Как слушать и конспектировать лекции — КиберПедия 

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Как слушать и конспектировать лекции

2017-10-01 334
Как слушать и конспектировать лекции 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Секреты конспектирования

 

Любая подготовка к выступлению связана с конспектированием. При этом надо иметь в виду, что конспектирование – это не просто выборочное, сокращенное изложение текста. Это изложение должно быть обязательно пропущено через собственное мышление. Поэтому основной принцип грамотного конспектирования – не записывать слово в слово, а фиксировать основные положения, причем сформулированные самостоятельно, на языке собственных мыслей. А чтобы облегчить себе эту работу, можно освоить определенные приемы, которые, будь то на лекции или же в библиотеке, позволяют значительно ускорить запись и освободить время для обдумывания материала. Например, метод, который был разработан знаменитым математиком Кантором, придумавшим кванторы. Получаются эти кванторы очень просто: берется, например, первая буква английского слова always и переворачивается на 180°. Получается квантор – любой. Или квантор, сделанный из первой буквы слова exist – существовать. Эти кванторы – универсальные, а для себя можно создать свой определенный набор кванторов. Вообще студентам необходимо взять за правило: в начале любого курса, прослушав первые две-три лекции, определить наиболее распространенные в данной дисциплине термины и, создав для них кванторы, записать их на полях или обложке тетради.

 

Такого плана конспект, конечно, оказывается более эффективным, ибо у вас получается не столько запись текста, сколько запись своих мыслей с помощью знаков, которые у вас вызывают соответствующие ассоциации. Читая конспект, вы вспоминаете, воспроизводите основные положения, и в результате получается активная работа с материалом. Конечно же, конспект в таком случае превращается в нечто сугубо эгоистичное, никто, кроме вас, прочитать его не сможет, но как раз подобная «эксклюзивность» и является признаком настоящего конспекта.

 

Большинство считают, что секрет удачного конспектирования - в сокращении объема информации. И начинают писать, например, вместо "делать" - "д-ть", в место "естественный" - "ес-ый" и т.д. Конспект состоящий из таких сокращений не так просто прочитать потом. Вместо того, чтобы готовится к экзамену по конспекту, вы будете тратить время на его расшифровку. Сокращения в конспектировании хороши, но в меру.

Лучше всего сокращать, оставляя корень слова, а слова состоящие из пяти, семи букв вообще не сокращать. Иногда время потраченное на обдумывание, как сократить слово, превышает время его полного написания. Можно сокращать любые часто встречающееся названия, например, "Великая Отечественная Война", будет выглядеть, как: "ВОВ".

 

Сокращения в конспекте.

Вместо обычных сокращений гораздо более эффективно использовать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифику (использование рисунков), специальные способы записи окончаний.

Вот, например, как может выглядеть фраза " Без революционной теории не может быть революционной борьбы" с использованием гипераббревиатуры. Вместо длинного слова революционный мы используем букву "Р", заключенную в кружок.

 

Необходимо использовать сокращения часто встречающееся окончаний в виде различных закорючек в конце слова. Можно использовать математические знаки. Однако не стоит, например, в экономическом тексте использовать для сокращения слова «объём» (продукции) использовать обозначение объема из школьного курса физики V, так как у экономистов этот знак обозначает скорость обращения денег, а объём (продукции) принято обозначать буквой Q.

При использовании методов описанных выше, неплохо, было бы завести словарик сокращений на последнем листе вашего конспекта, чтобы после не раздумывать над смыслом значков.

Используйте сокращения, придумывайте свои и в скором времени, скорость речи преподавателя будет равняться вашей скорости письма.

Немного фактов:

Средняя скорость русской речи составляет 125 слов в минуту. Человек может воспринимать 400-500 слов в минуту. Среднестатистическая скорость письма человека 50 - 70 слов в минуту.

 

Примеры:

Математический текст

На первый взгляд, математические тексты конспектировать проще всего, так как в них много формул, но это не совсем верно.
На рис. 3 показано пять вариантов конспекта формулировки теоремы, которая звучит так: «Теорема. Если первая производная функции в точке Xo положительна, то Xo:> — точка возрастаний функции; если первая производная в точке Хo отрицательна, то Xo» — точка убывания».

Вариант
а) — это самый примитивный конспект, где сокращенно обозначены лишь термины «производная», «положительна» и т. д. В варианте б) уже использована пространственная запись, т. е. применено табулирование (выстраивание таблицы), и конспект стал легче читаться, хотя написано то же, что и ранее.
Сравнение в) и б) опровергает широко распространенное мнение студентов, что чем полнее запись, тем лучше. Для осознания варианта б) надо решить головоломку типа «найди отличия»: прочитав обе строки, сравнить их и установить, что от замены знака сравнения меняется направление изменения функции. А в варианте е) эти отличия просто бросаются в глаза — еще раз напомним, что конспект — это текст, подготовленный для восприятия.
Наконец, вариант г) — это «высший конспективный пилотаж»: обозначения + пространственная запись + переформулировка фразы. Фактически здесь записано: «первая производная в Хo больше (меньше) нуля влечет возрастание (убывание) функции в Xo». А вариант д) — это ошибка конспектирования: «иначе» — это не «меньше нуля», а «меньше либо равно» — и эта деталь существенна. Преподаватель должен быть готовым встретить такие ошибки.

Прогнозирование текста

Большой, эффект дает пространственная запись, суть которой состоит в использовании длины и ширины листа бумаги, и, кроме того, порядок записи в конспекте не совпадает с порядком исходного текста. Однако здесь может возникнуть сомнение в применимости такого приема, ведь для активного его использования нужно знать весь текст, продумать его расположение, а на лекции сделать это невозможно. Но на самом деле последующий текст не так уж сложно спрогнозировать.
Проиллюстрируем прогнозирование на примере гуманитарного текста из курса «Советское право». В скобках курсивом показаны рассуждения, в результате которых получается конспект, показанный на рис. 4. Отметим, что конспекты из одного текста могут получаться совсем разными. Итак. звучит текст:
Субъекты гражданского права. (Судя по акцентировке лектора — это заголовок, выделим его. «Гражданского права» можно не писать: у нас весь раздел по этому праву / или же напишем его сокращенно.) Все лица обладают двумя качествами — правоспособностью н дееспособностью. (Число качеств можно не писать — сколько перечислено, столько и есть. «Правоспособность» и «дееспособность» — явно термины: подчеркнем их. Наверняка сейчас последует деталировка этих терминов, подготовимся к ней: (рис. 46} — разнесем их по половинкам страницы / (рис. 4в) — пропустим место на деталировку.) Правоспособность — это способность иметь право: (рис. 4а) — эх, не сообразил, что сейчас пойдет пояснение, ладно, введем временные обозначения: ПС и ДС / (рис. 46) — а вот и деталировка, конспект пошел вниз в два столбца / (рис. 4в) — для ожидавшейся деталировки есть место, вписываем ее туда и не надо повторно писать длинный



термин.) Правоспособность может быть ограничена (например, приговором суда), но лишить ее нельзя. Ограничение правоспособности — это мера наказания (например, ссылка, высылка). (Рассуждения, превращающие этот текст в конспект, достаточно очевидны.) Дееспособность — это способность своими действиями создавать себе обязанности и приобретать себе права. (Здесь рассуждаем аналогично.) Она делится на виды: до 15 лет, от 15 до 18 лет, от 18 лет и старше. («Вилка», означающая «бывает следующих видов, читателю уме знакома, а применение математической нотации тоже не новинка.)

Еще один пример из той же области: конспекты — на рис. 5.

Сделка по советскому гражданскому праву. (Оставим только слово «сделка» — ясно, что право не римское, а гражданское.) Действия субъектов гражданского права, направленные на изменение, возникновение, прекращение права и обязанностей, называются сделкой. (Ясно, что это определение,— выделим. «Называются сделкой» можно и не писать, по заголовку ясно, что определяется.) Сделки могут быть односторонние, двусторонние, многосторонние. (Вряд ли эти сделки сильно отличаются: скорее всего только числом сторон. Поэтому готовим таблицу, которая может идти (рис. 56) — сверху вниз или (рис. 5а) — слева направо.) При односторонней сделке волеизъявление исходит от одного лица и этого достаточно для возникновения права и обязанности. Например, завещание о наследстве. (Похоже, все дело в том, от скольких лиц исходит волеизъявление. «Одно-» пишем цифрой, пример в скобках. И постараемся, чтобы прочие виды сделок
описывались аналогично.) Для двусторонней сделки необходимо волеизъявление двух лиц одновременно. (Фраза построена по-другому, но суть та же: достаточно изменить цифру в первой фразе. Интересно, зачем издевается над слушателями лектор, объясняя одно и то же разными по стилю фразами? Чтоб хуже запоминалось, что ли?) Воля должна быть встречной, состыкованной. (Эту лирику можно не писать: без согласия сделки явно не будет.) Например, договор. Для многосторонне сделки требуется, чтобы волеизъявление исходило от нескольких лиц. (Полинезийский счет: один, два, много. В таблицу достаточно записать «более двух» — и все.) Например, бригадный договор.

 

 


Рекомендации заочникам.

 

В заочном обучении, безусловно, есть свои плюсы, один из них: Вы - полный хозяин своего времени. Но минусов оказывается фактически гораздо больше, естественно, если речь идет о той ситуации, когда в заочном образовании приоритетом оказывается именно образование, а не диплом, который Вы все получите через 5-6 лет. Основным же минусом заочного образования является именно его заочность, т.е. необходимость изучения материала самостоятельно.

Поговорим о том, как правильно построить процесс обучения студенту-заочнику.

Любой студент, вынужденный по тем или иным причинам учиться заочно, получает в наследство несколько мифов, в которые свято верят поколения заочников.

Например:

"Не нужно ничего учить - все успеем в сессию".

Это самый устойчивый и самый вредный миф из всех. Учебник, впервые открытый Вами за 5 дней, даже за 10, до начала экзамена, способен только очень удивить обилием материала, который необходимо знать хотя бы в общих чертах.

Поэтому:

Первое, что необходимо сделать - переписать учебный план.

Следующий шаг - библиотека. Необходимо взять максимально возможное количество книг (ненужные всегда можно сдать).

Следует точно определиться с темами письменных работ, которые Вам необходимо написать к следующей сессии. Промедление в этом вопросе приведет к тому, что останутся самые неудобные (сложные) темы.

Еще один немаловажный момент. В процессе обучения всегда возникают какие-то неясности. В этом случае, если Вам не удалось решить задачу, ответить на вопрос самостоятельно, не бросайте его, а запишите. Человек, который думает, пытается мыслить творчески, всегда вызывает уважение у преподавателя.

В целом, заочно учиться (если учиться), конечно, трудно. Работа, семья отнимают много сил, кажется, нет времени больше ни на что. Но – не бросайте книги, решайте задачи, учите формулы. В конечно итоге, это нужно Вам лично, а не Вашему преподавателю.

 

Как читать учебник

 

Каждый тип текста имеет свою норму чтения. Например, скорость чтения захватывающего рассказа выше, чем текста по биологии.

 

Тексты отличаются и тем, насколько хорошо они написаны, следовательно, некоторые из них намного труднее читать.

 

Каждый семестр рассчитывайте время, которое затрачиваете на чтение главы из каждого учебника. Отметьте, сколько страниц в час вы можете прочитать. Имея точную оценка скорости чтения, вы сможете лучше планировать свое учебное время.

Восприятие

 

Сначала просмотрите главу. Определите разделы, которым автор выделил больше места. Если там есть диаграммы, то это тоже может быть важно. Если вы ограничены во времени, пропустите разделы, которым выделено меньше всего места.

 

Первое предложение каждого параграфа читайте более внимательно, чем конец параграфа.

 

Законспектируйте оглавление и первые предложения каждого параграфа прежде, чем читать его целиком. Затем закройте учебник и спросите себя, что вы теперь знаете о предмете, который до этого был вам незнаком.

 

В каждом предложении сосредоточьте внимание на существительных и основных утверждениях. Найдите сочетания существительное-глагол и сосредоточьтесь на этом. Например, рассмотрим следующий текст:

 

Традиционно воспитание условного рефлекса есть дрессировка с целью связать между собой два стимула. Один из этих стимулов вызывает рефлексивную реакцию. Второй стимул сначала нейтрален, но после того, как его свяжут с первым, он начинает уже сам вызывать такую же реакцию.

 

Прежде, чем читать каждое слово, представьте текст схематически:

 

Воспитание условного рефлекса = дрессировка = связать два стимула

1-й стимул вызывает реакцию

2-й стимул = сначала нейтрален, но после объединения с первым --> вызывает реакцию.

 

Прежде, чем читать и перечитывать текст, сделайте запись в такой форме, чтобы были переписаны важные фрагменты текста. Имея такие записи, вы не должны волноваться о тексте в целом.

 

Пометки и подчеркивание

Сначала прочитайте раздел, затем сделайте пометки и подчеркните нужный текст.

 

Обведите в кружок и/или квадрат специальные термины и поясняющий текст.

 

На полях последовательно пронумеруйте основные идеи.

 

Подчеркните текст, который вы включили бы в краткий конспект, пригодный для занятий по данному предмету.

 

Подчеркните все определения и термины.

 

Пометьте те примеры, которые демонстрируют основные идеи.

 

Кратко запишите замечания, вопросы и выводы на свободном месте рядом с текстом.

 

Как конспектировать текст

Сначала прочтите раздел текста.

 

Затем вернитесь в начало этого раздела и конспектируйте.

Соблазнительно конспектировать в процессе чтения, но этот метод неэффективен, так как скорее всего вы запишете слишком много информации.

 

Анализируйте то, что читаете.

Определите, какие идеи являются основными, а какие - вспомогательными.

Перескажите прочитанное.

Затем занесите это в свой конспект.

Не списывайте текст прямо из учебника.

Изложение текста своими словами заставит вас осмысливать прочитанное.

 

Семь советов для чтения сложного материала

 

Прочтите заглавие и первый абзац.

После этого решите, есть ли у вас достаточная база для того, чтобы начать чтение.

Посмотрите, как организован материал. Если вы нуждаетесь в дополнительной подготовке, обратитесь к другому источнику.

 

Просмотрите основные идеи.

Просмотрите заголовки и подзаголовки. Выделите вводящие предложения. Утилизируйте рисунки, схемы и диаграммы.

 

Найдите слова.

Найдите слова, значения которых, важные вам для понимания материала, вы не можете выделить из контекста.

 

Проверьте свое восприятие.

Периодически останавливайтесь и спрашивайте себя: "Что я выучил?" Увяжите это с тем, что вы уже знаете.

 

Перечитайте.

Если вы не восприняли идею, вернитесь и перечитайте. Перескажите сложные идеи своими словами.

 

Дочитайте до конца.

Не расхолаживайтесь и не прекращайте чтения. Идеи могут стать понятнее в процессе дальнейшего чтения. Когда закончите чтение, просмотрите прочитанное и перечитайте идеи, которые не усвоили.

 

Записывайте в процессе чтения.

Подчеркивайте, конспектируйте и/или записывайте выводы, это поможет вам сконцентрироваться на чтении.

 

 

Метод чтения ПС3П

 

Просмотри! Спроси! Прочитай! Перескажи! Повтори!

 

Прежде, чем читать, Просмотрите раздел:

 

заглавие, заголовки и подзаголовки;

 

подписи к рисункам, схемам, графикам и картам;

 

вопросы и рекомендации преподавателя;

 

вводный и заключительный абзацы;

 

выводы.

 

Спрашивайте в процессе просмотра:

 

Преобразуйте заглавие, заголовки и подзаголовки в вопросы.

 

Прочтите вопросы в конце разделов.

 

Спросите себя: "Что говорил преподаватель об этой теме, когда мы ее проходили?"

 

Спросите себя: "Что я уже знаю по этой теме?"

 

При Прочтении:

 

Ищите ответы на вопросы, которые у вас возникли.

 

Ответьте на вопросы в начале или конце раздела.

 

Перечитайте подписи к рисункам, графикам и т.п.

 

Обратите внимание на слова и фразы, выделенные подчеркиванием, курсивом или жирным шрифтом.

 

Изучите графический материал.

 

Снижайте скорость на сложных выражениях.

 

Прервитесь и перечитайте то, что непонятно.

 

Читайте за раз один параграф и пересказывайте его после прочтения.

 

Пересказывайте параграф после прочтения:

 

Задавайте себе вслух вопросы о только что прочитанном и/или своими словами подводите итоги тому, что прочитали.

 

Конспектируйте текст, но своими словами.

 

Подчеркивайте важные фрагменты в прочитанном тексте.

 

Используйте тот метод пересказа, который наиболее подходит для вашего индивидуального стиля обучения, но помните, что чем больше усилий вы приложите, тем больше вероятность того, что вы запомните прочитанное, другими словами

 

УТРОЕННЫЙ ЭФФЕКТ: смотри, говори, слушай.

УЧЕТВЕРЕННЫЙ ЭФФЕКТ: смотри, говори, слушай, пиши!!!

Как читать статьи

 

О чем говорит заголовок?

 

Что он говорит вам о содержании?

Что вы уже знаете по этой тематике?

Каких сведений по этому поводу вы ожидаете от статьи--особое внимание обратите на то, когда статья была написана и кто автор (см. следующие вопросы)?

 

Когда была написана статья?

 

Знаете ли вы что-нибудь об истории литературы на эту тему?

Если да, чего вы ожидаете от статьи?

 

Кто написал это? Что, по вашему мнению, он или она скажут здесь?

 

Какова репутация автора?

Каковы ее/его предубеждения?

Знакомы ли вы с другими произведениями автора на эту тему?

 

Читайте статью, отмечая информацию, критичную для вас.

Когда текст дает вам критичную информацию, отметьте и запишите:

 

В чем точно состоит предмет обсуждения?

Как это соответствует названию?

Каковы основные моменты--тезисы?

Какое подтверждение дает автор своим тезисам?

 

Какова фактическая информация, которую вы хотите запомнить?

 

Есть ли там настолько хорошее описание чего-либо, известного или неизвестного вам, что вы хотите запомнить это место? Если да, то пометьте это. Если это для исследований, сделайте исследовательскую запись.

 

Приводит ли автор какой-нибудь важный источник, который вы хотите сохранить для будущей ссылки?

Если да, пометьте его. Если это для исследований, сделайте библиографическую запись.

 

Как только закончите чтение, отметьте следующее:

 

Что вы узнали?

Как это соотносится с тем, что вы уже знали?

Вы нашли свои собственные аргументы?

Учитывая то, что вы знаете по теме обсуждения, считаете ли вы, что основные утверждения правильны, несмотря на недостаточную аргументацию?

Возможно, вы задумаетесь над информацией, которая вызвала у вас сомнения, несмотря на то, что в статье она была хорошо аргументирована?

Как статья соотносится с другими прочитанными вами источниками--таким образом, как она связана с исторической литературой?

 

Обучение и

Синдром невнимательности

 

Если вы страдаете синдромом невнимательности, то вы не одиноки. Около 4% детей школьного возраста страдают тем же. Кроме того, другие студенты имеют один или несколько признаков этого заболевания.

 

Признаки синдрома невнимательности:

На занятиях:

Вы можете запнуться или ответить невпопад.

Вы не в состоянии хорошо конспектировать.

У вас трудности с командами или заданиями

Выполняя домашнее задание:

Вы можете испытывать трудности с тем, чтобы сконцентрироваться.

Вы не можете сосредоточиться на деталях или делаете маленькие ошибки.

Вы можете забыть некоторые вещи, даже касающиеся вашего домашнего задания.

 

Будет полезно разобраться в том, как можно преодолеть синдром невнимательности.

 

Занятия в аудитории

Принесите в класс диктофон.

Занимайтесь с однокурсниками.

Просмотрите наши рекомендации Конспектирование лекций.

Для страдающих синдромом невнимательности лекции - не лучший способ обучения. Попросите своего преподавателя дать вам тезисы лекции либо соответствующую литературу.

Упростите задания до одного-двух основных и начинайте с них. Обсудите это с преподавателем или попросите преподавателя, чтобы он разделил задания на пункты, которым вы будете следовать

Запишите свои вопросы или комментарии на бумаге прежде чем говорить.

Возьмите за практику поднимать руку.

 

 

Домашние задания:

Найдите тихое место в своем доме, чтобы вам не мешал посторонний шум, как, например, разговоры, домашние животные, телевизор, телефон, музыка, и т.п.

Если дома у вас нет условий для занятий, ваши кураторы могут найти вам подходящее место в библиотеке, у соседей или в другом месте.

Специальные "наушники" могут избавить вас от шума и помогут сконцентрироваться.

Создайте плотный график учебы.

Поможет вам помнить:

Совершенствуйте свои привычки!

Держите свои задания в одном и том же отделении портфеля.

Держите список вещей, которые вы должны помнить, в специальном отделении портфеля.

Повторяйте домашнее задание с родителями, одноклассниками, кураторами

Держите под рукой комьютерные программы проверки грамматики.

Помните, что совершают ошибки или игнорируют детали не из-за недостатка интеллекта, а скорее по невнимательности.

 

Терпение противостоит синдрому невнимательности.

Если вы расстраиваетесь, чувствуете неудовлетворенность своим развитием, найдите поддержку. Надо задействовать семью, преподавателей, профессионалов, однокурсников. Нам всем нужно терпение. Их предложения должны быть ясными и последовательными, но даже если это не так, старайтесь все же их понять.

 

Как слушать и конспектировать лекции

 

Русский язык обладает 80 % избыточности, т.е. количество лексических единиц на 80 % больше, чем требуется для передачи основного смысла высказывания - это позволяет понимать нам друг друга, несмотря на индивидуальные дефекты произношения, особенности употребления отдельных групп слов, различающихся в различных диалектах, профессиональной или возрастной группах. Для передачи информации в конспекте, особенно, если записи Вы делаете для себя, достаточно использовать информационно значимые 20 %. Но их необходимо уметь выделить и законспектировать в понятном даже через много лет виде

На лекциях студенты получают самые новейшие данные, во многом дополняющие учебники (а в последнее время их заменяющие), знакомятся с последними достижениями науки. Поэтому умение сосредоточенно слушать лекции, активно, творчески воспринимать излагаемые сведения является непременным условием их глубокого и прочного усвоения, а также развития умственных способностей.

 

Слушание и запись лекций – сложные виды вузовской работы; и надо немало потрудиться, чтобы овладеть ими. Внимательное слушание и конспектирование лекций предполагает интенсивную умственную деятельность студента. В процессе слушания ты должен разобраться в том, что излагает лектор; обдумать сказанное им; связать новое с тем, что тебе уже известно по данной теме из предыдущих лекций, прочитанных книг и журналов. То, что действительно внимательно прослушано, продумано и записано на лекциях, становится твоим достоянием, входит в твой образовательный фонд.

 

Слушая лекции, надо стремиться понять цель изложения, уловить ход мыслей лектора, логическую последовательность изложения, понимать, что хочет доказать лектор. Надо отвлечься при этом от посторонних мыслей и думать только о том, что излагает преподаватель. Краткие записи лекций, конспектирование их помогает усвоить материал.

 

Внимание человека очень неустойчиво. Требуются волевые усилия, чтобы оно было сосредоточенным. Систематически контролируй себя в этом отношении, когда слушаешь лекции.

 

Установлено, что конспектирование лекций имеет большое образовательное и воспитательное значение для слушателей; оно развивает ум, обогащает научными данными, способствует закреплению знаний в памяти, вооружает необходимыми умениями и навыками. Но конспект является полезным тогда, когда записано самое существенное, основное. Если же студент стремиться записать дословно всю лекцию, то такое „ конспектирование” приносит больше вреда, чем пользы. Некоторые студенты просят иногда лектора „ читать помедленнее...”. Им хочется, чтобы лекция превратилась в лекцию-диктовку. Это очень вредная тенденция, ибо в этом случае студент механически записывает большое количество услышанных сведений и не размышляет над ними.

 

Что же надо записывать на лекции? Прежде всего – тему лекции, основные ее вопросы, важнейшую их аргументацию. Затем – некоторые яркие примеры, научные определения и выводы, которые дает лектор по материалу.

 

Обычно лекторы, изменяя силу, тембр голоса или замедляя чтение, выделяют и подчеркивают важнейшие положения излагаемого материала, делают записи и зарисовки на доске. Это помогает студентам уяснить и записать самое важное, существенное.

 

Запись лекций рекомендуется вести по возможности собственными формулировками. Конспект лучше подразделять на пункты, параграфы, соблюдая красную строку. Принципиальные места, определения, формулы следует сопровождать замечаниями: „важно”, „особо важно”, „хорошо запомнить” и т.п. А еще лучше – разработать собственную „ маркографию”.

 

Например:

 

! - важно;

 

!! - очень важно;

 

? - под вопросом;

 

® - запомнить;

 

© - скопировать;

 

U - посмотреть в учебнике;

 

 

Многие студенты неплохо конспектируют лекции, но до самых экзаменов не заглядывают в них. Они совершают большую ошибку. Над конспектами лекций надо систематическим работать: перечитывать их, выправлять текст, делать дополнения, размечать цветом то, что должно быть глубоко и прочно закреплено в памяти. Первый просмотр конспекта рекомендуется сделать вечером того дня, когда была прослушана лекция (предварительно вспомнить о чем шла речь и хотя бы один раз просмотреть записи). Затем вновь просмотреть конспект через 3-4 дня. Времени на такую работу уходит немного, но результаты обычно бывают прекрасными: студент основательно и глубоко овладевает материалом и к сессии приходит хорошо подготовленным.

 

Напомним основные приемы конспектирования. Их можно разделить на три группы. Сокращение слов, словосочетаний, терминов. Эти приемы осваиваются наиболее легко и включают: гипераббревиатуру терминов (начальная буква термина обводится линией), кванторизацию (переворот начальной буквы), иероглифику и пиктографию (работа рисунками), способы записи окончаний.
Переработка фразы. Это самые эффективные, но трудно осваиваемые приемы. Они включают: пространственную запись (использование длины и ширины листа бумаги). приведение фразы к эквивалентному виду, использование контекста и макроконтекста.
Использование цвета включает довольно просто осваиваемые приемы: рубрикацию. выделение цветом существенных деталей, работу цветом в зависимости от степени важности текста и по соответствию частей текста.

 

Секреты конспектирования

 

Любая подготовка к выступлению связана с конспектированием. При этом надо иметь в виду, что конспектирование – это не просто выборочное, сокращенное изложение текста. Это изложение должно быть обязательно пропущено через собственное мышление. Поэтому основной принцип грамотного конспектирования – не записывать слово в слово, а фиксировать основные положения, причем сформулированные самостоятельно, на языке собственных мыслей. А чтобы облегчить себе эту работу, можно освоить определенные приемы, которые, будь то на лекции или же в библиотеке, позволяют значительно ускорить запись и освободить время для обдумывания материала. Например, метод, который был разработан знаменитым математиком Кантором, придумавшим кванторы. Получаются эти кванторы очень просто: берется, например, первая буква английского слова always и переворачивается на 180°. Получается квантор – любой. Или квантор, сделанный из первой буквы слова exist – существовать. Эти кванторы – универсальные, а для себя можно создать свой определенный набор кванторов. Вообще студентам необходимо взять за правило: в начале любого курса, прослушав первые две-три лекции, определить наиболее распространенные в данной дисциплине термины и, создав для них кванторы, записать их на полях или обложке тетради.

 

Такого плана конспект, конечно, оказывается более эффективным, ибо у вас получается не столько запись текста, сколько запись своих мыслей с помощью знаков, которые у вас вызывают соответствующие ассоциации. Читая конспект, вы вспоминаете, воспроизводите основные положения, и в результате получается активная работа с материалом. Конечно же, конспект в таком случае превращается в нечто сугубо эгоистичное, никто, кроме вас, прочитать его не сможет, но как раз подобная «эксклюзивность» и является признаком настоящего конспекта.

 

Большинство считают, что секрет удачного конспектирования - в сокращении объема информации. И начинают писать, например, вместо "делать" - "д-ть", в место "естественный" - "ес-ый" и т.д. Конспект состоящий из таких сокращений не так просто прочитать потом. Вместо того, чтобы готовится к экзамену по конспекту, вы будете тратить время на его расшифровку. Сокращения в конспектировании хороши, но в меру.

Лучше всего сокращать, оставляя корень слова, а слова состоящие из пяти, семи букв вообще не сокращать. Иногда время потраченное на обдумывание, как сократить слово, превышает время его полного написания. Можно сокращать любые часто встречающееся названия, например, "Великая Отечественная Война", будет выглядеть, как: "ВОВ".

 

Сокращения в конспекте.

Вместо обычных сокращений гораздо более эффективно использовать такие приемы, как гипераббревиатура (вместо целого слова используется начальная буква, обведенная линией), пиктографию и иероглифику (использование рисунков), специальные способы записи окончаний.

Вот, например, как может выглядеть фраза " Без революционной теории не может быть революционной борьбы" с использованием гипераббревиатуры. Вместо длинного слова революционный мы используем букву "Р", заключенную в кружок.

 

Необходимо использовать сокращения часто встречающееся окончаний в виде различных закорючек в конце слова. Можно использовать математические знаки. Однако не стоит, например, в экономическом тексте использовать для сокращения слова «объём» (продукции) использовать обозначение объема из школьного курса физики V, так как у экономистов этот знак обозначает скорость обращения денег, а объём (продукции) принято обозначать буквой Q.

При использовании методов описанных выше, неплохо, было бы завести словарик сокращений на последнем листе вашего конспекта, чтобы после не раздумывать над смыслом значков.

Используйте сокращения, придумывайте свои и в скором времени, скорость речи преподавателя будет равняться вашей скорости письма.

Немного фактов:

Средняя скорость русской речи составляет 125 слов в минуту. Человек может воспринимать 400-500 слов в минуту. Среднестатистическая скорость письма человека 50 - 70 слов в минуту.

 

Примеры:


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.218 с.