Семинар 9. Россия на рубеже XIX – XX вв. Попытки реформ и революционные кризисы. — КиберПедия 

Кормораздатчик мобильный электрифицированный: схема и процесс работы устройства...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Семинар 9. Россия на рубеже XIX – XX вв. Попытки реформ и революционные кризисы.

2017-09-10 564
Семинар 9. Россия на рубеже XIX – XX вв. Попытки реформ и революционные кризисы. 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Основные проблемы:

1. Российская империя на рубеже XIX – XX вв.: основные проблемы социально-экономического и политического развития правление Александра III иНиколаяIIконтр-реформы и консервативная реформация С.Ю. Витте.

2. Революция 1905 – 1907 гг. Её причины и итоги.

3. Манифест 17 октября 1905 г. Формирование многопартийной системы. Программы политических партий. Деятельность Государственной Думы. Третьеиюньская монархия.

4. Реформы П.А Столыпина, аграрная реформа и ее значение.

5. Внешняя политика России на рубеже веков. Влияние I Мировой войны на нарастание общенационального кризиса.

Темы докладов и рефератов:

1. Национальная и религиозная политика правительства на рубеже XIX – XX вв.

2. Революционная ситуация в начале XX в.: причины, события, последствия.

3. Политика «полицейского социализма».

4.Развитие рабочего движения в г. Ростове-на-Дону в конце XIX – начале XX в.

Определите и выпишите в глоссарий понятия:: консерватизм, либерализм, социализм, модернизация, индустриализация, аграрный реформа, забастовка, стачка, переворот, революция, манифест, черносотенцы, октябристы, кадеты, эсеры, меньшевики, большевики.

Какую роль в событиях изучаемого периода сыграли перечисленные исторические деятели: С.Ю. Витте, Николай II, А.И. Дубровин, Н.Е. Марков, В.М. Пуришкевич, П.А. Столыпин, В.В. Шульгин, А.И. Гучков, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов, Ю.О. Мартов, В.М. Чернов.

Литература [ основная – 1 – 15; дополнительная 1, 6, 11 – 14, 19, 20, 24 – 26, 29].

Приступая к изучению первого вопроса необходимо учитывать то, что в конце XIX - начале XX в. мировое общество вступило в новую фазу своего развития.
Капитализм стал основной мировой системой, достигнув в передовых странах империалистической стадии. Основные черты империализма:
- монополии, возникающие на основе высокой концентрации производства и капиталов и захватившие господствующее позиции в экономике;
- сращивание промышленности с банками и образование финансового капитала, мощной финансовой олигархии;
- наряду с вывозом товаров приобрел широкий размах вывоз капиталов (в форме государственных займов или прямых вложений в экономику);
- возникновение монополистических союзов;
- обострение борьбы между ведущими странами мира за рынки сбыта, что привело к ряду локальных воин, а затем к первой мировой войне.

Россия относилась к странам второго этапа развития капитализма. Особенностью российской экономика была ее многоукладность: частновладельческий, полунатуральный и мелкотоварный уклад. Противоречивость экономического развития заключалась в сочетании высокоразвитой промышленности и финансово-банковской системы с отсталым аграрным сектором.

Политическое развитие России на рубеже веков определялось:

- борьбой реформаторов (С.Ю.Витте) и традиционалистов (В.К.Плеве),

- остро стоявшим крестьянским вопросом

- рабочим вопросом.

Приступая к изучению второго вопроса необходимо определить значение термина «революция». Затем обозначить причины революции 1905-1907 гг.:

- отсутствие политических свобод,

- нерешенный аграрный вопрос,

- ухудшение положения рабочих из-за экономического кризиса 1900-1903 гг.,

- национальный вопрос

- поражение в русско-японской войне 1904-1905

- деятельность революционных организаций.

Этапы революции: 1. январь – сентябрь 1905, 2. октябрь – декабрь 1905, 3. январь 1906 – июнь 1907. Необходимо изучить методы революционной борьбы и меры, предпринимаемые властью для подавления революции. Затем выявить итоги революции и подумать о ее значении для России.

Приступая к изучению второго вопроса, следует вспомнить, что Манифест был подписан Николаем в разгар октябрьской политической стачки 1905 г. и означал, что власть пошла на уступки. Этот вопрос необходимо освещать в соответствии со следующим планом: 1. предпосылки появления Манифеста 17 октября, 2. содержание Манифеста 17 октября 3. оценка манифеста и последствия его принятия.

Приступая к изучению второй части вопроса необходимо определить понятие «политическая партия» и вспомнить что такое идеология. Основные политические партии, участвовавшие в политической жизни России: «Союз русского народа», «Союз Михаила Архангела», «Союз 17 октября», «Конституционно демократическая партия», РСДРП, партия социалистов-революционеров.

Приступая к изучению четвертого вопроса темы, необходимо вспомнить какие проблемы были в аграрном секторе и что такое «феодальные пережитки». В 1906, 1910 и 1911 годах были изданы указы: каждый крестьянин мог взять надел в собственность, мог свободно выйти из общины и выбрать другое место жительства, переселиться на Урал, чтобы получить землю (около 15 га) и деньги от государства на подъем хозяйства, переселенцы получали налоговые льготы, освобождались от службы в армии. Значение аграрной реформы. Следует учитывать, что аграрная реформа по-разному оценивается исследователями.

Приступая к изучению пятого вопроса, следует вспомнить внешнюю политику России в XIX в. и все проблемы, которые остались нерешенными. Основные направления внешней политики России на рубеже веков:

- западное - отношения с Англией, Францией, Германией. С конца 1880-х гг. союзником России в Европе стала Франция. С Англией Россия соперничала за влияние в Иране и Афганистане, с Австро-Венгрией — за влияние на Балканах.

- южное - отношения с Турцией, Ираном. Россия вела борьбу за черноморские проливы и старалась укрепить свое экономическое и политическое влияние в Азии.

- дальневосточное - отношения с Китаем, Японией. Особенно активными становятся действия русской дипломатии с начала 1890-х гг. Это было связано с обострением борьбы великих держав за сферы влияния в Китае.

 


Поделиться с друзьями:

Индивидуальные и групповые автопоилки: для животных. Схемы и конструкции...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ - конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой...

Таксономические единицы (категории) растений: Каждая система классификации состоит из определённых соподчиненных друг другу...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.008 с.