Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...
Типы оградительных сооружений в морском порту: По расположению оградительных сооружений в плане различают волноломы, обе оконечности...
Топ:
Характеристика АТП и сварочно-жестяницкого участка: Транспорт в настоящее время является одной из важнейших отраслей народного...
Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов...
Выпускная квалификационная работа: Основная часть ВКР, как правило, состоит из двух-трех глав, каждая из которых, в свою очередь...
Интересное:
Лечение прогрессирующих форм рака: Одним из наиболее важных достижений экспериментальной химиотерапии опухолей, начатой в 60-х и реализованной в 70-х годах, является...
Распространение рака на другие отдаленные от желудка органы: Характерных симптомов рака желудка не существует. Выраженные симптомы появляются, когда опухоль...
Аура как энергетическое поле: многослойную ауру человека можно представить себе подобным...
Дисциплины:
2017-09-30 | 480 |
5.00
из
|
Заказать работу |
|
|
Канун нового века воспринимался интеллигенцией как итог исчерпавшей себя цивилизации, преддверие неминуемой катастрофы, начало конца света. Подобными настроениями были пронизаны философские, научные, религиозные и художественные пророчества.
Общество, оказавшееся на краю пропасти в обстановке «пира во время чумы», обуреваемое тревожными предчувствиями и разного вида страстями, повело себя подобающим образом. Это было время бешеной популярности всякого рода оккультных наук, мистических откровений, напряженной философской мысли и самого низкопробного шарлатанства.
В обсуждение современной жизни включилась и художественная литература. «На повороте», «Без дороги», «Закат старого века» — такими заголовками пестрили названия произведений русских писателей. Однако вместе с тем эпоха воспринималась и как время небывалых свершений. Обострялось внимание к извечным проблемам бытия: проблеме судьбы страны, народа и отдельной личности, понимания сущности искусства и роли творца в жизни.
Если в XIX веке литература обладала высокой степенью мировоззренческого единства, была реалистической, то на рубеже веков, в эпоху революционных потрясений, возникло мнение, что реализм исчерпал себя, что необходимы иные художественные формы. Литература лишается единого центра и представляет собой многоярусную художественную реальность, несмотря на то что реализм по-прежнему остается влиятельным литературным направлением.
Итак, литература распалась на два несовместимых течения — реализм и модернизм. (Модернизм — общее название направлений в искусстве и литературе XX века — символизм, кубизм, авангардизм, сюрреализм, футуризм и т.д., — для которых характерны отрицание традиционных форм эстетики прошлого, опора на условность стиля, экспериментаторство и противопоставление себя реализму.)
|
На рубеже веков продолжается творчество таких классиков литературы XIX века, как Л.Н. Толстой и А.П. Чехов. Традиции этих великих реалистов продолжили И.А. Бунин, М. Горький, А.И. Куприн, Л.Н. Андреев.
Л.Н. Толстым на рубеже веков были созданы роман «Воскресение», повесть «Хаджи-Мурат», рассказ «После бала», драма «Живой труп», а А.П. Чеховым — рассказы «Человек в футляре», «Ионыч», пьеса «Вишневый сад».
Своим творчеством эти писатели как бы доказывали: завершить реалистическую традицию невозможно. Реализм способен создать целостную картину мира, но вместе с тем одновременно фиксирующую и множество частностей. Реализм не ставит под сомнение обязательность сюжета, характера, этической проблематики повествования.
В связи с экономическим и промышленным подъемом и социальными изменениями, в частности возникновением и укреплением буржуазии, в России с середины 90-х годов XIX века наблюдается значительное усиление политических и духовных интересов.
Этот взлет, который проявился в области философии и литературы, а также изобразительных искусств, музыки, балета и театра, позволил современникам говорить о духовном возрождении, или Серебряном веке русской культуры. После упадка поэтической техники в творчестве поэтов 70—80-х годов XIX века резко возрос интерес к формальным изыскам, как в изобилии изобретенным вновь, так и к традиционным, воскресшим из небытия.
Тесно взаимосвязано с культурным расцветом и обращение части интеллигенции к религии — «религиозное возрождение».
«ЭТОТ МИР ОЧАРОВАНИЙ, ЭТОТ МИР ИЗ СЕРЕБРА...» СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ
Есть золотой и есть серебряный век искусства.
И в тот, и в другой - люди друг друга стоят.
Вряд ли первые другой природы, чем вторые.
Н. Оцуп
А) Русский поэтический «серебряный век», традиционно вписываемый в начало XX столетия, на самом деле истоком своим имеет столетие XIX и всеми корнями уходит в «век золотой», в творчество Пушкина, в наследие пушкинской плеяды... Как справедливо пишет один из исследователей русского поэтического «серебра»: «Девяностые годы начинали листать черновики книг, составивших вскоре библиотеку двадцатого века... С девяностых годов начался литературный посев, принесший всходы».
|
Сам термин «серебряный век» является '•весьма условным. Впервые это название было предложено философом Н. Бердяевым, но четко оно закрепилось за русской поэзией модернизма после появления в свет статьи Николая Оцупа «Серебряный век» русской поэзии» (1933), а вслед за изданием книги Сергея Маковского «На Парнасе серебряного века» (1962) вошло в литературный оборот окончательно.
Если исходная граница «серебряного века» дискуссионной не является (она примерно совпадает с хронологическим рубежом столетий), то финал разными исследователями прочерчивается по-разному. Так, Ин. Анненский ушел из жизни в 1909 году, а И. Бунин - в 1953-м, притом, что и тот, и другой не могут быть изъяты из общего контекста «серебряного века». Вадим Крейд трактует конечную границу явления в историческом плане: «Все кончилось после 1917 года, с началом гражданской войны. Никакого серебряного века после этого не было, как бы нас ни хотели уверить. В двадцатые годы еще продолжалась инерция, ибо такая широкая и могучая волна, каким был наш серебряный век, не могла не двигаться некоторое время, прежде чем обрушиться или разбиться.... Каждый ее активный участник понимал, что, хотя люди и остались, характерная атмосфера эпохи, в которой таланты росли, как грибы после грибного дождя, сошла на нет. Остался холодный лунный пейзаж без атмосферы - и творческие индивидуальности - каждый в отдельной замкнутой келье своего творчества. По инерции продолжались еще некоторые объединения... но и этот постскриптум серебряного века оборвался на полуслове, когда прозвучал выстрел, сразивший Гумилева».
Поэт-философ Владимир Соловьев с проницательностью очертил трудную задачу художника нового времени:
Все, изменяясь, изменило, Везде могильные кресты, Но будят душу с новой силой Заветы творческой мечты.
Безумье вечное поэта - Как свежий ключ среди руин... Времен не слушаясь запрета, Он в смерти жизнь хранит один.
|
Процитировано стихотворение «Ответ на «Плач Ярославны», что само по себе достаточно характерно, ибо вся поэзия «серебряного века», жадно вобрав в себя наследие Библии, античную мифологию, опыт европейской и - шире - мировой литературы, теснейшим образом связана с русским фольклором, с его песнями, плачами, сказаниями, частушками. В этих стихах В. Соловьева как бы закодированы и другие важнейшие тенденции символизма как литературно-философского направления модернизма: поэтика намека и иносказания, эстетизация смерти как живого начала, знаковое наполнение обыденных слов.
Владимир Соловьев стоял у истоков русского серебряного века как старт для духовного взлета целой культурной общности творцов.
Среди модернистов было заметно сильное влияние французской поэзии.
Поэтам серебряного века дороги и близки все явления живой природы, культуры, Космоса вне их привычной иерархии. «Славлю в равной мере Капельку и море», - пишет один символист, а другой откликается: «И Господа, и Дьявола хочу прославить я...»
В эту пору на смену салонам пришли литературные кафе, где читались и обсуждались стихи и доклады. У поэтов, художников, композиторов, театральных деятелей того времени было немало общего в творческих исканиях, эстетических установках. Поэтому в кафе звучала и музыка.
Вот свидетельство об этом одной из современниц:
В Москве местом встреч и деятельности разных литератур-но-артистических групп был Литературно-Художественный кружок. Его много ругали, но все туда шли. У старой реалистической школы была «Среда», у' символистов - «Общество свободной эстетики», там самодержавно главенствовал Валерий Брюсов... Публика в Литературно-Художественном кружке, кроме писателей и артистов, была очень разная. Она состояла главным образом из поклонников литературы и искусства» (из воспоминаний Л. Рындиной в книге «Воспоминания о серебряном веке» (М.: Республика, 1993).
В 1912г. открылся кабачок (или кабаре, или подвал - называли по-разному) «Бродячая собака», стены которого были расписаны С. Судейкиным.
|
«Бродячая собака» стала излюбленным местом встреч петербургских поэтов, художников, артистов. Там читали стихи Н. Гумилев, А. Ахматова, Г. Иванов, О. Мандельштам, С. Городецкий, В. Маяковский.
А. Ахматова вспоминала впоследствии:
Да, я любила их, те сборища ночные, - На маленьком столе стаканы ледяные. Над черным кофием пахучий, тонкий пар, Камина красного тяжелый, зимний жар...
Одним из примечательных авторов Серебряного века является Иннокентий Анненский. Несмотря на интерес к иррациональному и подсознательному, Анненский, по словам Лидии Гинзбург, - поэт интеллектуальный, что проявилось как «видимая работа познающей мысли, проявленная в самом сюжете стихотворения».
Интеллектуальность сосуществует у Анненского с унаследованным от русской поэзии XIX века пронзительным романсным лиризмом.
У Анненского лирическое событие не имеет повествовательной оболочки. Его сюжетность - в сцеплениях и разрывах между внешним и внутренним миром, в динамике вещей, подобной динамике отраженных в них душевных процессов.
В его стихах символика стоит уже иногда на грани однозначного аллегоризма. Но есть ряд стихотворений, в которых, напротив, вещи сохраняют свое предметное качество.
Они сопровождают душевный процесс, становятся его выразительными атрибутами.
Б) Рассмотрим отрывок из стихотворения «Баллада»:
Позади лишь вымершая дача... Желтая и скользкая... С балкона Холст повис, ненужный там... Но спешно Оборвав, сломали георгины.
«Во блаженном...» И качнулись клячи. Маскарад печалей их измаял... Желтый пес у разоренной дачи Бил хвостом по ельнику и лаял...
- В чем особенность этого стихотворения?
(Сюжет не развивается. С первого взгляда отсутствует человек. Прозаичны зарисовки с их дробностью и детализацией.)
Такой тип соотношения между вещью и человеком специфичен для поэтического мышления Анненского. Предмет не сопровождает человека и не замещает его иносказательно; оставаясь самим собой, он как бы дублирует человека. Несоответствие «во блаженном...», «маскарад печалей» - сломанные георгины и «клячи» не игра на крутых переходах от низкого к высокому. Меру ценности вещей - тем самым и высоты слов - поэт ищет в их символической связи с душевными муками и радостями человека. «Шипы не ниже струн, потому что и те и другие являются знаками важных душевных событий. И те и другие могут быть поэтичны», - отмечала Лидия Гинзбург в статье, посвященной творчеству Иннокентия Анненского.
|
|
Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...
Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...
Автоматическое растормаживание колес: Тормозные устройства колес предназначены для уменьшения длины пробега и улучшения маневрирования ВС при...
Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...
© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!