Программа восстановления речи при дизартрии — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Программа восстановления речи при дизартрии

2017-09-26 99
Программа восстановления речи при дизартрии 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

  • Попеременно высовывать узкий напряженный язык и широкий расслабленный.
  • С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить. При этом рот приоткрыт.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать под счет до 5.
  • Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложить на дно полости рта.
  • Удерживать широкий язык на нижней, потом на верхней губе.
  • «Крестообразные» движения кончика языка.
  • Скользить кончиком языка по твердому небу.
  • Выполнять движения языком вперед-назад.
  • Покусывать кончик языка по всей поверхности с продвижением вперед-назад.
  • Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом.

ДЛЯ МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
  • Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение.
  • Выполнять круговые движения нижней челюстью.
  • Нижними зубами закусить верхнюю губу и наоборот, подержать на счет до 5, затем расслабить.
  • Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад.
  • Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо-влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
  • Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.
  • Коснуться подбородком груди.
  • Запрокинуть голову назад, медленно выдвигать и убирать подбородок.

ДЛЯ ГУБ:

  • Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы.
  • Оттягивать уголки рта в стороны, затем вытягивать губы вперед трубочкой. Сначала имитация, затем произнесение звуков И-У-О-А.
  • Утрированно произносить звуки П-Б.
  • Многократно произносить сочетание губных согласных МБ БМ ПМ МП и губно-зубных ВМ МВ БВ ВБ и др.
  • Массажирование верхними зубами нижней губы. Затем нижними зубами — верхней губы.
  • Движение вытянутыми губами вправо-влево.
  • Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ:

  • Опустить углы рта при закрытом рте.
  • Нахмурить брови, расслабить.
  • Поднять брови, расслабить.
  • Прищурить один глаз, затем другой.
  • Зажмурить глаза, расслабить.
  • Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании.
  • Максимально оскалить зубы.
  • Опустить верхнюю губу на нижнюю.
  • Натянуть нижнюю губу на верхнюю.
  • Поочередно обнажать верхние и нижние зубы.
  • Пошевелить ноздрями, как бы раздувая ими.
  • Наморщить лоб, расслабить.

Упражнения для формирования выдоха

Лечение дизартрии. Упражнения для формирования выдоха

А это упражнения для формирования выдоха. Оказывается мало воздух вдохнуть, надо еще и правильно выдохнуть. Вдыхаем воздух мы для кислорода, а выдыхаем для речи. В результате выполнения упражнений важно научиться ощущать разницу в направлении воздушной струи. Для работы над дыханием на данном этапе созданы три комплекса упражнений

Упражнения по дифференциации ротового и носового выдохов.

Комплекс 1. Формирование фиксированного выдоха.

1.1. Широко открыть рот и спокойно подышать носом.

1.2. Закрыть одну ноздрю средним пальцем — вдох. Плавный выдох через другую ноздрю. Попеременно закрывать то левую, то правую ноздрю.

1.3. Вдох через слегка сомкнутые губы, плавный выдох через нос сначала без голоса, затем с голосом (м......).

1.4. Вдох широко открытым ртом, плавный выдох носом (рот не закрывать).

1.5. Вдох носом, плавный выдох ртом (рот широко открыть, язык на нижних зубах — как греют руки) сначала без голоса, затем с голосом (а.....).

1.6. Вдох носом, плавный выдох через неплотно сомкнутые губы (ф.....).

1.7. Вдох через нос, плавный выдох через углы рта, сначала через правый, затем через левый.

1.8. Вдох через нос, выдох — высунуть язык (он должен быть расслаблен), поднять к верхней губе, подуть на нос (сдувать ватку с носа).

Самомассаж при дизартрии

Перед началом занятий необходимо проветрить помещение, вымыть лицо и руки.

БАТ 1 — снятие напряжения аргикуляционно-мимической мускулатуры.
БАТ 2 — тренировка ощущения грудного резонанса голоса.
БАТ 3 — тренировка ощущения головного резонанса голоса.
БАТ 4 — снятие напряжения нижней челюсти.
БАТ 5 — тренировка носового дыхания.
БАТ 6 — снятие напряжения мускулатуры шеи.
БАТ 7 — профилактика насморка.
БАТ 8-13 — снятие усталости голосового аппарата, улучшение памяти, повышение работоспособности при умственном переутомлении.

Стадия грубых расстройств

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

- показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и т.п.»;

- классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живёте в Москве?» и др.

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

- сопряжённое, отражённое и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жёстким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

- сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;

- затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…;это мама).

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

- ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

- ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.

4. Стимулирование глобального чтения и письма:

- раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

- письмо наиболее привычных слов–идеограмм, списывание простых текстов;

- сопряжённое чтение простых диалогов.


2. Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

- выделение звука из слова;

- автоматизация отдельных артикулем в словах с различной слогоритмической структурой;

- преодоление литеральных парафазий путём подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков.

2. Восстановление и коррекция фразовой речи:

- составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)–к более сложным, включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;

- составление фраз по вопросам, по опорным словам;

- экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката: «кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» и т.д.;

- заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;

- развёрнутые ответы на вопросы;

- составление рассказов по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов с опорой на вопросы.

3. Работа над семантикой слова:

- выработка обобщённых понятий;

- смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путём включения их в различные смысловые контексты;

- заполнение пропусков во фразе;

- завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;

- подбор антонимов, синонимов.

4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

- звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трёхсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова, постепенное свёртывание числа внешних опор;

- заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

- списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

- чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;

- заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

Стадия лёгких расстройств

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

- уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;

- дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазий;

- отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.

2. Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре:

- восполнение пропущенного главного, а также подчинённого предложения или подчинительного союза в сложноподчинённом предложении;

- ответы на вопросы сложноподчинённым предложением;

- пересказы текстов без опоры на вопросы;

- составление развёрнутых планов к текстам;

- подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

- речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

- толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

- объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:

- выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

- введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

- чтение и пересказ развёрнутых текстов;

- диктанты;

- письменное изложение текстов;

- составление писем, поздравительных открыток и т.д.;

- сочинения на заданную тему.

 

1) Восстановление связи «артикулема–фонема»:

- письмо букв, соответствующих названиям в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после написания;

- выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

- письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

- идентификация букв в разных шрифтах;

- нахождение заданных букв в различных текстах (подчёркивание, выписывание).

2) Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:

- деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;

- выделение любого по счёту звука в слове;

- пересчёт и перечисление слов по буквам (устно);

- заполнение пропусков в словах;

- письмо слов из букв, данных вразбивку.

3) Восстановление навыка развёрнутой письменной речи:

- письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без неё: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия;

 

 

- письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;

- письменные изложения и сочинения.

 


 

 

Стадия грубых расстройств

Восстановительная программа та же, что и при афферентной моторной афазии.

 

Стадия лёгких расстройств

Программа та же, что и при соответствующей стадии афферентной моторной афазии.

 

При восстановлении письменной речи у больных с моторной афазией эфферентного типа, как правило, не выделяется самостоятельная задача выработки связи «артикулема–графема».

Акцент делается на:

1. Восстановление способности к анализу звуко-ритмической стороны слова:

- дифференциация слов по длине и слоговому составу;

- выделение ударного слога;

- подбор слов, идентичных по звуко-ритмической структуре;

- выделение идентичных элементов в словах–слогов, морфем и, в особенности, окончаний (подчеркивание их, выписывание и т.д.).

2. Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова.

3. Восстановление навыка слияния букв в слоги, слогов в слова.

4. Восстановление навыка развёрнутой письменной речи (конкретные методики обучения–см. программу восстановит. обучения при афферентной моторной афазии–пп. 2,3,4).

 

ДИНАМИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 

Стадия грубых расстройств

1. Повышение уровня общей активности больного, преодоление речевой инактивности, организация произвольного внимания:

- выполнение различных видов неречевой деятельности (рисование, лепка и т.д.);

- оценка искажённых изображений, слов, фраз и т.д.;

- ситуативный, эмоционально значимый для больного диалог;

- прослушивание сюжетных текстов и ответы на вопросы по ним в форме утвердительно-отрицательных жестов или словами «да», «нет».

2. Стимулирование простых видов коммуникативной речи:

- автоматизация в диалогической речи коммуникативно значимых слов: «да», «нет», «могу», «хочу», «буду», «надо» и т.д.;

- автоматизация отдельных штампов коммуникативной, побудительной и вопросительной речи: «дай», «иди сюда»,

«кто там?», «тише!» и т.д.

3. Преодоление расстройств речевого программирования:

- стимулирование ответов на вопросы с постепенным уменьшением в ответе слов, заимствованных из вопроса;

- конструирование фраз простейших синтаксических моделей с опорой на фишки и простую сюжетную картинку;

- выполнение простых грамматических трансформаций по изменению слов, составляющих фразу, но предъявляемых в номинативных формах;

- раскладывание серии последовательных картинок соответственно заключённому в них сюжету.

4. Преодоление расстройств грамматического структурирования

(см. п. 2 разд. «Расстройства средней степени выраженности при эфферентной моторной афазии»–в программе восстановит.обучения)

5. Стимулирование письменной речи:

- раскладывание подписей под картинками;

- чтение идеограммных слов и фраз.

 

СЕНСОРНАЯ АФАЗИЯ

 

Стадия грубых расстройств

1. Накопление обиходного пассивного словаря:

- показ картинок с изображением предметов и действий по их названиям, функциональным, классификационным и другим признакам;

- показ картинок с изображением предметов, относящихся к определённым категориям («одежда», «посуда», «мебель» и т.д.);

- показ частей тела на картинке и у себя;

- выбор правильного названия предмета и действия среди верных и конфликтных обозначений с опорой на картинку.

2. Стимуляция понимания ситуативной фразовой речи:

- ответы на вопросы словами «да», «нет», утвердительным или отрицательным жестом;

- выполнение простых устных инструкций;

- улавливание смысловых искажений в деформированных по смыслу простых фразах.

3. Подготовка к восстановлению письменной речи:

- раскладывание подписей к предметным и простым сюжетным картинкам;

- ответы на вопросы в простом диалоге с опорой на зрительное восприятие текста вопроса и ответа;

- письмо слов, слогов и букв по памяти;

- «озвученное чтение» отдельных букв, слогов и слов (больной читает «про себя», а педагог вслух);

- выработка связи «фонема–графема» путём выбора заданной буквы и слога по названию, письмо букв и слогов под диктовку.

 

Стадия лёгких расстройств

1. Восстановление понимания развёрнутой речи:

- ответы на вопросы в развёрнутом неситуативном диалоге;

- прослушивание текстов и ответы на вопросы по ним;

- улавливание искажений в деформированных сложносочинённых и сложноподчинённыых предложениях;

- осмысление логико-грамматических оборотов речи;

- выполнение устных инструкций в форме логико-грамматических оборотов речи.

2.Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

- подбор синонимов в качестве однородных членов предложения и вне контекста;

- работа над омонимами, антонимами, фразеологизмами.


3.Коррекция устной речи:

- восстановление функции самоконтроля путём фиксации внимания больного на своих ошибках;

- составление рассказов по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов по плану и без плана;

- составление планов к текстам;

- составление речевых импровизаций на заданную тему;

- речевые этюды с элементами «ролевых игр».

 

4.Дальнейшее восстановление чтения и письма:

- чтение развёрнутых текстов, различных шрифтов;

- диктанты;

- письменные изложения;

- письменные сочинения;

- усвоение образцов поздравительных писем, деловой записи и т.д.

 

СЕМАНТИЧЕСКАЯ АФАЗИЯ

 

Стадия расстройств средней и лёгкой степени выраженности

 

1. Преодоление пространственной апрактогнозии:

- схематическое изображение пространственных взаимоотношений предметов;

- изображение плана пути, комнаты и т.д.;

- конструирование по образцу, по словесному заданию;

- работа с географической картой, часами.

2. Восстановление способности понимания слов с пространственным значением (предлогов, наречий, глаголов с приставками «движения» и т.д.):

- наглядное изображение простых пространственных ситуаций, обозначаемых предлогами и другими частями речи;

- заполнение пропущенных «пространственных» элементов в слове и фразе;

- составление фраз со словами, имеющими пространственное

значение.

3. Конструирование сложноподчинённых предложений:

- уточнение значений подчинительных союзов;

- заполнение пропущенных главных и придаточных предложений;

- составление предложений с заданными союзами.

4. Восстановление способности понимания логико-грамматических ситуаций:

- картинное изображение сюжета конструкции;

- введение дополнительных слов, обеспечивающих смысловую

избыточность («отец моего брата», «письмо от любимой подруги» и т.д.);

- введение логико-грамматических конструкций в развёрнутый смысловой контекст;

- предъявление конструкций письменно, а затем устно.

5. Работа над развёрнутым высказыванием:

- изложения, сочинения;

- импровизация на заданную тему;

- толкование сложных по смысловой структуре слов.

1. Приветствия (называние друг друга по имени, знакомство с новым пациентом, введение нового пациента в группу)

2. Сопряженное, отраженное и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (счёт, дни недели, месяцы)

3. Оканчивание пословиц и фраз с «жестким» контекстом, названий литературных произведений и фильмов («Гусарская …», «Вишнёвый …» … хором и по очереди)

4. Речевое «обыгрывание» опредёлённой предметной и глагольной лексики («Профессии», «Напитки», «Продукты»,
«Одежда», «Мебель» и т.д.)

  • Показ картинных и реальных изображений, реальных предметов («покажите стол, окно» и т.д.)
  • Называние картинного изображения (если пациент может назвать картинку)
  • Ответы утвердительным или отрицательным жестом на вопросы («Это стол?»)
  • Узнавание предмета по описанию («Посуда, в которой заваривают чай»)
  • Растормаживание произносительной стороны речи: сопряженное и отраженное произнесение простых слов и фраз («Пустой гранённый …»; «Серебряная чайная…»);
  • Стимулирование простых коммуникативных видов речи: ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге («Кто учит детей?», «Кто лечит больных?», «Кто танцует на сцене?», «Кто рисует?»);
  • Моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов («да», «нет», «хочу», и т.д.) («Вы хотите есть?», «Вы мужчина?», «Это нос?», «Это расчёска?»);
  • Ответы на ситуативные вопросы и составление наиболее простых фраз в диалоге с опорой на пиктограмму («Я хочу есть», «Я хочу есть салат», «Я хочу есть кашу», «Я не хочу есть кашу»), с опорой на фишки, простую сюжетную картинку («Я пью сок», обращение к соседу: «Что Вы будете пить?», «Я буду пить воду» или «Учитель учит детей», «Я мою руки»)

5. Стимулирование глобального чтения: раскладывание подписи к картинкам (предметными и сюжетными). Специалист, или пациент, умеющий читать вслух, прочитывает название карточки, остальные пациенты соотносят название со своей картинкой.

6. Ответы на ситуативные вопросы в диалоге с возможностью выбора ответа из числа предложенных альтернатив (варианты ответов представлены в форме текста): (распорядок дня: «Куда Вы сейчас пойдете?» Меню: «Что Вы сегодня ели?» и т.д.)

7. Сопряжённое с логопедом исполнение популярных народных и авторских песен

«Если б знали вы, как мне дороги,
Подмосковные …»

Стихотворение «Буря мглою небо кроет, вихри снежные …»)

8. Прослушивание простого сюжетного текста, содержащего фразы с жёстким контекстом («Наступила зима. Выпал белый пушистый…»)

9. Прощание, сопряжённое с жестом («Спасибо», «До свидания», «До завтра», «Хороших выходных», «Пока»)

 

 

ПРОГРАММА ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ ПРИ ДИЗАРТРИИ

АРТИКУЛЯЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА:

  • Попеременно высовывать узкий напряженный язык и широкий расслабленный.
  • С усилием упереть кончик языка в верхние зубы, затем расслабить. При этом рот приоткрыт.
  • Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу. Удержать под счет до 5.
  • Оттянуть язык назад с усилием. Ощутить напряжение корня языка, затем расслабить, уложить на дно полости рта.
  • Удерживать широкий язык на нижней, потом на верхней губе.
  • «Крестообразные» движения кончика языка.
  • Скользить кончиком языка по твердому небу.
  • Выполнять движения языком вперед-назад.
  • Покусывать кончик языка по всей поверхности с продвижением вперед-назад.
  • Круговое движение языком между губами и зубами с закрытым ртом.

ДЛЯ МЫШЦ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ:

  • Выдвинуть нижнюю челюсть вперед, вернуть в исходное положение.
  • Выполнять боковые движения нижней челюсти, затем принять исходное положение.
  • Выполнять круговые движения нижней челюстью.
  • Нижними зубами закусить верхнюю губу и наоборот, подержать на счет до 5, затем расслабить.
  • Выполнять движения нижней челюстью вперед-назад с одновременными наклонами головы вперед-назад.
  • Выполнять движения нижней челюстью попеременно вправо-влево с одновременным поворотом головы в ту же сторону.
  • Коснуться подбородком поочередно правого и левого плеча.
  • Коснуться подбородком груди.
  • Запрокинуть голову назад, медленно выдвигать и убирать подбородок.

ДЛЯ ГУБ:

  • Поочередно поднимать и опускать верхнюю и нижнюю губу; максимально обнажать верхние и нижние зубы.
  • Оттягивать уголки рта в стороны, затем вытягивать губы вперед трубочкой. Сначала имитация, затем произнесение звуков И-У-О-А.
  • Утрированно произносить звуки П-Б.
  • Многократно произносить сочетание губных согласных МБ БМ ПМ МП и губно-зубных ВМ МВ БВ ВБ и др.
  • Массажирование верхними зубами нижней губы. Затем нижними зубами — верхней губы.
  • Движение вытянутыми губами вправо-влево.
  • Натягивать губы на зубы при слегка открытом рте.

ДЛЯ МИМИЧЕСКИХ МЫШЦ:

  • Опустить углы рта при закрытом рте.
  • Нахмурить брови, расслабить.
  • Поднять брови, расслабить.
  • Прищурить один глаз, затем другой.
  • Зажмурить глаза, расслабить.
  • Надуть щеки, втянуть щеки, перекачивать воздух из одной щеки в другую попеременно, как при полоскании.
  • Максимально оскалить зубы.
  • Опустить верхнюю губу на нижнюю.
  • Натянуть нижнюю губу на верхнюю.
  • Поочередно обнажать верхние и нижние зубы.
  • Пошевелить ноздрями, как бы раздувая ими.
  • Наморщить лоб, расслабить.

Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.128 с.