Конституционные формы народовластия — КиберПедия 

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Конституционные формы народовластия

2017-10-01 513
Конституционные формы народовластия 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В зависимости от субъекта, осуществляющего власть, раз­личают понятия народовластия и государственной власти.

Народовластие это принадлежность всей полноты власти народу. Принцип народовластия нашел отражение в целом ряде статей Конституции Республики Беларусь. Так, в статье 3 Конституции Республики Беларусь записа­но, что «единственным источником государственной влас­ти и носителем суверенитета в Республике Беларусь явля­ется народ. Народ осуществляет свою власть непосред­ственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией».

Итак, власть осуществляется:

• народом в целом;

• частью народа, проживающей на соответствующей тер­
ритории;

• избранными народом представителями;

• сформированными народом органами и производны­
ми от последних органами.

Власть народа в Республике Беларусь — это публичная власть. Ее цель — общественное благо. Она обращена ко всему обществу, каждому его члену и доступна всем.

В Республике Беларусь можно выделить три основные формы власти народа (публичной власти):

/. Государственную власть, суть которой выража­ется в принятии актов (совершении действий), имеющих государственно-обязательную силу, обеспечиваемых авто­ритетом, организационными мероприятиями и принужде­нием со стороны государства. В отличие от общественной власти государственная власть распространяется на всех граждан. Она осуществляется непосредственно народом или органами государственной власти. Государственную власть в Республике Беларусь осуществляют Президент,


Парламент -- Национальное собрание, Правительство — Совет Министров, Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Хозяйственный Суд, иные суды.

2. Общественнаую власть как объединение отдель­
ных групп граждан, общественных организаций и движе­
ний, религиозных общин, семьи, трудовых коллективов,
при проведении совместных акций. Члены и участники об­
щественных формирований, совместных акций доброволь­
но подчиняются коллективно установленным правилам,
опираются на методы общественного воздействия.

3. Смешанную общественно-государственную
форму
в виде власти органов местного самоуправления в
областях, районах, городах, поселках и других регионах.
Местное самоуправление следует рассматривать как фор­
му народовластия, обеспечивающую населению возмож­
ность самостоятельно и под свою ответственность решать
вопросы местного значения, т. с. управлять своими дела­
ми на соответствующей территории. Местное самоуправле­
ние реализуется на собраниях, сходах граждан по месту
жительства либо на местных референдумах. Вопросы
местного характера могут решаться избранными предста­
вительными органами местного самоуправления и должно­
стными лицами местного самоуправления.

В зависимости от форм волеизъявления народа наука конституционного права и конституционно-правовая прак­тика обычно различают непосредственную (прямую) де­мократию и представительную демократию.

Непосредственная демократия это совокупность форм и средств (институтов) непосредственного осущест­вления народом в государстве принадлежащей ему власти; это форма непосредственного волеизъявления народа или каких-либо групп населения.

Основу непосредственной демократии составляет Конс­титуция Республики Беларусь, статья 3 которой гласит, что только народ является единственным источником госу­дарственной власти и носителем суверенитета в Республи­ке Беларусь. Народ осуществляет свою власть непосред­ственно через представительные и иные органы в формах и пределах, определенных Конституцией.

Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдумы и свободные выборы. Кроме того, институтами непосредственной демократии являются народные обсуждения проектов важнейших государствен-


 


 

 


ных и территориальных решений и законов, народные инициативы, собрания граждан по месту работы и месту жительства.

В науке конституционного права принято делить инсти­туты непосредственной демократии на две группы:

• институты императивного характера;

• институты консультативного характера.
Особенность императивных форм непосредственной

демократии состоит в окончательности и обязательности принимаемых народом решений. Данные решения никако­му последующему утверждению государственным органом или органом местного самоуправления не подлежат. Импе­ративными формами непосредственной демократии явля­ются императивный референдум, выборы депутатов и должностных лиц населением.

Особенность консультативных форм непосред­ственной демократии выражается в том, что выявлен­ная с их помощью воля народа отражается в решении со­ответствующего государственного органа или органа мест­ного самоуправления. Консультативными формами непос­редственной демократии принято считать консультативные референдумы (опросы), народные обсуждения, инициати­вы (в том числе и правотворческие).

В то же время следует учитывать, что решения собра­ний (сходов) граждан в одних случаях носят императив­ный характер (например, при выборах органов обществен­ного самоуправления, выдвижении кандидатов в депута­ты), в других -- консультативный характер (например, при выражении своего мнения по вопросам строительства нового объекта и т. п.).

Понятие «непосредственная демократия» идентично за­частую употребляющимся понятиям «прямая демократия», «непосредственное н ародовластие».

Наиболее распространенной формой непосредственной демократии являются выборы. Под выборами в конститу­ционном праве обычно понимают участие граждан в осу­ществлении власти народа посредством выделения из сво­ей среды путем голосования представителей для выполне­ния в государственных органах или органах местного са­моуправления функций по осуществлению власти. С по­мощью выборов формируются или избираются различные органы государственной власти — парламенты, президен­ты, губернаторы, судебные органы, а также органы мест-


ного самоуправления. Таким образом, избирательное пра­во и выборы являются важнейшим элементом политичес­кой жизни, поскольку с их помощью происходит легити­мация власти.

Как правило, Конституции закрепляют главные прин­ципы избирательного права, определяют круг субъектов избирательного права, основные начала, на которых долж­но строиться право, условия предоставления и лишения избирательного права. Причем объем материала, отражаю­щего конституционное регулирование, довольно различен: одни конституции ограничиваются отдельными разрознен­ными статьями, а другие вводят специальные главы или разделы о выборах.

Важнейшей формой прямого народовластия является референдум. Референдум —это голосование всего народа или населения какой-либо территории, всенародный оп­рос, в котором принимают участие все граждане, имеющие избирательные права.

Согласно статье 73 Конституции Республики Беларусь «...для решения важнейших вопросов государственной и общественной жизни могут проводиться республиканские и местные референдумы». До принятия Конституции Рес­публики Беларусь вопросы, связанные с проведением ре­ферендумов в Республике Беларусь, регулировал Закон от 13 июня 1991 г. «О народном голосовании (референдуме) в Республике Беларусь»1, который утратил силу в связи с принятием 11 февраля 2000 г. Избирательного кодекса Республики Беларусь^. Согласно статье 111 указанного Кодекса референдум является способом принятия гражда­нами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной и общественной жизни.

На республиканский референдум выносятся важ­нейшие вопросы государственной и общественной жизни Республики Беларусь.

На местный референдум вопросы, имеющие важнейшее значение для населения соответствующих ад­министративно-территориальных единиц и отнесенные к

'Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1991. № 25. Ст. 364.

^Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. № 25. 2/145.



компетенции соответствующих местных Советов депута­тов, исполнительных и распорядительных органов.

Право инициативы на проведение республиканского рефе­рендума в соответствии со статьей 113 Избирательного кодек­са Республики Беларусь принадлежит Президенту Республи­ки Беларусь, Палате представителей и Совету Республики, гражданам Республики Беларусь. Инициатива граждан на проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее 450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс. граждан от каждой из областей и города Минска.

Правовую основу избирательной системы и ре­ферендума составляют Конституция Республики Бела­русь, Избирательный кодекс и иные акты законодатель­ства Республики Беларусь, а также постановления Цент­ральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов. Избиратель­ный кодекс Республики Беларусь регулирует отношения, возникающие при подготовке и проведении выборов Пре­зидента Республики Беларусь, выборов и отзыва депута­тов Палаты представителей Национального собрания Рес­публики Беларусь, членов Совета Республики Националь­ного собрания Республики Беларусь, депутатов местных Советов депутатов Республики Беларусь, а также при под­готовке и проведении референдума (народного голосова­ния), и устанавливает гарантии, обеспечивающие свобод­ное волеизъявление граждан Республики Беларусь.

Основным принципом проведения референдума, как и проведения выборов, является всеобщее, свободное, равное и тайное голосование (статья 76 Конституции Рес­публики Беларусь).

Под представительной демократией обычно пони­мают свободу народа выдвигать своих представителей для управления государством, т. е. для принятия решений, вы­ражающих волю народа или населения, проживающего на определенной территории. В науке конституционного пра­ва этой форме правления уделяется особое внимание.

Концепция национального (народного) представитель­ства сложилась еще в XVIII—XIX вв. и представляет собой совокупность следующих принципов:

1) национальное (народное) представительство учреж­дается Конституцией;


2) нация (народ), являясь носителем суверенитета,
уполномочивает парламент осуществлять от его имени за­
конодательную власть;

3) нация (народ) избирает в парламент своих предста­
вителей -- депутатов, сенаторов, представителей (парла­
ментариев) — для осуществления законодательной власти;

4) депутат (член) парламента является представителем
всей нации (а не только тех, кто его избрал).

Современная представительная демократия позволяет осуществлять власть в государстве непрерывно, а предста­вительные органы формулируют и выражают волю народа в принимаемых ими законах либо иных решениях. Кроме того, представительные органы являются связующим зве­ном между народом и государственным аппаратом.

Основной целью осуществления народовластия в Рес­публике Беларусь является создание такого механизма власти, который может обеспечить нормальное функцио­нирование органов представительной демократии, а также непосредственное принятие самим народом решений по важнейшим вопросам жизни государства и общества.

АТА


Поделиться с друзьями:

Архитектура электронного правительства: Единая архитектура – это методологический подход при создании системы управления государства, который строится...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.022 с.