С помощью психологического знания — КиберПедия 

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰)...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

С помощью психологического знания



 

 

Россия является многонациональным государством, идет процесс эмиграции граждан из других стран. Население включает группы людей различающиеся по этнической, расовой и религиозной принадлежности. Понятно, что социально-психологический феномен ингруппового фаворитизма выполняет свою функцию – сплочение группы, укрепление внутригрупповых связей, в результате – защита своей группы от других. Имеет место неприязнь к другим группам – аутгрупповая дискриминация. Ситуация, возможно, несколько бы поменялась, если бы члены различных этнических и религиозных групп воспринимали бы себя принадлежащими к одной большой группе – жители России.

Исторический опыт показал, что более оптимально, при взаимодействии, сотрудничать, а не враждовать, это ведет к меньшим затратам и не имеет столь деструктивных последствий. Сейчас в России прилагаются усилия для построения гражданского общества. А в обществе такого типа должны преобладать ценности гуманизма, толерантности, уважительного отношения к другим людям.

В данном эссе будет рассмотрена проблема преодоления религиозной нетерпимости в рамках социально-психологического подхода. Вопрос религиозной нетерпимости довольно актуален. Как известно, существует закон о свободе совести, существуют различные формы свободомыслия: атеизм, индифферентизм, нигилизм и др. В российском обществе возрос интерес к религии, увеличилось количество верующих, религиозных организаций разной направленности и конфессиональной принадлежности. Существует такое явление – теологический модернизм это изменения в понимании бога, мира, уклонение от догм, что не нравится религиозным фундаменталистам и экстремистам.

Религиозная нетерпимость проявляется как вражда и ненависть к другим конфессиям и к их представителям, обусловлена убежденностью в истинности именно своего вероучения. Мы живем в информационном обществе, человек воспринимает огромный объем информации, часто противоречивого характера, возникает проблема ориентировки в разнообразии мнений. И часто индивид придерживается той же позиции, что и его группа. Ситуация усложняется, если религиозная нетерпимость проявляется не просто как эмоциональное отношение, а когда подключаются политические аспекты.

Прежде чем разрабатывать способы преодоления этого негативного явления, следует продиагностировать наличную ситуацию религиозной нетерпимости в России, используя научные методы. Эмпирическому анализу должен предшествовать теоретический. С психологической точки зрения религиозную нетерпимость можно рассматривать как социальную установку, тогда – различать ее когнитивные, эмоциональные и поведенческие компоненты. При этом особое значение имеют эмоциональные отношения противодействующих сторон по отношению друг к другу, поведенческий аспект можно признать наиболее опасным. Можно рассматривать религиозную нетерпимость как составляющую социальных представлений – представления о других конфессиях, об их сторонниках, о толерантности и т.д. Кроме того, можно различать нетерпимость к другим вероучениям, как к идеологической системе, т.е. как к более абстрактному явлению, и к представителям других религий, к людям.



Далее целесообразно проанализировать уже имеющиеся исследования по данной проблематике. Следует подвергнуть анализу конкретные случаи религиозной нетерпимости, в каких формах это осуществляется (негативных суждений, оценок или в конкретных действиях, направленных на других); на каком уровне: межличностном или межгрупповом, в неофициальных кругах, либо здесь задействованы организации т.д.

Представляется обоснованным рассматривать явление религиозной нетерпимости в плоскости причин и следствий. Если взять религиозную нетерпимость как причину, то можно спрогнозировать последствия, к которым она приведет, несложно предположить, что они будут негативными. Если религиозную нетерпимость рассматривать как следствие, то необходимо выявить причины, которые ее обусловили. Причины могут быть как психологическими, т.е. носить субъективный характер, так и внешними: влияние окружения, информации, возможно, негативный опыт столкновения с враждебно настроенными и т.д. Психологические переменные, которые могут повлиять на религиозную нетерпимость имеют широкий спектр: уровень образования, культуры, зрелость личности; особенности мотивации, ценностных ориентаций, социальных установок, убеждений, также склонность к конформизму, фанатизму, предрассудкам, толерантности, конечно, уровень религиозности, агрессивности; особенности мышления (гибкость, критичность), специфика эмоциональной сферы. Отдельный случай, если склонность к религиозной нетерпимости обусловлена психопатологическими нарушениями.



После того, как выявлена и проанализирована наличная ситуация и перед тем, как планировать конкретные действия по улучшению, надо представлять то, к чему нужно прийти, картину того, что мы хотим получить. Если бороться с религиозной нетерпимостью в России, то в результате можно получить: повышение уровня толерантности и культуры в целом, больше внутренней сплоченности в российском обществе, больше возможностей для сотрудничества среди населения, меньше конфликтов на религиозной почве, т. е. изменения как внешние, так и в сознании людей. В общем, цель, если ее формулировать в положительном ключе, можно обозначить так: формирование религиозной толерантности у населения России, предотвращение негативных последствий религиозной нетерпимости.

Целевую аудиторию (предлагаю так ее называть) и ее специфику можно выявить в процессе исследования. Априорно можно утверждать, что объект, на который будут направлены действия по преодолению религиозной нетерпимости по составу неоднороден.

Прежде всего их можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Со стороны кого проявляется религиозная нетерпимость.

2. По отношению к кому.

Вторая группа, предположительно, включает: представителей других религий, религиозные меньшинства, неверующих. Возникает вопрос – как им себя вести, если по отношению к ним будет проявлена религиозная нетерпимость.

Классификацию внутри первой группы можно провести по разным параметрам. Предлагаю, во-первых, их разделить на реальных и потенциальных. Также их можно дифференцировать по уровню религиозности, при этом получается своеобразная шкала: атеисты, верующие, религиозные фундаменталисты и экстремисты. По принадлежности к конкретному вероучению тоже можно выделить такие номинальные группы: свободомыслящие, представители других конфессий, представители деструктивных культов (здесь же сектанты). Данное разделение условно и носит гипотетический характер. Целесообразно выделить группы риска – тех, со стороны которых можно ожидать наибольшей опасности: от агрессивно действующих атеистов, до людей, проявляющих религиозный фанатизм.

Для осуществления программы по преодолению религиозной нетерпимости в нашем обществе необходимы ресурсы:психологические (и не только) знания: теоретические, методы исследования, воздействия, коррекции; специалисты (назовем исполнителями) психологи, социологи, теологи, филологи, педагоги. Думаю, это должны быть люди нейтральные в вопросах веры (к теологам не относится), толерантные.

Особого внимания заслуживают методы и средства воздействия на индивидуальное и общественное сознание. Естественно, для различных групп должны применяться специфические методы. Если говорить о потенциально нетерпимых людях, то опять же, можно выделить тех, которые ее совсем не проявляют и тех, которые имеют для этого предпосылки. Первые это – в том числе подростки, чье мировоззрение еще не сформировано. Поэтому целесообразно включать в учебные программы в рамках культуроведческих дисциплин знания по основам религиоведения, рассказывать о различных религиях как об элементах мировой культуры, но не пропагандировать их, ничему не отдавать приоритет. Воспитательное воздействие может заключаться в привитии идей: толерантности, уважения к другим людям, мнениям, религиозные предпочтения – личное дело каждого, существует закон о свободе совести.

Можно обращаться к целевой аудитории (касается всей) и опосредованно с помощью художественных средств: кино, литературы. По заказу снять фильм, который бы имел воздействие и рациональное и эмоциональное.

Специфические методы следует применять для работы с людьми, чья религиозная нетерпимость должна быть подвергнута коррекции. Это могут быть дискуссии, беседы, результатом которых должно стать принятие идеи о терпимости к инакомыслящим. Как известно, информация лучше усваивается, если получена в результате обсуждения. При этом можно апеллировать к общности всех людей независимо от религиозной принадлежности, говорить об общечеловеческих ценностях: добре, истине (с истиной надо быть осторожней), красоте. Можно сделать акцент на том, что существуют глобальные проблемы современности, которые надо решать сообща, сотрудничать, несмотря на религиозные взгляды. Можно обратить внимание верующих, что во всех религиях есть что-то общее. Неслучайно возникла тенденция экуменизма – создание моровой религии на основе ценностей других религий. Кроме того, напомнить о юридическом основании толерантности – законах о свободе совести и вероисповедания.

При работе с представителями различных конфессий можно опираться на особенности их вероучения, которые учат толерантности. Например, в православии существует такая ценность, как смирение. Если деятельность активных атеистов или иных свободомыслящих, которые ведут себя агрессивно, носит деструктивный характер, то опять же работа с ними может иметь свои особенности. Как уже было сказано: привитие идей уважения и толерантности, донесение того, что наука и религия – разные явления, формы мировоззрения. В качестве особого метода можно выделить ролевую игру, при которой желательно, чтобы оппоненты вставали на позицию другого, что способствует взаимопониманию.

В любом случае исполнители должны ясно представлять, какие идеи нужно донести до целевой аудитории на микро- и макроуровнях. Предположительно это:

- Взаимоуважение, сотрудничество это – условие выживание и успешного взаимодействия. Уважение и толерантность это сами по себе ценности, показатель более высокой культуры, кроме того, они юридически обоснованы.

- Есть признаки, которые объединяют всех людей, есть общечеловеческие ценности.

Разработкой конкретных текстов для воздействия должны заниматься специалисты. Внимание следует уделить и информационным каналам, СМИ, отслеживать информацию, смотреть, чтобы она не стала пропагандой религиозной нетерпимости, рафинировать.

Таким образом, до того как предпринимать конкретные действия, необходимо: проанализировать наличную ситуацию, получить достоверную информацию о предмете и объекте (теоретическую и эмпирическую), провести исследование, особое внимание, уделив выявлению причин. Определиться с целью исследования и с целью программы по преодолению религиозной нетерпимости, определив, что ест сейчас и к чему желательно прийти в конкретных условиях российского общества. Определить целевую аудиторию, на которую будет направлено воздействие. В соответствии с задачами и с группами объекта воздействия подобрать методы, придав им специфику, учитывая конкретные ситуации и социальный контекст. Кроме и научных знаний теоретической и практической направленности необходимы и другие ресурсы: деньги и специалисты, которые будут реализовывать проект. При этом работа будет носить многоплановый и комплексный характер.


Использование современных образовательных технологий для решения задач модернизации страны

 

Соломатова Вера Вячеславовна, Тула

 

Роль использования информационных технологий в условиях модернизации страны при подготовке молодых лидеров

 

 

Современное общество характеризуется исключительно быстрым развитием информационных и коммуникационных технологий, обладающих огромным образовательным потенциалом, используемых для эффективного решения многих профессиональных, экономических, социальных и бытовых проблем. Современный мир характеризуется как гиперинформационный. В этой связи молодому современному лидеру необходимо научиться владеть навыками работы с информационными потоками.

Количество информации стремительно растет в объеме и также быстро устаревает. Возникает потребность в новых подходах работы с личностью и информацией: в развитии у человека адекватной ориентировки в информационной среде; в обучении не столько знаниям, сколько методологии самостоятельного поиска информации и ее индивидуальной оценки; в обеспечении свободного доступа к культурно-образовательным информационным ресурсам; в создании необходимых информационно-образовательных условий для творческой самореализации личности, ее непрерывного самообразования и саморазвития. Это предусматривает умение критично воспринимать информацию, анализировать ее, находить оптимальные решения в определенной ситуации.

Информационные технологии, основанные на Интернете, телекоммуникационных сетях и интеллектуальных компьютерных системах, открывают перед будущим поколением возможности свободного распространения знаний, различных сведений и материалов. Особенности информационных технологий обучения во многом способствуют развитию личности лидера и расширению сферы проявления ее потенциальных возможностей. Ведущей особенностью современных информационных технологий является их интерактивный характер. С этим связывается становление информационного общества. Дело в том, что значимое влияние информационной компоненты на социум в целом и на личность в частности становится решающим в условиях появления возможностей для пользователей активно участвовать в информационных потоках. В силу этого информация как ценность общества нового типа определена не только своей массовостью или общедоступностью, сколько возможностью персонализации. Наиболее полно эта возможность представлена в компьютерно-сетевой коммуникации посредством сети Интернет.

Молодежи придется столкнуться с необходимостью приспосабливаться к новой социальной среде, где информация и научное знание станут основными факторами, определяющими потенциал общества и перспективы его развития. Молодые люди, умеющие грамотно распоряжаться информационными ресурсами современного общества, являются более защищенными, чем те, которые не имеют навыков самостоятельной переработки информации, вследствии чего, они становятся потенциальными жертвами различного рода манипуляций.

Научно-технический прогресс и модернизация передовых стран мирового сообщества стали возможны благодаря, главным образом, уровню интеллектуализации общества. Примером такой страны может служить Япония. Впервые понятие "информационное общество" появилось именно в этой стране. Отличительными особенностями информационного общества являются: открытость, технологичность, интеллектуальность, доступ к мировым информационным ресурсам, высокая степень обеспечения безопасности, гибкость и самоорганизация выше указанных систем. В Японии наблюдается ускоренная автоматизация и роботизация всех отраслей производства и управления, происходят радикальные изменения социальных структур и образования. Эти изменения приводят к расширению сферы информационной деятельности и вызывают необходимость подготовки специалистов в области разработки и сопровождения информационных технологий, требуют повышения информационной культуры граждан. Все это самым тесным образом связано с уровнем развития образования.

Информатизация как объективная закономерность неизбежна для России и является одним из условий успешного решения задач социально-экономического развития, а одним из ее приоритетных направлений является информатизация образования, которая создает материальную и методологическую основу для возникновения и развития новых форм получения знаний. Отметим, что глава нашего государства В.В. Путин имеет свой личный сайт, на котором размещается различная информация. Это говорит о том, что процесс информатизации распространяется в нашей стране, начиная с самого высокого уровня, а сайт главы государства является ярким тому примером.

Современная молодежь нередко от двух до четырех часов проводит у компьютера, что делает его важным элементом социального развития. Нами был проведен опрос среди студентов трех факультетов Тульского госпедуниверситета им. Л.Н. Толстого (факультет психологии, факультет педагогики и психологии развития ребенка и факультет физической культуры), обучающихся по дополнительной специальности "Социальная педагогика". В ходе исследования студентам было предложено ответить на следующие вопросы:

1. Считаете ли Вы, что уверенное владение компьютерными информационными технологиями необходимо для современного молодого лидера?

2. Оцените свой уровень владения компьютером и информационными технологиями?

3. Используете ли Вы компьютер как средство, помогающее Вам в обучении?

4. В свободной форме опишите те компьютерные информационные технологии, которые Вы хотели бы освоить.

В ходе проведенного опроса, анкетирования и личных бесед со студентами, нами были получены результаты, которые говорят о том, что современные молодые люди понимают необходимость уверенного владения компьютерными информационными технологиями для современного человека, особенно молодого лидера. Вместе с тем, многие из них оценивают свой уровень владения компьютером ниже среднего и хотели бы повысить данный уровень, приобрести дополнительные знания. В качестве компьютерных информационных технологий, которые студенты хотели бы освоить, были названы: Интернет, электронная почта, телеконференции.

На основе полученных данных нами был разработан спецкурс для студентов названных факультетов. Данная дисциплина получила название "Использование информационных технологий в социальной сфере". Разработанный спецкурс прошел апробацию на факультете физической культуры для студентов 5 курса.

 

№ п/п Название темы Распределение учебного времени (в часах)
всего лекции лаборат занятия семин. зан. самост. раб.
Роль и место информационных технологий в современной социальной сфере    
Нормативно-правовые основы развития информационных технологий в России  
Классификация информационных технологий, используемых в деятельности социального педагога, социального работника  
Получение и обработка информации, информационные банки данных в социальной сфере    
Глобальная информационная сеть Интернет и молодежь  
Различные формы общения пользователей в сети Интернет  
Итого:  

 

На лекциях студенты знакомились с основными видами программ в социальной сфере, а также с различными направлениями социальных служб в решении молодежных проблем. Практические занятия проходили в электронном читальном зале университета, который предоставляет доступ каждому студенту в Интернет. Студенты изучали справочную литературу, в которой указаны электронные адреса различных организаций и общественных объединений, посещали веб-страницы, связанные с социальной сферой, формированием здорового образа жизни и профилактикой различных девиаций среди детей и подростков.

Для практических занятий нами были разработаны следующие задания:

1. Подготовить презентации-доклады на следующие темы: "Интернет и моя жизнь", "Молодежное движение и Интернет", "Современный лидер - кто это?".

2. Провести собственные исследования на темы: "Влияние сети Интернет на уровень образованности студентов", "Роль современных информационных технологий в модернизации страны", "Участие молодежи в праздновании 60-летия Победы: анализ веб-сайта МДАД "НАШИ". Представить отчеты в виде презентации PowerPoint.

3. Посетить следующие сайты в Интернете: сайт В.В. Путина, vTule.ru (где собрана различная информация по г. Туле), сайт администрации г. Тулы. Составить коллективный отчет-презентацию PowerPoint (выполняет совместно вся группа).

4. Осуществить поиск в Интернет сайтов различных молодежных объединений, веб-страниц по формированию здорового образа жизни, профилактики девиаций среди детей и подростков. Составить список найденных сайтов.

5. Составить и проанализировать таблицу "Навигатор Российского Интернета" по проблемам молодежного движения.

 

№ п/п Название сайта в Интернете Краткая характеристика сайта
1.    

 

Также в ходе занятий в электронном читальном зале каждый студент должен был создать свой личный e-mail, написать электронное письмо преподавателю, в котором были бы представлены отчеты по всем выполненным работам и несколько писем своим друзьям. Таким образом, общение между преподавателем и студентом, между студентами осуществлялось посредством сети Интернет.

Направленность информационных технологий (Интернет) на молодежную аудиторию с использованием методов, приемов и средств, ориентированных на психологию (элементы развлекательности, состязательности, азарта, новизны и пр.), способствует наибольшему влиянию на них. Использование Интернет дает возможность позитивных преобразований личности на основе качественного изменения коммуникативной и познавательной деятельности, самого стиля обучения, так как при работе в глобальной сети повышается активность субъекта, индивидуализируется процесс обучения, появляется доступ к различным, иногда противоречивым, источникам информации. Все это стимулирует развитие качеств лидерства – самостоятельности, инициативности, критичности суждений. Ярким примером в данном случае может служить веб-сайт МДАД "НАШИ". Именно на данном сайте многие молодые люди узнали о проведении Всероссийской акции, посвященной празднованию 60-летия Победы. Тысячная аудитория пользователей Интернет стала представителями этой акции в г. Москве.

Вторым направлением нашей работы является использование информационных технологий при подготовке студентами своих курсовых работ по дополнительной специальности. В ходе выполнения курсовой работы студент получает задание с помощью презентации PowerPoint представить любую часть своей работы. Это может быть либо сравнительный анализ различных стран в области социальной работы, либо исторические моменты развития социальной сферы России, а также творческое описание своего личного опыта работы в одном из учреждений социальной сферы Тульской области. Хотелось бы отметить, что творческие идеи студентов находят свое воплощение в создании презентаций не только в ходе выполнения курсовой работы, а также при написании отчетов по пройденным социально-педагогическим практикам.

Также нами осуществляется разработка всего учебно-методического комплекса по дисциплине "Научное и информационное обеспечение работы с молодежью". В 2004 году на историческом факультете была открыта новая специальность "Организация работы с молодежью" с присвоением студентам, закончившим обучение по данной специальности, квалификации "Организатор работы с молодежью", т.е. можно сказать, что наш вуз делает первые шаги в подготовке современных молодых лидеров. В учебный план данной специальности внесена такая дисциплина как "Научное и информационное обеспечение работы с молодежью". Это говорит о том, что роль использования информационных технологий теперь оценивается и на высшем уровне министерства образования.

Обобщая сказанное, следует подчеркнуть, что профессиональная компетентность лидера, который обладает такими качествами, как четкость целей и ценностных ориентацией, трудолюбие, творческое отношение к делу, способность к риску, независимость, умение повести за собой, способность к непрерывному саморазвитию и самообразованию, стремление к высокому качеству своего образования, стрессоустойчивость, в свете международных требований может быть достигнута при условии использования инновационных технологий подготовки, к которым мы относим информационные технологии обучения. Знание компьютера на уровне пользователя является неотъемлемой частью подготовки любого человека, а особенно лидера.

 

 

Новиков Дмитрий Сергеевич, Санкт-Петербург

 

Использование современных образовательных технологий






Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...





© cyberpedia.su 2017 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав

0.013 с.