Институт гуманитарных наук и управления — КиберПедия 

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций...

Типы сооружений для обработки осадков: Септиками называются сооружения, в которых одновременно происходят осветление сточной жидкости...

Институт гуманитарных наук и управления

2017-09-10 221
Институт гуманитарных наук и управления 0.00 из 5.00 0 оценок
Заказать работу

Институт гуманитарных наук и управления

Кафедра отечественной истории

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

«Социально-политические процессы в современной России»

Направление подготовки /специальность

46.04.01 История

 

Профиль подготовки

Отечественная история

 

Москва

2017

Рабочая программа дисциплины составлена в соответствии с ФГОС ВО по 46.04.01 История

(направление подготовки (специальность)

утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от

«» _______ ___г. №

 

 

Разработчики:

 

ГАОУ ВО МГПУ__ доцент Смирнова Юлия Валерьевна

(место работы) (занимаемая должность) (ФИО)

 

Эксперты:

ГАОУ ВО МГПУ профессор Токарева Елена Анатольевна

 

Рабочая программа дисциплины одобрена на заседании кафедры_______________Отечественной_истории_______________________________

(название кафедры)

Протокол № 1 от «24» августа 2016 г.

 

Заведующий кафедрой: к.и.н., проф. Андреев И.Л.

(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

 

СОГЛАСОВАНО:

 

Заведующий выпускающей кафедрой _______________ к.и.н., проф. Андреев И.Л.

(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)

Рабочая программа дисциплины утверждена ученым советом Института гуманитарных наук и управления

(название института)

Протокол № 1 от «25» августа 2016 г.

 

Директор института _____________________ к.и.н., проф. Кириллов В. В..

(подпись) (ученая степень, звание, Ф.И.О.)


1. Наименование дисциплины: «Социально-политические процессы в современной России»

2. Цель и задачи освоения дисциплины:

Целью дисциплины является изучение современных социально-политических аспектов российского исторического процесса.

Задачи курса:

- изучение литературы и источников по социально-политической истории современной России;

- анализ специфики социально-политической истории и ее роли на различных этапах российского исторического процесса;

- сравнение российско-политического процесса с общемировым и социально-политической истории различных цивилизаций;

- освоение комплекса необходимых знаний и приобретении самостоятельных оценок особенностей российского социально-политического процесса в различные периоды национальной истории;

- развитие навыков самостоятельного анализа развития социально - политического процесса и политических явлений.

 

3. Место дисциплины в структуре программы: дисциплина входит в Модуль М.4 «Политическая история России», относится к курсам по выбору (КВ.2) вариативной части и изучается в 3 семестре.

 

4. Требования к результатам освоения дисциплины:

В результате изучения дисциплины обучающийся должен освоить:

Трудовые функции:

3.1.1. – Управлять собственным развитием;

3.2.1. – Организовывать выполнение проектов/проекта в подразделении;

3.2.5. – Осуществлять межфункциональное взаимодействие;

3.2.8. – Управлять данными;

3.1.1. – Организация учебной деятельности обучающихся по освоению учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП;

3.1.3. – Разработка и обновление программно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП;

3.7.4. – Разработка научно-методического обеспечения реализации курируемых учебных курсов, дисциплин (модулей);

Трудовые действия:

- Определять собственный стиль обучения;

- Участвовать в научных семинарах по тематике проектов;

- Анализировать и оценивать имеющиеся ресурсы и условия, необходимые для выполнения плана/графика;

- Выбирать оптимальные схемы в зависимости от целей и задач деятельности;

- Руководить сбором, хранением, анализом данных;

- Проведение учебных занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;

- Организация самостоятельной работы обучающихся по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;

- Разработка и обновление учебно-методического обеспечения учебных курсов, дисциплин (модулей) программ СПО и (или) ДПП, в том числе оценочных средств для проверки результатов их освоения;

- Планирование занятий по учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) программ СПО и (или) ДПП;

- Ведение документации, обеспечивающей реализацию программ учебных курсов, дисциплин (модулей) СПО и (или) ДПП;

- Разработка (самостоятельно и (или) в группе под руководством специалиста более высокого уровня квалификации) новых подходов к преподаванию и технологии преподавания учебных курсов, дисциплин (модулей) программ бакалавриата, специалитета, магистратуры и (или) ДПП.

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих общепрофессиональных, профессиональных и специальных компетенций:

- Способности к инновационной деятельности, к постановке и решению перспективных научно-исследовательских и прикладных задач (ОПК-6);

- Способности анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей (ПК-7);

- Способности многофакторного анализа истории российской политической элиты, места и роли в истории российского государства, в том числе используя антропологический подход (СК-1);

- Способности рассматривать дефиниции политической истории России в социокультурном контексте и на основе современных теоретико-методологических подходов (СК-2).

 

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

Знать:

- специфику инновационной деятельности, направления постановки и решения перспективных научно-исследовательских и прикладных задач; способы постановки и решения перспективных научно-исследовательских и прикладных задач; пути обсуждения этих задач;

- политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также основы цивилизационного подхода в истории;

- предметную область; методологию и методы исторических исследований, этапы развития политических элит в России; объясняет особенности развития российских политических элит; выражает свою точку зрения на важнейшие события истории российских элит;

- основные проблемы изучения истории политических элит России, основные этапы политической истории России; историографию основных проблем политической истории России; объясняет сущность основных проблем изучения истории политических элит России;

Уметь:

- иллюстрировать достижения в инновационной деятельности; сопоставлять результаты инновационной деятельности;

- анализировать и объяснять политические, социокультурные, экономические факторы исторического развития, а также роль человеческого фактора и цивилизационной составляющей;

- анализировать исторические события, интерпретировать исторические факты; давать оценку историческим событиям учитывая многофакторность исторических процессов; использовать полученные знания для определения место и роли политических элит на современном этапе;

- ориентироваться в проблематике изучения политической истории России, интерпретировать точки зрения историков на основные проблемы изучения отечественной истории; применять на практике знание историографии отечественной истории, описывать в общих чертах различные подходы к изучению истории России;

Владеть:

- навыками формулирования результатов инновационной деятельности; постановкой и навыками решения перспективных научно-исследовательских и практически-прикладных задач в предметной области; определением ценности результатов инновационной деятельности;

- различными теориями исторического процесса;

- современными методами исторических исследований, междисциплинарными подходами при изучении предметной области;

- современными подходами к изучению истории России, навыком выделения основных подходов к изучению истории России; навыком определения ценности той или иной концепции истории России.

5. Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов/зачетных единиц Семестры
       
Контактная работа (всего) 24 / 0,7        
В том числе:          
Лекции 8 / 0,2        
Практические занятия (ПЗ) 16 / 0,5        
Семинарские занятия (С)          
Лабораторные работы (ЛР)          
Из них:          
Интерактивные и активные формы занятий (всего)          
Самостоятельная работа (всего) 84 / 2,3        
Подготовка к защите информационных образовательных проектов 84 / 2,3        

6. Структура и содержание дисциплины

6.1. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Практические занятия Лабораторные занятия Семинары СРС Всего
1. Краткий обзор истории социально- политических процессов в России            
2. Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг.            
3. Российский социально-политический процесс начала XXI в.            
4. Итоги и перспективы развития современной России            

6.2. Содержание разделов дисциплины

№ п/п Наименование раздела дисциплины Содержание раздела
1. Обзор истории социально- политических процессов в России Предмет, задачи, теоретико- методологические основы курса. Краткий обзор истории социально-политических процессов в России.
2. Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг. Причины и начало «перестройки». Реформа политической системы в СССР. Политический кризис августа 1991 г., его итоги и последствия. Б.Н. Политический кризис осени 1993 г. Классификация, программы, лидеры. Коммуникационная политика партий.
3. Российский социально-политический процесс начала XXI в. Россия к началу XXI в. Российские политические партии начала XXI в.: Эволюция взаимоотношений бизнеса и власти. Политика по отношению к неправительственным организациям. Политические деятели России начала XXI в. Бизнес и власть. Власть и гражданское общество. Портреты политических и общественных деятелей современности. Характеристика социальных процессов в России начала XXI в.
4. Итоги и перспективы развития современной России Итоги политического развития Российской Федерации в начале XXI в. Стабилизация социально-политического положения Российской Федерации в начале ХХI века. Задачи и перспективы политического развития современной России.

Образовательные технологии

Вид занятия (лекционное, практическое, лабораторное) Наименование раздела дисциплины Образовательные технологии (в том числе интерактивные) Объем, ауд. Часов/в том числе в интерактивной форме
1. Лекция Теоретико- методологические основы курса Проблемная лекция 2/1
2. Практическое занятие Этапы развития социально- политических процессов в России Проблемный семинар 2/2
3. Лекция Российский социально - политический процесс второй половины 1980-х – 1990-х гг.. Проблемная лекция 2/2
3. Практическое занятие Российский социально- политический процесс 1985- – 1991 гг. Проблемный семинар 4/4
4. Практическое занятие Российский социально- политический процесс 1991- – 1999 гг Проблемный семинар 2/2
5.Лекция Российский социально-политический процесс начала XXI в Проблемная лекция 2/2
5. Практическое занятие Российский социально- политический процесс 2000- 2004 гг Проблемный семинар 2/2
6. Практическое занятие Российский социально- политический процесс 2004- 2012 гг. Проблемный семинар 2/2
7. Лекция Итоги и перспективы развития современной России Проблемная лекция 2/1
8. Практическое занятие Итоги и перспективы развития современной России Коллоквиум 4/4
Итого: часы 24/ 19

6.4. Содержание практических (семинарских, лабораторных) занятий по дисциплине

Примерные темы проектов

1. Социально-политическая основа формирования и развития русского централизованного государства.

2. Социально-политические основы возникновения и развития сословно представительной монархии в России.

3. Формирование и развитие российского абсолютизма. Социально-политические реформы Петра I.

4. Социально - политические преобразования Александра I и Николая I

5. Реформы в 60-70-х гг. XIX в. Их влияние на развитие социально-политического процесса в России.

6. Социально-политическое развитие России в начале ХХ века. Революция и эволюция. Возникновение и развитие политических партий в России.

7. Становление и развитие советской социально-политической системы.

8. Причины кризиса советской социально-политической системы в 1985 – 1991 годах.

9. Реформа социально-политической системы СССР во второй половине 1980-х годов. «Перестройка» народного хозяйства СССР.

10. Возникновение и развитие общественных организаций и политических партий в СССР во второй половине 1980-х годов.

11. Социально-политические основы августовских событий 1991 года.

12. Социально-политические основы крушения Советского Союза. Беловежская пуща, декабрь 1991 г.

13. Возникновение Российской Федерации. Социально-политические основы формирования государственного суверенитета России.

14. Политическая деятельность Б.Н. Ельцина в 1992 – 1993 гг. Социально-политический кризис осенью 1993 г. Его итоги и последствия.

15. Возникновение и политическая деятельность партий и общественных организаций в России в 1991 – 1999 годах.

16. Социально-политическая ситуация в России в 1999 г. Отставка Б.Н. Ельцина. Избрание президентом в 2000 году В.В. Путина.

17. Социально-политическая деятельность российских политических партий в начале 2000-х годов. Их цели и программы.

18. Политическое значение выборов президентом России в марте 2008 г. Д.А. Медведева. Его государственная деятельность.

19. Финансово экономический кризис в 2008 – 2009 года и социально-политические меры для его смягчения. Борьба с коррупцией в России.

20. Итоги социально-политического развития Российской Федерации в 2000 – 2012 годах.

10. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины для самостоятельной работы обучающихся:

а) основная литература:

 

1. Исаев, Борис Акимович. Политические отношения и политический процесс в совре- менной России: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению подгот. "Политология" / Б. А. Исаев, Н. А. Баранов. – М.; СПб.; Н. Новгород и др.: Питер, 2009. – 394 с. –

2. Карпачёв, Сергей Павлович. Новейшая отечественная история: курс лекций. Ч. 1. 1917–1941. – М.: МГПУ, 2013. – 331 с. –

3. Муштук, Орест Захарович. Политология: учебник / О. З. Муштук. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: МФПА, 2011. – 475 с. –

4. Отечественная история ХХ – начала ХХI веков: учебное пособие для студентов вузов /Под ред. А.В. Ушакова. – М.: Форум-ИНФРА-М, 2011 – 446 с.-

5. Перегудов, Сергей Петрович. Политическая система России в мировом контексте: ин- ты и механизмы взаимодействия / С. П. Перегудов; Ин-т мировой экономики и междунар. отношений РАН. – М.: РОССПЭН, 2011. –

6. Политология: учеб. для студентов вузов / под ред. М. А. Василика. – М.: Гардари- ки, 2006. – 588 с.

7. Трошихин, Владимир Васильевич. Социология и политология: Учеб. пособие /В. В. Трошихин, В. Н. Шилов. – М.: Изд-во РДЛ, 2003. – 294 с

 

б) дополнительная литература:

 

1. Анохина, Наталья Вячеславовна. Смешанная и пропорциональная избирательные си- стемы в условиях российского президенциализма / Н. В. Анохина, Е. Ю. Мелешкина // Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 263–284.

2. Гельман, Владимир Яковлевич. Политические партии в России: от конкуренции к иерархии / В. Я. Гельман // Электоральное пространство современной России: Полит. нау- ка: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 27 – 49.

3. Казин, Филипп Александрович. Голосование за власть в условиях недоверия к власти. Опыт российской политической жизни / Ф. А. Казин // Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 136 –154.

4. Калинин, Кирилл Олегович. Эволюция идеологических размежеваний в российской партийной системе: 1995–2003 / К. О. Калинин // Электоральное пространство современ- ной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Со- ловьев]. – М.,2009. – С. 155–181.

5. Коргунюк, Юрий Григорьевич. Становление партийной системы в современной Рос- сии / Ю. Г. Коргунюк; Регион. обществ. фонд "Информатика для демократии" (Фонд ИНДЕМ), Моск. гор. пед. ун-т; [науч. ред. Е. И. Хаванов]. – М.: Фонд ИНДЕМ: МГПУ, 2007. – 543 с.

6. Модернизация и политика: традиции и перспективы России: Полит. наука: ежегодник. 2007 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М.: РОССПЭН, 2011. – 431 с.

7. Политология на российском фоне / Рос. акад. управления; Авт. кол.: В. В. Рябов и др. – М.: Луч, 1992. – 295 с.

8. Рябченко, М. А. Формирование и развитие публичной политики в online-пространстве современной России / М. А. Рябченко // Сети в публичной политике: Политическая нау- ка: ежегодник, 2014 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2014. –С. 145–161.

9. Сергеев, С. А. Контркультурная политическая оппозиция в современной России / С. А. Сергеев // Социально-гуманитарные знания. – 2005. – № 3. – С. 245–259.

10. Сморгунов, Леонид Владимирович. Феномен "новых партий" и его влияние на электо- ральное поведение / Л. В. Сморгунов // Электоральное пространство современной Рос- сии: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 103–116.

11.Согрин, Владимир Викторович. Политическая история современной России 1985– 1994: От Горбачева до Ельцина / В. В. Согрин. – М.: Прогресс-Академия, 1994.

12. Холодковский, Кирилл Георгиевич. К вопросу о политической системе современной России / К. Г. Холодковский // Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009. – С. 117–135.

13. Швец, Лариса Григорьевна. Власть, доминирование, влияние в современном полити- ческом процессе / Л. Г. Швец // Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М., 2009.

14. Электоральное пространство современной России: Полит. наука: ежегодник. 2008 / Рос. ассоц. полит. науки; [гл. ред. А. И. Соловьев]. – М.: РОССПЭН, 2009. – 479 с.

 

11. Перечень ресурсов информационно-телекоммуникационной сети Интернет, необходимых для освоения дисциплины

 

1. Всемирная история. Единое научно-образовательное пространство. Ресурс создан для координации научно-исследовательской и преподавательской деятельности историков России. URL.: http://www.worldhist.ru/(дата обращения: 24.08.2014);

2. XX век в событиях и фактах, относящихся прежде всего к истории наук о· человеке, к повседневной жизни людей, к культуре в самом широком смысле слова. URL.: http://www.idf.ru/almanah.shtml Весь ХХ век. (дата обращения; 23. 08.2014);

3. Портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование». URL.:· http://www.humanities.edu.ru (дата обращения: 24.08.2013);

4. Федеральный портал «Российское образование». URL.: http://www.edu.ru/(дата· обращения:24.08.2014);

5. Электронная гуманитарная библиотека. URL.: http://www.gumfak.ru/(дата· обращения: 25.08.2014)

6. Российский общеобразовательный портал. URL.: http://www.school.edu.ru (дата· обращения: 25.08.2014);

7. Хронос. Всемирная история в Интернете. Проект ставит целью ознакомление с· мировой историей и культурой. Структура сайта включает в себя следующие разделы: исторические источники; генеалогические таблицы; библиотека; биографический указатель; статьи на исторические темы; исторические организации; страны и государства. Имеется система поиска по сайту.URL.: http://www.hrono.ru/index.sema (дата обращения: 25.08.2014);

8. Энциклопедический словарь «История Отечества с древнейших времен до· наших дней» (БРЭ/Рубрикон). URL.: http://www.rubricon.com/io_1.asp (дата обращения: 23.08.2014).

 

12. Перечень информационных технологий, используемых при осуществлении образовательного процесса по дисциплине, включая перечень программного обеспечения и информационно-справочные системы

 

1. Системное прикладное программное обеспечение (операционные системы, антивирусы, программы для обслуживания телекоммуникационных сетей);

2. Прикладное программное обеспечение общего назначения (текстовые процессоры, электронные таблицы, программы для работы с графикой, музыкальные редакторы и программы работы со звуком, браузеры);

3. Для поиска и обработки информации рекомендуется использовать INTERNET EXPLORER, MOZILLA FIRE FOX, GOOGLE SEARCH;

4. для текстовых работ WINDOWS-MICROSOFT - WORD, для работы с таблицами, схемами - MICROSOFT-EXEL, для работы с презентационным материалом POWER POIN;

13. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

- Курс обеспечен литературой библиотечного фонда ГАОУ ВО МГПУ и возможностью доступа к Интернет-ресурсам.

- Для проведения лекционных занятий требуется аудитория на курс, оборудованная· меловой и интерактивной досками, мультимедийным проектором и экраном.

- Для обеспечения практических занятий по данному курсу необходимы· специальным образом оборудованные аудитории и/или компьютерные классы; персональные компьютеры; технические и аудиовизуальные средства обучения.

Институт гуманитарных наук и управления


Поделиться с друзьями:

Общие условия выбора системы дренажа: Система дренажа выбирается в зависимости от характера защищаемого...

История развития хранилищ для нефти: Первые склады нефти появились в XVII веке. Они представляли собой землянные ямы-амбара глубиной 4…5 м...

Папиллярные узоры пальцев рук - маркер спортивных способностей: дерматоглифические признаки формируются на 3-5 месяце беременности, не изменяются в течение жизни...

Своеобразие русской архитектуры: Основной материал – дерево – быстрота постройки, но недолговечность и необходимость деления...



© cyberpedia.su 2017-2024 - Не является автором материалов. Исключительное право сохранено за автором текста.
Если вы не хотите, чтобы данный материал был у нас на сайте, перейдите по ссылке: Нарушение авторских прав. Мы поможем в написании вашей работы!

0.062 с.