Билет 4. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. — КиберПедия 

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Билет 4. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси.

2017-09-30 1670
Билет 4. Христианизация; духовная и материальная культура Древней Руси. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

В 988 году Владимир принял христианство. Достоверно только то, что Владимир крестился и в то же время вступил в брак с греческой царевной Анной, сестрой императоров Василия и Константина. Крещение его, вероятнее всего, происходило в Корсуне или в Херсонесе, греческом городе на юго-западном берегу Крыма; оттуда Владимир привез в Киев первых духовных и необходимые принадлежности для христианского богослужения. В начале крещение приняло население Киева. В один из летних дней по приказу Владимира были опрокинуты языческие идолы во главе с Перуном. На следующее утро все жители города явились к реке. Там все они вошли в воду, и над ними священники провели обряд крещения. Тут же великий князь приказал начать строительство церквей. А первую из них – церковь святого Василия – он указал поставить на холме, где прежде возвышалось изображение Перуна. Следом за этим началось обращение в христианство других русских городов и земель. Этот процесс занял несколько лет.

Христианизация Новгорода была поручена дяде князя Добрыне. Языческий Новгород выступил против прихода Добрыни со священниками и крестами. Лишь после ожесточенных стычек, в которых язычники разгромили двор Добрыни и убили его близких, новгородскому наместнику удалось сломить сопротивление восставших. Много людей было жестоко наказано. С таким же трудом вводилось христианство в Ростове и в других землях. В сельских, лесных районах язычество еще долго сохраняло свои позиции.

Христианизация Руси проводилась не только путем княжеских указов, но и другими путями. В Киев из Византии привозились иконы, священные книги; был организован их перевод на славянский язык, повсюду воздвигались христианские храмы.

Одной из особенностей византийского христианства являлось то, что оно разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке, в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу.
Владимир не мог не учитывать еще одной особенности византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковный служитель, как римский папа, а глава светской власти – император, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.

Митрополит и епископы для управления церковными делами были присланы из Византии. Но по мере распространения христианства стало необходимо резко увеличить количество священнослужителей. Было открыто большое количество школ, в которых готовили главным образом священников и прочих церковников, необходимых для "совершения треб и для научного просвещения паствы". Конечно, эти школы в значительной степени содействовали общему делу просвещения.

Во главе Русской церкви стоял митрополит, назначаемый Константинополем. В крупных городах находились епископы, ведавшие всеми церковными делами большой округи - епархии. С обособлением отдельных княжеств каждый князь стремился к тому, чтобы его столица имела своего епископа. Митрополит и епископы владели землями, селами и городами: у них были свои слуги, холопы, изгои и даже свои полки. Князья на содержание церкви давали десятину. Одной из важнейших церковных организаций стали монастыри, строй жизни, которых и идеология были целиком перенесены из Византии.
ЭТАПЫ РАСПРОСТРАНЕНИЯ ХРИСТИАНСТВА НА РУСИ:
1 этап: 1 век н.э –проповеди апостола, Андрей Первозданного среди славян.
2 этап: 9 век- просветительская деятельность болгарских проповедников: Кирилла и Мифодия
3 этап: 957 год - крещение княгини Ольги в Константинополе
ПРИЧИНЫ ОТКАЗА ОТ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА:
1) Представляла загробную жизнь, как простое продолжение земного существования
2) Безразлично относилось к власти князя
3)Не пользовалось авторитетом среди соседских народов
4)Не создавало единства страны из-за различных обрядов и верований племён.

В 980-987 – реформы язычества Владимиром I(980 -1015) à создание единого пантеона языческих богов разных племен во главе с Перуном, восстановление человеческих жертвоприношений àпотребность принятия новой религии, укрепляющей государственность, сохранялась.
В 988 году – принятие Христианства:

 

ПРИЧИНЫ ЗНАЧЕНИЯ
Необходимость объединения племен Укрепление государства и власти великого князя
Необходимость укрепления власти на новой духовной основе Укрепление международного статуса Руси, сближение её с другими христианскими странами
Оправдание соц. неравенства Обогащение русской культуры (распространение письменности, грамотности, школ; появление храмового зодчества, мозаики, фрески, иконописи…)
Необходимость приобщения Руси к общеевропейским духовным и культурным ценностям. Появление церковного брака, моногамной семьи, христианской морали
Недопустимость международной изоляции Возникновение новой политической организации- церкви

 

5. Особенности социально-политического развития Древнерусского государства.

Древняя Русь (9-12 век) представляла собой протогосударство (раннее), которое только начинало формироваться как политический строй. Бывшие разрозненные общины стали постепенно объединяться в единое государство, во главе которого встала династия Рюриковичей.

Князь из исключительно военного руководителя (4-7 век) превращается в политического деятеля. Появляются зачатки монархии. Развивается феодализм.

Социально-политический строй Древней Руси

Первый правовой документ был принят Ярославом Мудрым в 11 веке и назывался «Русская правда».

Основная задача данного документа – защитить людей от беспорядков и урегулировать общественные отношения. В «Русской правде» были прописаны различные виды преступлений и наказания за них.

Кроме того, документ делил общество на несколько социальных категорий. Существовали свободные общинники и зависимые. Зависимые считались неполноправными гражданами, не имели свобод и не могли служить в армии. Они делились на смердов (простолюдинов), холопов (слуг) и временно зависимых.

Свободные общинники делились на смердов и людей. Обладали правами и служили в армии.

Особенности политического строя Древней Руси

В 10-12 веке во главе государства (которое объединяло несколько княжеств) стоял князь. Ему подчинялись совет бояр и дружинники, с помощью которых он осуществлял управление государством.

Государство представляло собой объединение городов-государств, так как жизнь вне городов была слабо развита. Города-государства управлялись княжескими посадниками.

Сельскими землями управляли бояре и вотчинники, которым эти земли принадлежали.

Дружина князя делилась на старинную и младшую. В старинную входили бояре и более старшие мужи. Дружина занималась сбором дани, осуществлением судебных процессов и управлением на местах. В младшую дружину входили молодые люди и менее знатные люди. Также у князя была личная дружина.

Законодательная, исполнительная, военная и судебная власть находились в руках князя. С развитием государства эти ветви власти стали отделяться в отдельные институты.

Также на Древней Руси существовали зачатки демократии, которые выражались в проведении народных собраний – вече.

Окончательное формирование политического строя на Руси завершилось к концу 12 века.

6.Феодализм Западной Европы и социально-экономический строй Древней Руси: сходства и различия.

Феодали́зм— тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов (землевладельцев) и простолюдинов (крестьян). Русь была вовлечена в орбиту Византии экономически и культурно. Также русские с незапамятных времен жили рядом со степными кочевниками. Степная империя процветала за счет торговли и сухопутных путей («Шёлковый путь»). Построенная на другом фундаменте экономическая и социальная структура Руси раннего средневековья отличалась от европейской.

Различия: 1. Русь (как часть Византийского мира) с ее развитой торговлей и прибыльными ремеслами выгодно выделялась на фоне аграрной и феодальной Европы. Не «натуральное хозяйство», а «монетарная экономика». 2. Кроме того что она была непосредственно связана с торговлей с Востоком. 4. В отличие от Запада, не феодальное поместье, а город был главным фактором экономической и социальной эволюции страны. 5. Политические влияния русского и западного правителя существенно различались. И князь на Руси, и король на Западе должны были делить власть с могущественной аристократией, но в Киевской Руси существовал еще и третий важный политический компонент, которого не было на Западе: город. Сходства: 1. Как на Руси, так и в германских племенах были налажены родоплеменные отношения. Ранняя социальная организация славянских и германских племен была во многих отношениях сходной. 2. Организация княжеских властных органов была сходной. На Руси, как и на Западе, управление обществом строилось на опыте домашнего господства правителей. Князь старался упрочить свое положение, предоставляя особую защиту помощникам по управлению собственными имениями. "Правда" сыновей Ярослава имеет много общих черт с "Capitularia" Каролингов.

Феодализм - тип общества, характеризующийся наличием двух социальных классов — феодалов

(землевладельцев) и простолюдинов (крестьян), занимающих по отношению к феодалам

подчиненное положение.

В Европе средние века были, главным образом, периодом феодализма, который развился в

результате распада Римской империи. Но была уничтожена только западная часть империи, на

востоке она выстояла и просуществовала еще тысячу лет, как Византия.

Русь была тесно связана с Византией экономически и культурно, также русские с незапамятных

времен жили рядом со степными кочевниками. Поэтому, построенная на другом фундаменте

экономическая и социальная структура Руси раннего средневековья отличалась от европейской.

 Главное отличие феодализма на Руси от Запада заключалось в огромной роли

"государственного сектора" в экономике страны — в наличии территориальных общин

свободных крестьян, плативших подать великому князю. В Европе же в X—XIII вв. происходило

разрушение общинных структур, шел процесс классообразования на основе выделения частной

собственности.

 В России крестьяне были прикреплены к общинной земле, от князя зависили юридически

(по сути рабы).

 В Европе крестьяне были прикреплены к экономически зависимой княжеской земле.

 В России крепостное право было более жестким и просуществовало намного дольше.

В любом случае, в Киевской Руси, как в Византии, монетарная экономика превалировала над

натуральным хозяйством. И, в отличие от Запада, не феодальное поместье, а город был

главным фактором экономической и социальной эволюции страны.

Но в социально-политическом развитии Руси и Западной Европы в средние века были также

сходства.

 В Киевской Руси строй «торгового капитализма» был наложен на неразвитые

родо-племенные отношения. Ранняя социальная организация славянских и германских племен

была во многих отношениях сходной.

 Так же, как и в Западной Европе, в Древней Руси установился феодальный строй, при

котором большая часть земли и власть принадлежали феодалам, эксплуатировавшим зависимых

от них крестьян.

 Много общего было и в организации княжеских властных органов. На Руси, как на Западе,

князь старался упрочить свое положение, предоставляя особую защиту помощникам по

управлению собственными имениями.

 «Правда» сыновей Ярослава имеет много общих черт с «Capitularia» Каролингов.

 Однако политические влияния русского и западного правителя существенно различались.

И князь на Руси, и король на Западе должны были делить власть с могущественной

аристократией, но в Киевской Руси существовал еще и третий важный политический компонент -

город.

7. Проблема формирования элиты Древней Руси. Роль вече. Истоки происхождения всех органов власти Древней Руси: княжеская власть, дружина, вече – лежат в эпохе родоплеменного строя. Исследователи полагают, что эти три института существовали уже в V-VIII. Вече – это стар.термин, имевший троякое значение: 1) народное собрание вообще; 2) сходка для совещания; 3) орган политической власти народа. В этом смысле В. есть форма непосредственного участия народа в общественных делах, а не через представителей. В. собиралось во всех больших городах древн. Руси по мере надобности по звону вечевого колокола. Участие в В. было правом, а не обязанностью жителей; право слова имели все, но говорили больше старейшины; дела решались единогласием. В. могло призывать князей, заключать с ними договоры, решать вопрос о войне и мире, иногда было верховным судилищем (особенно в Новгороде и Пскове). В. особенно развилось в Новгородской и Псковской областях, где обратилось в главный орган верховной власти. В остальной Руси значению В. нанесло сильный удар татарское иго и назначение князей ханами. В сев.восточ. Руси, где было мало древних городских общин, большинство городов построено князьями, рано (XII в.) усилилась княжеская власть, и В. исчезло. В юго-запад. Руси оно подавлено усилением класса бояр землевладельцев и влиянием Польши, где всесословное В. обратилось в собрания высших классов. В. существовало у всех славянских народов.

Элитой в Древней Руси являлась – родовая боярская наследственная аристократия.

Бояре, упоминаются в «Повести временных лет» уже в IX в. Вероятно, самые доверенные и

влиятельные советники князя были не только выходцами из дружинной среды, но и

представителями верхушки древнеславянского общества.

Само слово «боярин», скорее всего, происходит от славянского «болий», т. е. «большой». Бояре

действительно были большими, влиятельными людьми, в отличие от рядовых дружинников или

дворянства XV– XVII вв.

Принадлежность к боярской среде уже в первое столетие существования Древнерусского

государства являлась наследственной. «Повесть временных лет» прослеживает деятельность трех

поколений видных бояр.

Бояре – собственники вотчин, члены совещательных советов при удельных князьях, получили в

этот период права на независимые действия в своих владениях, были свободны в выборе тому

или иному князю.

В эпоху возвышения Москвы и дальнейшего объединения вокруг нее русских земель, московское

боярство формировалось из «выходцев» разных земель – Новгорода, Южной Руси, Владимира,

Костромы, Твери и даже Золотой Орды. Его костяк составили не более двух десятков

крупнейших родов, потомки которых в течение трех столетий занимали боярские должности,

выполняя важнейшие поручения военного, дипломатического и административного характера.

Вече — народное собрание в древней и средневековой Руси — и во всех народах славянского

происхождения, для обсуждения общих дел и непосредственного решения насущных вопросов

общественной, политической и культурной жизни; одна из исторических форм прямой

демократии на территории славянских государств.

Участниками веча могли быть «мужи» — главы всех свободных семейств сообщества (племени,

рода, поселения, княжества). Их права на вече могли быть равными либо различаться в

зависимости от социального статуса.

Вечевые собрания получили широкое распространение на Руси с ослаблением княжеской власти

в период феодальной раздробленности (вторая половина XI—XII века).

8.Социально-экономическая и политическая структура русских земель периода политической раздробленности 1132 г. – начало периода феодальной раздробленности.

Прежние уезды, став наследственными «вотчинами», постепенно превращались в самостоятельные княжества. В середине 12 в. междоусобицы достигли невиданной остроты, число их участников возросло вследствие дробления княжеских владений. В то время на Руси было 15 княжеств, в последующем столетии - 50, а в годы правления Ивана Калиты -Феодальная раздробленность = политическая раздробленность.

Различают несколько причин феодальной раздробленности.

 Экономическая - в рамках единого государства за три века сложились самостоятельные

экономические районы, выросли новые города, зародились крупные вотчинные владения

монастырей и церквей. Натуральный характер хозяйства предоставлял каждому региону

возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или

княжества.

 Социальная - усложнилась социальная структура русского общества: появились крупное

боярство, духовенство, торговцы, ремесленники, низы города, в том числе холопы. Эта новая

Русь уже не нуждалась в прежней структуре; зарождалось дворянство, которое должно было

служить господину в обмен на земельное пожалование. В каждом центре за местными князьями

стояли бояре со своими вассалами, богатая верхушка городов, церковные иерархи.

 Политическая - основную роль в распаде государства сыграло местное боярство;

местные князья не хотели делиться своими доходами с великим киевским князем; кроме того,

местному боярству нужна была сильная княжеская власть на местах.

 Внешнеполитическая - распаду государства способствовало отсутствие в середине ХII в.

серьёзной внешней угрозы; позже она появилась в лице монголо-татар, но процесс распада

государства зашёл уже слишком далеко.

Политическая структура земель:

Сущность феодальной раздробленности заключается в том, что она была новой формой

государственно-политической организации общества.

Из всех распавшихся русских земель наиболее крупными и значительными были Галицко-

Волынское, Владимиро-Суздальское княжества и Новгородская боярская республика. Именно

эти княжества стали политическими наследниками Киевской Руси, т.е. являлись центрами

притяжения всей общерусской жизни.

Русь распалась на 15 княжеств, в Новгороде была установлена республиканская форма

правления. 250.

Многие историки считают одной из причин, лежащих в основе этих событий, многодетность княжеских семей (раздавая земли по наследству, они умножали количество княжеств). Натуральное хоз-во ведёт к укреплению местных княжеств, установлению местной культуры, феодалы богатеют. Относительный расцвет всех княжеств. Наиболее крупными государственными образованиями были:

* Киевское княжество (несмотря на утрату общерусского статуса, борьба за его обладание продолжалась до нашествия монголо-татар);

* Владимиро-Суздальское княжество (Монархическое. Сильная власть князя, подчиняющего себе знать. Одно из самых больших, многочисленное. Контроль торговых путей по Волге. Экономический подъем Князья: Андрей Боголюбский, Юрий Долгорукий, Всеволод Большое Гнездо. 1147 г. – Москва, первое упоминание в летописи);

* Новгородское (Боярская феодальная аристократическая республика. Напоминало вольные города Европы. Получило вольности благодаря Ярославу Мудрому. Власть – вече. Тысяцкий избирается на вече. Вече приглашало князей в качестве военных руководителей и верховных судей. Неугодные князья изгонялись.)

* Черниговское и Смоленское княжества (важнейшие торговые пути в верховья Волги и Днепра);

* Галицко-Волынское княжество (Развиты рыцарские традиции, против бояр. Не было почти периода стабильности. Князья – патриоты. Богатое. Транзитный путь в страны Запада. Войдёт в состав Королевства Польского и Великого княжества Литовского);

Феодальная раздробленность характерна для истории многих государств Средневековья. Уникальность и тяжелые последствия для Древнерусского государства заключались в ее продолжительности - около 3,5 столетий.

9.Ордынское нашествие; иго и дискуссия о его роли в становлении Русского государства. Чингисхан (1205-1227). Создание монгольской державы. Время активных завоевательных походов. Армия, не имевшая аналогов (конница, жесткая дисциплина, суровые законы Ясы). 31 мая 1223 г. – битва на р. Калке. На Русь не вернулся каждый 10-й, ушедший в поход. 1.Первый северный поход татаро-монгол (1237г.). Внук Чингисхана – Батый. Взяты: - Рязань; Владимиро-Суздальская земля (1238); Москва;; г. Владимир на р. Клязьме; Суздаль; Казельск 1238г.- отход в степи. 2.Второй северный поход (1239) - Юго-запад; Переславль; Чернигов;1-е взятие Киева, в 1240г. – 2-е взятие Киева; г. Владимир, г.Галич; Восточная Европа (Словакия, Чехия, Краков, Босния); возвращение на Волгу и создание монгольского государства - Золотая Орда (столица Сарай-Бату). Последствия завоеваний: - Разорение Руси (отгорожена Ордой от Европы, самоизоляция) - Разорение Средней Азии (уничтожение оросительной системы) - В 1258 г. Монголы захватили Багдад и казнили последнего халифа - Покорённые народы обложили данью Было ли монгольское иго?

В 1238 г. хан Батый подошёл к границам Киевской Руси. Та в свою очередь представляла собой

множество раздробленных княжеств, некоторые из которых враждовали между собой.

Монголами достаточно легко были взяты Рязань, Владимир, Чернигов и Киев. Самое упорное

сопротивление иноземцам оказал маленький городок Козельск, продержавшись семь недель.

Некоторые города, к примеру, Углич, просто откупились от монголов и не пострадали от них.

В результате вся территория Киевской Руси оказалась под властью хана Батыя и начались

годы ордынского ига. Монголо-татары не стали создавать колонии на русской территории, а

просто обложили её данью. Дабы избежать бессмысленного кровопролития князья, исправно

платили дань хану и постепенно накапливали силы.

Для того чтобы можно было избавиться от монгольского ига необходимо было русским

княжествам объединиться. Здесь стоит отметить длительную борьбу между Москвой и Тверью за

то, чтобы стать центром объединения. В итоге победу одержала Москва.

Больших успехов добился Московский князь Иван Калита. От монгольского хана он получил

возможность самому собирать и доставлять в Золотую Орду дань. Соответственно никто

контролировать его не мог и он мог спокойно не доплачивать в Орду, поэтому накопил много

денег для Московского княжества.

После Батыева нашествия над Русью устанавливается так называемое монголо-татарское иго

— комплекс экономических и политических методов, обеспечивавших господство Золотой

Орды над той частью территории Руси, которая оказалась под её контролем. Появляется и новый

термин «Золотая Орда», которым обозначается государство, образованное в 1242-1243гг.

Монголами, вернувшимися из западных походов в Нижнее Поволжье, со столицей Сарай,

первым ханом которого был всё тот же Батый

* Была система гнёта

* Княжества избавлены о присутствия завоевателей

* Ярлык на княжение (кто больше платит)

* Налог (ордынский выход) – выплачивало всё население, кроме духовенства. Размер непостоянен (около 1,5 т в год) + набеги.

* В отношении религии – терпимо.

Влияние монголо-татар на историю Руси (разные точки зрения):

1. Карамзин, Вернадский. Монголо-татары подтолкнули к созданию единого Русского гос-ва, но задержали культурное развитие Руси.

2. Соловьев, Ключевский, Платонов. Незначительно повлияли на внутреннее развитие русского общества.

3. Советские исследователи. Тормозили развитие Руси, мешали объединению. Влияние заметное.

Последствия ига (зависимости):

* Из процветающего общества в заурядное.

* Забыты многие ремёсла.

* Разрушены, покинуты города.

* Деспотизм в отношениях друг с другом – «Я холоп твой»

10.Экспансия Запада. Александр Невский (по конспекту)

Была ли агрессия со стороны шведских феодалов? Был ли это крестовый поход?

Северо-запад Руси граничил с сильными племенными языческими союзами (в частности, литовцами). Они лавировали между Западом и Русью, стравливая христиан для сохранения своей независимости.

1225 г. – опустошительные набеги литовцев на новгородские, смоленские и псковские земли.

1236 г. – литовцы разбили объединенную армию меченовцев и псковичей.

С 1245 г. – набеги литовцев почти ежегодно.

Вообще не было четкого противопоставления «католики – православные»: межрелигиозные браки, совместные боевые действия.

В 1202 г. – основан орден меченосцев (католический). Цель: военная защита паломников, отвоевание земель. С 1237 г. – присоединение ордена меченосцев к Тевтонскому ордену. Ответвление Тевтонского ордена на землях бывшего ордена меченосцев стало называться Ливонским орденом.

В 13 в., одновременно с нашествием монголо-татар, возникла угроза завоевания северо-западных

русских земель немецко-шведскими феодалами.

Причины немецко-шведской агрессии на русские земли:

1) в XII в. единое прежде государство Киевская Русь распалось на враждующие между собой

земли. Шведские и немецкие феодалы воспользовались сложившейся на Руси ситуацией. В

основном их привлекала территория Прибалтики, где в это время проживали племена западных

славян (эстов, латов, киршей). Междоусобная вражда последних сделала их легкой добычей;

2) XII в. был также временем экспансии Запада на Восток. Римская католическая церковь

раздавала индульгенции (прощение грехов) за военные завоевания в надежде распространить

сферу влияния католической церкви и на Северо-Западную Русь. С этой целью в 1201 г. был

основан немецкий Орден меченосцев. В 1237 г. немецкими рыцарями был основан Ливонский

орден. Уже с конца XII в. немцы приступили к захвату Латвии. Экспансия Германии и Швеции

на восток усилилась в начале XIII в., после призыва папы римского, когда против народов

Финляндии и Прибалтики, поддерживавших русских, были организованы крестовые походы.

В конце 12 - начале 13 вв. объединенные в духовно-рыцарские ордена немецкие феодалы

захватили большую часть богатых прибалтийских земель и создали Ливонский орден

(католическая государственная и военная организация немецких рыцарей-

крестоносцев в Ливонии в 1237—1561).

! После завоевания Прибалтики агрессия ордена была направлена против Новгорода.

! В то же время северо-запад Руси подвергся нападению шведских феодалов, которые

стремились завоевать часть побережья Балтики, принадлежащую новгородцам. Шведы пытались

поставить под свой контроль торговый путь «из варяг в греки».

Летом 1240 г. шведская флотилия с пятитысячным войском вошла в Неву и остановилась в устье

ее притока р. Ижоры. Новгородское войско во главе с князем Александром Ярославичем 15 июля

1240 г. одержало быструю и славную победу. Войском в 2 тыс. человек они наголову разбили

шведов. Новгородцы и ладожане потеряли в этой битве всего 20 воинов. За доблесть и мужество

народ прозвал Александра Невским. Россия сохранила за собой берега Финского залива и

возможность торгового обмена со странами Европы.

В то же время рыцари Ливонского ордена в 1240 г. в ходе семидневной осады взяли Псков.

Нависла угроза потери Новгорода.

Александр Невский находился в Переяславле из-за размолвки с новгородскими боярами.

Нападение немецких рыцарей вынудило новгородцев просить Александра Невского вновь

возглавить их войско.

Дав согласие, Александр начал готовиться к будущему сражению. К новгородскому ополчению

присоединились отряды из Владимирского княжества. В 1242 г. с суздальским войском он

освободил г. Копорье и вернул Руси г. Псков.

5 апреля 1242 г. на льду Чудского озера произошло Ледовое побоище. Немцы пытались

расчленить русские полки, а затем разгромить их по частям.

Победа на Чудском озере имела огромное значение. Была сохранена независимость

Новгородской и Псковской земель и целостности Руси. Победа была достигнута благодаря

героизму русских воинов и полководческому таланту Александра Невского.

В своей деятельности он всегда руководствовался интересами народа, но никак не своей личной

выгодой. За всю свою жизнь Невский не проиграл ни одного сражения. Он был талантливым

дипломатом, полководцем, смог защитить Русь от многих врагов, а также предотвратить походы

монголо-татар. Он добился компромиссных отношений с татарами, укрепил власть великого

князя и в целом положение государства. За это русская православная церковь возвела

Александра Невского в ранг святых

Александр Невский (1220 – 1263)

15 июля 1240 г. – Невская битва. Шведы. Их цель: распространить католицизм, захватить богатый Новгород. Победа русских войск. (!!Сражение не упоминается ни в одном из западных источников. Возможно, это была лишь мелкая пограничная стычка, которую князь Александр преувеличил в полит. целях)

5 апреля 1242 г. – Ледовое побоище (Ливонский орден + Дания). Победа русских войск. Итог: Тевтонский орден заключил мирный договор с Новгородом, отказавшись от всех своих недавних завоеваний. Обмен пленными.

Значение побед:

* Приостановлен «натиск на восток»

* Сохранение православной веры

* Серьёзный моральный успех (после набегов Батыя)

* Рост авторитета и влияния Александра Невского (даже в Золотой Орде)

1246 г. – А.Н. получает ярлык (князь Новгородский и Киевский). Была возможность стать галицко-волынским князем. Борьба за власть (против брата Андрея). 1249-1250 – поездка в Орду.

1252 г. – ордынская армия (Неврюева рать) выступит против Андрея и разорит галицкие земли.

Александр Невский – великий князь. Подъем Москвы.

Покорность Орде, т.к.: 1. недостаточно сил, 2. угроза католизации, 3. позиция православной церкви.

1257, 1259 – восстания новгородцев, жестокие подавления.


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Особенности сооружения опор в сложных условиях: Сооружение ВЛ в районах с суровыми климатическими и тяжелыми геологическими условиями...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.013 с.