Понятие учения о безопасности: основные составляющие комплекса «Водитель-автомобиль-дорога-среда» — КиберПедия 

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...

Понятие учения о безопасности: основные составляющие комплекса «Водитель-автомобиль-дорога-среда»

2017-09-30 1348
Понятие учения о безопасности: основные составляющие комплекса «Водитель-автомобиль-дорога-среда» 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

 

Безопа́сность доро́жного движе́ния — комплекс мероприятий, направленных на обеспечение безопасности всех участников дорожного движения.

По российскому законодательству безопасность дорожного движения — состояние данного процесса, отражающее степень защищенности его участников от дорожно-транспортных происшествий и их последствий.

Дорожно-транспортное происшествие (ДТП) — событие, возникшее в процессе движения по дороге транспортного средства и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы, либо причинен иной материальный ущерб (говорят также о безрельсовом транспорте). То есть исключаются например, дорожные происшествия с участием только пешеходов (упал на дороге, сбит толпой и т. п.).

Дорожные происшествия являются самой опасной угрозой здоровью людей во всём мире. Ущерб от дорожно-транспортных происшествий превышает ущерб от всех иных транспортных происшествий (самолетов, кораблей, поездов, и т. п.) вместе взятых и являются одной из важнейших мировых угроз здоровью и жизни людей.

Проблема усугубляется и тем, что пострадавшие в авариях — как правило, молодые и здоровые (до аварии) люди. Так по данным ВОЗ, в мире ежегодно в дорожных авариях погибают 1,2 млн человек и около 50 млн получают травмы. Более 23000 погибает на российских дорогах, и более 40000 на дорогах США, в пересчёте на количество автомобилей эти цифры означают в год 70 погибших в ДТП на территории России или 15 погибших в США на каждые 100 000 автомобилей.

Таким образом, мы можем отметить то, что в мирное время дорожно-транспортные происшествия являются основной причиной гибели людей. Они происходят по многим причинам, среди которых есть как технологические, так и человеческие факторы. Авария может случиться по вине уставшего водителя, из-за обледенения дорожного покрытия или неисправности тормозной системы. Однако на риск попасть в ДТП часто влияют сторонние факторы - такие как день недели, погодные условия и качество асфальтового покрытия.

В условиях непрерывного повышения интенсивности дорожного движения с вовлечением больших масс людей, транспортных и материальных средств деятельность по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий является многоплановой и взаимосвязанной, требующей научного комплексного подхода. Основным методом сложных комплексных познавательных процессов на современном уровне является системный (логический) подход к процессам и явлениям окружающего мира.

Не удивительно, что системный подход находит все более широкое применение при исследованиях проблемы обеспечения БДД. На безопасность дорожного движения оказывает влияние большое количество факторов. Для удобства изучения все эти факторы условно делят на четыре взаимодействующих части: человек (Ч), автомобиль (А), дорога (Д), среда (С) и рассматривают как элементы единого комплекса ЧАДС. Следует отметить, что ряд авторов вместо взаимодействующей части рассматриваемого комплекс, а именно человека (Ч) используют – водителя (В) и комплекс выглядит как ВАДС [3].

Комплекс ЧАДС представляет собой частный случай общей для современной науки системы, человек – машин - среда. Системный анализ (подход) явился наиболее приемлемой методической основой эффективного изучения комплекса ЧАДС.

Системный подход рассматривает анализ и синтез различных по своей природе и сложности объектов с единой системной (логической) точки зрения - подчинения целей и критериев оценки элементов (подсистем) общесистемным целям и критериям.

Системный подход позволяет изучать в едином комплексе, все многообразие взаимодействующих факторов, их особенности и взаимосвязи, дает возможность устанавливать ограничения, полагаемые на функционирование системы, и определять пути управления системой для оптимизации целевой функции.

В рассматриваемом комплексе (большой системе) ЧАДС основными элементами являются: Человек - это участник дорожного движения (Водитель, пешеход, пассажир, организатор движения и т.д.).

Автомобиль или АТС - это самоходное дорожное колесное транспортное средство, используемое обычно для перевозки по дорогам людей и грузов или для буксировки по дорогам транспортных средств, предназначенных для перевозки людей, грузов. Термин «АТС» охватывает автомобили, автобусы, троллейбусы, мотоциклы и т.д., но не распространяется на трактора, велосипеды с подвесным двигателем и рельсовые транспортные средства.

Дорога - это комплексное транспортное сооружение, включающее проезжую часть и ее обустройство, сооружения, конструкции, элементы, направленные на обеспечение предъявляемых к дороге требований, и прежде всего это автомобильная дорога.

Сред а - это условия местопребываний автомобиля, дороги и человека, а также особенности их взаимодействия. Среда преимущественно определяется природно-климатическими условиями и особенностями транспортных потоков и их взаимодействия с человеком и автомобилем.

Как правило, ДТП происходит в результате возникновения конфликтной ситуации из-за неожи­данного появления внешних и внутренних возмущающих воздей­ствий и невозможности предотвратить переход конфликтной си­туации в аварийную вследствие неправильной оценки человеком — участником движения - уровня риска в конфликтной ситуации и его неправильных действий для предотвращения ДТП.

Полная автоматизация процесса управления автомобилем по­зволила бы предотвратить возникновение конфликтных ситуа­ций, но в настоящее время и в ближайшем будущем практичес­ки невероятно полностью исключить человека из процесса уп­равления.

Поэтому основной проблемой по предотвращению возникно­вения ДТП является решение второй задачи, а именно: снижение вероятности неправильной оценки человеком — участником дви­жения уровня - риска в конфликтной ситуации и его неправильных действий при ДТП.

Причинами неправильной оценки риска в конфликтной ситу­ации могут быть:

· отсутствие или недостаток информации,

· недо­статочно полное использование человеком (водителем, пешехо­дом) информации или неправильное ее использование.

Улучшение информационного обеспечения водителя автомо­биля уменьшает вероятность неправильной оценки риска в конф­ликтной ситуации и является важнейшим мероприятием по по­вышению активной безопасности автомобиля.

Неправильные действия водителя в условиях конфликтной си­туации могут быть связаны либо со слишком слабым управляю­щим воздействием (например, недостаточный поворот рулевого колеса, недостаточный уровень торможения, небольшое ускоре­ние и др.), либо со слишком сильным управляющим воздействи­ем (например, превышение необходимого поворота рулевого ко­леса, силы торможения, ускорения), или вообще отсутствие ка­кого-либо управляющего воздействия.

Поэтому следует разрабатывать и применять системы для уп­равления автомобилем, позволяющие либо нейтрализовать избы­точное управляющее воздействие, либо осуществить коррекцию недостаточного управляющего воздействия водителя, т.е. так на­зываемые интеллектуальные транспортные системы(ИТС), что является одним направлений активной безопасности транспортного средства.

Весь мир занят поисками мер борьбы с дорожно-транспортными происшествиями (ДТП)[4]. Проводится большая научно-исследовательская работа по усовершенствованию конструкций автомобилей, улучшению качества дорог, улучшению организации движения, профессиональному отбору водителей и их подготовке. В результате специальных научных исследований выработаны основные положения, принципы и рекомендации по безопасности движения. Эффективность многих рекомендаций успешно проверена на практике. Важно отметить, что рекомендации по безопасности дорожного движения должны относится ко всему комплексу «водитель – автомобиль – дорога – среда» (ВАДС), а не к какому либо одному звену, например - к автомобилю. По нашему мнению, нельзя вопросы безопасности решать узко, ограничиваясь только улучшением конструкции автомобиля, без учета взаимодействия всех звеньев комплекса водитель – автомобиль – дорога – среда.

Так, под активной безопасностью следует понимать те эксплуатационные свойства комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда», которые направлены на предотвращения ДТП.

То есть активная безопасность в целом состоит из:

активной безопасности водителя;

активной безопасности автомобиля;

активной безопасности дороги.

Под пассивной безопасностью следует понимать те эксплуатационные свойства комплекса «водитель – автомобиль – дорога – среда», которые предотвращают или максимально снижают степень тяжести травм участников движения при невозможности предотвратить дорожно-транспортные происшествия.

В свою очередь пассивная безопасность состоит из:

пассивной безопасности водителя;

пассивной безопасности автомобиля;

пассивной безопасности дороги.

В перечне нет такого элемента, как СРЕДА но всем очевидно и понятно, что хотя среда и оказывает большое влияние на безопасность дорожного движения (обильные осадки, гололед, туман и т.д.), но мы не можем повлиять на них, а мы можем быть только готовыми к ним.

Также в некоторых источниках есть указание на:

активную безопасность пассажира - совокупность психофизиологических и иных личных качеств пассажира, способствующих предотвращению дорожно-транспортных происшествий и исключению предпосылок их возникновения, вызываемых его действиями (бездействием);

и активную безопасность пешехода - совокупность психофизиологических и иных личных качеств пешехода, способствующих предотвращению дорожно-транспортных происшествий и исключению предпосылок их возникновения, вызываемых его действиями (бездействием).

 

 


Поделиться с друзьями:

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Биохимия спиртового брожения: Основу технологии получения пива составляет спиртовое брожение, - при котором сахар превращается...

Адаптации растений и животных к жизни в горах: Большое значение для жизни организмов в горах имеют степень расчленения, крутизна и экспозиционные различия склонов...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.007 с.