Философия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского знания. — КиберПедия 

Семя – орган полового размножения и расселения растений: наружи у семян имеется плотный покров – кожура...

Наброски и зарисовки растений, плодов, цветов: Освоить конструктивное построение структуры дерева через зарисовки отдельных деревьев, группы деревьев...

Философия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского знания.

2017-09-10 739
Философия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского знания. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Вопросы к экзамену

 

1. Философия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского знания. 2

2. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Философия, религия, наука. 3

3. Предмет философии, ее разделы и функции. 4

4. Основные характеристики материализма и идеализма в философии. Методы философии. 5

5. Древнеиндейская философия, ее источники, основные школы и категории. 7

6. Философия буддизма. Чань(дзен)-буддизм. 8

7. Философия Конфуция. 9

8. Специфика древнекитайской философии, ее основные школы и категории. 10

9. Раннегреческая натурфилософия и атомизм. Философия Пифагора. 11

10. Диалектика Гераклита и элейская школа философии. 12

11. Этический рационализм Сократа. Сократические школы. Сократ (469-399 гг. до н.э.). 13

12. Объективный идеализм Платона(мир идей и мир вещей) и неоплатонизм. 15

13. Философские идеи Аристотеля (мир как единство материи и формы). 17

14. Античная этика (кинизм, эпикуреизм, стоицизм). 18

15. Схоластика. Философия Фомы Аквинского и проблема универсалий. 20

16. Характерные черты средневековой философии. Апологетика и патристика. 23

17. Философия эпохи Возрождения, основные направления. Идеал человека, его отражение в искусстве. Философия Николая Кузанского и Джордано Бруно. 24

18. Философия Френсиса Бекона. Эволюция эмпиризма. 27

19. Рационализм Нового времени. Философия Рене Декарта. 29

20. Этика и социальная философия французского Просвещения. 31

21. Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Канта. 32

22. Система и метод философии Гегеля. 34

23. Философия марксизма, ее сущность и этапы развития. 35

24. Философия жизни и иррационализм конца 19-ого, начала 20 века. 38

25. Русская философия, ее этапы и основные понятия. Русская идея. 40

26. Западничество и славянофильство. Запад, Восток и Россия в философии евразийства. 42

27. Философия всеединства Вл. Соловьев и проблемы софиологии. 43

28. Основные направления русской философии 2-ой половины 19 века. Общее дело Н.Ф.Федорова 45

29. Космическая философия. Естественнонаучный и религиозно-мистический космизм.. 48

30. Русская философия первой половины 20 века. Персоналитическая философия Н. Бердяева. 50

31. Американский прагматизм.. 53

32. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.. 55

 

 

Философия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского знания.

 

Философия - теоретически сформированное мировоззрение.

Согласно историческим свидетельствам философия (в переводе с греческого «любовь к мудрости») зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Древней Греции в VII - VI вв. до н.э.

Слово «философ» впервые ввел в оборот древнегреческий мыслитель Пифагор.

Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

- мифогенная (из осмысления мифов);

- гносеогенная (из обобщение результатов познания);

- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Важной проблемой, решаемой философией, является проблема человека (с его сознанием и самосознанием, волей, чувствами, потребностями, интересами, целями). Философия исследует место и роль человека в мире, в обществе, коллективе, семье и т.д.

Проблема смысла жизни

Проблема истины стоит в центре внимания философов.

 

Философские знания отличаются своей спецификой, а именно: они есть теоретическое выражение взглядов людей на мир в целом, на природу, общество и мышление людей. Эти взгляды основаны на знании естественных и общественных наук, на практике, опыте людей.


 

Древнеиндейская философия, ее источники, основные школы и категории

 

Индийская философия в своём историческом развитии подразделяется на 3 перио­да: ведический период (XVI - VI вв. до н.э.), классический период (V в. до н.э. - X в.н.э.) и индуистский период (с XI века н.э.).

Согласно традиционным принципам классификации систем индийской философии, их разделяют на ортодоксальные (признающие авторитет вед) и неортодоксальные школы.

К ортодоксальным системам, которые являются шестью равноправными способами воззрения (даршана), принятыми в брахманизме, относятся школы: ньяя, вайшешика, санкхья, йога, веданта и миманса.

Ньяя.

Ньяя (санскр. - метод, логическое заключение) - школа, созданная мудрецом Готамой (III в. до н.э.). Эта философская система занималась в основном разработкой теории познания, основывающейся на законах логики.

Вайшешика.

Основателем школы вайшешиков (санскр. - различие, особенность) является Канада (III в. до н.э.). Вайшешика есть идеалистическая и теистическая система, близкая к системе ньяя. Она исходит из признания объективного существования двух миров - сверхчувственного и чувственного.

В неортодоксальные системы индийской философии входят: материалистическая система локаята-чарвака, буддизм и джайнизм.


 

Философия Конфуция.

 

Первоучитель китайской нации - Конфуций (551-479 гг. до н.э).

Центральной для конфуцианства являлась этико-политическая проблематика, проблема человека и его места в обществе.

Последователи Конфуция выявляют в обществе и противопоставляют друг другу две группы людей.

Малая группа - это благородные мужи (цзюнь цзы), которые своим поведением поддерживают порядок и нравственность.

Вторая группа - это мелкие людишки (сяо жень). Число их огромно. Конфуций говорит об отличии этих людей: "благородный знает долг, а низкий выгоду".

"Цзюнь цзы" - муж, наделенный всяческими добродетелями и познавший высшую волю Неба.

"Сяо жень" – это человек высокомерный, ставящий личные интересы выше интересов общества.

Так как человек, согласно Конфуцию, наделен врожденной добротой и врожденным знанием, путь от сяо жень к цзюнь цзы пролегает через познание своей доброй природы и самосовершенствование.


 

Стоики.

Параллельно с эпикуреизмом, развивался и стоицизм. Основание этой школы относится к концу IV века до н.э. и связано с именем Зенона из Китиона (336/332-264/262 гг. до н.э.).

На определенном этапе развития этика стоицизма стала этическим идеалом римского гражданина. Идеал стоика это идеал человека, который безропотно, но мужественно и с достоинством повинуется неизбежности, судьбе и воле богов, зная, что противостоять судьбе бессмысленно; она ведет желающего, нежелающего - тащит.

Этическое учение стоиков глубоко противоречиво. С одной стороны, мы видим идеал неподвластного обстоятельствам человека с достоинством, мужественно превращающего безнадежность в торжество над обстоятельствами, у которого внешняя покорность сочетается с внутренней свободой. С другой стороны, все предрешено, изменить ничего нельзя, за исключением своего эмоционального отношения к обстоятельствам. И такой возвышенный трагизм доминирует на философской арене на протяжении пятисот лет.

Высшее благо стоиков состоит в том, чтобы жить согласно с добродетелью, в соответствии с природой, а злом, в противоположность добродетели, является порок. Все остальное безразлично.

Благо стоика сводится к четырем основным добродетелям: бла-горазумию, справедливости, умеренности и мужеству.

Этика кинизма.

Символом кинической философии считается Диоген Синопский (400 – 325 до н. э.). Основными ценностями кинической жизни считались: презрение к наслаждениям, жизнь без комфорта, свобода от других людей, самодостаточность, апатия и безразличие к обществу. Чтобы быть счастливым, достаточно понимать свое тело. Они довели до абсурда идею аскетизма (из нужды делали добродетель): киник не имел своего дома, бродил по дорогам и улицам, ел, что попало, спал, где придется.

В своих рассуждениях киники отвергали все политические, социальные и религиозные основы, на которых держался греческий полис. Все это поднимало их над людьми, погрязшими в рабстве своих страстей и желаний, так как в своем учении киники указали путь простейшей жизни, что, разумеется, имеет мало общего с высокими принципами этики Платона и Аристотеля.


 

Спор об универсалиях.

Противоречия между патристикой и схоластикой содержатся в споре об универсалиях (универсалии - это общие понятия). В решении вопроса о природе универсалий философы разделились на 3 лагеря:

1. реалисты - общие понятия (идеи) имеют реальное существование и предшествуют единичным вещам и предметам

2. номиналисты - отрицали онтологическое значение универсалий и утверждали что общие понятия существуют только в мышлении, а не в действительности.

3. концептуализм - умеренная позиция в споре об универсалиях. Отвергался крайний реализм и утверждалось, что в единичных предметах существует нечто общее, выражаемое понятием. Основной представителб концептуализма - Фома Аквинский


 

Философия русского космизма

Открытие Антарктиды. Первый полет в космос. Две главные несвободы:

1. Ограниченность человека во времени

2. Ограниченность человека в пространстве

Особенности русский философии:

1. Не занималась процессами познания мира. Эти вопросы стояли только по отношению к человеку.

2. Антропоцентризм. Проблемы доказательства Бога сводились к вопросу «зачем это нужно человеку».

3. Обращение к проблемам нравственности.

4. Обращение к социальной проблеме «Как сделать человека лучше?»

5. Практическая направленность.

6. Связь с отечественной культурой.

 

Русская философия XX века

Идеалистическими направлениями русской философии XX века культивировались не политические, а нравственные или религиозные пути спасения России. Эта направленность русской философской мысли могла быть осмыслена в категориях свободы, совпадения идеала и действительности.

Как материалистические, так и идеалистические течения русской философии были философией жизни. Для них характерно преимущественное внимание к проблемам философии истории, социологии, проблеме человека, этики, то есть тем, которые напрямую выводили на решение животрепещущих проблем современности. Русская философия утверждает нерасчлененность субъекта и объекта. Субъект познания в ней выступает как факт внутри бытия. Русская философия осмысливает объективную реальность не как безличную, противостоящую реальности, а переживает ее как свою судьбу, сопрягая, таким образом, гносеологию с оценкой и моралью. Это, правда, не означало, что в русской философии не разрабатывались так называемые метафизические проблемы онтологии, методологии, гносеологии.

Антропологическая ориентация русской философии является общепризнанной ее национальной особенностью. На протяжении всей своей истории она демонстрировала неизменное внимание к проблемам сущности и существования человека, предлагая большой спектр их решения. Начиная с середины XIX века вопросы существования человека, его ценности, свободы выходят в русской философии на первое место; она вся проникнута тревогой в связи с осознанием несовершенства бытия, наличия в нем иррациональных начал.

Именно русская философия в начале XX века сформулировала и предложила решение основных вопросов философии существования – экзистенциализма, став как бы предтечей ее европейских течений. Развитие экзистенциализма в России связано с именами Л. Шестова и Н. Бердяева.

 

Николай Александрович Бердяев (1874–1948) – философ и публицист.

В основе философии Бердяева – две «центральные» идеи: а) принцип объективации; б) «примат свободы над бытием», но, по существу, это суть идеи, связанные с персоналистическими построениями Бердяева.

В основе философского мировоззрения Бердяева лежит различение «мира» призрачного (это «мир» в кавычках, эмпирические условия жизни человека, где царствует разъединенность, разорванность, вражда, рабство) и мира подлинного (мир без кавычек, «космос», идеальное бытие, где царствует любовь и свобода). Человек, его тело и дух находятся в плену у «мира» призрачного бытия. Задача же человека состоит в том, чтобы освободить свой дух из этого плена, «выйти из рабства в свободу, из вражды «мира» в космическую любовь». Это возможно лишь благодаря творчеству, способностью к которому одарен человек, поскольку природа человека есть образ и подобие Бога-творца. Свобода и творчество неразрывно связаны: «Тайна творчества есть тайна свободы. Понять творческий акт – значит признать его неизъяснимость и безосновность. Рассмотрение человека как существа, одаренного огромной творческой мощью и в то же время вынужденного подчиняться материальной необходимости, определяет характер понимания Бердяевым таких глубинных вопросов человеческого существования, как вопросы пола и любви. Глубинное основание полового влечения Бердяев видит в том, что ни мужчина, ни женщина сами по себе не есть образ и подобие Бога в полном смысле этого слова. Только соединяясь в любви, они образуют целостную личность, подобную личности Божественной. Это воссоединение в любви есть одновременно творчество, выводящее человека из мировой данности, царства необходимости в космос, в царство свободы.

Американский прагматизм

 

Прагматизм – одно из влиятельных философских течений XX столетия, особенно на его родине – в Соединенных Штатах Америки. Название происходит от греческого слова, означающего дело, действие. Прагматизм нередко называют философией дела, действия, тем самым подчеркивая ее практическую нацеленность. Согласно прагматизму, единственным критерием истинности выступает успех какого-либо начинания, поступка, дела. Поэтому нередко прагматизм воспринимается как одна из форм некой житейской философии. Однако такой поверхностный взгляд не улавливает существенных признаков прагматизма. Не уяснив их, трудно понять причины столь длительного его успеха и устойчивого влияния. Именно прагматизму западноевропейская философия обязана введением и последующей детальной разработкой темы человеческой деятельности.

Истоки прагматизма лежат в немецкой философии, в частности, они присутствуют в творчестве Гегеля и Ницше. В последующем начальные идеи прагматизма отмечены в трудах А. Бергсона. Представления о прагматизме как философской форме мышления, познания формируются в рамках тенденции к пересмотру природы познания и истины. «Гносеологического субъекта» сменил «субъект заинтересованный», безразличный к истине как таковой. Для этого субъекта сознание существует лишь как средство решения непознавательных задач. Главным становится удовлетворение потребности в успешном действии. Вот эта-то тенденция получает развитие и завершение в прагматизме.

В повестку философского исследования включается вопрос о целеполагающей деятельности человека. Особо благоприятные условия (социально-экономические, политические) для формирования прагматизма сложились в США. Немало способствовал тому пресловутый американский образ жизни и его пропаганда. Как уже отмечалось, прагматизм часто отождествляют с полезностью. Но это одна сторона проблемы.

Другая, в частности, связана с включением в познавательный процесс вместо субъекта гносеологического субъекта заинтересованного. Раньше субъект только ощущал и мыслил, иными словами, его жизнь определялась одним – страстью к познанию. Теперь же предлагается совершенно иная модель. Деятельность познающего субъекта стимулируется потребностью в целенаправленном действии. Для такого субъекта познание и истина перестали быть абсолютной целью и превратились в средство. Уже Ницше, а позднее и прагматисты отмечали любопытный факт: чтобы успешно действовать, не всегда нужно обладать истинным знанием. Одна из установок прагматизма – чтобы преуспеть, надо не столько знать, сколько уметь (to know – to know how).

В обосновании подобных утверждений важную роль играет представление об относительном характере теоретического знания. Действительно, задолго до современного взгляда на природу Вселенной геоцентрическая система мира исправно в течение тысячелетий служила людям. То же можно сказать и о геометрии Евклида, механике Ньютона, а уж об общественных теориях – и говорить не стоит.

Для понимания сути прагматизма целесообразно рассмотреть его на примере творчества Ч. Пирса (1839–1914), основателя философии прагматизма. После долгих размышлений над основополагающими принципами прагматистской доктрины в 1904 г. он выпустил книгу «Что такое прагматизм». Но оказывается, что наименование своего учения он берет у Канта, который веру, необходимую для действия, которое нельзя обосновать знанием, называет прагматической верой.


 

Вопросы к экзамену

 

1. Философия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского знания. 2

2. Понятие мировоззрения и его исторические типы. Философия, религия, наука. 3

3. Предмет философии, ее разделы и функции. 4

4. Основные характеристики материализма и идеализма в философии. Методы философии. 5

5. Древнеиндейская философия, ее источники, основные школы и категории. 7

6. Философия буддизма. Чань(дзен)-буддизм. 8

7. Философия Конфуция. 9

8. Специфика древнекитайской философии, ее основные школы и категории. 10

9. Раннегреческая натурфилософия и атомизм. Философия Пифагора. 11

10. Диалектика Гераклита и элейская школа философии. 12

11. Этический рационализм Сократа. Сократические школы. Сократ (469-399 гг. до н.э.). 13

12. Объективный идеализм Платона(мир идей и мир вещей) и неоплатонизм. 15

13. Философские идеи Аристотеля (мир как единство материи и формы). 17

14. Античная этика (кинизм, эпикуреизм, стоицизм). 18

15. Схоластика. Философия Фомы Аквинского и проблема универсалий. 20

16. Характерные черты средневековой философии. Апологетика и патристика. 23

17. Философия эпохи Возрождения, основные направления. Идеал человека, его отражение в искусстве. Философия Николая Кузанского и Джордано Бруно. 24

18. Философия Френсиса Бекона. Эволюция эмпиризма. 27

19. Рационализм Нового времени. Философия Рене Декарта. 29

20. Этика и социальная философия французского Просвещения. 31

21. Немецкая классическая философия. Трансцендентальный идеализм Канта. 32

22. Система и метод философии Гегеля. 34

23. Философия марксизма, ее сущность и этапы развития. 35

24. Философия жизни и иррационализм конца 19-ого, начала 20 века. 38

25. Русская философия, ее этапы и основные понятия. Русская идея. 40

26. Западничество и славянофильство. Запад, Восток и Россия в философии евразийства. 42

27. Философия всеединства Вл. Соловьев и проблемы софиологии. 43

28. Основные направления русской философии 2-ой половины 19 века. Общее дело Н.Ф.Федорова 45

29. Космическая философия. Естественнонаучный и религиозно-мистический космизм.. 48

30. Русская философия первой половины 20 века. Персоналитическая философия Н. Бердяева. 50

31. Американский прагматизм.. 53

32. Позитивизм, неопозитивизм и постпозитивизм.. 55

 

 

Философия, ее генезис и важнейшие проблемы. Специфика философского знания.

 

Философия - теоретически сформированное мировоззрение.

Согласно историческим свидетельствам философия (в переводе с греческого «любовь к мудрости») зародилась на заре человеческой цивилизации в Индии, Китае, Древней Греции в VII - VI вв. до н.э.

Слово «философ» впервые ввел в оборот древнегреческий мыслитель Пифагор.

Основные концепции генезиса (происхождения) философии:

- мифогенная (из осмысления мифов);

- гносеогенная (из обобщение результатов познания);

- гносеогенно-мифическая (из всего, включая мифы и знания).

Важной проблемой, решаемой философией, является проблема человека (с его сознанием и самосознанием, волей, чувствами, потребностями, интересами, целями). Философия исследует место и роль человека в мире, в обществе, коллективе, семье и т.д.

Проблема смысла жизни

Проблема истины стоит в центре внимания философов.

 

Философские знания отличаются своей спецификой, а именно: они есть теоретическое выражение взглядов людей на мир в целом, на природу, общество и мышление людей. Эти взгляды основаны на знании естественных и общественных наук, на практике, опыте людей.


 


Поделиться с друзьями:

Поперечные профили набережных и береговой полосы: На городских территориях берегоукрепление проектируют с учетом технических и экономических требований, но особое значение придают эстетическим...

Эмиссия газов от очистных сооружений канализации: В последние годы внимание мирового сообщества сосредоточено на экологических проблемах...

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.055 с.