Конституционно-правовой статус политических институтов — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Конституционно-правовой статус политических институтов

2017-10-01 272
Конституционно-правовой статус политических институтов 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

15 политической философии и теории государства и пра-иа сложились три р;шшчмых подхода к исследованию по-ПЯП1Я п сущности государства.

Ис/ки.п'/ нч'дхо'д идет от античной традиции, сохранил­ся п развивается по С6ГОДНЯШНИЙ день. Суть его выразил АрИСТЦТедь? и своих сочинениях. И соответствии с данным подходам государегко рассматрпкаетси как средство реше­ния "общих дел» (к Республике) и средство регулирования отношений правителей (власти) и народа (общества), а

^•Аристотель (384 — 322 гг. до н. э.) — древнегреческий философ и ученый. Учился у Платона в Афинах. Воспитатель А. Македонского. Его сочинения охватывают все отрасли знаний того периода.


также как средство, обеспечивающее политическую жизнь самого народа и человека.

Второй подход носит, согласно марксистской трактов­ке, классовый характер: «Государство — есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы»1. Третий подход носит правовой и организационно-структурный характер. Государство в данном случае рас­сматривается как «юридическое государство», как источ­ник права и закона, организующий жизнь общества и дея­тельность самого государства, его структур в системе по­литических и общественных отношений.

Термин «государство» в конституционном законода­тельстве и международном праве часто выступает как си­ноним понятия -«страна».

Каждое государство действует через систему органов и учреждений, которые в совокупности своей образуют го­сударственный механизм. Государственный орган -:>то лицо или группа лиц, которые уполномочены государ­ством на осуществление его функций, наделены правом принимать определенные властные решения. Государ­ственное учреждение — это звено государственного меха­низма, выполняющее определенные властные функции. Конституционное право регулирует статус государственных органов и основы статуса государственных учреждений.

Конституционно-правовое регулирование государст­венного механизма основано на принципах народного су­веренитета и разделения властей.

Одной из важнейших основ государственного устрой­ства является федерализм. Свое научное обоснование федерализм находит в идее разделения властей «по верти­кали», которая дополняет классическое разделение влас­тей между парламентом и правительством. Если государ­ство унитарное, то конституционные нормы устанавли-нают административно-территориальное деление, в соответ­ствии с которым обычно строится система органов государст­венной власти.

 

Возрастание роли политических партий в жизни го­сударства привело к правовой регламентации их деятель­ности. Наиболее актикно процесс институализации дея-

Ленин В. И. Полное собрание сочинении. 'Г. 3!). С. 7.'>.


тельности политических партий протекал после Второй ми­ровой войны:

• определялось понятие политической партии, ее роль и
место в политической системе; закреплялся порядок созда­
ния и прекращения деятельности политических партий;

• фиксировались основные принципы организационно­
го построения и порядка деятельности политических пар­
тий, определялась возможная финансово-экономическая
база партийной деятельности;

• устанавливались основы взаимоотношений политичес­
ких партий с государственными органами (участие в изби­
рательном процессе, в работе законодательных и предста­
вительных органов) и органами местного самоуправления.

Одним из важных направлений регламентации деятель­ности партий являются законодательные требования, кото­рые выдвигаются к их структуре и внутренней деятельнос­ти (членство, порядок принятия и содержание уставов, пар­тийных программ, формирование руководящих органов).

В Республике Беларусь конституционной основой пра­вового статуса политических партий являются несколько статей Конституции Республики Беларусь. Прежде всего следует выделить статью 4 Конституции, в которой закреп­ляется как возможность многообразия политических инс­титутов, так и фактический запрет на установление обяза­тельной идеологии политических партий и иных общест­венных объединений и социальных групп. В соответствии со статьей 5 Конституции Республики Беларусь политичес­кие партии, другие общественные объединения, действуя в рамках Конституцию!, законов Республики Беларусь, со­действуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Политические партии и другие общественные объединения имеют право пользо­ваться государственными средствами массовой информа­ции в порядке, определенном законодательством.

15 конституции Республики Беларусь (часть 3 статьи 5) отмечено, что создание и деятельность политических пар­тии, и ранио других общественных объединений, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ведущих пропаганду войны, социальной, националь­ной, религиозной и расовой вражды, запрещается.

Деятельность политических партий в Республике Бела­русь регламентируется Законом от 5 октября 1994 г. «О политических партиях» (с изменениями и дополнения-


ми от 13 декабря 1999 г. и 22 июня 2001 г.)1. Согласно статье 1 указанного Закона «политической партией являет­ся независимое, образованное на основе индивидуального добровольного членства объединение граждан, действую­щее в рамках Конституции и законов Республики Бела­русь, содействующее выявлению и выражению политичес­кой воли граждан и участвующее в выборах».

Граждане Республики Беларусь имеют право на свобо­ду объединения в политические партии. Принадлежность или не принадлежность гражданина к политической пар­тии не может служить основанием для ограничения его прав и свобод либо для недопущения исполнения им установленных законом обязанностей, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 вышеуказанного За­кона «О политических партиях». Принадлежность или не принадлежность гражданина к политической партии не мо­жет служить основанием для предоставления либо не пре­доставления ему государством льгот и преимуществ. Не допускается требование об указании в официальных доку­ментах на членство в той либо другой политической пар­тии, за исключением случаев, предусмотренных статьей 12 Закона «О политических партиях»2.

Политические партии в Республике Беларусь действуют на основе принципов свободы ассоциаций, демократизма, самоуправления, законности, гласности и равноправия всех политических партий. Политические партии основы­вают свою деятельность согласно своим уставам и прог­раммам. Деятельность политических партий не должна препятствовать органам государственной власти и управле-

' Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 63. 2 / 779.

'Данная статья гласит: «...политические партии имеют фиксирован­ное членство. Членами политических партий могут быть только гражда­не Республики Беларусь. Президент Республики Беларусь, члены Цент­ральной комиссии Республики Беларусь по выборам и проведению рес­публиканских референдумов приостанавливают членство в политичес­ких партиях на весь срок полномочий. Не могут быть членами полити­ческих партии на весь период своих ПОЛНОМОЧИЙ судьи, прокурорские работники, сотрудники органом мнутрепннх дел, Комитета государ-| темного контроля Республики Неларугь и ею территориальных орга-

... |, органов безопасности, военнослужащие и другие лица, па которых

распространяется статус военнослужащих».


ния, предприятиям, организациям и учреждениям в осу­ществлении ими своих функций.

Государство гарантирует защиту прав и законных инте­ресов политических партий, создание условий для выпол­нения ими своих уставных целей и задач, в том числе пу­тем пользования государственными средствами массовой информации. Органам государственной власти и управле­ния, предприятиям, организациям, учреждениями их долж­ностным лицам запрещается вмешиваться во внутренние дела политических партий либо препятствовать в той или иной форме их деятельности, если она осуществляется в соответствии с законом и их уставами.

На территории Республики Беларусь не могут созда­ваться и действовать политические партии других госу­дарств и их территориальные единицы. Запрещается соз­дание и деятельность политических партий, имеющих целью насильственное изменение конституционного строя либо ве­дущих пропаганду войны, национальной, религиозной и расовой вражды. Идеология политических партий не мо­жет устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

За нарушения Конституции Республики Беларусь, За­кона Республики Беларусь «О политических партиях» и других актов законодательства политические партии несут ответственность в соответствии с законодательством Рес­публики Беларусь. Политическая партия, нанесшая неза­конными действиями материальный или моральный ущерб гражданам, государству или юридическим лицам, обязана возместить его в порядке, предусмотренном законодатель-си юм Республики Беларусь. В отношении политических партии могут быть применены следующие виды взысканий:

• письменное предупреждение;

• лпкппдация политической партии.

I! случае соиершсппя политической партией действий, нарушающих Конституцию Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь -О политических партиях», другие акты законодатели-та Республики Беларусь и (или) ус-гаи, Министерством юстиции Республики Беларусь выно­сится письменное предупреждение руководящему органу:>топ политической партии. Предупреждение выдается ли­бо направляется по почте руководящему органу политичес­кой партии не позднее чем в трехдневный срок после его вынесения. Письменное предупреждение Министерства


юстиции Республики Беларусь может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.

Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Республики Беларусь в случаях:

1) совершения партией действий, предусмотренных
частью второй статьи б Закона Республики Беларусь
«О политических партиях»1;

2) повторного в течение года совершения действий, за
которые было вынесено письменное предупреждение;

3) если при регистрации политической партии со сторо­
ны ее учредителей были допущены такие нарушения Зако­
на Республики Беларусь «О политических партиях», а
также иных актов законодательства, которые носят непо­
правимый характер.

Партийные системы, сложившиеся в различных странах, отличаются друг от друга по отдельным парамет­рам, и прежде всего своей организационной структурой и характером членства. В соответствии с этим можно выде­лить:

• массовые партии;

• кадровые партии.

Массовые партии по своему характеру близки к со­циальным или религиозным массовым движениям. Они от­личаются высокой степенью идеологизированное™ своей программы, требованием активного участия каждого члена и делах партии, а также наличием членских взносов. Кад-1>овые партии видят свою главную задачу в привлечении к ходе избирательной кампании максимально большого числа избирателей различных социальных слоев.

Отдельные партии могут существовать в форме объеди­нения нескольких партий, например Союз за французскую демократию (СФД) состоит из коалиций пяти партий и группировок.

Различаются партии, имеющие прямое и косвенное членство. При прямом членстве кандидат в члены партии принимается в индивидуальном порядке, при косвенном -человек может стать членом партии в силу того, что свя­зан с организацией, которая входит в какую-либо партию.

'Запрещается создание и деятельность политических партии, имею­щих целью насильственное изменение конституционною строя либо ве­дущих пропаганду войны, национальной, религиозном и рапшои вражды.


Так, например, членами лейбористской партии в Велико­британии являются лица, входящие в профсоюз, поддер­живающий это общественное объединение.

Политические партии действуют в большинстве стран. В то же время существуют государства, где создание поли­тических партий запрещено законом (Иордания, Саудов­ская Аравия).

Сложившиеся партийные системы можно классифици­ровать на:

• многопартийные;

• двухпартийные;

• однопартийные.

В современном обществе различные запросы и интере­сы людей не ограничиваются политической сферой. Часть из них реализуется в социально-экономической и социаль­но-культурной сферах -- это участие в общественных объединениях: профсоюзах, различных движениях и об­ществах, союзах предпринимателей, потребителей, куль турных и национальных обществах, фондах и др.

Для объединений характерны следующие особенности. Во-первых, они не преследуют в своей деятельности полу­чение коммерческой прибыли, т. е. имеют некоммерческий характер, что обеспечивает им поддержку со стороны го­сударства: упрощенный порядок их создания, а также на­логовые и финансовые льготы. Во-вторых, объединения не считают участие в политической жизни страны главным средством достижения своих целей.

В основе правового статуса таких общественных объединений лежит конституционное право на объедине­ние, свободу создания союзов и ассоциаций. Конституции устанавливают для всех видов союзов (ассоциаций) одина­ковым правовой режим и дают возможность создать любое объединение в рамках требования закона. Запрещается создание таимых общественных объединений или военизи­рованных организации, выступающих против конституци­онною строя, разжигающих социальную или религиозную

Рознь.

Важным условием для создания общественных объеди­нений является их обязательная регистрация, о чем иног­да прямо указывается в текстах конституций. Если же это требование не будет выполнено, то общественному объеди­нению не будет придан статус юридического лица и оно не


сможет участвовать в гражданско-правовых, администра­тивно-правовых и других правоотношениях. Устав объеди­нения должен предусматривать последствия при роспуске или самороспуске организации. Возможность принуди­тельного роспуска общественных объединений в демокра­тических странах связывается с нарушением положений конституции и законодательства только на основе судебно­го решения.

Согласно Закону Республики Беларусь от 4 октября 1994 г. «Об общественных объединениях» (с изменениями и дополнениями от 22 июня 2001 г.)1 в связи с реализаци­ей права граждан на объединение в Республике Беларусь могут создаваться общественные объединения. Общест­венным объединением, в силу статьи 1 указанного Зако­на, является добровольное формирование граждан, кото­рое они образовали на основе общности интересов для сов­местной реализации гражданских, экономических, соци­альных и культурных прав. Действие Закона «Об общест­венных объединениях» не распространяется на политичес­кие партии, профессиональные союзы и религиозные орга­низации, организации, созданные органами государствен­ного управления, органы территориального общественного самоуправления, другие общественные формирования, по­рядок создания и деятельности которых определяется от­дельными законодательными актами.

Согласно статье 2 Закона «Об общественных объедине­ниях» граждане Республики Беларусь имеют право по сво­ей инициативе создавать общественные объединения и вступать в действующие общественные объединения. Иностранные граждане и лица без гражданства могут вступать в действующие общественные объединения, если:»то предусмотрено уставами общественных объединений. 11е допускается создание общественных объединений, дея­тельность которых направлена на свержение либо насиль­ственное изменение конституционного строя, нарушение-целостности и безопасности государства, пропаганду вой­ны, насилия, разжигание национальной, религиозной и расовой вражды, а также общественных объединений, де­ятельность которых может отрицательно влиять на физи­ческое и психическое здоровье граждан.

'Национальный реестр праноиых актов Республики Беларусь. 2001. N.. 63. 2 / 779.


Общественные объединения создаются и действуют на основе принципов добровольности, самостоятельности и гласности. Они основывают свою деятельность согласно уставу и осуществляют ее в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом «Об общественных объ­единениях» и иными актами законодательства Республики Беларусь.

Государство обеспечивает сохранение и защиту нрав и законных интересов общественных объединений. Вмеша­тельство государственных органов и должностных лиц в деятельность общественных объединений, равно как и вме­шательство общественных объединений в деятельность госу­дарственных органов и должностных лиц не допускается, кроме случаев, предусмотренных законодательством Рес­публики Беларусь. Государство может оказывать в установ­ленном законодательством порядке помощь общественным объединениям в осуществлении ими уставной деятельности (статья 5 Закона «Об общественных объединениях»).

Законодательство многих стран допускает создание раз­нообразных общественных объединений предприни­мателей. Организации предпринимателей могут сущест­вовать как на общенациональном, так и на региональном уровне. Различается несколько видов объединений пред­принимателей: экономические союзы, союзы работодате­лей, различные торгово-промышленные палаты. Экономи­ческие союзы и ассоциации выражают интересы предпри­нимателей и их объединений в сфере экономики, союзы работодателей представляют последних в области социаль­ной и тарифной политики, проводят переговоры с профсо­юзами, осуществляют представительство в органах соци­альною страхования. Различные торгово-промышленные па./кипы обеспечивают местные и отраслевые интересы предпринимателей в государственных органах и на между­народной арене, иногда па них возлагается функция серти­фикации юкарок и услуг, профессиональной подготовки.

Важнейшим видом общественных объединений являют­ся профессиональные союзы. Главная задача, которую признаны выполнять данные общественные объединения, -защита интересов работников наемного труда. В настоящее время возможность создавать профсоюзы признается зако­нодательством всех демократических государств, что отра­жается в соответствующих конституционных статьях. Профсоюзы наделяются правом заключать коллективные


трудовые договоры с обязательной силой для всех лиц, принадлежащих к тем категориям трудящихся, к которым относится данный договор.

Деятельность профсоюзов в Республике Беларусь рег­ламентируется Законом Республики Беларусь от 22 апре­ля 1992 г. «О профессиональных союзах» (в редакции За­кона от 14 января 2000 г. и с изменениями и дополнения­ми от 14 июля 2000 г.)1. В силу статьи 1 данного Закона профессиональный союз является добровольной обще­ственной организацией, объединяющей граждан, в том числе обучающихся в высших, средних специальных и профессионально-технических учебных заведениях, свя­занных общими интересами по роду деятельности как в производственной, так и непроизводственной сферах, для защиты трудовых, социально-экономических прав и инте­ресов, вытекающих из общепризнанных принципов международного права и установленных Всеобщей декла­рацией прав человека, Международным пактом об эконо­мических, социальных и культурных правах, Междуна­родным пактом о гражданских и политических правах, конвенциями Международной организации труда и иными ратифицированными в установленном порядке междуна­родными договорами Республики Беларусь.

Граждане имеют право добровольно создавать по свое­му выбору профсоюзы, а также вступать в профсоюзы при условии соблюдения их уставов (положений). Профсоюзы могут создавать на добровольной основе республиканские и иные объединения, обладающие правами профсоюзов, а также вступать в них. Республиканские объединения профсоюзов могут создавать в порядке, предусмотренном уставными документами, территориальные (областные, го­родские, районные) и иные организационные структуры, обладающие правами профсоюзов. Профсоюзы (объедине­ния профсоюзов) и их организационные структуры (под­разделения) в соответствии с законодательством Республи­ки Беларусь и их уставами (положениями) являются юри­дическими лицами.

Согласно статье 3 Закона Республики Беларусь «О про­фессиональных союзах» профсоюзы осуществляют свою деятельность в соответствии с Конституцией Республики

'Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2000. М" 69. 2/191.



Беларусь, указанным Законом и иными актами законода-тельства. Деятельность профессиональных союзов может быть ограничена в случаях, которые предусмотрены зако­нодательными актами Республики Беларусь в интересах национальной безопасности, общественного порядка или обеспечения прав и свобод других лиц. Профсоюзы самос­тоятельно разрабатывают и утверждают свои уставы (по­ложения), определяют структуру, избирают руководящие органы, организуют свою деятельность, проводят собра­ния, конференции, пленумы, съезды. Профсоюзы (объеди­нения профсоюзов), их символика, а также изменения и дополнения, вносимые в устав, подлежат государственной регистрации в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. Профсоюзы в соответствии со свои­ми уставными целями и задачами имеют право сотрудни­чать с профсоюзами других стран, по своему выбору всту­пать в международные и другие профсоюзные объедине­ния и организации.

В борьбе за интересы трудящихся профсоюзы часто ис­пользуют крайнюю меру разрешения социального конф­ликта — забастовку. В связи с этим многие государства в своих конституциях признают право на стачку. Однако при этом разрабатываются специальные законодательные акты, обеспечивающие социальный мир и согласие в обществе.

В соответствии со статьей 22 Закона Республики Бела­русь «О профессиональных союзах» профсоюзы имеют право на организацию и проведение забастовок в соответ­ствии с законодательством Республики Беларусь. Но при этом при проведении забастовок по инициативе профсою­зов запрещается выдвижение политических требований.

Взаимоотношения между церковью и государством во многом определяются уровнем социально-экономичес­кого развития страны, историческими традициями, сло­жившимися в обществе.

В демократическом I-осударстве обычно признается на конституционном уровне п в повседневной практике рав­ноправие всех религии и церквей, свобода совести и веро­исповедания. При этих условиях церковь отделена от го­сударства, а вжола — от церкви, запрещена дискримина­ция на религиозной почве, отсутствуют привилегии, свя­занные с исповедованием той или иной религии. Церковь в этих условиях является хранителем культурных, истори­ческих и нравственных традиций народа.


Статус религиозных объединений регулируется консти­туционным и текущим законодательством. Большинство конституций фиксирует отделение церкви от государства, признает религию исключительно частным делом челове­ка. Вместе с тем в отдельных странах (Греция, Болгария, Великобритания) отмечается особое положение религии и церкви. Англиканскую церковь в Англии и пресвитерианс­кую — в Шотландии возглавляет британский монарх, ко­торый осуществляет назначение на высшие церковные должности и оказывает влияние на церковную политику.

Во Франции, согласно специальному закону об отделе­нии церкви от государства, государство не признает и не субсидирует церковь, не оплачивает ее служителей. В мес­тах, предназначенных для религиозных служб, запрещает­ся проведение политических собраний.

В практике отдельных государств существуют договор­ные отношения между государством и церковью. Так, в Италии отношения между государством и церковью осно­вываются на нормах конституции и специальном соглаше­нии. Конституцией признается независимость и суверен­ность государства и церкви, каждого в своей сфере, а их отношения регулируются Лютеранскими соглашениями 1929 г.

В ряде государств существует практика финансовой поддержки церкви из государственного бюджета, а на ре­лигиозные объединения распространяется статус общест-иснных объединений.

В Республике Беларусь права граждан на определение своего отношения к религии, беспрепятственное исповедо­вание религии, распространение убеждений, связанных с отношением к религии, исполнение религиозных обрядов, а также права на социальную справедливость и равенство, независимо от отношения к религии, сами отношения, свя­занные с деятельностью религиозных организаций, гаран­тируются Законом Республики Беларусь от 17 декабря 1992 г. «О свободе совести и религиозных организациях» (в редакции Закона от 31 октября 2002 г.)*- Данный За­кон регулирует возникающие в этой области общественные отношения в целях единообразного осуществления на всей

'Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1993. № 2. ('т 18; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. ЛЮ2. № 123. 2/886.



 

территории Республики Беларусь принципов свободы со­вести и вероисповеданий, закрепленных в Конституции Республики Беларусь, а также реализацию права граждан на пользование этой свободой. В соответствии с правом на свободу вероисповеданий каждый гражданин самостоя­тельно определяет свое отношение к религии, вправе еди­нолично или совместно с другими исповедовать любую ре­лигию или не исповедовать никакой, выражать и распрост­ранять убеждения, связанные с отношением к религии. Ро­дители или лица, их заменяющие, по взаимному согласию вправе воспитывать своих детей в соответствии со своим собственным отношением к религии. Не допускается какое-либо принуждение при определении гражданином своего от­ношения к религии, к исповеданию или отказу от исповеда­ния религии, к участию или неучастию в богослужениях, религиозных обрядах и церемониях, в обучении религии.

Осуществление свободы исповедовать религию или вы­ражать убеждения подлежит лишь тем ограничениям, ко­торые необходимы для охраны общественной безопаснос­ти и порядка, жизни, здоровья, морали, а также прав и свобод других граждан. В силу статьи 5 Закона Республи­ки Беларусь «О свободе совести и религиозных организа­циях» каждый имеет право свободно выбирать, иметь, ме­нять, выражать и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствии с ними, участвовать в отправ­лении религиозных культов, ритуалов, обрядов, не запре­щенных законом. Никто не обязан сообщать о своем отно­шении к религии и не может подвергаться какому-либо принуждению при определении своего отношения к рели­гии, к исповеданию той или иной религии, к участию или неучастию в деятельности религиозных организаций.

Законодательством предусмотрено наказание за оскорб­ление религиозных чувств граждан, равно как и за оскорб­ление почитаемых и данной религии священных предметов, культовых сооружении, мест паломничества и захоронений.

Республика Беларусь характеризуется активным фор­мированием новой системы общественных объединений, организаций, созданных на основе гражданских инициа-тии и общественной самодеятельности с учетом разнооб­разных интересов различных слоев общества.

Переходный этап сказывается и на развитии законода­тельства, регулирующего деятельность общественных объ­единений.


Конституция Республики Беларусь посвятила деятель­ности общественных объединений несколько статей. Так, в статье 4 Конституции Республики Беларусь закрепляются основы правового статуса политических партий и общест­венных объединений. В ней говорится, что демократия в Республике Беларусь осуществляется на основе многооб­разия политических институтов, идеологий и мнений, а идеология политических партий, религиозных или иных общественных объединений, социальных групп не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Статья 5 Конституции Республики Беларусь устанавли­вает, что политические партии, другие общественные объ­единения, действуя в рамках Конституции и законов Рес­публики Беларусь, содействуют выявлению и выражению политической воли граждан, участвуют в выборах. Полити­ческие партии и другие общественные объединения имеют право пользоваться государственными средствами массовой информации в порядке, определенном законодательством.

Опираясь на нормы международного права, Конститу­ция Республики Беларусь (часть третья статьи 5) запреща­ет создание и деятельность политических партий, а равно других общественных объединений, имеющих целью на­сильственное изменение конституционного строя либо ве­дущих пропаганду войны, социальной, национальной, ре­лигиозной и расовой вражды.

Кроме Конституции Республики Беларусь в настоящее время важнейшими актами, регулирующими деятельность общественных объединений, являются: Гражданский ко­декс Республики Беларусь,..законы: «Об общественных объединениях», «О политических партиях», «О свободе совести и религиозных организациях», «О профессиональ­ных союзах», «О государственной поддержке молодежных п детских общественных объединений в Республике Бела­русь»; Декрет Президента Республики Беларусь от 26 ян-наря 1999 г. № 2 «О некоторых мерах по упорядочению деятельности политических партий, профессиональных со­юзов, иных общественных объединений»1; постановление Министерства юстиции Республики Беларусь от 1 декабря ','000 г. № 22 «Об утверждении Правил оформления и рас­смотрения документов, представляемых для государствен-

' Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 1999. N.. 9. 1 / 65.



ной регистрации политических партий, профессиональных союзов, иных общественных объединений, а также поста­новки на учет и государственной регистрации их организа­ционных структур»1 и некоторые иные нормативные акты.

В новом Гражданском кодексе Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. впервые в Белорусском законодательстве (Раздел I «Общие положения», подраздел 2 «Лица», § 5 «Некоммерческие организации») было дано понятие «не­коммерческой организации», рассматривались их виды.

В число некоммерческих организаций вошли:

=> потребительские кооперативы;

=> общественные и религиозные организации (объеди­нения);

=> фонды;

=> учреждения;

=> объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

Государство обеспечивает соблюдение прав и законных интересов общественных объединений, оказывает поддерж­ку их деятельности, что можно признать важным свиде­тельством развития демократических начал в нашей обще­ственной жизни. Государство может предоставлять налого­вые льготы, осуществлять целевое финансирование от­дельных общественно-полезных программ, на конкурсной основе распределять социальный заказ на выполнение раз­личных государственных программ и др.

Законодательством устанавливается принцип невмеша­тельства органов государственной власти и их должност­ных лиц в деятельность общественных объединений.

11ад;юр и контроль за деятельностью общественных объединений осуществляют прокуратура, а также орган регистрации объединения, финансовые и иные органы в пределах своей компетенции.

Юридическое признание общественного объединения осуществляется путем официальной регистрации Министер­ством юстиции Республики Беларусь или его органами на местах. Обязательным условием для этого является нали­чие Устава объединения. В нем кроме указания на цели, задачи, структуру и территорию действия должны содер­жаться права и обязанности участников объединения; ком­петенция и порядок образования руководящих органов;

1 Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2001. № 14. 8/ 4711.


сроки полномочий; источники получения средств и имуще­ства; порядок прекращения деятельности и т. д.

Отказ в регистрации общественного объединения может быть обжалован в суде и рассмотрен в порядке гражданс­ко-процессуального производства.

Закон об общественных объединениях наделяет дан­ные структуры рядом прав:

=> свободно распространять информацию о своей дея­тельности;

=> участвовать в выработке решений органов государ­ственной власти и органов местного самоуправления;

=> осуществлять издательскую деятельность;

=> защищать законные интересы своих членов и участ­ников.

Достаточно важны полномочия общественных объеди­нений и в осуществлении народовластия. Им предоставле­но право выступать с инициативами по различным вопро­сам общественной жизни, вносить предложения в органы государственной власти; участвовать в избирательной кам­пании, если это зафиксировано в уставе, и т. д.

В то же время общественные объединения обязаны со­блюдать законодательство Республики Беларусь, обще­признанные принципы и нормы международного права, а также устав. Они должны ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества, предоставлять по запро­су в органы регистрации определенную отчетность, допус­кать представителей органов администрации на проводи­мые мероприятия.

Таким образом, в Республике Беларусь уже созданы и действуют необходимые правовые основы для развития системы общественных объединений.

АТА


Поделиться с друзьями:

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.