Богатство техники: программа для изучения различных ударов — КиберПедия 

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Богатство техники: программа для изучения различных ударов

2017-09-26 239
Богатство техники: программа для изучения различных ударов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Итак, в этой главе ты познакомился с видами и способа­ми подач, с техникой ударов в настольном теннисе. И теперь, прежде чем перейти к следующей теме — физическая подготов­ка начинающего теннисиста, предлагаю тебе программу для изучения необходимых в игре ударов, их вариантов. Почаще делай упражнения — и, возможно, скоро ты станешь чемпио­ном во дворе или школьном классе.

Срезка: слева и справа; по диагонали, по прямой, по всему столу; длинно и коротко; подрезанно, неподрезанно и меняя степень подрезки. Варианты: активная и пассивная.

Контрудары: слева (с левого угла стола) и справа (с обоих углов); по диагонали, по прямой, в центр стола и свободно; со средней зоны и со стола.

Блок: слева (с левого угла) и справа; по диагонали, по прямой, в центр стола. Варианты блока: активный (когда коротким движением ракетка посылается вперед); пассивный (подставка ракетки); амортизированный (укороченный, когда ракетка во время соударения с мячом подается немного назад).

Накат: слева и справа по подрезанному мячу; по диагонали, по прямой, в центр стола и свободно. Варианты наката: контрудар (накат на накат), завершающий, против подрезки, сильный удар по свече, против срезки (неожиданный, силь­ный), кистью по короткому мячу (со стола), с высокой траек­торией мяча (свеча).

Топ-спин: справа (с правого и левого углов стола) и сле­ва (с левого угла); по диагонали, по прямой, в центр стола и свободно; меняя и не меняя силу крутки. Варианты топ-спина: медленный, быстрый, с высокой траекторией мяча, боковой подкрутки, со стола, контртоп-спин, ложный (мало подкрученный). Варианты приема топ-спина: блоком, подрез­кой, контртоп-спином, контрударом (сильным), свечой.

Завершающий удар: справа (с правого и левого углов сто­ла) и слева (с левого угла); по диагонали, по прямой, в центр стола и свободно.

Подрезка: слева (с левого угла) и справа (с правого уг­ла); по диагонали, по прямой и свободно; стабильной подрез­кой и меняя степень подрезки. Варианты подрезки: с боковым вращением, слабая (не подрезая мяч), сильная, амортизирован­ная (укороченный мяч).

Свеча: справа и слева; разной ориентации, высоты, длины и подкрутки.

Удар по свече: справа, по углам и свободно.

 

И спринтер, и снайпер

Белой молнией мелькает мячик над столом. Чтобы управ­лять им, надо иметь крепкие и гибкие ноги, как у пантеры, зоркий глаз, как у сокола, и точные руки, как у ювелира.

Для достижения этого основа основ — комплекс ГТО! Тут, надеюсь, проблем у тебя не будет. Ведь мы договорились заниматься настольным теннисом серьезно, не просто в свое удовольствие махать ракеткой. Знай, что предстоящие твои соревнования — это серьезное испытание выносливости нерв­ной системы и физических сил. Теннисисты, выступая на чемпи­онатах мира и Европы, за 5—6 часов игры в день проводят свыше 30 партий да еще делают разминку, тренируются. Такое выдерживают только настоящие атлеты, которым надол­го хватает и духу, и сил. Поэтому — упражняйся!

Можешь ли ты бежать так быстро, чтобы попасть носом в собственный затылок? Можешь ли ты так стукнуть ракеткой по мячу, чтобы он стал невидим для соперника? Конечно, сказанное немного из области фантастики, но теннисист должен стремиться достигать этого.

 

БЫСТРОТА ПЛЮС ВЫНОСЛИВОСТЬ

 

Без этих качеств никакой теннисист никогда не достигнет должного мастерства.

Прежде всего, игроку нужна скорость:

а) предвидения, б) реакции, в) решений, г) передвижений и д) ударов.

Прин­цип: быстро, быстрее, как только можно быстро и еще бы­стрее!

Ты, возможно, быстр во всех указанных проявлениях быстроты. Но надо стать еще быстрее. А для этого нужно всего-навсего, прочитав эту небольшую главу, делать все упражнения, которые я назову.

Развитию и быстроты, и силы способствуют прыжки. По­этому дружи со скакалкой. Прыгай с ней 10—15 секунд, затем секунд 20—30 перепрыгивай ее по-разному. Быстро ли у тебя получается? Подсчитай: делаешь ли ты 35 скачков за 15 секунд? Если только 15—20 за это время — маловато! Ра­ботай. Знаешь, сколько члены сборной команды нашей страны прыгают через скакалку только на одной тренировке? До 3000 раз! Не забывай и многоскоков — в полсилы, потом на резуль­тат. И еще о прыжках. В лесу перепрыгивай через пни, ямы, лужи. Попробуй такое упражнение: с небольшого пня (высотой 30—50 сантиметров) выпрыгивай вверх, в сторону, вперед. Так следует делать по 5—7 прыжков в различном направлении.

Больше бегай. Например, на короткие дистанции в 20, 30 60 метров. Заметь свой результат. В следующий раз старайся улучшить его. Увеличивая нагрузку, и волю воспитаешь. А это важно, ведь мощь игры — это мощь силы воли, духа.

Сильны ли твои ноги? Есть такое средство для укрепления мышц ног — упражнение «соревнуйся сам с собой». В поне­дельник прыгай от 3 до 10 раз в длину на результат. В среду и в пятницу — по 10 раз, но чтобы каждый прыжок был близок самому лучшему результату понедель­ника.

Итак, крепкие ноги — хорошо, сила — отлично, но... без реакции нет теннисиста. Удары по мячу должны быть меткими, точными, а для этого нужна мгновенная реакция. Знаешь ли ты, что один учитель из США так развил свою реакцию, что ловит... летящую стрелу? А мяч над теннисным столом не менее быстр — летит со скоростью 100—180 километров в час!

Проверь свою реакцию. Попробуй поймать 5—6 раз мяч, па­дающий с ладони товарища. Или лови длинную (50 сантимет­ров) линейку. О своей реакции сможешь судить по количеству промахов. А вот проверка посерьезнее. Попроси товарища засечь время и проверь свои внимание и реакцию так: как можно быстрее «пройди» пальцем все цифры от 1 до 12 по порядку. Засек время? Начали!

Если успел за 5 секунд — отлично! Если за 7 — удовлетвори­тельно. А за 9 секунд — плохи дела.

И еще для развития реакции нужно научиться точно определять промежутки времени: 1 секунда, 0,5 секунды и т. д.

Очень важное качество для теннисиста — скоростная вынос­ливость. Ее очень легко проверить. Поиграй с партнером 10 ми­нут на результат, а потом еще 10 минут. Если во второй половине игры очков набрал меньше, чем в первой, зна­чит, мало у тебя пока духу. Развивай скоростную выносли­вость!

Важна и общая выносливость организма. Следует 2—3 раза в неделю бегать кросс (на 2—3 километра), играть в подвиж­ные и спортивные игры, почаще выполнять физическую рабо­ту. Плавай, езди на велосипеде. Участвуй в соревнованиях класса, школы, своего района. И помни: гибкость развивается за дни, сила — за недели, скорость — за месяцы, а выносливость только годы меняют.

 

НОРМАТИВЫ-ОРИЕНТИРЫ

 

Если тебе, мой юный читатель, исполнилось 9 или 10 лет и ты уже играешь в настольный теннис так хорошо, что хо­чешь попасть в сборную района или даже города, то должен справиться с нормами физической подготовки:

20 метров с вы­сокого старта пробежать за 4,2 секунды;

в 3-метровой зоне приставными шагами за 2 минуты переместиться 18 раз;

про­бежать за 1 минуту 10 секунд 300 метров (девочкам) или 500 метров (мальчикам);

3 раза подтянуться на перекладине (маль­чикам) и 8 раз отжаться от пола или скамейки (девоч­кам); 52 раза перепрыгнуть боком через гимнастическую скамейку.

Если же ты старше десятилетнего возраста, рассмотри вни­мательно таблицу нормативов по физической подготовке для участников соревнований по настольному теннису (в ней указа­ны данные для ребят от 9 до 16 лет) и запомни, что ты в своем возрасте должен уметь выполнять.

Физическое развитие юного теннисиста того или иного воз­раста можно оценить по 10-балльной системе. Так, чтобы полу­чить максимум баллов, десятилетний мальчик (или девочка) должен уметь: прыгать в длину с места на 185 (де­вочка — на 165) сантиметров; пробежать 40 метров за 12,8 (13,3) секунды; бросить вперед футбольный мяч на 951 (826) сантиметр; пробежать за 12 минут не менее 2751 (2301) метра; попасть десятью теннисными мячами 10 раз в мишень 0,5 Х О,5 метра с расстояния 10 (8) метров. Тринадцатилет­нему соответственно нуж­но выполнять нормати­вы: 208 сантиметров, 11,3 секунды, 1351 санти­метр, 3251 метр, броски тен­нисных мячей с 13 метров.


Норматив Единица измерения Мальчики (юноши), лет Девочки (девушки)
9-10 11-12 13-14 15-16 9-10 11-12 13-14 15-16
Бег 20 м (быстрота) С 4,2 4,1 3,9 3,7 4,3 4,2 3,9 3,8
Перемещения в 3-метровом квадрате (скоростная выносливость) 2мин   3 мин                    
Бег 300м 500 м (выносливость) мин мин ------- 1,10 ------- 1,47 --------- 1,41 -------- 1,35 1,10 1,06 1,01 2,0
Прыжки через гимнастическую скамейку (сила ног) Раз                    
Поднятие туловища с положения лежа на спине Раз                
Подтягивания на перекладине (девочкам — отжимания) Раз                

 

Под силу ли тебе соревнования «Старты надежд», которые проводятся в школе? Они включают в себя та­кие виды спорта:

для учеников 45 классов: бег на 30 метров, прыжки в длину и высоту, метание теннисного мяча, плавание на 25 метров, кросс на 300 (девочки) и 500 метров (мальчики), подтягивание на перекла­дине (мальчики), лазание по канату (девочки), под­вижные игры и эстафе­ты, спортивно-гимнастичес­кие выступления;

для учеников 6 —7 классов упражнения почти все повторяются, с некоторыми лишь из­менениями и дополне­ниями: бег на 60 мет­ров, плавание на 50, кросс на 500 (девочки) и 800 метров (мальчи­ки), стрельба из пневма­тической винтовки на 10 метров стоя;

для учеников 89 классов изменения по сравнению с предыду­щими таковы: кросс на 800 (девочки) и 1000 метров (мальчики), у де­вочек вместо лазания по канату — сгибание и разгибание рук в упоре лежа, вместо подвижных игр — спортивные игры по выбор

для учеников 10 клас­сов добавления и отличия следующие: бег на 100 метров, кросс 800 (де­вушки) и 1500 метров (юноши), метание грана­ты, плавание на 100 метров, стрельба из малокалиберной винтов­ки на 25 и 50 метров.

 

Итак, теннисист, как и любой спортсмен, должен быть всесторонне физически развит. Готов ли ты сдать нормы ГТО

«К стартам готов» и «Стартуют все»? И не забывай, что всегда полезно заниматься также другими видами спорта — футболом, баскетболом, лыжами, плаванием, легкой атлетикой, гимнасти­кой и т. д. Любой из этих видов спорта хорош и уж, конечно, лучше, чем никакой.

Если ты не хочешь быть на соревнованиях как выжатый лимон, никогда не забывай про физическую подготовку,

вы­полняй упражнения. А для начала, разумеется, сделай тен­нисный мяч послушным, научись мастерски владеть ракеткой..


 

 

Ступеньки мастерства

Как невозможно стать очень хорошим пианистом или скри­пачом без постоянных самостоятельных занятий, так и в на­стольном теннисе без вложенного труда нельзя добиться успе­хов, даже если заниматься у самого выдающегося тренера.

Я расскажу тебе о различных играх и упражнениях, ко­торые следует проводить. Постепенно задания тяжелеют: сна­чала это «начальная школа», затем — более сложные, с учетом того, что твое мастерство растет. Ты узнаешь и о играх на внимание, и о занимательных несложных упражнениях для физической и технической подготовки, и, наконец, о содер­жании тренировочных занятий.

 

ВНИМАНИЕ!

ИГРЫ НА ВНИМАНИЕ

 

Внимательность — это двери, через которые входят все зна­ния. Так говорил выдающийся педагог К. Д. Ушинский. Если ты хочешь научиться хорошо играть в настольный теннис, тре­нируй внимание. Старайся во время тренировок, прогулок и дома сосредоточивать свое внимание, угадывать время, четко ориентироваться и т. д. Вот несколько упражнений:

1. Напиши в воздухе пальцем 5—6 коротких слов. Тот, кто больше прочитает слов,— самый внимательный!

2. С закрытыми глазами поставь несколько спичечных коробков один на другой. У кого больше? Если друг сумел поставить 10, то, может быть, тебе удастся 11...

3. За 2 минуты рассмотри 3 предмета, лежащие на столе, повернись к столу спиной и подробно опиши один из предметов (цвет, форма, назначение и т. д.).

4. Угадай, сколько раз карандаш поместится по длине и ширине стола, стула. Какова высота стола? Длина твоего шага? Размеры ракетки?

5. За 20 секунд найди вокруг себя как можно больше пред­метов зеленого (или красного) цвета и назови их.

6. Начерти на листе бумаги или, если ты пойдешь на прогулку, на земле вертикальные линии; нарисуй квадрат и раздели его на 4 и 8 равных частей. Повтори контуры любого предмета, например ракетки, в натуральную величину.

7. С закрытыми глазами напиши на бумаге 3—4 строчки текста под диктовку или нарисуй картинку — дом, окна, дерево, колодец и т. д.

8. Угадай рост твоего товарища, диаметр теннисного мяча, длину отрезка (10, 30 сантиметров). Кто точнее?

9. Попади теннисным мячом в подброшенную вещь (шапку, ракетку).

10. Пронеси по кругу ракетку (или палочку), держа ее на указательном пальце правой, а затем левой руки.

11. Возьми 3—5 не­больших камешков. Один подбрасывай вверх, другой бери со стола и одновременно лови пер­вый, опять подбрасывай и бери второй, потом третий и т. д.

12. Подержи на ла­дони поочередно 10 ма­леньких предметов и прикинь их массу. Потом сравни их массу с массой монет, взяв несколько монет достоинством в 1, 2, 3, 5 копеек общей сум­мой 20 копеек (1 копей­ка = 1 грамм и т. д.). Кто угадает массу тетради, ручки, линейки?

13. Попроси товари­ща отбить ногой в тече­ние 2 минут любой такт. Удастся ли тебе уловить ритм и повторить его?

Итак, вот тебе основ­ные упражнения, кото­рые нужно делать. Но этого все-таки мало. Иг­раешь ли ты в шахматы? Это прекрасная школа тактического мышления! Любишь ли ты музыку, помогающую научиться чувствовать ритм? И ка­ковы твои успехи в шко­ле? Знай, что все, чему учат в школе, помогает справиться с непослуш­ным теннисным мячом, полезно и на трениров­ках, и на соревнованиях. Знание иностранного языка поможет тебе об­щаться и подружиться со спортсменами других стран. История, геогра­фия, химия, математика

и другие науки будут способствовать твоему умственному развитию, расширению кругозора. На уроках рисования ты по­знаешь и поймешь технику движений, а на занятиях по труду научишься ремонтировать спортивный инвентарь. Как видишь, все знания необходимы и полезны. Успеха тебе, учись хорошо!

 

ЧЕРЕЗ ИГРЫ — К ИГРЕ

 

Мы немного поговорили об играх на внимание, реакцию, чувство ритма. А теперь, мой юный читатель, приведу несколько игр, которые помогут тебе в физической и техни­ческой подготовке к серьезной игре. Они несложны, это своего рода начальная школа.

«Прыгающая обезьянка». Низко присядь и прыгай, подгибая под себя ноги, наподобие маленькой веселой обезьянки.

«Танец на канате». Начерти мелом на полу (или асфальте) прямую линию и иди по ней, стараясь сохранять равновесие. Поворачивай руки в стороны и представь себе, что танцуешь на канате. Ни в коем случае нельзя ставить ногу не на «канат», а рядом с ним, ведь тогда «упадешь вниз».

«Пресс-папье». Ляг на живот, согни ноги в коленях и возь­мись руками за лодыжки. Выгни корпус, а грудь и ноги подними вверх. В таком положении раскачивайся наподобие пресс-папье, которым промокают бумагу.

«Йог». Сможешь ли ты из положения стоя сесть на пол по-турецки, а потом встать, держась руками за уши,— почти как барон Мюнхгаузен?

«Индеец в разведке». Лежа на животе, одну руку прижми к туловищу, а ладонь второй приставь ко лбу. Приподними грудь, посмотри влево, вправо — как индеец в раз­ведке. Меняй положение рук и повторяй упражнение.

«Танцор». Присядь на одну ногу. Другую вытяни вперед и упрись пяткой в пол. В маленьком прыжке меняй поло­жение ног — сначала подтяни вытянутую, потом вытяни вперед согнутую ногу.

«Проползи через тоннель». Поставь в ряд несколько стуль­ев — это тоннель, через который нужно проползти. Ползи, опи­раясь на колени, локти, даже живот. Главное — не задеть «стен» и «потолка» тоннеля.

«Марионетка». Приходилось ли тебе видеть марионетку, ко­торую дергают за веревочки? Присядь на кончиках пальцев, резко подскочи вверх, выбрасывая руки и ноги в стороны, и опять присядь. Это тяжелое упражнение — сможешь ли ты двигаться, как марионетка?

«Прыжки с мячом». Зажми мяч между ступнями и выпол­няй прыжки, опираясь на внешнюю сторону ступней. Ста­райся не уронить мяч, но если он все-таки упадет, лови его ногами, а руками не дотрагивайся.

«Воробушек». Знаешь, как передвигается воробушек? Он не ходит так, как мы, а прыгает сразу на обеих лапках. Попробуй и ты, разведя руки в стороны, так попрыгать.

«Бедный воробушек». Воробушек сломал ножку. Теперь он может прыгать только на одной. Представь себе, как ему трудно. Попробуй и ты попрыгать на одной ноге. Вторую ногу согни и крепко придерживай рукой.

«Ходячий стол». Попробуй ходить на четвереньках, но... животом вверх. Тогда твое туловище будет напоминать стол. Представь, что на нем лежит теннисный мяч или стоит круж­ка чая. Чтобы она не опрокинулась, туловище надо держать в горизонтальном положении.

РАБОТАЙ САМОСТОЯТЕЛЬНО

Дома можно отрабатывать и удары, и технику движений.

Возьми ракетку и представь, что играешь с мячом. Ими­тируй удары по нему, стоя перед зеркалом, а иногда — с закрытыми глазами. Главное — научиться выполнять удары правильно, быстро, легко!

Знаешь ли ты, что Зое Рудновой тренер С. Шпрах дал в свое время задание выполнять по 800 ударов в день? И це­лую неделю она, неутомимая труженица (ей было тогда 13 лет), тренировалась так без стола и мяча. А позднее, как это известно, каждому любителю настольного тенниса, стала

выдающейся теннисист­кой.

Но чтобы точно вы­полнять удары по мячу, нужно еще обязатель­но освоиться с ракеткой, чтобы в игре она была как бы продолжением твоей руки. Рассмотри внимательно рисунок 18, на котором пока­заны некоторые упраж­нения с ракеткой.

 

 

А теперь, когда ты не один раз проделал эти упражнения, а также отработал имитацию ударов ракеткой, возьми мяч. Научиться лучше чувствовать мяч, умело закручивать его помогут следующие упражнения:

жонглирование мя­чом — поочередное от­бивание его правой сто­роной ракетки, верхней кромкой, левой стороной, правой стороной, ручкой ракетки и т. д.;

жонглирование мя­чом только верхней кромкой ракетки;

выполнение подкрут­ки мяча правой сторо­ной ракетки (держа ее на уровне пояса) по ходу часовой стрелки или против нее, затем те же действия левой стороной ракетки;

подкрутка мяча по­очередно одной и дру­гой сторонами ракетки по ходу часовой стрелки и против нее;

поочередная подкрут­ка мяча правой сторо­ной ракетки против часовой стрелки и левой стороной — по ходу ча­совой стрелки.

О скорости вращения мяча ты можешь судить с помощью сделанной на нем метки, например на­черченной фломастером цветной полоски.

 

Можно выполнять и другие упражнения (рис. 19: а) балансировка мя­ча; б) подбрасывание мяча на ракетку со стула;

в) с ракетки на ракетку;

г) чеканка мяча как мож­но большее количество раз то правой, то левой стороной ракетки.

 

Теперь давай поигра­ем. Это игры на точность, глазомер, формирование технических навыков.

 

«В цель». Игра на точность ударов, отра­батываемую на различ­ных небольших мишенях, которые могут быть нарисованы на стене, столе, асфальте.

«Сила есть!». Про­верь силу своих ударов, играя у стены. Оценка силы — по величине от­скока мяча.

«Бадминтон». Играй с кем-нибудь в паре мя­чом не на столе, а в воздухе.

«Двое против одного». Эта игра посложнее. То­му, кто один играет против двоих, придется как следует побегать, — здесь стоя на месте не победишь!

«Двумя мячами про­тив двоих соперников».

Предыдущую игру мож­но еще усложнить. Кроме того, что против тебя выступят 2 сопер­ника, у них будут 2 мяча. Правило: играть только по прямой, а не по диаго­нали стола. Первый твой соперник подает подачу, а когда мяч стукнется на твоей половине стола, на­чинает подавать другой. Умей отбивать их мячи!

«Меняя партнера». Играют две пары. После сыгранных 10 очков партнеры меняются. Это учит быстро приспосаб­ливаться к новым усло­виям игры, менять так­тику.

«Занимательная ма­тематика». Чтобы заста­вить себя играть интен­сивно, не впустую, ставь себе во время игры бал­лы, веди счет. За очко, выигранное первым уда­ром (подачей, приемом), — 5 баллов, вторым уда­ром — 4 балла и т. д. Шестым ударом будет «выигран» только ноль.

«Контрольный розыг­рыш». Чтобы научить­ся эффективным на­чальным ударам (пода­че), ставь себе задачу: при определенном счете (например, 3: 2 или 8: 7), если при своей пода­че ею сразу не выиграешь очка, твой счет пропал. Начинай с нуля (0: 2 или 0: 7).

 

 

«Карусель». Эту игру проводят, когда игроков больше, чем можно разместить у стола. «Кару­сель» — хорошая раз­минка перед трениров­кой. Вначале должно быть равное количество игроков по обе стороны стола. Тот, кто находится с правой стороны стола, отбивает мяч и бежит на другую сторону (про­тив часовой стрелки), и т. д. Подачу выполняют с той половины стола, за которой остается мень­шее количество игроков. Допустивший 1 ошибку (или 2, 3 ошибки — как сами договоритесь зара­нее) из игры выбыва­ет. Оставшиеся в конце игры двое решают спор, кто станет победите­лем — чемпионом «кару­сели».

 

«Мельница». Здесь со­ревнуются 2 команды. Сделавший удар игрок не бежит на другую полови­ну стола, а занимает мес­то в конце очереди со своей стороны.

«Все против одного». Стоящие в очереди игро­ки отражают мяч пооче­редно. Победитель играет партию с тем, кто боролся один со всеми.

«Порази цель». На стол кладется какой-ни­будь предмет, например коробок спичек, теннис­ный мяч и т. д. Его надо сбить. Удары нано­сятся игроками поочеред­но. Побеждает тот, кто попадает в цель. (Воз­можно, целиться в такие мелкие предметы, как,

например, пятикопеечная монета, и не стоит, хотя... японские мастера прекрасно выполняют удары, попадая мячом с одного стула на другой.)

«Послушный мячик». Рассмотри рисунок 20. На нем изобра­жено несколько игр с мячом: а) об пол, б) в три обруча на полу, в) в обруч от стенки, г) в катящийся обруч, д) по кругу, е) у стены.

ТИШЕ —

ИДЕТ ТРЕНИРОВКА

 

Первые уроки настольного тенниса уже позади. А каким будет твой, скажем, сотый урок?

Прежде чем начать его, разреши мне задать тебе три воп­роса. Как часто, выполняя удары, ты старался усовершенство­вать их? Наблюдал ли в зеркало за своими движениями, имитируя удары ракеткой по мячу? Сможешь ли выполнить серию основных ударов без единой ошибки, менять направле­ние, скорость и высоту полета мяча? Если да, то «начальную школу» настольного тенниса ты уже закончил, ставлю тебе пятерку. Теперь остается лишь идти дальше — вверх по крутым ступенькам мастерства.

Великое искусство игры постигается прозаическим кропот­ливым трудом на тренировках. Как достичь спортивной формы, какие упражнения полезны — об этом уже говорилось, поэтому сейчас расскажу об особенностях и построении тренировок.

Как работать? Само название раздела говорит, что настрой на работу должен быть серьезным. Для шуток, разговоров нет места в спортзале. Тут — дисциплина. Тут только стук мяча и голос тренера. Тренер многое объяснит тебе; ну, а если ты готовишься самостоятельно? Или в кругу друзей, в сек­ции школы?

Принцип подготовки должен быть такой: если соревнования нескоро, больше внимания уделяй физической подготовке, отработке слабых ударов, передвижений, тактичес­ких комбинаций. Ближе к соревнованиям надо по­работать над основными ударами, их сочетания­ми, больше играть на счет, развивать скорость. За 2—3 дня до соревно­ваний следует уменьшить нагрузки, реже играть на счет.

Тренировки тенниси­ста изменяются по объе­му нагрузки и интенсив­ности. В одном периоде подготовки тренировка не похожа на тренировку в другом. Но построение ее всегда одно: 1) раз­минка (20—25 минут); 2) школа техники и тактики (выполнение уп­ражнений, цель кото­рых — обогатить игру приемами, повысить эф­фективность их исполне­ния).

Как проводить раз­минку? Приведу ее при­мер.

I. Общие упражне­ния: 1) равномерный бег (300—500 метров), бег боком приставными шагами; 2) 4 упражнения (показаны на рисунке 21) — по 5—10 раз.

II. Специальные уп­ражнения: 1) имитация

передвижений и ударов; 2) свободная игра у стола (выполнение различных ударов) — 5—10 минут.

Разминка окончена. Второй этап трениро­вочного занятия — упражнения на техни­ку и тактику. Среди них важное место занимает игра на счет или с опре­деленными условиями (выиграть очко не позд­нее чем третьим ударом; один нападает, другой только защищается и т. д.), или без них — как на соревнованиях.

В недельном цикле тренировок, в зависи­мости от периода подго­товки, должны чередо­ваться упражнения на технику, тактику, физи­ческую подготовку — в разумном соотношении.

Тренировка, напри­мер, может быть такой:

1. Разминка.

2. 2—3 партии на счет или игра 10 — 15 минут без счета, но сосредоточившись.

3. Отработка не полу­чающихся пока уда­ров — 7—10 минут каж­дый.

4. 1—2 партии с пред­варительно поставленной определенной целью — усовершенствовать завер­шающий удар в сере­дину стола, комбинацию из 2—3 ударов и т. д.

5. Игра на счет с при­менением всех изучен­ных ударов и комбина­ций.

6. Можно поиграть в любую другую спортивную игру (футбол, волейбол, баскетбол), пробежать кросс (1—2 раза в неделю), прыгать в длину, высоту, метать мяч.

Если ты, например, должен совершенствовать удары топ-спином, то содержание учебно-тренировочного занятия может быть таким:

1. Разминка (ходьба, бег, гимнастические упражнения).

2. Имитация топ-спина и наката справа без мяча — 5—10 минут. Имитация топ-спина у колеса — 5—10 минут. Удары накатом справа против подрезки — 10 минут. Удары топ-спи­ном справа по диагонали и по прямой — 15 минут. Переход с накатов на топ-спины, и наоборот — 15 минут. Исправление ошибок, работая у колеса,— 5—10 минут (см. рисунок 22), где показана имитация: а) подрезки, б) наката — на специальном колесе).

Учебная игра с использованием ударов накатом и топ-спином — 15 минут.

3. Заключительная часть — бег, упражнения для расслаб­ления — 5 минут.

Аналогично можно отрабатывать накаты, подрезку и другие технические приемы. Важно придумать интересные упражне­ния, верно распределить время занятия. И всегда нужно ста­раться вести регистрацию попаданий, выявлять ошибки, делать выводы.

Однако, помни, что тренировка — дело творческое и сугубо индивидуальное. Продумай сам, как ее построить. Ведь я не ставил целью написать самоучитель по игре в настольный теннис и давать тебе готовые рецепты на каждый случай. На тренировке можно больше отрабатывать удары, разные комбинации их и меньше играть на счет, а можно провести матч или же целиком посвятить ее физической подготовке. Занимаясь технической подготовкой, помни, что нужно овладеть ударами с места и с ходу, далее совершенствовать их в разных игровых ситуациях, создавать разные комбинации уда­ров, вырабатывать свой стиль.

Несколько практических советов о проведении тренировок:

упражнения варьируй и усложняй;

меняй условия проведения тренировки — столы, помещения, размеры площадки, темп;

всегда повторяй даже отработанный прием, и каждый раз учись чему-то новому;

если тренировка длится 2—3 часа, сделай 15—20-минутный перерыв, отдохни;

не избегай игры и тогда, когда ты чувствуешь себя уставшим или когда чем-то расстроен.

И еще одно необходимое условие тренировки — важно иметь хорошего партнера. Тут нужны сознательность, взаимопонима­ние, так как один из двух тренирующихся часто подчинен другому, должен помогать ему отработать прием, удар, ком­бинацию. Обоим следует работать всерьез.

 


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.1 с.