Лекция 3. Общение как обмен информацией. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Лекция 3. Общение как обмен информацией.

2017-10-01 1382
Лекция 3. Общение как обмен информацией. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Лекция 3. Общение как обмен информацией.

1. Общение как обмен информацией.

2. Понятие обратной связи.

3. Коммуникативные барьеры.

4. Средства коммуникации.

4.1.Вербальная коммуникация. Речь

4.2.Невербальная коммуникация. Визуальные средства: кинесика, мимика,

пантомимика, проксемика, контакт глаз. Акустические (пара-и

экстралингвистические). Тактильные. Ольфакторные средства.

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Учитывая сложность общения, нужно обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. В данной работе предполагается охарактеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон : коммуникативной, интерактивной и пер­цептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в уз­ком смысле слова, состоит в обмене информацией между общаю­щимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцеп­тивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма ус­ловны.

 

Общение как обмен информацией.

 

Общение как обмен информацией.

В ходе совместной деятельности люди обмениваются различными представлениями, идеями, чувствами.

%Если вы что-то сказали собеседнику, а вам ответили молчанием, это тоже обмен информацией.

Но человеческая коммуникация не сводится только к процессу передачи информации. Посредством коммуникации партнеры могут влиять друг на друга, так при обмене информацией происходит изменение типа отношений, который сложился между участниками общения. Коммуникативное влияние возможно, когда человек, направляющий информацию (Коммуникатор) и принимающий (Реципиент) говорят на одном языке.

Коммуникативный акт состоит из 2, как минимум, партеров, связанных общей информацией. Информация, пройдя от одного собеседника к другому, связывает их в единое информационное пространство.

Диалог.

-Ну и погода сегодня

-Да, ничего хорошего.

Что видно из диалога? Только ли обмен погодными данными? После такого обмена в информационном поле заметно и общее настроение, и наметившиеся отношения друг к другу.

Возникновение общей информации не ведет к взаимопониманию. Обмениваясь информацией, партнеры стремятся прийти к общему смыслу диалога. Однако, не всегда удается наладить взаимопонимание быстро и без потерь. В процессе обмена информацией начинают работать механизмы, как способствующие, так и препятствующие взаимопониманию:

· Обратная связь

· Коммуникативные барьеры

 

Обратная связь.

Диалог.

-Ну и погода сегодня

-Да, ничего хорошего.

Ответ содержит информацию о том, как собеседник настроен в отношении партнера, как к нему относится. Это отношение к личности коммуникатора, его словам присутствует в реплике и сопровождается соответствующей мимикой, жестами, интонации. Оно обязательно дойдет до коммуникатора, будет им воспринято и интерпретировано.

Эта информация вместе с основной была отправлена по каналу обратной связи.

Обратная связь -информация о том, как реципиент воспринимает коммуникатора, как оценивает его поведение и слова.

Варианты ОС:

1.«Культурный». Вежливость. Сдержанность в проявлении агрессии. Тактичность. ОС приобретает трудно уловимые формы. Неосознанно меняется поза, частота взгляда, тембр голоса. Коммуникатор чувствует негативный настрой и общение развивается плохо.

2.Открытый. Партнеры считают возможным открыто говорить о своем состоянии, не скрывая реакции. ОС передается в форме, которая отвергается партнером из-за резкости, недоброжелательности, она воспринимается как критика, давление, оскорбление.

3. Партнеры стремятся прийти к общему смыслу и взаимопониманию. ОС дается в формах, которые легче всего принять и осмыслить партнеру. Она предполагает прямое называние чувств, которые возникли в связи со словами и поступками партнера.

!Этому варианту мы будем учиться.

Как принимать обратную связь?

ОС надо выслушать до конца. Ее надо осмыслить и вернуть в виде парафраза: «Если я тебя правильно понял, ты имел ввиду…»

Этот прием улучшает взаимопонимание. ОС для этого и дается, а не для незамедлительного изменения отношения.

Разница между ОС (улучшение взаимопонимания) и манипуляцией (воздействие на партнера).

ОС—черта зрелых людей. Они получают более открытые, более жизнеспособные отношения. Окружающие грамотного в этом плане человека люди имеют возможность спонтанно присвоить умение давать ОС.

 

Коммуникативные барьеры

Любая коммуникация предполагает элемент воздействия партнеров друг на друга. Меняется образ мыслей участников, настроение. Если личность коммуникатора и смысл его слов приятны, партнер открывается воздействию, стремясь понять замысел сообщения.

Если личность коммуникатора и смысл его слов непривлекательны, партнер предпочтет закрыться от информации и ее носителя, возникнут барьеры общения.

Барьеры общения - механизм защиты от нежелательной информации и воздействия

 

1. Избегание. Можно убежать психологически и физически. % перейти на др. сторону улицы, сослаться на «убегающее молоко», забывание информации.

Авторитет.

3. Непонимание. Ты меня неправильно понял.

Психологические причины

осуждение. критика, обвинение, уныние, подавленность

оскорбление, обзывание, высмеивание

похвала с подвохом

решение за других. приказы, команды. (неуважение к самостоятельности

собеседника)

угрозы, предупреждения

нравоучения

настойчивое выспрашивание

избегание чужих проблем советы, готовые решения

смена темы, отшучивание, уход от разговора

убеждение логикой

утешение, сочувствие на словах, уговоры

 

Средства коммуникации.

Передача любой информации возможна посредством знаковых систем.Различают вербальную и невербальную коммуникацию.

Контакт глаз--

Проксемика – расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанции в человеческом контакте:

o интимная зона (15-45 см), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди, для этой зоны характерны доверительность, негромкий голос в общении, тактильный контакт, прикосновение. Исследования показывают, что нарушение интимной зоны влечет определенные физиологические изменения в организме: учащение биения сердца, повышенное выделения адреналина, прилив крови к голове и пр. Преждевременное вторжение в интимную зону в процессе общения всегда воспринимается собеседником как покушение на его неприкосновенность;

o личная, или персональная, зона (45-120 см) для обыденной беседы с друзьями и коллегами предполагает только визуально-зрительный контакт между партнерами, поддерживающими разговор;

o социальная зона (120-400 см) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах, преподавательских и других служебных помещениях, как правило, с теми, которых не очень знают;

o публичная зона (свыше 400 см) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории, на митинге и пр.

 

Тактильные средства

Такесика – прикосновение в ситуации общения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивания, поглаживания, отталкивания и пр.

Ольфакторные средства.

приятные и неприятные запахи окружающей среды

естественный и искусственный запах человека

ОБЩЕНИЕ КАК ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

 

  1. Общение как взаимодействие в совместной деятельности.
  2. Транзактный анализ.
  3. Треугольник Карпмана.
  4. 5стратегий поведения в конфликте по Томасу.

Интерактивная сторона общения — это условный термин, обозначающий ха­рактеристику тех компонентов обще­ния, которые связаны с взаимодействием людей, с непосредствен­ной организацией их совместной деятельности.

Если коммуникативный процесс рождается на основе некото­рой совместной деятельности, то обмен знаниями и идеями по поводу этой деятельности неизбежно предполагает, что достигну­тое взаимопонимание реализуется в новых совместных попытках развить далее деятельность, организовать ее. Участие одновремен­но многих людей в этой деятельности означает, что каждый дол­жен внести свой особый вклад в нее, что и позволяет интерпрети­ровать взаимодействие как организацию совместной деятельности.

В ходе ее для участников чрезвычайно важно не только обме­няться информацией, но и организовать «обмен действиями», спла­нировать общую деятельность. При этом планировании возможна такая регуляция действий одного индивида «планами, созревши­ми в голове другого», которая и делает дея­тельность действительно совместной, когда носителем ее будет выступать уже не отдельный индивид, а группа. Таким образом, на вопрос о том, какая же «другая» сторона общения раскрывается понятием «взаимодействие», можно теперь ответить: «та сторона, которая фиксирует не только обмен информацией, но и организа­цию совместных действий, позволяющих партнерам реализовать некоторую общую для них деятельность». Такое решение вопроса исключает отрыв взаимодействия от коммуникации, но исключает и отождествление их: коммуникация организуется в ходе совмест­ной деятельности, «по поводу» ее, и именно в этом процессе лю­дям необходимо обмениваться и информацией, и самой деятель­ностью, т.е. вырабатывать формы и нормы совместных действий.

Каждая ситуация диктует свой стиль поведения и действий: в каждой из них человек по-разному «подает» себя, а если эта само­подача не адекватна, взаимодействие затруднено. Если стиль сфор­мирован на основе действий в какой-то конкретной ситуации, а потом механически перенесен на другую ситуацию, то, естествен­но, успех не может быть гарантирован. Различают три основных стиля действий: ритуальный, манипулятивный и гуманистический. На примере использования ритуального стиля особенно легко по­казать необходимость соотнесения стиля с ситуацией. Ритуальный стиль обычно задан некоторой культурой. Например, стиль при­ветствий, вопросов, задаваемых при встрече, характера ожидаемых ответов. Так, в американской культуре принято на вопрос: «Как дела?» отвечать «Прекрасно!», как бы дела ни обстояли на самом деле. Для нашей культуры свойственно отвечать «по существу», притом не стесняться негативных характеристик собственного бытия («Ой, жизни нет, цены растут, транспорт не работает» и т.д.). Человек, привыкший к другому ритуалу, получив такой от­вет, будет озадачен, как взаимодействовать дальше. Что касается использования манипулятивного или гуманистического стиля вза­имодействия, то это «отдельная большая проблема, особенно в прак­тической социальной психологии».

Важно сделать общий вывод о том, что расчленение единого акта взаимодействия на такие компоненты, как позиции участни­ков, ситуация и стиль действий, также способствует более тща­тельному психологическому анализу этой стороны общения, делая определенную попытку связать ее с содержанием деятельности.

Треугольник Карпмана

 

Треугольник Карпмана это широко распространенная, но нездоровая модель взаимоотношений. Она была описана Стивеном Карпманом, одним из классиков трансактного анализа. Участвовать в треугольнике могут и двое, и трое, и пятеро, но вот ролей ровно три. Безжалостный Преследователь терроризирует несчастную Жертву, а Спасатель ее же спасает. Длится эта драма годами и даже десятилетиями, а все потому, что текущая ситуация в каком-то смысле устраивает всех участников. Преследователь с удовольствием срывает злость на других людях, Спасатель наслаждается своей ролью Бэтмена и Супермена в одном флаконе, а Жертва получает возможность перекладывать ответственность за свою жизнь на чужие плечи и пользоваться жалостью и сочувствием окружающих.

Если все довольны, то спрашивается, зачем вообще выходить из треугольника Карпмана? Во-первых, затем, что диалог в таком треугольнике невозможен, и объективные проблемы просто не решаются. Во-вторых, эта игра удовлетворяет только сиюминутные потребности участников, в конечном же счете все остаются в проигрыше. Рассмотрим это на примере:

Свекровь изводит невестку мелкими придирками, на что последняя жалуется мужу. Муж принимается выяснять отношения с матерью, и вот уже она сама рыдает на кухне. Жена неожиданно встает на сторону свекрови и обвиняет мужа в неблагодарности и неуважительном отношении к матери. Уязвленный в лучших чувствах муж оскорбляется и переходит в контратаку. Страсти накаляются, жизнь бьет ключом, и потушить лавину взаимных оскорблений уже оказывается невозможно...

У каждого участника есть своя любимая роль, в которой он находится большую часть времени. Но позиции в треугольнике Карпмана динамичны. Никак иначе и быть не может, ведь роль Жертвы сама по себе довольно невыгодна. Одна из причин, по которой Жертва соглашается быть Жертвой – это возможность время от времени становится Преследователем. А значит другие «актеры» тоже проходят все три фазы цикла.

Как с этим бороться

Все мы иногда оказываемся вовлечены в чужие треугольники. Это неприятно, но не опасно. Человек, не склонный играть назначенную ему роль, не застрянет в ней надолго. Но некоторые семьи или рабочие коллективы вообще никогда не выходит за рамки треугольника. Участники прочно увязают во взаимных манипуляциях, не замечая, как разрушают собственную жизнь. И это по-настоящему трагично.

Для того чтобы выйти из треугольника Карпмана, надо прежде всего осознать факт его существования и свою роль в нем. Это не просто. Преследователь часто даже не знает, что он Преследователь (иначе не был бы им). Другие участники способны понять свою роль, но свято уверены в том, что это не они водят треугольник, их просто втянули в свою игру другие люди. Но так или иначе, если вы долгое время находитесь в треугольнике судьбы, значит заинтересованы в нем, и вы время от времени исполняете все три роли, а потому, может быть, перечисленные ниже рекомендации окажутся вам полезны.

Преследователь

1) Прежде чем предъявлять претензии, что-то требовать, критиковать, винить и стыдить других людей, хорошо подумайте, действительно ли вам нужен результат, или вы просто хотите сорвать злость.

2) Примите идею того, что вы несовершенны и можете ошибаться.

3) Прекратите обвинять в своих проблемах других людей.

4) Прекратите считать, что другие обязаны соответствовать вашим представлениям о том, что правильно.

5) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

6) Если хотите чего-то добиться от другого человека, попытайтесь подтолкнуть его в нужном направлении без физического и эмоционального насилия.

Спасатель

1) Не навязывайте услуги и не давайте советы, о которых вас не просят.

2) Прекратите считать, что лучше знаете, как другим жить.

3) Не обещайте то, чего не можете выполнить.

4) Не рассчитывайте на благодарность – все, что вы делаете, вы делаете, потому что сами этого хотите.

5) Если все же рассчитываете на ответные услуги, оговаривайте свои условия заранее.

6) Найдите альтернативные способы самоутверждения.

7) Если испытываете острое желание кого-то спасать, делайте это, но будьте честны перед собой – действительно ли ваша помощь необходима и эффективна?

Жертва

1) Вместо того, чтобы жаловаться на людей, испортивших вам жизнь, попытайтесь найти способ свою жизнь улучшить.

2) Прекратите считать, что другие люди обязаны решать ваши проблемы.

3) Не перекладывайте на других ответственность за свои действия. Всё, что вы делаете, это ваш собственный выбор, если, конечно, на вас не направлено дуло пистолета.

4) Не рассчитывайте на безвозмездные услуги. Если вам предлагают помощь, заранее выясните, чего от вас ожидают взамен.

5) Не оправдывайтесь, просто делайте так, как считаете нужным.

6) Если вам сочувствуют, соглашаются помогать и обсуждать с вами ваши проблемы, постарайтесь извлечь из этого что-то действительно полезное для себя, вместо того чтобы просто натравливать вашего Спасателя на Преследователя.

Выход из треугольника судьбы сложен и долог. На пути того, кто идет по пути развития, и собственные привычки, и устоявшиеся модели поведения окружающих, которые стремятся сохранить статус-кво. Иногда даже бывает проще совсем разорвать деструктивные отношения – если это возможно. Главное, не повторить прежний сценарий на новом месте и с новыми участниками.

 

ТРАНЗАКТНЫЙ АНАЛИЗ

Эрик Берн предложил простой способ осознания (транзактного анализа) процесса взаимодействия (транзакций) между участниками общения.

Вид транзакций зависит от того, какое именно состояние?Я¦ преобладает у человека во время взаимодействия.

Скрытые транзакции составляют основу игр.

Скрытые игры v основа сценариев.

 

Эго-состояния (состояния "Я")

Согласно его концепции, человекзапрограммирован «ранними решениями» в отношении жизненной позиции. Он проживает свою жизнь по«сценарию», написанному при самом активном участии его близких, прежде всего родителей, принимаетрешения в настоящем, основанные на стереотипах, которые когда-то были необходимы для егопсихологического выживания, но теперь чаще всего бесполезны. Основная цель психотерапевтическогопроцесса — реконструкция личности на основе пересмотра жизненных позиций, осознания непродуктивныхстереотипов поведения, мешающих принятию адекватных настоящему моменту решений, формированиеновой системы ценностей исходя из собственных потребностей и возможностей.
Т. а. включает в себя:
1) структурный анализ — анализ структуры личности;
2) анализ трансакций — вербальных и невербальных взаимодействий между людьми;
3) анализ психологических игр — скрытых трансакций, приводящих к желаемому исходу (выигрышу);
4) анализ сценария (скрипт-анализ) — индивидуального жизненного сценария, которому человекневольно следует.
Структура личности характеризуется наличием трех состояний «Я»: Родитель (Экстеропсихе), Ребенок(Археопсихе), Взрослый (Неопсихе). Подчеркивается, что Я-состояния — это не роли, исполняемые людьми, а феноменологические реальности, поведенческие стереотипы, провоцируемые актуальной ситуацией. Родитель — это информация, полученная в детстве от родителей и других авторитетных лиц, этонаставления, поучения, правила поведения, социальные нормы, запреты — информация из категории, какнужно и как нельзя вести себя в той или иной ситуации. С одной стороны, это набор полезных, проверенныхвременем правил, с другой — вместилище предрассудков и предубеждений. Родитель может выступать ввиде Контролирующего Родите

ля (запреты, санкции) и Заботящегося Родителя (советы, поддержка, опека). Диагностировать состояние Родителя можно по таким высказываниям, как «я должен», «мне нельзя». Кдругим вербальным характеристикам относятся поучающие, оценивающие, поддерживающие иликритические замечания типа «всегда», «никогда», «прекрати это», «ни за что на свете», «итак, запомни», «сколько раз я тебе говорил», «я бы на твоем месте», «милый мой», «бедняжка», «какой вздор». Физическимпризнаком Родителя является нахмуренный лоб, поджатые губы, качание головой, «грозный вид», «указующий перст» руки, постукивание ногой, руки на бедрах, руки, скрещенные на груди, вздохи, поглаживания другого по голове и т. п.
Ребенок — это эмотивное начало в человеке, которое может проявляться в двух видах. ЕстественныйРебенок включает в себя все импульсы, присущие ребенку: доверчивость, нежность, непосредственность, любопытство, творческую увлеченность, изобретательность. Благодаря этим чертам Естественный Ребенокприобретает большую ценность, независимо от возраста человека: он придает человеку обаяние и теплоту. Однако Естественный Ребенок не только обаятелен, но и капризен, обидчив, легкомыслен, снисходителен ксебе, эгоцентричен, упрям и агрессивен. Адаптированный Ребенок — это та часть личности, которая, желаябыть принятой родителями и боясь отвержения, не позволяет себе поведения, не соответствующего ихожиданиям и требованиям. Для Адаптированного Ребенка характерна повышенная конформность, неуверенность, особенно при общении со значимыми лицами, робость, стыдливость. РазновидностьюАдаптированного Ребенка является Бунтующий (против Родителя) Ребенок, иррационально отрицающийавторитеты, нормы, нарушающий дисциплину.
Ребенок диагностируется в Т. а. на основании высказываний, выражающих чувства, желания, опасения:«я хочу», «я не хочу», «я боюсь», «меня злит», «я ненавижу», «мне все равно», «какое мне дело». Кневербальным характеристикам относятся дрожащие губы, слезы, «надутый вид», потупленный взор, хныкающий голос, пожимание плечами, размахивание руками, выражение восторга.
Взрослое Я-состояние — это способность индивида объективно оценивать действительность поинформации, полученной в результате собственного опыта, и на основе этого принимать независимые, адекватные ситуации решения. Если Родитель — это преподанная концепция жизни, а Ребенок — концепцияжизни через чувства, то Взрослый — это концепция жизни через мышление, основанная на сборе иобработке информации. В теории Фрейда (Freud S.) Взрослому соответствует «Я». Подобно тому как «Я» уФрейда является ареной, на которой происходят баталии между вытесненными чувствами Оно исоциальными запретами Сверх-Я, Взрослый у Берна играет роль арбитра между Родителем и Ребенком. Роль Взрослого сводится не к подавлению того и другого и возвышению над ними, а к изучению информации, записанной в Родителе и Ребенке. Анализируя эту информацию, Взрослый решает, какое поведениенаиболее соответствует данным обстоятельствам, от каких стереотипов необходимо отказаться, а какиежелательно включить. Так, на вечеринке уместно поведение, диктуемое Детским Я-состоянием, а неуместноморализирование Родителя на тему аскетического образа жизни. Именно в этом ключе необходимо пониматьдевиз Т. а.: «Будь всегда Взрослым». К Взрослому пациенту обращается психотерапевт в процессе работы сним.
При взаимодействиях (трансакциях) людей могут включаться различные Я-состояния. Различаютдополнительные, перекрестные и скрытые трансакции. Дополнительными называются трансакции, соответствующие ожиданиям контактирующих людей и отвечающие здоровым человеческим отношениям. Такие взаимодействия не конфликтогенны и могут продолжаться неограниченное время. Стимул и ответнаяреакция при таком взаимодействии изображаются параллельными линиями. Примером трансакции«Взрослый—Взрослый» может служить беспристрастный разговор с целью получить информацию: «Вы неслышали, какая погода ожидается завтра?» — «Обещают дождь». Типичный разговор между двумяРодителями, обремененными предрассудками, звучит примерно так: «Нынешняя молодежь думает только оразвлечениях». — «Еще бы! Ведь они живут на всем готовом!». Взаимодействие «Родитель—Ребенок» можетбыть проиллюстрировано следующим диалогом между супругами: «Что-то мне нездоровится сегодня. Кажется, у меня температура». — «Тогда ложись в постель, я приготовлю тебе чай с лимоном и дамаспирин».

В каждый момент времени наше Я находится в одном их трех состояний

  • Р одитель,
  • В зрослый,
  • Д итя,

что и определяет поведение индивида.

Р одитель v социально-нормативное состояние

Содержит социальные установки и стереотипы поведения, усвоенные, преимущественно, от родителей и других авторитетных лиц. Это могут быть

  • совокупность полезных, проверенных временем правил и руководств;
  • набор предрассудков и предубеждений.

В процессе общения Р -позиция обычно проявляется в критичном, оценочном поведении по отношению к другим, в менторских, отеческих высказываниях и замечаниях, в оказании покровительства, защиты, протекционизма. Р оценивает, дает советы, допекает указаниями и наставлениями, но и обнаруживает также готовность к бескорыстной помощи и защите.

В зрослый? реалистическое состояние

Будучи ориентирован на сбор и анализ информации, адаптивен, рассудочен, серьезен, сух. Конкретные проявления зависят от ситуации.

Д итя? непосредственно-эмоциональное состояние

Содержит "естественные" импульсы, укоренившийся в структуре личности ранний опыт реагирования

  • изобретательность, любознательность, доверчивость
  • капризность, обидчивость, некритичность к себе, хвастливость, самонадеянность

и установки, принятые по отношению к себе и другим

  • "Я v хороший" или "Я v плохой"
  • "Другие v хорошие" или "Другие? плохие"

В процессе общения Д -позиция проявляется обычно в непосредственном отношении к миру, творческой увлеченности, наивности гения, или в архаическом поведении v упрямстве, злости обидчивости, легкомыслии.

Оптимально? равновесие всех трех эго-состояний, что обеспечивает гибкость и успех в различных ситуациях общения. В реальном взаимодействии чаще происходит преобладание одной из модальностей (эго-состояний):

 

Схема анализа транзакций

Транзакции могут быть

  • истинными? соизменение (соподстройка) происходит;
  • псевдотранзакцими (манипуляциями) v кто-то желает изменить другого, сам же стремиться остаться неизменным.

Единица общения? сообщение субъекта А по отношению к субъекту Б и ответная реакция последнего на него.

Истинные транзакции делятся на комплиментарные, перекрестные и скрытые.

Скрытые транзакции

Включают более двух эго-состояний партнеров, общение происходит на двух уровнях: внешнем v уровне текста, и скрытом v уровне подтекста, который передается в основном при помощи средств невербальной коммуникации.

В примере двухуровневых транзакций (флирта и провокации) уровень подтекста

изображается пунктиром.

 

 

Ковбой Девушка
Не хотите ли посмотреть конюшню? Спасибо, давно мечтала посмотреть.  
       

 

Продавец Покупатель
Эта модель лучше, но она вам не по карману Именно ее я и возьму
       

 

ТА-игра

Игра v последовательность скрытых транзакций с четко определенным или предсказуемым исходом. Основные характеристики игры:

  • скрытые мотивы;
  • наличие выигрыша.

Существование игр питает стремление игрока-инициатора игры остаться на той позиции эго-состояния, которое приносит выигрыш в игре. Скрытое сообщение посылается под видом комплиментарных, социально приемлемых, а результат ожидается как эффект от воздействия скрытой транзакции, что и составляет суть игр.

Здесь рассматриваются только ТА-игры, т.е. игры, основанные на скрытых мотивах. Соответственно, в них не входят игры спонтанных людей v способных к выбору своих эго-состояний и их свободному выражению и игры естественных Детей. Детское эго-состояние включает естественного, адаптированного и бунтующего ребенка. ТА-игры v забава для адаптированного и бунтующего Дитя.

Бунтующее (дующееся) Дитя v ребенок, рассерженный на своих родителей. Бунтует и дуется до тех пор, пока?обедать не позовут¦, т.е. пока за прекращение бунта что-то не предложат взамен. Поэтому постоянно ищет обиды и несправедливости. В игре выбирает роль Агрессора.

Адаптированное Дитя v ребенок, сверхчувствительный к влиянию родителей.?Посмотрите, как я старался¦ (например, если опаздывает, то постарается прийти запыхавшись). В игре выбирает роль Жертвы.

Анализ игр

Выигрыш всех игр направлен в той или иной степени на укрепление самозащиты, получение привилегий, уклонение от близких отношений и уход от ответственности. В каких-то больше, в каких-то меньше. В любом случае, стоит знать, что?выигрывает¦ тот, кто начинает. Он же проигрывает (без кавычек) реальное решение своей проблемы. Тот, кто включается в игру, проигрывает во всех смыслах.

  1. Укрепление самозащиты
Название: Попался, негодяй!
Ходы: провокация v обвинение v защита v обвинение v защита v наказание
Цель: Оправдание агрессии, чтобы избежать осознания собственных недостатков.
Роли: Агрессор Жертва
Социальный уровень транзакции: Посмотрите, вы поступили неправильно Когда вы мне на это указали, я и сам это вижу
Скрытый уровень: ?Я следил за тобой в надежде, что ты оплошаешь. Я поймал тебя и теперь мой гнев благороден¦ ?На этот раз ты меня поймал¦
         

 

Содержание межличностного воприятия

 

Каждый из участников общения, оценивая другого, стремится построить систему интерпретации его поведения, причин поведения

В обыденной жизни люди не знают действительных причин поведения людей или знают недостаточно, поэтому начинают приписывать друг другу причины и образцы поведения

Приписывание осуществляется: -либо на основе сходства поведения Другого с каким-либо образцом, имевшемся в вашем опыте

-либо на основе анализа собственных мотивов в подобной ситуации, таким образом, возникает целая система приписывания

 

Отрасль социальной психологии «Каузальная атрибуция» исследует эти процессы. Исследования направлены на изучение попыток «рядового человека» понять причину и следствие событий, что включает интерпретацию своего поведения и чужого, выступая основой межличностного восприятия.

Приписывание возникает в условиях дефицита информации.

Мера и степень приписывания зависят от:

1) уникальности/типичности поступка

Типичное поведение приписывается ролевыми образцами, легче интерпретируется

2) социальной желательности/нежелательности

Социально нежелательное поведение вызывает множество интерпретаций, т.е. простор для приписывания

Виды:

  • Внутренняя (поиск внутренних причин, характерна для наблюдателя)
  • Объектная (поиск причин в поведении объекта)
  • Внешняя (поиск причины в ситуации, характерна для участника)

 

Существует зависимость приписываемых характеристик от предшествующей оценки объектов восприятия

Пример. Экспертам предложили оценить решения математических задач детьми. Но предварительно им рассказали, что в первой группе испытуемых учатся отличники и послушные дети («любимые»), а во второй слабо успевающие, непослушные («нелюбимые»). «Любимые» при допущении ошибок в решении задач оценивались все равно позитивно, их оправдывали. «Нелюбимые»ошибок почти не допускали, но эксперты к ним сильно придирались и оценивали негативно.

В эксперименте показан феномен «социальной установки»

Фундаментальная ошибки атрибуции – тенденция переоценивать значение внутренних факторов при объяснении человеческого поведения и недооценивать роль ситуации.

Пример. После гибели принцессы Дианы королева Елизавета неделю не давала никаких интервью СМИ. Общественное мнение интерпретировало этот факт как причастность королевы к трагическому событию и радость из-за произошедшего. Ситуация стала угрожающей. Тогда в прессу потупила следующая информация: «Елизавета неделю не общалась с прессой, т.к.она бабушка несчастных внуков, которых она и утешала всю неделю»

 

Лекция 3. Общение как обмен информацией.

1. Общение как обмен информацией.

2. Понятие обратной связи.

3. Коммуникативные барьеры.

4. Средства коммуникации.

4.1.Вербальная коммуникация. Речь

4.2.Невербальная коммуникация. Визуальные средства: кинесика, мимика,

пантомимика, проксемика, контакт глаз. Акустические (пара-и

экстралингвистические). Тактильные. Ольфакторные средства.

 

ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

Учитывая сложность общения, нужно обозначить его структуру, чтобы затем возможен был анализ каждого элемента. К структуре общения можно подойти по-разному, как и к определению его функций. В данной работе предполагается охарактеризовать структуру общения путем выделения в нем трех взаимосвязанных сторон : коммуникативной, интерактивной и пер­цептивной.

Коммуникативная сторона общения, или коммуникация в уз­ком смысле слова, состоит в обмене информацией между общаю­щимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в орга­низации взаимодействия между общающимися индивидами, т.е. в обмене не только знаниями, идеями, но и действиями.

Перцеп­тивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания. Естественно, что все эти термины весьма ус­ловны.

 


Поделиться с друзьями:

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.185 с.