становления социологии Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.      
  Объект, предмет, структура и функции социологического знания      
  Развитие социологии как науки Классические социологические теории. Современные социологические теории.   13/09  
  Русская социологическая мысль.   27/09  
  Раздел II. Основные составляющие общества и теории общественного развития      
  Общество как социальная система      
  Народонаселение и демографические процессы   11/10  
  Раздел III. СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРЫ      
  Социальные группы и общности      
  Социально-территориальная структура общества      
  Этнонациональная структура общества   25/10  
  Социальное неравенство, стратификация и социальная мобильность. Понятие социального статуса.   08/11  
  Социальные организации и институты     22/11  
  Личность как социальный тип. Социальный контроль и девиация. Личность как деятельный субъект.      
  Культура как фактор социальных изменений. Взаимодействие экономики, социальных отношений и культуры      
  Раздел IV. Социальные процессы      
  Типы взаимодействий между индивидами.      
  Социальные взаимодействия и отношения      
  Общественное мнение как институт гражданского общества. Массовые коммуникации и общественное мнение   06/12  
  Деятельность и поведение как реализация форм и видов общественного сознания      
  Социальные изменения. Социальные революции и реформы.      
  Концепция социального прогресса. Формирование мировой системы. Место России в мировом сообществе. Глобализация   20/12  
  социальные движения      
  РАЗДЕЛ V. СТРАТЕГИЯ, ПРОГРАММЫ И МЕТОДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ      
  Теория, методология и техника социологического исследования Организация и проведение социологических исследований. Методы социологических исследований      
  Формирование выборки в эмпирических социологических исследованиях      
  ВСЕГО ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (ЧАСЫ)      

 

 

Раздел I. Теоретико-методологические основы социологии.

Тема 1. Социально-теоретические предпосылки становления социологии. Предыстория и социально-философские предпосылки социологии как науки.

 

Ключевые понятия темы: позитивизм, эволюция; материалистическое понимание истории, производственные отношения, общественная формация; подражание.

 

Вопросы к обсуждению:

1. Теоретические и социальные предпосылки возникновения социологии

2. О.Конт – позитивистский проект переустройства общества. Теория индустриального общества.

3. Биолого-эволюционное направление в социологии.

4. Исторический материализм К.Маркса и Ф.Энгельса.

5. Психологическое направление в социологии конца 19 – нач. 20 вв.

 

Темы докладов и рефератов

1. Влияние на становление социологии естествознания и натуралистического мировоззрения

2. О. Конт и его противопоставление философии и социологии

3. Социальный дарвинизм и расово-антропологическое направление в социологии.

4. Теория становления и развития общественных формаций

 

Время для доклада – 10-15 минут.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем суть теории подражания Г. Тарда?

2. Найдите основные категории в теории материалистического понимания истории К. Маркса.

3. Почему К. Маркс рассматривал «отчуждение» как явление типичное для капиталистического общества?

4. Что значит категория «прибавочная стоимость» в учении К. Маркса?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Эволюционизм как предшественник системных концепций понимания общественной жизни.

2. Проведите сравнительный анализ общества в учениях О.Конта, Г. Спенсера, К. Маркса. Найдите признаки традиционного и современного общества в их учениях.

3. Какова, согласно К. Марксу, роль деятельности и производственных отношений людей в развитии общества как социальной системы?

4. В чем, согласно К. Марксу, причина классовой борьбы?

5. Какие бывают виды общественно-экономических формаций?

6. Почему, согласно К. Марксу, происходит смена общественно-экономических формаций?

7. Социальная революция, принципы и методы материалистического анализа общественных процессов и их связь с социально-политической теорией социализма.

8. Социологический номинализм. Психологическая школа в социологии (Г.Тард, Г.Лебон) как реакция на «биологизм» и ее роль в исследовании массовых феноменов человеческого поведения.

9. Бихевиоризм и психологический эволюционизм в американской социологии: «психосоциальные силы» Л.Уорда, «сознание рода» Ф.Гидденса, теория «зеркального Я» Ч.Кули и т.п.

 

Литература

Основная

Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

Тощенко Ж. Т. Социология труда. М. Юнити_ДАНА, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=436864

 

Дополнительная

1. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Уч. Пос. для вузов. – 5-е изд. – М.: 2001.

2. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=84932

3. История социологии в Западной Европе: Учебник для вузов / Авт.: Гайденко П.П., Добреньков В.И., Ионин Л.Г. и др.; Отв. ред. Г.В.Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА- М., 1999.

4. Сорокин П. А. Социокультурная динамика // Человек. Цивилизация. Общество. М., 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36167

5. Западная социология: современные парадигмы антология. Сост.:Соколова, Л. Г. Титаренко Минск: Белорусская наука. 2015.

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Философские и методологические предпосылки возникновения социологии.

2. Проблема формирования социологического метода: история и современность.

3. Формирование эмпирической социологии в Западной Европе.

4. Классические эмпирические исследования в западной Европе в конце XIX – нач. XX вв.

5. Взаимосвязь теории и конкретных данных в социологии Э. Дюркгейма. (М. Вебер, Г. Спенсер, А. Турен – на выбор студента).

6. Формирование советской школы прикладной социологии в 1960 – х годах (Б. А. Грушин, В. А. Ядов, Г. В. Осипов, А. Г. Здравомыслов).

 

Время для доклада – 10-15 минут.

Вопросы для самопроверки:

1. Что такое парадигма?

2. Какие парадигмы существуют в социологии?

3. Чем отличается предмет социологии от ее объекта?

4. Является ли общество предметом социологии?

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Сущность категорий «научное исследование», «социальный процесс».

2. Эволюция представлений о предмете социологи в истории социологической мысли.

3. Почему структурирование на теоретическую и эмпирическую социологию предполагает ответ на вопрос «Чем занимается социолог?». Ответьте на этот вопрос.

4. Дихотомия фундаментальная/прикладная социология разъясняет, зачем социолог занимается исследованиями, что является результатом его деятельности, каковы способы получения знания и решения социальных проблем.

 

Литература

Основная

1. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

2. Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

 

Дополнительная

1. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Фундаментальная социология: в 15 т. Т.1: Теория и методология. М.: ИНФРА-М, 2003.

2. Горшков М. К., Шереги Ф. Э. Прикладная социология: Учеб. пособие для вузов. М., 2003.

3. Ельмеев В. Я., Овсянников В. Г. Прикладная социология: Очерки методологии. 2-е изд., испр. И доп. СПб.: СПбГУ. 1999.

4. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=84932

5. Лапин Н. И. Эмпирическая социология в Западной Европе: Учебное пособие. М.: ГУ ВШЭ. 2004.

6. Осипов Г. В. Введение в теоретическую социологию. М., 2011.

7. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36167

8. Тезаурус социологии: Темат. Слов.- справ. / Под ред. Ж. Т. Тощенко. М.: ИНИТИ-ДАНА, 2009.

9. Тернер Дж. Структура социологической теории. М.Ю, 1985.

10. Ядов В. А. Стратегия социологического исследования: описание, объяснение, понимание социальной реальности. М., 2003.

 

Темы докладов и рефератов

1. Неоэволюционистские теории системности и развития (Т. Парсонс, Э. Шилз)

2. Теории социальных изменений (Р. Мертон)

3. Теории социального конфликта (Ч. Р. Миллс, Р. Дарендорф)

4. Структурализм во Франции (К. Л. Стросс, М. Фуко)

5. Символический интеракционизм (Д. Г. Мид, Г. Блумер)

 

Вопросы для самопроверки (студент определяет на выбор по три вопроса):

1. Какие элементы социальной реальности выделял Э. Дюркгейм?

2. Какова взаимосвязь разделения труда и солидарности в концепции Э. Дюркгейма?

3. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

4. Как М. Вебер интерпретирует понятие «ценность»?

5. Что такое социальное действие? Каковы его важнейшие признаки?

6. Кто ввел в социологию понятие «идеального типа» и что оно означает?

7. Как влияет дифференциация на эволюцию общества в социологии Т. Парсонса?

8. Какие концепции получили наибольшее распространение во второй половине XX века?

9. Назовите подсистемы общества и их функции.

10. Почему А. Шюц называл «обыденный мир» «высшей реальностью»?

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы (для пропустивших занятие - конспект - 5 страниц тетради:

1. Почему социология М. Вебера называется «понимающей»?

2. Как М. Вебер интерпретирует понятие «ценность»?

3. Что такое социальное действие? Каковы его важнейшие признаки?

 

Литература

Основная

1. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

2. Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

3. Тощенко Ж. Т. Социология труда. М. Юнити_ДАНА, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=436864

 

Дополнительная

1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1992.

2. Вебер М. Образ общества: Пер. с нем. – М.: Юрист, 1994. – 704 с.

3. Гидденс Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. М., 2003.

4. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. М., 1991.

5. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=84932

6. Мертон Р. Социальная теория и социальная структура. М., 2006.

7. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

8. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность: Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. – М.: Политиздат, 1991. – 367 с.

9. Гофман А.Б. Семь лекций по истории социологии: Уч. Пос. для вузов. – 5-е изд. – М.: 2001.

10. Западная социология: современные парадигмы антология. Сост.:Соколова, Л. Г. Титаренко Минск: Белорусская наука, 2016

11. Ионин Л.Г. Георг Зиммель - социолог._ АН СССР. – М.:Наука, 1981. -129 с.

12. Немецкая социология/ Под ред. Р.П.Шпаковой. – СПб.: Наука, 2003.

13. История социологии в Западной Европе: Учебник для вузов / Авт.: Гайденко П.П., Добреньков В.И., Ионин Л.Г. и др.; Отв. ред. Г.В.Осипов. – М.: НОРМА-ИНФРА- М., 1999.

14. Кравченко Е.И. Макс Вебер. – М.: Весь Мир, 2002. – 224 с.

15. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36167

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Теория «социальных групп» общества Ф. Знанецкого.

2. Географическая среда и экологический детерминизм.

3. Народонаселение как важнейший фактор жизнедеятельности общества.

4. Общество как социетальная система. Важные черты любой социальной системы.

5. Особенности экономических факторов в жизнедеятельности общества.

6. Успехи и слабости цивилизаций в концепции Л. Февра.

 

 

Время для доклада – 10-15 минут.

Вопросы для самопроверки:

1. Как определяется понятие «общество» различными социологическими школами?

2. В чем отличительные особенности социально-исторического детерминизма?

3. Какова роль экономических факторов в жизнедеятельности общества?

4. Какие черты и качества характеризуют понятие социальной системы?

5. Опишите механизм социального взаимодействия.

6. Система общества имеет сложную структуру. Какие подсистемы входят в состав этой системы, каким образом они взаимодействуют друг с другом?

7. Общество в своем историческом развитии проходит ряд этапов, которые, в свою очередь, порождают различные типы общественного устройства. Охарактеризуйте известные Вам этапы общественного развития.

8. Какие точки зрения существуют относительно закономерностей развития общества. Одни мыслители (О. Конт, К. Маркс, П. Сорокин) признают наличие закономерностей в развитии общества, другие (Дж. Г. Мид) - это отрицают.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Концепции общества: атомистическая, «сетевая теория» и теория социальных групп, их различие.

2. Есть различные мнения о социальном прогрессе. Многие исследователи (Дж. Вико, Ж.-Ж. Руссо, Ж. Деррида) в развитии общества отвергают прогресс. Другие (Гегель, Конт, Спенсер, Маркс) - наоборот, признают существование прогресса в развитии общества. Какая из позиций, по Вашему мнению, правильная? Подтвердите ее аргументами.

3. Взаимосвязь методов построения теории общества и реальной социальной жизни

4. Технологические факторы и экономические отношения в современном социальном развитии.

5. Социальная эволюция как естественно-исторический процесс.

 

Литература

Основная

1. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

2. Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

 

Дополнительная

1. Гидденс Э. Социология. М., 1999. Гл. 2 Культура и общество.

2. Гэлбрейт Дж. Новой индустриальное общество. М., 1968.

3. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=84932

4. Луман Н. Понятие общества // Проблемы теоретической социологии. СПб., 1994.

5. Парсонс Т. О социальных системах. М., 2002.

6. Парсонс Т. Понятие общества: компоненты и их взаимодействия // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Сорокин П. А. Социальная и культурная мобильность. Разд.: Социальное пространство, социальная дистанция, социальная позиция // Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992// http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36167

8. Сорокин П. А. Общедоступный учебник социологии. М., 1994.

9. Февр Л. Цивилизация: эволюция слова и группы идей. М.: Директ-Медиа, 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36191.

10. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Директ-Медиа, 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=128617

11. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: (учебник) Пер. с пол. С. М. Червонной. - М.: Логос, 2005.

 

Понятийно-терминологическая игра:

Цель игры: помочь студентам усвоить основные категории и понятия социологии, раскрывающие сущность общества.

Задачи:

1. Повысить познавательную активность и коммуникационные способности студентов в процессе обучения

2. Привить навыки организации дискуссии на основе метода малых групп.

3. Научить студентов самостоятельно проводить анализ понятийного аппарата по учебному курсу.

4. Развить память и адекватно оценивать интеллектуальный потенциал студентов.

Студенческая группа подразделяется на дискуссионные
подгруппы по пять-шесть человек в каждой. Каждой группе предлагается дать определение (устно) следующих понятий по изучаемой теме: «общество», «социальная систе­ма», «социальный институт», «социальная структура», «социальный статус», «тип общества», «социальная закономерность». После того, как содержательные признаки данных понятий обсуждены внутри группы (10 минут), один из представителей группы озвучивает результаты работы, а представители других групп могут вносить свои дополнения, коррективы, выражать аргументированно свое несогла­сие. После этого преподаватель комментирует итоги работы каждой группы и дает им оценку.

 

На втором этапе

Задача каждой группы — за 10-15 минут усвоить эти новые по­нятия, выделив в них основные отличительные признаки. Для того чтобы активизировать такое усвоение, участники игры поочередно устраивают друг другу экзамен: воспроизводят своими словами опре­деление того или иного понятия, отвечают на вопрос, касающийся основных признаков изучаемых понятий.

Каждая группа составляет в течение следующих 10 минут связ­ный текст (социологическая информация, сообщение, рекламное со­общение, социальная характеристика личности и т.п.), который будет оцениваться по следующим критериям:

· Количество использованных понятий, вошедших в термино-карту.

· Точность в употреблении понятия, количество правильно ис­пользованных понятий.

· Занимательность текста и исполнительское мастерство про­чтения.

Темы докладов и рефератов

 

1. Семья – особенности ее формирования и ее состава. Семейные отношения в истории общества.

2. Соотношение половозрастных групп в составе населения.

3. Семья как первичная ячейка общества. Брак как социальный институт

4. Сценарии будущего демографического развития.

5. Социальная сущность народонаселения: устойчивость, долговечность, способность к самовоспроизводству.

6. Молодежь как социально-демографическая группа. Молодежные движения и организации (история и современность)

7. Социализация молодежи и ее особенности в современных условиях

 

 

Время для доклада – 10-15 минут.

 

Вопросы для самопроверки:

1. Что понимается под народонаселением?

2. Почему демографическая политика должна охватывать все стороны жизни?

3. Из каких компонентов образуется общий прирост народонаселения?

4. Что понимается под воспроизводством населения? Какие типы в нем выделяются?

5. Что такое ожидаемая продолжительность предстоящей жизни?

6. Демографический кризис: количественные и качественные изменения.

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

 

 

Литература

Основная

1. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

2. Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

3. Тощенко Ж. Т. Социология труда. М. Юнити_ДАНА, 2015. http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=436864

Демоскоп weekly

 

 

Дополнительная

1. Брук С.И. Население мира. М., 1986.

2. Демографический ежегодник России. 1993 – 2004.

3. Демографический понятийный словарь. М., 1985.

4. Демографический энциклопедический словарь. М., 1985.

5. Народонаселение: Энциклопедический словарь. М., 1994.

6. Волков А. Г. Избранные демографические труды. М., ВШЭ, 2014 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=439954

7. Здравомыслов А. Г. Поле социологии в современном мире. М.: Логос, 2010 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=84932

8. Здоровье студентов: социологический анализ/ Отв. ред. И.В. Журавлева; Институт социологии РАН. – М., 2012. //http://www.ssa-rss.ru

9. Мальтус Т. Р. Опыт о законе народонаселения. М.: Директ-Медиа, 2012 // http://biblioclub.ru/index.php?page=search_red

10. Международная миграция населения и демографическое развитие. Гл. ред. Ионцев В. А. М., 2014 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=276562&sr=1

11. Сергеева А. В. Русские: стереотипы поведения, традиции, ментальность. М.: Флинта: Наука, 2004. - 328 с.

12. Социальная Европа в XXI веке. Под ред. М. В. Каргаловой.М. Весь мир. ИЕ РАН, 2001. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=229902

13. Левикова С. И. Молодежная субкультура: учебное пособие/ С. И. Левикова. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 608 с.

14. Лисовский В. Т. Молодежь: Любовь, брак, семья: Социологическое исследование. Отв. ред. А. А. Козлов. - СПб.: Наука, 2003. - 368 с.

15. Основы теории народонаселения. М., 1977.

16. Чередниченко Г. А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования)/ Г. А. Чередниченко. - СПб.: Изд-во РХГИ, 2004. - 504 с.

17. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи (пособие). – М., Владос, 2004.

18. Рыбаковский Л. Л. Миграции населения в геополитических координатах // Народонаселдение. 2015. № 4 (70). С. 43 -57.

19. Павловский В.В. Ювентология: проект интегративной науки о молодежи. – С.: Академический проект, 2001.

20. Ювенология и ювенальная политика XXI веке./ Под ред Б.Г.Слуцкого. СПб.: Знание, 2004.

21. Журнал «Народонаселение»

Темы докладов и рефератов

1. Понятие «архетипа коллективного бессознательного» у К. Юнга.

2. Социология толпы (Г. Тард, Г. Лебон).

3. Итоги «хоторнского эксперимента Э. Мэйо.

4. Структура, сознание и действие социальных групп.

5. Бюрократия как специфическая статусная группа.

6. Социальные молодежные службы.

7. Маргинальные группы. Теория маргинальных общностей в Чикагской социологической школе (Р. Парк, Э. Стоунквист).

8. Особенности функционирования неформальных объединений в молодежной среде.

9. Город и село как социально-территориальные общности.

 

Время для доклада – 10-15 минут.

Вопросы для самопроверки:

1. Формальная и содержательная структура социальных групп.

2. Охарактеризуйте особенности первичных и вторичных социальных групп. Объясните, почему одни из них являются первичными, а другие – вторичными социальными группами.

3. Опишите особенности малой социальной группы. Объясните, какую роль она играет в жизни человека и общества.

4. Назовите отличие формальных групп от неформальных. Приведите примеры, позволяющие уяснить это различие. Дайте характеристику особенностей референтных групп. Объясните, какую роль они могут сыграть (положительную, отрицательную) в жизни человека.

5. Можно ли считать, что социальные нормы - это групповые привычки.

6. Распространенность социальных норм и жесткость санкций за их нарушение.

7. Функции социальных норм.

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Назовите определение социальной группы. Объясните, почему именно социальная группа является исходной «клеточкой» общества?

2. Отношения между неформальными группами внутри и вне стен организации.

3. Проблема группового конформизма.

4. Специфика проведения досуга различными социальными группами.

5. Динамика групповой жизни.

 

Литература

Основная

1. Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

2. Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

3. Кравченко А. И. Социология в схемах и определениях: учебное пособие. М.: Проспект, 2015 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=251776

4. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества: Пер. с польск. СМ. Червонной. — М.: Логос, 2005. — 664 с

 

Дополнительная

1. Беловинский Л. В. Жизнь русского обывателя: От дворца до острога. – М.: Кучково поле. 2014.

2. Бурдье П. Практический смысл / Пер. с фр.; СПб., 2001. Кн. 2, Гл. 1 – 2.

3. Кон И. С. Социология личности. М., 1976.

4. Кристи Н. Плотность общества.(пер. с норвеж.) (ред. Я. И. Гилинский) СПб., Алетейя. 2014. (о преступности _ ГН) http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=221390

5. Кули Ч. Социальная самость. М.: Директ-Медиа, 2007. - 16 с. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=26529

6. Кули Ч. Первичные группы // Американская социологическая мысль. Тексты. М., 1996.

7. Мертон Р. К. Социальная структура и аномия. М.: Директ-Медиа, 2007. – 37 стр. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=26545&sr=1

8. Мансуров В. А., Юрченко О. В. Социология профессиональных групп: история становления и перспективы // Вестник института социологии. 2013. № 2 (7).

9. Парыгин Б. Д. Социальная психология как наука. М., 1999.

10. Парсонс Т. Система современных обществ. М., 1997.

11. Радаев В.В. Экономическая социология, М., ГУВШЭ., 2005

12. Сорокин П. А. Социальная стратификация и мобильность. М.: Директ-Медиа, 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=26570

13. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=36167

14. Социальная Европа в XXI веке. Под ред. М. В. Каргаловой.М. Весь мир. ИЕ РАН, 2001. // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=229902

15. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Директ-Медиа, 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=128617

16. Ярошевский М. Г. Психология в XX столетии. М., 1971.

Темы докладов и рефератов

1. Социальная история городского района

2. Социальные контакты горожан (на примере конкретного города)

3. Имидж города с точки зрения его жителей

4. Рынок жилья в крупном российском городе: взгляд социолога

5. Идеал жилища с точки зрения горожан

6. Причины совместного проживания нескольких поколений: взгляд социолога

7. Освоение и использование городского пространства представителями нижних слоев городского населения

8. Экологическое сознание горожан

9. Процесс урбанизации в России и СССР

10. Отношение горожан к мигрантам (социологический анализ на примере конкретного города)

11. Пространственная структура социальной сети городских домохозяйств

12. Сетевые обмены городских домашних хозяйств (на примере конкретного города)

13. Соседские контакты горожан (социологический аспект)

14. Разделение домашнего труда в городских семьях

15. Молодежные субкультуры в городе

16. Отражение социального неравенства в архитектурном облике города

17. Сегрегация этнических меньшинств в современном российском городе: актуальность и перспективы

18. Территориальные общности (село и город) и их функции. Культура и субкультуры города.

Время для доклада – 10-15 минут.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение города

2. Сущность и содержание процессов урбанизации.

3. Социальный капитал горожанина и крестьянина: сравнительный анализ

4. Покажите, как происходит распространение новых информационных и коммуникационных технологий.

5. Свободное время горожан детского и подросткового возраста

 

 

Вопросы и задания для самостоятельной работы:

1. Влияние структуры поселения (среда жизнедеятельности) на меру возможностей социального развития индивида.

2. Рынок жилья в крупном российском городе: взгляд социолога.

3. Освоение и использование городского пространства представителями нижних слоев городского населения

4. Городские рынки как социальное явление

5. Соподчиненность социально-территориальных общностей.

6. Физическое и социальное пространство. Исследования П. Бурдье

7. Социологическое изучение города. Чикагская школа

8. Участие граждан в планировании городов

9. Развитие и проблемы городской сферы услуг в постсоветский период (социологический анализ на примере конкретного города)

10. Перспективы для города и горожан

 

Литература

Основная

Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

Иванов Д. В., Бороноев А. О. Социология: учебник. М., Проспект, 2016 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_red&id=443630&sr=1

 

Дополнительная

 

1. Алексеев, О. Б. Активный город и местное самоуправление / О. Б. Алексеев // http://www.i-u.ru/biblio/archive/alexeyev_aktivgorod

2. Алексеев, О. Б. Остов России (города и муниципальное управление) / О. Б. Алексеев, О. И. Генисаретский, П. Г. Щедровицкий // http://www.i-u.ru/biblio/archive/alexeyev_ostovrossii

3. Ахиезер А. С. Социальное пространство и человеческий фактор в свете теории урбанизации. В кн.: Проблемные ситуации в развитии города. М: Институт Социологии. 1988.

4. Бертельс, Л. Город как малая родина: пер. с нем. / Л. Бертельс – Смоленск: СГПУ, 2004.

5. Бурдье, П. Социология социального пространства / П. Бурдье – М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2007.

6. Вагин, В. В. Городская социология: Учеб. пособие для муниципал. Управляющих / Вагин В. В. // http://www.auditorium.ru

7. Вебер, М. История хозяйства. Город. – М.: «КАНОН-пресс-Ц»; «Кучково поле», 2001.

8. Генкин Б.М. Экономика и социология труда. – М.: Норма. 2006.

9. Глазычев В. Л. Социально-экологическая интерпретация городской среды. Москва: Наука. 1984.

10. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Социология. В 3-х Т. М., 2000.

11. Долгий В. М., Левада Ю. А., Левинсон А. Г. Урбанизация как социокультурный процесс. Ю. Статьи по социологии. Москва. 1993.

12. Зеленов Л.А. Социология города. – М., 2000.

13. Каганов Г. З. Душа и тело города/ Г. З.Каганов //Человек. - 2002. - N1. - С.88-103.

14. Косарецкая С.В. О неформальных объединениях молодежи (пособие). – М., Владос, 2004.

15. Крогиус В.Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия. – М.: Прогресс – Традиция, 2009. – 312 с.

16. Куприянов А.И. Культура городского самоуправления русской провинции. 1780 – 1860 –е гг. ИРИ РАН, 2009.

17. Малышева С.Ю. Праздный день, досужий вечер. Культура досуга российского провинциального города второй половины XIX – начала XX века. М., Academia, 2011. – 192 с.

18. Медведков Ю.В. Человек и городская среда. М., 1978.

19. Молодежь как социально-демографическая группа. Молодежные движения и организации (история и современность)

20. На краю советского общества: социальные маргиналы как объект государственной политики. 1945 и-1960 гг. / Авт.-сост. Е.Ю.Зубкова, Т.Ю.Жукова. М.: РОССПЭН, 2010. – 816 с.

21. Пивоваров Ю. Л. Современный урбанизм. Курс лекций. Москва: Российский открытый университет. 1994.

22. Пирогов, С. В. Социология города: Учебное пособие / С. В. Пирогов. – М.: «Новый учебник», 2004. – 208 с.

23. Трущенко О. Е. Престиж центра. Городская социологическая сегрегация в Москве. Москва: Socio-Logоs. 1995.

24. Трубина Е. Город в теории: опыты осмысления пространства. М.: Новое литературное обозрение, 2011. – 520 с.

25. Человек и город / А.Б. Георгиевский, А.П. Мозелов, Н.П. Овчинникова; Балт.гос.техн.ун-т. – СПб., 2007.

26. Штомпка П. Социология. Анализ современного общества. М.: Логос, 2005. С. 11-38.

27. Штомпка П. Социология социальных изменений. М.: Директ-Медиа, 2007 // http://biblioclub.ru/index.php?page=book_view_red&book_id=128617

28. Яров С.В. Блокадная этика: Представления о морали в Ленинграде в 1941 – 1942 гг. СПб.: Нестор – История. 2011. – 596 с.

 

 

Вопросы к обсуждению

1. Понятия этничности и их признаки: племя, народность, этнос, нация.

2. Трансформации этнонационального развития: объединяющие (консолидация, ассимиляция, кооперация) и разделяющие (доминирование, дискриминация, национализм, геноцид) процессы этнического развития.

 

Темы докладов и рефератов

1. Условия и факторы формирования наций

2. Отличительные особенности этноса.

3. Этническое предпринимательство: причины успеха.

 

4.

Литература

Основная

Социология. Основы общей теории: учебник / отв. ред. Г. В. Осипов, Л. Н. Москвичев. - 2-е изд., испр. и доп. – М.: Норма, 2014.

Дополнительная

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. и др. Этносоциология: Учебное пособие. М. – аспект-Пресс. 1999.

2. Бондырева С.К. Миграция (Сущность и явление): Учебно-мет. Пособие. М.: 2004.

3. Глобализация - этнизация: Этнокультурные и этноязыковые процессы: (монография): В 2 кн./ Отв. ред. Г. П. Нещименко; Ин-т славяноведения РАН. - М.: Наука, 2006.

4. Леонтович О. А. Русские и американцы: парадоксы межкультурного общения: монография). М.: Гнозис, 2005.

 

 

Темы докладов и рефератов

1. Исходные положения теории классов К.Маркса. Неомарксизм.

2. П. Сорокин – создатель социальной стратификации.

3. Т. Парсонс и его критерии социальной стратификации (качественные и ролевые характеристики).

4. Взаимосвязь структуры, сознания и действия как основная проблема анализа стратификации.

5. Проблема статусного рассогласования.

6. Позитивные и негативные следствия статусного рассогласования.

7. Подходы к стратификационной теории (марксизм, функционализм, М. Вебер – по выбору).

8. Понятие средних классов. Медианный класс.

9. Низшие классы и андеркласс. Основные подходы к измерению бедности.

10. Мотивация хозяйственной деятельности

11. Этническое предпринимательство: причины успеха.
Исторические и социальные корни предпринимательского духа.

12. Особенности рынка труда в современной России.

13. Специфика массового финансового поведения (на примере российских «финансовых пирамид» 1990-х гг..).

14.

 

 

Время для доклада – 10-15 минут.

Вопросы для самопроверки:

1. Дайте определение социальной стратификации. Объясните, почему она тожде


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.316 с.