Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

2017-09-30 1202
Роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание». 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Знакомство с героями. В 1865-1866 годах Ф.М. Достоевский работает над романом «Преступление и наказание», главный герой которого студент Родион Раскольников. О нём и людях, его окружающих, надо сказать особо.

Читаем первые строчки романа. Смысл первой фразы романа заключается в том, чтобы придать достоверность происходящему. Из 1-й главы мы узнаём о главном герое произведения. Он необыкновенный человек, хозяйку боится, живёт уединённо, целый месяц о чём-то сосредоточенно думает, второй день не ест, на улице пьяные вызывают в нём отвращение, омерзение, он нерешителен. Кстати, он замечательно хорош, тонкий и стройный. Такой портрет главного героя, данный писателем, располагает к нему читателя, вызывает у самого Достоевского симпатию.

Но с первых страниц самочувствие героя вызывает тревогу. Он «задавлен бедностью». Автор акцентирует наше внимание на следующих деталях: одет в лохмотья, живёт в комнате, похожей на гроб.

На улицу герой выходит в пальто, шляпе. Но ему самому безразлично, как он одет. Герой в особенном состоянии - ипохондрии, сомнабулизма, весь в себе, как говорят, не от мира сего».

Он размышляет о людях и задается вопросом, чего больше всего боятся люди. Родион приходит к необычному ответу: «нового шага, нового собственного слова они больше всего боятся».

Сам Раскольников задумал одно дело. Чтобы подготовить и осуществить его Раскольников решает разведать обстановку. Он идет к старухе-процентщице закладывать часы.

Эпизод закладки часов очень важен для понимания характера героя, его теории, мировоззрения и отношения к людям. Здесь мы видим и портрет Алёны Ивановны – ростовщицы, наблюдаем сцену торга, понимаем, как этот торг характеризует героев.

Алёна Ивановна - старушонка, белобрысая, а не белокурая, ёё шея похожа на куриную ногу. Мы видим, что она вызывает авторскую антипатию, отвращение. Алёна Ивановна, по выражению Писарева, - «это паук в человеческом облике, который ждёт свою жертву». Всё в ней вызывает омерзение, она отбирает последние копейки под большие проценты, принимает заклад Раскольникова и буквально грабит его. Перед нами нарушение заповеди, которая в Евангелии гласит: «Не укради!» Но есть другой закон, и старуха грабит, грабит по закону.

Раскольников, когда получает деньги от Алёны Ивановны, ощущает только омерзение. В его голове зреет необычный замысел. Он задумал преступление. «Неужели я смогу?» Этот вопрос герой задаёт самому себе. На какую грязь способно сердце? Раскольников раздвоен. Есть «я», которое может придумать гадкое, и «я», которое это гадкое не приемлет. Психология раздвоенности – отличительная особенность героев Достоевского. Герой в борьбе с собой: борются два его «я». Внутренний монолог героев также отличительная черта Достоевского-писателя. Его герой всегда на сломе, накануне чего-то, его гнетёт какая-то мука, тревожит какой-то выбор. Герой на пороге выбора между разумом и чувством. Это также отличительная черта героев Достоевского.

Достоевский рисует Раскольникова с симпатией, а его будущую жертву - с антипатией.

Тема романа - тема денег, тема буржуазного мира с его волчьими законами.

Звучать она начинает тоже с первых страниц романа. Важным этапом для её понимания является эпизод встречи Раскольникова с Мармеладовым.

Автор рисует портрет Мармеладова – человека, задавленного нищетой. Но цвет лица, его внешность не вызывают отвращения. Он наделён настоящей духовной жизнью, у него осмысленный взгляд. Мармеладов вызывает глубокое сострадание.

Хотя другие смеются над Мармеладовым, Раскольников видит в нём человека, умеет слушать другого, сочувствует его горю. Этим отличается Раскольников от других слушателей Мармеладова. Рассказ о дошедшем до крайности семействе вызывает сострадание у Раскольникова. Хозяин считает Мармеладова шутом, а мы видим, что сам хозяин лишён духовной жизни (вспомните портреты лакеев).

Больше всего Раскольникова в рассказе Мармеладова поразили мысли о том, что а) некуда пойти бедному, а надо, чтобы было; б) судьба Сони, которая добровольно приносит себя в жертву ради других, ради спасения чужих ей по крови детей она вынуждена идти на улицу и получить жёлтый билет.

Достоевский видит нечеловечность этого мира. Сонечка жертвует собой, когда семья находится в состоянии полного тупика, социального и духовного. Честно заработать не получается, она пробует шить, но из этого ничего не получается. Мир безнравственен, потому что честная жизнь невозможна. Если всё так оставить, то дети умрут. Сонечка совершает безнравственный поступок, но он предотвращает ещё большее нравственное преступление – смерть детей. Мир Достоевского страшен, потому что в нём честно жить невозможно. Чтобы в нём выжить, надо вершить какие-то преступления (кто-то ворует, кто- то казнокрадствует, а кто – продаёт себя). Не просто Сонечка плоха, а вся жизнь такая! Слаб Мармеладов, ничего изменить не может («А случалось ли вам… безнадёжно…»)

Раскольников ещё не дошёл до такой крайности. Но теперь всякую жертву, принесённую ради других, он будет называть именем Сони.

Раскольников под впечатлением от услышанного. Он приходит к Мармеладовым и видит нищету во всём, даже о комнате мармеладовых он думает: «Вот так колодец…»

Что Родион переживает, увидев эту нищету? Первое движение - положил деньги на подоконник (20 копеек). Это самое естественное движение. А дальше? Приходит в голову Родиону мысль о том, что у них (семьи Раскольниковых) своя Соня есть. Рассудок говорит: «Ай да Соня! Привыкли! Подлец человек! Оплакали долю и привыкли к тому, что Соня делает. Но ей копейки не помогут!»

А дальше? Размышления делаются всё страшнее. А коли не подлец человек? Значит, тогда всё позволено! Человека надо спасать! Любыми средствами! Нарушением заповедей! Остальное предрассудки! Раскольников, видя безысходность положения Мармеладовых, в чём-то утвердился, подтвердил свой жизненный выбор: «Так тому и быть!» Все страхи ушли, и нет преград. Все картины говорят о том, что Раскольников человечен, сердечен, но у него есть и рационалистические выводы, и то, как он мучительно делает вывод, говорит нам о том, что он сам себя «создал».

Что же по этой сцене мы можем сказать о Раскольникове? Что отличает его?

Различает: а) способность к активному состраданию (это больше всего ценил в людях писатель); б) способность ощущать чужую боль как свою собственную (на это способны высоко нравственные люди); в)раздвоенность: сначала включается сердце, а потом рассудок).

Вернувшись домой от Мармеладовых, Родион видит письмо. Это его мать, Пульхерия Александровна, сообщает новости. Любопытно отметить мысли Раскольникова, которые сопровождают чтение письма

Мать вроде бы внешне успокаивает, а по своей наивности, без злого умысла, наталкивает сына на работу мысли, сообщая о замужестве Дуни.

Интересно проследить, как Раскольников приступает к чтению. Это личное, интимное дело. Опять мы видим два «я» Раскольникова. Автор даёт нам в этой сцене портрет Раскольникова без всякой ретуши. С одной стороны, «я гадок!» - и деньги на подоконнике у Мармеладовых, с другой – он дорогой, любящий сын, тот, ради которого мать пойдёт на жертву. Между ними нежная, трепетная связь. Родион понимает, что ждёт Дуню. Лужин - сорокалетний властолюбец и сластолюбец. Он только кажется добрым человеком, на самом же деле вызывает отвращение. Ему нужна бедная жена, которой можно сказать всё, и она будет терпеть не из-за себя - из- за матери. Бедная, беззащитная мать на её иждивении.

Как реагирует Раскольников на письмо матери? Перед нами сдержанный, но растроганный до слёз человек, человек больших страстей. Он представляет, как Дуня всю ночь проходит из угла в угол, готовясь пожертвовать собой. Пострадать за кого-то она готова! Для русского человека пострадать - это какое-то наслаждение. Дуня и Соня уравнены. Для Раскольникова это проявление первой ситуации: одна продаёт себя на улице за 30 копеек, а другая тоже продаёт себя, только в более цивилизованном виде.

Письмо измучило Родиона. Он понимает причину, по которой Дуня выходит замуж за, кажется, доброго Лужина. Сопоставив жребий Сони и Дуни, он приходит к выводу, что между ними разницы нет. Дуня готова выйти замуж ради матери и бората. Это тоже продажа себя во имя любимых людей. Он человек умный, честный, и он не хочет от сестры такой жертвы.

К какому же выводу он приходит, прочитав письмо? Письмо заставило его принять немедленное решение, вынудило немедленно действовать. Он отвергает путь жертвенности во имя любимых. Он бунтует против «вечной Сонечки»! «Не допущу этого!» А как? Каким образом «не допущу»?

- Вывод. Всё углубляет решение героя сделать что-то. В нём как бы два человека: один хороший, другой плохой. Он измучен не голодом, в нём идёт колоссальная эмоциональная работа. Он на грани болезни.

Ко всему прочему, выйдя из дома в глубочайшем раздумье, он забредает на бульвар и видит разодетого сластолюбивого франта, преследующего девочку. Франту на бульваре он кричит: «Эй вы, Свидригайлов!». Родион обращается за помощью к городовому, даже отдаёт ему последний двугривенный в надежде, что тот поможет, но слышит от него, что всё закономерно и что какой-то процент для освежения общества должен погибать, идти на улицу. Процент этот узаконен. Раскольникова возмущает это суждение. По мнению Родиона, это самое страшное преступление. Он же, Раскольников, ответственен за окружающее, готов прийти на помощь нуждающемуся, но мы видим и его раздвоенность: добрый и рассудительный, но внутренний монолог не даёт целостного впечатления. Об этом говорит и его фамилия - Раскольников. Мир, окружающий его, толкает Родиона к бунту, к какому-то преступлению. Он видит, что везде нарушаются заповеди, которые проповедуются лицемерно. Это заставляет его отказаться от уроков, от помощи своего друга, студента Разумихина. Он бунтует!

Что общего имеют эти эпизоды?

Общее: а) все они влияют на Раскольникова, усиливая его тоску, толкая на какое-то действие; б) все эпизоды говорят, что в этом мире хорошо только Алёнам Ивановнам, Лужиным, Свидригайловым, а Сонечкам, Раскольниковым, Мармеладовым очень плохо; в) именно этот вывод и толкает его на «дело».

Вывод. Всякий исторический прогресс, всякое развитие осуществлялось и осуществляется за счёт кого-то, на чьих-то страданиях, жертвах, крови. Жизнь и история как будто вполне убеждают героя, что всё человечество от века подразделяется на две категории, на два разряда: первые безропотно принимают любой порядок, принятый большинством; вторые - сильные мира сего – творцы истории, люди, смело нарушающие моральные нормы и общественный порядок. Они не останавливаются перед жертвами, насилием, кровью ради осуществления своих идей. Мир так устроен: развитие общества осуществляется в процессе попрания тварей дрожащих наполеонами. Человеческий прогресс удобен «идолу, который не желает пить нектар иначе, как их черепа убитых». История человечества в течение веков меняет лишь внешние формы эксплуатации, но не меняет сути.

Сон Раскольникова и его композиционное значение. Сон – составная часть поэтики автора. Двор. Пьяные, весёлые люди, ребятишки, клячонка, запряжённая в телегу. Уже совсем старая, измождённая непосильным трудом, она пытается сдвинуть тяжёлую телегу. Ей это не по силам. Её бьют по бокам, по спине, по морде, по глазам. Она пытается изо всех сил сдвинуть телегу, но тщетно (Вспомните Катерину Ивановну: «Заездили клячу!») Это попытка автора сказать, как тяжела жизнь невыносимо измученного «маленького человека» Это жизнь Сони, Катерины Ивановны, они тянут лямку, боятся, что не вытянут. Страшны мужики в красном (!) Яркое, возбуждающее настораживает. Именно Миколка, с красным лицом, в красной рубахе понукает, а потом забивает клячу, когда она абсолютно бессильна, обухом по голове. Он страшен, циничен, жесток, но пытается оправдаться: «А зачем вскачь не пошла?»

Сон Раскольникова раскрывает его глубоко эмоциональную натуру, способную сострадать. На мальчика мир ещё не наложил печать. Его возмущает насилие над лошадью людьми, не понимающими, что такое духовная жизнь, жалость к животным. Сон - это обобщение всего страдания человеческого. Сон показывает всё лучшее, что есть в Раскольникове, раскрывает отвращение к «делу», бессмысленность единичного бунта. Раскольников переживает за людей, не переносит человеческих страданий).

Проснувшись, Родион испытывает такой ужас. Это ужас перед делом, которое он задумал: перед смертью, убийством. Это естественное движение души. И хотя Родион понимает, что расчёты, претензии его справедливы, но он человек, и он, Раскольников, не должен так поступать.

- Каково композиционное значение сна? Почему так подробно описывается истязание лошади? Сон подготавливает восприятие убийства Алёны Ивановны. Лошадка маленькая, бессильная, отжившая, отработавшая своё, но истязание её вызывает у нормального человека чувство сострадания, физического ужаса, неприятия. И убийство Алёны Ивановны, хоть она и «вошь», вызывает то же чувство.

Вывод: убийство противоестественно законам человеческой жизни. У людей нет такого нравственного права - убивать. Впервые Раскольников называет своим именем то, что задумал – «убийство», и невольная мысль возникает у него: «Как такой, как я, буду убийцей, буду плавать в крови?»

Всё взбунтовалось в Раскольникове против этого преступления Читаем внутренний монолог Раскольникова после сна. Мечта Раскольникова, связанная с убийством, ужасна, отсюда и вывод героя: «Я не смогу, как Миколка». Задуманное им настолько отвратительно, что его натура бунтует. Ум решает совершить преступление, а натура против этого восстаёт.

Автор испытывает человечностью основную идею, по которой совершается ход истории.

В этот момент, момент наивысшего напряжения спора между разумом и совестью, натура Родиона победила, и на какое – то время он почувствовал себя свободным от этого замысла, от этого наваждения. «Я отрекаюсь!»- говорит он. Победил человек, который крови не вынесет, не вынесет насилия над беззащитным и слабым. Нельзя в одиночку преодолеть зло. Но мы не должны забывать, что Родион болен, бессилен.

Что же произошло после сна Раскольникова? Освободился ли он от бесчеловечной мечты? Родион не помнит, почему пошёл по Сенной. Он случайно слышит разговор Лизаветы, сестры Алёны Ивановны, из которого узнаёт, что в 7 часов вечера старуха будет одна. Это является толчком, и Родион возобновляет свой замысел. Он при нём остался, его замысел, никуда не уходил, разум опять взял верх над натурой.

Замысел убийства

- Что ещё подталкивает Раскольникова к преступлению? (6 глава) Воспоминания о разговоре, услышанном Родином более 2 месяцев назад, между студентом и офицером, разговоре, который для него очень важен. Читаем текст (стр. 78) со слов: «Позволь, я тебе серьезный вопрос задать хочу, -- загорячился студент.

-- Я сейчас, конечно, пошутил, но смотри: с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. Понимаешь? Понимаешь?

-- Ну, понимаю, -- отвечал офицер, внимательно уставясь в горячившегося товарища.

-- Слушай дальше. С другой стороны, молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки, и это тысячами, и это всюду! Сто, тысячу добрых дел и начинаний, которые можно устроить и поправить на старухины деньги, обреченные в монастырь! Сотни, тысячи, может быть, существований, направленных на дорогу; десятки семейств, спасенных от нищеты, от разложения, от гибели, от разврата, от венерических больниц, -- и всё это на ее деньги. Убей ее и возьми ее деньги, с тем чтобы с их помощию посвятить потом себя на служение всему человечеству и общему делу: как ты думаешь, не загладится ли одно, крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь -- тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен -- да ведь тут арифметика! Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!

-- Конечно, она недостойна жить, -- заметил офицер, -- но ведь тут природа.

-- Эх, брат, да ведь природу поправляют и направляют, а без этого пришлось бы потонуть в предрассудках. Без этого ни одного бы великого человека не было. Говорят: "долг, совесть", -- я ничего не хочу говорить против долга и совести, -- но ведь как мы их понимаем? Стой, я тебе еще задам один вопрос. Слушай!

-- Нет, ты стой; я тебе задам вопрос. Слушай!

-- Ну!

-- Вот ты теперь говоришь и ораторствуешь, а скажи ты мне: убьешь ты сам старуху или нет?

-- Разумеется, нет! Я для справедливости... Не во мне тут и дело...»

Итак, суть разговора - убей старуху - и ты спасёшь сотни жизней. Раскольников вспомнил этот разговор, потому что подобные мысли после посещения старухи-процентщицы появились у него в голове. Так могли поступить многие, руководимые благородными намерениями. Студент говорит: «…да ведь тут арифметика». У Раскольникова «арифметика» - ум за преступление, а натура против. Победил расчёт, Раскольников оказался во власти благородного, но всё-таки расчёта.

Дальше он действует как робот, не рассуждая. Его как будто куда-то кто-то тянет. Он вопреки своей воле делает то, что не планирует. Вспомните, он знает количество шагов, в кармане петля. Всё им давно просчитано, взвешено. Его ведёт сила идеи, что рождена рассудком. Сила идеи сковала его, поработила.

- Почему же Раскольников всё же идёт на убийство? Ведь за день до преступления он отказался от своей идеи, понял весь ужас, свою неспособность стать убийцей. 1). Главное - раздвоенность героя: с одной стороны, непосредственная реакция натуры, с другой – рассудочность, рационализм. 2). К убийству Раскольникова привёл логический ход мысли, сцепление случайностей.

Идея его не оригинальна, но преступная идея возникает в этом преступном мире вполне естественно. Раскольников считает эту идею справедливой, а Достоевский нет. Вспомните разговор студента и офицера. Студент говорит, что не может убить: «Нет!», и это позиция автора. В реальном мире нравственного права у человека на убийство нет, быть не может. Все выводы и доказательства у Раскольникова и студента - это «арифметика», а жизнь сложнее, и нельзя всё в ней объяснить чем-то рациональным, логическим.

Сцена убийства

- Почему так подробно дана сцена убийства и почему в ней так много подробностей? Раскольников задумал два преступления: ограбить и убить Алёну Ивановну. Первый удар он нанёс по расчёту (См. 4 главу). Но вышло так, что расчёт не оправдался, и он убивает сразу троих, причём одну из «униженных и оскорблённых» и её неродившегося ребёнка. Движимый инстинктом самосохранения, он убивает Лизавету как лишнего свидетеля, убивает, не думая, помимо замысла, ведь он пришёл убить «вошь», а убивает существо страдающее. Натуру он одолел, хотя и не нужно было, а расчёт оказался неверным. Отсюда и столько случайностей:

1) случайно познакомился с Алёной Ивановной, хотя и не стремился к этому, знает её характер, историю жизни;

2) случайно услышал разговор офицера и студента;

3) случайно оказался на Сенной и стал свидетелем разговора Лизаветы и торговца, из которого узнал, что старуха-процентщица будет одна дома в 7 часов;

4) выехал из квартиры немец, живший напротив квартиры Алёны Ивановны;

5) подсознание работало очень напряженно, Родион спал, но слышал бой часов в комнате - сигнал к действию;

6) топор нашёлся;

7) случайно Лизавета приходит не вовремя домой, и Раскольников её убивает;

8) случайно спасается после убийства, когда посетители Алёны Ивановны бьют тревогу.

Раскольников рассчитал, учёл, казалось бы, все случайности, поверил в их предопределяющую силу.

Достоевский считает, что жизнь состоит из случайностей и предусмотреть всё нельзя, арифметический расчёт в жизни неприемлем: обязательно появится какая-то непредусмотренная случайность. Жизнь шире теорий! Появляется цепь непредусмотренных обстоятельств случайностей (Лизавета беременна, не застал его дворник, не закрыл двор, Кох спустился вниз, моляры выбежали в тот момент, когда он находился в состоянии наибольшей напряженности). Жизнь нельзя рассчитать, невозможно всё предвидеть. Раскольников очень логичен, может быть, помимо своей воли. Он переживает то состояние, которое не планировал.

Вывод:

1) жизнь намного богаче, чем спланированная акция; 2) Раскольников - раздвоенный человек.

Итак, арифметика и натура борются в нём. Он убивает Алёну Ивановну и её беременную сестру. Но что же всё-таки победило? Какой выбор был возможен?

Раскольников не хочет отказаться от права быть человеком. Он страдает сам (бедность, унижение), страдает за близких (мать, Дуня), за униженных (Мармеладов, Соня, девочка на бульваре). Ужасно для него сознание неспособности помочь людям. Он страдает от униженной гордости, оскорблённого достоинства. Он несчастен, потому что не может найти какой-то единой точки зрения. В его душе идёт постоянная борьба: борются натура и теория, добро и зло. Найти выход он хочет сам, один. Но выхода нет, и он самый несчастный человек.

Душевное состояние Раскольникова после преступления. Именно на состоянии Родиона после совершения преступления акцентирует внимание автор. Первая часть романа - путь к преступлению, вторая - страдание за убийство, наказание за него. Первая часть романа отличается от второй тем, что 1). в центре второй части - внутреннее состояние героя, в первой часть - его поступки; 2). широко вводятся новые герои: Лужин, полицейский, Луиза Ивановна, Разумихин, Зосимов; 3). вводится тема господ, которые постоянно совершают преступления: Кох, мошенник, содержатель кабака, Луиза Ивановна и Дарья Францевна, торгующие женщинами, знатное лицо, чья карета раздавила несчастного Мармеладова, купец Юшин.

Тема преступления не исчезает, наоборот, она расширяется

Основная тема второй части - расплата, угрызения совести, начало наказания - отъединение от людей.

От чего больше страдает Раскольников после преступления? От разобщенности с людьми, с родными; от страха быть разоблаченным; хочет всё решить сразу и совершает ряд необдуманных поступков; от горячности, нетерпимости характера (II часть, главы 2, 3, 5)

Неожиданное для Раскольникова оказалось в его душевном состоянии после совершения преступления. Он стал рассматривать похищенные вещи не как ценности, а как улики, поэтому он прячет их под камень, даже не взглянув на них, и размышляет о том, что горит, рушится расчёт. Преступление не может иметь никаких благородных последствий. Ему даже в голову не приходит, что он может использовать награбленное. Он понимает, что совершил подлое, гадкое, низкое дело. Он заболел физически и предполагал, что будет ощущать эту физическую боль от сознания того, что он сделал это, ещё до совершения преступления, но манию преследования он не предполагал. Он оказывается во власти мании, хотя улик против него нет. Сознание, что он совершил преступление, не оставляет его. В людях он видит врагов. Он преступник, и для него все люди - враги. Состояние отчуждённости от людей не покидает его. Он и во всех окружающих видит враждебность: в Зосимове, Разумихине, Замётове и др. Он видит сон-бред, похожий на явь, это и физическое и психическое нездоровье.

Первый сон, где Миколка рубит сплеча, - символ, полный бесчеловечности. Миколка убивает клячу, а ребёнок, не виноватый в этом, принимает вину на себя; и это тоже символ русской веры: «Хочу пострадать!»

Второй сон - свидетельство нездоровья Раскольникова. После него он везде на себе ищет кровь, он угнетён страхом. Даже совершённое убийство не приносит облегчения. Муки раздвоенности выбора кончились, но на смену им пришли другие - знают или нет, что он преступник.

Состояние Раскольникова усугубляется ещё и тем, что принесли повестку из конторы, занимающейся следствием. Он, пересиливая себя, хочет казаться спокойным и разумным, хотя на самом деле нервы вздёрнуты, он очень эмоционален. Умом он понимает, что улик нет, но весь трепещет.

В конторе воспалённому взору его предстаёт женщина в трауре и в красном, пурпурном платье (Часть II, глава 2). Всё это нагнетает тревогу, напряжённость в его голове и душе. Это напряжение настолько огромно, что у него появляется желание сознаться во всём. Страшна мука безвестности! Но вот он узнал, зачем его вызывали в контору, и радость охватывает его, ему хочется смеяться. Но напряжение отступает лишь на миг. Он слышит разговор об убийстве и падает в обморок (духота – сквозное явление романа): «Воздуху мне!» Эти слова звучат как заклятье: освободите от того, что угнетает. Натура не выдержала напряжения, нервы сдали, не выдержали такого напряжения. Это было началом страшно болезни - воспаление мозга. В моменты просветления он пытается скрыть улики и, отрезая окровавленную бахрому на брюках, как бы отрезает себя от окружающих.

В романе возникают новые герои: Разумихин, Зосимов (носитель добра), Замётов. Обратите внимание на то, что в романе значащие фамилии.

Раскольников бежит от людей, их общества. Почему? Ведь Разумихин – нянька, Зосимов - это уверенность, постоянство, жизнерадостность, простая позиция: жить разумно, по-человечески, бесплатно лечит Раскольникова. Но у Родиона единство слюдьми нарушено! Ему тяжело общество Зосимова и Разумихина, навестивших Раскольникова и ведущих разговор, который так интересует Родиона, разговор об убийстве старухи-процентщицы.

И Раскольников сбегает от Зосимова. Ему кажется, что он спрятал концы в воду! «Отрезал» себя от людей! Родион понял, что он не такой, как все, хотя его никто никакой краской не отметил (Часть II, глава 6). Это неприятие людей и в брошенной в воду монетке.

Достоевский рисует Петербург, холодный, неуютный, враждебный.

Несмотря на то, что Раскольников отъединил себя от людей, ему одиноко и холодно в этом многолюдном городе, он трезво оценивает себя, осуждает за содеянное и понимает, что без людей жить невозможно, поэтому с таким вниманием слушает шарманщика и уличную поющую девушку.

Чуть позже у Раскольникова происходят два важных события: встреча и разговор

Речь идёт о встрече с Замётовым в «Хрустальном дворце». Родион идёт сюда, потому что ощущает духовную потребность быть с людьми. Раскольников ведёт разговор раздражённо, волнуется. Перед разговором читает газету (Часть II, глава 6), видит отдельные слова, а связать их не может. Его всего трясёт. Он видит Замётова и должен доказать, что он не сумасшедший и пересилит, победит свою человеческую слабость.

Мы видели, как последовательно, шаг за шагом, нарастает в душе героя ужас разрыва с человечеством. Раскольников жадно цепляется за любую соломинку надежды на то, что можно жить, чувствуя себя человеком после совершённого им убийства. После смерти Мармеладова, раздавленного на улице лошадьми, он вдруг, как ему показалось, почувствовал эту возможность! Он взял на себя заботу о семье, о детях, он ощутил было связь с человечностью. Как чувствует себя Родион во время второго посещения Мармеладовых, после всего того, что он увидел? Он шел вниз по лестнице из квартиры, где умер Мармеладов. «Он сходил тихо, не торопясь, весь в лихорадке и, не сознавая, того, полный одного, нового, необъятного ощущения вдруг прихлынувшей полной и могучей жизни. Это ощущение могло походить на ощущение приговоренного к смертной казни, которому вдруг и неожиданно объявляют прощение». (часть II, глава 7)

В разговоре с маленькой Поленькой, тихо плачущей на его плече, крепко обхватившей его тоненькими, как спички, руками, он ещё глубже почувствовал возможность жить. «Довольно! — произнес он решительно и торжественно, — прочь миражи, прочь напускные страхи, прочь привидения!.. Есть жизнь! Разве я сейчас не жил? Не умерла еще моя жизнь вместе с старою старухой! Царство ей небесно и — довольно, матушка, пора на покой! Царство рассудка и света теперь и… и воли, и силы… и посмотрим теперь! Померяемся теперь! — прибавил он заносчиво, как бы обращаясь к какой-то темной силе и вызывая ее. — А ведь я уже соглашался жить на аршине пространства!» (Часть II, глава 7).

Итак, он среди людей, он нужен! Он на миг соединяется с миром, с людьми и преображается. Это счастливые минуты, когда он рядом с людьми, когда ему хорошо. Но «может быть, он слишком поспешил с заключением, но он об этом не думал». Раскольников действительно «слишком поспешил» с заключением о том, что у него ещё остаётся возможность человеческой жизни! Вернувшись домой, он застаёт у себя в комнате мать и сестру, приехавших в Петербург.

" Радостный, восторженный крик встретил появление Раскольникова. Обе бросились к нему. Но он стоял как мертвый; невыносимое внезапное сознание ударило в него как громом. Да и руки его не поднимались обнять их: не могли. Мать и сестра сжимали его в объятиях, целовали его, смеялись плакали… Он ступил шаг, покачнулся и рухнулся на пол в обмороке». (Часть II, глава 7).

Почему Раскольников почти прогоняет мать и сестру, которых так любил и над письмами которых так страдал? Действительность сразу показала ему всю иллюзорность вспыхнувшей было надежды на то, что можно жить с преступлением. Сознание полной невозможности человеческой жизни, полной утраты человеческих связей сразило его. Далее развернётся невыносимая пытка разговора с матерью и сестрой, в котором каждое произнесённое слово - удар, рана, боль. Вся жизнь Раскольникова превращается в непрерывную пытку. Борьба его за возможность чувствовать себя человеком действительно представляет собою лишь судорожное цепляние утопающего за соломинку, потому что это борьба против самого себя, против своей совести. Он уже не таков, каким был раньше, а мать и сестра не знают этого. Это и есть наказание за преступление: оторванность от мира большого, от мира людей вообще, и от мира маленького - от своей семьи. Мука немыслимая! Каторга должна представляться раем по сравнению с такой мукой. Он не в силах даже обнять мать!

Так сгущается тема тупика. Жить по - человечески нельзя Раскольникову было до преступления. Жить нельзя по-человечески преступления. Разница в том, что добавилась такая пытка, по сравнению с которой все прежние страдания померкли!

Раскольников при первой встрече требует от Дуни отказаться от свадьбы с Лужиным.

Почему? Кто такой Пётр Петрович Лужин? В 5 главе автор дважды дает его портрет:

1.«Это был господин немолодых уже лет, чопорный, осанистый, с осторожною и брюзгливою физиономией, который начал тем, что остановился в дверях, озираясь кругом с обидно-нескрываемым удивлением и как будто спрашивая взглядами: "Куда ж это я попал?" Недоверчиво и даже с аффектацией некоторого испуга, чуть ли даже не оскорбления, озирал он тесную и низкую "морскую каюту" Раскольникова. С тем же удивлением перевел и уставил потом глаза на самого Раскольникова, раздетого, всклоченного, немытого, лежавшего не мизерном грязном своем диване и тоже неподвижно его рассматривавшего. Затем, с тою же медлительностью, стал рассматривать растрепанную, небритую и нечесаную фигуру Разумихина, который в свою очередь дерзко-вопросительно глядел ему прямо в глаза, не двигаясь с места. Напряженное молчание длилось с минуту, и наконец, как и следовало ожидать, произошла маленькая перемена декорации. Сообразив, должно быть, по некоторым, весьма, впрочем, резким, данным, что преувеличенно-строгою осанкой здесь в этой "морской каюте", ровно ничего не возьмешь вошедший господин несколько смягчился и вежливо, хотя и не без строгости, произнес, обращаясь к Зосимову и отчеканивая каждый слог своего вопроса: - Родион Романыч Раскольников, господин студент или бывший студент?»

2. «Между тем Раскольников, слегка было оборотившийся к нему при ответе, принялся вдруг его снова рассматривать пристально и с каким-то особенным любопытством, как будто давеча еще не успел его рассмотреть всего или как будто что-то новое в нем его поразило: даже приподнялся для этого нарочно с подушки. Действительно, в общем виде Петра Петровича поражало как бы что-то особенное, а именно, нечто как бы оправдывавшее название "жениха", так бесцеремонно ему сейчас данное. Во-первых, было видно и даже слишком заметно, что Петр Петрович усиленно поспешил воспользоваться несколькими днями в столице, чтоб успеть принарядиться и прикраситься в ожидании невесты, что, впрочем, было весьма невинно и позволительно. Даже собственное, может быть даже слишком самодовольное собственное сознание своей приятной перемены к лучшему могло бы быть прощено для такого случая, ибо Петр Петрович состоял на линии жениха. Все платье его было только что от портного, и все было хорошо, кроме разве того только, что все было слишком новое и слишком обличало известную цель. Даже щегольская, новехонькая, круглая шляпа об этой цели свидетельствовала: Петр Петрович как-то уж слишком почтительно с ней обращался и слишком осторожно держал ее в руках. Даже прелестная пара сиреневых, настоящих жувеневских, перчаток свидетельствовала то же самое, хотя бы тем одним, что их не надевали, а только носили в руках для параду. В одежде же Петра Петровича преобладали цвета светлые и юношественные. На нем был хорошенький летний пиджак светло-коричневого оттенка, светлые легкие брюки, таковая же жилетка, только что купленное тонкое белье, батистовый самый легкий галстучек с розовыми полосками, и что всего лучше: все это было даже к лицу Петру Петровичу. Лицо его, весьма свежее и даже красивое, и без того казалось моложе своих сорока пяти лет. Темные бакенбарды приятно осеняли его с обеих сторон, в виде двух котлет, и весьма красиво сгущались возле светловыбритого блиставшего подбородка. Даже волосы, впрочем чуть-чуть лишь с проседью, расчесанные и завитые у парикмахера, не представляли этим обстоятельством ничего смешного или какого-нибудь глупого вида, что обыкновенно всегда бывает при завитых волосах, ибо придает лицу неизбежное сходство с немцем, идущим под венец. Если же и было что-нибудь в этой довольно красивой и солидной физиономии действительно неприятное и отталкивающее, то происходило уж от других причин. Рассмотрев без церемонии господина Лужина, Раскольников ядовито улыбнулся, снова опустился на подушку и стал по-прежнему глядеть в потолок».

Какое впечатление производит Петр Петрович? Лужин дан глазами Раскольникова. Лужин отвратителен Раскольникову, хоть это жених его сестры. Обратите внимание на детали портрета: «Темные бакенбарды в виде котлет» и т.д. Почти сатирический портрет даёт нам автор! Платье… слишком новое, щегольские перчатки, которые Лужин не одевал, причёска… Хоть Лужин и красив, автор издевается над ним. Лужин пытается выглядеть молодо, пытается выглядеть «под молодого», хотя ему 45 лет. (Часть II, глава 5).

Каковы же взгляды Лужина? Достоевский даёт пародию на «теорию разумного эгоизма»: «Если мне, например, до сих пор говорили: "возлюби", и я возлюблял, то что из того выходило? - продолжал Петр Петрович, может быть с излишнею поспешностью, - выходило то, что я рвал кафтан пополам, делился с ближним, и оба мы оставались наполовину голы, по русской пословице: "Пойдешь за несколькими зайцами разом, и ни одного не достигнешь". Наука же говорит: возлюби, прежде всех, одного себя, ибо все на свете на личном интересе основано. Возлюбишь одного себя, то и дела свои обделаешь как следует, и кафтан твой останется цел. Экономическая же правда прибавляет, что чем более в обществе устроенных частных дел и, так сказать, целых кафтанов, тем более для него твердых оснований и тем более устраивается в нем и общее дело. Стало быть, приобретая единственно и исключительно себе, я именно тем самым приобретаю как бы и всем и веду к тому, чтобы ближний получил несколько более рваного кафтана и уже не от частных, единичных щедрот, а вследствие всеобщего преуспеяния. Мысль простая, но, к несчастию, слишком долго не приходившая, заслоненная восторженностью и мечтательностию, а каз<


Поделиться с друзьями:

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

История создания датчика движения: Первый прибор для обнаружения движения был изобретен немецким физиком Генрихом Герцем...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.014 с.