Раздел III. Формы мышления и логические законы — КиберПедия 

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Раздел III. Формы мышления и логические законы

2017-09-30 180
Раздел III. Формы мышления и логические законы 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Тема №6. Понятие как форма мышления

Общая характеристика понятия. Признаки предметов и их виды.

Языковые формы выражения понятий. Роль понятий в получении знания и его изложении. Содержание понятия и его объем. Закон обратного соотношения между содержанием и объемом понятий.

Виды понятий по объему: общие и единичные, понятия с нулевым и универсальным объемом, регистрирующие и нерегистрирующие понятия.

Виды понятий по содержанию: относительные и безотносительные, положительные и отрицательные, собирательные и несобирательные, конкретные и абстрактные.

Отношения между понятиями. Сравнимые и несравнимые понятия. Виды сравнимых понятий: совместимые и несовместимые понятия. Типы совместимых и несовместимых понятий.

Операции с понятиями. Обобщение и ограничение понятий. Виды и правила деления понятий. Определение понятия (дефиниция) как прием познания. Виды определений. Правила и возможные ошибки в определении.

Значение понятий в теоретической и практической деятельности спасателя.

Тема №7. Суждение как форма мышления.

Общая характеристика и роль суждения в познании. Суждение и понятие. Суждение и предложение. Простые и сложные суждения. Состав простого суждения: субъект, предикат, связка. Виды простых суждений по содержанию предиката, по объему субъекта, по качеству связки, по модальности. Распределенность терминов в суждении.

Сложные суждения. Виды сложных суждений. Образование сложных суждений из простых с помощью логических связок: конъюнкции, дизъюнкции, импликации и отрицания.

Условия истинности сложных суждений. Отношения между сложными суждениями.

Тема №8. Умозаключения и его виды.

Умозаключения как форма мышления. Виды и логическая структура умозаключений.

Дедуктивные умозаключения. Простой категорический силлогизм. Общие правила простого категорического силлогизма. Модусы категорического силлогизма.

Понятие индукции. Полная и неполная индукция. Популярная и научная индукция. Понятие причины и основные свойства причинных связей. Эмпирические методы установления причинной зависимости явлений. Методы сходства, различия, соединенный метод сходства и различия, метод сопутствующих изменений, метод остатков.

Понятие аналогии. Виды аналогии. Условия состоятельности выводов по аналогии. Роль аналогии в научном познании.

Гипотеза как форма развития состоятельности научных знаний. Логическая природа, структура гипотезы и ее особенности. Основные случаи употребления гипотезы. Виды гипотез: общая и частная, описательная и объяснительная. Понятия рабочей гипотезы. Конкурирующие гипотезы в науке. Условия отбора гипотез. Построение гипотез, их доказательство и опровержение. Понятие научной проблемы. Эвристические методы рассуждения и их роль в построении гипотез. Метод множественных гипотез. Метод верификации следствий. Опровержение гипотез через фальсификацию следствий. Полное и частичное опровержение гипотез. Условия превращения в научную теорию. Место гипотез в естественных и гуманитарных науках.

 

Тема №9. Законы мышления

Понятие и сущность логических законов. Отличие мышления от законов естествознания. Закон тождества и его предписания. Закон противоречия и его предписания. Закон исключенного третьего и содержание его требований. Закон достаточного основания.

Значение формально-логических законов в познании.

 

 


 

IV. МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАБОТЕ НА ЛЕКЦИЯХ,

САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ,

ПОДГОТОВКЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ, ЗАЧЕТУ

Приступая к освоению вузовской программы по любой учебной дисциплине, обучаемые рано или поздно задаются вопросом – как оптимизировать свои усилия, каким образом качественно и надолго усвоить материал, преподносимый наставниками и изложенный в учебниках?

Хотя однозначного ответа на такой вопрос быть не может по причине индивидуальных особенностей мышления и психики каждого обучаемого, некоторые обобщенные рекомендации известны.

Существует точка зрения, состоящая в том, что логику и методологию науки нужно изучать по оригинальным классическим логико-методологическим текстам. Отчасти такой подход справедлив, однако он предполагает наличие уже сложившегося, зрелого и систематического мышления и навыков самостоятельной работы с книгой и, главное, базовых знаний общенаучных принципов и категорий.

Опыт преподавательской работы показывает, что большинство студентов и слушателей АГЗ (а это по преимуществу недавние школьники) такими качествами не обладают. В связи с этим нередко имеют место попытки обучаемых в ходе практических (и других) занятий подменить изложение конкретного учебного материала так называемым «теоретизированием», по большей части беспредметным.

К сожалению, существует еще одно достаточно распространенное заблуждение, состоящее в том, что гуманитарные науки и связанных с ними дисциплины, логика и методология науки в том числе, на изучение которых в техническом вузе отводится сравнительно мало времени, не являясь профилирующими, не дают конкретных и актуальных для будущей профессиональной деятельности знаний и, следовательно, не должны отнимать много сил и энергии. Так ли это?

Вопрос, по мнению авторов, риторический. Логика и методология науки – важная вузовская учебная дисциплина, как в нашей стране, так и за рубежом. В последние десятилетия в мире отмечается тенденция к гуманитаризации образования, в том числе некоторые позитивные сдвиги намечаются и в отечественной образовательной сфере.

Любой специалист, стремящийся к дальнейшему росту профессиональной квалификации, и скажем, поступающий в адъюнктуру (аспирантуру), помимо предметов специализации экзаменуется также и по философии, что является испытанием на зрелость мышления и потенциальную способность к занятиям научной деятельностью, в котором логико-методологическая культура занимает главное место. Известно также, что претенденты на первичную ученую степень кандидата наук (независимо от области исследований) допускаются к защите диссертации только после сдачи экзамена кандидатского минимума по истории и философии науки, где часть вопросов являются темами логики и методологии науки. Случайно ли это?

 

Изучение логики и методологии науки составляет фундамент общекультурной и общетеоретической гуманитарной подготовки специалиста любого профиля (особенно логика, которая еще в античности закрепилась как обязательный элемент подлинного образования: без знания логики человек не допускался к изучению ни одной из наук). Оно способствует выработке мыслительной, теоретической исследовательской культуре, сознательно избранного и творчески развиваемого мировоззрения, столь необходимого в наше непростое время каждому мыслящему и образованному человеку.

Изучение логики и методологии науки требует значительных интеллектуальных усилий, однако труд окупается расширением кругозора, приобретением навыков критического и самостоятельного анализа разноплановых проблем, глубокого осмысления современных социальных процессов, адекватным пониманием сущности кризисных явлений в различных сферах жизни, постижением эффективных путей рационального и гуманного решения стоящих перед человечеством глобальных проблем.

Отметим некоторые из специфических трудностей, возникающих перед впервые приступающими к изучению философии.

Выбор литературы

Проблема не в отсутствии качественных учебников – их сегодня как никогда много. Однако, парадокс в том, что универсального учебника, который в полном мере отвечал бы требованиям сегодняшнего дня и специфике учебного процесса в нашей академии, пока нет. Из существующих новейших учебников наиболее полно отвечают нашим программам следующие:

Павлов А.В. Логика и методология науки: Современное гуманитарное познание и его перспективы: учебное пособие. М., 2011

Кириллов В.И., Старченко А.А., Логика. Учебник. 6-е изд., перераб. и доп. М., 2011

Мы рекомендуем взять за основу один из данных учебников и периодически обращаться к другим аналогичным изданиям.

Обращаем внимание на то, что перечень литературы к разделам (темам) курса и практическим занятиям взаимодополняемы. Они не ограничивают самостоятельного поиска источников знания обучаемыми. Целесообразно использование периодических философских изданий, к примеру, журнала «Вопросы философии».

2. Ведение конспектов лекций и подготовка к практическим занятиям

Курс логика и методология науки предполагает последовательное проведение лекционных и практическихзанятий, индивидуальных собеседований и самостоятельной работы под руководством преподавателя.

Лекционные занятия предназначены для обобщенного и систематизированного изложения учебного материала по изучаемым темам. Лекции читаются самыми опытными педагогами с использованием современных технических средств, при этом не только излагается основное содержание темы, но и даются необходимые пояснения и рекомендации для прочного его усвоения. В ходе лекции от обучающихся требуется не механически - бездумное записывание, но и сотворчество с лектором, предполагающее глубокое осмысление воспринимаемого.

Следует учитывать, что лекция не может быть превращена в подобие диктанта, ведь в таком случае даже хорошо записанный материал будет иметь сомнительную ценность для качества знаний обучающихся. Поэтому важно уметь осмыслить и кратко записать главное, существенное, то, чего не зафиксировать по данной теме нельзя. Некоторые обучаемые стремятся записывать дословно то, что излагает преподаватель в ходе лекции. Это не верно. Опытный педагог интонацией или иным способом обращает внимание обучаемых на наиболее принципиальные, фундаментальные положения лекции, подсказывает что, а иногда и в какой форме, записать в конспект. Дословно могут быть и должны быть записаны лишь определения и иногда краткие цитаты. Остальные же положения лекции желательно фиксировать сокращенно в собственных формулировках. Выигрывают в конечном счете те из обучаемых, кто, используя собственную систему аббревиатур и иных символических сокращений, полно и без ущерба для понимания фиксируют максимум из услышанного.

Однако известно, что даже хорошо записанная лекция требует последующей доработки в часы самоподготовки. При этом неверно поступают те, кто пытаются это сделать через несколько дней (или когда, по их мнению, для этого есть возможность), т.к. из памяти «стираются» смысловые акценты и эмоционально-образные конструкции. Поэтому наиболее эффективно продолжить работу с конспектом в тот же день, по свежим ощущениям, расшифровывая свои сокращения, еще раз осмысливая логическую последовательность и смысловое наполнение материалов лекции, дополняя свои записи из учебной литературы, источников и словарей.

При всей дидактической ценности лекционных занятий, важной составляющей которых является эмоциональный «живой» контакт преподавателя с аудиторией, лекции не могут заменить других форм учебной работы.

Наиболее широко распространенной контрольно-обучающей формой занятий является практическое занятие. Он проводится по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы и имеет целью углубленное изучение учебной дисциплины, привитие обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирование и развитие у них научного мышления, умения активно участвовать в творческой дискуссии, делать правильные выводы, аргументированно излагать и отстаивать свое мнение.

Что нужно учитывать при подготовке к практическому занятию?

Во-первых, подготовка к практическому занятию осуществляется на основе методических заданий (планов практических занятий), представленных в третьем разделе данного пособия. Очень важно еще до лекции ознакомиться с планом предстоящего практического занятия, т.к. это нацелит на акцентированное внимание к тем проблемам, которые будут предметом обсуждения.

Во-вторых, подготовку к практическому занятию не следует оставлять на день, предшествующий этому занятию. В большинстве случаев между последней лекцией и практическим занятием предусмотрен временной интервал в 3-6 дней, поэтому подготовку к практическому занятию целесообразно спланировать на каждый из имеющихся в распоряжении дней. Возможен вариант с подготовкой одного вопроса практического занятия в один из часов ежедневной самостоятельной подготовки.

В-третьих, кафедра требует, чтобы работа по подготовке к практическому занятию была отдельно письменно отражена в тетрадях для конспектов (или в отдельных тетрадях). При этом некоторые из обучающихся бездумно и, в общем, бесполезно переносят без творческой переработки материал законспектированной лекции из одних листов тетради на другие. Смысл записи подготовки к практическому занятию в еще одном творческом осмыслении материала, но уже с учетом потенциального устного изложения проблемы перед товарищами с внесением в него элементов дискуссионности и положений из первоисточников.

В-четвертых, особо следует сказать о подготовке докладов и фиксированных выступлений, предусмотренных планами практических занятий. Данные виды учебной работы должны стимулировать творческий поиск, способствовать совершенствованию навыков самостоятельной работы с литературой, публичного выступления перед аудиторией, систематизации и отбора наиболее важного материала и, в конечном итоге, углублению знаний по теме.

Для качественной подготовки доклада (фиксированного выступления) необходим дополнительный инструктаж, который осуществляется преподавателями в один из дней самоподготовки накануне практического занятия[1].

Фактором, способствующим стимулированию интереса обучающихся к теме практического занятия, может служить такая форма, как реферирование литературы и источников. По заданию педагога один из обучаемых анализирует и представляет в начале практического занятия краткую информацию о содержании учебной и монографической литературы, статей, относящихся к изучаемой теме.

Важное место в процессе изучения дисциплины обучаемыми отводится такому виду занятий, как самостоятельная работа.

В некоторых темах, предусмотрена самостоятельная работа по углублению их представлений по существу изучаемых логико-методологических проблем с использованием основной и дополнительной учебной, справочной литературы, а также других источников.

Поскольку данный вид занятий предусматривает использование широкого спектра литературы, от каждой учебной группы накануне в учебную библиотеку подается заявка (в соответствии со списком рекомендованной литературы) с тем, чтобы каждый обучаемый был обеспечен одним учебником и одним-двумя дополнительными изданиями.

Подготовка к итоговому контролю (зачету)

Руководящими документами по организации учебного процесса в вузе на подготовку к зачету предусмотрен всего лишь один день, и в этом основная трудность для обучающихся.

Соответственно, - и это подтверждено опытом, - усвоить и, как говорят в студенческой среде, «выучить» за день содержание 30-40 вопросов попросту невозможно. А отсюда основная рекомендация – готовиться к зачету нужно с самого первого занятия по дисциплине. Подготовка к зачету начинается с внимательного восприятия и качественного конспектирования учебного материала в ходе лекций и последующей самостоятельной работы, продолжается интенсивной подготовкой по всем вопросам каждого практического занятия (и других форм контрольных занятий) в ходе учебного семестра и лишь структурно оформляется на завершающем этапе – в день, отведенный собственно для подготовки к испытанию.

При этом особый акцент хотелось бы поставить на следующем обстоятельстве – нужно не только готовиться (письменно, как рекомендует кафедра) по всем вопросам практических занятий, но и стараться максимально активно работать на самом занятии – выступать, включаться в дискуссию, дополнять другие выступления, задавать вопросы и т.д. Только «озвученный», «проговоренный», обсужденный учебный материал остается в памяти. В идеале, только осмысленные, в некотором значении «пережитые», «задевшие за живое» теоретические положения, ставшие результатом компромисса в ходе творческой дискуссии, преобразуются в твердые знания, в элементы мировоззрения. Вот почему столь большое и пристальное внимание следует уделить практическим занятиям и индивидуальным собеседованиям по ходу изучения курса.

Саму же подготовку в последний перед зачетом день рекомендуется организовать следующим образом:

Первый этап: работа с конспектом лекций и записями подготовки к практическим занятиям. На этом этапе нужно сверить свои записи с перечнем вопросов, вынесенных на зачет, определить вопросы, наиболее полно и удачно раскрытые в конспектах. Кроме этого, желательно «рассортировать» имеющиеся сведения по направлениям – логики (традиционная формальная логика – как норма научного мышления) и методологии науки (где имеются, как стандартные приемы мышления, традиционной формальной логики, так и иные приемы мышления и научной деятельности, обусловленные конкретно-историческими особенностями культуры в целом). Итогом этой работы должно стать формирование цельного представления о содержании курса философии.

Второй этап: работа с учебниками и справочной литературой.

На этом этапе обучающийся обогащает структурно-логические представления по темам конкретным и более полным содержанием. Нужно учитывать, что отдельные разделы с различной степенью полноты и качества изложены в разных учебниках и пособиях. Поэтому в группе должно быть максимально возможное количество учебной и справочной литературы.

При подготовке обязательно нужно обращаться к словарям и справочникам, однако следует помнить, что сущностные категории, термины, представляющие своеобразную квинтэссенцию изучаемых проблем, требуют «обрамления» другими содержательными и методологическими положениями, изложенными в учебниках и учебных пособиях. То есть подготовиться качественно и соответственно получить высокую оценку на зачете без использования базовой учебной литературы весьма затруднительно.

Третий этап: работа с альбомами схем, сборниками вопросов и ответов по философии и другой дополнительной литературой.

Этот этап должен логически завершить подготовку, образно говоря, «разложить по полочкам» учебный материал, придать знаниям системность и структурно-практическую завершенность. Хотелось бы предостеречь от еще одного неоправданного приема, на который рискуют отваживаться некоторые обучающиеся. Начинать подготовку и осуществлять ее необходимо именно в изложенном выше порядке, т.е. от конспекта к учебнику и от него – к схеме. Если начать со схем, например, то результат может быть плачевным. Схемы логически и содержательно могут структурировать и помочь в мнемоническом запоминании уже имеющегося знания, а его необходимо черпать из конспектов лекции (хотя их тоже недостаточно) и учебников.

И несколько рекомендаций по методике ответа на зачете. Принципиально ответ, претендующий на высокую оценку, должен содержать ряд обязательных элементов, которые необходимо иметь в виду при подготовке и составлении его плана.

План ответа должен включать:

1. Небольшое введение с раскрытием актуальности проблемы.

2. Исторический показ генезиса и развития проблемы.

3. Содержательную часть, т.е. теоретическое изложение сущности проблемы.

4. Мировоззренческое и методологическое значение проблемы, в том числе для профессиональной деятельности специалистов МЧС России.

Такой примерный план позволит полно и последовательно изложить учебный материал и не упустить существенные моменты, дисциплинировать мысль и речь, максимально сосредоточиться на проблеме, требующей раскрытия. Более того, ответ по плану позволит избегать еще одной весьма распространенной ошибки – освещение несущественных, второстепенных и не принципиально важных при рассмотрении конкретной проблемы моментов. Часто обучаемые пытаются говорить много в ущерб содержательно-конкретному изложению проблемы, что неизбежно влечет дополнительные вопросы и снижение оценки.

Таковы основные рекомендации по изучению курса логики и методологии науки в нашей академии. Выражаем надежду, что их учет и использование помогут желающим оптимизировать познавательную деятельность в освоении содержания учебной программы.

И последнее. Изучение вузовской программы курса логики и методологии сегодня не преследует цели установления мировоззренческого или идеологического единомыслия. Плюрализм - естественная и нормальная форма функционирования гуманитарного знания вообще и логико-методологического образования в частности. Это обстоятельство повышает требования к общей культуре личности, к культуре мышления, к уровню и качеству знаний, умению эффективно использовать их в профессиональной деятельности. Изучение логики и методологии науки есть лучшая школа формирования самостоятельного, творческого и критического мышления.

При этом нужно помнить, что научить человека чему-либо возможно только тогда, когда он сам этого желает, когда он «заряжен» на учебу, жаждет новых знаний. Такая жажда должна порождаться личной мотивацией, а не одной лишь высокой требовательностью командиров, воспитателей, научно-педагогического состава. Все трудности на этом нелегком пути преодолимы. Была бы добрая воля, упорство и настойчивость в учебе.

 

 


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Историки об Елизавете Петровне: Елизавета попала между двумя встречными культурными течениями, воспитывалась среди новых европейских веяний и преданий...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.033 с.