Переводов стихотворения Дж. Г. Байрона — КиберПедия 

Двойное оплодотворение у цветковых растений: Оплодотворение - это процесс слияния мужской и женской половых клеток с образованием зиготы...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Переводов стихотворения Дж. Г. Байрона

2017-09-30 1699
Переводов стихотворения Дж. Г. Байрона 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Памятник

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный; Металлов тверже он и выше пирамид: Ни вихрь его, ни гром не сломит быстротечный, И времени полет его не сокрушит.

Так! Весь я не умру, но часть меня большая, От тлена убежав, по смерти станет жить, И слава возрастет моя, не увядая, Доколь славянов род вселенна будет чтить.

Слух пройдет обо мне от Белых вод до Черных, Где Волга, Дон, Нева, с Рифея льет Урал; Всяк помнить будет то в народах неисчетных, Как из безвестности я тем известен стал,

Что первый я дерзнул в забавном русском слоге О добродетелях Фелицы1 возгласить, В сердечной простоте беседовать о Боге И истину царям с улыбкой говорить.

О муза! Возгордись заслугой справедливой, И презрит кто тебя, сама тех презирай; Непринужденною рукой неторопливой Чело твое зарей бессмертия венчай.

(1795)


1 Фелица — героиня нравоучительной cKasKH^jjarnic. ___

Г.Р.Державин написал оду «Фелица», где в Йо^аёму^^^^йравёдливой цари­
цы предстала сама Екатерина П. I,,.,. s-y.ГСКОГО

„.„-г- «-а;-чсс:.ого колледжа


1. Прочитайте стихотворение Г.Р.Державина «Памятник». По­работайте с его лексикой, объясните значение слов и словосоче­таний: «от тлена убежав, по смерти станет жить», «доколь», «от Белых вод до Черных», «дерзнул», «чело».

2. К какому жанру лирики вы могли бы отнести это стихотворе­ние? Обоснуйте свой ответ.

3. Определите тему и идею этого стихотворения.

4. Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотво­рения? Кто он? Почему размышляет о своем бессмертии? В чем усматривает он бессмертие? Какие чувства он испытывает, огля­дываясь на пройденный путь? В чем видит свои заслуги?

5. К чему призывает поэт свою музу? Объясните строку «И пре­зрит кто тебя, сама тех презирай».

6. Как сочетаются в стихотворении разные стилистические пла­сты лексики? Какая лексика преобладает? Почему?

7. Охарактеризуйте эмоциональную окраску этого стихотворения. Как оно звучит? Прочитайте стихотворение выразительно. Объяс­ните, почему вы выбрали именно такие интонации, темп чтения.

*8. Это произведение является авторским переложением сти­хотворения «Exegi monumentum» античного поэта Горация, кото­рое в переводе с латинского начинается: «Воздвиг я памятник себе». Первый перевод этого стихотворения на русский язык сделал М. В. Ломоносов. Прочитайте его.

Я знак бессмертия себе воздвигнул
Превыше пирамид и крепче меди,
Что бурный Аквилон1 согреть не может,
Ни множество веков, ни едка древность.
Не вовсе я умру: но смерть оставит
Велику часть мою, как жизнь скончаю.
Я буду возрастать повсюду славой,
Пока великий Рим владеет светом.
Где быстрыми шумит струями Авфид2,
Где Давнус3 царствовал в простом народе,
Отечество мое молчать не будет,
Что мне беззнатный род препятством не был,
Чтоб внесть в Италию стихи эольски4
И первому звенеть Алцейской5 лирой.
Взгордися праведной заслугой, Муза,
И увенчай главу дельфийским6 лавром!
_________ __________________________________ (1747)

'Аквилон — в римской мифологии: могучий северо-восточный ветер. 2Авфид, или Ауфид, — река в Южной Италии на родине Горация. 3Давнус, или Давн, — легендарный царь Апулии, родины Горация. 4Эолийцы — древнегреческое племя, давшее миру прославленных лириков. 5 Алкей — один из великих эолийских поэтов.

6Дельфы — место в Греции, где находился храм бога Аполлона — покровителя искусства и, поэзии.


*9. Сопоставьте текст стихотворения Г.Р.Державина с перево­дом М. В.Ломоносова. В чем вы видите преемственность этих произ­ведений? В чем их различие? Можно ли считать, что стихотворение Державина тоже представляет собой перевод из Горация или это самостоятельное поэтическое произведение? Обоснуйте свой ответ.

**10. Обращение к стихотворению Горация и создание на его основе авторских интерпретаций стало своего рода традицией в русской поэзии. Прочитайте стихотворения А. С. Пушкина, А. А. Фе­та и В.Я.Брюсова.

* * *

Exegi monumentum

Я памятник себе воздвиг нерукотворный, К нему не зарастет народная тропа, Вознесся выше он главою непокорной Александрийского столпа.

Нет! Весь я не умру — душа в заветной лире Мой прах переживет и тленья убежит — И славен буду я, доколь в подлунном мире Жив будет хоть один пиит.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой, И назовет меня всяк сущий в ней язык, И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой Тунгус, и друг степей калмык.

И долго буду тем любезен я народу, Что чувства добрые я лирой пробуждал, Что в мой жестокий век восславил я Свободу И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о Муза, будь послушна, Обиды не страшась, не требуя венца, Хвалу и клевету приемли равнодушно И не оспоривай глупца.

(А. С. Пушкин. 1836)

Воздвиг я памятник вечнее меди прочной И зданий царственных, превыше пирамид; Его ни едкий дождь, ни Аквилон полночный, Ни ряд бесчисленных годов не истребит.

Нет, я не весь умру, и жизни лучшей долей Избегну похорон, и славный мой венец Все будет зеленеть, доколе в Капитолий1 С безмолвной девою верховный входит жрец.

Капитолий — холм, с которого, по преданию, началось строительство Рима

и на котором были расположены главные святилища Древнего Рима.


 




И скажут, что рожден, где Ауфид говорливый Стремительно бежит, где средь безводных стран С престола Давн судил народ трудолюбивый, Что из ничтожества был славой я избран,

За то, что первый я на голос эолийский Свел песнь Италии. О Мельпомена1! Свей Заслуги гордой в честь сама венец дельфийский И лавром увенчай руно моих кудрей.

(А. А. Фет. 1854) * * *

Вековечней воздвиг меди я памятник, Выше он пирамид царских строения, Ни снедающий дождь, как и бессильный ветр, Не разрушит его ввек, ни бесчисленных

Ряд идущих годов или бег времени. Нет, не весь я умру, большая часть моя Либитины2 уйдет; славой посмертною Возрастать мне, пока по Капитолию

Жрец верховный ведет деву безмолвную. Буду назван, где мчит Авфрид неистовый И где бедный водой Давн был над сельскими Племенами царем, из ничего могущ.

Первым я перевел песни Эолии На италийский лад. Гордость заслуженно Утверди и мою голову дельфийским Благосклонно венчай лавром, Мельпомена.

(В.Я.Брюсов. 1918)

**11. Чей вариант, на ваш взгляд, ближе к переводу М.В.Ломо­носова, а чей к стихотворению Г.Р.Державина? Обоснуйте свои наблюдения.

**12. В каком из стихотворений, на ваш взгляд, наиболее ярко выражен лирический герой? Обоснуйте свой ответ.

** 13. Сопоставьте стихотворения Г. Р. Державина и А. С. Пушки­на. В чем видит залог бессмертия герой пушкинского стихотворе­ния? К чему он призывает свою музу?

*14. Как вы думаете, почему русские поэты разных эпох обра­щались к этому стихотворению?

**15. Сделайте вывод об идейно-художественных особенностях каждого из представленных переводов стихотворения Горация.

16. Обобщите свои выводы и наблюдения в виде письменного высказывания.

1 Мельпомена — в греческой мифологии муза трагедии. 2Либитйна — в римской мифологии богиня похорон.


Вопросы и задания для сопоставительного анализа

Умирающий гладиатор

I see before me the Gladiator lie... Byron1

Ликует буйный Рим... торжественно гремит

Рукоплесканьями широкая арена:

А он — пронзенный в грудь, — безмолвно он лежит,

Во прахе и крови скользят его колена...

И молит жалости напрасно мутный взор:

Надменный временщик и льстец его сенатор

Венчают похвалой победу и позор...

Что знатным и толпе сраженный гладиатор?

Он презрен и забыт... освистанный актер.

И кровь его течет — последние мгновенья Мелькают, — близок час... Вот луч воображенья Сверкнул в его душе... пред ним шумит Дунай... И родина цветет... свободной жизни край; Он видит круг семьи, оставленной для брани, Отца, простершего немеющие длани, Зовущего к себе опору дряхлых дней... Детей играющих — возлюбленных детей. Все ждут его назад с добычею и славой... Напрасно — жалкий раб, — он пал, как зверь лесной, Бесчувственной толпы минутного забавой... Прости, развратный Рим, — прости, о край родной...

Не так ли ты, о европейский мир, Когда-то пламенных мечтателей кумир, К могиле клонишься бесславной головою, Измученный в борьбе сомнений и страстей, Без веры, без надежд — игралище детей, Осмеянный ликующей толпою!

И пред кончиною ты взоры обратил С глубоким вздохом сожаленья На юность светлую, исполненную сил, Которую давно для язвы просвещенья, Для гордой роскоши беспечно ты забыл:

!Я вижу перед собой лежащего гладиатора... Байрон (англ.)


Стараясь заглушить последние страданья, Ты жадно слушаешь и песни старины, И рыцарских времен волшебные преданья — Насмешливых льстецов несбыточные сны.

(Перевод М.Ю.Лермонтова)

* * *

Я зрю бойца. Поверженный во прах,

На длань склонен, бестрепетен лицом,

С решимостью в тускнеющих очах —

Упорное борение с концом:

Уже к земле он близится челом,

Сквозь раненый полуотверстый бок —

Последняя кровь капает дождем —

И вот под ним пошел кругом песок, —

Он гибнет, прежде чем плесканий гром замолк.

Рассеянно внимая плескам сим, Далеко был он взором и душой. Награда, жизнь теряемая им, Ему ничто; он видеть мнил родной Дуная брег, там свой шалаш простой, Жену, детей, — меж тем, как пленный он Зарезан здесь для прихоти чужой! Мысль тяжела! умрет ли не отмщен... Явитесь, готы!.. Рим отднесь вам обречен.

(Перевод В. И. Щастного)

Гладиатор

Я вижу: пал борец, противником сраженный;

Уж смерть кладет печать на бледное чело,

Уж выскользнул из рук кинжал окровавленный,

И ноги муками предсмертными свело;

Поникнул он своей тяжелой головою,

И стонет, тусклый взор к тиранам возводя,

Из раны кровь бежит багровою струею

И каплет каплями осеннего дождя;

Арена пестрая вокруг него вертится;

Он умер — а толпа шумит и веселится...

Он слышал крики их, но духом не смутился,

Награды не хотел от злобных палачей,

Но сердцем к берегам Дунайским уносился,

Где бросил он жену и маленьких детей;

Где все, что было им так пламенно любимо,

Где молодость свою он резвую провел...

Теперь, отец семьи, на шумных играх Рима,


На мерзостном пиру, зарезан точно вол! Ужели умер он, богами не отмщенный? Чу! Вандалы идут толпой ожесточенной!..

(Перевод Н.В.Берга)

Сраженный гладиатор предо мной. Он оперся на локоть. Мутным оком Глядит он вдаль, еще борясь с судьбой, Сжимая меч в бессилии жестоком. Слабея, каплет вязким черным соком, Подобно первым каплям грозовым, Из раны кровь. Уж он в краю далеком. Уж он не раб. В тумане цирк пред ним, Он слышит, как вопит и рукоплещет Рим, —

Не все ль равно! И смерть, и эти крики —

Все так ничтожно. Он в родном краю.

Вот отчий дом в объятьях повилики,

Шумит Дунай. Он видит всю семью,

Играющих детей, жену свою.

А он, отец их, пал под свист презренья,

Приконченный в бессмысленном бою!

Уходит кровь, уходят в ночь виденья...

О, скоро ль он придет, ваш, готы, праздник мщенья!

(Перевод В.В.Левика)

1. Прочитайте переводы стихотворения Дж. Г. Байрона «Умира­ющий гладиатор», сделанные М. Ю. Лермонтовым, В. И. Щастным, Н.В.Бергом, В.В.Левиком. Объясните смысл слов и выражений «буйный Рим», «надменный временщик и льстец его сенатор», «немеющие длани», «развратный Рим», «бестрепетен лицом», «ван­далы», «готы», «праздник мщенья».

2. Как вы думаете, почему Дж. Г. Байрон обращается к римской истории? Какую смысловую нагрузку имеют в стихотворении об­разы Рима и умирающего гладиатора?

3. Какие характерные для поэзии Дж. Г. Байрона темы и мотивы звучат в этом стихотворении?

4. Можно ли утверждать, что во всех переводах звучит общая идея стихотворения? Если да, то сформулируйте ее.

5. Как характеризуются во всех переводах Рим и его жители? Процитируйте текст.

6. Зачем поэт обращается к предсмертным видениям гладиато­ра? Какой эффект этим достигается? В каком из переводов, на ваш взгляд, образ гладиатора наиболее индивидуализирован, конкре­тен? Докажите свое мнение текстом.



7. Сравните последние строю! стихотворений. Какой мотив в них звучит? Как вы думаете, почему в переводе М. Ю.Лермонтова последние строки отличаются от оригинала и других переводов?

8. Какие художественные приемы используют все переводчики этого стихотворения? Найдите в текстах примеры использования эпитетов, сравнений, антитезы. Объясните, какой эффект дости­гается использованием этих средств.

9. Как вы думаете, почему это стихотворение привлекало вни­мание русских поэтов-переводчиков?

 

10. Какой перевод, на ваш взгляд, наиболее эмоционален? Как достигается эмоциональность? Какой перевод наиболее эпичен? Почему?

11. Какой перевод вам больше понравился? Почему?

12. Сделайте вывод об идейно-художественных особенностях каждого перевода.

13. Обобщите свои выводы и наблюдения в виде письменного высказывания.

Вопросы и задания для анализа стихотворения В.А.Жуковского «Песня»

Песня

Минувших дней очарованье, Зачем опять воскресло ты? Кто разбудил воспоминанье И замолчавшие мечты? Шепнул душе привет бывалый; Душе блеснул знакомый взор; И зримо ей в минуту стало Незримое с давнишних пор.

О милый гость, святое Прежде, Зачем в мою теснишься грудь? Могу ль сказать: живи надежде? Скажу ль тому, что было: будь! Могу ль узреть во блеске новом Мечты увядшей красоту? Могу ль опять одеть покровом Знакомой жизни наготу?

Зачем душа в тот край стремится, Где были дни, каких уж нет? Пустынный край не населится,


Не узрит он минувших лет;

Там есть один жилец безгласный,

Свидетель милой старины;

Там вместе с ним все дни прекрасны

В единый гроб положены.

(1818)

1. Прочитайте стихотворение «Песня». Объясните смысл слов и выражений: «привет бывалый», «зримо... стало», «незримое с дав­нишних пор», «святое Прежде», «в мою теснишься грудь», «уз­реть», «одеть покровом знакомой жизни наготу».

2. Какой смысл, на ваш взгляд, вкладывает поэт в такие слова, как «незримое», «гость», «Прежде», «будь», «старина»? Какие эпи­теты использует поэт?

3. Охарактеризуйте лирического героя этого стихотворения. Имеет ли он черты романтического героя? Какие?

4. Можно ли говорить о том, что лирический сюжет этого сти­хотворения — воспоминания? Если да, то о чем вспоминает герой и какие чувства рождает в нем это воспоминание?

 

5. Найдите в стихотворении характерные для романтической лирики темы и мотивы. Попробуйте объяснить, почему мотив вос­поминания в стихотворении неразрывно слит с мотивом смерти.

6. Можно ли считать, что поэт противопоставляет прошлое и настоящее? Обоснуйте свой вывод. Как поэт характеризует прошлое, как описывает настоящее? Какие еще противопоставления вы ви­дите в стихотворении? В чем, на ваш взгляд, заключается их смысл?

*7. Проанализируйте образную систему стихотворения. Какое звучание вносит в стихотворение характерное для лирики В. А. Жу­ковского использование слов абстрактного и неопределенного лек­сического значения: «очарованье», «воспоминанье», «мечта», «не­зримое», «надежда», «покров»?

8. Попробуйте объяснить, почему в тексте стихотворения так много вопросительных предложений.

9. Охарактеризуйте общее настроение этого стихотворения.

*10. Вспомните или найдите в литературоведческом словаре оп­ределение жанра элегии. Имеет ли это стихотворение жанровые признаки элегии? Обоснуйте свой ответ.

*11. Попробуйте сделать вывод о том, насколько это стихотво­рение характерно для творчества В. А. Жуковского, какие темы и мотивы его лирики оно продолжает.

*12. Найдите в других стихотворениях В. А. Жуковского строки, близкие по звучанию стихотворению «Песня».

**13. Найдите и запишите высказывания критиков, литературо­ведов, поэтов о творчестве В. А.Жуковского, наиболее близкие ва­шему восприятию этого поэта.

14. Обобщите свои выводы и наблюдения в виде письменного высказывания.


 




Вопросы и задания для анализа стихотворения

Еще майская ночь

Какая ночь! На всем какая нега! Благодарю, родной полночный край! Из царства льдов, из царства вьюг и снега Как свеж и чист твой вылетает май!

Какая ночь! Все звезды до единой Тепло и кротко в душу смотрят вновь, И в воздухе за песнью соловьиной Разносится тревога и любовь.

Березы ждут. Их лист полупрозрачный Застенчиво манит и тешит взор. Они дрожат. Так деве новобрачной И радостен и чужд ее убор.

Нет, никогда нежней и бестелесней Твой лик, о ночь, не мог меня томить! Опять к тебе иду с невольной песней, Невольной — и последней, может быть.

(1857)

1. Прочитайте стихотворение «Еще майская ночь». Каково его настроение?

2. Объясните, как вы понимаете строки:

...Все звезды до единой

Тепло и кротко в душу смотрят вновь...


 




Какая мысль, лейтмотивом проходящая через все творчество А. А. Фета, скрыта в этих строках?

3. Какой основной прием используется при описании картин природы? Приведите примеры из текста.

4. Как вы думаете, внезапное появление в финале эпитета «по­следняя песня» нарушает гармонию стихотворения, уничтожает его восторженную интонацию? Или «последняя песня» — это за­кономерный итог жизни лирического героя, растворяющегося в природе, приемлющего ее законы с благодарностью и благогове­нием?

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.А.Фета «Я пришел к тебе с приветом...»

* * *

Я пришел к тебе с приветом, Рассказать, что солнце встало, Что оно горячим светом По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся, Весь проснулся, веткой каждой, Каждой птицей встрепенулся И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью, Как вчера, пришел я снова, Что душа все так же счастью И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду На меня весельем веет, Что не знаю сам, что буду Петь, — но только песня зреет.

(1843)

1. Прочитайте стихотворение «Я пришел к тебе с приветом...». Какие чувства и ассоциации оно у вас вызывает?

2. Как лирический герой этого стихотворения связан с миром природы? Какие изобразительные средства языка помогают под­черкнуть эту связь?

*3. В чем необычность ритмической организации и поэтического синтаксиса в стихотворении А. А. Фета «Я пришел к тебе с приве­том...»? Чем это можно объяснить?

4. Найдите в тексте стихотворения повторы слов. Для чего автор использует этот прием?


5. Один из основных художественных приемов в данном сти­хотворении — олицетворение. Почему поэт обращается к этому приему? Насколько этот прием характерен для лирики А. А. Фета? Использовал ли он этот прием в стихотворении «Еще майская ночь»?

*6. Чем объясняется обилие глаголов в стихотворении?

7. На какие две части вы бы могли разделить стихотворение? Как развивается мысль автора в стихотворении?

*8. Каков итог лирического высказывания?

9. Согласны ли вы со словами критика В. П. Боткина о поэзии А. А. Фета: «Подобного лирического весеннего чувства природы мы не знаем во всей русской поэзии!»? Подтвердите или опровергни­те их, используя рассматриваемые тексты.

Вопросы и задания для анализа стихотворения А.К.Толстого «Средь шумного бала, случайно...»

Средь шумного бала, случайно, В тревоге мирской суеты, Тебя увидал я, но тайна Твои покрывала черты.

Лишь очи печально глядели, И голос так дивно звучал, Как звон отдаленной свирели, Как моря играющий вал.

Мне стан твой понравился тонкий И весь твой задумчивый вид, А смех твой, и грустный и звонкий, С тех пор в моем сердце звучит.

В часы одинокие ночи Люблю я, усталый, прилечь — Я вижу печальные очи, Я слышу веселую речь;

И грустно я так засыпаю, И в грезах неведомых сплю... Люблю ли тебя — я не знаю, Но кажется мне, что люблю!

(1851)

1. Прочитайте стихотворение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...». Какие чувства и ассоциации вызывает у вас это сти­хотворение?


 




2. Покажите, что в стихотворении «Средь шумного бала, слу­чайно...» изображение незнакомки, с одной стороны, неопреде­ленное и недоговоренное, с другой стороны, оно воспроизведено с живописной зримостью. Найдите и отметьте в тексте детали, характеризующие незнакомку в стихотворении.

3. Опишите чувства лирического героя этого стихотворения.

4. Подчеркните в тексте стихотворения эпитеты. Определите, какую функцию они выполняют. Почему рядом стоят прилагатель­ные «грустный» и «звонкий», «печальные» и «веселую»?

5. С какой целью автор стихотворения использует прием срав­нения?

*6. Проанализируйте композицию стихотворения «Средь шум­ного бала, случайно...».

*7. Сопоставьте стихотворение А. К. Толстого «Средь шумного бала, случайно...» со стихотворением А. С. Пушкина «Я помню чуд­ное мгновенье...». Что общего в мотивах этих стихотворений?

8. Каково настроение стихотворения «Средь шумного бала, слу­чайно...»?

*9. Как вы думаете, чем можно объяснить тот факт, что стихо­творение «Средь шумного бала, случайно...», положенное П. И.Чай­ковским на музыку, стало популярным романсом?

Вопросы и задания для анализа части

«Крестьянка» из поэмы Н.А.Некрасова

«Кому на Руси жить хорошо»

1. Прочитайте часть «Крестьянка» из поэмы «Кому на Руси жить хорошо». Какие обиды нанесла жизнь Матрене Тимофеевне? Что помогло ей выдержать тяжелые испытания?

2. Какими поэтическими средствами раскрывает Н. А. Некрасов «грозу душевную» крестьянки? Приведите примеры. Расскажите о глубине чувства матери.

3. Опыт жизни «строит», создает характер и личность. Почему жалобы и печальные рассказы не мешают читателю ощутить силу духа этой женщины?

4. Прокомментируйте слова Матрены Тимофеевны:

«Я потупленную голову, Сердце гневное ношу!»

5. Каково значение картин природы в рассказе о крестьянке? Какие художественные средства использует Н. А. Некрасов при опи­сании природы?

6. Почему рассказ Матрены завершается главой «Бабья притча»?

7. Почему окружающие называют Матрену Тимофеевну счаст­ливой, а она говорит о своей доле как о «горькой»?


 

8. Почему о жизни крестьянки рассказано от первого лица?

9. Докажите, что особенности речи Матрены Тимофеевны вы­являют национальную основу русского характера. Приведите при­меры из текста.

*10. Определите особенности стиля Н.А. Некрасова, назовите художественные средства, которыми пользуется поэт.

Вопросы и задания для анализа главы

«Органчик» из романа М.Е.Салтыкова-Щедрина

«История одного города»

1. Прочитайте начало главы «Органчик» из романа «История одного города». Чем вызвано ликование глуповцев? На какие особен­ности их поведения обращает внимание М. Е. Салтыков-Щедрин?

2. Почему автор рисует нарушение обычного порядка вещей? Можно ли этот эпизод считать кульминацией романа? Почему?

3. При изображении градоначальников М. Е. Салтыков-Щедрин использует иронию, сарказм. Приведите примеры использования этих приемов в главе «Органчик». Прокомментируйте их.

4. Зачем писатель вводит в описание обычной жизни элементы неправдоподобного, фантастического?

5. Почему органчик в голове градоначальника исполняет только две фразы? Определите объект сатиры в этой главе. Свои суждения мотивируйте примерами из текста.

6. Расскажите, как градоначальник Органчик управлял городом. Какие события произошли в городе в этот период? Составьте план ответа.

7. Определите авторскую позицию в главе «Органчик». Подтвер­дите свои суждения примерами из текста.

* Вопросы и задания для анализа главы

«Подтверждение покаяния. Заключение»

Кинжал

Иль никогда на голос мщенья

Из золотых ножон не вырвешь

свой клинок...

М. Ю. Лермонтов Из ножен вырван он и блещет вам в глаза, Как и в былые дни, отточенный и острый. Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза, И песня с бурей вечно сестры.

Когда не видел я ни дерзости, ни сил, Когда все под ярмом клонили молча выи, Я уходил в страну молчанья и могил, В века загадочно былые.

Как ненавидел я всей этой жизни строй, Позорно-мелочный, неправый, некрасивый, Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой, Не веря в робкие призывы.

Но чуть заслышал я заветный зов трубы, Едва раскинулись огнистые знамена, Я — отзыв вам кричу, я — песенник борьбы, Я вторю грому с небосклона.

Кинжал поэзии! Кровавый молний свет, Как прежде, пробежал по этой верной стали, И снова я с людьми, — затем, что я поэт, Затем, что молнии сверкали.

(1903)

Вопросы и задания для анализа стихотворения К.Д.Бальмонта «Безглагольность»

Безглагольность

Есть в русской природе усталая нежность, Безмолвная боль затаенной печали, Безвыходность горя, безгласность, безбрежность, Холодная высь, уходящие дали.


Приди на рассвете на склон косогора, — Над зябкой рекою дымится прохлада, Чернеет громада застывшего бора, И сердцу так больно, и сердце не радо.

Недвижный камыш. Не трепещет осока. Глубокая тишь. Безглагольность покоя. Луга убегают далеко-далеко. Во всем утомленье — глухое, немое.

Войди на закате, как в свежие волны, В прохладную глушь деревенского сада, — Деревья так сумрачно-странно-безмолвны, И сердцу так грустно, и сердце не радо.

Как будто душа о желанном просила, И сделали ей незаслуженно больно. И сердце простило, но сердце застыло, И плачет, и плачет, и плачет невольно.

(1900)

1. Прочитайте стихотворение «Безглагольность». Как вы пони­маете это стихотворение?

2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает? Прочитайте стихотворение вслух.

3. Как вы поняли название стихотворения? Почему? Свои суж­дения аргументируйте примерами из текста.

4. Охарактеризуйте композицию стихотворения. Отметьте ее роль в раскрытии содержания стихотворения.

5. В чем особенность образов стихотворения? Проследите, как поэт передает художественную ткань образов (косогор, бор, ка­мыши, осока и т.д.).

6. Как поэт передает тишину рассвета? Какие художественные приемы использует в этом стихотворении К. Д. Бальмонт?

7. Отметьте повторение одинаковых звуков в близкостоящих словах (ассонансы и аллитерации), повторение слов и словосоче­таний, которые придают стихотворению музыкальность.

8. Символисты считали, что символ всегда музыкален. Какую мелодию «исполняет» душа лирического героя в запечатленный поэтом миг его жизни?

9. Отметьте символы и метафоры в стихотворении. Какова их
роль в раскрытии идейного содержания стихотворения?

10. Как вы понимаете словосочетание «безглагольность покоя»? Попробуйте определить, какие части речи доминируют в этом сти­хотворении.

11. Задача символизма — уловить неуловимое. Удается ли это сделать К.Д.Бальмонту? Подтвердите свой ответ примерами из текста стихотворения.


 




Вопросы и задания для анализа стихотворения А.Белого «Маг»


Вопросы и задания для анализа стихотворения Н.С.Гумилева «Озеро Чад»


 


Маг


Озеро Чад


 


1. Прочитайте стихотворение «Маг». Оно входит в цикл стихо­творений, посвященный В.Я.Брюсову. О каких творческих взаи­мосвязях между А. Белым и В. Я. Брюсовым свидетельствует это по­священие? 2. Как вы понимаете это стихотворение? Какие ассоциации воз­никают у вас при чтении этого текста? Какие чувства, эмоции он вызывает? 3. Объясните прямое значение слова «маг». Как вы понимаете смысл названия этого стихотворения? 4. Отметьте особенности композиции стихотворения. 5. Назовите символы, метафоры, иносказания в стихотворении. Какова их роль? 6. В каких значениях употребляется слово «весна»? 7. Каким предстает лирический герой в этом стихотворении? Каково его мировоззрение? 8. Прокомментируйте последнюю строчку стихотворения. *9. Сопоставьте это стихотворение со стихотворением А. С. Пуш­кина «Пророк». Что общего можно найти в этих произведениях в идейном плане?

1. Как вы понимаете это стихотворение? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие эмоции он вы­зывает? 2. Отметьте экзотические красоты далекой страны, нарисован­ные поэтом. 3. Отметьте присутствующие в тексте метафоры, эпитеты, срав­нения. Какова их роль в стихотворении? 4. На какие две части делится стихотворение? 5. Как описана жизнь женщины на родине? Что происходит с ней во Франции?

Упорный маг, постигший числа И звезд магический узор. Ты — вот: над взором тьма нависла.. Тяжелый, обожженный взор.

Бегут года. Летят: планеты, Гонимые пустой волной, — Пространства, времена... Во сне ты Повис над бездной ледяной.

Безводны дали. Воздух пылен. Но в звезд разметанный алмаз С тобой вперил твой верный филин Огонь жестоких, желтых глаз.

Ты помнишь: над метою звездной Из хаоса клонился ты И над стенающею бездной Стоял в вуалях темноты.

Читал за жизненным порогом Ты судьбы мира наизусть...


В изгибе уст безумно строгом Запечатлелась злая грусть.

Виси, повешенный извечно, Над темной пляской мировой, — Одетый в мира хаос млечный, Как в некий саван гробовой.

Ты шел путем не примиренья — Люцеферическим путем. Рассейся, бледное виденье, В круговороте бредовом!

Ты знаешь: мир, судеб развязка, Теченье быстрое годин — Лишь снов твоих пустая пляска; Но в мире — ты, и ты — один,

Все озаривший, не согретый, Возникнувший в своем же сне... Текут года, летят планеты В твоей несчастной глубине.

(1904, 1908)


На таинственном озере Чад Посреди вековых баобабов Вырезные фелуки стремят На заре величавых арабов. По лесистым его берегам И в горах, у зеленых подножий, Поклоняются страшным богам Девы-жрицы с эбеновой кожей. Я была женой могучего вождя, Дочерью властительного Чада, Я одна во время зимнего дождя Совершала таинство обряда. Говорили — на сто миль вокруг Женщин не было меня светлее, Я браслетов не снимала с рук. И янтарь всегда висел на шее.

Белый воин был так строен, Губы красны, взор спокоен, Он был истинным вождем; И открылась в сердце дверца, А когда нам шепчет сердце, Мы не боремся, не ждем. Он сказал мне, что едва ли И во Франции видали Обольстительней меня И как только день растает, Для двоих он оседлает Берберийского коня. Муж мой гнался с верным луком, пробегал лесные чащи,


Перепрыгивал овраги, Плыл по сумрачным озерам И достался смертным мукам; Видел только день палящий Труп свирепого бродяги, Труп покрытого позором.

А на быстром и сильном верблюде, Утопая в ласкающей груде Шкур звериных и шелковых тканей, Уносилась я птицей на север, Я ломала мой редкостный веер, Упиваясь восторгом заранее. Раздвигала я гибкие складки У моей разноцветной палатки И, смеясь, наклоняясь в оконце, Я смотрела, как прыгает солнце В голубых глазах европейца. А теперь, как мертвая смоковница, У которой листья облетели, Я ненужно-скучная любовница, Словно вещь, я брошена в Марселе. Чтоб питаться жалкими отбросами, Чтоб жить, вечернею порою Я пляшу пред пьяными матросами, И они, смеясь, владеют мною. Робкий ум мой обессилен бедами, Взор мой с каждым часом угасает... Умереть? Но там, в полях неведомых, Там мой муж, он ждет и не прощает.

(1908)


 




6. Какой композиционный прием использует поэт? С какой це­лью? Раскройте образное воплощение противоречий между экзоти­кой Африки и цивилизацией. Каковы основные идеи стихотворения?

7. Охарактеризуйте лирического героя стихотворения: его роль в раскрытии основных идей произведения.

*8. Какие «теоретические» идеи акмеистов реализованы в этом стихотворении? Свои суждения подтвердите примерами из текста.

Вопросы и задания для анализа стихотворения И.Северянина «Мои похороны»

Мои похороны

Меня положат в гроб фарфоровый На ткань снежинок Яблоновых, И похоронят (...как Суворова...) Меня, новейшего из новых.

Не повезут поэта лошади — Век даст мотор для катафалка. На гроб букеты вы положите: Мимоза, лилия, фиалка.

Под искры музыки оркестровой, Под вздох изнеженной малины — Она, кого я так приветствовал, Протрелит полонез Филины.

Всем будет весело и солнечно, Осветит лица милосердье... И светозарно, ореолочно Согреет всех мое бессмертье!

(1910)

1. Прочитайте стихотворение «Мои похороны». Как вы его вос­принимаете? Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства он вызывает?

2. Что вы можете сказать о лирическом герое этого стихотво­рения?

3. Отметьте особенности поэтической речи И.Северянина (нео­логизмы, технические термины и т.д.). Каковы особенности риф­мы и ритма стихотворения?

4. Какие «теоретические» идеи представителей футуризма реа­лизованы в этом стихотворении? Свои ответы подтвердите приме­рами из текста.

5. Каким предстает лирический герой в этом стихотворении? Какие слова, эпитеты, сравнения создают эффект эпатажа?


Вопросы и задания для анализа стихотворения А. А.Блока «Вхожу я в темные храмы...»

Вхожу я в темные храмы, Совершаю бедный обряд. Там жду я Прекрасной Дамы В мерцаньи красных лампад.

О, я привык к этим ризам Величавой Вечной Жены! Высоко бегут по карнизам Улыбки, сказки и сны.

В тени у высокой колонны Дрожу от скрипа дверей. А в лицо мне глядит, озаренный Только образ, лишь сон о Ней.

О, Святая, как ласковы свечи, Как отрадны Твои черты! Мне не слышны ни вздохи, ни речи, Но я верю: Милая — Ты.

(1902)

1. Выразительно прочитайте стихотворение «Вхожу я в темные храмы...». Выучите его наизусть.

2. Какие ассоциации возникают у вас при чтении этого текста? Какие чувства он вызывает? Охарактеризуйте свое первое впечат­ление от прочитанного.

3. Понравилось ли вам это стихотворение? Какие особенности поэтики вы отметили?

4. Каковы основные мотивы этого стихотворения? Как они со­относятся с циклом «Стихи о Прекрасной Даме». Опишите герои­ню стихотворения.

5. Охарактеризуйте лирического героя, мир, созданный им. Вы­делите приемы, которыми пользуется поэт, воссоздавая этот мир.

6. Выпишите из стихотворения восклицания, обращения, объяс­ните их роль в поэтической структуре текста.

*7. Перечитайте нижеприведенное стихотворение А.С.Пушкина «Жил на свете рыцарь бедный...». Сопоставьте его со стихотворе­нием А. А. Блока «Вхожу я в темные храмы...». Как мотив служения «Величавой Вечной Жене» просматривается в этих стихотворени­ях? Составьте план ответа.

Жил на свете рыцарь бедный, Молчаливый и простой, С виду сумрачный и бледный, Духом смелый и прямой. Он имел одно виденье, Непостижное уму, И глубоко впечатленье В душу врезалось ему. Путешествуя в Женеву, На дороге у креста Видел он Марию-деву, Матерь господа Христа.

С той поры, сгорев душою, Он на женщин не смотрел И до гроба ни с одною Молвить слова не хотел.

С той поры стальной решетки Он с лица не подымал И себе на шею четки Вместо шарфа привязал.

Несть мольбы Отцу, ни Сыну, Ни Святому Духу ввек Не случилось паладину, Странный был он человек.


 




       
   
 
 


Поделиться с друзьями:

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.219 с.