М. И. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку» — КиберПедия 

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

М. И. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку»

2017-09-30 1178
М. И. Цветаевой из цикла «Стихи к Блоку» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

(«Имя твое — птица в руке...»)

Имя твое — птица в руке, Имя твое — льдинка на языке, Одно-единственное движенье губ, Имя твое — пять букв. Мячик, пойманный на лету, Серебряный бубенец во рту,

Камень, кинутый в тихий пруд, Всхлипнет так, как тебя зовут. В легком щелканье ночных копыт Громкое имя твое гремит. И назовет его нам в висок Звонко щелкающий курок.

Имя твое — ах, нельзя! — Имя твое — поцелуй в глаза, В нежную стужу недвижных век, Имя твое — поцелуй в снег. Ключевой, ледяной, голубой глоток... С именем твоим — сон глубок.

(15 апреля 1916)

1. Прочитайте стихотворение «Имя твое — птица в руке...». Ка­кие ощущения оно у вас вызывает?

2. Кому посвящено стихотворение? Почему в имени адреса пять букв?

3. Как построено стихотворение? Сколько в нем строф? Как они связаны между собой?

4. Какая тема развивается в стихотворении?

5. Почему в центре внимания — имя? Выпишите существитель­ные — синонимы имени из стихотворения.

*6. Как движется поэтическая мысль от начала к концу стихо­творения?

7. Какие ассоциации возникают при чтении стихотворения?


8. Каков итог лирического высказывания?

*9. Какими поэтическими средствами выражена главная идея стихотворения?

*10. В чем новаторство поэтической манеры М.И.Цветаевой в этом стихотворении?

11. Как это стихотворение вписывается в творчество М.И.Цве­таевой в целом?

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.А.Ахматовой «Родная земля»

Родная земля

И в мире нет людей бесслезней, Надменнее и проще нас.

В заветных ладанках не носим на груди, О ней стихи навзрыд не сочиняем, Наш горький сон она не бередит, Не кажется обетованным раем. Не делаем ее в душе своей Предметом купли и продажи, Хворая, бедствуя, немотствуя на ней, О ней не вспоминаем даже.

Да, для нас это грязь на калошах,

Да, для нас это хруст на зубах.

И мы мелем, и месим, и крошим

Тот ни в чем не замешанный прах. Но ложимся в нее и становимся ею, Оттого и зовем так свободно — своею.

(1961)

1. Прочитайте стихотворение «Родная земля». Какие ощущения вы испытывали, читая его? Какие ассоциации оно у вас вызывает?

2. Что отражено в названии стихотворения? Почему, на ваш взгляд, оно называется именно так?

3. Проанализируйте эпиграф стихотворения. Почему эпиграфом стали две последние строки из собственного стихотворения А. А. Ах­матовой «Не с теми я, кто бросил землю...»? С кем полемизирова­ла А. А. Ахматова в этом стихотворении?

4. Проанализируйте композицию стихотворения А. А. Ахматовой «Родная земля».

*5. Перечитайте стихотворение М.Ю.Лермонтова «Родина». Ка­кова его композиция? Можно ли говорить о его композиционном единстве со стихотворением «Родная земля» А. А. Ахматовой? Пер-


 




вая строфа стихотворения М. Ю.Лермонтова была посвящена опро­вержению привычного понимания патриотизма. Можно ли ска­зать, что первое четверостишие стихотворения А. А. Ахматовой со­держит аналогичное опровержение?

6. Как изображена Россия в стихотворении «Родная земля»? В чем ее реалистическая конкретность?

7. Почему в стихотворении употребляется местоимение «мы»? Можно ли говорить о лирической героине стихотворения? Какой она предстает?

8. Каков масштаб поэтических размышлений А. А. Ахматовой в этом стихотворении?

9. Каковы значения слова «земля»? Обратитесь к словарю, что­бы выяснить это. Какое значение слова реализовано в стихотворе­нии А. А. Ахматовой? Можно ли говорить о том, что два смысло­вых плана пересекаются в стихотворении?

 

10. Как движется поэтическая мысль от начала к финалу текста?

11. В каких строках стихотворения раскрывается мысль о един­стве человека и земли?

*12. Проанализируйте, почему в стихотворении повторяется ча­стица «не». Какую смысловую нагрузку она несет?

*13. Проанализируйте стихотворный размер. Чем отличается раз­мер первых восьми строчек от размера следующего четверостишия и заключительного двустишия? Как это связано со смыслом сти­хотворения?

*14. Чем объясняется обилие глаголов в стихотворении «Родная земля»?

15. Проанализируйте использованные автором художественные приемы.

16. Как отразился в стихотворении «Родная земля» свойствен­ный поэзии А. А. Ахматовой «прозаизм»?

17. Как вписывается стихотворение «Родная земля» в творчество автора в целом, в общекультурный контекст?

Вопросы и задания для анализа эпизода главы 2

(суд Понтия Пилата) из романа М. А. Булгакова

«Мастер и Маргарита»

1. Проанализируйте композицию главы 2. Сколько эпизодов со­держится в главе? Составьте ее план.

2. К какой из сюжетных линий — московской или ершалаим-ской — принадлежит глава 2? Как она вводится в произведение?

3. Проанализируйте экспозицию главы. Как она связана с ос­новным содержанием эпизода?

*4. Какие детали характеризуют Понтия Пилата?


 

5. Как развивается диалог Понтия Пилата и Иешуа? Как ведут себя герои?

6. Какой момент допроса является переломным? Почему?

7. Прочитайте монологи Иешуа. Как автор комментирует их? Как он передает чувство внутренней свободы арестованного?

*8. Охарактеризуйте особенности речи Иешуа.

*9. Какова роль образа ласточки в композиции романа?

10. Каковы мотивы поведения Понтия Пилата в сцене принятия решения?

11. Каков итог спора героев в этом эпизоде? Можно ли считать его завершенным?

12. Какова роль эпизода, изображающего суд Понтия Пилата, в сюжетно-композиционной структуре романа?

Вопросы и задания для анализа повести А.П.Платонова «Котлован»

1. Охарактеризуйте место действия повести «Котлован».

*2. Пронаблюдайте движение времени и организацию простран­ства в повести. Что необычного в результате вы можете отметить? С какой целью автор «раздвигает» время и пространство?

3. Охарактеризуйте композицию повести. Какие части компози­ции вы выделили?

4. Как строится система образов повести? На какие группы мо­гут быть разделены ее герои? По каким признакам их можно раз­делить на группы? Ответ аргументируйте.

5. Некоторые из персонажей повести названы по именам, чита­телю известны их биографии; другие герои названы по характер­ным признакам. Как вы думаете, чем это можно объяснить?

6. Каковы жизненные цели каждого из персонажей: Вощева, Сафронова, Чиклина, Прушевского, Козлова? Почему они про­тиворечивы, хотя герои заняты общим делом?

7. Проанализируйте роль образа девочки Насти в повести. Что символизирует смерть девочки? Ответ аргументируйте.

*8. Проанализируйте символику образа медведя-молотобойца. Какова функция гротеска в связанных с ним эпизодах и в повести вообще?

*9. Проанализируйте особенности языка повести. Укажите в тексте использованные автором средства художественной выразитель­ности.

10. Найдите описание природы в тексте повести. В чем своеобра­зие пейзажей в тексте А. П. Платонова?

*11. Кого из героев повести «Котлован» можно назвать типич­ным для творчества А. П. Платонова «сокровенным человеком»? Как вы понимаете эту характеристику?


 




Вопросы и задания для анализа эпизода


Поделиться с друзьями:

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.016 с.