Раздел 1 – й «Человек и общество» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Раздел 1 – й «Человек и общество»

2017-10-01 262
Раздел 1 – й «Человек и общество» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Раздел 1 – й «Человек и общество»

Тема 1. «Понятие общество»

Общество – это обособившаяся от природы, но тесно с ней связанная часть материального мира, которая включает в себя: способы взаимодействия людей; формы объединения людей.

Общество – все человечество в прошлом, современности, перспективе.

Общество – определенный этап исторического развития.

Общество – совокупность людей, объединенных для общения, удовлетворения общих интересов, совместного выполнения какой-либо деятельности.

Сущность общества кроется в отношениях, в которые вступают люди друг с другом в процессе жизнедеятельности. Следовательно, общество есть совокупность общественных отношений.

Общественные отношения – это многообразные формы взаимодействия людей, а также связи, возникающие между различными социальными группами (или внутри них)

Тема 2. «Взаимосвязь общества и природы»

Природа (в широком смысле слова) - весь мир в многообразии иго форм.

Природа (в узком смысле) – совокупность естественных условий существования человеческого общества (среда обитания человека, источник ресурсов, необходимых человеку в производственной деятельности, в повседневной жизни).

Понятие природа употребляется для обозначения не только естественных, но и созданных человеком, ранее не существовавших в природе вещей, процессоров, обеспечивающих материальные и духовные условия жизнедеятельности людей, - «второй природы», в той или иной мере преобразованной и сформированной человеком.

Природа и общество неразрывно связаны:

1) природа, географические и климатические условия оказывают значительное воздействие на жизнь людей (н-мер: природные условия Кольского п-ва, обусловили занятия населения)

2) обуславливают многообразие обществ

3) особенности развития народов, народностей, наций

4) природа испытывает на себе все масштабы человеческой деятельности (научный прогресс, отчасти породивший экологические проблемы)

5) несмотря на огромное воздействие человека на природу, обойтись без нее человек не может.

Тема 3. Сферы жизни общества»

Сферы жизни общества – взаимодействующие части общества, главные ее составляющие.

Экономическая сфера Политическая сфера Социальная сфера Духовная сфера
Производство, распределение, обмен, потребление и отношения между людьми в процессе хозяйственной (экономической) деятельности) Государство, политика, право, отношения людей по поводу власти Классы, социальные слои, отношения между ними, этносы, нации, национальные отношения, семья и семейные отношения, образовательно-воспитательные и медицинские учреждения, органы социальной защиты Нравственность, наука, религия, образование, искусство, культура, соответствующая деятельность людей

 

Все сферы тесно взаимосвязаны между собой. Сбои в одной из сфер сразу же сказываются на состоянии других. Например, нестабильность в экономической сфере порождает напряженность в социальных отношениях.

 

Тема 5. Социальные последствия научно-технической революции (НТР)

НТР – скачок в развитии производительных сил общества (станков, машин, сырья, источников энергии, рабочей силы)

Последствия НТР

Положительные (позитивные) Отрицательные (негативные)
1. Возрастание роли научных знаний 2. Развитие образования 3. Применение новых видов энергии, искусственных материалов 4. Овладение человеком высокими скоростями 5. Сокращение числа занятых в производстве, используемой энергии, сырья 6. Повышение уровня квалификации работников 1. Техногенные катастрофы 2. Рост безработицы (неумение части работников осваивать постоянно обновляющиеся знания) 3. Экологические проблемы

 

Тема 7. Человек, личность.

Человек – особое звено в развитии живых организмов на Земле.

Человек – существо биосоциальное. Он является частью природы и вместе с тем тесно связан с обществом. Биологическое и социальное в человеке слито воедино.

Биологическая природа человека проявляется в анатомии и физиологии человека, в протекании нервно-мозговых, электрических, химических и других процессов в человеческом организме.

Социальное в человеке – только в обществе, общении с другими людьми происходит формирование речи, проявляется способность мыслить.

Отличие человека от животного

1. Человек способен производить и использовать орудия труда

2. Мыслит.

3. Обладает речью.

4. Способен к целенаправленной деятельности, творчеству, преобразованию окружающего мира.

Индивид Индивидуальность Личность
Отдельно взятый представитель всего человеческого рода Неповторимое своеобразие человека, набор его уникальных свойств (неповторимость психики, внешний облик, манеры поведения, характер) Социально и духовно развитый человек. Выражает особые только ему свойственные общественные качества: взгляды, способности, потребности, интересы, которые проявляются в разнообразной деятельности

 

Тема 9.Познание

Познание – процесс познания человеком новых, прежде неизвестных фактов, явлений и закономерностей развития.

Результат познания – знание.

- Органы чувств помогают человеку познать окружающий мир с помощью ощущений, восприятий, представлений;

- Язык, речь позволяют человеку называть окружающие предметы, описывать их свойства и признаки; составлять понятия (мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, явления, процесса). С помощью суждений (мысль утверждающая, или отрицающая что-либо о предмете, явлении, процессе) и умозаключений (несколько логически связанных между собой суждений)

Цель познания – истины:

- очевидные истины – личный опыт, опыт близких людей

- неочевидные – научное познание.

Человек, в отличие от животного, существо, себя познающее, способное себя поправить и совершенствовать.

Самосознание – знание и осознание человеком самого себя, выделение себя из окружающего мира, осознание своей уникальности и неповторимости, своих физических, психических и моральных качеств.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, качеств и места среди других людей.

Тема 13. Культура.

Культура (в широком смысле слова) – совокупность всего созданного человечеством на протяжении всей своей истории.

Культура (в узком смысле слова) – процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются духовные ценности.

Культура

Материальная Духовная
Связана с производством и освоением предметов и явлений материального мира, с изменением физической природы человека: техника, производство, материальные ценности и др. Совокупность духовных ценностей и творческой деятельности по их производству, освоению и применению: наука, искусство, религия, мораль, политика, право и др.

Деление культуры на материальную и духовную весьма условно. Духовная культура может воплощаться и в материальных носителях: книгах, картинах, орудиях труда и т.д., а материальная культура развивается благодаря духовному процессу.

В основе культуры лежит материальная деятельность, направленная на преобразование действительности, которая одновременно преобразовывает и самого человека: совершенствуются умения, развиваются творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление. Все эти приобретенные человеком качества становятся частью культуры.

Культура

Внешняя Внутренняя
Созданные человеческими руками неодушевленные вещи: книги, картины, скульптуры и т.д. Достояние и богатство человека: умения, творческие способности, находчивость, воображение, образное мышление и т. д.

Пути приобщения человека к культуре

Постижение мира в его сложности и красоте: путь самостоятельного усвоения культуры, проникновения в его смысл. Престижное присвоение культурных ценностей, которые служат только цели возвысить человека в чьих-то глазах.

Культурный человек:

- обладающий культурой (художественной, нравственной, правовой, политической

- образованный

- воспитанный (культура поведения, общения, чувств, сознания)

 

Тема 2. Потребности.

Потребность – нужда человека или общества в чем-либо для подержания жизнедеятельности или развития.

- материальные – могут удовлетворяться как товарами, так и услугами

- социальные – могут удовлетворяться участием в различных формах общественной деятельности (производственная деятельность, управление и др.)

- духовные – могут удовлетворяться в занятиях наукой, искусством, в получении образования, в нравственном совершенствовании и др.

Чтобы удовлетворить собственную потребность человек предлагает в обмен что-то свое для других. Удовлетворение одной потребности приводит к формированию новой. Потребности человека безграничны и все время растут. Их рост постоянно развивает производство.

 

Тема 4. Факторы экономики.

Факторы – основные ресурсы, используемые в процессе производства.

- земля – природные ресурсы: полезные ископаемые, вода, пахотная земля, растительный и животный мир.

- труд – рабочая сила, участвующая в производстве, так называемый «человеческий капитал»: способности, умения, здоровье, образование, квалификация работника.

- капитал – средства производства: здания, сооружения, машины, инструменты, оборудование.

- информация – знания, сведения, сообщения, данные, используемые в процессе анализа и выработки экономических решений, в управлении.

- предпринимательские способности – организаторский и управленческий талант, самостоятельность и готовность к риску.

Помимо отмеченных, в экономике большую роль играют такие факторы производства как общая культура, наука, нравственность, правовая культура.

Ни один из факторов в отдельности не может произвести товар и принести доход. Все факторы тесно взаимодействуют.

 

Тема 7. Потребитель.

Потребитель – это тот, кто приобретает и использует товары, заказывает работы и услуги для личных бытовых нужд, не связанных с извлечением прибыли.

В качестве потребителей могут выступать:

- индивиды и домозяйства

- фирмы (производители)

- государство.

Потребление – это процесс удовлетворения потребностей (запросов, нужд, вкусов).

Факторы, влияющие на выбор потребителя:

- ограниченность ресурсов (не хватает денег)

- мода и изменение социального спроса

- полезность товаров и услуг

- период потребления (товары кратковременного пользования и длительного потребления)

Нормативно-правовые стороны поведения потребителей на рынке регулируются Законом РФ «О защите прав потребителей»:

- регулирует отношения, возникающие между потребителями и изготовителями, исполнителями, продавцами при продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг)

- устанавливает права потребителей на приобретение товаров надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья; получение информации о товарах и их изготовителях; государственную и общественную защиту их интересов (на возмещение ущерба); определяет механизм реализации прав потребителей.

Права потребителей защищает:

- суд, федеральная антимонопольная служба, федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей, отделы по защите прав потребителей при местных администрациях, общественные организации.

Роль потребителей в экономике:

- способствуют развитию производства

- стимулируют возникновение новых производственных идей

- оценивают работу производителя.

 

Тема 8. Производство.

Производство – процесс создания товаров и услуг, предназначенных для удовлетворения личных и общественных потребностей.

Производство играет решающую роль в экономике. Если не созданы товары и услуги, то нечего будет распределять, обменивать и потреблять.

Определяющим условием производства выступает процесс труда.

Труд – это процесс целесообразной деятельности людей по преобразованию природы с целью удовлетворения своих потребностей.

В процессе производства человек преобразовывает природу, подчиняет ее себе. При этом происходит взаимодействие с предметом труда (на что направлены усилия человека: руда, уголь, сырье и др.) и средствами труда (с помощью чего осуществляется труд: инструменты, машины, оборудование + естественные условия труда).

Предметы труда + средства труда = средства производства.

Средства производства + рабочая сила = производительные силы общества.

Тенденции в развитии производительных сил:

- становятся менее материалоемкими

- становятся менее трудоемкими.

В процессе труда люди вступают друг с другом в производственные отношения.

Производство включает:

- производительные силы (рабочая сила + средства производства (предмет труда + средства труда)

- производственные отношения – организационно-экономические, социально-экономические, отношения собственности).

Общественное производство подразделяется на:

- материальное производство (изготовление вещественных благ в отраслях промышленности, с/х, строительства и т.д.)

- нематериальное производство (создание духовных и нравственных ценностей)

- сфера услуг

Иная классификаций:

- экстенсивное производство (за счет количественного прироста ресурсов)

- интенсивное (за счет освоения новой техники, новых технологий).

 

Тема 9. Производитель.

Производитель – это тот, кто создает товары и услуги, удовлетворяя потребности человека и общества.

В качестве производителей выступают:

- индивиды и домохозяйства (индивидуальное производство – производство, основанное на собственности, принадлежащей производителю, который непосредственно управляет им и несет полную ответственность за его результаты)

- фирмы, торговые или промышленные предприятия:

товарищество (партнерство) – объединение с ограниченным числом участников, осуществляющих совместную деятельность на основе долевой собственности и принимающих непосредственное участие в управлении

акционерное общество – хозяйственное общество уставный капитал которого разделен на определенное число одинаковых долей, каждая из которых выражена акцией

кооператив – основан на добровольном объединении граждан, не являющихся индивидуальными производителями, но участвующих в деятельности кооператива личным трудом

- государство (государственные и муниципальные унитарные предприятия – форма коммерческих организаций, не являющихся собственниками имущества)

В условиях рыночной экономики производитель обладает свободой, которая выражается в праве самостоятельно определять, что и в каком количестве производить из имеющихся ресурсов, а также кому и по каким ценам продавать изготовленные товары. Однако эта свобода не абсолютна, она ограничена спросом потребителей: именно от их предпочтений зависит набор товаров, которые целесообразно производить. Но при этом производитель тоже может создавать спрос на свою продукцию, выпуская новые товары, или улучшая их качество.

Насколько результативно соединились в процессе производства рабочая сила с техникой, технологией и организацией производственной деятельности показывает производительность труда – это количество товаров, которое может быть изготовлено работниками за определенный период времени (час, месяц, год).

Факторы, влияющие на производительность труда:

- рост численности населения

- увеличение доли (%) рабочей силы в численности населения

- длительность рабочего времени – количество часов, отработанных за каждым работником

- технологические нововведения на производстве

 

Тема 13. Обмен.

Обмен – процесс, в котором взамен произведенного продукта получают деньги, или другой продукт.

Производство--------- обмен----------- потребление (звено)

Обмен обусловливается общественным разделением труда, при котором происходит специализация производителей на изготовлении конкретной продукции, и вытекает из него.

Общественное разделение труда – обособление различных видов трудовой деятельности.

Специализация – приобретение специальных знаний, навыков в какой-либо области; сосредоточение деятельности на каком-либо занятии; разделение труда на отдельные элементы и операции.

В результате общественного разделения труда появляется необходимость в обмене результатами труда. Специализация позволяет производителю изготавливать товар лучше других. Поэтому ему выгодно этим заниматься. Все остальные товары и услуги он получает в результате обмена.

Существует две разновидности обмена:

- бартер (обмен без посредства денег)

- торговля (обмен посредством денег)

 

Тема 14. Виды рынков.

Рынок – это экономические отношения, связанные с куплей – продажей товаров и услуг, в результате которых формируется спрос, предложение и цена.

Признаки рынка:

- нерегулируемое предложение (производитель сам решает что, как и сколько производить)

- нерегулируемый спрос (потребитель сам решает что, сколько, у кого, по какой цене покупать)

- нерегулируемая цена (цены завися от спроса и предложения)

Типы рынков

1. С точки зрения законодательства – легальный, нелегальный (теневой)

2. С точки зрения товаров и услуг – рынок потребительских товаров, средств производства, рабочей силы, инвестиций, иностранных валют, ценных бумаг, научно-технических разработок и инноваций, информации

3. С точки зрения пространства – мировой, региональный, национальный, местный

4. С точки зрения конкуренции – свободный, чистой монополии (рынок на котором есть только один продавец)

Биржа – организационно-оформленный, регулярно функционирующий оптовый рынок однородных товаров, на котором заключаются сделки купли-продажи крупных партий товара.

Функции рынка:

- соединяет производителей и потребителей

- информирует о качестве товаров и услуг, их ассортименте, издержках производства

- устанавливает равновесную цену на тот или иной товар

- стимулирует производство

- «освобождает» экономику от неэффективной хозяйственной деятельности (например, через банкротство неэффективных предприятий).

 

Прямые

- создание государственного сектора в экономике и организация в нем производства и реализации товаров и услуг для всех граждан на равных началах (бесплатное образование, оборона, строительство дорог, освещение улиц, экология и др.)

- перераспределение ресурсов из одних сфер в другие: например, чтобы поддержать фермерские хозяйства государство устанавливает высокие закупочные цены на их продукцию

- перераспределение доходов граждан и хозяйствующих организаций (через субсидии, денежную, или материальную помощь, оплату научно-исследовательских работ, выплату процента по ценным бумагам, пособия по безработице и др.)

- защита основ рыночной экономики

- информирование населения через СМИ о состоянии экономики

Косвенные

- кредитно-денежная политика

- налоговая политика

- регулирование предложения денег в экономике

- внешнеэкономическая деятельность (создание благоприятных внешних условий для развития национальной экономики)

- антимонопольное законодательство

- вмешательство при разрешении экономических споров.

Государство и рынок работают друга на друга. Чем эффективнее функционирует рынок, тем меньше государство вмешивается в экономику, и наоборот, если экономика испытывает кризис, роль государства возрастает.

 

Тема 17. Налоги.

Налоги – обязательные платежи в пользу государства.

Виды:

Прямые – налоги, взимаемые непосредственно с какого-либо дохода или имущества в установленном размере – (налог на прибыль, подоходный налог, поимущественный налог)

Косвенные ( по отношению к доходу) – налоги на продажи товаров и услуг в виде надбавок к их стоимости – (налог с продаж, таможенная пошлина)

Федеральные налоги перечисляются в федеральный бюджет, устанавливаются Налоговым кодексом и обязательны к уплате на всей территории РФ.

Региональные налоги перечисляются в бюджет субъектов РФ.

Местные налоги поступают в местный бюджет (города, поселка и др.).

Подлежат налогообложению:

- доходы, полученные от использования авторских и иных смежных прав, от сдачи в аренду или иного использования имущества, от реализации недвижимого имущества, от использования транспортных средств, дивиденды (доходы от акций), проценты, страховые выплаты при наступлении несчастного случая, вознаграждения и др.

Не подлежат налогообложению:

- государственные пособия (за исключением пособия по временной нетрудоспособности и по уходу за ребенком), государственные пенсии, все виды установленных действующим законодательством компенсационных выплат, связанных с возмещением вреда, оплатой стоимости полагающегося натурального довольствия, оплатой стоимости питания, оплатой спортивного снаряжения и т.д. для спортсменов, увольнением работников, гибелью военнослужащих и др.

Со всех основных доходов в РФ установлена единая ставка – 13%

Налогоплательщики – физические, юридические лица.

Налоги представляют собой один из способов регулирования экономики, обеспечения ее стабильного развития.

Если государство увеличивает налоги – происходит снижение экономической активности.

Если государство уменьшает налоги – происходит оживление экономики, замедление спада производства и потребления.

 

Тема 19. Бюджет семьи.

Это финансовый план доходов и расходов семьи.

Структура – доходы (статьи доходов): зарплата, пенсия и др.; расходы (статьи расходов): продукты, услуги и др.

Основные фазы составления семейного бюджета:

1) постановка целей (заранее спланировать более крупные покупки и т.д.)

2) оценка всех возможных источников доходов

3) планирование расходов (перечислить все необходимые покупки, мероприятия, поездки, услуги и т.д. А потом предположить незапланированные расходы).

Тема 21. Безработица.

Это социально-экономическое явление, когда часть активного населения не может применить свою рабочую силу.

Причины:

- внедрение новых технологий, оборудования

- экономический спад

- повышение минимального размера заработной платы увеличивает издержки производства и тем самым снижает спрос на рабочую силу

- сезонные изменения в уровне производства (например, в с/х)

- рост численности населения в трудоспособном возрасте.

Безработный – это человек в трудоспособном возрасте (от 16 до 55 лет женщины и мужчины до 60 лет), не имеющий работы или какого-то иного дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней.

Законодательство РФ признает безработным человека, который:

- не имеет работы и заработка

- зарегистрирован в службе занятости для поиска подходящей работы

- готов приступить к работе

Виды безработицы:

1) фрикционная (когда работнику, покинувшему свое предприятие требуется некоторое время, чтобы найти новое рабочее место)

2) структурная (невозможность устроиться из-за различий в структуре спроса и предложения)

3) циклическая (период кризиса)

4) застойная (длительная безработица, чередующаяся с краткими периодами временной, случайной работы)

5) сезонная (от времени года)

6) скрытая (когда работник работает неполный рабочий день, потому что нет возможности иного трудоустройства).

Государство регулирует безработицу:

- создает центры занятости

- выплата пособий

- организация переобучения

- финансовая поддержка тем предприятиям, где планируется массовое увольнение

- введение налоговых льгот для тех предприятий, которые принимают на работу самые незащищенные слои населения (инвалидов и др.)

 

Тема 3. Социальные группы.

Это любая совокупность людей, имеющая какой-либо общий социально-значимый (пол, возраст, профессия, доход, образование, власть и др.)

Социальные группы делятся на:

- малая группа – (от 2 до 25 человек; хорошо знают друг друга, общее дело и т.д.)

- большая – (многочисленная совокупность людей, занимающая одинаковое положение в структуре общества и имеющая общие интересы: народ)

К основным типам социальных групп относятся касты, сословия, классы.

Каста – социальная группа, пожизненно обладающая закрепленными от рождения правами и обязанностями, передаваемыми по наследству. (существовали в Древней Индии)

Сословие – социальная группа, чьи права и обязанности закреплены законом (обычаем) и передаваемые по наследству.

Класс – социальная группа, различающаяся по ее роли во всех сферах жизнедеятельности общества, которая формируется и функционирует на основе коренных социальных интересов.

Тема 4. Социальные роли.

Это то, что ожидается в данном обществе от всякого человека, занимающего определенное место в социальной системе.

Основная роль – гражданин, член семьи, труженик, собственник, потребитель и др.

Ситуационная – пассажир, пешеход, покупатель, зритель и др.

Социальные роли определяются прежде всего тем, чего ожидают от нас другие. От банкира, например, ожидается один тип поведения, а от безработного другой.

Ролевые требования к человеку выдвигает общество. Эти требования закреплены в правилах – социальных нормах.

Общество, его различные группы и организации мерами поощрения и наказания, т.е. различными

санкциями, поддерживают выполнение социальных ролей.

Структура социальной роли:

1) требования, предъявляемые к поведению, соответствующему социальной роли (социальные нормы)

2) оценка выполнения социальной роли

3) санкция – реакция общества или социальной группы на действия индивида в рамках социальной роли

3) побуждение человека к определенному типу поведения.

Один и тот же человек должен вести себя по-разному в различных ситуациях.

Ролевой конфликт – это конфликт, связанный с выполнением человеком одной или нескольких социальных ролей, которые заключают в себе несовместимость, конфликтующие обязанности и требования.

Некоторые роли, а их большинство (пешеход, покупатель и др.) человек не замечает. Но есть роли, утрата которых переживается как внутренняя трагедия (например, потеря работы).

 

Тема 5. Социальный статус.

Это общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенными правами и обязанностями.

Личный статус – положение индивида в малой группе, зависящее от того, как его оценивают остальные члены группы в соответствии с его личными качествами (например, лидер, душа компании)

Основной статус – определяет главное в жизни человека (например, инженер, адвокат и др.)

Предписанный (приписанный) – социальная позиция, которая заранее предписана индивиду обществом независимо от заслуг личности (пол, возраст, национальность и т.д.)

Достигаемый (приобретенный) – приобретается в результате свободного выбора, личных усилий и находится под контролем человека (материальное положение, образование, политическое влияние, деловые связи).

В этой совокупности статусов обязательно существует главный (основной) статус. В современном мире у человека есть возможность изменять свой статус.

 

Тема 7. Семья.

Это социальная группа, основанная на браке и кровном родстве, связанная общностью быта и взаимной ответственности.

Функции семьи:

- репродуктивная (продолжение рода)

- воспитательная

- хозяйственно-экономическая

- духовно-эмоциональная (развитие личности, духовное взаимообогащение)

- досуговая

Основные изменения современной семьи:

- уменьшение размеров семьи

- уменьшение значимости в семье старшего брата, сестры

- обеспечение семьи не только мужчинами, но и женщинами.

Этика семейных отношений – учение о способах индивидуального поведения человека в семье, а так же о взаимоотношениях между ее членами.

В семье у каждого члена свои роли (муж, сын, внук и т.д.)

Типы семьи:

- традиционная – (соответствующие роли закреплены за мужчиной и женщиной)

- коллективистская – все семейные роли распределяются между мужем и женой поровну.

Психологический климат в семье – качественная сторона семейных отношений, проявляющаяся в виде совокупности психологических условий, способствующих, или препятствующих совместной продуктивной деятельности и всестороннему развитию личностей в семье.

Стили семейных отношений:

- попустительский – отсутствие устойчивых отношений, холодность, отчуждение и т.п.

- авторитарный – диктат, агрессия, черствость, неуважение и т.п.

- демократический – равноправие, уважение, сотрудничество и т.п.

Семейный долг – превращение нравственных требований, связанных с семейными отношениями, в личные правила, принятие их человеком как непременного условия отношения к окружающим.

Например, долг родителей перед обществом, перед своими детьми, детей перед родителями и т.п.

 

Имущественные права

- возникают по поводу нажитого в браке имущества, т.е. супружеской собственности

Общее имущество признается законом совместной собственностью супругов и именуется законным режимом имущества (делится на общее и личное)Каждый из супругов пользуется равными правами на имущество независимо от того, каков был его доход, или он был занят ведением домашнего хозяйства.

В случае расторжения брака ставится вопрос о разделе только совместного имущества. Не подлежит разделу личная собственность и вещи, приобретенные для нужд несовершеннолетних детей.

Законный режим имущества супруги могут изменить путем заключения брачного договора, подлежащего нотариальному удостоверению, в результате чего возникает договорный режим собственности. Но не может регулировать личные отношения, не должен противоречить Семейному кодексу РФ.

Расторжение брака:

1) в органах ЗАГС (если нет несовершеннолетних детей; взаимное согласие)

2) в судебном порядке

Семейный кодекс устанавливает родительские права, являющиеся одновременно и обязанностями. Родительские права должны сочетаться с интересами ребенка, при достижении ребенком совершеннолетия родительские права прекращаются, оба родителя в равной мере обладают правами.

Согласно Семейному кодексу родители обладают следующими правами:

- определять Ф.И.О., национальность, гражданство детей

- определять местожительство и требовать возвращения детей от любого лица, незаконно удерживающего детей

- представлять интересы и защищать детей

- воспитывать, обеспечить получение основного общего образования

В случае неисполнения родительских обязанностей, родители могут быть ограничены, или лишены родительских прав.

Права детей по Семейному кодексу РФ:

- право на имя, отчество, фамилию

- право жить и воспитываться в семье

- право на общение с родителями и другими родственниками

- право на защиту прав и законных интересов

- право выражать свое мнение при решении в семье вопроса, затрагивающего интересы ребенка

- имущественные права (на получение содержания от своих родителей, право собственности, алименты и др.)

Дети обязаны заботиться о своих родителях, оказывать им материальную помощь и поддержку. С достижением совершеннолетия эта моральная обязанность приобретает юридическую силу. Если судом будет установлено, что родители уклонялись от выполнения своих обязанностей, то дети могут быть освобождены от содержания родителей.

Брак, материнство и детство находятся под защитой государства.

 

Тема 9. Этнос. Нация.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры, языка, психического склада, исторической памятью, а также осознанием своих интересов и целей, своего единства, отличия от других подобных образований.

Нация – исторически устойчивая социально-экономическая и духовная общность людей. В отличие от этноса нация обладает государственностью. Некоторые ученые считают, что этнос и нация – это равнозначные понятия.

Черты этноса:

- общность языка

- общая историческая судьба

- специфическая материальная и духовная культура

- семейно-бытовое поведение

- нормы повседневного поведения, этикет

Типы этносов:

- род, племя, народность, нация

Условия существования нации:

- общность территории

- общность языка

- общность экономического уклада

- общность культуры

- общность психического склада. (Т.е. нация, в отличие от этноса, более широкое понятие)

Национальные интересы – интересы нации, или иного этноса как выражение их потребностей в экономической, социальной, политической и духовной жизни.

Ученые считают, что нация обладает своим особым складом мышления и формой проявления чувств, национальным достоинством.

Национальное государство – государство, образованное на исторически сложившейся территории той или иной нации (этноса) и воплощающее ее суверенитет.

В РФ человек сам определяет свою национальность.

Межнациональное сотрудничество проявляется в: экономике, науке, спорте, культуре, торговле, политико-правовой сфере.

 

 

Раздел 4. Политика.

Тема 3. Разделение властей.

Теория разделения властей – власть не должна быть сосредоточена в одних руках, или в одном органе, должна быть рассредоточена между ветвями власти:

- законодательной – представляет интересы граждан, издает законы (в России – Федеральное Собрание, состоящее из двух палат: верхняя – Совет Федерации, нижняя – Государственная Дума)

- исполнительной – управляет государственными делами (в России – Правительство РФ)

- судебной – осуществляет правосудие (высшие судебные инстанции РФ – Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный суд).

Для нормального функционирования необходимо взаимодействие всех ветвей власти.

 

Тема 5. Суверенитет.

Это верховенство, верховное право.

Разновидности:

- государственный суверенитет (верховенство государственной власти внутри страны и ее независимость во взаимоотношениях с другими странами)

- народный суверенитет (обладание народом средствами для реального участия в управлении делами общества и государства – референдумы, выборы)

- национальный суверенитет (право нации самостоятельно решать вопросы внутренней жизни страны и строить отношения с другими странами на принципах независимости)


Поделиться с друзьями:

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.224 с.