Туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» — КиберПедия 

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...

Археология об основании Рима: Новые раскопки проясняют и такой острый дискуссионный вопрос, как дата самого возникновения Рима...

Туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество»

2017-10-01 795
Туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации «Отечество» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Утверждено Заместителем Министра общего и профессионального образования Российской Федерации 8 декабря 1998 г. и Председателем Союза краеведов России 7 декабря 1998 г.

 

Цели и задачи движения:

- совершенствование организации и содержания обучения и воспитания подрастающего поколения средствами туризма и краеведения;

- воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края;

- приобщение учащихся к краеведческой и поисково-исследовательской деятельности;

- сохранение исторической памяти;

- совершенствование нравственного и физического воспитания обучающихся.

 

Программа

Туризм и краеведение в системе образования России являются традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей и молодежи. Специальные методики использования экскурсий, путешествий, систематических краеведческих наблюдений и исследований для расширения кругозора детей, освоения разносторонних практических навыков, воспитания в них патриотизма и нравственности, любви к малой родине получили широкое распространение в России с начала XX века. В истории отечественной педагогики это один из ярких примеров длительного и устойчивого сохранения и развития принципов и методов организации и осуществления образовательной деятельности.

Туристско-краеведческое движение обучающихся Российской Федерации "Отечество" создавалось как сообщество детей и педагогов, интересующихся краеведением, увлеченных исследовательской деятельностью, объединенных любовью к родной земле, к России, стремящихся принести пользу своему Отечеству.

Организация туристско-краеведческого движения обучающихся Российской Федерации "Отечество" базируется на двух принципиальных положениях: добровольности участия и использования средств туризма и краеведения в деятельности детских коллективов.

Организационные и методические принципы туристско-краеведческой деятельности участников движения определяются его примерной программой.

Программа намечает основные направления, тематику и ориентиры краеведческого поиска. Ведущая задача примерной программы - создание оптимальных возможностей для творческого развития детей, их гражданского становления, удовлетворения их запросов, формирования профессиональных интересов в процессе туристско-краеведческой деятельности.

В каждом уголке России, в каждом городе, поселке, селе есть свои природные особенности, специфические черты истории и культуры, составляющие тот феномен, который формирует в человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства, историческое сознание, социальную активность. Помочь лучше узнать свой родной край, глубже понять особенности его природы, истории и культуры и их взаимосвязь с природой, историей и культурой страны, мира, принять участие в созидательной деятельности, развить свои собственные способности - в этом заключается основной смысл движения "Отечество".

Участие в движении, в осуществлении его программ позволяет значительно расширить и углубить знания и представления детей об окружающем мире в процессе участия в практической краеведческой деятельности, в туристских походах и путешествиях, освоить навыки использования методов различных научных дисциплин для осуществления краеведческих и иных исследований. Одновременно предоставляется возможность получить и развить разнообразные практические навыки: самоорганизации и самоуправления, общественной активности и дисциплины, преодоления препятствий и обеспечения безопасности и др., что в конечном итоге и определяет потенциал туристско-краеведческой деятельности как комплексного средства обучения и воспитания детей.

Концепция движения и содержание многих тематических программ методически и организационно связаны с Комплексной долговременной программой Союза краеведов России "Краеведение". Союз краеведов России и региональные краеведческие общества оказывают организационную и методическую помощь участникам движения, рассматривая их как полноправных участников реализации программы "Краеведение".

Тематические программы позволяют юным туристам-краеведам и их руководителям выбрать тему по душе и посильную для реализации. Осуществление примерных программ предполагает получение и использование конкретных результатов на четырех уровнях: индивидуальном (развитие детей, удовлетворение интересов, расширение и закрепление знаний и практических навыков, овладение исследовательскими методами, моральная и физическая закалка, профессиональная ориентация); местном (учреждение образования, микрорайон, село, поселок, город); региональном (город, район, область, край, республика); федеральном (общероссийский).

Реализация тематических программ может осуществляться с использованием многообразия форм и методов туристско-краеведческой деятельности: экскурсий, краеведческих наблюдений, экспедиций, одно-двухдневных, степенных и категорийных туристских походов, встреч с участниками и очевидцами изучаемых событий и явлений, записей воспоминаний, социологических исследований, работой в музеях, архивах, библиотеках, институтах, различных учреждениях и организациях.

Работу по одной или нескольким программам может осуществлять любой коллектив или объединение: класс, кружок, отряд, группа, музей, клуб, научное общество, ассоциация и т.п. Могут быть использованы многообразные формы соорганизации работы с государственными учреждениями и общественными организациями. Хорошо, если детский коллектив, каждый участник движения представляет себе реальную цель, ту конкретную пользу, которую, он принесет в процессе туристско-краеведческой деятельности.

Во многих регионах России местными организациями и объединениями осуществляются собственные проекты и программы научного, экономического, историко-культурного, природоохранительного и иного характера. Одна из важнейших задач движения - привлечение его участников к реализации подобных программ. Участники движения "Отечество" могут работать:

- по федеральным программам;

- по региональным и местным программам, в том числе и совместным (межшкольным, с местными государственными, научными учреждениями и общественными организациями);

- по тематическим, целевым и иным программам, разработанным в регионах и на местах.

Подобный подход позволяет полнее использовать научные, методические, финансовые и другие возможности учреждений и организаций, инициирующих эти программы.

Организационно-методическим центром туристско-краеведческого движения обучающихся "Отечество" является Центр детско-юношеского туризма Министерства общего и профессионального образования Российской Федерации. На местах эти функции выполняют центры детско-юношеского туризма и краеведения, станции юных туристов, дома и дворцы детского творчества по определению органов управления образованием.

Организационно-методические центры осуществляют разработку местных туристско-краеведческих программ и проектов, осуществляют координацию деятельности участников движения по реализации программ и взаимодействие с местными государственными учреждениями и общественными организациями, проводят комплексные и тематические массовые мероприятия по программам движения, организуют подготовку, переподготовку и повышение квалификации различных категорий организаторов и участников движения, осуществляют издательскую и популяризаторскую деятельность.

В рамках движения "Отечество" проводятся общероссийские массовые мероприятия с участием лауреатов и победителей аналогичных региональных мероприятий:

- туристско-краеведческие слеты участников движения;

- тематические конференции, слеты и соревнования по тематическим программам;

- краеведческие олимпиады учащихся;

- педагогические краеведческие чтения.

 

Формы работы:

- организация походов, путешествий и экспедиций, направленных на реализацию конкретных программ;

- проведение наблюдений и исследований в природе и обществе;

- создание конкретных баз данных по выбранным темам;

- составление летописей, хроник, очерков об исторических событиях и природных явлениях, по истории населенных пунктов или отдельных памятников;

- подготовка краеведческих карт, атласов, словарей, энциклопедий, путеводителей, Книг Памяти;

- формирование музейных коллекций, организация деятельности школьных музеев;

- участие в мероприятиях по реставрации, реконструкции и восстановлению природных и исторических памятников;

- выявление останков павших воинов и гражданского населения, безымянных захоронений, установление имен погибших, розыск их родственников, установление памятных знаков, надгробий, уход за ними;

- издание методической, учебной литературы, сборников - опыта работы, публикаций, исследований участников программы;

- проведение конференций, олимпиад, соревнований, смотров и конкурсов;

- пропаганда краеведческих знаний путем организации выставок, праздников, тематических дней и др.

 

Программы туристско-краеведческого движения "Отечество"


1. Родословие.

2. Летопись родного края.

3. Земляки.

4. Исчезнувшие памятники России.

5. Исторический некрополь России.

6. Археология.

7. Природное наследие.

8. Экология.

9. Юные геологи.

10. Культурное наследие.

11. Литературное краеведение.

12. Этнография.

13. Военная история России.

14. Великая Отечественная война.

15. Дети и война.

16. Поиск.

17. История детского движения.

18. К туристскому мастерству.

19. Школьные музеи.


Родословие

Задачи Изучение родословных, семейных традиций и обрядов, развитие интереса к истории рода.

Содержание Родословие, или по-научному "генеалогия", изучает происхождение, историю и родственные связи родов и семей.

Через изучение генеалогии можно лучше узнать историю Отечества и других стран, познакомиться с историей и представителями российских родов разных сословий; научиться приемам составления генеалогических таблиц, росписей, картотек; создать историю своей семьи, свою родословную. В каждом историческом событии принимают участие люди - персонажи истории. У каждого из них своя судьба, своя жизнь. При изучении истории своего рода можно выявить своих родственников, принимавших участие в исторических событиях.

Летопись родного края

Задачи Изучение истории и природы родного края с древнейших времен до сегодняшнего дня, составление летописи наших дней.

Содержание История каждого края по-своему уникальна. Имея много общего с другими регионами, она носит и свои специфические черты. Поэтому содержанием работы является выявление особенностей природы, истории, культуры, экономики родного края, определение их взаимосвязей с более глобальными историческими и естественными процессами.

В рамках этой тематики могут вестись исследования разного масштаба - изучение отдельных, наиболее ярких или малоизвестных исторических событий, природных явлений или воссоздание общей истории края. В процессе этих исследований могут использоваться приемы и методы широкого круга научных дисциплин.

Особым направлением в реализации программы может стать систематическая работа по фиксированию событий современности. Опыт показывает, что происходящие сегодня события через сравнительно короткое время начинают стираться из памяти людей, исчезают источники, связанные с этими событиями. Если не фиксировать события или явления "по горячим следам", то позже их изучение и научная реконструкция потребуют много сил и средств. Поэтому фиксация происходящих событий и явлений природы является актуальной задачей участников программы. Фото-кинофиксация и описание событий, интервьюирование их участников и очевидцев, собирание малотиражных изданий и иных публикаций, относящихся к природе и истории края, формирование банков краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьных музеев, архивов, библиотек краеведческими материалами - все это является важным средством документирования истории родного края.


Поделиться с друзьями:

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Состав сооружений: решетки и песколовки: Решетки – это первое устройство в схеме очистных сооружений. Они представляют...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.023 с.