Упражнения, улучшающие функцию глотания — КиберПедия 

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Упражнения, улучшающие функцию глотания

2017-09-26 100
Упражнения, улучшающие функцию глотания 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Имитировать знакомые движения:

  • покашливать " кхе-кхе«
  • зевать, широко раскрывая рот
  • изображать свист без звука, напрягая ротовую полость
  • полоскать горло
  • храпеть
  • глотать манную кашу- «ням, ням, ням и глоток»

2. Твердо, как бы тужась, произносить звуки «а» и «э» — 3-5 раз

3. Высунув язык, говорить звук «г»

4. Беззвучно произносить звук «ы», выдвигая вперед нижнюю челюсть

5. Глотать капли воды из пипетки.

6. Тянуть звук «м», сомкнув губы (на сколько хватает воздуха, т. есть выдоха).

7. Тянуть звук «и» то высоко, то низко на одном выдохе, одновременно вибрируя пальцами по гортани

Основные рекомендации для пациентов с нарушением функции глотания:

  • Есть и пить можно только сидя, либо приподняв головной конец кровати.
  • После еды необходимо подождать 20-25 минут перед тем, как лечь в горизонтальное положение.
  • Есть надо маленькими порциями, медленно, немного опуская подбородок к груди — это облегчает глоток. Можно во время глотка сжимать поручень кровати или одеяло, это также помогает проглотить пищу.
  • В рационе должны преобладать густые напитки и еда (кисели, кисломолочные продукты, пюре, желе, муссы, котлеты, суфле и т. д.)
  • Запрещаются все крошащиеся продукты (хлебобулочные и кондитерские изделия, продукты со злаками, орехи), которые могут быть опасны — ими легко поперхнуться, а также не желательно есть мясо, цитрусовые (волокна тяжело пережевываются)!
  • Не рекомендуется смешивать напитки и еду во время приема пищи, пить нужно до или после еды.
  • После еды желательно прополоскать рот, либо салфеткой очистить ротовую полость, так как там может остаться еда (за щекой, на деснах). Если пациент поперхнулся, дать возможность откашляться, не поить, так как вода легче проникает в дыхательные пути.
  • При возвращении домой для лежачего пациента необходимо вызвать врача — терапевта или ВОП на дом. При возможности — явиться в поликлинику по месту жительства, чтобы продолжить реабилитацию. Реабилитация может продолжаться 1-2 года при условии, что пациет, родственник и врач составляют единую команду. Удачи вам!

 

МОТОРНАЯ АФАЗИЯ АФФЕРЕНТНОГО ТИПА

 

Стадия грубых расстройств

1. Преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи:

- показ картинных и реальных изображений наиболее употребляемых предметов и простых действий по их названиям, категориальным и прочим признакам. Например: «Покажите стол, чашку, собаку и пр.», «Покажите предметы мебели, одежды, транспорта и пр.», «Покажите того, кто летает, кто разговаривает, кто поёт, у кого есть хвост и т.п.»;

- классификация слов по темам (например: «Одежда», «Мебель» и т.д.) с опорой на предметную картинку;

- ответы утвердительным или отрицательным жестом на простые ситуативные вопросы. Например, «Сейчас зима, лето..?»; «Вы живёте в Москве?» и др.

2. Растормаживание произносительной стороны речи:

- сопряжённое, отражённое и самостоятельное произнесение автоматизированных речевых рядов (порядковый счёт, дни недели, месяцы по порядку, пение со словами, оканчивание пословиц и фраз с «жёстким» контекстом), моделирование ситуаций, стимулирующих произнесение звукоподражательных местоимений («ах!» «ох!» и т.п.);

- сопряжённое и отражённое произнесение простых слов и фраз;

- затормаживание речевого эмбола путём введения его в слово (та, та..–Тата, так), или во фразу (ма..ма–мама…;это мама).

3. Стимулирование простых коммуникативных видов речи:

- ответы на вопросы одним-двумя словами в простом ситуативном диалоге;

- моделирование ситуаций, способствующих вызову коммуникативно значимых слов (да, нет, хочу, буду и т.д.);

- ответы на ситуативные вопросы и составление простых фраз с помощью пиктограммы и жеста с сопряжённым проговариванием простых слов и фраз.

4. Стимулирование глобального чтения и письма:

- раскладывание подписей под картинками (предметными и сюжетными);

- письмо наиболее привычных слов–идеограмм, списывание простых текстов;

- сопряжённое чтение простых диалогов.


2. Стадия расстройств средней степени выраженности

1. Преодоление расстройств произносительной стороны речи:

- выделение звука из слова;

- автоматизация отдельных артикулем в словах с различной слогоритмической структурой;

- преодоление литеральных парафазий путём подбора сначала дискретных, а затем постепенно сближающихся по артикуляции звуков.

2. Восстановление и коррекция фразовой речи:

- составление фраз по сюжетной картинке: от простых моделей (субъект-предикат, субъект-предикат-объект)–к более сложным, включающим объекты с предлогами, отрицательные слова и пр.;

- составление фраз по вопросам, по опорным словам;

- экстериоризация грамматико-смысловых связей предиката: «кто?», «зачем?», «когда?», «куда?» и т.д.;

- заполнение пропусков во фразе с грамматическим изменением слова;

- развёрнутые ответы на вопросы;

- составление рассказов по серии сюжетных картинок;

- пересказ текстов с опорой на вопросы.

3. Работа над семантикой слова:

- выработка обобщённых понятий;

- смысловое обыгрывание слов (предметная и глагольная лексика) путём включения их в различные смысловые контексты;

- заполнение пропусков во фразе;

- завершение предложений разными словами, подходящими по смыслу;

- подбор антонимов, синонимов.

4. Восстановление аналитико-синтетического письма и чтения:

- звуко-буквенный состав слова, его анализ (одно-двух-трёхсложные слова) с опорой на схемы, передающие слоговую и звуко-буквенную структуру слова, постепенное свёртывание числа внешних опор;

- заполнение пропущенных букв и слогов в словах;

- списывание слов, фраз и небольших текстов с установкой на самоконтроль и самостоятельное исправление ошибок;

- чтение и письмо под диктовку слов с постепенно усложняющейся звуковой структурой, простых фраз, а также отдельных слогов и букв;

- заполнение в текстах при чтении и письме пропущенных слов, отрабатываемых в устной речи.

Стадия лёгких расстройств

1. Дальнейшая коррекция произносительной стороны речи:

- уточнение артикулем отдельных звуков, особенно аффрикатов и дифтонгов;

- дифференциация акустических и кинестетических образов, близких по артикуляции звуков с целью устранения литеральных парафазий;

- отработка чистоты произнесения отдельных звуков в звуковом потоке, во фразах, при стечении согласных звуков, в скороговорках и т.д.

2. Формирование развёрнутой речи, усложнённой по смысловой и синтаксической структуре:

- восполнение пропущенного главного, а также подчинённого предложения или подчинительного союза в сложноподчинённом предложении;

- ответы на вопросы сложноподчинённым предложением;

- пересказы текстов без опоры на вопросы;

- составление развёрнутых планов к текстам;

- подготовка тематических сообщений (коротких докладов);

- речевые импровизации на заданную тему.

3. Дальнейшая работа по восстановлению смысловой структуры слова:

- толкование отдельных слов, преимущественно с абстрактным значением;

- объяснение омонимов, метафор, пословиц, фразеологизмов.

4. Работа по осмыслению сложных логико-грамматических оборотов речи:

- выполнение инструкций, включающих логико-грамматические обороты;

- введение дополнительных слов, рисунков, вопросов, облегчающих восприятие сложных речевых структур.

5. Дальнейшее восстановление чтения и письма:

- чтение и пересказ развёрнутых текстов;

- диктанты;

- письменное изложение текстов;

- составление писем, поздравительных открыток и т.д.;

- сочинения на заданную тему.

 

1) Восстановление связи «артикулема–фонема»:

- письмо букв, соответствующих названиям в экспрессивной речи звукам, прочтение этих букв непосредственно после написания;

- выделение 1-го звука из простых слов, фиксация внимания на артикуляторном, акустическом, а затем и графическом образе этого звука; самостоятельный подбор слов на этот звук и письмо их;

- письмо отрабатываемых звуков и слогов под диктовку;

- идентификация букв в разных шрифтах;

- нахождение заданных букв в различных текстах (подчёркивание, выписывание).

2) Восстановление способности к звуко-буквенному анализу состава слова:

- деление слов на слоги, слогов на буквы (звуки) с опорой на различные графические схемы;

- выделение любого по счёту звука в слове;

- пересчёт и перечисление слов по буквам (устно);

- заполнение пропусков в словах;

- письмо слов из букв, данных вразбивку.

3) Восстановление навыка развёрнутой письменной речи:

- письмо слов различной звуковой структуры с опорой на предметную картинку и без неё: а) под диктовку, б) при назывании предмета или действия;

 

 

- письмо предложений: а) по памяти, б) под диктовку, в) в виде письменного высказывания по сюжетной картинке в целях коммуникации с окружающими;

- письменные изложения и сочинения.

 


 

 


Поделиться с друзьями:

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Индивидуальные очистные сооружения: К классу индивидуальных очистных сооружений относят сооружения, пропускная способность которых...

Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьше­ния длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.029 с.